Творческая мастерская для учащихся начальных классов.
классный час на тему
Актуальность заключается в приобщении к истокам именования, к проблеме изучения своего прошлого посредством знания фамильных истоков. Знание смысла фамилии поможет восстановить связь с прошлым, заполнить значимостью настоящее и осмысленно готовиться к будущей жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskaya_masterskaya.doc | 83 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 70
г. о. Тольятти
Творческая мастерская для учащихся начальных классов.
Методическая разработка внеклассного мероприятия «О Русских фамилиях»
Гусева Лариса Юрьевна
учитель начальных классов
МБУ СОШ № 70
Актуальность заключается в приобщении к истокам именования, к проблеме изучения своего прошлого посредством знания фамильных истоков. Знание смысла фамилии поможет восстановить связь с прошлым, заполнить значимостью настоящее и осмысленно готовиться к будущей жизни.
Цели и задачи:
- познакомить детей с основными способами образования русских фамилий; вызвать интерес к своей фамилии:
- воспитывать уважение к русским традициям: любовь к родному языку:
- развивать желание развивать кругозор, внимание, память, мышление, воображение, быстроту реакции.
Оборудование:
- у учеников - лист бумаги, ручка;
- распечатки кроссворда и заданий о способе образования фамилий;
- рисунки людей различных профессий.
План проведения классного часа:
- Вводное слово учителя «Почему на Руси появились фамилии. Некоторые способы образования русских фамилий».
- Чтение и обсуждение стихотворения Г. Граудина «Прадеды».
- Практическая работа «Происхождение фамилий». Развивающие задания.
- Подведение итогов классного часа. Рефлексия.
Ход классного часа
- Вводная часть
Учитель:
Слово «фамилия» в переводе с латинского означает «семья». Фамилия, как и отчество, переходит к сыну или дочери, как правило, от отца. Но бывают и исключения, когда дети получают фамилию матери, а иногда даже дедушки или бабушки. А вот в старину фамилий у людей не было. Представьте себе, что много-много лет назад в одной из русских деревень жило с десяток мальчиков по имени Ваня.
«Ваня», - говорила одному из них мать,- сбегай к Ване, пусть он позовет своего дружка Ваню да соседа Ваню. Возьмите корзинки побольше и сходите в лес по грибы»
- Ребята, правильно ли поймет ее сын? К тому ли Ване пойдет? Немудрено запутаться. Вот придумали тогда различать людей по прозвищу или по прозванию, а те, в свою очередь позже стали фамилиями.
Занимался человек изготовлением бочек, значит, давали ему прозвище по названию ремесла - Бочар или Бондарь, впоследствии дети его стали Бочаровы или Бондаревы. Был разговорчив да болтлив – получил прозвище – Каляка, что означает говорун, болтун. Его потомкам досталась фамилия Калякины или Болтуновы, или Говорухины. Имел человек громкий, зычный голос – прозвали его Зык или Зыка, то есть громкоголосый, крикун, а потомкам его досталась фамилия Зыкины или Зыковы, или Крикуновы.
Но не только прозвище становилось фамилией. Так, например, фамилии князей и бояр образовывались от названий тех владений, которые им принадлежали: Тверской, Мещерский, Вяземский.
Дворянам же, не всегда имевшим свои земельные владения, от которых могла бы произойти их фамилия, часто присваивали фамилии по имени отца или матери: Михайлов,
Дмитриев, Ефросиньин. Торговые и служивые люди в основном получали фамилии по названиям тех мест, откуда они были родом: Москвин, Астраханцев, Вологжанин.
Словом, способов образования русских фамилий очень много.
2. Чтение и обсуждение стихотворения.
Г. Граудин "Прадеды"
Кем был твой прадед на Руси?
Свою фамилию спроси!
Есть в каждом классе Кузнецов.
Кто прадед Кузнецова?
Он был из рода кузнецов,
Отец отца отцова.
У Гончарова прадед знал
Гончарный круг и глину.
У Дегтярева - деготь гнал,
В дегтярне горбил спину.
Быть может, юный столяров
И с долотом не сладит,
Но прадед был из столяров,
Он мастером был прадед.
Мял Кожемякин кожи,
С пилою Пильщиков дружил,
В атаки Воинов ходил,
Стрельцов сражался тоже...
Звучат, как музыка, как стих,
Фамилии простые.
Вглядись и ты увидишь в них
Историю России.
Учитель:
- Как в стихотворении объясняется происхождение фамилий?
- О чем может рассказать фамилия?
- Знаете ли вы историю происхождения вашей фамилии?
Запишите все фамилии, которые упоминаются в стихотворении.
3. Практическая работа "Происхождение фамилий".
1) Расшифруйте запись на доске. (Слайд)
ЫЙ | ||||
ВР | ||||
ЕП | ||||
РТ | ||||
ЕП |
Учитель:
Петр Первый своим указом велел записать всех людей, проживающих в Российском государстве, " по именам с отцы и с прозвищи", т. е. по имени, отчеству и фамилии.
- Ребята, вам интересно узнать, откуда у А.С. Пушкина такая фамилия?
Жил в 14 веке боярин Григорий по прозвищу Пушка. За что он получил такое прозвище? Возможно, за чересчур громкий голос, напоминавший пушечный выстрел, а может быть, он имел какое - то отношение к пушкарному делу. Как бы то ни было, а только его прозвище перешло в фамилию, которая через несколько поколений досталась великому поэту, потомку боярина Григория Пушки.
2) Развивающее задание.
Учитель:
Попробуйте сами определить, пользуясь сведениями из краткого словарика, от чего образовалась та или иная фамилия. Соедините стрелками соответствующие строчки левого и правого столбиков.
(Ученики получают распечатки и работают в парах).
Афиногенов | Озорник, буян |
Барышников | Черноволосый |
Бушуев | Могучий, упрямый человек. |
Вешняков | Перекупщик, мелкий торговец. |
Есенин | Потомок богини Афины. |
Жуков | Широкоплечий |
Рогачев | Тощий, худой человек. |
Чистяков | Родившийся весной. |
Суханов | Родившийся осенью |
Ширяев | Чистоплотный человек |
Проверка.
Слайд на доске: (Правильные ответы)
1-5, 2-4, 3-1,4-8, 5-9, 6-2, 7-3, 8-10, 9-7, 10-6.
3) Запишите все фамилии, которые упоминаются в стихотворении.
С. Михалков "Смешная фамилия".
Каких фамилий только нет:
Пятеркин, Двойкин,Супов,
Слюнтяев, Тряпкин, Самоед,
Пупков и Перепутов!
В фамилиях различных лиц,
Порою нам знакомых,
Звучат названья рыб и птиц,
Зверей и насекомых:
Лисичкин, Раков, Индюков,
Селедкин, Мышкин, Телкин,
Мокрицын, Волков, Мотыльков,
Бобров и Перепелкин.
4) Продолжить эту считалку.
У поэта М. Яснова есть стихотворение, которое называется "Считалка с фамилиями".
Цыпленок - Курочкие.
Утенок - Уточкин.
Щенок - Собачкин.
Жеребенок - Клячкин.
Барашек - Овечкин.
А я? - Человечкин.
5) Разгадайте кроссворд "Знаменитые русские фамилии".
По горизонтали:
1. Первый космонавт Земли.
2. Автор текста Гимн России.
3. Самый знаменитый солнечный клоун.
4. Художник, автор картины "Богатыри".
5. Первый президент России.
По вертикали:
6. Прославленная фигуристка, выступавшая в парном катании.
7. Самая популярная женщина - композитор.
Слайд с кроссвордом на доске (коллективная работа)
7П | ||||||||||||
1Г | А | Г | А | Р | И | Н | ||||||
2М | И | Х | А | Л | К | О | В | |||||
6Р | М | |||||||||||
3П | О | П | О | В | У | |||||||
Д | Т | |||||||||||
4В | А | С | Н | Е | Ц | О | В | |||||
5Е | Л | Ь | Ц | И | Н | В | ||||||
Н | А | |||||||||||
А |
6) Самостоятельная работа
Учитель:
Запишите слово "фамилия". По моему сигналу к каждой букве этого слова придумать и записать какую-либо фамилию.
Ф-
А-
М-
И-
Л-
И-
Я-
4.Подведение итогов.
Учитель:
Продолжите фразу: "Сегодня я узнал..."
5. Рефлексия (Графическая)
Цель-выявление уровня трудности, эмоционального отношения к заданию
Учитель:
Все справились? Молодцы! Ребята, выберите мордочку, какое настроение у вас было на нашем занятии? Обведите ее в кружочек.
(Вручение детям сертификата "Знатоки фамилий").
Литература:
1. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка.
2. Селищев А. М. Происхождение русских фамилий, имен, прозвищ.
3. Словарь русских фамилий.
4. Чичагов В. К. Из истории русских имен, отчеств и фамилий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема заявленного опыта: «Развитие творческих способностей у учащихся начальных классов»
Описание опыта работы.Тема: "Развитие творческих способностей у учащихся начальных классов"...
Творческий проект для учащихся начальных классов "Осенний бал"
С помощью этого внеклассного мероприятия учащиеся обобщают знания о признаках осени, об овощных культурах, о мудрости русского народа, выражающейся в поговорках, пословицах, загадках и песнях. Ребята ...
КОРРЕКЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПОСЫЛОК И ЭЛЕМЕНТОВ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГРАХ.
Данный материал предназначен для раскрытия творческого потенциала обучающихся с ОВЗ....
Развитие творческих способностей у учащихся начальных классов
Статья содержит информацию о роли учителя при развитии творческих способностей учащихся начальной школы...
Творческая мастерская для учащихся начальных классов. Методическая разработка внеклассного мероприятия «О русских фамилиях»
Творческая мастерская для учащихся начальных классов. Методическая разработка внеклассного мероприятия «О русских фамилиях» ...
Презентация к творческой мастерской для родителей начальной школы по теме "Вместе к самостоятельности"
Творческая мастерская для родителей второклассников посвящена анализу результатов анкетирования родителей по данной теме, а также ознакомление родителей с такими понятиями как гипер- и гипоопекка....
Формирование творческого мышления у учащихся начальных классов средствами художественно-конструкторской деятельности на уроках технологии
Когда мы говорим об особенностях формировании творческого мышления учащихся начальных классов, то имеем в виду о потенциальных возможностях учащихся, о тех функциях и способностях еще не приобретенных...