фольклорный праздник "Солнышко, выгляни!"
план-конспект занятия (1, 2, 3, 4 класс)

Заровняева Зинаида Геннадьевна

    Сценарий фольклорного праздника « Солнышко, выгляни!» для младших школьников  разработан в рамках реализации Программы « Возрождение». Используемый в сценарии материал способствует решению задач образовательного, воспитательного и развивающего характера: обогащает словарный запас детей и их знания о произведениях малого жанра, воспитывает у детей уважительное отношение к национальному наследию, знакомит их с эпизодами народного быта. При разработке материала учтены возрастные особенности детей, их интерес к играм, песням: включены в содержание фольклорного праздника разнообразные народные песни, направленные на гражданское, духовно-нравственное воспитание. Методика проведения праздника способствует развитию умения общаться, развивает их творческие способности.   Данный сценарий может быть использован учителями начальных классов по внеклассной работе и воспитателями подготовительных групп детских общеобразовательных учреждений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon solnyshko_vyglyani.doc312 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная  школа №19 г. Йошкар-Олы

с углублённым изучением отдельных предметов»

             

          Фольклорный праздник для младших школьников

              Подготовила и провела:

                                                                                       Заровняева Зинаида Геннадьевна

                                                                                       учитель начальных классов

                                                                                       высшей категории

                                                    Йошкар-Ола

                                               апрель, 2019 год

                                       

                     Солнышко, выгляни!

(  Сценарий фольклорного праздника для младших школьников  )

Цель:

  1. Познакомить с эпизодами народного быта.
  2. Обогащать словарный запас детей и их знания о произведениях малого жанра при помощи игр.
  3. Воспитывать у обучающихся уважительное отношение к национальному наследию.

Место проведения :

            Актовый зал школы, украшенный воздушными шарами, цветными лентами.

Центр сцены украшен рисунком солнышка с пословицами – “лучиками”, развешаны вышитые полотенца, расставлены предметы народного прикладного творчества.

Дети – малыши (4) выбегают на сцену вприпрыжку (под музыку), становятся полукругом.

Дев.               А давайте покличем Весну.

1 реб.             Весна, Весна красная,

                       Приди, Весна, с радостью.

2 реб.             С доброй радостью,

                       С великой милостью.

3 реб.             Со льном высоким,

                       С корнем глубоким.

4 реб.             С дождями сильными,

                       С хлебами обильными.

Дев.               А кто видел, как Весна приходит?

1 реб.             Да, пожалуй, никто из нас не видел этого.

2 реб.             А вот давным-давно одна девочка Машенька ходила Весну искать и

                       на землю приглашать.

3 реб.             А как это было?

4 реб.             Слушайте. Вот сидит она под окошком с берёзовым веретенцем и

                       приговаривает.

Маша:           Уж пряди, ты моя прялица

                       Я пряду, а нитка тянется.

4 реб.             Ждёт-пождёт Машенька Весну тёплую, Весну добрую.

                       Вот и наряд весенний почти готов, а той не видать, не слыхать.

                       Зима-то не уходит, руки-ноги познобила, холод-стужу напустила.

                       Работа у Машеньки с трудом продвигается. Что тут делать? Беда!

2 реб.             Надумала Маша идти Весну искать.

                       Собралась и пошла. Долго шла.

                       Весну нигде не встретила, но зато встретила ребят по дороге.

                       Стали они вместе Весну кликать.

1 реб.             А как?

2 реб.             Да, наверное, так.

Заходят дети, становятся полукругом и запевают

 (все вместе: 4 детей + 1 гр.) :

                      Кулик из-за моря, лети, лети до поля,

                      Неси, неси по воле весну, весну в подоле!

И сразу же, без перерыва, запевают, пританцовывая, припевку:

                      Жучик-крючик, паучок, прилети к нам, куличок!

                      Виту-виту-витулай, принеси весну в наш край!

2 гр.              Жаворонки, прилетите,

                      Тёпло летичко принесите,

                      А зимушку прогоните!

                      Нам зимушка надоела,

                      Весь хлебушек переела.

Уже в конце веснянки из-за кулис доносится ауканье:

“Ау-у!” – и слышно, как в другом конце звучит эхом: “Ау-у”.

Закончив петь веснянку, дети, прикладывая ладошки ко рту,

начинают петь – аукать, выкликая Весну-красну.

Все дети:

                      Ау, ау, аукаем, весну приаукиваем.

                      Март, март, солнцу рад!

                      Апрель, апрель, открывай окно и дверь!

                      Май, май, нивку  засевай!

                      Ау, ау, аукаем, весну приаукиваем! Ау, ау…

2 реб.             Выглянуло тут из-за горы солнышко и промолвило.

Солнышко:   Доброе утро, милые ребятки!

Дети:             Здравствуй, золотое Солнышко!

Солнышко:   Я, как масляный колобок, по небу катилось-катилось

                       и к вам закатилось.

                       Видно забыла ты, красная девица, что Весна с солнышка начинается.

                       Пригрею я землю посильнее – проталины покажутся, а там, глядишь,

                       и ручейки побегут. Вот Весна-то и настанет.

3 реб.             Стала тогда Машенька Солнышко просить…

4 реб.             Ребята, а о чём нужно Солнышко просить, вы знаете?

Дети:             Знаем, знаем!

Дети поют песенку-закличку, зовут солнышко, двигаясь по кругу:

  1. Солнышко, вёдрышко, красное колёсушко,

Вывесь из-за облушка золотые косушки!

  1. Солнышко, выгляни, красное, высвети!

К нам на нивку ты иди ладить косы да серпы.

  1. Солнышко, солнышко, загляни в оконушко!

Выйдут дети погулять будут бегать да играть.

 1 реб.             Что за славный денёк!

                       Собирайся, народ!

                        Будем петь да шутить,

                        Да весну веселить.

Идёт весёлая подвижная игра  “Уж ты, рыбка, рыбка-окунёчек”.

В двух хороводных кругах (один поменьше, внутренний, и второй шире – внешний), дети идут, попеременно изменяя направление движения.

Шаг может быть то переменный, то с притопами или простой.

В середине меньшего круга-хоровода находится водящая (“Весна”).

Она пытается выбраться на волю, но удаётся (или же нет) это не сразу.

Дети то открывают воротца – сцепленные наверху руки рядом стоящих пар, - то снова быстро их захлопывают, приседая и не пуская пленницу выскочить в эти воротца за круг. Всё время звучит, не умолкая, песня, которую поют участники хоровода.

  1. Уж ты, рыбка, рыбка-окунёчек,

Попадёшься ты, рыбка, в неводочек.

Попадёшься ты, рыбка, не дрягайся,

Неводочек порвать ты не старайся.

  1. Его девицы красные вязали,

Изо льна нитки крепкие свивали,

А из ниток верёвочки крутили,

А потом те верёвочки смолили.

  1. Чтобы рыбка верёвку не порвала,

В неводочек чтоб рыбушка попала,

Неводочек девицы в руки брали,

Неводочек тот в речку закидали.

Если пленнице не удастся выбраться из обоих кругов, то игра начинается сначала.

Водящую дети выбирают по считалке, и уж она-то постарается быть половчее.

Заканчивается эта маленькая сценка из весеннего быта уходом детей змейкой с песней “Вейся, плетень”.

  1. Вейся, плетень, заплетайся. (2р.)

Припев.

                        Из-за гор-белогор,

                        Из-за синего моря

                        Девица шла, гусей гнала:

                        “Тега, гуси, домой,

                         Тега, серые, домой!”

  1. Шла утица со малыми детками. (2р.)
  2. Заплетёмся, завьёмся кругами!

Кто захочет, пожалуйста, с нами!

После припева:

                           Вот так в старину Весну встречали!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий фольклорного праздника « Зеленая планета 2010»

Помочь детям прикоснуться к великому народному искусству, почувствовать глубину и красоту русских обычаев и обрядов....

Фольклорный КВН для учащихся 4-5 классов

Фольклорный КВН для учащихся 4 – 5 классов Цели: 1. закрепить и расширить знания детей о разных жанрах фольклора, 2. прививать любовь к устному народному творчеству, 3. работать над разви...

Фольклорный праздник "Посиделки"

Цель:воспитание любви и уважения к Родине, к искусству своего народа, древним обычаям и талантам русского народа, изучение и возрождение народных праздников, песенных и хореографических традиций....

Фольклорный праздник "В гостях у Петрушки"

Фольклорный праздник для детей младшего школьного возрастаДействующие лица:Петрушка, Скоморохи: Фома и Ерема, Котя-Коток, Коза, Матрешки, Заинька, Лисичка, Петушок, Солнышко, танцевальная группа. Знак...

Фольклорный праздник Казачьи посиделки.

Внеклассное мероприятие разработано и проводилось к 100летию М.А.Шолохова.В нём отражены быт и традиции Донских казаков,использованы пести, танцы, игры жителей Тихого Дона....

Сценарий фольклорного праздника "День Калевалы"

Сценарий фольклорного праздника "День Калевалы" знакомит учащихся не только с историей родного края (Ленинградской области), но и с культурным памятником мирового значения "Калевала". Мероприятие прох...