детское воровство
материал по теме
Наиболее частые причины детского воровства психологи видят в низкой самооценке и отсутствии навыков общения. Подчас воровство выступает как способ самоутверждения, порожденный ошибками семейного воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vor.doc | 33 КБ |
Предварительный просмотр:
«Детское воровство – это не врожденное качество, а следствие ошибок в воспитании»
Аннотация
Наиболее частые причины детского воровства психологи видят в низкой самооценке и отсутствии навыков общения. Подчас воровство выступает как способ самоутверждения, порожденный ошибками семейного воспитания.
Детское воровство не такое уж редкое явление и возникает не на пустом месте. Кражи чаще всего не связаны с материальным уровнем семьи. Иногда воровство путают с клептоманией, представляющей собой психологическое заболевание, характеризующееся навязчивым, внезапно возникающим желанием к хищению вещей. Причем человека не интересует сама вещь, эмоционально значим, только сам процесс.
Психологи выделяют несколько причин детского воровства. Одна из них – это сильное желание владеть какой – либо понравившейся вещью. И такое может случиться с ребенком в любом возрасте. В этом случае он прекрасно понимает, совершает что – то нехорошее, но искушение так велико, что он не может ему противостоять. Такие кражи совершают многие люди хотя бы раз в жизни, но о них как правило, никому не рассказывают, даже близким друзьям. Подобные ситуации не имеют последствий и редко повторяются (сад с яблоками или ягодой).
Большое беспокойство вызывают периодические кражи. Ситуация, когда ребенок время от времени ворует, должна насторожить родителей. По мнению психолога Э.Давыдовой, кража я является реакцией ребенка на травмирующие обстоятельства. А данные М.Кравцовой подтверждают, что в семьях ворующих детей существует эмоциональная холодность. И если родители, уличая своих детей в краже, считают их монстрами, которых необходимо заставить покаяться, то на самом деле такие дети имеют совсем другой портрет. По мнению известного детского педиатра Б.Спока, «В любом возрасте одна из причин воровства – неудовлетворенная потребность в любви и ласке».
Специалисты классифицируют воровство таких детей как способ самоутверждения. Поэтому чтобы такие ситуации не повторялись, необходимо бороться с причиной. В данном случае она заключается в низкой самооценке и недостаточно развитых навыках общения.
Возможны кражи с целью мести (брат крадет вещи своего младшего брата, или – в школе у отличника постоянно исчезают ручки, карандаши благодаря «усилиям» одного из двоечников).
Психологи отмечают, что все ворующие дети отличаются несамостоятельностью, инфантильностью, находясь под сильным контролем родителей. И совершая кражи, они понимают, что совершают неблаговидный поступок, но делают это совершенно сознательно, имея определенную цель.
Но есть и другая категория детей, которые совершают кражи в силу ошибок в воспитании. Наиболее распространенные ошибки, которые могут быть причиной для воровства: несогласованные действия родителей (один родитель разрешает, другой запрещает). Ситуация, когда «можно все» ребенок ориентируется только на свои желания, не считаясь с интересами окружающих. «Двойная мораль» взрослых (говорят одно, делают другое); непоследовательность в воспитании: в одном случае ребенка осуждают за поступок, а в другой раз за эту же ситуацию «закрывают» глаза.
Ребенок должен знать, что есть вещи, принадлежащие лично каждому члену семьи. Надо установить границы собственности, чтобы понимать, чем можно распоряжаться, а чем нельзя, так как это тебе не принадлежит. В этой связи нелишнее напомнить, что и родители должны соблюдать эти границы (родители выбрасывают рисунки или вещи с точки зрения взрослого, ненужные, тем самым сами нарушают эти границы).
Причиной воровства может быть не только желание самоутвердиться, но и желание поддержать компанию. Каждый родитель должен знать, что, отрекаясь от ребенка, он только усугубляет его проблему. Поэтому если ребенок совершил кражу, то вовсе не обязательно заставлять его вернуть эту вещь самостоятельно, лучше пойти вместе с ним или предложить ему подложить эту игрушку незаметно, тем самым вы продемонстрируете, что каждый человек имеет право на поддержку. Оставить ребенку путь для отступления.
Психологи рекомендуют, если вы подозреваете ребенка в краже:
- пресекать кражи можно только в случае полной уверенности в фактах;
- помните, что ваш ребенок это не вор – рецидивист и, поспешив его наказать, вы лишите его уверенности в себе. Жестокое или унизительное наказание ожесточит и создаст ощущение собственной порочности;
- объясните ребенку, какие переживания он наносит человеку, у которого он что-то украл;
- помните, что воровство – это не врожденное качество, а следствие ваших ошибок в воспитании;
- постарайтесь понять, в чем причина воровства;
- не возвращайтесь к обсуждению кражи, после того как она пережита и разобрана;
- не провоцируйте детей на воровство; деньги, драгоценности не должны находиться на видном месте;
- четко осуждайте конкретный поступок, а не личность ребенка.
Лучшая профилактика девиантного поведения, в том числе и воровства, - доверительное отношение с ребенком, сопереживание. С подростками полезно знакомство с Уголовным кодексом.
Следует помнить, что факт воровства – это следствие, а чтобы от него избавиться, надо понять причины. А это возможно только в случае своевременной консультации психолога или психотерапевта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Детское воровство"
Распространено ложное мнение родителей о том, что главным воспитателем детей является школа, в плохой успеваемости ученика виноват учитель. В аморальности подростка винят улицу. Часто семья само...
Детское воровство. Причины, коррекция.
В статье рассматривается проблма, с которой часто сталкиваются родители. Что делать если ребенок украл?...
Родительское собрание "Детское воровство. Что делать? Кто виноват?"
Презентация по профилактике детского воровства....
Причины детского воровства
Родительское собрание о причинах и профилактике детского воровства...
"Профилактика и коррекция детского воровства для учащихся 3-4 классов".
Дети младшего школьного возраста могут совершать кражи. Школьным учителям нередко приходится иметь дело с этим поведенческим нарушением. Одной из причин этого явления можно выделить несформирован...
Консультация для родителей " ДЕТСКОЕ ВОРОВСТВО"
Консультация для родителей" ДЕТСКОЕ ВОРОВСТВО"...
Феномен детского воровства в работе учителя начальных классов
В данной статье рассматриваетс феномен воровства у детей младшего школьного возраста: актуальность данной проблемы, причины её возникновения, а так же некоторые профилактические и коррекционные методы...