Статья на тему "Детская одаренность"
статья по теме
Статья о том, кого называют одаренными детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
detskaya_odarennost.doc | 31.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Ни у кого не вызывает сомнений, что прогресс цивилизации во многом зависит от исключительно одаренных людей. Проблема одаренности постоянно привлекает внимание психологов и педагогов. Многие из них основной задачей считают выявление одаренного ребенка и развитие его способностей. Актуальность данной темы заключается в том, что мировое сообщество и развитие государства как целого ставит вопрос о новом поколении высококвалифицированных работников, «формирование творческих способностей которых должно быть начато еще в раннем детстве». Основная нагрузка в этом нелегком деле ложится на родителей и учителей. Очевидно, что чаще всего именно родители первыми замечают одаренность ребенка. Для того чтобы талантливый человек «состоялся», необходимо наличие не только природных качеств, но и достойного образования, и соответствующей социальной среды. Человек, в данном случае ребенок, должен быть уверен, что его способности будут востребованы обществом». Талантливый ребенок учится, занимается наукой, творчеством не за оценку, не за вознаграждение, а потому, что ему нравится учиться, потому, что он находит удовольствие в творчестве».Таким образом, любой талантливый ребенок обязательно является мотивированным к познавательной деятельности.В статье хотелось бы рассмотреть наиболее перспективные и современные методы работы с одаренными детьми. Главной целью данной статьи является раскрытие сущности понятия одаренности и основных направлений работы с одаренными детьми.
Теоретические вопросы детской одаренности в психолого-педагогической литературе
Одаренность можно рассматривать с различных позиций. Если придерживаться психофизиологической точки зрения, то надо признать относительную редкость этого явления. С другой стороны, исходя из гуманности педагогики, мы обязаны признать потенциальную одаренность каждого ребенка. В основе педагогической проблемы одаренности лежит познавательная деятельность ребенка. Одаренные дети отличаются широтой восприятия мира, острым ощущением того, что происходит вокруг, мозг одаренных детей находится в постоянной работе, у них хорошо развита речь, они так же обладают огромным словарным запасом, они с удовольствием занимаются решением сложных задач, не терпят вмешательства и навязывания им готового ответа. Многие одаренные дети имеют математический склад мышления, они могут длительное время концентрировать внимание на одной проблеме или задаче, умеют учиться, обладают учебными навыками и учебными умениями, таким образом, одаренные дети осознают все этапы учебно-познавательной деятельности. У одаренных детей повышена склонность к умственной деятельности, такие дети много читают, им присуща высокая организованность и, как следствие организованности, самоуверенность. В результате одаренные дети наталкиваются на отчуждение, неприятие». Торренс, создатель системы измерения творческих способностей, сообщает, что «наследственный потенциал не является важнейшим показателем будущей творческой продуктивности» [13; 16]. Это зависит и от семьи, социальной среды, куда попадает человек. Многие творчески одаренные, талантливые люди, немало сделавшие для науки и искусства, увлекались своей очень узкой сферой познания или творчества и вряд ли могли быть названы разносторонними личностями. Главными задачами преподавателя являются выявление талантливых детей, создание условий для их деятельности, устранив причины, препятствующие творческому росту. Творческие способности могут заглушаться, когда: отсутствуют четко определенные цели; имеется подмена целей; проявляется боязнь поражения; появляется страх перед успехом; существует боязнь перемен; ярко выражено стремление к безопасности и др.Следует помнить, что творческие, талантливые личности обладают рядом особенностей, которые несвойственны обычному человеку: такие люди склонны в отношениях к игре и импровизации, остроумны, действуют всегда не по правилам, ориентированы на новые впечатления, спонтанны в своем поведении и независимы в суждениях. Они испытывают трудности в делах, требующих точности и пунктуальности. Им характерно эстетическое восприятие окружающего мира. Они энтузиасты, часто склонны к идеализации. Такие люди могут видеть в событиях и предметах то, что не замечают другие. Это далеко не исчерпывающая характеристика людей творческих, однако, ее нельзя рассматривать как бесспорную.
2. Основные направления работы с одаренными детьми
Самая сильная потребность одаренных детей – накопление и усвоение знаний. Основная цель работы с одаренными детьми – формирование зрелой потребности и способности для реализации их повышенных возможностей в творческой деятельности. Практика показала, что для обучения одаренных детей необходим особый метод, учитывающий их специфические особенности. При разработке подобного метода необходимо учитывать и специфическую ситуацию развития одаренных детей, которая характеризуется, с одной стороны, развивающим комфортом. Хотелось бы обратить внимание на то, что в психолого-педагогической литературе существует множество определений одаренности. В заключении хотелось бы дать несколько универсальных советов учителям для работы с одаренными детьми. Несомненно, основное требование к учителям одаренного ребенка – безусловное понимание и уважение к его личности. Главная задача педагога привить ребенку вкус к серьезной творческой работе. Учителю всегда следует помнить, одаренные дети очень самолюбивы, легко ранимы. Поэтому от учителя больше всего требуются качества личностные, душевные, а не только интеллектуальный и методический «багаж». Необходимо чтобы в процессе воспитания и обучения присутствовало сотворчество учителя и ученика.
Список использованных источников
1. Гильбух Ю.З. – Внимание: одаренные дети. – М., 1991, 78 с.
2. Лейтес Н.С. – Способность и одаренность в детские годы. – М., 1984, с. 17–29.
3. Митин А. Управленческие взаимоотношения с талантливыми детьми. – Управление персоналом. – 2000, с. 15–19
4. Тorrance Е. P. Thе search for satori and creativity. Great Neck, New
York: Greativi Synergetic Associates. – 1979. p. 77.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СТАТЬЯ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Одной из приоритетных социальных задач современного общества является создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей и реализацию их потенциальных возможностей. Поэтому неслучай...
Статья «Работа с одаренными детьми»
Статья «Работа с одаренными детьми» Младший школьный возраст — период впитывания, накопления и усвоения знаний, а значит важнейшей проблемой нашего общества является сохранение и развитие одарённ...
Статья. Работа с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС второго поколения
Статья. Работа с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС второго поколения...
Педагогическая статья «Работа с одаренными детьми в сельской школе в условиях модернизации российской системы образования»
Педагогическая статья «Работа с одаренными детьми в сельской школе в условиях модернизации российской системы образования»...
Статья для газеты " Одаренные дети"
laquo;Мы должны создавать основы для прорывного инновационного развития страны, для укрепления ее конкурентоспособности. Очевидно, что нужны особые меры государственной поддержки вузов и школ, активн...
Статья "Как вырастить одаренного ребенка?"
Этим вопросом задаются многие. А как же это сделать? Как помочь ребенку найти себя? И главный вопрос, какой он Одаренный ребенок?Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, ...
Статья "Работа с одаренными детьми на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности"
Работа с одаренными детьми на уроках изобразительногоискусства и во внеурочной деятельности Изобразительное искусство как один из учебных предметовобщеобразовательной школы занимает важное ...