Исследовательская работа "Толерантность в лицейском сообществе"
проект (3, 4 класс)
Исторически сложилось так, что Россия – родина разных народов, говорящих на разных языках, исповедующих разные религии, отличающихся самобытностью культур. Могущество и сила Российского государства во многом обусловлены крепкой дружбой народов, населяющих его. Проблема толерантности и увеличения межнациональных конфликтов, снижение чувства патриотизма широко обсуждается в современном мире и не случайно. Сейчас в нашей стране и за рубежом обострилась проблема жестокости и агрессии в межнациональных отношениях, которые носят разрушающий характер. В этих условиях учащиеся исследуют, есть ли проблема толерантности в лицейском сообществе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tolerantnost_v_shkolnom_soobshchestve.doc | 166.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию администрации муниципального образования Щекинский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей»
Секция «Юный исследователь»
Исследовательская работа
Толерантность в школьном сообществе
Выполнили:
Савицкая Виктория - учащаяся 3а класса
Тюрина Варвара - учащаяся 3а класса
Палакян Араик - учащийся 3а класса
Руководитель:
Акимова Л.Н., учитель начальных классов
г. Щекино
2016 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3-4
Глава I Толерантность
I.1 Что такое толерантность и интолерантность………………………………......5
I. 2 Основные черты личности и критерии толерантности……………………….6
Глава II Толерантность в школьном сообществе
II.1 Национальный состав лицея……………………………………………………7
II.2 Результаты опроса родителей…….……………………………………..……7-8
II.3 Результаты анкетирования учащихся………………………………………….8
II.4 Наши реальные дела…………………………………………………………9-10
Заключение………………………………………………………………………….11
Список используемой литературы ………………..………………………………12
Приложение…………………………………………………………………………13
Введение
Актуальность: Где и когда бы мы с вами не находились нас всегда окружают люди разных национальностей. Ведь не случайно Конституция нашей страны начинается со слов: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенный общей судьбой на своей земле…»
Исторически сложилось так, что Россия – родина разных народов, говорящих на разных языках, исповедующих разные религии, отличающихся самобытностью культур. Могущество и сила Российского государства во многом обусловлены крепкой дружбой народов, населяющих его.
Проблема толерантности и увеличения межнациональных конфликтов, снижение чувства патриотизма широко обсуждается в современном мире и не случайно. Сейчас в нашей стране и за рубежом обострилась проблема жестокости и агрессии в межнациональных отношениях, которые носят разрушающий характер.
В этих условиях мы решили исследовать есть ли проблема толерантности в нашем лицейском сообществе.
Тема нашей работы: ,,Толерантность в школьном сообществе ”.
Цель работы: выявить уровень толерантности среди учащихся лицея и определить способы его развития.
Для достижения поставленной цели, нами были сформулированы следующие задачи:
- Провести опрос учащихся начальных классов и их родителей с целью выявления уровня толерантности.
- Объяснить значение толерантности и интолерантности.
- Изучить способы развития толерантной личности в жизни нашего лицея.
Предмет исследования: лицейское сообщество
Объект исследования: национальный вопрос в лицее
Мы предполагаем, что коллективная творческая деятельность и знакомство с культурными традициями разных национальностей, представители которых есть в классе, повышает уровень толерантности.
Глава I Толерантность
I.1 Что такое толерантность и интолерантность
Если мы хотим понять смысл толерантности, то мы должны провести анализ и её противоположности – интолерантности или нетерпимости. Изучив работу нашего лицейского сообщества, мы увидели, что красной нитью проходит понятие «толерантность».
Толерантность – это уважение к личности; принятие и правильное понимание богатого разнообразия культур нашего мира; форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.
В русском языке существуют два способа со сходным значением: толерантность и терпимость, которые значат «способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей».
Интолерантность или нетерпимость основывается на убеждении, что твоя группа, твоя система взглядов, твой образ жизни стоят выше других. В основе интолерантности лежит неприятие другого за то, что он выглядит, думает, поступает иначе. Интолерантность выражается от обычной невежливости до пренебрежительного отношения к людям другой национальности и культуры.
Основными формами проявления интолерантности являются: оскорбления, насмешки, выражения пренебрежения, а также расизм и фашизм.
I.2 Основные черты личности и критерии толерантности
Мы выявили основные черты личности:
Толерантная личность | Интолерантная личность |
уважение мнения других | непонимание |
доброжелательность | игнорирование |
желание сделать что-нибудь вместе | эгоизм |
понимание и принятие | нетерпимость |
чуткость, снисходительность | Пренебрежение, раздражительность |
доверие, гуманизм | равнодушие, цинизм |
любознательность | агрессивность |
А также выделили следующие критерии толерантности:
- равноправие
- взаимоуважение человека или общества
- терпимое отношение к различным группам (инвалидам, беженцам и т.д.)
- сохранение и развитие культуры самобытности
- возможность следовать своим традициям для всех культур
- свобода вероисповедания
- сотрудничество и солидарность в решении общих проблем
- позитивная лексика в общении с другими
Глава II Толерантность в школьном сообществе
II.1 Национальный состав лицея
В нашем лицее в основном обучаются русские, но и есть дети других национальностей:
- азербайджанцы – 10 человек
- украинцы – 4 человека
- армяне – 1 человек
II.2 Результаты опроса родителей
Мы провели опрос среди родителей наших учащихся и предложили ответить на вопрос: Что хорошего Вы видите в том, что в классе, где учится Ваш ребёнок, есть дети разных национальностей?
Были опрошены 56 человек.
Вывод: Подавляющее большинство родителей видят только положительные моменты в совместном обучении детей разных национальностей. Они отмечают, что в таких случаях воспитывается интернационализм, расширяется кругозор, дети учатся дружить независимо от национальности и жить в многонациональном обществе.
II.3 Результаты анкетирования учащихся
Учащимся мы предложили следующие вопросы:
- Можете ли вы представить, что вашим другом станет человек другой веры?
- Согласны ли вы, что человека надо оценивать по моральным качествам, а не по национальности?
- Как вы думаете, истинной может быть только одна религия?
- Люди с другим цветом кожи (другой расы) могут быть нормальными людьми, но в друзья я предпочитал бы их не брать?
- Если человек не разделяет ваши взгляды, можете ли вы с ним общаться?
В опросе приняли участие 46 учащихся 3 – 4 классов. Результаты оказались следующие:
1 вопрос | Да – 100 % | Нет – 0 % |
2 вопрос | Да – 100 % | Нет – 0 % |
3 вопрос | Да – 8 % | Нет – 92 % |
4 вопрос | Да – 16 % | Нет – 84 % |
5 вопрос | Да – 74 % | Нет – 26 % |
Вывод: Из результатов видно, что среди опрошенных много толерантных лицеистов. Но всё же есть и те, которые предпочли бы не брать нормальных людей, но с другим видом кожи в друзья (16 %). 26 % не хотят общаться со сверстниками, не разделяющими их мнение.
II.4 Наши реальные дела
Результаты анкетирования заставили нас задуматься о необходимости проведения ряда мероприятий по повышению уровня толерантности учащихся. Какие же способы повышения толерантности осуществляются в нашем лицейском сообществе?
- Диагностика учащихся с целью сбора информации об их ценностных ориентирах и нравственных устоях.
- Собрание Детской общественной организации «Лицейский союз» на тему «Мы вместе».
- Мероприятия, приуроченные таким датам, как: «День спонтанного проявления доброты», «День солидарности в борьбе с терроризмом», «День единства», «Международный день семьи», «День толерантности».
- Радиопередача, посвящённая Международному дню против фашизма, расизма и антисемитизма.
- Акции «День добрых дел», «Подарок другу», «Милосердие» (помощь малоимущим, беженцам и т.д.), «Поздравь ветерана»
- Единые классные часы: «Давайте жить дружно», «Толерантность – качество современного человека».
- Психологом лицея проведены: тренинги «Учимся быть терпимыми», «Единство разных»; развивающее занятие «Нам в конфликтах жить нельзя, возьмёмся за руки друзья»; классный час «Воспитание толерантности».
- Экскурсии в краеведческие музеи.
В нашем классе учится армянин. Сначала мы встретили его настороженно, но потом подружились. Он приобрел много друзей и активно включился в нашу работу.
Мы:
- Коллективно составили список принципов толерантности и оформили в виде плаката.
- Провели конкурс стихов на тему «Толерантность – это мир и дружба».
- Провели фотоконкурс «Мой толерантный мир».
- Провели конкурс рисунков «Мы разные, но мы вместе».
- Провели классный час, на котором Палакян Араик познакомил с обычаями и традициями народов Армении. (Приложение)
Таким образом, во всех мероприятиях, проводимых в лицее, большое внимание уделяется воспитанию толерантного отношения к людям, к окружающему миру.
Заключение
Веками взаимопонимание и взаимопомощь людей разных культур были основой исторического развития нации. И мы должны постоянно учиться принимать друг друга такими, какие мы есть – независимо от национальности, вероисповедания, убеждения и обычаев.
В своей работе мы показали, как деятельность общешкольного сообщества помогает развить в себе толерантную личность, воспитать модели поведения, которые помогают жить человеку в мире и согласии с самим собой, природой и обществом.
Что мы сами в силах изменить, чтобы сделать мир толерантным?
● знать о толерантности, экстремизме и его последствиях
● воспитывать в себе качества толерантности
● изучать ценности национальной и мировой культуры
● узнавать об обычаях, традициях и культуре разных народов
● уметь жить в мире, согласии с другими людьми, отказ от насилия и жестокости по отношению друг к другу.
● научиться сотрудничать
Список используемой литературы
1. Толерантность – толкование – Толковый словарь Ушакова /www.ckii.ru/
2. Толерантная и интолерантная личность: основные черты и отличия/ pandia.ru/
3. Основные критерии и показатели толерантности /gigabaza.ru/
4. Толерантность – дорога к миру http://infourok.ru/
5. Никулина О.Б. Формирование основ толерантного сознания:
продолжение / О. Б. Никулина // Справочник классного руководителя. -
ЗАО "МЦФЭР", 2008. - №10.
Приложение
Обычаи и традиции Армении
Современная Армения лежит в скалистых горах. Столица – Ереван. Религия – христианство. Государственный язык – армянский, но большая часть населения знает русский язык.
У нас жаркое лето и холодная зима. На территории Армении много озёр. Самое крупное озеро - Севан.
Более трёх тысячелетий существует армянский народ. У армян были знаменитые цари и полководцы, писатели и поэты. Много раз терпела Армения иноземные нашествия. Но армянский народ выстоял, отстояв своё существование в тяжелейшей борьбе. В 1941-1945 годах армянский народ плечом к плечу с другими советскими народами боролся против фашизма.
Армяне очень гостеприимный народ. По любому случаю радости и счастья обязательно надо накрывать стол там, где у тебя есть близкие люди. Чем чаще ты накрываешь на стол, тем больше тебе вернётся – считается у нас. В Армении крепки отношения в семье. Мнение старших всегда принимается во внимание. Считается неприличным говорить громко в присутствии старших. Если пожилой человек входит в дом, молодые люди должны встать в знак уважения и только тогда сесть снова, когда скажут старшие.
У нас много традиционных праздников. Один из них – Вардавар. Отмечается он летом с 28 июля по 1 августа. Вардавар означает «опрыскивать водой». Праздник начинается с самого раннего утра, все поливают друг друга водой, кто из чего может, не взирая при этом ни на возраст, ни пол. Обижаться или проявлять недовольство нельзя, потому что считается, что в этот день вода обладает целебной силой. В прошлом праздник сопровождался песнями, танцами, играми.
Сейчас, живя в другой стране, я с интересом знакомлюсь с историей, традициями и обычаями русского народа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий выступления на лицейском празднике (инсценировка) "Волк и 7 козлят"
Выступления учащихся начальной школы на лицейском празднике "День лицеиста"...
Лицейские годы А.С.Пушкина
Литературно-музыкальная композиция о годах жизни А.Пушкина в годы учебы в Царскосельском Лицее....
Презентация на тему: "Лицейские годы А.С. Пушкина"
Данная презентация знакомит с биографией А.С. Пушкина,рассказывает о том, как прошли годы его учёбы в Царскосельском лицее, о том, кто были его первые учителя. Презентацию можно использовать на уроках...
«Лес – волшебный дворец. Единство живой и неживой природы. Природные сообщества леса. Взаимосвязи в лесном сообществе. Круговорот веществ в лесу. Влияние человека на лесное сообщество».
План-конспект урока с презентацией....
Презентация "Лицейский шум, лицейские забавы"
Данный материал можно использовать для проведения праздника, посвященного лицейским дням на уроках литературного чтения и на внеклассных мероприятиях в 3-4 классах....
Литературно-музыкальная композиция «Лицейский день» с использованием здоровьесберегающих технологий.
1.Продолжить знакомство с жизнью и творчеством А.С Пушкина. 2. Развивать умения выразительно читать произведения, передавая интонацией настроение поэта. 3.Воспитывать любовь к Родине, к родному городу...
Участие в исследовательской деятельности в сообществе ГлобалЛаб"
Участие в исследовательской деятельности в сообществе ГлобалЛаб"...