Занятие по внеурочной деятельности: Этикет «Внешний вид и вежливость»
план-конспект занятия (4 класс)

Букреева Римма Юрьевна

Занятие по внеурочной деятельности: Этикет «Внешний вид и вежливость»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pechat.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по внеурочной деятельности: Этикет «Внешний вид и вежливость»

Ход занятия
- Здравствуйте , ребята, давайте улыбнёмся друг другу. Улыбка может улучшить всем настроение. А хорошее настроение, говорят, всегда помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов.
Постараемся проверить это замечательное правило на сегодняшнем занятии.
Тротуар ему не нужен,
Расстегнувши воротник,
По канавам и по лужам
Он шагает напрямик.
Он портфель нести не хочет, -
По земле его волочит.
Сполз ремень на левый бок.
Из штанины вырван клок.
Мне, признаться, непонятно –
Что он делал? Где он был?
Как на лбу возникли пятна
Фиолетовых чернил?
Почему на брюках глина?
И расстегнут воротник?
Кто он – этот ученик?
НЕРЯХА
- Я вам прочитала стихотворение Лившица «Неряха» 

- Как вы ответите на этот вопрос? 

- Что именно поразило автора?
- Как всё это можно назвать? 
(внешний вид)
- Сегодня мы поговорим о внешнем виде учеников
Учитель: Но сначала повторим изученные на прошлом занятии правила вежливости и выполним тест в группах . Для этого возьмите желтые листочки.

(Дети выполняют тест)

А теперь давайте проверим себя
(Проверяют выполнение теста и обсуждают ответы) 
IV. Актуализация знаний
- Возвращаемся к нашей теме занятия. Давайте вспомним тему (Вежливость и внешний вид). - Каким, по вашему мнению, должен быть внешний вид ученика, и каким - ни в коем случае?

 

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ 

- Предлагаю обсудить этот вопрос в парах. У Вас на столе лежат зеленые  карточки с вариантами ответов. Посовещайтесь и решите что правильно, а что не правильно 

Обсуждение:
чистый,
опрятный,
аккуратный,
неряшливый,
иметь всевозможные украшения,
в одежде для прогулок,
в спортивном костюме,
в бальном платье,
в шортах,
в джинсах с модной вышивкой,
без сменной обуви,
подстриженный,
с распущенными волосами,

с грязными руками,
следить за личной гигиеной,
в мятых вещах,
в отглаженных вещах,
с накрашенными ногтями, глазами,
в школьной форме,
одетым в то, что больше нравится
с убранными в косу волосами
со второй обувью

в халате

в купальнике

- Отгадайте загадку: 
Я из хлопка, льна и кожи,
Шерстяной бываю тоже.
Меня люди одевают
И со мной не замерзают.

 (Одежда)

- Что такое одежда, для чего она предназначена мы сейчас узнаем.
Одежда – совокупность предметов, покрывающих тело человека
Одежда:
- защищает человека от неблагоприятных условий климата;
- поддерживает нормальное, здоровое состояние организма;
- служит украшением.

- Как одним словом назвать школьную одежду? (ФОРМА)
- В школе мы проводим не всё время. Какая ещё одежда нам нужна?
А каково главное назначение одежды? Для чего она нужна?
(удерживать тепло тела человека)

ВИДЫ ОДЕЖДЫ
• Рабочая;
• Торжественная;
• Национальная;
• Домашняя;
• Спортивная;
• Специальная;
• Ведомственная;
• Театрально-игровая.

Физминутка (игра «Пожалуйста») (Учитель говорит любые движения, но ученики выполняют лишь в том случае, если учитель в конце фразы говорит: "Пожалуйста!")

Встаньте, пожалуйста!

Поднимите руки, пожалуйста!

Будьте добры похлопайте в ладоши!

Потопайте

Попрыгайте тихонечко, пожалуйста!

Потопайте!

Похлопайте!

Руки вперед, пожалуйста!

Садитесь пожалуйста!

- Ребята, скажите, пожалуйста, а какую одежду вы носите в школе? (форму)

- Как одним словом назвать школьную одежду? (ФОРМА)
Когда появилась школьная форма, мы сейчас узнаем, для этого отправимся назад в прошлое
В школах Древнего Египта учиться могли только благородные египетские юноши: дети фараона и его семьи, дети жрецов и высокопоставленных чиновников, или лишь изредка те, кто очень хотел учиться. Школьной формы как таковой еще не было.
Первая известная школа в Древней Греции была создана известным философом и ученым Пифагором и названа в его же честь – Пифагорейская школа.
В школе формой одежды был короткий хитон и легкие доспехи с художественной отделкой и хламиды — это кусок плотной ткани, набрасываемый на плечи и скрепляли на плече, груди. На протяжении веков такая форма оставалась неизменным образцом для обучающихся мальчиков.
В Риме государственная школа, открытая для всех желающих, появилась в период империи, а точнее, во второй половине I века н.э. Никакой формы однако не было, общепринятыми были лишь одежды для гимнастических упражнений. Но если во время занятий обнаруживалось, что одежда ученика неопрятна, его наказывали, а при многократно повторяющихся случаях неряшливости с позором выгоняли из школы.
Уже в период правления династии Хань (1-е тысячелетие) в Китае стала формироваться трехступенчатая система школ, состоявшая из начальных, средних и высших учебных заведений. К этому же времени относятся первые упоминания о школьной форме. Вид ее напоминал одежду буддистских монахов.
С начала нашей эры в Японии и до наших дней сложилась особая традиция. Почти каждая школа имеет свою форму. Сейчас почти всегда школьная форма в Японии «сэйлор-фуку» — это матроска, юбка и банты у девочек. Она уже стала своеобразным символом. Для современных японских девочек — это уже больше, чем просто школьная форма, — это полноценный стиль одежды. «Гакуран» носят в Японии мальчики — это брюки и пиджак темного цвета с воротником-стойкой. В разных школах Японии цвета формы отличаются и выделяют учащихся.
Единая одежда для учеников школ в Европе впервые с античного времени появилась в Англии: в 1552 году была основана школа Christ’s Hospital для сирот и детей из бедных семей. Для учеников был введён костюм из тёмно-синего жакета с фалдами до щиколотки, жилета, кожаного пояса и брюк чуть ниже колен. Этот опыт с введением одинаковой одежды для всех учеников в XVIII веке пригодился директорам английских школ. В то время дети из богатых семей ходили в школу в дорогой одежде, подшучивали над скромно одетыми одноклассниками и учителями.
В России в 1834 году произошло принятие закона, утвердившего отдельный вид гражданских мундиров. К ним относились гимназические и студенческие мундиры. Но тогда форма была введена лишь для мальчиков и имела полувоенный вид.
Костюм гимназиста отличал подростка от тех детей, которые не учились, или не могли позволить себе учиться. Форму носили не только в гимназии, но и на улице, дома, во время торжеств и праздников. Она была предметом гордости.
Во всех учебных заведениях форма была военного фасона: неизменно фуражки, гимнастерки и шинели, которые отличались только цветом, кантами, пуговицами и эмблемами. И обязательный атрибут - ранец.
Когда появились женские гимназии, в 1896 году, также ввели форму для девочек. Воспитанницы носили коричневые платья с высоким воротником и фартуки — чёрный в учебные дни и белый по праздникам. Парадная форма дополнялась белым отложным воротником и соломенной шляпкой. Если в городе было несколько женских гимназий, то в них, как правило, форма была разного цвета
- Как относились гимназисты 19 века к своей форме?
Гордились

В гимназиях учились дети состоятельных родителей, форма подчёркивала их принадлежность к высшему сословию
Не гордились
Форму обязывали носить и после уроков (если гимназистов «засекали» в неположенных местах – им приходилось несладко)
Однако в 1918 был издан декрет, полностью отменявший ношение школьной формы. Официальные объяснения были таковы: форма демонстрирует несвободу ученика, унижает его. Период «бесформенности» длилось до 1949 года. Школьная форма становится вновь обязательной лишь после Великой Отечественной войны.
В СССР вводится единая школьная форма. В современной России нет единой школьной формы, но многие лицеи и гимназии, особенно наиболее престижные, а также некоторые школы, имеют свою собственную форму, подчеркивающую принадлежность учеников к тому или иному учебному заведению.
Кроме того, в учебных заведениях, не имеющих школьной формы, существуют правила ношения одежды.
-А какая форма в нашей школе?
Великий русский полководец А.В.Суворов писал: « Чистота, здоровье, опрятность, бодрость, смелость, храбрость - ПОБЕДА, СЛАВА!»
Он в один ряд со смелостью и храбростью поставил чистоту и опрятность, считая их необходимым условием победы и славы. Неряшливый, грязный, небрежно одетый человек обычно бывает и внутренне несобранным, недисциплинированным, не умеет или плохо умеет контролировать свои поступки.
Быть аккуратно и чисто одетым - значит уважать людей находящихся рядом. С красиво хорошо одетым человеком приятно общаться, хочется дружить. Соблюдая этикет, мы надеваем тот вид одежды, который наиболее соответствует возрасту, занятию, сезону.

Поиграем в игру, - что лишнее – И как называется

Перед вами карточки с одеждой

Проверка у доски командиры выходят и объясняют

-А как вы думаете, кто должен следить за сохранностью и чистотой своей одежды и обуви?
(За сохранностью и чистотой своей одежды и обуви каждый следит сам).
VI. Повторение изученного
А теперь 
«Замысловатые вопросы»:
1. Какие 4-е предмета нужны, чтобы содержать зубы в порядке? (Вода, щетка, паста, зубочистка)
2. Как превратить грязную одежду в чистую? (Постирать, почистить)
3. Чем начищают обувь? (Щеткой с кремом)
4. «Чистюля» — это чистая кастрюля? (Человек)
5. Что делает парикмахер?
6. У людей когти или ногти?
7. Сколько раз в неделю нужно купаться?
8. Зачем стричь ногти?
9. Ноги моют утром или вечером? — Молодцы!
Игра «Доскажи словечко»
1. В нашем класс есть закон:
Вход грязнулям … (запрещён).
2. Чтобы грязь не собирать,
Ногти надо … (подстригать)
3. Даже маленькие хрюшки
Обожают чистить … (ушки)
4. Тело мылом мыть не лень,
В душе губкой каждый… (день)
5. Для красивенькой прически
Носим мы всегда … (расчески)
VII. Подведение итогов. Рефлексия.
- Для чего нужна одежда?
- Какая бывает одежда?
Какая должна быть моя одежда?
Я называю варианты ответа, а вы поднимаете руку, если да, а если нет -ничего.
Я считаю, что моя одежда должна быть, прежде всего:

1. Дорогой
2. Опрятной
3. Модной
4. Чистой
5. Новой
6. Аккуратной.
Так какой должна быть наша одежда? (
опрятной, чистой, аккуратной)
Каков же должен быть ваш внешний вид, чтобы вы стали интересны и приятны окружающим?
Подбери выражения, которые характеризуют, как ты работал на уроке



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий занятия по внеурочной деятельности "Путешествие в страну вежливых слов"

Предложенный материал способствует формированию нравственных установок у первоклассников....

Открытое занятие по внеурочной деятельности в 1 классе « В стране добрых и вежливых слов»

Данное занятие подходит для внеурочной деятельности в 1 классе и может быть полезно для классного часа....

Разработка занятия по внеурочной деятельности "Урок вежливости"

конспект занятия по внеурочной деятельности...

Конспект занятия по внеурочной деятельности « Ее Величество Вежливость»

С точки зрения гражданского, духовно-нравственного воспитания, социализации личности внеурочная деятельность обладает огромным потенциалом, так как ребёнку предоставляется выбор сфер деятельности, где...

занятие по внеурочной деятельности "Школьный этикет"

Итоговое занятие по внеурочной деятельностиТема: "Школа вежливых наук"...

Занятие по внеурочной деятельности «Этика: Азбука добра» «Вежливость и внешний вид»

Данный материал будет полезен учителям начальных классов, предназначен для учащихся 4 классов; может быть использован на занятиях по внеурочной деятельности и во внеклассной работе....

Разработка занятия по внеурочной деятельности "Этикет-кафе"

Методическая разработка: конспект внеклассного мероприятия Составила: Филиппова Ж. А., ГБОУ СОШ 653 Калининского района Тема: «Этикет-кафе». Класс: 3 класс Количество участников: 30 челове...