Итоговое занятие (урок) по литературному чтению по теме «Устное народное творчество»
методическая разработка (1, 2, 3 класс)
Данная методическая разработка может быть проведена как соревнование между классами начальной школы или внутри конкретного класса. В роли ведущих на станции могут выступать учителя, родители или учащиеся старших классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
denisova_o_konspekt_s_tehnologiey.doc | 424.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Денисова О.
2 курс магистратуры,
программа ЯиЛОР
Итоговое занятие (урок) по литературному чтению для учащихся 3-го класса
Тема «Устное народное творчество»
Форма занятия: игра-путешествие
Цель: создать условия для формирования у учащихся следующих УУД:
Личностных УУД:
- формирование идентичности личности;
- выделение морально-этического содержания событий и действий.
Регулятивных УУД:
- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; к волевому усилию, к преодолению препятствий.
Познавательных УУД:
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от условий;
- анализ объекта с выделением его существенных и несущественных признаков;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений.
Коммуникативных УУД:
- разрешение конфликтов;
- управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Предполагаемая организация: занятие целесообразно организовывать во внеурочной деятельности, т.к. для наиболее успешного его проведения требуются несколько свободных помещений, а также ведущие на каждую станцию. В роли ведущих могут выступать родители или старшеклассники.
Предварительная подготовка: для каждой из 6 команд заготавливается карта путешествий (маршрутный лист). Необходимо провести подробный инструктаж для ведущих на станции, объяснить каждому критерии оценивания и строго регламентировать время работы на каждой станции – 5 минут. Накануне игры учащиеся украшают зал (классный кабинет) своими работами – рисунками, поделками, выполненными в стиле народных росписей, книжками-самоделками и т.п. Важно, чтобы учащиеся участвовали в подготовке к игре, таким образом приближая игру дидактическую к игре реальной.
Оборудование:
- Карта путешествия (маршрутный лист)
Пример маршрутного листа для одной из команд (у каждой станции написан номер кабинета, где она находится):
- Оборудование на станциях:
- «У Бабы-Яги» - костюм Бабы-Яги для ведущего, магнитофон, запись песни «Частушки Бабок-Ёжек» из м/ф «Летучий корабль» (или видеомагнитофон и сам мультфильм)
- «У Лешего» - костюм Лешего.
- «Болото» - костюм Кикиморы, полоски с частями пословиц, доска, мел.
- «Секреты Бабушкиного сундучка» - мультимедийный проектор, экран, презентация (Приложение 1)
- «Гори, гори ясно» - письменные принадлежности, листы бумаги.
- «На реке у Греки» - тексты скороговорок.
- Магнитофон или CD-проигрыватель, аудиозаписи русских народных песен
- Таблички с названиями станций
- Варианты подарков:
- грамота «Путешественник Тридевятого царства, тридесятого государства»
- именные пряники
- глиняные свистульки
Ход игры:
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Методические рекомендации |
1. Старт игры | ||
Учитель приветствует участников игры: - Ой, вы, гости-господа! Просим милости сюда! В зал нарядный проходите, На веселье поглядите: Карусели, скоморохи, Здесь – загадки, здесь – подвохи, Шутки – здесь, а здесь – игра! Веселися, детвора! - Сегодня вы отправляетесь в интересное и захватывающее путешествие. Вы должны дойти туда, не знаю куда, затем, не знаю зачем. Туда, куда отправлялись на поиски герои русских народных волшебных сказок. Куда же вы попадёте? - Путешествие это непростое, у сказочных героев всегда были помощники. Кто же им помогал? -Вы тоже без помощи не останетесь, а помогать вам будут те, которые лучше 100 рублей, которые познаются в беде, кого нужно искать, а когда нашли – беречь. Кто же это? - У каждого из вас есть жетоны разных цветов. Тот, у кого жетон такого же цвета – ваш помощник на сегодня. Соберитесь в команды, возьмитесь за руки. - Каждая команда получит карту путешествий. (Учитель выдаёт маршрутные листы) -Берегите её как зеницу ока, без неё в Тридевятое царство вы не попадёте. Чтобы туда попасть, вам нужно пройти испытания. Чем лучше вы будете эти испытания проходить, тем больше баллов наберёте. Когда все трудности будут преодолены, мы опять встретимся здесь и узнаем, кто смог попасть в Тридевятое царство и кто смог туда попасть с наилучшим результатом. Каждая команда двигается по стрелкам на карте. Движение происходит только тогда, когда вы услышали музыку. Пока она звучит, вы должны найти нужное место и занять места. Если вы не успели выполнить задание, а музыка зазвучала, задерживаться нельзя, нужно двигаться дальше. Следите, чтобы сказочные помощники не забывали ставить вам баллы – хитрые они, так и норовят обмануть да в Тридевятое царство не пустить. Есть вопросы? Ну тогда – начинается игра! | Учащиеся занимают места на месте общего сбора (украшенный актовый зал или классный кабинет). При входе каждый получает жетон одного из 6 цветов: красного, жёлтого, зелёного, синего, белого, оранжевого. Учащиеся высказывают предположения - … - В Тридевятое царство, Тридесятое государство. - Серый волк, клубок, баба Яга, … - Друзья. Учащиеся собираются в команды. Учащиеся знакомятся с картой. | Украшенный зал должен погрузить учащихся в атмосферу праздника, слова учителя – настроить на игровой лад. Данные вопросы направлены на актуализацию знаний учащихся по фольклору. Для развития коммуникативных умений учащихся целесообразно заранее команды не планировать, т.к. учащиеся должны научиться находить общий язык друг с другом. С этой же целью лучше не вмешиваться в процесс сбора команд, предоставить возможность учащимся действовать самостоятельно. По усмотрению учителя каждой команде может быть выделен сопровождающий (взрослый или старшеклассник), который не вмешивается в ход игры, не участвует в выполнении заданий, но помогает сориентироваться в пространстве. |
2. Игра по станциям | ||
Станция «У Бабы-Яги» | ||
Ведущий, переодетый в Бабу-Ягу: - Фу, фу, человечьим духом пахнет! Зачем пожаловали? - Ну, так всем ведь туда надо! А всех-то я не пущу, к испытаниям готовы? -Загадаю я вам загадки, да не простые, а такие, которые несколько ответов имеют. Чем больше ответов, которые подойдут к загадке, вы предложите, тем больше баллов заработаете. - Живёт в нём вся вселенная, а вещь обыкновенная - Не море, а волнуется. -С подругами и сёстрами Она приходит к нам. Рассказы, вести новые Приносит по утрам. -Дорога есть – ехать нельзя, Земля есть – пахать нельзя, Луга есть – косить нельзя. - Без рук, без ног, А в гору лезет. -Кругом вода, а с питьём беда. -Не зверь, не птица, А нос, как спица. - Кто над нами вверх ногами? -Вокруг носа вьётся, А в руки не даётся. -Что всегда стремится в небо и никогда не падает на землю? -Белая вата Поплыла куда-то. -От дома к дому ходит, а в дом не заходит. -Без рук, без ног, А в избу лезет. -Без рук, без глаз, А рисовать умеет. -Кто может выйти в открытое поле, Не покидая своего домика? Если 5 минут не истекли, Баба-Яга предлагает повторять за ней движения под музыку из м/ф «Летучий корабль» - «Частушки Бабок-Ёжек». Если команда активно повторяет – дополнительный балл. | -Здравствуй бабушка, идём мы в Тридевятое царство, в Тридесятое государство. -Готовы! - Телевизор, радио, … -Нива, человек, … -Газета, соседка… -Карта, заповедник, … - Тесто, змея, … - Море, болото, … - Комар, шприц, … -Муха (насекомое), воздушный гимнаст, … -Запах, комар, … -Дым, искры костра, … -Облака, пена, … - Тропинка, почтальон, … -Ветер, мороз, … -Мороз, червяк, … -Улитка, черепаха, … | Данное задание направлено на развитие логических познавательных УУД, а также на развитие фантазии, креативности и творчества. Учащееся могут выдвигать как метафоричные ответы, так и ответы с «прямым» смыслом. Ведущему важно вовремя критически оценивать ответы детей, чтобы не допустить неверных высказываний. Учащиеся должны ощутить риск неудачи и понять, что не любой ответ может быть засчитан. Оценивание: за каждый подходящий ответ – 1 балл. Двигательная активность поможет снять напряжение, поднимет настроение в случае неудачи на станции. |
Станция «У Лешего» | ||
Ведущий, переодетый в Лешего: -Здравствуйте, гости дорогие! С чем пожаловали, куда путь держите? -Ох, не лёгок этот путь, да не поздно повернуть. Может, не пойдёте? -Ну тогда слушайте: сперва придётся вспомнить вам сказки, которые я вам загадаю, а после вы мне сказку расскажете, да только не просто расскажете, а так, как я люблю. Испытание первое: я буду читать вам историю сказочного героя, а вы и героя должны отгадать, и сказку назвать: 1. «Я решил просто попутешествовать по свету и не знал, что все так обернётся. Я думал, что все такие же добрые, как мои Бабушка и Дедушка. Но оказалось, что в этом мире живут и злые, и жестокие, и хитрые…» 2. «Всю жизнь боялась кошек. Вот и в этот раз пришла – мурлычет, скребётся, помоги, мол. А чем я могу помочь Кошке? Но поверила, выбежала в поле, смотрю, действительно моя помощь нужна…» 3. «Ну и хвост у неё! Не сравнится он ни с кулаком бабушки, ни с кулаком дедушки! И надо же было ей выбежать в самый неподходящий момент…» 4. «Она хорошая девочка. Добрая, заботливая. Но надо же знать себя. Уж очень я горяч – зачем надо было через меня прыгать?» -Ох, молодцы, сказки вы знаете, а вот теперь расскажите мне одну из них, да не просто так: рассказывать вы должны хором и называть только первые части каждого слова. Рассказывать будете мою любимую сказку – «Репка». Как она начинается? -А вы должны сказать: «По…де…ре…» Понятно? Можете порепетировать – если не собьётесь – 5 баллов заработаете, будете сбиваться – баллы будут уменьшаться. | -Здравствуй, Леший! Идём мы в Тридевятое царство, в Тридесятое государство. Хотим преодолеть все испытания. -Мы готовы к испытаниям. - Колобок из сказки «Колобок». - Мышка из сказки «Репка». - Яйцо из сказки «Курочка Ряба». -Огонь из сказки «Снегурочка». -Посадил дед репку. Учащиеся репетируют, а потом хором произносят: «По де ре. Вы ре бо-пребо. Ста де ре тя. Тя-потя, тя-потя, вы не мо. По де ба. Ба за де, де за ре, тя- потя, тя-потя, вы – не мо… | Важно, чтобы учащиеся включились в игру и старались отвечать «в тон» персонажу. Этому будут способствовать внешний вид ведущего, его артистизм, возможно, элементы декора помещения, которые можно заранее готовить с учащимися при подготовке к игре. За каждый ответ можно заработать 2 балла: 1 балл – за отгадывание героя, 1 – за сказку. Выполняя данное задание, учащиеся в игровой форме учатся прислушиваться друг к другу и, в случае необходимости, подстраиваться к остальным. Ведущий оценивает задание от 1 до 5 баллов. |
Станция «Болото» | ||
Ведущий в костюме Кикиморы: -Ага, наконец-то и в моё болото кто-то пожаловал! Ох, не выпущу я вас теперь отсюда – буду шалить, по кругу водить! -А тогда поработать придётся. В моём болоте, всё путается, всё меняется. Сможете правду восстановить – тогда, так и быть, пущу. Народную мудрость–то знаете? Тогда вот вам первое испытание – сложить из начала и конца пословицы. Сможете – балл заработаете, а если объяснить ещё сможете – ещё балл добавлю: Век живи …а дома лучше. Дарёному коню… чем никогда. Как аукнется… в зубы не смотрят. В гостях хорошо… люби и саночки возить. Не зная броду… век учись. Лучше поздно…так и откликнется. Любишь кататься…не суйся в воду. -А теперь испытание второе: один из вас пословицу получает и изображает её, как может, на доске. Команда должна отгадать. 1. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь. 2. Лес рубят – щепки летят. Испытание третье: показать пословицу без слов: 1. Не руби сук, на котором сидишь. 2. Семь раз отмерь, один раз отрежь. | -Отпусти нас, Кикимора. Нам в Тридевятое царство надо. Учащиеся составляют пословицы и объясняют их смысл. Один человек из команды получает пословицу и рисует её на доске, команда отгадывает и объясняет смысл. Один человек из команды показывает пословицу, команда отгадывает и объясняет смысл. | Начало и конец пословиц нужно печатать на листах разного цвета, чтобы избежать лишней путаницы. Оценивание на всех трёх испытаниях – за каждую отгаданную пословицу 1 балл, за правильное объяснение – ещё балл. |
Станция «Секреты бабушкиного сундучка» | ||
Ведущий в костюме Бабушки: -Проходите внучки дорогие! Наконец-то собрались бабушку навестить. Поговорим мы с вами о старине давней. Как тогда люди жили-поживали, да добра наживали. Вот вы сейчас предметы увидите, так и скажите мне – что это за предметы, да для чего надобны (включается презентация см. Приложение 1). - А теперь посмотрю я, обучали ли вас рукоделию – назовите народные промыслы (продолжение Презентации). | -Здравствуй, бабушка. Учащиеся осматривают предметы и называют: лапти, прялка, сито (решето), серп, светец (лучина), ухват. -Гжельская роспись, хохломская роспись, городецкая роспись, палех, богородская игрушка, дымковская игрушка. | Поскольку реальные предметы достать трудно, имеет смысл показывать их с помощью ЭОР. После появления предмета и отгадывания детьми его назначения появляется изображение его использования – если дети ошиблись или не до конца представляют его предназначение, у них будет возможность восполнить пробел в знаниях. Оценивание – за правильно названный предмет – балл, за его функцию – ещё балл. За правильно определённый народный промысел – 1 балл. |
Станция «Гори, гори ясно» | ||
Ведущий: -Здравствуйте, ребята! Издалёка ли вы идёте, куда путь держите? - Ну так вам моё испытание тогда преодолеть придётся. Знаете ли вы, как называются песенки, которые призывают явления природы? -А сочините-ка заклички для призыва весны, дождика и солнышка. Можете ползоваться словами помощниками (написаны на доске): Приходи, приноси, солнышко, весна-красна, лей, уноси, забери, веселей. | -Идём мы из школы в Тридевятое царство, Тридесятое государство. -Заклички. Учащиеся, совещаясь, составляют 3 заклички для солнышка, весны и дождика. После составления команда должна дружно свои заклички прокричать (пропеть) | Данное задание направлено на проявление творческих способностей учащихся. |
Станция «На реке у Греки» | ||
Ведущий: -Здравствуйте, здравствуйте, гости дорогие, проходите, знакомиться будем. Я – Грека, а вы? -Догадались уже, поди, какое испытание я вам заготовил? -Верно. А ну-ка, для разминки пусть каждый про меня скороговорку скажет – чем быстрее, тем лучше. Коли не ошибётесь – балл в свою копилочку заработаете (при необходимости выдать карточки с текстом). -Что ж, вижу я – вас не собьешь. Тогда задание я усложню, но и давать за него 2 балла буду. Каждый карточку со скороговоркой получит, а в карточке указано, как именно эту скороговорку произнести надобно. Потренируетесь малость, а потом произносить будете. Начали! | -Здравствуйте, нас зовут … -Скороговорки. Учащиеся по очереди: -Ехал Грека через реку, Видит Грека – в речке рак. Сунул Грека руку в реку, Рак за руку Греку цап! Учащиеся получают карточки, в которых нужно произнести: 1. Бык тупогуб, тупогубенький бычок. У быка бела губа была тупа (как будто сильно боишься). 2. На дворе трава, на траве дрова (горячая картошка во рту). 3. Ткёт ткач ткани на платье Тане (выдаёшь великую тайну). 4. Коси, коса, пока роса. Роса долой – и мы домой (сильно замёрз). 5. Баран Буян залез в бурьян (плачешь). | За каждое правильное и быстрое произнесение – 1 балл. Подобные задания направлены на развитие творческих способностей и чистого звукопроизношения. Детям они нравятся тем, что можно проявить свои актёрские способности. |
3. Финиш игры (подведение итогов) | ||
Учитель: -Ну что ж, все снова в сборе. Не устали? Вам понравилось? Какие задания понравились? Я поздравляю команды с успешным преодолением трудностей и благополучным прибытием в Тридевятое царство, в Тридесятое государство. Каждому из вас вручается грамота о том, что вы побывали в Тридевятом царстве, в Тридесятом государстве. А теперь настал момент узнать, кто же из вас набрал больше баллов. Прошу сдать маршрутные листы. Победила команда… Поздравляем победителей! (При возможности вручаются подарки). | Учащиеся высказываются по поводу игры. | При возможности организовывается чаепитие. После окончания мероприятия следует обсудить с детьми, что понравилось больше, что не очень получилось, что можно было бы сделать лучше. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения по теме "Устное народное творчество. Обобщение по разделу"
С этим уроком я выступала на конкурсе "Самый классный классный"...
Тест по литературному чтению по теме "Устное народное творчество" 2 класс
Тест можно использовать при закреплении темы "Устное народное творчество"...
Урок литературного чтения на тему: "Устное народное творчество"
Урок литературного чтения( нетрадиционная форма проведения)...
презентация по литературному чтению на тему "Устное народное творчество"
Сабақ 18Тақырып: Потешки, пестушки, прибаутки. ( продолжение)Мақсаттар:· Продолжить знакомсство с потешками, пестушками и прибаутками. Учиться различать их др...
Урок литературного чтения по теме: "Устное народное творчество. Проверь себя — обобщение по разделу" (УМК «Начальная школа XXI века»)
Урок литературного чтения по теме: "Устное народное творчество. Проверь себя - обобщение по разделу" (УМК "Начальная школа ХХI века")...
Конспект урока по литературному чтению на тему "Устное народное творчество" 3 класс
Конспект урока литературного чтения на тему: "Устное народное творчество" 3 класс. Программа "Школа России"...
Конспект урока литературного чтения по теме: Устное народное творчество. Считалки и небылицы.
Конспект урока литературного чтения.Тема: Устное народное творчество.Считалки и небылицы.УМК "Школа России" ,2 класс....