Статья "Самое важное в мире"
статья (1 класс)
Данная методическая разработка знакомит воспитателей и учителей с системой воспитательной и психопрофилактической работы в начальной школе. основные идеи статьи:
1. Начинать формирование культуры семейных отношений как можно раньше.
2. Работать не только с детьми. но и с семьёй ученика в целом.
3. .Делать это ярко, увлекательно, позитивно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoe_vazhnoe_v_mire.docx | 20.6 КБ |
Предварительный просмотр:
«Самое важное в мире»
Система воспитательной и психопрофилактической работы в начальной школе
Семья необходима.
Потому что, если нет места, где тебе хорошо,
и нет людей, на которых можешь опереться,
вообще ничего не имеет смысла.
А. и Б. Стругацкие. «Обитаемый остров»
Основные идеи:
- Начинать формирование культуры семейных отношений как можно раньше;
- Работать не только с детьми, но и с семьей ученика в целом;
- Делать это ярко, увлекательно, позитивно.
Каждый год в школу приходят первоклассники. Знакомясь с ними, я прошу их нарисовать рисунок «Моя семья». Вот мама с дочкой на прогулке, вот семья на даче, а вот – человек-паук, черепашки-ниндзя, телевизор, компьютер, коробка сока «Моя семья»… Разговор с ребенком подтверждает: именно такой образ семьи сложился в сознании семилетнего человека. Какая же огромная работа нужна для того, чтобы место человека-паука или коробки сока заняли родные и любимые люди! Известно, что семейные отношения, по оценкам специалистов, в настоящее время переживают сильнейший кризис. По данным опроса, проведенного Всемирной организацией здравоохранения в 2007 году, 30% населения Земли в возрасте от 20 до 50 лет не состоят в браке и не планируют создавать семью. Рвутся отношения со старшим поколением, отсюда – незрелость современной семьи, отсутствие терпимого отношения к детям. Нет культуры проведения семейного досуга. Есть тенденция не воспитывать детей самим (приглашать нянь), так как это мешает карьере. Но кризис семьи – это не только ломка старых отношений, это еще и возможность подвести итоги, пересмотреть цели, найти новые пути их достижения.
Естественно, что системная работа в школе с целью сохранения и развития позитивного опыта семейных отношений сейчас особенно актуальна. Такая работа – лучшая профилактика отклоняющегося поведения у подростков. Я уверена, что в психологической поддержке нуждаются не только ученики, но и их родители. Для достижения положительного результата необходимо объединить усилия классного руководителя, школьного психолога, родительского сообщества. Именно поэтому я предлагаю систему работы с семьей, решающую следующие задачи:
- Формировать позитивный образ семьи, учить детей и взрослых получать удовольствие от семейного общения, передавать следующему поколению жизнеутверждающие семейные ценности.
- Сохраняя традиционные формы сотрудничества школы и семьи, развивать дискуссионные формы работы с родителями, формировать представления о конструктивных способах решения семейных проблем.
- Фиксировать внимание на успехах, вовлекать семьи учеников в общественно-значимую деятельность, формировать интерес к современным компьютерным технологиям как к одному из способов организации семейного досуга.
Наш опыт показывает, что психопрофилактическую работу с семьей эффективнее начинать в предшкольный период: в это время родители, заинтересованные в выборе школы и учителя, внимательно прислушиваются к словам педагога и психолога. В нашей школе организуются и проводятся занятия в группах семейной подготовки к школе, которые посещают дошкольники 5-6 лет вместе со взрослыми членами семьи. В задачи развития ребенка входит формирование коммуникативных навыков, языковых и математических представлений. А чему же учится в группе взрослый? Взрослый приобретает навыки общения с ребенком – общения, в основе которого лежит интерес к ребенку, знание его особенностей, уважение к его индивидуальности, доверие к нему. При этом я не читаю лекций родителям – опыт показывает, что это малоэффективно. Я просто стараюсь строить наши отношения с детьми на занятиях так, чтобы родители увидели и поверили – уважение и принятие друг друга лучше, чем подзатыльник и выговор. Оригинальным и важным компонентом программы являются семейные праздники, основная цель которых – объединение детей и взрослых на основе позитивной, жизнеутверждающей идеи. Программа рассчитана на 7 месяцев обучения, периодичность занятий – 2 раза в неделю, длительность одного занятия – 1 час. Как правило, все дети и родители, посещающие занятия, хотят в дальнейшем учиться в классе «своего» педагога. Так формируется «ядро» родительского сообщества в классе - та группа родителей, которая готова к сотрудничеству с классным руководителем и психологом. Я использую основные положения программы воспитания на социокультурном опыте «Истоки». Автор программы, профессор Вологодского государственного педагогического университета А.И.Камкин, так определяет ее цель: формирование системы жизненных ценностей путем осмысления идеалов, традиций и социальных норм, лежащих в основе российской цивилизации. Учебно-методический комплекс «Истоки» рекомендован к использованию Министерством образования Российской федерации.
Занятия проводятся во внеурочное время в форме классных часов, дискуссионных встреч, семейных праздников с периодичностью 1 раз в месяц.
Основные достоинства занятий:
- Использование групповых технологий: общение в парах, малых группах, в общем кругу; проведение совместных классных часов для детей и родителей. Групповые технологии развивают речь, формируют умение аргументировать свою позицию и принимать точку зрения другого человека. Групповые технологии на классном часе идеальны для того, чтобы сделать ситуацию общения неформальной, выстроить отношения между участниками по типу «взрослый – взрослый».
- Организация регулярных встреч с родителями, нестандартных и увлекательных, в результате чего нам удается пробудить интерес к взаимодействию с собственным ребенком даже у самых занятых родителей, сформировать мотивацию на доверительное общение с близкими людьми.
- Создание ярких, притягивающих, насыщенных положительными эмоциями образов семьи, родительского дома, малой родины, Отечества. Активно используя в работе фото-, аудио-, видеоматериалы, мы стараемся привить ученикам и родителям интерес к информационно-коммуникационным технологиям как к одному из способов создания семейной истории.
Как и любая другая система воспитания, наш подход имеет отдаленные результаты. Мы не можем предсказать, какими именно они будут. Но уже сегодня мы видим социальный эффект: отзывы родителей говорят о заметном качественном улучшении семейного общения. Характер вопросов, которые родители задают нам в личных беседах и по электронной почте, свидетельствует о повышении интереса к теме воспитания. Негативных тенденций в сюжетах детских рисунков на тему «Моя семья» становится меньше (см. Приложение 1).
Опыт нашей школы был обобщен и представлен на открытых мероприятиях районного и городского уровня в 2007-08 годах. В 2008 году наша система работы вошла составной частью в общешкольный образовательно-психологический проект «Свет в окне», удостоенный диплома 1 степени на городском конкурсе проектов и программ «Воспитываем семьянина».
Я рассчитываю на то, что данная система воспитательной и психопрофилактической работы в начальной школе поможет нашим ученикам сформировать реалистичные позитивные представления о своей будущей семейной жизни. Я убеждена, что тема семьи, взаимопонимания, воспитания должна стать приоритетной в работе педагогического сообщества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-путешествие по математике интегрированный с окружающим миром на тему: «Мамы всякие важны, мамы всякие нужны»
Урок-путешествие по математике интегрированный с окружающим миром на тему: «Мамы всякие важны, мамы всякие нужны» Цель:Развитие интереса к профессиям родителей и наиболее распространённым профессиям ...
Урок по окружающему миру "Почва – важнейшая часть экосистемы"
Урок окружающего мира по УМК «Гармония», 3 классЦели: 1. Познакомить учащихся с понятием “почва”, её свойствами и роли в экосистеме. 2. Развивать умение сравнивать, анализировать, стави...
Урок окружающего мира Тема: Строение тела человека и главные правила сохранения здоровья. Цели: Показать, что здоровье человека - его важнейшее богатство. Познакомить с внешним и внутренним строением тела человека.
Тема: Строение тела человека и главные правила сохранения здоровья.Цели: Показать, что здоровье человека - его важнейшее богатство. Познакомить с внешним и внутренним строением тела человека. Совместн...
Конспект урока окружающего мира по теме "Почва-важнейшая часть экосистемы."
з классрабочая программа "Школа 2100"урок изучения нового материала...
Интегригованный урок по окружающему миру и технологии по теме "Все профессии важны. Постройки и фантазии" 2 класс
Интегрированный урок по окружающему миру и технологии по теме "Все професси важны. Постройки и фантазии" . 2 класс...
Урок окружающего мира во 2 классе "Все профессии важны"(А.А.Плешаков)
Данный урок был проведён на конкурсе "Уитель года"...
Конспект урока по окружающему миру во 2 классе"Все профессии важны"
В конспекте представлена интересная подача материала, разнообразные формы изучения материала и контроля на уроке. При проведении урока использованы различные информационные технологии....