Рабочая программа внеурочной деятельности "Истоки" для 4 класса
рабочая программа (4 класс)
Рабочая программа по курсу «Истоки» разработана на основе программы «Истоки», являющейся результатом совместной работы автора социокультурного системного подхода в образовании И.А.Кузьмина, профессора Российской Академии естественных наук, и профессора Вологодского государственного педагогического университета А.В.Камкина, доктора исторических наук.Программа разработана для внеурочных занятий с учащимися 4 класса во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования, плана внеурочной деятельности МБОУ «Всходская СШ» на 2021-2022г
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneur_istoki_4kl2021g.docx | 37.79 КБ |
Предварительный просмотр:
=
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Истоки» разработана на основе программы «Истоки», являющейся результатом совместной работы автора социокультурного системного подхода в образовании И.А.Кузьмина, профессора Российской Академии естественных наук, и профессора Вологодского государственного педагогического университета А.В.Камкина, доктора исторических наук. Программа разработана для внеурочных занятий с учащимися 4 класса во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования, плана внеурочной деятельности МБОУ «Всходская СШ» на 2021-2022г
Содержательной целью курса «Истоки» является инициирование процесса становления социокультурной компетентности учащихся, их творческого саморазвития, приобщение к неизменным социокультурным ценностям Российской цивилизации и истокам, формирующим и сохраняющим эти ценности.
В качестве задач выдвигаются:
- освоение и принятие духовно-нравственных категорий внутреннего мира человека и социума, в котором живет и развивается ребенок;
- оснащение учащихся различными созидательными способами взаимодействия с осваиваемыми социокультурными ценностями;
- личностное осмысление отношения к ближайшему природному и социальному окружению, к духовно-нравственным ценностям своего народа, к Православной культуре;
- развитие мотивации к саморазвитию.
.
Место в учебном плане
В соответствии с Образовательной программой школы, рабочая программа по внеурочной деятельности «Истоки» рассчитана на 68 часов при 2 час в неделю (34 учебных недели).
Планируемые результаты освоения курса
В соответствии с целями основной образовательной программы в условиях реализации ФГОС НОО результаты духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся могут быть представлены через:
- овладение предметной грамотностью через освоение системы социокультурных и духовно – нравственных ценностей и категорий;
- приобщение всех участников образовательного процесса к базовым ценностям российской цивилизации;
- развитие коммуникативных умений;
- развитие управленческих способностей;
- наполнение духовным смыслом уклада жизни и социокультурного пространства, окружающего обучающегося;
- развитие мотивации к общению, самовыражению, самоопределению;
- создание условий для успешной адаптации обучающегося в образовательном учреждении, социальной среде на основе единой системы ценностей, образовательных технологий и активных форм обучения.
Содержание программы кружка направлено на гуманизацию обучения и развитие индивидуальных возможностей детей младшего школьного возраста. Планируемые результаты представляют собой систему обобщённых личностно-ориентированных целей образования.
Формирование универсальных учебных действий.
1.Личностные результаты.
Всфере личностных УУД будут формироваться внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение.
Выпускник получит возможность для формирования:
- внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;
- мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- ориентации на понимание предложений и оценок учителя, товарищей, родителей;
- основ гражданской идентичности личности как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину большую и малую, свой народ и историю, осознания своей этнической принадлежности;
- знания основных моральных норм и ориентации на их выполнение;
- эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;
- установки на здоровый образ жизни;
- чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с народной художественной культурой.
В сфере регулятивных УУД обучающиеся овладеют такими типами учебных действий, которые помогут им принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить в них коррективы.
Выпускник получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем и одноклассниками ставить новые учебные и познавательные задачи;
- проявлять познавательную инициативность;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей;
- различать способ и результат действия;
- выполнять учебные действия в материализованной, речевой, умственной форме.
В сфере познавательных УУД обучающиеся научатся воспринимать и анализировать сообщения, тексты, а также овладеют действием моделирования.
Выпускник получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации для выполнения предложенных заданий с использованием ресурсов библиотек, и сети Интернет;
- фиксировать информацию об окружающем мире, о себе, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- адекватно воспринимать и анализировать художественные и познавательные тексы;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, обобщать;
- устанавливать аналогии.
В сфере коммуникативных УУД обучающиеся приобретут умения учитывать мнение своего собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем, сверстниками, родителями, воспринимать и передавать информацию, уметь грамотно отображать основное содержание в сообщениях (текстах).
Выпускник получит возможность научиться:
- правильно использовать коммуникативные, речевые средства для решения коммуникативных задач, строить монологические высказывания;
- учитывать разные мнения и интересы, адекватно обосновывать свою позицию;
- владеть диалогической формой речи; задавать вопросы;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь.
Оценивать объём знаний и умений детей, полученных в результате обучения по данному курсу возможно как по внешним стандартам, так и по принципу его успешности, в сравнении с самим собой прежним.
2. Метапредметные результаты.
В результате освоения курса выпускники получат возможность познакомиться с культурно-историческим наследием народов России и общечеловеческими ценностями о природе, истории России, осмыслить этические понятия. Обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ, его историю и культуру. Начнут понимать значимость в своей жизни родственных, семейных, добрососедских и дружественных отношений. Обучающиеся научатся вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета. Они получат возможность научиться выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, учителей, родителей).
Выпускник получит возможность научиться:
- организовывать поиск необходимой информации, сведений, фактов,
- определять тему и главную мысль текста, вычленять главное, анализировать, сравнивать полученную информацию, сопоставлять и обобщать её;
- пересказывать текств разной форме, составлять письменные отзывы;
- участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного;
- соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи;
- осознанно воспринимать содержание текстов разных литературных жанров, различать их, задавать вопросы по содержанию, отвечать на них, работать с детской периодикой;
- различать государственные и духовные праздники
- создавать иллюстрации, по содержанию прочитанного или услышанного;
- распознавать особенности построения малых фольклорных форм;
- узнавать государственную символику РФ и региона, достопримечательности родного края и исторических мест России;
- используя дополнительные источники информации находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям, верованиям своих предков;
- реализовывать свой творческий потенциал;
- узнавать и эмоционально оценивать шедевры национального искусства;
- передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных промыслов России и своего региона;
- адекватно оценивать роль трудовой деятельности в жизни человека;
Содержание программы
Традиции отечества
В центре курса – традиции как важный механизм передачи их новым поколениям, как способ сохранения преемственности культуры в ее самом широком понимании. Важно увидеть жизненную силу традиций в современной действительности, в окружающем мире.
Разделы содержания
Традиции образа (24 часов)
Что такое традиция? Почему традиции необходимы в жизни человека, семьи, общества?
ПЕРВЫЕ ОБРАЗЫ. Отец как глава семьи, кормилец, заступник. Отеческий суд и наказание. Отец родной, крестный, духовный.Мать как душа семьи. Хранительница очага, утешительница, молитвенница. Мать родная. Крестная, богоданная, названная.Род. Родоначальник и родословие. Виды родословной.
Отечество. Беспредельность просторов и разнообразие родной природы. Богатство красок. Колокольный звон. Произведения культуры – живая память Отечества. Святая Русь.
Щит и меч. Священный долг защиты Отечества. Щит и меч старинные, «щит» и «меч» современные, щит и меч духовные. Мир. Мир – белый свет. Мир – согласие. Мир – сообщество. Правила мирского самоуправления.
СВЯЩЕННЫЕ ОБРАЗЫ. Образы Спасителя. Художественный и духовный язык образов Спасителя.Образы Богородицы. Образ Покрова в отечественной традиции.
Образ ангела-хранителя. Ангел-хранитель человека, семьи, храма, страны, народа.
СВЕТЛЫЕ ОБРАЗЫ.Образ света как знак истины. Яркий свет, огненный шар и удивительное тепло — черты этого образа. Светлый взгляд, светлый ум, просвещенное сердце — образы просветителей.Образы праведников и мудрецов. Святые, бессеребреники, исповедники, преподобные, блаженные, мученики.Образы-символы: крест купол, птица, конь, дерево и другие. Смыслы этих образов, их размещение и признаки.
Традиции Слова (20 часов)
СВЯЩЕННЫЕ СЛОВА. Заповеди и заветы. Следование им по жизни - важнейший нравственный опыт многих поколений, духовное наследие Отечества.
СЕРДЕЧНЫЕ СЛОВА. Родительское благословение: пожелание добра, покоя, любви и согласия. Крестное знамение, благословенные иконы, духовные грамоты - традиционные проявления родительского благословения.Слова приветствия. Слова прощания. Слова праздничного поздравления. Пожелания и благодарения. Трогательные слова любви. Памятные слова. Слова раскаяния, покаяния и прошения.
ЧЕСТНЫЕ СЛОВА. Правила честного слова: думай, что говоришь; не говори того, что не думаешь: не все, что думаешь, говори.
Договор и уговор. Традиция верности договору и уговору.
Присяга - слово долга. Обет - добровольное обязательство.
Традиции дела (24 часа)
ТРУД. Земледельцы кормят семью, ближнего и Отечество. Традиции земледелия: знать природные приметы, иметь право на свою долю земли, добросовестный труд, дружный труд, взаимопомощь, каждому делу - своя пора.
Ремесленники созидают новые полезные вещи ради ближнего и всего Отечества. Традиции ремесла: любить и хорошо знать свой материал, безупречно владеть своим инструментом, добросовестность, передача секретов мастерства ученикам Мастер - золотые руки.
Купцы и предприниматели - деловые люди Отечества. Традиции делового мира: расторопность и дальновидность, знание товара и покупателя, умение рисковать, быть верным уговору, идти в ногу со временем, творить дела милосердия.
СЛУЖЕНИЕ. Воинское служение - защищать Отечество, устрашать и карать врага. Традиции российского воинства: дисциплина, исполнение приказа, отвага, сохранение боевого знамени, зашита Веры. Отцы-командиры. Полководцы.
Служение священства - научение Вере, наставление о жизни, защита от греха. Традиции священства: молиться о ближнем и Отечестве, совершать таинства, быть духовным отцом прихожанам, отзываться на их духовные нужды.
Суд и управление - сберегать мир между людьми, соединять закон и правду. Добрые традиции государственного служения.
ТВОРЧЕСТВО. Талант - особый дар человека. Творчество иконописца - передать людям вечные и божественные образы, приблизить их к духовному миру.
Живописец. Его призвание - раскрыть красоту мира земного. Художественный язык живописца.
Мастера художественных промыслов. Образы и символы народного творчества. Научное творчество и его проявления.
ТРАДИЦИИ ПРАВЕДНОГО ДЕЛА. Смысл праведного дела - жить, трудиться, служить и творить по правде, во имя ближнего и Отечества.
БАЗОВЫЙ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ РЯД
Традиции образа. Традиции дела и служения. Традиции слова. Подвиги души. Отец. Родоначальник. Родовое дерево. Отец родной, крестный, духовный, названный. Мать. Родная мать, мать — хранительница очага, крестная мать. Мир — Вселенная, мир — сообщество, мир-согласие. Отечество. Щит и меч. Троица. Спаситель и «Спасы». Пакров Пресвятой Богородицы. Образы Богородицы. Ангел-хранитель. Праведники и мудрецы. Купол и крест. Свет, свеча и лампада. Моление и крестный ход. Сообщества: община, артель, сотни, гильдии, цехи, собор, дружина, братия, училище. Опыт. Праведный труд. Талант. Выгода и добро. Завет и заповедь. Честь и уговор. Исповедь. Обет. Укор и укоризна. Подвижники. Благодарение. Поминание и почитание. Трапеза.
Учебно-тематический план
№ | Наименование разделов | Всего часов |
1. | Традиции образа | 24 |
2. | Традиции Слова | 20 |
3. | Традиции дела | 24 |
Календарно – тематическое планирование
I. Традиции образа.
№ урока | Тема ущрока. | Содержание. | дата |
1. 2ч | Вводный урок. Первые образы. | . Введение в «Истоки». Что такое традиция? Значение традиций в жизни человека, народа, общества.Почему отца величают главой семьи и родоначальником, а мать хранительницей очага и его души? | |
2 2ч | Отец. Мать. | ||
3. 2ч | Родители. | Семья-любовь, забота, согласие.Как в образе отечества отражается живая связь времен? | |
4 2ч | Отечество. | ||
5 2ч | Мир. Священные образы. | Какие три образа живут в слове «мир»? | |
6 2ч | Спаситель. | «Спасы» в народной культуре и традициях. Образ «Спаса» как знак любви Божией. «Спас» как надежда. Богородица-Заступница за весь мир, Утешительница, Охранительница от всех скорбей.Образ Ангела-хранителя. | |
7 2ч 2ч | Ангел-хранитель. | ||
8 2ч | Светлые образы. | Свет как знак истины, правды и добра. Свет знания и тьма невежества. | |
9 2ч | Свет и просветители. | ||
10 2ч | Праведники. | Во имя чего люди тянутся к свету и обращаются к крестной силе? | |
11 2ч | Мудрецы. | ||
12 2ч | Богородица. | ||
Традиции слова | |||
13 2ч | Священные слова. | Что называют заповедями Божиими, а что заветами предков?Как заповеди и заветы живут в народных обычаях и порядках? Обычаи и традиции молитвы. | |
14 2ч | Заповеди и заветы. Молитва. | ||
15 2ч | Сердечные слова. | Почему жить с родительским благословением спокойнее и надежнее?Доброе дело начинается с благословения. | |
16 2ч | Родительское благословение. | ||
17 2ч | Сердце сердцу весть подает. | Когда сердце сердце чует, и сердце сердцу весть подает? Доброе слово способно вершить великие дела. | |
18 2ч | Сердечные слова. | ||
19 2ч | Честные слова. | Почему говорят, что лучше споткнуться ногами, чем языком? Не всегда говори, что знаешь, но всегда знай, что говоришь. | |
20 2ч | Правила честного слова. | ||
21 2ч | Слово-ключ, открывающий сердца. | Слово-ключ, открывающий сердца. | |
22 2ч | Обобщающий урок. «Традиции слова». | ||
Традиции дела | |||
23 2ч | Ремесленники. Труд. | Земледельцы кормят все Отечество.Традиции ремесла. Мастер - золотые руки. | |
24 2ч | Земледельцы. | ||
25 2ч | Служение. | Почему воинское служение считается священной обязанностью? | |
26 2ч | Воинство. | ||
27 2ч | Священство. | Традиции духовного служения.Духовные войны. | |
28 2ч | Традиции духовного служения | ||
39 2ч | Творчество. | Талант – способность к творчеству.Икона – окно в духовный мир.Картина – отображение земного мира. Талантливый человек – большой труженик. | |
30 2ч | Искусники. | ||
31 2ч | Книжники. | Подлинное научное знание верно служит народу и Отечеству. | |
32 2ч | Подготовка к обобщающему уроку | ||
33 2ч | Обобщающий урок. «Традиции праведного дела» | Жить, трудиться, служить и творить по правде, во имя ближнего и Отечества. | |
34 2ч | Резерв |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья". 1 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья" для учащихся 1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная". 2 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная" для учащихся 2-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика". 1-4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика" для учащихся 1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения ...
рабочие программы по УМК "Перспектива" для 1 класса, рабочие программы внеурочных занятий, план воспитательной работы
В заархивированном файле находятся рабочие программы для 1 класса по УМК "Перспектива" по Литературному чтению, Русскому языку, Математике, Окружающему миру, Физкультуре, Технологии. М...
рабочие программы по УМК "Перспектива" для 4 класса, рабочие программы внеурочных занятий
В архиве рабочие программы по УМК "Перспектива" для 4 класса по Литературному чтению, Русскому языку, Математике, Окружающему миру, Технологии, Физкультуре. Здесь же можно найти программы вн...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по курсу: «Юный баскетболист» Модифицированная рабочая программа для педагогов дополнительного образования. для учащихся 4-х классов на 2019-20 учебный год (34 часов) 10.07.19
Программа формирует у учащихся представление об истории возникновения баскетбола. Технические приемы, тактические действия, набор технико-тактических взаимодействий в нападении и защите, а так же сове...