Применение учебно-лабораторного оборудования во внеурочной деятельности " Я- исследователь"
методическая разработка (4 класс)
Выступление на ШМО
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«ГИМНАЗИЯ №11 с изучением иностранных языков»
г. Королев
Выступление на методическом объединении:
Применение учебно-лабораторного оборудования во внеурочной деятельности « Я- исследователь».
Подготовила:
воспитатель группы продленного дня
Пасова Ирина Сергеевна
Исследовательская деятельность в начальной школе является средством освоения действиями и его главными направлениями становятся: установление истины, развитие умений работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Стандарт рекомендует освоить младшим школьникам следующие способы изучения природы и общества: наблюдение, измерение, проведение опытов, сравнений при работе в классе с учебными пособиями и в открытом информационном пространстве. Для того, чтобы достичь основной цели ФГОС в области исследовательской деятельности, я уже на протяжении нескольких лет во внеурочное время занимаюсь исследовательской деятельность с ребятами в рамках кружка «Я- исследователь».
Программа кружка разработана для учеников младших классов и имеет следующую методологию:
Цель: углубление ЗУН по всему циклу образовательных программ начальной школы на основе индивидуальных интересов и возможностей каждого ребенка; расширение кругозора для формирования целостной картины окружающего мира.
Задачи:
Начиная с 1 класса, работа с ребятами происходиткак индивидуально, так и в парах и группах. Кроме этого применяю такие методики и технологии как:
- Уровневая дифференциация;
- Проблемное обучение;
- Моделирующая деятельность;
- Поисковая деятельность;
- Информационно- коммуникационные технологии;
- Здоровье сберегающие технологии.[3]
На занятиях, которые проходят 1 раз в две недели, мы учимся работать с различными источниками информации, отбирать нужное, среди многого, составлять доклады, рефераты. Итогом становится разработка и защита исследовательской работы.
Основной сложностью в работе, особенно с первым классом, стала организация работы в группах. Для активизации и стимулирования такой деятельности мною стало использование учебно-лабораторного оборудования. В особенности электронного микроскопа.
Работать с цифровым микроскопом я начала еще во втором классе с детьми своего первого выпуска (с 2013 года). В рамках данной внеурочной деятельности мы использовали микроскопы для исследования окружающего мира. Вначале я сама предлагала учащимся темы работ, используя при этом «Методику исследовательского обучения младших школьников». Данный методический комплект на первых этапах построить правильно занятие, выбрать подходящую тему и др.
Приведу в качестве примера исследовательскую работу моей ученицы Виктории «Мое увлечение - аквариумные рыбки». Вместе с Викой ребята изучали, какие рыбки могут жить в аквариуме, какая вода при этом необходима, какие растения могут находиться и как часто нужно менять воду в аквариуме. При помощи микроскопа и комплекта «Лаборатория для школьников» мы рассматривали капельку воды , набранную из под крана. Увеличив капельку сначала в 10 раз, а потом в 60 ребята определили, что вода имеет желтоватый цвет, небольшое количество песка. Это значит, что вода не совсем пригодна для жизни рыб. Кроме этого, мы узнали, что некоторые обитатели, например, улитки, воду загрязняют несколько быстрее.
При изучении теоретического материала на занятиях, я использую и другие виды оборудования: документ-камеру, интерактивную доску, компьютеры. Применяю демонстрацию уже выполненных работ или пошаговое ее выполнение с использованием документ-камеры.
Увлеченность детей и желание работать в таких условиях, вдохновляет и меня на новые эксперименты. Используя современное учебно-лабораторное оборудование, соответствующее новым Стандартам, мои занятия во внеурочное время становятся более яркими, насыщенными, интересными, разнообразными. У меня, как учителя, появляется больше возможностей в выборе различных видов и форм деятельности.
Кроме этого, проводя мониторинг уровня овладения исследовательскими умениями в начале и по окончанию изучения программы можно отметить их развитие на достаточном уровне.
Сравнивая учеников моего первого выпуска сегодня, я могу наблюдать повышение интеллектуального потенциала учащихся, самостоятельности. Сегодня у меня первый класс. И с этими ребятами я продолжаю ранее начатое. На данный момент мои первоклассники уже знают, для чего нужен микроскоп, документ-камера и под моим чутким руководством с большим интересом работают с ними. Я думаю, что результаты не заставят себя долго ждать. Главное применять , учебно-лабораторное оборудование в системе!
Таким образом, я уверенна, что организация исследовательской деятельности – перспективный путь развития детей, а применение учебно-лабораторного оборудования - повышения творческого потенциала!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности "Юный исследователь"
Программа внеурочной деятельности "Юный исследователь" рассчитана на четыре года обучения. В ее основе лежит исследовательская и проектная деятельность. Основные содержательные линии: Я и мир вокруг. ...
Программа внеурочной деятельности "Я исследователь"
Программа курса рассчитана на 4 года, 135 часов, предназначена для обучающихся в начальной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у...
Рабочая программа занятий по внеурочной деятельности "Я - исследователь" для 2 класса в учётом реализации требований ФГОС.
Рабочая программа занятий по внеурочной деятельности "Я - исследователь" для 2 класса по программе "Начальная школа 21 век" составлена с учётом реализации требований ФГОС начального общего образования...
Опыт работы с применением учебно-лабораторного оборудования
Данный материал содержит опыт работы в применении учебно-лабораторного оборудования на уроках в начальной школе...
Использование учебно-лабораторного оборудования во внеурочной деятельности
Использование учебно-лабораторного оборудования во внеурочной деятельности...
рабочая программа внеурочной деятельности "я - исследователь" (проектная деятельность)
Рабочая программа внеурочной деятельности "я - исследователь".Тематическая направленность программы - страноведение. Великобритания...
Реализация программы внеурочной деятельности "Я - исследователь" как способ развития исследовательской деятельности младших школьников.
В данной статье рассказывается о развитии поисково-исследовательской деятельности младших школьников на конкретных примерах....