ДОП_Юные пожарные
материал
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Школа № 58» Камышловского городского округа
Рассмотрена на заседании методического совета (протокол № 10 от 30.08.2018 г.) | Утверждена приказом директора МАОУ «Школа № 58» КГО № 82-од от 31.08.2018 г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ЮНЫЕ ПОЖАРНЫЕ»
(социально-педагогическая направленность)
Срок реализации программы: 1 год
Возрастная категория учащихся: 10-11 лет
Составитель:
Харитончук Ю.Н., учитель
Камышлов, 2018
1. Пояснительная записка
Данная программа имеет социально-педагогическую направленность и способствует формированию у младших школьников сознательного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, приобретению умений распознавать и оценивать опасные ситуации, определять способы защиты от опасностей, воспитание личности безопасного типа − личности, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни человека, осознающей их важность, стремящейся решать эти проблемы и при этом разумно сочетать личные интересы с интересами общества и активно взаимодействующей с различными социальными институтами .
Актуальность выбора определена тем, что ежегодно отмечается рост количества и масштабов негативных последствий чрезвычайных ситуаций – аварий, природных и техногенных катастроф, стихийных бедствий и пожаров. Процент пожаров, возникающий от детских шалостей с огнем стабильно высок, часто их последствия трагичны. Возникает необходимость в систематическом и планомерном обучении младших школьников правилам пожарной безопасности. Приобретенные знания по безопасному поведению в быту, на улицах, в природе; навыки пользования первичными средствами пожаротушения, соблюдение противопожарных норм и правил, поможет обучающимся исключить или предотвратить пожароопасные ситуации, возникновение которых связано с незнанием этих правил.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы 10-11 лет. Условия набора детей в коллектив: принимаются все желающие. Наполняемость в группах составляет 20 человек.
Программа рассчитана на 1 год обучения – 34 часа.
Особенности организации образовательного процесса – занятия ведутся в группе учащихся одного возраста, являющиеся основным составом кружка; состав группы – постоянный.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий – общее количество часов в год – 34 часа; количество часов и занятий в неделю – 1 час.
2. Цель и задачи программы
Цель – организациядеятельности младших школьников по изучению правил пожарной безопасности и привлечение их к организации пропаганды пожаробезопасного поведения среди обучающихся ОУ и населения микрорайона школы.
Основные задачи:
- обучение правилам пожарной безопасности;
- привитие навыков осознанного пожаробезопасного поведения, правильных действий в случае возникновения пожара;
- формирование сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих;
- улучшение правовой и экологической подготовки;
- овладение умениями оказания первой медицинской помощи пострадавшим.
3. Содержание программы
Учебный план
№ п/п | Название раздела | Количество часов | Формы контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Историческая справка о развитии пожарной охраны в России | 6 | 5 | 1 | Нулевой, фронтальный опрос, беседа |
2 | Причины возникновения пожаров вжилье и общественных зданиях | 10 | 8 | 2 | Текущий, устный опрос,беседа |
3 | Основные причины пожаров и меры предосторожности вокружающей среде | 5 | 3 | 2 | Текущий, устный опрос,беседа |
4 | Пожарная техника и костюм пожарного | 6 | 4 | 2 | Текущий, устный опрос,беседа |
5 | Огнетушители и их предназначение | 4 | 2 | 2 | Текущий, устный опрос,беседа |
6 | Основы медицинских знаний | 2 | 1 | 1 | Текущий, устный опрос,беседа |
7 | Тест для выявления уровня знаний обучающихся о мерах пожарной безопасности и действиях в случае возникновения пожара. | 1 | 1 | Заключительныйтест | |
Всего | 34 | 24 | 10 |
Календарный учебный график
1 четверть | каникулы | 2 четверть | каникулы | 3 четверть | каникулы | 4 четверть |
сентябрь | 29.10-05.11 | ноябрь | 29.12-08.01 | январь | 23.03-31.03 | апрель |
5,12,19,26 | 7,14,21,28 | 9,16,23,30 | 3,10,17,24 | |||
февраль | ||||||
октябрь | декабрь | 6,13,20,27 | май | |||
3,10,17,24 | 5,12,19,26 | март | 8,15,22,29 | |||
6,13,20 |
Содержание программы
Тема 1. Историческая справка о развитии пожарной охраны в России.
Теория: Историческая справка о развитии пожарной охраны и добровольных пожарных организаций. Использование достижений науки и техники в деле предупреждения и тушения пожаров.
Практика: Экскурсия в пожарную часть, с посещением музея пожарной охраны, ВДПО.
Тема 2. Причины возникновения пожаров в жилье и общественных зданиях.
Теория: Противопожарный режим в жилом доме. Меры пожарной безопасности при обращении с предметами бытовой химии и изделиями в аэрозольном исполнении.Способы прекращения горения веществ и материалов. Пожарные извещатели: тепловые, дымовые, световые, ультразвуковые. Назначение охранно-пожарной сигнализации.
Практика: Выступление агитбригады «Камышловские огнеборцы» перед учащимися 1 – 4 классов. Противопожарная сказка «Теремок». Учебная эвакуация.
Тема 3. Основные причины пожаров и меры предосторожности вокружающей среде.
Теория: Распространение среди населения памяток, плакатов и других материалов по пожарной безопасности; проведение с детьми младшего школьного и дошкольного возраста бесед о недопустимости игр с огнем в общественном транспорте; участие в акциях, рейдах и других мероприятиях.
Практика: Выступление агитбригады – сказкадля учащихся 1-4 классов «Как огонь в лес пришел». Правила поведения пассажиров на городском и междугородном транспорте (акция).
Тема 4. Пожарная техника и костюм пожарного.
Теория:Марки и назначение пожарных автомобилей (автоцистерна, автонасос, автомашина связи и освещения и т.д.). Пожарно-техническое вооружение, вывозимое на машинах, его назначение и порядок применения во время пожаров. Состав боевого расчета на пожарном автомобиле. Боевая одежда, снаряжение и средства защиты органов дыхания пожарного. Краткие сведения о средствах радио- и телефонной связи, применяемых в пожарной охране. Пункт связи части, его оборудование.
Практика: Экскурсия в пожарную часть. Моделирование. Изготовление пожарной техники из бумаги и картона.
Тема 5. Огнетушители и их предназначение.
Теория: Пенные, порошковые, углекислотные огнетушители, область их применения. Внутренние пожарные краны, ящики с песком, бочки с водой, кошма, щиты с набором пожарного инвентаря, правила содержания и порядок применения на пожаре.
Практика: Изготовление листовок и плакатов.Пожарно-профилактические мероприятия с обучающимися младших классов.
Тема 6. Основы медицинских знаний
Теория: Правила поведения людей, которым угрожает опасность пожара, предотвращение паники, эвакуация, меры предосторожности от поражения электрическим током, получения ожогов, отравления дымом, оказание первой медицинской помощи.
Практика: Практическая отработка приемов по оказанию медицинской помощи пострадавшему на пожаре.
Тема 7. Тест для выявления уровня знаний обучающихся о мерах пожарной безопасности и действиях в случае возникновения пожара.
Учебно-тематическое планирование
№ занятия | Содержание занятия | Кол-во часов |
1. Историческая справка о развитии пожарной охраны в России | 6 | |
1 | «Расскажи-ка нам, Огонь...» (Игра – путешествие). | 1 |
2 | Цели и задачи дружины юных пожарных. | 1 |
3 | Обязанности и права юных пожарных, сфера их действий. | 1 |
4 | Пожарная охрана — её история и традиции. | 1 |
5 | Добровольные пожарные формирования. Движение ДЮП в России. | 1 |
6 | Экскурсия в пожарную часть, с посещением музея пожарной охраны, ВДПО. | 1 |
2. Причины возникновения пожаров в жилье и общественных зданиях | 10 | |
7 | Особенности современного жилья. Противопожарный режим в жилом доме. | 1 |
8 | Причины возникновения бытовых пожаров. Поражающие факторы пожаров (температура, ядовитый газ, дым, копоть, потеря видимости). Способы тушения огня подручными средствами. | 1 |
9 | Выступление агитбригады «Камышловские огнеборцы» перед учащимися 1 – 4 классов. Противопожарная сказка «Теремок». | 1 |
10 | План эвакуации. Общие требования к содержанию путей эвакуации, эвакуационным выходам. | 1 |
11 | 3наки пожарной безопасности: запрещающие, предупреждающие, указательные, предписывающие. Примеры их применения и места установки. | 1 |
12 | Пожарная безопасность. Основные правила поведения при возникновении пожара. Способы эвакуации из горящего здания. (Практическая работа с разъяснением этапов). | 1 |
13 | Основные причины пожаров на «Новогодних ёлках» (фейерверки, петарды, бенгальские огни, хлопушки). | |
14 | Меры пожарной безопасности при эксплуатации электробытовых приборов. Действие электрического тока на организм человека. | 1 |
15 | Меры пожарной безопасности при использовании предметов бытовой химии и изделий в аэрозольных упаковках. | 1 |
16 | Простейшие средства защиты органов дыхания и кожи. Детские противогазы (практическая работа). | 1 |
3. Основные причины пожаров и меры предосторожности вокружающей среде | 5 | |
17-18 | Пожары на транспорте. Причины транспортных пожаров. Правила поведения пассажиров на городском и междугородном транспорте. Акция. | 2 |
19 | Молниезащита. Меры предосторожности от поражения молнией. | 1 |
20 | Лесные пожары. Правила поведения в лесу, у водоёма, в зоне отдыха людей. | 1 |
21 | «Какогонь в лес пришел». (Сказка для учащихся 1-4 классов) | 1 |
4. Пожарная техника и костюм пожарного | 6 | |
22 | Виды пожарной техники. Пожарные автомобили, самолёты и вертолёты, суда, поезда, их назначение. | 1 |
23 | Общее устройство пожарных автомобилей, Работа с пожарными рукавами, стволами, боевое развёртывание. Экскурсия в пожарную часть, практическая работа. | 1 |
24-25 | Боевая одежда, снаряжение и средства защиты органов дыхания пожарного. Виды пожарных костюмов, область их применения. | 2 |
26 | «Профессия – пожарный». (Беседа - презентация из цикла «Мир профессий»). | 1 |
27 | Моделирование. Изготовление пожарной техники из бумаги и картона. | 1 |
5. Огнетушители и их предназначение | 4 | |
28-29 | Виды, назначение, устройство, принцип действия и порядок применения ручных огнетушителей других средств пожаротушения. | 2 |
30-31 | Изготовление листовок и плакатов.Пожарно-профилактические мероприятия с обучающимися младших классов. | 2 |
6. Основы медицинских знаний | 2 | |
32 | Ожоги. Характеристика и причины термических ожогов. Правильное оказание медицинской помощи. | 1 |
33 | Практическая отработка приемов по оказанию медицинской помощи пострадавшему на пожаре. | 1 |
34 | 7. Тест для выявления уровня знаний обучающихся о мерах пожарной безопасности и действиях в случае возникновения пожара. | 1 |
4. Планируемые результаты
В основу изучения программного материала положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами.
Первый уровень результатов −приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителямикак значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов − получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной про-социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов−получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Воспитательные результаты | Приобретение школьниками социальных знаний(1 уровень) | Формирование ценностного отношения к социальной реальности(2 уровень) | Получение опыта самостоятельного общественного действия(3 уровень) |
Формы внеурочной деятельности | «Юные пожарные», приобретение социальных знаний по темам курса | ||
«Юные пожарные», КТД (коллективные творческие дела) | |||
Социально-образовательныепроекты |
Содержание программы направлено на реализацию личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностными результатами являются следующие умения:
- активно осваивать правила индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения при возникновения пожара;
- проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных ситуациях и условиях;
- проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- оказывать бескорыстную помощь сверстникам и взрослым.
Метапредметными результатами являются следующие умения:
Познавательные:
- знать об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасностижизнедеятельности.
- характеризовать явления, действия и поступки окружающих, давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта.
Регулятивные:
- организовывать совместную и самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
- планировать и осуществлять деятельность, анализировать и объективно оценивать её результаты, находить возможности и способы их улучшения;
- находить ошибки при выполнении практических заданий, отбирать способы их исправления.
Коммуникативные:
- слушать собеседника и вести диалог;
- готовность признавать возможностьсуществования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- излагать свое мнение иаргументировать свою точку зрения и оценку событий и явлений;
- уметь договариваться о распределениифункций и ролей в совместной деятельности;
- управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность.
К завершению обучения по программе каждый обучающийся должен:
Знать:
- основные правила пожарной безопасности и правила поведения в экстремальных ситуациях и соблюдать меры предосторожности при обращении с огнём;
- виды пожаров и причины их возникновения;
- первичные средства пожаротушения, виды огнетушителей и область их применения, знаки пожарной безопасности и места их размещения;
- правила оказания первой медицинской помощи при ожогах и поражении электрическим током;
- главные исторические события становления пожарной охраны России.
Уметь:
- выявлять нарушения правил пожарной безопасности;
- грамотно действовать в случае возникновения горения или задымления (эвакуация),
- пользоваться огнетушителями, работать с пожарным инвентарём;
- оказывать первую медицинскую помощь и выполнять элементы пожарно-прикладного спорта.
5. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
- персональный компьютер учителя;
- мультимедийный проектор;
- экран для мультимедийного проектора;
- принтер лазерный (формат А4, тип печати: черно-белый);
- портативный компьютер (ноутбук);
- уголок по пожарной безопасности
Информационное обеспечение (интернет-источники):
- http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/92178f2b-02ec-40f0-96dbbc60c2b5ecba Основы пожарной безопасности
- http://pozarnyi.ru/ − Пожарный сайт
- http://www.01club.ru/ −Информационный сайт о пожарной безопасности
- http://www.youtube.com/watch?v=PWKoqorDLbM – Азбука безопасности
- http://www.youtube.com/watch?v=CulQrojIDXk – Фиксики – Огнетушитель
- http://www.youtube.com/watch?v=cTpyJ8lQUZs – Правила пожарной безопасности для детей
- http://www.spas-extreme.ru/
6. Формы аттестации
Для оценки результативности проводимых занятий применяется нулевой, текущий и заключительный мониторинг.
Нулевой мониторинг − диагностика первичных знаний о пожарной безопасности. Для диагностики используется тестирование, фронтальный опрос.
Текущий мониторинг − тестирование и выполнение текущих творческих заданий.
Заключительный мониторинг − участие в конкурсе по противопожарной безопасности, где оценивается уровень усвоения полученных знаний.
7. Методические материалы
Обучение проводится во внеурочное время. Материал каждого занятия рассчитан на 40 минут. Особенности организации образовательного процесса – очное;методы обучения (словесный, наглядный практический; объяснительно-иллюстративный,частично-поисковый, проблемный; игровойи др.) и воспитания (убеждение, поощрение, упражнение,мотивация и др.);формы организации образовательного процесса: индивидуально-групповая и групповая;формы проведения занятий: игра, беседа, презентация, лекция в сочетании с практическими занятиями, экскурсиями, спортивными соревнованиями, акциями, конкурсами, рейдами и т.п., во время занятий необходимо проводить спортивные разминки и прогулки на свежем воздухе;педагогические технологии − технология группового обучения, технология проблемного обучения, технология проектной деятельности, технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, технология коллективной творческой деятельности, здоровьесберегающая технология и др.
При подготовке к занятиям подбираются наглядные средства и пособия (плакаты, слайды, презентации, короткометражные видеофильмы, различные макеты, противопожарный инвентарь), необходимые для лучшего восприятия программы обучения. Как дополнение к теоретическим занятиям организовываются экскурсии в пожарную часть и на пожарно-техническую выставку.
К занятиям целесообразно привлекать сотрудников государственной противопожарной службы, медицинских учреждений, отделов профилактики правонарушений и преступлений несовершеннолетних.
8. Список литературы
- Методические рекомендации для органов государственной власти субъектов Российской Федерации по обучению населения мерам пожарной безопасности. – М.: ВНИИПО, 2012. – 187 л.
- Мельник, О.Е. Организация деятельности дружин юных пожарных: инструктивно-методическое издание для руководителей, организаторов и кураторов дружин юных пожарных [Текст]/ О.Е. Мельник, А.М. Голубев, А.В. Макаров, А.А. Мельник, Д.В. Зобков, А.Н. Нестругин. – Железногорск: Сибирская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, 2017. – 164 с.; ил.
- Примерные программы внеурочной деятельности / Под ред. В. А. Горского. М.: Просвещение, 2010. − 111 с.
- Пожарная безопасность: Учебное пособие для членов добровольных Дружин юных пожарных/ О.Д. Ратникова, В.В. Володченкова, А.А. Чистякова, Н.В. Баранова − М.: ФГБУ ВНИИПО МЧС России, 2017. − 181 с., ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассная работа по ОБЖ. Игра-эстафета для юных пожарных
Цели и задачи мероприятия:Формирование у учащихся навыков выживания в опасных для жизни ситуациях.Практическая проверка готовности учащихся действовать в экстремальных ситуациях.Спло...
Спортивно-игровая программа "Юный пожарный"
Цель: закрепить знания по противопожарной безопасности, способствовать формированию навыков безопасности жизни. Сценарий данного мероприятия составлен для учащихся 3 - 4 классов. В заключении праздник...
Сценарий агитбригады отряда юных пожарных.
Сценарий агитбригады юных пожарных составлен для участия в городском конкурсе агитбригад 4-5 классов. Основной целью участия в конкурсе является пропаганда правил поведения при пожаре, профилакт...
Спортивный праздник «Юные пожарные».
Спортивный праздник на закрепление знаний детей о правилах пожарной. закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности;– тренировать у учащихся умение находить решения в чрезвычайных...
Непосредственно-образовательная деятельность по физическому развитию "Юные пожарные" средняя группа
Конспект по физическому развитию связанный с пожарной безопасностью...
Конспект занятия по пожарной безопасности «Мы юные пожарные»
Формирование у учащихся осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности в игровой форме....