Методическая разработка классного часа для учащихся 3-4 классов «Мой край - земля талантливых людей»
методическая разработка (4 класс)

Сяткина Елена Александровна

    Классный час «Мой край – земля талантливых людей»  был проведён среди учащихся 4-го класса, и являлся промежуточным итогом   работы по  нравственно - патриотическому воспитанию младших школьников. Классный час подытожил основные знания ребят об истории своей малой родины, о выдающихся  людях, проживавших на территории поселения. Занятие способствовало формированию чувства гордости за земляков, за родителей, желание  походить на них. Изучая историю своей малой родины, отдавая дань уважения своим землякам, радуясь позитивным изменениям в судьбе своего села, каждый может гордиться своей малой родиной и стараться для её блага.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx57.94 КБ
Файл informatsionnaya_karta.docx23.13 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация

Сергиево-Посадского муниципального  района Московской области

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Шеметовская средняя общеобразовательная школа»

Методическая разработка классного часа для учащихся 3-4 классов

«Мой край - земля талантливых людей»

                         

                                                 Разработала: Сяткина Елена Александровна,

                                              учитель начальных классов,

      первая квалификационная категория

2018 г.

    Введение

    Огромная страна Россия, множество культур и наций. Мы с раннего возраста приучаем детей гордиться своей страной, чтить её наследие. Хорошо, если у ребёнка есть возможность много путешествовать и своими глазами наблюдать разнообразие и красоту Отечества. Большинство же ребят, достигших  школьного возраста, не могут похвастаться широким кругозором. Экономические причины, занятость родителей, менталитет семьи не позволяют детям воочию знакомиться с красивейшими городами и любоваться бескрайними просторами родной земли.  Нет возможности сравнить обычаи народов России,  услышать тонкости  диалектов,  понять  вероисповедания. Четвертая часть  населения России  проживает в сельской местности, где отдалённость поселений от районных центров  может составлять десятки километров. Микрорайоны, где растут  дети,  недостаточно обустроены и облагорожены. Большинство младших школьников   не понимают  различий  между понятиями «страна», «город», «село».

    В школе, дома  ребёнок много слышит о любви к  Родине, о патриотизме, о  великих людях и  их достижениях. У ребёнка формируется чувство гордости за свою страну.  Но образ Родины, который  так вдохновляет ученика,  показан ему на картинках, в видеоклипах, на телеэкранах, и очень часто не совпадает с тем, что он видит из окна своего дома.  Выражения «любить Родину», «защищать  Отечество»  становятся для ребёнка абстрактными понятиями, далёкими от его сегодняшней жизни.  Доктор педагогический наук О. В. Лебедева пишет, что «патриотизм, как и всякое чувство, требует глубины переживания, но, возбуждаемый лишь при помощи внешних средств, он принимает ложное направление, становится поверхностным, обезличивается. Искусственное внешнее побуждение не поддерживает, а убивает патриотические чувства. На них нельзя влиять принудительно, можно только косвенно. Патриотизм есть чувство, вера, которые нельзя вполне демонстрировать».

    Нравственно-патриотическое воспитание – сложный педагогический процесс, требующий от учителя всестороннего развития младших школьников. Какую же стратегию выбрать учителю на пути патриотического воспитания подопечных? Какие воспитать первоочередные качества?

    Исторически сложилось, что патриотизмом мы называем любовь к Родине, как к государству, его защиту от внешнего врага.   С. И. Ожегов  в своём словаре толкует  патриотизм,  как «преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу, готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины».

    Настоящее время характеризуется  смещением акцента в патриотическом воспитании. Прежняя трактовка - «раньше думай о Родине, а потом - о себе»- уступает место другому пониманию данного понятия. Сегодня  воспитание «патриотизма» очень многогранно - любовь к Родине, к родным местам, родному языку; уважение к прошлому своей Родины, к традициям и обычаям своего народа, знание истории Родины, понимание задач, стоящих перед страной, и своего патриотического долга; уважение к другим народам, их обычаям и культуре, нетерпимость к расовой и национальной неприязни; стремление к укреплению чести и достоинства Родины, уважение к армии и готовность защищать Родину; готовность служить интересам Родины, активное и сознательное участие в трудовой деятельности при сочетании личных и общественных интересов.

    Ещё  А.С. Макаренко писал: «Воспитание детей - самая важная область нашей жизни. Наши дети – это будущие граждане нашей страны и граждане мира. Они будут творить историю. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной».

    Занимаясь нравственно-патриотическим воспитанием младшего школьника необходимо, во-первых,  опираться на его инстинктивный характер любви к Отечеству. Вполне очевидна и понятна привязанность любого человека к месту жительства, где он родился и вырос,  с которым ассоциируются лучшие воспоминания его детства. Его привязанность к природе, ландшафту, климату, к окружающим людям с их менталитетом, привычками, обычаями, к духовной сфере. Эти особенности восприятия пробуждаются с малых лет.

    Д.  С. Лихачёв писал «Любовь к Отчизне начинается  с любви к своей малой Родине – месту, где человек родился. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем и ко всему человечеству». Ученый рассуждал о патриотизме как о творческом начале, которое может вдохновить всю жизнь человека: «Патриотизм – это тема, если так можно сказать, жизни человека, его творчества»

Нравственно-патриотическое воспитание в начальной школе можно выстраивать по следующему алгоритму:

  1. Формирование нравственной составляющей в отношении к своим

близким и семье. Это корни, которые связывают ребёнка с родным домом и окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребёнок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. Школа помогает укрепить семейные связи, предлагая участие в семейных вечерах, конкурсах, эстафетах, экскурсиях, походах. Родители  являются  не пассивными зрителями, а непосредственными участниками, проявляющими свои знания, таланты, способности. Они раскрываются с иной стороны перед своими детьми, вызывая  у них чувство гордости, укрепляют семейные узы.

  1. Краеведческая работа. Любой край, даже самый отдалённый уголок, самая маленькая деревушка, неповторимы.  Каждое место отличается своей природой, традициями,  бытом. Прошлое и настоящее родного края так рядом, его легко и интересно изучать, наблюдать. Педагогу необходимо лишь выделить самое характерное, яркое, вызывающее интерес у детей.  Узнавать историю края, значит, и знакомиться с людьми, кто делал эту историю. Развивать родной край – значит, становится самим его историей. Изучение истории родного края требует от учителя хорошего  знания краеведческого материала, поэтому происходит постоянное взаимодействие и  тесное сотрудничество с музееведами,  библиотекарями, старожилами,  священнослужителями.
  2. В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности близких людей, своих земляков. На конкретных примерах  старших членов семьи, дедушек, бабушек, ветеранов, участников Великой Отечественной войны у детей формируются такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «трудовой подвиг» и т. д.  Традиционными мероприятиями становятся «вахты памяти», поздравления ветеранов, встречи с ними.  Знакомство  с жизненным путём людей, чьи имена увековечены в названиях улиц, школ, спортивных и общественных мероприятиях.  Важно, чтобы дети увидели «гражданское лицо» своей семьи, жителей своего края. Воспитываем большое через малое, показываем, как жизнь одного человека влияет на судьбы других людей, на судьбу родного края.

    Классный час «Мой край – земля талантливых людей»  был проведён среди учащихся 4-го класса, и являлся промежуточным итогом   работы по  нравственно - патриотическому воспитанию младших школьников. Классный час подытожил основные знания ребят об истории своей малой родины, о выдающихся  людях, проживавших на территории поселения. Занятие способствовало формированию чувства гордости за земляков, за родителей, желание  походить на них. Изучая историю своей малой родины, отдавая дань уважения своим землякам, радуясь позитивным изменениям в судьбе своего села, каждый может гордиться своей малой родиной и стараться для её блага.

    Другая цель классного часа  - показать ребятам, что в современном мире необходимо всесторонне развиваться, уметь пользоваться приобретёнными навыками, развивать и использовать свои таланты,  увлечения, научиться  быть интересным и полезным человеком для общества, для страны.

    Подготовка к классному часу началась за две недели до мероприятия.  На внеклассных занятиях  ребята конструировали план-макет посёлка, готовили музыкальные номера. Ребятам помогали готовиться их педагоги и старшие товарищи-шефы-ученики восьмых классов. Так же ребята готовили индивидуальные и групповые проекты  по страницам истории посёлка.

    Для открытия новых талантов, знакомства с миром увлечений семей учащихся была организована выставка творческих работ. Ребята и их семьи поделились своими увлечениями, открылись друг для друга с новой стороны, что ещё больше сплотило классный  коллектив.

    План классного часа.

  1. Организационное начало занятия.
  2. Вводная часть.
  3. Основная часть:

- путешествие в прошлое посёлка  с помощью инсценировки;

- защита презентаций учащихся  о выдающихся жителях  поселения;

- презентация выставки творческих работ;

-танцевальная композиция;

- подведение итогов;

- исполнение гимна молодёжи.

    4. Заключительная часть. Рефлексия – дерево талантов.

    В течение классного часа  использовались разные формы работы: фронтальная, групповая, парная; методы: словесные  (беседа, рассказ, художественное чтение, рассуждение ), наглядные (демонстрация слайдов, рисунков, фотографий, выставка,  макет), театрализация, практические (игровое упражнение, танец, пение, игра на музыкальном инструменте ), рефлексия. Они способствовали развитию у детей навыков общения, совместной деятельности, проявление их личных качеств.

    На классном часе использовались компьютерные технические средства, средства наглядности.

    На занятии основной упор был сделан на выступления самих ребят, что придавало занятию эмоциональный настрой и конкретность.

    Психологическая атмосфера была доверительная, эмоциональная, доброжелательная. Все задания ребята выполняли с удовольствием.

    В ходе классного часа соблюдался методический принцип - коммуникативность, присутствовала обратная связь с учеником как главная цель педагогического воздействия.

   Считаю, что цель классного часа - обобщение  и углубление знаний  учащихся об истории родного края, формирование положительной мотивации саморазвития достигнута.  Все ученики активно участвовали, высказывали свои мнения и идеи свободно.

    Вывод

    Нравственно - патриотическое воспитание детей младшего школьного необходимо начинать воспитывать  с глубокого  изучение прошлого не только своей страны, но, в первую очередь, своего родного края, его природы, достопримечательностей. У детей должно сформироваться ясное  понимание, что выполнение сегодняшних трудовых дел и свершений оказывают влияние на будущее не только родного края, но и на будущее страны.  Тот любит горячо Родину, кто уже с детских лет стремится своими практическими делами внести свой вклад в еѐ укрепление, украшение, прославление. И мы должны убеждать детей в том, что патриотический долг выполняется всюду: не только на войне, но и в труде, учѐбе, в бережном отношении к природе. Защищать свою Родину в бою, честно работать на благо своей страны, сознательно учиться, помогать людям, оберегать родную природу – во всѐм этом и проявляются патриотические чувства и дела. Хочется надеяться, что такое отношение к Родине сохранится на протяжении всей жизни сегодняшних учеников. Что они, став взрослыми людьми, свою любовь к родному краю передадут своим детям, внукам, будут жить и работать на благо и во имя Родины.

     Список литературы

  1. Верещагина Н.И.  Проблема воспитания патриотизма в отечественной педагогической мысли //Самарский научный вестник № 3( 16) - Самара, Самарский государственный социально-педагогический университет. 2016. — 216 с.
  2. Лебедева О.В. Патриотическое воспитание - верноподданническое или гражданское //Педагогика. 2013. № 9
  3. Лихачев Д.С. Раздумья / сост. и общ. ред. Г.А. Дубровский. М.: Детская литература, 1991-318 с.
  4. Хромова М.Н.  Идеи патриотизма в трудах отечественных философов и педагогов Журнал Фундаментальные исследования. – 2014. – № 5 (часть 2)
  5. Словарь русского языка. Сост. С.И.Ожегов. Изд. третье. Под общ. ред. ак. С.П.Обнорского. М.: Гос. изд-во. иностр. и нац. словарей. 1953 - 848 с.
  6. https://fgos.ru
  7. Приложение 1 – Презентация «Наш любимый край»
  8. Приложение 2 – Фотоматериалы классного часа

Классный час в начальных классах

«Мой край - земля талантливых людей»

Тема :  «Моя край – земля талантливых людей»

Форма:  тематический классный час

Целевая аудитория: учащиеся 3-4-х классов и  родители

Место проведения: классный кабинет

Время проведения: 45 минут

Цель - обобщение  и углубление знаний  учащихся об истории родного края; формирование положительной мотивации саморазвития.

Задачи:

  1. Содействие  нравственно-патриотическому воспитанию детей.
  2. Воспитание чувства любви и гордости за свою малую Родину, ощущение

причастности к её судьбе.

  1. Воспитание  уважения  к нравственному опыту представителей старшего поколения.
  2. Побуждение  к проявлению творческой активности, участию в различных кружках, секциях, к развитию своих способностей и талантов.

Оборудование: мультимедиа презентация, проектор, музыкальная фонограмма.

Подготовительная работа:

Заранее дети информируются о проведении данного классного часа и получают задание:

- представить  свои  увлечения  или увлечение членов семьи в виде выставки изделий хенд-мейд – вязание, бисероплетение, вышивание, конструирование, выжигание и т.п.

- Оформление выставки рисунков детей «Мой край».

- Подготовка танцевального  номера  под композицию А. Варламова,  С. Золотухина «Мир, в котором мы живём».

- Разучивание песни  под гитару В.Гогунского,  М. Кожевниковой «Гимн молодежи, кто, если не мы».

- Создание индивидуальных проектов «Люди, которые прославили мой

край», на основе документов школьного краеведческого музея.

- Коллективное создание макета посёлка, где проживают ученики.

Ход классного часа

Этап

Цель  этапа

Методы и приёмы

Инструментарий педагога для достижения цели этапа

Деятельность учащихся

1.Организа-ционный момент

Создать благоприятный психологический настрой учащихся на работу, активизировать внимание детей.

Словестный;

Развитие познавательного интереса (формирование готовности к восприятию)

Приветствие класса.

Настраиваются на работу

2.Вводная часть

Мотивировать учащихся на предстоящую деятельность, сформулировать тему и цель классного часа.

Словесный (рассказ);

Наглядный (демонстрация слайдов)

Рассказ.

Мультимедий-ная презентация.

Проявляют заинтересованность к теме классного часа. Анализируют ситуацию.

3.Основная часть

Реализация основной идеи занятии -обобщение  и углубление знаний  учащихся об истории родного края.

Словесные

(художественное чтение, рассказ, беседа);

театрализация (ролевые диалоги);

наглядные (демонстрация слайдов, рисунков, фотографий);

проектный (защита проектов)

Мультимедий-ная презентация.

Беседа.

Выразительно читают, инсценируют ролевые диалоги, активно слушают, наглядно воспринимают информацию,

участвуют в обсуждении и  защите проектов.

4.Заключи-тельная 

часть. Рефлексия

Настроить детей на практическое применение приобретенного опыта и определить, насколько удалось реализовать идею занятия.

Практические

(игровое упражнение, танец, пение, игра на музыкальном инструменте)

наглядные (выставка поделок, макет)

словесные

(рассуждение, художественное чтение):

поощрение;

анализ; самоанализ.

Игровое упражнение, аудиофонограм-ма, обсуждение пословиц, беседа.

Играют, рассматривают выставку, танцуют, поют, участвуют в обсуждении, анализируют классный час, осуществляют рефлексию-составляют дерево талантов.

Конспект классного часа:

  1. Организационный этап.

Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые гости, сегодня у нас несколько необычная встреча. 

Добрую историю помню я с детства,

Хочу, чтобы историю послушал и ты,
Пусть подкрадётся к самому сердцу
И зародится в нём зерно доброты.

Давайте для начала пожмём руку соседу по парте, присаживайтесь.

Сегодня мы совершим небольшое путешествие в прошлое нашего родного края и расскажем нашим гостям о его истории и о людях, которые творили эту историю.

  1. Вводная часть.

    (На экран проецируется слайд № 1 «Наш любимый край». Приложение 1)

Учитель:)Мы живём с вами в небольшом посёлке, который находится в отдалении от города Сергиев  Посад. Первое летописное упомининание о нашем посёлке встречается в начале 17 века во времена владения им боярином Иваном Богдановичем Милославским – родственником самого царя Алексея Михайловича Романова.  Но точная дата образования села неизвестна. Археологические раскопки доказывают, что люди жили на этих землях ещё во времена ледникового периода. А название село получило благодаря древнерусскому прозвищу Шемет - разбойник. Вы удивитесь почему? Да потому что славянские племена вятичей, обитавшие в здешних лесах, были очень воинственны, бывало, промышляли разбоем. Даже в былинах упоминается наша прямоезжая дороженька в город Владимир, где Илья Муромец встретился с соловьём-разбойником.

А места здешние славились необычайной красотой – густые леса, крутые холмы, раздольные луга. О такой красоте только стихи слагать.

3. Основная часть

Ученик: читает стихотворение  «Село моё родное» .

В глубине страны России

Среди березок и полей

Стоит одно село большое

Под сенью стройных тополей

Кругом простые ходят люди

И нет там фиников на блюде

И там от мала до велика

Все люди русские насквозь.

И если к нам приедет гость,

То мы последнюю рубаху

С себя готовы гостю снять,

А если хорошо попросит –

То можем сказку рассказать.

Выходят переодетые в костюмы  дедушки и мальчика два ученика. Учениками разыгрывается сценка.

Ученик-внук: Дедушка, а дедушка, я очень долго думал,  почему наш посёлок все называют по-разному, кто-то говорит  посёлок Новый, а кто-то  - село Шеметово.

Ученик-дедушка:  Какой интересный вопрос ты мне задал,  внучок. Мне мой дед рассказывал, а ему его дед  сказывала о том, что село наше очень старинное. Принадлежало очень знатным людям – боярам Милославским, князьям Долгоруким, графам Орловым-Денисовым. Они беззаветно служили нашему Отечеству и делами своими прославили  Россию. И,  конечно, же старались всячески улучшать место, в котором жили – село Шеметово.

    (На экран проецируется слайд № 2 «Церковь казанской Божией Матери»)

    Иван Милославский построил  каменный храм в честь Казанской иконы Божией Матери, который сохранился до наших времён.

     (На экран проецируется слайд №3 «Церковь казанской Божией Матери. Экскурсия»)

Ученик-внук:  Да, дедушка, мы в этом храме часто бываем, даже с ребятами из класса  вместе ходили. Георгий Сергеевич - священник храма с нами беседовал и даже в колокол разрешил позвонить. А что ты знаешь о старом здании в нашем парке?

    (На экран проецируется слайд № 4 «Усадьба Орловых-Денисовых»)

Ученик-дедушка:  Это бывшая усадьба, построенная графами Орловыми-Денисовыми.   В былые времена это было сказочно красивое трёхэтажное здание. На территории рядом находились мельница, кузница, каретная (2 кареты сохранились и находятся в Сергиево-Посадском краеведческом музее), конюшни, оранжереи, людская (всего 22 постройки). Возле поместья был разбит богатый сад.  Вокруг располагались леса. В центре зелёного массива была сооружена система  прудов.

    (На экран проецируется слайд № 5 «Графский пруд»)

     Посреди прудов стоял островок с беседкой, куда хозяева любили приплывать на лодке, чтобы там отдохнуть.

    До наших времён всё это великолепие мало сохранилось. От усадьбы остался только один этаж. Сейчас в главном доме усадьбы располагается офис  "РусМолоко", а в бывших пристройках – парикмахерская, ателье и  автомойка.

Ученик-внук: Дедушка, но почему же наш адрес звучит так с. Шеметово, посёлок Новый?

      (На экран проецируется слайд № 6 «Становление п. Новый»)

Ученик-дедушка:  В 1960 году в 20 км от Сергиева-Посада начато строительство предприятия «Радон», сначала для строителей, а затем и для работников предприятия был построен на территории села Шеметово среди леса рабочий городок, который назвали  – п. Новый. Первые 7 двухэтажных домов разложились на окраине графского парка. Сейчас они известны нам, как дом А, Б, В, Г, Д, Е и Ж.

    (На экран проецируется слайд № 7 «И.А. Соболев»)

    С тех пор посёлок очень преобразился. И всё благодаря горячему сердцу нашего земляка, профессора, академика Соболева Игоря Андреевича. Он создал  не только предприятие «Радон», но и весь наш посёлок. 42 года он не просто управлял предприятием, но и способствовал развитию нашего посёлка. Здесь были построены жилые дома, современная школа, детские сады, дом культуры, библиотека, спортивный комплекс, поликлиника, баня, почта, магазины, оборудованы детские городки. Сейчас посёлок похож на небольшой ухоженный городок. И всё благодаря Игорю Андреевичу Соболеву – талантливому руководителю.

Ученик-внук:. Дедушка, а что значит талантливый?

Ученик-дедушка:  Хм, а это ты узнаешь сам. Возьми вот эту монетку и спроси у учителя.

Ученик-дедушка достаёт из кармана и передаёт монетку – талант.

Ученик-внук:. Елена Александровна, объясните, что такое талант и при чём здесь эта монета?

     (На экран проецируется слайд № 8 «Не стоит зарывать талант в землю»)

Учитель: Это древнегреческая монета как раз называется  талант. Существует предание, что один хозяин заплатил своим слугам за работу талантами, вот такими монетами. Двое из них вложили свои деньги в дело и приумножили их, а третий слуга побоялся потерять свою монету, свой талант и зарыл его в землю, да забыл куда. И остался ни с чем. В наше время талантом называют проявление ярких способностей человека в чём-либо. И важно развивать свой талант и приумножать его, а не закапывать в землю.

Наш посёлок славен талантливыми людьми. Давайте вспомнит некоторых из них.

Ученики выходят с индивидуальными проектами, рассказывают и показывают  информацию о выдающихся земляках.

(На экран проецируется слайд № 9 «Г.И. Ласточкина»)

Ученик: На нашей земле жила и трудилась участница Великой Отечественной войны, майор медицинской службы, кавалер орденов Красной Звезды и Трудового Красного Знамени, Заслуженный врач России Ласточкина Галина Ивановна. Галина Ивановна прошла всю великую Отечественную войну, спасая раненых бойцов. А после войны, в течение 36 лет проработала в местной больнице. У неё был талант лечить людей.

    (На экран проецируется слайд № 10 «В.Н.Сосин»)

Ученик:  Этого человека вы, наверняка, все узнали. Это известный на весь район и область поэт Владимир Николаевич Сосин.  На предприятии «Радон» В.Н. Сосин работал инженером. Но другим большим увлечением его жизни была поэзия. На посёлке Новом он создал общество любителей-книголюбов, участвовал в телепередачах, помогал раскрыться молодым поэтам, основал поэтический фестиваль «Посадская лира», в котором мы уже тоже успели принять участие. На стихи Сосина написаны десятки песен. Шеметовская сельская библиотека носит имя Владимира Николаевича Сосина.

Учитель: Владимир Николаевич Сосин был замечательным отзывчивым человеком и талантливым поэтом.

    (На экран проецируется слайд № 11«Архимандрит Герман»)

    Многие старожилы посёлка, ваши дедушки, бабушки очень хорошо помнят архимандрита Германа, который был настоятелем Шеметовского храма. Пригласим Яну рассказать об этом удивительном человеке.

Ученик:  Архимандрит Герман был настоятелем Шеметовской церкви в течении 33 лет. Это был человек глубокой веры и высокой духовной жизни. Его ласку, доброту и любовь к людям отмечают все, кто встречался с архимандритом. Интересно вспомнить, что в молодости он работал учителем биологии  в школе. Но однажды смертельно заболел. И прося у Бога выздоровления, поклялся посвятить свою жизнь служению Богу и людям.  Чудесным образом он выздоровел и стал служителем в церкви. Прихожане вспоминают его очень  трудолюбивым и бескорыстным человеком, который не только словом, но и делом помогал всем просящим. За несколько часов общения с ним люди невидимо заряжались православным светом.

Учитель:  Архимандрит Герман не был художником, поэтом, артистом, но обладал не меньшим талантом – творить добро. Ведь это большой талант - по-настоящему посочувствовать, помочь, подставить плечо.

На нашем посёлке очень много талантливых людей. Одного урока нам не хватит, чтобы рассказать о каждом из них.

А как вы думаете, у каждого ли человека есть талант?

Ученики высказывают своё мнение.

Учитель:  Учёные доказали, что практически все дети имеют к чему-то особую склонность, а иногда проявляют таланты  сразу в нескольких сферах. Только надо вовремя разглядеть в себе способности и всячески развивать их, много трудиться. Прочитайте пословицы о таланте, как вы понимаете народную мудрость.

Ученик:  «Талант трудом добывают». Человеку необходимо много трудиться, чтобы добиться успехов и раскрыть свой талант.

Ученик:  «Пока талант получат, век учат». Чтобы раскрыть свой талант требуется много времени.

Ученик: « Талант дается при рождении и развивается в движении». Талант даётся человеку от Бога, но раскрыть его можно только много занимаясь и учась.


4. Заключительная часть

Учитель:  Приглашаю вас поиграть в игру. Необходимо хлопнуть в ладоши, если относишь себя к следующей категории:
Хлопают все присутствующие;
Только те, кто любит игру в шашки;
Только те, кто любит исследования;
Только те, кто любит музыку;
Только те, кто любит выступать;
Только те, кто не любит танцевать;
Только те, кто любит мастерить;
Только те, 
кому любит  играть в футбол;
Только те, у кого прекрасное настроение.

В нашем классе все ребята талантливы. Кто-то хорошо поёт, кто-то танцует, кто-то восхитительно рисует, а кто-то в учёбе равных не знает. А помогают развивать свои таланты нашим ребятам их родители,  учителя которые своим примером показывают, что всё прекрасное творится самим человеком.

    Обратите внимание на нашу выставку – сколько оригинальных, неповторимых произведений создано руками ребят, их родителями, нашими учителями и работниками школы. Талант рядом – не надо искать его в заморских странах. Мы окружены талантливыми людьми и берём пример с них. И поэтому, неталантливыми мы  не должны быть. А на нашей выставке замечательные картины, неповторимые рукодельные изделия, оригами, игрушки, конструирование, выжигание. Душа радуется, глядя на эти работы. Какие же талантливые дети и взрослые живут в нашем посёлке!

    Талантливы наши ручки, но и ножкам  скучать не приходится. Пригласим девочек показать своё мастерство.

Выходят девочки на исполнение танца «Мир, в котором я живу».

Учитель:  Ребята, Есть такая  пословица «Всяк кулик своё болото хвалит». Как вы думаете, почему я её сейчас вспомнила, как вы её понимаете?

Ученик:  Кулик хвалит болото, потому что он там живёт, есть еда, ему там хорошо. А мы сегодня хвалим наше село – это наша малая родина.

Учитель:  На внеурочной деятельности мы работали над созданием макета села. Каждый из вас внес частичку своего труда в его создание. Пусть наше посёлок  всегда будет таким же красивым и процветающим.  И пусть в нашем посёлке нет небоскрёбов и широких проспектов,  но в нашем «маленьком уголке» очень красивая природа, здесь живут талантливые люди, которые любят свою малую родину, берегут её, преумножают её достояния.

    Кто, если мы будем строить наш прекрасный завтрашний день. Помните об этом, ребята. Вы продолжатели замечательной истории нашего края, нашей Родины. Без прошлого – нет будущего! Будущее России за талантливыми людьми.

Выходят ребята с гитарами, играют мелодию, все ученики выстраиваются около доски и исполняют песню «Кто, если не мы»

Пришло другое время, другая стихия,

С новыми идеями для нашей страны.

Мы помним историю нашей России,

И эту историю делаем мы.

Время менять обещанья строптивые,

Но это сделано здесь и сейчас.

Люди свободные, честолюбивые,

Завтра России зависит от нас.

Кто, если не мы, сила поколения.

Кто, если не мы, научное мышление,

Кто, если не мы, прорыв десятилетия,

Кто, если не мы, на годы, на столетия.

Кто, если не мы, единая команда,

Кто, если не мы, науки пропаганда,

Кто, если не мы, заставит биться сильных,

Кто, если не мы, великая Россия!

Ученик:  Для России село наше только – частица,

Для нас оно – родительский дом.

И мы рады, что можем гордиться

Малой Родиной, где мы живём.

5.Рефлексия

Учитель:  Ребята, сейчас я хочу, чтобы вы отправились в путешествие к глубинкам своей души. Подумайте, к чему вы имеете талант, способности. Напишите об этом на зелёном листочке. А может быть, вы  только хотите развить в себе какое-то умение?  Тогда возьмите жёлтый листочек. Украсьте дерево талантов нашего класса.

    Ребята, посмотрите, какое замечательное дерево  талантов у нас с вами получилось!

    Что вы получили от этого занятия?

    Какие выводы вы сделали для себя?

    Всем спасибо за работу и за хорошее настроение! До свидания!



Предварительный просмотр:

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА 

Название конкурсных материалов

Методическая разработка классного часа для учащихся 3-4 классов

«Мой край - земля талантливых людей»

Номинация

гражданское и патриотическое воспитание; формирование российской идентичности

Муниципальное образование

Сергиево-Посадский район

Полное наименование организации

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Шеметовская средняя общеобразовательная школа»

ФИО автора (ов) с указанием занимаемой должности, квалификационной категории

Сяткина елена Александровна, учитель начальных классов, первая квалификационная категория

Краткая аннотация содержания  (не более 300 символов)

Цель разработки – помочь учителям начальной школы выстроить внеклассную работу по нравственно-патриотическому воспитанию. Классный час содержит в себе элементы краеведческой работы, обращение к опыту земляков, семьи, желание самосовершенствоваться через творческий потенциал.

Актуальность методической разработки

Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В ФГОС акцентируется внимание на  изучение и реализацию  программы «Патриотическое     воспитание граждан Российской Федерации», обращению к «ценностям, общественным идеалам и нравственным принципам», которые лежат в основе современной государственной политики. Патриотическое воспитание младшего школьника определяется как  целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей ценностные ориентации, качества, нормы поведения гражданина и патриота России. 

В настоящее время, в условиях  произошедших и продолжающих  происходить изменений  в российском обществе, нет единого методического подхода к нравственно-патриотическому воспитанию школьников, в том числе и на начальной ступени  обучения.

Перед учителями стоит сложная задача, как воспитать личность, искренне и глубоко переживающую за судьбу своей страны, готовую трудиться на благо общества и защищать Отечество.

Новизна методической разработки

Методическая разработка предлагает алгоритм нравственно-патриотического воспитания на начальной ступени обучения ребёнка в школе. Принцип – воспитываем большое через малое, является основополагающим в данной разработке.    Занимаясь нравственно-патриотическим воспитанием младшего школьника необходимо, опираться на его инстинктивный характер любви к Отечеству.

Целевая группа разработанного мероприятия (возраст детей и специфика, если есть дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети с ОВЗ и др.)

Учащиеся начальных классов (9-11 лет)

Цель и задачи воспитательной деятельности

Цель - обобщение  и углубление знаний  учащихся об истории родного края; формирование положительной мотивации саморазвития.

Задачи:

  1. -Содействие  нравственно-патриотическому воспитанию детей.

-Воспитание чувства любви и гордости за свою малую Родину, ощущение   причастности к её судьбе.

- Воспитание  уважения  к нравственному опыту представителей старшего поколения.

  1. -Побуждение  к проявлению творческой активности, участию в различных кружках, секциях, к развитию своих способностей и талантов.

Активные формы организации воспитательной деятельности

Экскурсия, путешествие, комбинированное занятие, диалогическое взаимодействие, игра, парные, индивидуальные, групповые, фронтальные формы работы, интерактивные формы, познавательная, эмоциональная, социальная мотивация, творческое взаимодействие., выставки.

Этапы реализации воспитательной работы с кратким описанием ключевых мероприятий

  1. Предварительный (3 года):

- посещение краеведческих музеев на территории поселения (в библиотеке, в школе);

- посещение храма, возведённого в  VII веке, знакомство с историей храма;

- экскурсии по исторически значимым местам поселения;

- встреча с ветеранами ВОВ, ветеранами труда. Создание «тимуровского» отряда.

- участие в мероприятиях приуроченных к событиям ВОВ, «вахты» памяти;

- краеведческие викторины;

- семейные вечера, праздники, концерты, выступления в школе;

-участие в субботниках на территории школы и поселения;

- шефство, сотрудничество с детским садом;

- проектные работы.

   2. Подготовительный этап к проведению классного часа (2 недели):

- постановка и озвучивание целей  и задач классного часа;

- распределение индивидуальных и групповых заданий;

- организация выставки - представить  свои  увлечения  или увлечение членов семьи хенд-мейд-  вязание, бисероплетение, вышивание, конструирование, выжигание и т.п.

- оформление выставки рисунков детей «Мой край»;

- подготовка танцевального  номера  под композицию А. Варламова,  С. Золотухина «Мир, в котором мы живём»;

- разучивание песни  под гитару В.Гогунского,  М. Кожевниковой «Гимн молодежи, кто, если не мы».

- создание проектов «Люди, которые прославили мой край», на основе документов школьного краеведческого музея;

- коллективное создание макета посёлка, где проживают ученики;

-подготовка видеопрезентации;

- подготовка  пригласительных на мероприятие  для родителей.

  3. Проведение классного часа:

-организационное начало занятия;

- вводная часть;

- основная часть:

(путешествие в прошлое посёлка  с помощью инсценировки;

защита презентаций учащихся  о выдающихся жителях  поселения;

презентация выставки творческих работ;

танцевальная композиция;

подведение итогов;

исполнение гимна молодёжи.)

-заключительная часть. Рефлексия – дерево талантов.

4. Педагогический анализ:

- обсуждение мероприятия с учениками;

-обсуждение мероприятия взрослыми участниками, анализ воспитательной работы и её результатов.

Наличие методик, стимулирующих развитие  самодеятельности, самореализации детей в различных видах деятельности

- Эмоциональные (адекватная похвала, эмоциональные разрядки - шутки, улыбки, поговорки и т.п, игры, наглядные образы, стимулирующее оценивание, );

- Познавательные (познавательный интерес, опора на жизненный опыт, выполнение творческих заданий, развивающая кооперация);

- Волевые (формирование ответственного отношения к делу, самооценка деятельности, рефлексия деятельности, прогнозирование);

- Социальные (желание достигнуть результата, семейная мотивация, развитие сотрудничества, желания быть полезным обществу, побуждение подражать значимой личности)

Ресурсное обеспечение

Классная комната, компьютер, мультимедийная техника для презентаций, оргтехника для подготовки иллюстративного материала, аудиотехника для проигрывания музыкальных фонограмм, реквизиты для выступлений – костюм «деда» , цветы для танца, гитары, флаги –для исполнения гимна, творческие работы детей и родителей, картон, цветная бумага, клей, ножницы, пластилин, мелкие игрушки для создания макета посёлка, фломастеры, ручки.

Ожидаемые результаты

- Формирование стойкого интереса к краеведческой деятельности;

- формирование нравственных образцов поведения;

- проявление социальной, творческой активности;

- осмыслении своей роли в жизни общества и страны;

- гордость за принадлежность к истории, традициям, культуре, героическим свершениям и достижениям Отечества.

Механизм оценки результативности

Мотивационно-потребностный критерий  оценки – уровень проявления интереса школьников к истории родного края, традициям своего народа, природе; наличие патриотических идеалов, духовных, нравственных образцов поведения; позитивное отношение к армии, желание защищать Отечество.

Когнитивный (познавательный)  критерий оценки – уровень знаний по истории семьи, рода, фамилии, истории малой родины, страны, культуры, традиций, их полнота, прочность, осознанность.

Деятельностно -поведенческий критерий оценки – владение практическими умениями и навыками (забота о близких, помощь окружающим), участие в общественных мероприятиях, деятельность по сохранению природы, облагораживании территории школы, посёлка, города и т.п.

Мировоззренческо-ценностный критерий оценки- осмысление своей роли и места в жизни общества, поселения,  страны и судьбе Отечества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного часа "День знаний" в 4 класс.

Методическая разработка классного часа "День знаний" поможет провести учителям начальных классов  День знаний  первого сентября. Занимательные игры, загадки, шутки сделают праздник весё...

Методическая разработка классного часа "Твои права, ребёнок!" 3 класс

На данном классном часе дети знакомятся с основными правами ребёнка, отражёнными в Конвенции о правах ребёнка, получают общее понятие о Конвенции  ООН. При обсуждении в группах различных ситуаций...

Разработка классного часа для учащихся 4 класса на тему: "Мы среди людей"

Задачи: обучающие:Формирование представлений о человеке и обществе, элементарной ориентировке обществоведческих понятиях: культура общения, этикет, вежливые слова, используемые в разных жизненных ситу...

Методическая разработка классного часа по теме:"Первый космонавт Земли- Ю.Гагарин"для обучающихся класса "Особый ребёнок"3-й год обучения.

Учитель знакомит детей с историей возникновения космонавтики и с первым космонавтом Земли.Сценарий мероприятия разработан с учетом психо-физических особенностей обучающихся с ОВЗ (класса "Особый ребен...

Методическая разработка классного часа "Первый раз в первый класс"

Первый раз в первый класс!Цель: Развить интерес к учению, формировать положительную мотивацию к учебной деятельности.Задачи:создать атмосферу праздничного дня, ввести в мир знаний, познакомить детей д...

Методическая разработка классного часа "Многогранный мир профессий" 7 класс

В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. Многие люди в той или иной форме задают себе вопрос: «Зачем мне трудиться?». В старших классах тема профориент...

Методическая разработка классного часа "День конституции РФ" 1 класс

Занятие  помогает раскрыть понятия «закон, порядок, право»; даёт представление о Конституции; знакомит учащихся с символикой: флагом, гербом, гимном; воспитывает гордость за свою стра...