Рабочая программа кружка
рабочая программа (1, 4 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Красносельская средняя школа»
Рассмотрено Согласовано Утверждено
на заседании МО заместитель директор школы
протокол № 1 от 27 августа 2015 г. директора
руководитель МО ________/Молоснова О.А./ ________/Морозова В.А.
Рабочая программа внеурочной деятельности
клуба «Умники и умницы»
(по интеллектуальному направлению
для учащихся 1-4 классов)
Программу разработала учитель
начальных классов МКОУ «КСШ»
пгт. Красное–на-Волге Костромской области.
высшей квалификационной категории
Козлова Татьяна Анатольевна.
2015 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности клуба «Умники и умницы» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Конституции Российской Федерации
- Закона РФ «Об образовании» от 29.12.12 № 273-ФЗ
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приложение к приказу Минобрнауки РФ от 06.10 2009г. № 373).
- Фундаментального ядра содержания общего образования под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. М., «Просвещение», 2011
- Примерной и авторской программы О. Холодовой «Юным умникам и умницам».
- Примерного учебного плана
Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов О. Холодовой «Юным умникам и умницам».
Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 6 до 10 лет.
Программа первого класса реализована в рамках «Внеурочной деятельности» в соответствии с образовательным планом
Актуальность выбора определена следующими факторами:
- на основе диагностических фактов у учащихся слабо развиты память, устойчивость и концентрация внимания, наблюдательность, воображение, быстрота реакции.
Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года. Отличительными особенностями являются:
1.Опеделение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3. Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
4. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы курса, воспитательного результата положены методики, предложенные Холодовой О.А.
5. При планировании содержания занятий прописаны виды познавательной деятельности учащихся по каждой теме.
Цели и задачи программы
Основная цель программы: формирование учащегося как личности, способной к саморазвитию, самоорганизации и самоопределению.
Задачи:
- сформировать представление о внутреннем мире человека, гражданских качествах личности и ее нравственной культуре;
- способствовать возникновению потребности в нравственном самосовершенствовании;
развивать:
- мышление (абстрактное, логическое, наглядно-образное, словесно - логическое, практическое, теоретическое, реалистическое);
- воображение (активное, пассивное (произвольное и непроизвольное), воссоздающие, антиципирующие, творческое);
- внимание (произвольное и непроизвольное);
- память (произвольную, механическую, логическую, кратковременную, непроизвольную, долговременную, оперативную, промежуточную), гибкость мысли, быстроту и критичность ума (которые являются базой для усвоения математики на более высоком, качественном уровне;
- мотивацию к познанию окружающего мира.
- прививать навыки культурного поведения;
- помочь учащимся в овладении элементами самовоспитания.
формирование здорового образа жизни.
Общая характеристика программы
В программе прослеживается системный подход к формированию личности, развитию познавательных и коммуникативных способностей личности. Прослеживается культурный рост и самосовершенствование, воспитание личностных и ценностно-ориентационных качеств обучаемых. Программа позволяет учащимся развивать личностные качества, познавательные и коммуникативные способности. Внутренняя логика программы построена на реализации принципа системной дифференциации, являющегося ведущим механизмом психического развития.
Программа состоит из 2 учебных тем: “Развитие коммуникативных способностей” и “Развитие познавательных способностей”.
“Развитие коммуникативных способностей”
Развитые коммуникативные умения предполагают способность человека в разных ситуациях общения эффективно осуществлять речевую деятельность, то есть уметь говорить и слушать других. Основа культуры общения — соблюдение этических норм речевого поведения (речевого этикета). В этой связи можно говорить о широком и узком понимании речевого этикета. Правильное использование этикетных формул в речь помогает установлению контакта между собеседниками, поддержанию общения в тональности вежливости, доброжелательности, взаимного внимания, что в свою очередь, облегчает взаимопонимания между людьми.
Речевое обучение детей предполагает:
Во-первых, введение в их активный словарь достаточного количества этикетных стереотипов.
Во-вторых, формирование умения выбирать нужную формулу с учетом ситуации общения (с кем, где, когда, зачем говоришь).
Однако речь и поведение взаимосвязаны. Освоение ребенком собственно речевых норм осуществляется в единстве с изучением общих правил культурного поведения. Именно на такой подход ориентирован предлагаемая методика.
В основе обучения лежит ролевой принцип. Собеседники должны осознавать свои ролевые позиции (старший — младший, знакомый — незнакомый и др.) и соответственно строить свое речевое поведение, используя необходимые в конкретной ситуации этикетные формулы. Рекомендуемая нами система обучения привязывает усвоение этикетных формул и других норм поведения к типичным ситуациям общения, важным для дошкольника и младшего школьника (дом, детский сад, школа, общественный транспорт, театр и др.). Ролевые позиции общающихся в этих ситуациях определены достаточно четко: мальчик — мальчик, мальчик — девочка, девочка — девочка, брат — сестра, бабушка — внук, учитель — ученик, ребенок — взрослый (знакомый или незнакомый). Речевое поведение в каждом случае определено ролевой позицией участника общения, на осознание которой направлены различные ролевые задания и упражнения, в том числе ролевые игры, которым в книге уделяется значительное место: ведь именно в игре коммуникативные способности реализуются естественно и максимально разнообразно.
“Развитие познавательных способностей”
Познавательными способностями называются психические процессы, с помощью которых человек познает мир, себя и других людей. К таким способностям относятся: ощущение, восприятие, память, мышление и воображение. Познание невозможно без речи и внимания.
Основными принципами работы программы являются:
- учет современных требований;
- учет возрастных особенностей;
- доступность;
- последовательность;
- системность;
- эффективность;
- личностно-ориентированный подход.
- управляемость образовательным процессом;
- сочетание в практической деятельности индивидуальной и коллективной форм работы.
Методы работы
Выбор методов обусловлен содержанием воспитания и обучения, а также достигнутым уровнем развития детского коллектива, возрастными особенностями детей, особенностями взаимодействия между педагогом и детьми.
Методы формирования взглядов и обмен информацией:
- повествование;
- объяснение;
- диалог;
- доказательство;
- рассказ;
- рассуждение;
- беседа.
Методы организации деятельности:
- состязание;
- показ примеров и образцов;
-создание ситуации успеха;
- перспектива.
Методы стимулирования и мотивации;
Методы стимулирования интереса к учению:
- игры;
- соревнования;
- познавательные беседы;
- создание ситуации успеха;
- эмоционально-нравственных ситуаций;
- творческие задания
Методы стимулирования долга и ответственности:
- убеждение;
- требование;
- поощрение;
- порицание;
- наказание;
- поручение.
Формы работы
Основной формой образовательного процесса является учебное занятие, а так же индивидуальная, групповая и коллективная работы, работы в парах, занятие-сказка, конкурс, подвижные игры и массовые мероприятия.
Формы организации занятий:
- учебное занятие;
- открытое занятие;
- экскурсии;
- организация праздников;
- театрализованное занятие;
- участие в выставках и конкурсах различного уровня;
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Материал каждого занятия рассчитан на 40минут. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания, и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что привлекательно для младших школьников.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.
На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.
На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью,
В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).
Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.
Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.
В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач.
Для проведения занятий разработан учебно-методический комплект, состоящий из следующих учебных пособий:
а) рабочей тетради для учащихся на печатной основе;
б) методического руководства для учителя, в котором излагается один из возможных вариантов работы с заданиями, помещенными в тетрадях.
В предлагаемом пособии создана система учебных заданий и задач, направленных на развитие познавательных процессов у младших школьников с целью усиления их математического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их примерами. В рабочие тетради включены специально подобранные нестандартные задачи, направленные на развитие познавательных процессов у младших школьников. Часть заданий отобрана из учебной и педагогической литературы отечественных и зарубежных, авторов и переработана с учетом возрастных особенностей и возможностей детей 6-10 лет, часть - составлена автором пособия.
В процессе выполнения каждого задания происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них. Учитывая это, все задания условно можно разбить на несколько групп:
задания на развитие внимания;
задания на развитие памяти;
задания на совершенствование воображения;
задания на развитие логического мышления.
Задания на развитие внимания
К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения.
Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух - трехходовые задачи.
Задания, развивающие память
В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.
Задания на развитие и совершенствование воображения
Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера;
дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;
складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.
Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).
Задания, развивающие мышление
Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).
Модель занятия в 3 классе такова:
«МОЗГОВАЯ ГИМНАСТИКА» (1-2 минуты).
Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью занятия по РПС. Исследования ученых убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.
РАЗМИНКА (3 минуты).
Основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому вопросы, включенные в разминку, достаточно легкие. Они способны вызвать интерес у детей, и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашены немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности.
Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей, памяти, внимания, воображения, мышления (15минут)
Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют развитию этих так необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят, разнообразить методы и приемы познавательной деятельности, выполнять логически-поисковые и творческие задания. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию.
ВЕСЕЛАЯ ПЕРЕМЕНКА (3-5 минут)
Динамическая пауза, проводимая на данных занятиях, будет не только развивать двигательную сферу ребенка, но и способствовать развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно.
ПОСТРОЕНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ КАРТИНОК, ШТРИХОВКА (15 минут)
На данном этапе занятия ребята штрихуют предметы, которые они нарисовали или построили при помощи трафаретов с вырезанными геометрическими фигурами. Обведение по геометрическому трафарету фигур, предметов помогает ребятам рисовать предметы с натуры, они не искажают пропорции и форму. Штриховка же не только подводит детей к пониманию симметрии, композиции в декоративном рисовании, но и формирует и совершенствует тонкую моторику кисти и пальцев рук. Составление, моделирование и штриховка предметов и попутное составление ребятами небольших рассказов по теме, продолжение начатого рассказа, работа над словом, словосочетанием, - это и способ развития речи, и овладение выразительными свойствами языка. Тренируя тонкую моторику рук, ребята одновременно развивают устную речь.
Основные принципы распределения материала:
1) системность: задания располагаются в определенном порядке;
2) принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются;
3) принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;
4) увеличение объема материала;
5) наращивание темпа выполнения заданий;
6) смена разных видов деятельности.
Таким образом, достигается основная цель обучения - расширение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.
Используемые педагогические технологии:
- технология развивающего обучения - под развивающим обучением понимается новый, активно-деятельностный способ (тип) обучения. Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидуума. В развивающем обучении педагогические воздействия опережают, стимулируют ускоряют развитие наследственных данных. Цель: высокое общее развитие личности. Развитие – это процесс физического и психического изменение индивида во времени, предполагающий совершенствование, переход от меньшего к большему, от простого к сложному, от низшего к высшему. Сущность: вовлечение обучаемых в различные виды деятельности
- технология учебно-игровой деятельности, которая даёт положительный результат при условии её серьёзной подготовки, когда активен и ученик, и учитель. Цель: обеспечение личностно-деятельного характера усвоения знаний, навыков, умений Особое значение имеет хорошо разработанный сценарий игры, где чётко обозначены учебные задачи, каждая позиция игры, обозначены возможные методические приёмы выхода из сложной ситуации, спланированы способы оценки результатов. Сущность: игровые методы вовлечения обучаемых в творческую деятельность
- ИКТ-технологии - усиливает мотивацию у учащихся, улучшает качество обучения и воспитания, повышает культуру, экономит время, делает уроки интересными содержательными.
Цель применения ИКТ:
развитие мышления
формирование приемов мыслительной деятельности.
Сущность: использование ИКТ на уроках в начальной школе помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных средств.
Применение ИКТ на уроках усиливает:
положительную мотивацию обучения
активизирует познавательную деятельность обучающихся.
Использование ИКТ на разных этапах урока:
подготовка учащихся к усвоению новых знаний
усвоение новых знаний
закрепление новых знаний
подведение итогов урока
домашнее задание
- здоровье-сберегающие технологии - цель здоровье сберегающих образовательно-воспитательных технологий - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Здоровье сберегающие технологии по характеру действия делятся на 4 группы:
- защитно-профилактические (выполнение норм СЭС, проведение прививок, ограничение предельного уровня учебной нагрузки);
- компенсаторно-нейтрализующие. Их задача восполнить недостаток того, что требуется организму для полноценной жизнедеятельности (витаминизация, физкультпаузы, эмоциональные разрядки);
- стимулирующие. Позволяют активизировать силы организма (закаливание, педагогическая психотерапия);
- информационно-обучающие. Обеспечивают учащимся уровень грамотности, необходимый для эффективной заботы о здоровье.
Средствами оздоровительно-развивающей работы с детьми являются:
выполнение режима дня и соблюдения гигиены;
физкультурные минутки (Норма – на 15-20 минут по 1 минуте из легких упражнений с тремя повторениями);
подвижные игры;
гимнастика для глаз;
дыхательная гимнастику;
дидактические игры с движениями;
развивающие игры;
индивидуально-дифференцированный подход.
рациональная организация урока (Число видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ и др. Норма 4-6 видов за урок.
Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Норма 7-10 минут.
Число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная. работа и др. Норма - не менее трех.
Наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации и инициативы учащихся. Это метод свободного выбора, активные методы, методы, направленные на самопознание и развитие.
Место и длительность применения ТСО)
построение урока с учетом динамичности учащихся, их работоспособности;
соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота);
благоприятный эмоциональный настрой
соответствие используемых технологий обучения возрастным и функциональным возможностям детей.
Применяются элементы технологий:
-личностно-ориентированного обучения;
цели развить индивидуальные познавательные способности каждого ребёнка. Сущность – не только предметные знания и умения, не только способы решения типовых предметных задач, но и способы, механизмы самоизменения, саморазвития учащихся; при этом важен сам процесс движения к саморазвитию учащихся, т.е. ценен процесс получения знаний и умений.Личностно-ориентированный урок состоит из нескольких этапов:
Мотивационно-целевой этап, который включат в себя эмоционально – психологический настрой, выявление базовых знаний, определение темы урока, целеполагание.
Операционный этап, который состоит из проверки теории, самостоятельной работы и рефлексии.
Место предмета в базисном учебном плане
В соответствии с базисным учебным планом занятие по программе в 1 классе проводится 2 часа в неделю. Общее количество часов в год – 66часов.
На занятия во 2,3,4 классах отводится в год 68 часа из расчета 2 часа в неделю
Средства обучения:
- наглядные пособия
- подборка информационной и справочной литературы
- набор дидактического материала для проведения учебных занятий по каждому разделу
- кассеты с записями детской музыки и т.д.
- треугольники
- разрезные картинки
- книги серии “Развивающие игры”
- простой и цветные карандаши;
- тетради;
- линейки;
- краски;
- настольные игры;
- цветная и белая бумаги.
- магнитофон;
- учебная доска.
Содержание программы
В основе построения лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.
Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.
Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.
Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.
Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.
Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы- описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям.
Содержание занятий
Название темы (раздела) | Содержание темы (раздела) | ||
“Вводное занятие” | Знакомство детей с работой детей на учебный год. Проведение инструктажа по технике безопасности. Первичная диагностика. | ||
“Развитие коммуникативных способностей” | Каждое занятие смонтировано по принципу сценария. Оно должно носить занимательный, игровой характер. Игровой принцип обучения соответствует возрастным психологическим особенностям ребенка, для которого игра — типичная форма жизнедеятельности. В игре моделируются ситуации общения, распределяются роли, осуществляется выбор тех или иных форм речевого поведения, а также нравственных установок. На занятии дети должны чувствовать себя достаточно раскованно: свободно говорить, смеяться двигаться. Прилагаемые к урокам песни будут оживлять атмосферу занятий, создавать эмоциональный тонус, содействовать усвоению коммуникативных установок в конкретной ситуации общения. Эффективное восприятие материал; обеспечат картинки, работа с которыми может органически включаться занятие. | ||
“Развитие познавательных способностей” | Каждое занятие состоит не менее чем из 4 частей, каждая из которых представляет собой диагностические, развивающие тренинговые упражнения и игры. | ||
“Итоговое занятие” | Праздник “Вот какие мы, ребята, заводные” (совместно с родителями) |
Учебно-тематический план
№ | Тема | Количество занятий по годам обучения | |||
1 год | 2 год | 3-4 год | 4 год | ||
1. | Вводное занятие | 1 | 1 | 1 | 1 |
2. | Развитие коммуникативных способностей | 16 | 26 | 26 | 26 |
3. | Развитие познавательных способностей | 48 | 40 | 40 | 40 |
4. | Заключительное занятие | 1 | 1 | 1 | 1 |
Итого | 66 | 68 | 68, 68 | 68 |
Тематическое планирование занятий клуба "Умники и умницы"
в 1 классе
№ занятия | Дата проведен. | Развиваемые способности | |
1 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант (вводный урок)1ч. | ||
2 | Развитие концентрации внимания. Графический диктант.2ч | ||
3 | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант. 2ч | ||
4 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант. 2ч | ||
5 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант. 2ч | ||
6 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. 2ч | ||
7 | Совершенствование воображения. Задание по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу2ч | ||
8 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. 2ч | ||
9 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант. 2ч | ||
10 | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант. 2ч | ||
11 | Развитие слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант. 2ч | ||
12 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант. 2ч | ||
13 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. 2ч | ||
14 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.2ч | ||
15 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. 2ч | ||
16 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графические диктанты. 2ч | ||
17 | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант. 2ч | ||
18 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант. 2ч | ||
19 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант. 2ч | ||
20 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. 2ч | ||
21 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. 2ч | ||
22 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. 2ч | ||
23 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант. 2ч | ||
24 | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант. 2ч | ||
25 | Тренировка слуховой памяти Развитие мышления Графический диктант.2ч | ||
26 | Тренировка зрительной памяти Развитие мышления Графический диктант. 2ч | ||
27 | Развитие аналитических способностей Совершенствование мыслительных операций Графический диктант. 2ч | ||
28 | Совершенствование воображения Задания по перекладыванию спичек Рисуем по образцу. 2ч | ||
29 | Развитие логического мышления Совершенствование мыслительных операций Графический диктант. 2ч | ||
30 | Развитие концентрации внимания Развитие мышления Графический диктант. 2ч | ||
31 | Тренировка внимания Развитие мышления Графические диктанты. 2ч | ||
32 | Тренировка слуховой памяти Развитие мышления Графический диктант. 2ч | ||
33 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года.1ч. |
Тематическое планирование занятий клуба "Умники и умницы"
во 2 классе
№ | Дата | Развиваемые способности | |
1 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. 1ч | ||
2 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать2ч | ||
3 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать2ч | ||
4 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать2ч | ||
5 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать2ч | ||
6 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать2ч | ||
7 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек. 2ч | ||
8 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать2ч | ||
9 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать2ч | ||
10 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать2ч | ||
11 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать2ч | ||
12 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать2ч | ||
13 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать2ч | ||
14 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек. 2ч | ||
15 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать2ч | ||
16 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать2ч | ||
17 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать2ч | ||
18 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать2ч | ||
19 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать2ч | ||
20 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать2ч | ||
21 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек. 2ч | ||
22 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать2ч | ||
23 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать2ч | ||
24 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие способности рассуждать2ч | ||
25 | Тренировка слуховой памяти Совершенствование мыслительных операций Развитие аналитических способностей2ч | ||
26 | Тренировка зрительной памяти Совершенствование мыслительных операций Развитие способности рассуждать2ч | ||
27 | Развитие логического мышления Обучение поиску закономерностей Развитие аналитических способностей2ч | ||
28 | Совершенствование воображения Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек2ч | ||
29 | Развитие быстроты реакции Совершенствование мыслительных операций Развитие способности рассуждать2ч | ||
30 | Развитие концентрации внимания Совершенствование мыслительных операций Развитие аналитических способностей2ч | ||
31 | Тренировка внимания Совершенствование мыслительных операций Развитие способности рассуждать2ч | ||
32 | Тренировка слуховой памяти Совершенствование мыслительных операций Развитие аналитических способностей2ч | ||
33 | Тренировка зрительной памяти Совершенствование мыслительных операций Развитие способности рассуждать2ч | ||
34 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года1ч |
Тематическое планирование занятий клуба "Умники и умницы"
в 3 классе
№ | Дата | Развиваемые способности | |
1 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.1ч | ||
2 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи 2ч | ||
3 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи 2ч | ||
4 | Тренировка слуховой памяти Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи 2ч | ||
5 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи 2ч | ||
6 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи 2ч | ||
7 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек. 2ч | ||
8 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи 2ч | ||
9 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи 2ч | ||
10 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи 2ч | ||
11 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи 2ч | ||
12 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи 2ч | ||
13 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи 2ч | ||
14 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек. 2ч | ||
15 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи 2ч | ||
16 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи 2ч | ||
17 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи 2ч | ||
18 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи 2ч | ||
19 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи 2ч | ||
20 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи 2ч | ||
21 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек. 2ч | ||
22 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.2ч | ||
23 | Тренировка концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи 2ч | ||
24 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи 2ч | ||
25 | Тренировка слуховой памяти Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи 2ч | ||
26 | Тренировка зрительной памяти Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи 2ч | ||
27 | Развитие логического мышления Обучение поиску закономерностей Развитие умения решать нестандартные задачи 2ч | ||
28 | Совершенствование воображения Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек 2ч | ||
29 | Развитие быстроты реакции, мышления Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи 2ч | ||
30 | Тренировка концентрации внимания Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи 2ч | ||
31 | Тренировка внимания Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи 2ч | ||
32 | Тренировка слуховой памяти Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи 2ч | ||
33 | Тренировка зрительной памяти Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи 2ч | ||
34 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года.1ч |
Тематическое планирование занятий клуба "Умники и умницы"
в 4 классе
№ | Дата | Развиваемые способности | |
1 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. 1ч | ||
2 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи2ч | ||
3 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи2ч | ||
4 | Тренировка слуховой памяти Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи2ч | ||
5 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи2ч | ||
6 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи2ч | ||
7 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек. 2ч | ||
8 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи2ч | ||
9 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи2ч | ||
10 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи2ч | ||
11 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи2ч | ||
12 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи2ч | ||
13 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи2ч | ||
14 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек. 2ч | ||
15 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи2ч | ||
16 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи2ч | ||
17 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи2ч | ||
18 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи2ч | ||
19 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи2ч | ||
20 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи2ч | ||
21 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек. 2ч | ||
22 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи2ч | ||
23 | Тренировка концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи2ч | ||
24 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи2ч | ||
25 | Тренировка слуховой памяти Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи2ч | ||
26 | Тренировка зрительной памяти Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи2ч | ||
27 | Развитие логического мышления Обучение поиску закономерностей Развитие умения решать нестандартные задачи2ч | ||
28 | Совершенствование воображения Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек2ч | ||
29 | Развитие быстроты реакции, мышления Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи2ч | ||
30 | Тренировка концентрации внимания Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи2ч | ||
31 | Тренировка внимания Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи2ч | ||
32 | Тренировка слуховой памяти Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи 2ч | ||
33 | Тренировка зрительной памяти Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи 2ч | ||
34 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года 1ч |
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения обучающиеся получат возможность формирования
Личностных результатов:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметных результататов :
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий .
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Читать и пересказывать текст.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметных результататов:
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
-выделять существенные признаки предметов;
-сравнивать между собой предметы, явления;
-обобщать, делать несложные выводы;
-классифицировать явления, предметы;
-определять последовательность событий;
-судить о противоположных явлениях;
-давать определения тем или иным понятиям;
-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
-выявлять функциональные отношения между понятиями;
-выявлять закономерности и проводить аналогии
Материально-техническое обеспечение
Литература для учителя:
- Айзенк Х. и Эванс Д. Как проверить способности вашего ребенка.- М., 1996.
- Акимова М.К., Козлова В.Т. Коррекционно-развивающие упражнения для учащихся 1-3 классов.-М.,1993.
- Баррет С.Тайны мозга .-Санкт- Петербург,1997.
- Башаева Т.В. Развития восприятия удетей.- Ярославль, 1998.
- Бесова М.А. В школе и на отдыхе.-Ярославль,1998.
- Васильева Н.Н., Новоторцева Н.В. Развивающие игры.- Ярославль,1996.
- Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. — М.: Генезис, 2001.
- Венгер Л.А., Венгер А.А. Домашняя школа мышления. - М.,1985.
- ДеннисонП., Деннисон Г. Гимнастика для развития умственных способностей.-М.,1992.
- Дьяченко О.М. Лото “Веселые человечки”. – М.: Линка-пресс, 2003.
- Холодова О., «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет). - Москва: РОСТ книга, 2007 г
Средства обучения:
- наглядные пособия
- подборка информационной и справочной литературы
- набор дидактического материала для проведения учебных занятий по каждому разделу
- кассеты с записями детской музыки и т.д.
- треугольники
- разрезные картинки
- книги серии “Развивающие игры”
- простой и цветные карандаши;
- тетради;
- линейки;
- краски;
- настольные игры;
- цветная и белая бумаги.
- магнитофон;
- учебная доска.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка по чтению "В гостях у книги".
Это рабочая программа кружковой работы по чтению для 1 класса....
Рабочая программа кружка "Логика, информатика, математика"
Программа рассчитана для 2 класса. Требования ФГОС соблюдены. ...
Рабочая программа кружка "Клуб юного читателя"
Программа рассчитана для 2 класса. Требования новых стандартов соблюдены....
рабочая программа кружка "Риторика"
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 42» г.Энгельса Саратовской области «Рекомендовано к утверждению»...
Рабочая программа кружка "Волшебная аппликация"
Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС НОО и предназначена для внеурочной деятельности младших школьников...
Рабочая программа кружка по программе English Theatre 2014-2015
Методическая разработка по внеурочной деятельности по английскому языку для учащихся первого и третьего годов обучения....
Рабочая программа кружка "Веселая программа"
Пояснительная записка...