Статья на тему: Детское воровство.
классный час (4 класс)

Орлова Виктория Алексеевна

Статья разработаная для цыкла бесед, направленных на профилактику детского воровства в группах. Статья разработанна в помощь классым руководителям, воспитателям для проведения классных часов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskoe_vorovstvo_1.docx225.25 КБ

Предварительный просмотр:

                             ГБОУ школа-интернат №31

                      Невского района Санкт-Петербурга

Теоретический материал для учителей и родителей учащихся

«  Причины и профилактика детского воровства »http://www.eljardindeinfancia.com/wp-content/uploads/2010/02/tartamudez-en-el-ni%C3%B1o.jpg

                 

                                      

https://vlkovobloguje.files.wordpress.com/2013/08/asfalt3.jpg

      Причины и профилактика детского воровства

    Наиболее частые причины детского воровства заключаются в  низкой самооценке и отсутствии навыков общения. Подчас воровство выступает как способ самоутверждения, порожденный ошибками семейного воспитания.  Часто такие поступки носят болезненный характер.

   Причем кражи, как потом выясняется, чаще всего не связаны с материальным уровнем семьи. Случаются они как с детьми из очень обеспеченных семей, так и из семей с низким материальным достатком.
Иногда воровство путают с клептоманией. Все остальные случаи детского воровства можно объяснить вполне конкретными причинами.
    В психологии выделяются несколько. Одна из них – это сильное желание владеть какой-либо понравившейся вещью. И такое может случиться с ребенком любого возраста. В этом случае он прекрасно понимает, что совершает что-то нехорошее, но искушение так велико, что он не может ему противостоять. Такое поведение напоминает ситуацию, когда человек, забираясь в чужой сад, чтобы полакомиться какими-то фруктами или ягодами, считает, что для хозяина особой трагедии не будет, а мне уж очень хочется.

    Большее беспокойство должны вызывать периодические кражи. Ситуация, когда ребенок время от времени ворует деньги или вещи у своих родных или близких, должна насторожить родителей. Кража является реакцией ребенка на травмирующие обстоятельства.
    В  раннем  подростковом периоде ребенок может чувствовать себя более одиноким из-за возросшей застенчивости, чувствительности и стремления к независимости. В любом возрасте одна из причин воровства – неудовлетворенная потребность в любви и ласке.

     Но есть и другая категория детей, которые совершают кражи в силу ошибок в воспитании. Наиболее распространенные ошибки, которые могут быть причиной для воровства, следующие: несогласованные действия родителей – один родитель разрешает что-то делать, а другой запрещает; ситуация, когда «можно все» (ребенок ориентируется только на свои желания, не считается с интересами окружающих); «двойная мораль»  взрослых  (когда  родители  говорят  одно,  но  на  деле  поступают  совсем  по-другому);  непоследовательность  в  воспитании  (в  одном  случае  ребенка  осуждают  за проступок, а в другой раз на эту же ситуацию взрослые «закрывают глаза»).

     Причиной воровства может быть не только желание самоутвердиться, но и желание поддержать компанию. Для младших школьников достаточно объяснить, что это плохой поступок, и постараться оградить от такой «веселой» компании. В то же время не стоит все сваливать на плохих друзей. Ведь не каждого ребенка можно легко подтолкнуть на неблаговидный поступок, причины следует искать в ошибках воспитания. Неумение сказать «нет», поведение жертвы – все эти качества формируются в семье.

     В  воспитательных  целях  можно  прочитать  с  детьми  начальной  школы  рассказ Николая Носова «Огурцы», где очень хорошо показано, что всегда можно исправить ситуацию, если взять на себя ответственность.        

       Более  эффективно  наедине  поговорить  с  ребенком,  объяснить,  какие  переживания  он  доставил  своим  родителям,  учителям  и  непосредственно  самой  жертве кражи. Учитель может вернуть краденое владельцу, чтобы уберечь ребенка от публичного разбирательства.            

     С подростками все намного серьезнее, и дети в таком возрасте уже сами выбирают себе друзей. Всякие попытки родителей к ограничению общения с кем-то из сверстников могут привести к совершенно противоположному эффекту. Чтобы подросток не отдалился, и его жизнь не стала закрытой, следует познакомиться с его друзьями и, если это возможно, быть в контакте с их родителями. Стараться незаметно для самого ребенка создавать подходящий круг общения. Подобрать интересные для него кружки или спортивные секции, чтобы была возможность получения положительных эмоций и самореализации. Ведь немало неприятных историй случается с подростками именно в связи с нехваткой приятных впечатлений и низкой самооценкой. 

         Если вы подозреваете ребенка в краже, то посоветовать можно следующее:

  • Пресекать кражи можно только в случае полной вашей уверенности в фактах. Помните, что несправедливое обвинение может нанести ребенку большую травму.
  • Жестокое или унизительное наказание лишь ожесточает детей и создает ощущение собственной порочности.
  • Объясните ребенку, какие переживания он наносит человеку,  у которого он что-то крадет.
  • Помните,  что  воровство  –  это  не  врожденное  качество,  а  следствие  ошибок в воспитании.
  • Не  обсуждайте  негативные  поступки  ребенка  в  присутствии  посторонних.
  • Постарайтесь понять, в чем причина воровства. Возможно, с этим связана какая-то важная проблема. Например, от ребенка кто-то требует возврат долга. Разделите с ребенком ответственность и помогите выйти из трудной ситуации.
  • Не  возвращайтесь  к  обсуждению  кражи  через  некоторое  время,  после  того, как ситуация уже разобрана и пережита.
  • Постарайтесь предотвратить ситуации воровства.  Деньги,  драгоценности  не  должны находиться на видном месте.
  • Четко осуждайте конкретный поступок, а не личность ребенка.

     Лучшая профилактика девиантного поведения, в том числе и воровства, – доверительные отношения с ребенком. Чаще обсуждайте с детьми разные ситуации и проблемы, делитесь своими  мыслями, чувствами, переживаниями.

     Немаловажным фактором является воспитание в ребенке потребности в сопереживании. Следует напоминать, что, совершая поступки, надо знать правило: «Поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой!» Полезно для подростка и знакомство с Уголовным  кодексом  не  только  для  расширения  общего  кругозора,  но  и  чтобы  дать представление о реальных последствиях и наказании.

     Сам факт воровства – это следствие, и чтобы от него избавиться, важно понять причины и постараться их устранить.

          Теоретический материал для родителей и педагогов на тему:

        Детское воровство в младшем и среднем школьном возрасте

        В этом возрасте ребенку уже небезразлично его место в группе сверстников, он способен сознательно и целенаправленно достигать желаемого, выбирая для этого все доступные способы.

        Огромное значение начинает иметь внешность. Даже очень красивая девочка может оказаться непопулярной среди сверстников, если ходит с некрасивой прической или в мятой одежде. А детям так хочется быть «самыми-самыми», чтобы всем одноклассникам хотелось с ними дружить... Ведь они очень разные. Одни сильные и ловкие, но медленно усваивающие знания. А другие — так называемые «ботаники», недостаточно развитые физически, зато очень умные, знания схватывают «на лету». Есть и такие, кому удается все: и учатся хорошо, и со спортом «дружат».

        Вот и появляются новые причины детского воровства, которые можно условно назвать «социальными».

         Бывает так, что цель, ради которой ребенок ворует, настолько для него важна, что он просто не думает ни о том, хорошо или плохо поступает, ни о возможном наказании.

         Чаще всего в этом возрасте кража совершается для привлечения внимания сверстников.

        У ребенка не складываются отношения со сверстниками, и он может, взяв у родителей деньги, накупить разных сладостей и угостить друзей, получив внимание и признание, которые так хотел и ждал. В таких случаях наказание не всегда приносит пользу. Гораздо важнее, чтобы у родителей с ребенком состоялся разговор о недопустимости воровства, о том, что такое собственность, но и этого недостаточно. Взрослые сами должны понять, что воровство — не причина, а следствие проблемы. А причиной могут оказаться неумение общаться, чрезмерная застенчивость, низкая самооценка. Стоит поговорить о том, что такое дружба, как правильно знакомиться с ребятами, как их заинтересовать. Еще лучше — рассказать о своих детских проблемах в общении, проиграть соответствующие ситуации вместе с ребенком. Например, можно устроить «домашний театр», в котором любимые игрушки (не менее четырех персонажей) будут знакомиться друг с другом, дружить или не дружить. В игре ребенку проще обсуждать черты характера, которые привлекают или отталкивают, а значит, прийти к выводу, что нужно изменить в себе, чтобы другим ребятам захотелось с ним дружить.

        Разрушение положительных эмоциональных связей, как между родителями, так и между родителями и ребенком, может также стать причиной детского воровства.

В первом случае родители сосуществуют в постоянных ссорах, и жизнь в такой семье напоминает существование на дремлющем вулкане. Вулкан то спит, то просыпается, и извержения можно ждать в любую минуту. Разумеется, ребенок по мере своих сил и способностей постарается примирить родителей, а в результате и сам может получить «под горячую руку». Внимания ребенку достается мало.

        Детское воровство может быть просто способом привлечь к себе внимание, в котором ребенок нуждается настолько, что согласен даже на негативные проявления родительского внимания.

        Лучше пусть отчитают, чем не заметят.

Часто родители используют ребенка как аргумент в споре, что ничуть не лучше первого варианта. Ребенку приходится жить в постоянном напряжении, страдая от конфликта между двумя самыми близкими ему людьми и нестабильности в доме. В худшем случае он может очерстветь душой и научиться использовать ситуацию в своих целях, дабы извлечь из нее как можно больше выгоды для себя. Нередко такие дети вырастают прекрасными манипуляторами, полагающими, что весь мир им должен. Им уделяется чрезмерное внимание, и они становятся избалованными и привыкают к тому, что всем их капризам потакают. Если же родители не исполняют очередную прихоть такого ребенка, то тогда он просто берет то, что ему хочется, то есть ворует. И не считает себя виноватым, ведь он привык, что все, чего ему хочется, ему тут же приносят «на блюдечке».

Ребенок с самого своего рождения познает мир и человеческие взаимоотношения. Взрослый может как помочь ему, так и помешать. Каждый ребенок уникален и неповторим, и не существует универсального лекарства от всех болезней. Во всех случаях необходимо понять ребенка, услышать его скрытые глубоко в душе переживания, вникнуть в их суть и никогда не ставить себя выше ребенка. Дети ждут от нас внимания, любви и справедливости. Им необходимо слышать, как мы их любим, и проводить как можно больше времени с папой и мамой, которые являются для них примером во всем. В то же время дети ожидают, что мы накажем их, если они сделают что-то плохое. Мы просто обязаны оказывать им доверие, если хотим воспитать чувство ответственности.

        В наши дни, когда, увы, процветает культ силы и денег, напрасно надеяться, что ребенок сам придет к правильным выводам и что все будет хорошо. Да, стремление иметь материальные блага в той или иной степени свойственно нам всем. Если верить большинству фильмов и даже некоторым мультфильмам, которые мы смотрим по телевизору, то можно сделать только один вывод: очевидно, что, чем у нас больше денег, машин, красивых вещей, тем больше мы сами значим в этом мире. Те же акценты в большинстве случаев расставляет реклама, агрессивно вытесняющая  все остальные ценности.

Родителям необходимо помогать ребенку правильно расставлять акценты, прививать ему нормальное отношение к деньгам и имуществу.

        Главное — научить ребенка мыслить рационально, так, чтобы это стало для него естественным и привычным. Это означает, что годам к 11 — 12 дети должны уметь самостоятельно оценивать все, что их окружает, все, что предлагает им жизнь. Если папа с мамой предлагали готовые решения и приучили их к такому образу жизни, они могут с легкостью поддаться негативным влияниям, которые будут предлагаться окружающими людьми.

         Знания не делают ребенка мудрым автоматически. Можно быть отличником в школе и совершенно не разбираться в жизни. Недостаточно дать детям информацию и оставить их с нею один на один. Информация подобна полноводной реке, по которой один бодро плывет на байдарке, найдя правильный ритм гребли, а другой барахтается, хватаясь за любую соломинку, лишь бы удержаться на плаву. Третий же давным-давно пошел ко дну и самостоятельно выплыть уже не в состоянии. Поэтому так важно, чтобы родители с первых дней жизни воспитывали в своих детях умение мыслить четко и рационально, оценивать все критически, не принимая все на веру. Особенно важно, чтобы дети к подростковому возрасту уже умели бы самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность и привыкли бы к такому положению вещей.

        В число умений, необходимых для выживания в современной жизни, обязательно должно быть включено и умение справляться с желанием чем-то обладать и что-то иметь.

        Хорошо, если в семье есть традиция совместного чтения. Обсуждение поступков героев, своего к нему отношения помогает формировать оценки и суждения. В том числе и на тему неприкосновенности чужой собственности.

Очень хорош метод «поэтапного» чтения, когда после чтения фрагмента следует остановка и ребенка просят высказать свое мнение. Потом читают следующий фрагмент и так далее.

        Прививайте ребенку оптимистический взгляд на мир, чтобы его не пугали трудности. В том числе и финансовые. Ребенок, который видит, что его родители живут счастливо и пользуются уважением других людей, не имея джипа и загородной виллы и одеваясь отнюдь не «от Версаче», будет намного спокойнее относиться к уровню достатка. Наша задача — доказать ребенку на своем примере, что если сегодня мы зарабатываем только на  хлеб с маслом, то будем есть хлеб с маслом и продолжать работать над тем, чтобы за нашим столом появилась не только колбаса, но и деликатесы. И все у нас получится! Если он убедится в том, что трудности и неудачи — явление временное, ему будет гораздо легче находить решения проблем и у него не будут опускаться руки, когда что-то не будет получаться.

http://c.static.joj.sk/uploads/tx_media/cms/2013/06/25/znamky-rodic-dietaV.jpghttp://glupih.net/%5BUpload%5D/Children/118/Files/Images/1.jpg

Как правильно запретить ребенку?

Жизнь в обществе предполагает наличие комплекса рамок и ограничений. Хочешь – не хочешь, а выполнять их приходится. Ограничения разные по степени обязательности, и если за то, что кто-то не уступил место в транспорте старушке, его могут пожурить, то за грабеж придется на какое-то время расстаться со свободой.

Последователи идеи полной свободы ребенка – мол, еще успеет почувствовать ограничения – на самом деле оказывают своему чаду медвежью услугу. С одной стороны, отсутствие умение сдерживать себя обязательно негативно скажется в будущем на образе жизни человека и его взаимоотношениях с окружающими. С другой – психологи полагают, что детям не просто необходимы рамки поведения. Система запретов облегчает детскую жизнь, делает ее привычной, понятной, комфортной и безопасной. Дети ждут от мам и пап привычных указаний, и готовы их выполнять.

Почему же тогда так трудно порой добиться, чтобы родительские запреты выполнялись? Все очень просто. Запрет запрету рознь, и если формулировать родительские «табу» правильно, то и вероятность их соблюдения будет высокой.

Запрет должен быть ясен и понятен. Нельзя «потому что нельзя», или «потому что потому» – не аргумент. Дети познают жизнь, и подобные запреты только возбуждают их любопытство. Объясняйте суть запрета и его причины словами ясными и понятными, «без высоких материй», говорите языком ребенка.

Запрет должен быть конкретным и однозначным. Взрослым вполне понятно, что если просят не стучать ложкой о стол, значит, просят не шуметь. Но ребенок воспринимает запрет совсем по-иному, без обобщений, до которых просто не в состоянии додуматься. Нельзя ложкой? Ну, тогда я вилку возьму… Раздраженная мамаша закипает и бросается на ребенка с руганью. А всего-то и надо было, что терпеливо, точно и доходчиво объяснить, в чем проблема.

Соблюдайте собственные запреты. Самый яркий пример – беседа о вреде курения курящего отца и подрастающего сына. Можно привести самые правильные аргументы и обоснования, но подросток все равно закурит. Это вопрос времени, как утверждает статистика.

Следите за тоном разговора. Отец – не пахан в воровской компании, во взаимоотношениях с детьми грубость и угрозы неприемлемы. Ребенку бывает трудно выполнить запрет, направленный на что-то им желанное. Грубый тон не облегчит, а осложнит его задачу.

Не запрещайте то, без чего ребенку не обойтись. Смягчите запрет оговорками. Например – лужи. Сколько ни ругай, а дети все равно к ним тянутся, ведь это так интересно – по ним ходить. Объясните, что исследовать лужи можно, но только в высоких резиновых сапогах.

Для подростков куда важнее родительских запретов может оказаться мнение компании. Быть белой вороной и объектом насмешек только потому, что выполняешь родительские требования, никто из тинейджеров не согласится.

Обыгрывайте запреты в играх. Игра – форма познания мира. Не стесняйтесь «вспомнить детство» и поиграть с ребенком, ему будет интересно в мамой или папой. Попутно разыграйте запретные ситуации, к примеру, покажите, что может произойти с мишкой, высунувшимся в открытое окно. Рамки поведения необходимы. Но они не цель, а только средство. Поэтому последнее правило – запрещайте только то, что никак не можете разрешить!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему "Детская одаренность"

Статья о том, кого называют одаренными детьми....

детское воровство

Наиболее частые причины детского воровства психологи видят в низкой самооценке и отсутствии навыков общения. Подчас воровство выступает как способ самоутверждения, порожденный ошибками семейного...

Родительское собрание "Детское воровство"

Распространено ложное мнение родителей о том, что главным воспитателем детей является школа, в плохой успеваемости ученика виноват учитель. В аморальности подростка винят улицу. Часто семья само...

Статья на тему: "Детская агрессия"

Проблема детской агрессии стоит очень остро. Сегодня мы сталкиваемся с разгулом агрессии не только в обществе, но и наблюдаем пропаганду агрессии и насилия с экранов телевизоров, дисплеев компьютеров....

Статья на тему: "Детские страхи"

Детские страхи Как зарождается чувство страха? В самом общем виде страх возникает в ответ на что-то действительно угрожающее. Однако гораздо более распространены так называемые внушенные...

Статья на тему: "ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ СПОРТ В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ"

ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ СПОРТ В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИСоциальная деятельность - это целостная система взаимосвязанных между собой действий человека в соответствии с выработанн...

Статья на тему "Детское творчество"

Детское творчество — одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и созда...