«Хлеб – всей жизни голова»
методическая разработка (2 класс)
Цели занятия:
- ознакомить с историей создания хлеба
- систематизировать, углубить и расширить знания детей о хлебе
- прививать навыки экономного и бережного отношения к хлебу
- воспитывать уважение и благодарное отношение к труду хлеборобов
- учить детей размышлять, делать выводы, анализировать ситуации
- формировать у учащихся нравственную позицию к хлебу и людям, выращивающим хлеб.
Задачи:
- Образовательная: расширить кругозор обучающихся, пополнить словарный запас.
- Развивающая: развивать память, речь детей, расширять активный словарный запас, умение работать в команде.
- Воспитывающая: поддерживать интерес к историческому прошлому своего народа, воспитывать патриотизм через изучение истории своей Родины, формирование позитивных эмоций посредством приобщения школьников к народным традициям.
Планируемые результаты:
Предметные: Показать, что во все времена хлеб был и остается основой жизни человека.
Метапредметные:
Познавательные УУД: Расширять кругозор учащихся, знания о профессиях; расширять знания о процессе создания хлеба;
Регулятивные УУД: Прививать навыки экономного и бережного отношения к хлебу. Учить детей размышлять, делать выводы, анализировать ситуации.
Коммуникативные УУД: Учить детей работать в группах.
Личностные:
Расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека;
Познакомить детей с процессом выращивания хлеба;
Технология: игровая, педагогическое сотрудничество.
Оборудование: выставка книг, пословиц, загадок о хлебе, хлебобулочные изделия, ребусы на карточках, отрывки из сказок на карточках, компьютер, проектор.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hleb_-_vsey_zhizni_golova.docx | 183.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия.
Тема: «Хлеб – всей жизни голова»
Провела: Тумасова Т.А., воспитатель ГПД
Цели занятия:
- ознакомить с историей создания хлеба
- систематизировать, углубить и расширить знания детей о хлебе
- прививать навыки экономного и бережного отношения к хлебу
- воспитывать уважение и благодарное отношение к труду хлеборобов
- учить детей размышлять, делать выводы, анализировать ситуации
- формировать у учащихся нравственную позицию к хлебу и людям, выращивающим хлеб.
Задачи:
- Образовательная: расширить кругозор обучающихся, пополнить словарный запас.
- Развивающая: развивать память, речь детей, расширять активный словарный запас, умение работать в команде.
- Воспитывающая: поддерживать интерес к историческому прошлому своего народа, воспитывать патриотизм через изучение истории своей Родины, формирование позитивных эмоций посредством приобщения школьников к народным традициям.
Планируемые результаты:
Предметные: Показать, что во все времена хлеб был и остается основой жизни человека.
Метапредметные: Познавательные УУД: Расширять кругозор учащихся, знания о профессиях; расширять знания о процессе создания хлеба; Регулятивные УУД: Прививать навыки экономного и бережного отношения к хлебу. Учить детей размышлять, делать выводы, анализировать ситуации. Коммуникативные УУД: Учить детей работать в группах.
Личностные: Расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека; Познакомить детей с процессом выращивания хлеба;
Технология: игровая, педагогическое сотрудничество.
Оборудование: выставка книг, пословиц, загадок о хлебе, хлебобулочные изделия, ребусы на карточках, отрывки из сказок на карточках, компьютер, проектор.
Ход занятия
I. Введение в тему. Постановка темы и цели занятия.
- Чтобы узнать тему нашего занятия, проведем небольшой эксперимент. Для этого с закрытыми глазами по запаху, определите, что находится у меня в мешочке. (Хлеб)
- Меню человека, не зависимо где он находится, все время меняется, но есть продукт, который присутствует на столе постоянно. Что это за продукт?
- Как вы уже догадались, сегодня мы с вами поговорим о хлебе. Народная мудрость гласит: « Нет лучшего в мире цвета, чем пшеничный колос, нет лучшего аромата, чем запах свежеиспеченного хлеба».
- С хлебом мы встречаем каждый день. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Он сопровождает нас от рождения до глубокой старости. Но испокон веков хлеб не был простой едой.
- Хлебом - солью встречали дорогих гостей. За хлеб бились насмерть с врагом. Хлебом, как именем матери и Родиной, клялись. Это слово мы произносим с особой теплотой и любовью, как все главные слова нашего языка: мама, мир, семья. Хлеб всегда считается символом благополучия и достатка. Этот продукт питания - самое надежное средство защиты людей от голода.
-Чем же полезен хлеб для человека?
- Тема нашего занятия звучит так: Хлеб – всей жизни голова! Как вы понимаете это выражение?
II. Работа по теме занятия.
-Как же появился хлеб на земле?
1.Из истории появления хлеба.
- В одном из музеев, словно бесценное сокровище хранится ломтик хлеба, которому…15 тысяч лет! Ученые нашли его на дне озера. Когда-то очень давно он попал в густой ил, со времен окаменел и так сохранился до наших дней.
В древности очень почитался хлеб, он считался отдельным блюдом.
На Руси выпечка хлеба считалась делом ответственным и почетным. Пекли хлебы с медом, маком, творогом, ковриги, пироги, сайки, калачи. Пекари подразделялись на хлебников, калачников, пирожников, пряничников, блинников. О хлебе в народе говорили как о живом существе: хлеб-кормилец, хлеб-батюшка. На Руси пекари пользовались особым уважением, их величали уважительно, полными именами – Иван, Федор, Петр.
С хлебом связано много обрядов. У восточных и западных славян было принято класть хлеб перед иконами, как бы свидетельствуя этим о своей верности Богу. Хлеб брали с собой, отправляясь свататься; с хлебом и солью встречали гостя, молодых после возвращения из церкви после венчания; везли хлеб вместе с приданым невесты.
Хлеб часто использовали в качестве оберега: клали его в колыбель к новорожденному; брали с собой в дорогу, чтобы он охранял в пути.
2. Хлеб военного времени.
Есть только одно слово, равноценное слову «хлеб». Это слово: «жизнь»
И ни какая глыба золота не перевесит крошку хлеба
Во время блокады жители города Санкт-Петербурга получали на весь день всего 125 г хлеба. Посмотрите, какой это кусок !!!(показываю детям).
Ребята, эту выпечку трудно было назвать хлебом, ведь в нем было всего лишь 5 граммов ржаной муки, остальное – опилки, крапива, лебеда, картофель, свёкла, хвоя
При выпечке хлеба во время ВОВ соль не добавляли. Её не было у людей.
Люди, пережившие войну, берегут каждую крошку и никогда не выбросят даже маленький кусочек хлеба в мусорное ведро.
Военный хлеб.
Я помню хлеб, военный, горький,
Он весь почти из лебеды.
В нём в каждой крошке,
В каждой корке
Был горький вкус людской беды.
На той беде замешан круто
Нелёгкий хлеб нелёгких дней,
Но как сладка была минута,
Когда кусок в руке моей
Посыпан был щепоткой соли,
Приправлен маминой слезой.
Я есть хотел. А мама с болью
Взгляд отводила стороной.
Как горе гостем частым
(Им были детства дни полны),
Особо помню я, что счастью
Был равен горький хлеб войны.
Во все времена хлеб был и остается продуктом, способным прокормить человека в самую черную годину жизни. Хлеб берегли, в честь хлеба слагали гимны, песни, загадки, пословицы. Хлебом-солью встречали гостей.
3. Как же хлеб пришел к нам на стол?
- Ребята, как вы думаете, о чем мы сейчас будем вести разговор? ( высказывания детей)
-Верно, на этой станции мы поговорим о том, как маленькие, беспомощные зернышки превращаются в красивые аппетитные караваи.
Ученики читают стихи:
- Есть пословица в народе-
«Хлеб на стол, и стол расцвел»
Ну, а все же, как приходит
Этот хлеб к тебе на стол?
- Вот об этом-то как раз
Начинается рассказ.
Подымались трактористы,
Умывались чисто- чисто.
В степь весеннюю с утра
Выводили трактора.
- За лесами, за лугами
Раздается в поле гром,
Это тракторы плугами
Пашут легкий чернозем.
- На широкие долины
Вышли новые машины:
Глянь в открытое окно –
Сеют сеялки зерно.
- Продолжается рассказ,
Урожай поспел у нас.
- Выплывают на просторы,
Ветер песню им поёт,
Капитаны-комбайнёры
Смотрят с мостиков вперёд.
- Как из колоса тугого
Выбивается зерно,
Как, пожалуйста – готово,
В ящик сыплется оно.
- Вот на мельнице пшеница,
Здесь такое с ней творится!
В оборот её берут,
В порошок её сотрут!
- На большом хлебозаводе
Станешь тестом ты, мука.
Тесту тесно, мало места,
«Ох, пустите», - шепчет тесто.
- Ладно, пустим,
В печь давай –
Нарядился каравай.
- Вот он, хлебушко душистый,
С хрусткой корочкой витой.
Вот он, теплый, золотистый,
Словно солнцем налитой.
- В нем - здоровье наше сила,
В нем - чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
- Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе!
Слава тем, кто хлеб растил,
Не жалел трудов и сил.
- Хлеб никогда не доставался людям даром. Ведь ещё в раю как напутствие согрешившему Адаму было сказано: «Будете добывать хлеб в поте лица своего». Круглый год продолжается страда. Урожай всегда выстрадан, отвоеван у заморозков, засухи, дождя, града. Легкого хлеба не бывает – одна из вечных истин. Слава тем, кто любит землю, тем, кто трудится на ней!
- Ребята, давайте вспомним, люди каких профессий выращивают хлеб? ( высказывания детей)
Хлеб на нашем столе появляется благодаря нелёгкому труду людей 120 профессий.
- Хлеб почитался очень высоко, ценился всеми народами. Пекари имели большой авторитет.
В Германии преступника, убившего пекаря, наказывали втрое строже, чем за убийство другого человека.
- Тех, кто пек плохой хлеб, строго наказывали: стригли наголо, привязывали к позорному столбу, отправляли в изгнание. В Риме стоит 13-метровый величественный памятник древности хлебопеку-мастеру Марку Вергелию Эвкисану - в виде хлебной корзины.
- С древних времен к хлебу относились по-особому. Его сравнивали с золотом, с солнцем и самой жизнью. Не даром, у многих народов, в древности хлеб, как золото и солнце, обозначался одним символом- кругом с точкой по середине.
Физкультминутка
(дети выполняют движения, подходящие к тексту стихотворения)
Зернышки в земле лежат,
В темноте тихонько спят.
- Солнце солнце, помоги,
Наши зерна разбуди!
Солнце ярче улыбнулось,
Зерна к свету потянулись.
Прорастает корешок,
Распрямился стебелек.
Колышутся листочки,
Спеют колосочки.
Солнце сильно припекло,
Стало хлебу тяжело.
Завяли наши стебельки,
Опустили колоски.
- Дождик, дождик, помоги,
Колосочки напои.
Приплыли тучи дождевые,
Дождинки пляшут как живые.
Колоски водичку пьют
И растут, растут, растут.
- «Не велик кусок пирога, а стоит много труда», – так гласит пословица.
- А какие пословицы о хлебе знаете вы?
- Хлеб – всему голова.
- Хлеб – батюшка, вода – матушка.
- Хлебушко калачу дедушка.
- Худ обед, когда хлеба нет.
- Хлеба ни куска – так и в горнице тоска.
- Хлеб да вода мужицкая еда.
- Хлеб хлебу брат.
- Курица по зернышку клюет, до сыта живет.
- Что посеешь – то и пожнёшь.
- Труд человека кормит, а лень портит.
- Объясните, как вы понимаете значение этих пословиц?
- Хлеб... Наскучит ли он? Никогда! Без него обойтись и не пробуй, без него человеку – беда. В хлебе много питательных веществ – это белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины. что почти половину энергетических ресурсов, необходимых для жизнедеятельности, человек получает от хлеба.
4. Без чего хлеба не испечешь?
А это мы узнаем, отгадав загадки.
– В воде родится, а воды боится (соль).
– Я и туча, и туман, и ручей, и океан,
И летаю, и бегу, и стеклянной стать могу (вода).
– Я бел как снег, в чести у всех,
И нравлюсь вам, но вред зубам (сахар).
– Жидкая, а не вода, сладкая, а не мед,
От Бурёнушки берут, деточкам дают (молоко).
– Горячая старушка на одном месте стоит,
И из угла в угол не переставишь (печка).
– Бела беляна, по полю гуляла,
Домой пришла, в сусек легла (мука).
– Золотист он и усат, в ста карманах сто ребят (колос).
– Всем нужен, а не всякий сделает (хлеб).
– И комковато, и ноздревато,
И мягко и ломко, а всех милей (хлеб).
– Корабль-великан не по морю плывет,
Корабль-великан по земле идет.
Поле пройдет – урожай соберет. (комбайн)
– Вырос в поле колоском, на столе лежит куском (хлеб).
III. Заключительная часть.
1.Викторина по сказкам.
• По амбару я метен,
По сусекам я скребен,
На сметане мешен,
В печку сажен,
На окошке стужен. («Колобок», русская народная сказка)
• Печка, матушка, спрячь меня!
Съешь моего ржаного пирожка, тогда спрячу.
Поскорее съела девочка ржаного пирожка, и залезла в печь.
Гуси пролетели мимо. («Гуси-лебеди», русская народная сказка)
• Положила царевича спать, а сама обернулась душой-девицей, Василисою Премудрою, вышла на крыльцо и закричала громким голосом: «Мамки-няньки собирайтесь, снаряжайтесь! Приготовьте мягкий белый хлеб, каков ела я у родного моего батюшки». («Царевна-лягушка», русская народная сказка)
• Идет медведь между елками, бредет медведь между березками, устал и решил отдохнуть. Сяду на пенек, съем пирожок. («Маша и медведь», русская народная сказка)
• Братья сели пшеницу, да возили в град-столицу.
Кто-то в поле стал ходить и пшеницу шевелить. («Конёк-горбунок» П.П. Ершов)
• Жили были два мышонка Круть и Верть. Да петушок Голосистое горлышко. Вот однажды подметал петушок двор и видит на земле пшеничный колосок. («Колосок», Украинская народная сказка)
• «Сходи-ка ты к бабушке, снеси ей этот пирожок и горшочек маслица.» (Шарль Перро «Красная шапочка»)
• «Откуда же это в лесу взялся хлеб? Зиночка осторожно попробовала и начала есть. Съела весь черный хлеб дочиста и хвалит. Лисичкин хлеб куда лучше нашего. («Лисичкин хлеб» М.М. Пришвин)
• Спасибо, что ты мне пирожок принесла. Давным-давно уж я ничего горяченького не ел. Прикрыл я молодую зелень снежною периной. Придет весна – снежная перина растает, травка заколосится. А там и зерно выглянет. А зерно крестьянин заберет, да на мельницу отвезет. Мельник зерно смелет, и мука будет. А из муки ты, рукодельница, хлеб испечешь. (В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович»)
2. Конкурсы
- Булочки, баранки, пирожки – мы все любим. А сейчас узнаем, какие вы благодарные.Кто больше подберет хвалебных слов булочке.(Вкусная, душистая, сладкая, ароматная, аппетитная, сахарная, румяная, сдобная, свежая.)
- А следующий конкурс покажет, какие вы сообразительные.
3. Ребусы
(корж) (булка)
(каравай) (баранка)
(пирог)
IV. Рефлексия
- Наше занятие подошло к концу. Мне бы очень хотелось, чтобы вы, используя начала предложений, поделились своими впечатлениями о сегодняшнем путешествии.
- Сегодня я узнал…
- Для меня было открытием то, что…
- Мне показалось важным…
- Я почувствовал, что…
- Заставил задуматься…
- Навел на размышления…
- Хлеб- величайшая святыня для каждого народа. Мы не мыслим жизни без душистого ломтика хлеба. Замечательный французский писатель и летчик Антуан де Сент- Экзюпери писал: «Хлеб стал для нас средством единения людей, потому что люди преломляют его за общей трапезой. Хлеб стал для нас символом величия труда, потому что добывают его в поте лица. Хлеб стал для нас непременным спутником сострадания, потому что раздают его в годину бедствия. Вкус разделенного хлеба не сравним ни с чем». Хлеб бесценное богатство. Именно поэтому у нас нет права на пренебрежительное и легкомысленное отношение к нему.
- Какие же правила бережного отношения к хлебу мы с вами можем составить?
Дети хором проговаривают:
- Береги хлеб, он дорого даётся.
- Не оставляй недоеденных кусков.
- Бери хлеба столько, сколько сможешь съесть.
- Продли хлебу жизнь.
- Никогда не бросай хлеб.
- Подними брошенный кусок, отдай птицам.
- Почему мы составили эти правила? Почему хлеб – всей жизни голова?
(Трудный путь проходит маленькое зернышко, чтобы стать буханкой хлебу, много людей затрачивают свои силы, работают осенью круглые сутки, чтобы убрать урожай, было время когда хлеба не хватало и люди умирали)
- Скажите, мы раскрыли тему нашего занятия? Кто из вас пересмотрел своё отношение к хлебу?
- А я очень надеюсь, ребята, что все то, что вы узнали о хлебе, о том, как дорого он достается, каким нелегким трудом выращивается, заставит вас по- новому относиться к хлебу:
Ведь ничего дороже нет на свете,
Чем теплый хлеб, лежащей на столе
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«хлеб – всей жизни голова»
«хлеб – всей жизни голова» для воспитательно...
Сценарий праздника хлеба "Хлеб - всей жизни голова" в 3 классе.
Сценарий праздника хлеба под заголовком "Хлеб всей жизни голова" составлен для проведения в начальной школе. Хлеб всегда был мерилом всех ценностей. И в наш век новых достижений, он ...
Материал к классному часу "Хлеб - всей жизни голова"
Данный материал содержит подборку стихотворений и пословиц по теме...
«Хлеб – всей жизни голова»
Цель данного урока воспитывать бережное отношение к хлебу, к русским традициям, уважения к людям труда; Обогащать словарный запас пословицами, поговорками о хлебе....
Классный час "Хлеб- всей жизни голова"
К внеклассному мероприятию" Хлеб- всей жизни голова" ещё прилагается презентация....
"Хлеб - всей жизни голова" Сценарий праздника в начальной школе
Сценарий "Хлеб - всей жизни голова" содержит материал для проведения костюмированного праздника на эту тему. Разработка адресована учителям, заинтересованным в патриотическом, нравственном...
Хлеб - всей жизни голова!
Данный классный час способствует духовно-нравственному воспитанию учащихся, учит ценить труд людей, участвующих в выращивании и изготовлении хлеба....