Права и обязанности
классный час
Помочь детям разобраться в понятиях "Права и обязанности"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Права и обязанности | 34.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор:
ДОМРАЧЕВА Наталья
Цели:
1. Помочь детям разобраться в понятиях «права и «обязанности»;
2. Воспитывать уважение к правам других;
3. Привести в систему уже имеющиеся у детей знания о самообслуживающем и домашнем труде, формировать желание и готовность участвовать в нем.
Оборудование: права и обязанности учащихся данной школы,
словарь Ожегова.
ХОД УРОКА:
БЕСЕДА
- Что означают слова «права» и «обязанности»?
(Выслушиваются высказывания детей. из словаря Ожегова: «Право – охраняемая государством, узаконенная возможность что-нибудь делать, осуществлять». Дети имеют право на получение образования, отдых, медицинское обслуживание и т.д. «Обязанность – круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения». Дети обязаны хорошо учиться, уважать и слушаться своих родителей и т.д.)
- Какие обязанности и права есть у ученика в школе?
(Ответы детей записываются на доску).
ЗНАКОМСТВО С ПРАВАМИ И ОБЯЗАННОСТЯМИ
УЧАЩИХСЯ В ДАННОЙ ШКОЛЕ
Зачитать и обсудить права и обязанности учащихся данной школы. Желательно распечатать их для каждого ученика.
ИГРА «ЕСЛИ БЫ ДИРЕКТОРОМ БЫЛ Я?»
- Что бы вы изменили в правах и обязанностях учеников и учителей, если бы стали директором?
(По аналогии можно провести игру «Мои права и обязанности дома, на улице» и т.д.)
ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Учащиеся дополняют окончание предложений:
- В школе я должен…
- В школе я имею право…
- Дома я должен…
- Дома я имею право…
- На улице я должен…
- На улице я имею право…
- Как понимаете выражение «право на ошибку»? (Высказывания детей).
- Подумайте, существуют ли люди, которые не делают ошибок? Какие ошибки совершаете вы сами? (Ответы детей.)
- Как понимаете выражение «на ошибках учатся»?
ВЫВОД
Делать ошибки – это нормально. На ошибках мы учимся. Главное – научиться не повторять свои ошибки в дальнейшем.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Мы печем пшеничные
Пироги отличные.
Кто придёт к нам пробовать
Пироги пшеничные?
(«Приглашающие» движения руками).
Мама, папа, брат, сестра,
Пес лохматый со двора.
(Указательный палец показывает на всех приглашенных.)
И другие, все, кто может,
Пусть приходят с ними тоже.
(«Приглашающие» движения).
Тесто замесили мы,
Сахар не забыли мы,
(Имитация замеса теста и добавления в него ингредиентов).
Пироги пшеничные
В печку посадили мы.
(Движениями обеими руками вперед – сажают пироги в печь.)
Печка весело горит,
Наша мама говорит:
- Крошки, что останутся,
Воробью достанутся.
(Имитация кормления крошками птицы.)
- Чем занимались дети? Поговорим и мы о домашних обязанностях.
РАЗГОВОР О ДОМАШНИХ ОБЯЗАННОСТЯХ
- У каждого члена семьи должны быть постоянные трудовые обязанности, выполняемые для всей семьи. Вспомните и расскажите, какую работу по дому выполняют ваши близкие: мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра и т.д. (Выслушиваются ответы детей.)
- А у кого из вас есть свои обязанности по дому? Что вы делаете?
(Дети перечисляют те обязанности, которые они выполняют по дому.)
ПОДВЕСТИ ИТОГ
ПРИМЕРНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ
- Уход за квартирой. Одна из домашних обязанностей всех членов семьи – создавать уют в квартире. Уютная, чистая, прибранная квартира доставляет удовольствие, ее вид повышает настроение, работоспособность, продлевает жизнь.
- Можно помочь родителям вымыть пол, протереть пыль.
- Если насорили, соберите мусор, пометите пол.
- Соблюдайте порядок в своей комнате.
ПРАВИЛА, СВЯЗАННЫЕ С ПРИГОТОВЛЕНИЕМ И ПРИЕМОМ ПИЩИ
- Умейте накрывать на стол, правильно сидеть за столом, пользоваться столовым прибором, культурно есть.
- Вымойте за собой посуду.
- Умейте приготовить еду (несложные блюда: салат, яичницу, чай и другие.)
ПРАВИЛА, СВЯЗАННЫЕ С САМООБСЛУЖИВАНИЕМ
- Волосы подстригайте, причесывайте или заплетайте в косы.
- Проверяйте, в порядке ли ваш костюм или платье, чистые ли ботинки. Посмотрите, все ли пуговицы на месте, если нужно, пришейте пуговицу.
- Придя из школы или прогулки, повесьте костюм на плечики, удалите щеткой пыль с ботинок или вымойте их. Если ботинки мокрые просушите. Смазывайте просушенную обувь специальным кремом.
- Умейте постирать носовой платок, носки.
- Умейте заштопать небольшие отверстия в одежде, пришить пуговицы.
- Застилайте кровать, убирайте свою комнату и проветривайте ее перед сном и после сна, перед приготовлением домашних заданий.
- Содержите в порядке свое рабочее место дома. После занятий и игры положите книги, игрушки на свои места, все необходимое для уроков положите в ранец.
ВЫВОД: Кто научился многое делать сам, никогда не будет в тягость другим, не будет чувствовать себя беспомощным. Надо освоить все виды самообслуживающего и домашнего труда за время учебы в школе, чтобы уметь полностью обслуживать себя.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
- Какие права есть у учащихся?
- Какие есть обязанности?
- Какие домашние обязанности вы уже можете взять на себя?
1. Бездельничать, когда все трудятся.
2. Смеяться над старостью и старшими людьми – это невежливо.
3. Вступать в пререкание с уважаемыми и взрослыми людьми, особенно со стариками.
4. Выражать недовольство тем, что у тебя нет той или иной вещи. От своих родителей ты не имеешь права требовать ничего.
5. Делать то, что осуждать старшие, ни на глазах у них, ни где-то в стороне.
6. Оставлять старшего родного человека в одиночестве, особенно мать, если у нее нет никого, кроме тебя; ты сам, твоя улыбка, твое общение бывают единственной радостью в ее жизни.
7. Садиться обедать, не пригласив старшего.
8. Ожидать, пока с тобой поздоровается старшие. Ты должен приветствовать его, встречаясь, а расставаясь – пожелать доброго здоровья.
- Что такое право? (Правила, по которым живут люди.)
- Какие права есть у вас? (На жизнь, на семью, на учебу.)
Все начинается с права на жизнь. Это – первый шаг на пути в будущее. Но такое право было не всегда. В Древней Спарте ребенка родившегося слабым, сбрасывали со скалы в пропасть. В Париже в старину детей, которые были в тягость родителям, отдавали нищим.
Все строят в кругу. Глядя соседу в глаза, надо сказать: «Я уважаю твое право на безопасность и не стану тебя бить». Собеседник кивает головой, благодарит и говорит своему соседу (игра идет по кругу) «Я уважаю твое право на учебу и не стану отвлекать тебя на уроке…».
Чтение стихотворения В. Коркина «Не умею быть один».
Не умею быть один!
Не желаю быть один!
Много есть на то причин:
Хором ты споешь один?
Строем ты пройдешь один?
Поглядим!
Очень грустно одному
Даже веселиться,
И не вкусно одному
Есть две груши. Потому,
Потому что, потому
Не с кем поделиться.
Легко бежать на горку
Нести домой пятерку.
Не за себя я вовсе рад –
Порадуется мама,
Порадуется папа,
Порадуется брат.
Я от дождя укрыться мог,
Но, как и все друзья промок.
Зато сушиться – вместе! зато смеяться –
Вместе! Нам вместе –
Лет до двести,
А если друг на друга встать,
До неба можем мы достать!
А вместе крикнем в тишине,
То нас услышат на луне.
- Когда в коллективе, обществе всем жить хорошо? (Когда все члены общества выполняют свои обязанности и не нарушают права.)
- Вспомним сказку Г.Х.Андерсена «Гадкий утенок». Все ли обитатели птичьего двора имели одинаковые права?
- Почему обижали маленького утенка? (Он был совсем не похож на других.)
- Имеют ли право люди относиться так к человеку, который не похож на них цветом кожи, внешним видом, костюмом, говорит на другом языке?
- Почему горько плакал зайчик в сказке «Лиса и заяц»?
- Почему нельзя товарищам кличку, прозвище?
- Почему нельзя отправляться в поездку с незнакомыми людьми?
- Почему нельзя играть на чердаках, в подвалах?
- Что ты будешь делать, если кто-нибудь подойдет к входной двери и попросит тебя впустить его, что бы позвонить по телефону?
- Как ты будешь действовать, если ты и родители потеряли друг друга?
- Кто защищает ваши права? (Государство)
- Как можете вы защищать свои права в общении со сверстниками? (Быть дружными)
- Какие права ты считаешь главными для человека?
- Еще одна обязанность школьника – беречь свои вещи и учебные принадлежности.
Дают вам учебники в школах бесплатно.
И это, конечно же, очень приятно.
Но в этой приятности что неприятно:
Весною учебник сдается обратно…
А если ты, скажем, не очень опрятно,
И там, на страницах какие-то пятна?
Чернилами синими залит портрет…
В тарелку учебник свалился случайно…
Грязнуля?
Но это твой личный секрет!
Твоя, так сказать, сокровенная тайна.
И вдруг за зимой приходит весна!
Все улицы залиты солнечным светом!
Учебники в школу вернуть ты должна…
Вернут со своим сокровенным секретом.
Какой-то мальчишка из младшего класса
Отыщет там пятнышко хлебного кваса
И спросит:
- Скажите, вы правда грязнуля?
Вы этот учебник весною вернули
С большим живописным пятном на обложке!
Еще я нашел там следы вашей кошки,
Заляпан стишок на четвертой странице,
Какао следы оказались в таблице,
Вверху на полях нарисован пиджак… -
Попробуй поспорить, что это не так!
Ведь надо же: там, где фамилия ваша,
Печать приложила перловая каша!
Учебник… Ну что в нём?
Обложка… Страницы…
Но он в то же время –
Портрет ученицы!
Хозяйка учебник весь год изучает,
А он для себя кое-что подмечает
И может весной доложить без утайки
О странных привычках и нравах хозяйки!
В.Суслов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание:"Права и обязанности родителей(законных представителей)"
Родительское собрание:"Права и обязанности родителей(законных представителей)"...
Урок русского языка и права "Глагол. Права и обязанности"
Интегрированный урок в 4 классе...
Утренник: “Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав”.
Воспитание правового самосознания учащихся....
« Права и обязанности пассажиров. Правила поведения в общественном транспорте»
Цели: Отрабатывать навыки основных правил поведения в общественном транспорте; Развивать логическое мышление, память, внимание;Оборудование: Памятка прав и обязанностей пассажиров; кружки трёх цветов ...
Права и обязанности учащихся, правила поведения в школе
Для классного уголка...
Права и обязанности ребёнка. Права и обязанности родителей.
В статье подробно перечислены основные права и обязанности ребёнка-школьника, а также их родителей....
Ролевое моделирование «Права и обязанности» ( посвященное Всемирному дню прав ребенка (20 ноября), Конвенции «О правах ребенка»)
Ролевое моделирование правовой тематики, посвященное Всемирному дню прав ребенка (20 ноября), Конвенции «О правах ребенка».Права детей представлены в презентации, в ходе мероприятия ...