Творческая мастерская для учащихся начальных классов.
классный час на тему
Актуальность заключается в приобщении к истокам именования, к проблеме изучения своего прошлого посредством знания фамильных истоков. Знание смысла фамилии поможет восстановить связь с прошлым, заполнить значимостью настоящее и осмысленно готовиться к будущей жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 83 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 70
г. о. Тольятти
Творческая мастерская для учащихся начальных классов.
Методическая разработка внеклассного мероприятия «О Русских фамилиях»
Гусева Лариса Юрьевна
учитель начальных классов
МБУ СОШ № 70
Актуальность заключается в приобщении к истокам именования, к проблеме изучения своего прошлого посредством знания фамильных истоков. Знание смысла фамилии поможет восстановить связь с прошлым, заполнить значимостью настоящее и осмысленно готовиться к будущей жизни.
Цели и задачи:
- познакомить детей с основными способами образования русских фамилий; вызвать интерес к своей фамилии:
- воспитывать уважение к русским традициям: любовь к родному языку:
- развивать желание развивать кругозор, внимание, память, мышление, воображение, быстроту реакции.
Оборудование:
- у учеников - лист бумаги, ручка;
- распечатки кроссворда и заданий о способе образования фамилий;
- рисунки людей различных профессий.
План проведения классного часа:
- Вводное слово учителя «Почему на Руси появились фамилии. Некоторые способы образования русских фамилий».
- Чтение и обсуждение стихотворения Г. Граудина «Прадеды».
- Практическая работа «Происхождение фамилий». Развивающие задания.
- Подведение итогов классного часа. Рефлексия.
Ход классного часа
- Вводная часть
Учитель:
Слово «фамилия» в переводе с латинского означает «семья». Фамилия, как и отчество, переходит к сыну или дочери, как правило, от отца. Но бывают и исключения, когда дети получают фамилию матери, а иногда даже дедушки или бабушки. А вот в старину фамилий у людей не было. Представьте себе, что много-много лет назад в одной из русских деревень жило с десяток мальчиков по имени Ваня.
«Ваня», - говорила одному из них мать,- сбегай к Ване, пусть он позовет своего дружка Ваню да соседа Ваню. Возьмите корзинки побольше и сходите в лес по грибы»
- Ребята, правильно ли поймет ее сын? К тому ли Ване пойдет? Немудрено запутаться. Вот придумали тогда различать людей по прозвищу или по прозванию, а те, в свою очередь позже стали фамилиями.
Занимался человек изготовлением бочек, значит, давали ему прозвище по названию ремесла - Бочар или Бондарь, впоследствии дети его стали Бочаровы или Бондаревы. Был разговорчив да болтлив – получил прозвище – Каляка, что означает говорун, болтун. Его потомкам досталась фамилия Калякины или Болтуновы, или Говорухины. Имел человек громкий, зычный голос – прозвали его Зык или Зыка, то есть громкоголосый, крикун, а потомкам его досталась фамилия Зыкины или Зыковы, или Крикуновы.
Но не только прозвище становилось фамилией. Так, например, фамилии князей и бояр образовывались от названий тех владений, которые им принадлежали: Тверской, Мещерский, Вяземский.
Дворянам же, не всегда имевшим свои земельные владения, от которых могла бы произойти их фамилия, часто присваивали фамилии по имени отца или матери: Михайлов,
Дмитриев, Ефросиньин. Торговые и служивые люди в основном получали фамилии по названиям тех мест, откуда они были родом: Москвин, Астраханцев, Вологжанин.
Словом, способов образования русских фамилий очень много.
2. Чтение и обсуждение стихотворения.
Г. Граудин "Прадеды"
Кем был твой прадед на Руси?
Свою фамилию спроси!
Есть в каждом классе Кузнецов.
Кто прадед Кузнецова?
Он был из рода кузнецов,
Отец отца отцова.
У Гончарова прадед знал
Гончарный круг и глину.
У Дегтярева - деготь гнал,
В дегтярне горбил спину.
Быть может, юный столяров
И с долотом не сладит,
Но прадед был из столяров,
Он мастером был прадед.
Мял Кожемякин кожи,
С пилою Пильщиков дружил,
В атаки Воинов ходил,
Стрельцов сражался тоже...
Звучат, как музыка, как стих,
Фамилии простые.
Вглядись и ты увидишь в них
Историю России.
Учитель:
- Как в стихотворении объясняется происхождение фамилий?
- О чем может рассказать фамилия?
- Знаете ли вы историю происхождения вашей фамилии?
Запишите все фамилии, которые упоминаются в стихотворении.
3. Практическая работа "Происхождение фамилий".
1) Расшифруйте запись на доске. (Слайд)
ЫЙ | ||||
ВР | ||||
ЕП | ||||
РТ | ||||
ЕП |
Учитель:
Петр Первый своим указом велел записать всех людей, проживающих в Российском государстве, " по именам с отцы и с прозвищи", т. е. по имени, отчеству и фамилии.
- Ребята, вам интересно узнать, откуда у А.С. Пушкина такая фамилия?
Жил в 14 веке боярин Григорий по прозвищу Пушка. За что он получил такое прозвище? Возможно, за чересчур громкий голос, напоминавший пушечный выстрел, а может быть, он имел какое - то отношение к пушкарному делу. Как бы то ни было, а только его прозвище перешло в фамилию, которая через несколько поколений досталась великому поэту, потомку боярина Григория Пушки.
2) Развивающее задание.
Учитель:
Попробуйте сами определить, пользуясь сведениями из краткого словарика, от чего образовалась та или иная фамилия. Соедините стрелками соответствующие строчки левого и правого столбиков.
(Ученики получают распечатки и работают в парах).
Афиногенов | Озорник, буян |
Барышников | Черноволосый |
Бушуев | Могучий, упрямый человек. |
Вешняков | Перекупщик, мелкий торговец. |
Есенин | Потомок богини Афины. |
Жуков | Широкоплечий |
Рогачев | Тощий, худой человек. |
Чистяков | Родившийся весной. |
Суханов | Родившийся осенью |
Ширяев | Чистоплотный человек |
Проверка.
Слайд на доске: (Правильные ответы)
1-5, 2-4, 3-1,4-8, 5-9, 6-2, 7-3, 8-10, 9-7, 10-6.
3) Запишите все фамилии, которые упоминаются в стихотворении.
С. Михалков "Смешная фамилия".
Каких фамилий только нет:
Пятеркин, Двойкин,Супов,
Слюнтяев, Тряпкин, Самоед,
Пупков и Перепутов!
В фамилиях различных лиц,
Порою нам знакомых,
Звучат названья рыб и птиц,
Зверей и насекомых:
Лисичкин, Раков, Индюков,
Селедкин, Мышкин, Телкин,
Мокрицын, Волков, Мотыльков,
Бобров и Перепелкин.
4) Продолжить эту считалку.
У поэта М. Яснова есть стихотворение, которое называется "Считалка с фамилиями".
Цыпленок - Курочкие.
Утенок - Уточкин.
Щенок - Собачкин.
Жеребенок - Клячкин.
Барашек - Овечкин.
А я? - Человечкин.
5) Разгадайте кроссворд "Знаменитые русские фамилии".
По горизонтали:
1. Первый космонавт Земли.
2. Автор текста Гимн России.
3. Самый знаменитый солнечный клоун.
4. Художник, автор картины "Богатыри".
5. Первый президент России.
По вертикали:
6. Прославленная фигуристка, выступавшая в парном катании.
7. Самая популярная женщина - композитор.
Слайд с кроссвордом на доске (коллективная работа)
7П | ||||||||||||
1Г | А | Г | А | Р | И | Н | ||||||
2М | И | Х | А | Л | К | О | В | |||||
6Р | М | |||||||||||
3П | О | П | О | В | У | |||||||
Д | Т | |||||||||||
4В | А | С | Н | Е | Ц | О | В | |||||
5Е | Л | Ь | Ц | И | Н | В | ||||||
Н | А | |||||||||||
А |
6) Самостоятельная работа
Учитель:
Запишите слово "фамилия". По моему сигналу к каждой букве этого слова придумать и записать какую-либо фамилию.
Ф-
А-
М-
И-
Л-
И-
Я-
4.Подведение итогов.
Учитель:
Продолжите фразу: "Сегодня я узнал..."
5. Рефлексия (Графическая)
Цель-выявление уровня трудности, эмоционального отношения к заданию
Учитель:
Все справились? Молодцы! Ребята, выберите мордочку, какое настроение у вас было на нашем занятии? Обведите ее в кружочек.
(Вручение детям сертификата "Знатоки фамилий").
Литература:
1. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка.
2. Селищев А. М. Происхождение русских фамилий, имен, прозвищ.
3. Словарь русских фамилий.
4. Чичагов В. К. Из истории русских имен, отчеств и фамилий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/02/picture-156199-1354444253.jpg)
Тема заявленного опыта: «Развитие творческих способностей у учащихся начальных классов»
Описание опыта работы.Тема: "Развитие творческих способностей у учащихся начальных классов"...
Творческий проект для учащихся начальных классов "Осенний бал"
С помощью этого внеклассного мероприятия учащиеся обобщают знания о признаках осени, об овощных культурах, о мудрости русского народа, выражающейся в поговорках, пословицах, загадках и песнях. Ребята ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/06/picture-929759-1496735178.jpg)
КОРРЕКЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПОСЫЛОК И ЭЛЕМЕНТОВ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГРАХ.
Данный материал предназначен для раскрытия творческого потенциала обучающихся с ОВЗ....
Развитие творческих способностей у учащихся начальных классов
Статья содержит информацию о роли учителя при развитии творческих способностей учащихся начальной школы...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/09/picture-1062117-1541756626.jpg)
Творческая мастерская для учащихся начальных классов. Методическая разработка внеклассного мероприятия «О русских фамилиях»
Творческая мастерская для учащихся начальных классов. Методическая разработка внеклассного мероприятия «О русских фамилиях» ...
Презентация к творческой мастерской для родителей начальной школы по теме "Вместе к самостоятельности"
Творческая мастерская для родителей второклассников посвящена анализу результатов анкетирования родителей по данной теме, а также ознакомление родителей с такими понятиями как гипер- и гипоопекка....
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/09/picture-1504369-1704782831.jpg)
Формирование творческого мышления у учащихся начальных классов средствами художественно-конструкторской деятельности на уроках технологии
Когда мы говорим об особенностях формировании творческого мышления учащихся начальных классов, то имеем в виду о потенциальных возможностях учащихся, о тех функциях и способностях еще не приобретенных...