Опыт работы с применением учебно-лабораторного оборудования
методическая разработка (3 класс) на тему

Макарова Екатерина Викторовна

Данный материал содержит опыт работы в применении учебно-лабораторного оборудования на уроках в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty_makarova_1.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы с учебно-лабораторным оборудованием учителя начальных классов МБОУ «СОШ № 32» Макаровой Екатерины Викторовны

Современный ученик сегодня должен овладеть  не только суммой знаний, умений и навыков, но и сформировать готовность и способность к саморазвитию, личностному самоопределению, что заложено в новых образовательных Стандартах. Чтобы подготовить такого ученика,  необходима новая  образовательная среда,  которая позволит обеспечить решение этих задач. Целью  формирования современной информационно-образовательной среды становится оптимизация образовательного процесса и  повышение качества образования. 

Я  работаю  в  образовании третий год, и в первое время было  нелегко наладить  информационно-образовательную среду, особенно на уроках окружающего мира. Ведь именно уроки окружающего мира  способствуют формированию целостной картины мира и осознанию роли человека в нём. Учащийся познаёт мир в процессе осуществления разных видов деятельности, в том числе практической.

Стандарт рекомендует освоить младшим школьникам следующие способы изучения природы и общества для решения учебных задач: наблюдение,  измерение, проведение опытов, сравнений при работе в классе с учебными пособиями и в открытом информационном пространстве. В первое время все возможные опыты и творческие  работы мы вместе с ребятами проводили, используя методы визуального наблюдения для обработки и презентации – школьные нетбуки, проектор для вывода общего результата работы на экран.  Такие уроки  всегда проходили в игровой форме, в виде тестирование, обмена информацией, демонстрации работ учащихся. Кроме этого, на уроках исследования использовали  и обычные микроскопы.  Конечно, результат такой работы было тяжело отследить,  зато учащиеся самостоятельно старались получить знания.  

В прошлом учебном году школа была обеспеченна новым современным   учебно-лабораторным  оборудованием. С таким новшеством  появилось больше возможности для организации  самостоятельной деятельности учащихся и группой работы. Приведу примеры систематического  использования  микроскопа как одного из видов учебно-лабораторного оборудования  на уроках окружающего мира с целью достижения метапредметных результатов.

Работать с цифровым микроскопом мы начали еще во втором классе.  Первым опытом стало проведение на уроках окружающего мира циклов практических работ «Три состояния воды», «Свойства воды». Учебной задачей перед ребятами стояла определение  существующих состояний  воды в природе. Через цикл работ, в том числе и с микроскопом ребятам удалось определить, что одним из свойств воды является текучесть. Кроме этого, одна из подгрупп сделала вывод, что один экземпляр воды более  чище, чем другой. Поэтому, мы совместно с ребятами при помощи микроскопа это подтвердили и полученный результат зафиксировали в виде фотографий. В дальнейшем при изучении темы «Фильтрование  воды» мы уже опирались на ранее полученные данные. И это лишь часть работ.  В  третьем классе с помощью микроскопа одним из видов работ стало исследование почвы, ее состава.  Так как определенные умения работы с микроскопом уже были сформированы  ранее, ребята более самостоятельно проводили опыты:  определяли цвет, состав и фиксировали полученные данные в лист исследования. Моей задачей на данном этапе стали не только контроль за выполнением, но и  подведение к выводу, оформление полученных данных в письменном виде. Такая деятельность на уроке очень интересна ребятам. Они с удовольствием выполняют, исследуют и в дальнейшем сами предлагают  новый вид исследования.

Например, изучая  тему  по технологии «Тряпичный домик. Коллаж», младшие школьники  на первом уроке рассматривают под микроскопом разные виды тканей, определяют их состав, делают выводы. А на следующий урок для выполнения коллажа выбирают такие ткани, которые будут  более  удобны для качественно и красиво выполненной работы.

Таким образом,  микроскоп на уроке позволят  изучать исследуемый объект не одному ученику, а группе учащихся одновременно, так как информация выводится на монитор компьютера,  даёт возможность сохранить изображение, проанализировать состояние объекта во времени.  

Свои исследовательские умения ребята переносят на внеурочную деятельность. Уже второй год я организую исследовательскую работу кружка «Я – исследователь». В рамках данной внеурочной деятельности  мы используем микроскопы для исследования окружающего мира.  Вначале я сама предлагала учащимся темы  работ. А теперь темы предлагают сами ребята и с удовольствием выполняют их на хорошем уровне. Приведу в качестве примера исследовательскую работу моей ученицы  Барановой Виктории «Мое увлечение - аквариумные рыбки».  Вместе с Викой ребята изучали, какие рыбки могут жить в аквариуме, какая вода при этом необходима, какие растения могут находиться  и как часто нужно менять воду в аквариуме. При помощи микроскопа и комплекта «Лаборатория для школьников» мы определили, что вода должна быть отстояна, менять не менее одного раза в неделю в зависимости от загрязнения, а также что, некоторые обитатели, например, улитки, воду загрязняют несколько быстрее. И это лишь некоторые выводы ребят по данной теме.  Со своей работой Виктория выступила в Эколого-Биологическом Центре на «IV  городская научно – практической  конференции среди учащихся 1-5 классов «Я познаю мир» и на VII   городской конференции научно-практическая конференция  «Я познаю мир» в МБОУ «СОШ № 16» . Работа была оценена жюри высоко, Вика получила диплом третьей степени.  И на этом мы не собираемся останавливаться. Сейчас мы работаем над  новой темой и, надеемся, что она получится не менее качественной.

При изучении обществоведческого материала я использую  и другие  виды оборудования: документ-камеру, интерактивную доску, компьютеры.  Применяю демонстрацию уже выполненных работ или пошаговое ее выполнение с применением документ-камеры. Документ-камеру я также использую на уроках изобразительного искусства, окружающего мира и на уроках русского языка, где в реальном времени проходит разбор слова или проводиться минутка чистописания, представление новых работ или проверка выполнения на предмет сходства с эталоном/образцом.

Увлеченность детей и желание работать в таких условиях, вдохновляет и меня на новые эксперименты. Используя современное учебно-лабораторное оборудование, соответствующее новым Стандартам, мой урок становится более ярким,  насыщенным, интересным, разнообразным. У меня, как учителя, появляется больше возможностей в выборе различных видов и форм деятельности на уроке. В целом,  работа с учебно-лабораторным оборудованием,  позволяет оптимизировать образовательную среду и достичь планируемых результатов, заложенных в новых Стандартах.

  Сравнивая  моих учеников в первом классе  и сегодня, я могу  наблюдать повышение интеллектуального потенциала учащихся. В классе увеличился процент участвующих в различных предметных, творческих конкурсах и получающих высокие результаты. И это во многом благодаря тому, что учебно-лабораторное оборудование используется мною в системе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: «Формы и методы работы со слабоуспевающими учащимися»

На протяжении многих лет моей педагогической деятельности меня интересовала проблема неуспеваемости учащихся, так как  в каждом классе у меня были дети , которые требовали особого внимания...

Опыт работы и проведения внеурочной физкультурно-оздоровительной работы

Проблема сохранения и укрепления здоровья детей становится наиболее важной в настоящее время при основопологающей задаче государственной политики федеральной целевой программы “Развитие физической кул...

«Свойства воды. Лабораторная работа с использованием переносного оборудования Корнельсен»

Представлен конспект урока Окружающего мира 4 класс (естествознание), приложения к уроку...

«Из опыта работы по внеклассному чтению. Опыт работы с читательским дневником»

«Из опыта работы по внеклассному чтению. Опыт работы с читательским дневником»2-4 класс...

Опыт работы по проблеме "Из опыта работы в обучении французскому языку в начальной школе в свете требований ФГОС нового поколения"

Из опыта работы в обучении французскому языку  в начальной школе в свете требований  ФГОС нового поколения...

Статья на тему - «В работе логопеда использование нетрадиционного оборудования, степ - аэробики для развития детей с ограниченными возможностями здоровья»

Начальная школа и первый класс — первая ступень общей системы образования, главной целью которой является разностороннее развитие ребенка. Одно из требований ФГОС дошкольного образования &mdash...