Программа "Школа вежливых наук"
рабочая программа
Это программа по внеурочной деятельности для 1-4 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkola_vezhlivyh_nauk_1-4_klassy.docx | 56.42 КБ |
Предварительный просмотр:
.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа
имени Героя Российской Федерации А.И. Баукина посёлка Радовицкий»
«
Рабочая программа
внеурочной деятельности
" Школа вежливых наук"
для обучающихся 1 -4 классов
Составитель: Грудинина Г.В.
учитель начальных классов
п. Радовицкий, 2018г
Пояснительная записка
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В Концепции духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.
Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника.
Программа «Школа вежливых наук» составлена на основе программы Э.Козлова, В. Петровой, И.Хомяковой «Азбука нравственности». Планирование составлено из расчёта – 1 час в неделю. Программа рассчитана на четыре года обучения.
«Школа вежливых наук» должны быть эмоциональными, строиться на непроизвольном внимании и памяти, включать в себя игровые элементы. Необходимо использовать яркую наглядность и электронные ресурсы. В качестве домашнего задания можно рекомендовать детям завершить рисунок, прочитать книжку или рассказ вместе с родителями. На уроках нравственности важна активность школьника, его участие в обсуждениях жизненных ситуаций. Это уроки разъяснения, объяснения и обучения. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.
Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников.
Задачи:
- Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.
- Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе.
- Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
- Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.
Занятия проводятся в форме уроков, тренингов, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения.
Реализация программы предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.
Программа составлена на основе следующих принципов духовно–нравственного развития и воспитания:
Принцип ориентации на идеал.
Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности.
Аксиологический принцип.
Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника. Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Содержание внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни.
Принцип идентификации (персонификации).
Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации.
Принцип диалогического общения.
В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.
Принцип полисубъектности воспитания.
В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Младший школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания.
Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.
Перечисленные принципы определяют концептуальную основу уклада школьной жизни. Сам по себе этот уклад формален. Придаёт ему жизненную, социальную, культурную, нравственную силу педагог.
Планируемые результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности «Школа вежливых наук»
Воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников как направление духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.
В ходе реализации программы «Уроки нравственности» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов.
Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
·на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
·на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;
·на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при организации воспитания социализации младших школьников.
В первом классе дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Задача педагога поддерживать эту тенденцию, способствовать используемыми им воспитательными формами достижению ребенком первого уровня результатов.
Во втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения второго уровня воспитательных результатов. К четвертому классу у младшего школьника появляется реальная возможность выхода в пространство общественного действия, то есть достижение третьего уровня воспитательных результатов.
Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.
В результате прохождения программного материала к концу 1 класса обучающиеся получат возможность формирования личностных результатов:
1. Отличие понятий «этика» и «этикет».
2. Правила вежливости и красивых манер.
3. Заповеди и соответствующие притчи.
4. Быть доброжелательными.
5. Соблюдать заповеди.
6. Сострадать животным, не обижать их.
7. Придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома.
8. Быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте, содержать в чистоте свои книги и тетради.
9. Не забывать дома школьные принадлежности, книги, тетради, необходимые для уроков по расписанию.
В результате прохождения программного материала к концу 2 класса обучающиеся получат возможность формирования личностных результатов:
1. Требования этикета к устному и письменному приглашению и общению с гостями.
2. Заповеди и правила этикета.
3. О доброте и жестокости, уважительном отношении к старшим, высокомерии,
4. Афоризмы.
5. Исполнять заповеди.
6. Соблюдать этикет в театре, кино, на выставке, в музее, на улице.
7. Выполнять общение.
8. Написать приглашение, встречать гостей, развлекать их, правильно вести себя в гостях, дарить и принимать подарки.
9. Исполнять ментальную зарядку как один из способов самоконтроля в самовоспитании.
В результате прохождения программного материала к концу 3 класса обучающиеся получат возможность формирования личностных результатов:
1. Ранее изученные заповеди и афоризмы.
2. Каким должен быть воспитанный человек.
3. Требования этикета к разговору, в том числе к разговору по телефону.
4. Краткое содержание прочитанных на уроках притч и сказок в подтверждении своих нравственных убеждений.
5. Пословицы о дружбе, верности данному слову, доброте, благодарности.
6. Правила вежливого отказа, несогласия. Как обращаться к разным людям.
У выпускника будут сформированы:
-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- эмпатия, как понимание чувств других людей и сопереживание им.
- Регулятивные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
- Познавательные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
- Коммуникативные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Для оценки планируемых результатов освоения программы «Уроки нравственности» рекомендовано использовать диагностическую таблицу «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли».
Критерии | Показатели | Измерители |
Сформированность моральных норм и правил поведения | Знает основные моральные нормы и правила поведения | Диагностика нравственной воспитанности: -диагностика нравственной самооценки; - диагностика этики поведения; - диагностика отношения к жизненным ценностям; -диагностика нравственной мотивации. Наблюдения педагогов и родителей. |
Соблюдает моральные нормы и правила поведения | Методика изучения уровня воспитанности. Наблюдения педагогов и родителей | |
Ориентируется в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков окружающих людей | Анкета «Оцени поступок» (дифференциация конвенциональных и моральных норм, по Э.Туриэлю в модификации Е.А.Кургановой и О.А.Карабановой, 2004). наблюдения педагогов и родителей. |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«ШКОЛА ВЕЖЛИВЫХ НАУК» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1 КЛАССА
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип занятия | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Универсальные учебные действия |
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||
1-2 | Правила поведения на уроке и на перемене | 2 | беседа | Зачем нужны правила поведения? Что мы знаем о правилах поведения в школе, дома, на улице? Всегда ли мы соблюдаем правила? Какие правила для нас самые трудные7 | Уметь различать понятия «урок» и «перемена». Знать правила поведения на уроке и на перемене. |
Умение осмысливать собственные поступки и действия, а также поступки окружающих людей. |
3 | Правила поведения в гардеробе («раздевалке») | 1 | беседа | Как правильно вести себя в гардеробе? Часто ли ученики ходят по упавшей одежде? Кто и почему был обижен в раздевалке? | Уметь вести себя в раздевалке так, чтобы не обижать друг друга, не допускать порчи одежды, действовать организованно. |
Ориентация в нравственном содержании, как собственных поступков, так и поступков других людей. |
4 | Правила поведения в столовой | 1 | игра | Как правильно вести себя в столовой? Зачем нужны правила поведения за столом? Главное правило поведения за столом. | Умение вести себя за столом. Основные правила поведения за столом. Правила пользования столовым прибором, салфеткой. | Умение вести себя за столом так, чтобы другим было приятно с тобой обедать, т. е. находиться в твоём обществе. |
5 | Правила поведения в библиотеке | 1 | экскурсия (школьная библиотека) | Как правильно вести себя в библиотеке? Что такое библиотека? Для чего она предназначена? | Знать, что книга – главное сокровище библиотеки. Уметь бережно обращаться с книгой. Правила работы в библиотеке. Процесс создания и лечения книги | Умение бережного отношения к книге. Уметь находить при помощи книг ответ на любой поставленный вопрос, так как книга – это друг и советчик и из книг мы узнаём о жизни других людей, их традициях, культуре, историческом прошлом. |
6 | Правила поведения на школьном дворе | 1 | экскурсия (игры во дворе) |
Знакомство с понятием «школьный двор»? Для чего он предназначен7 Как вести себя на школьном дворе? Правила игры. | Знакомство с мероприятиями по уборке и озеленению школьного двора. Умение вести себя во дворе во время прогулок, игр, спортивных соревнований. | Умение выстраивать определённые взаимоотношения в процессе игры, соревнования, прогулки, основанные на справедливом отношении друг к другу, разрешению споров, формированию качеств характера. |
7-8 | Что такое «добро» и «зло» | 2 | беседа | Знакомство с понятиями «добро» и «зло» (синонимами «хорошо» и «плохо»). Диспут «Чей герой лучше»? Роль смеха. | Формулирование правил и норм отношений между людьми и умения поступать в соответствии с этими нормами на основе противопоставления положительных явлений отрицательным на конкретных примерах. | Умение понимать специфику нравственных явлений, понимать, что эти явления делятся на две противоположные категории – «добро» и «зло», выступают как действия людей, как мотивы этих действий (действие направлено на пользу людям или, наоборот, во вред). Умение нести ответственность за свои действия и поступки. |
9-10 | «Волшебные» (добрые) слова | 2 | 1 беседа 2 Практическая работа | Правила вежливости, их происхождение и изменение в связи с развитием общества. Объяснить, что мы понимаем под формой общения. | Умение выражать своё доброе отношение к окружающим при помощи определённой группе слов. Составить словарь наиболее употребляемых слов. | Уметь употреблять в речи «волшебные» слова и с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли. Составление словаря добрых слов. |
11-12 | «Волшебные» (добрые) слова | 1 | экскурсия библиотека | «Волшебное дерево» или «Дерево вежливости» | Обсуждение на конкретных примерах значение слов вежливости. Умение при помощи интонации передать настроение, чувства… | Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. |
13-14 | Добрые и недобрые дела | 2 | беседа с элементами диспута и игры | Разбор конкретных ситуаций из жизни. Эксперимент: какое нравственное качество отражается на лице(мордашке) игрушек. | Умение выделять нравственную сторону жизненных явлений и поступков. Умение анализировать ситуации, оценивать поступки, действия, а также людей, которые совершают их. | Уметь обобщать различные жизненные ситуации, формировать нормы и правила поведения. Уметь устанавливать взаимосвязь нравственных качеств с определёнными ситуациями из жизни. |
15-16 | Ты и твои друзья | 2 | беседа о литературных героях | Раскрытие на конкретных примерах, доступных детскому воображению, сущность нравственных отношений между людьми. Что означает быть хорошим товарищем? Только ли сверстник может быть другом? | Уметь через призму собственного мировосприятия понять внутренний мир другого человека посредством воздействия художественного образа. Уметь оценивать других и критично относиться к себе. | Уметь анализировать вместе с учителем прочитанное , разбираться в поступках героев, объяснять причину того или иного решения, выносить нравственную оценку поступку героя и дать её обоснование. . |
17-18 | Помни о других – ты не один на свете | 2 | 2. Экскурсия в автогородок | Раскрытие смысла понятия «помнить о других» Как твоё действие отразиться на других? Почему надо беречь своих родителей? Готовить детей к восприятию чужой точки зрения. | Умение понимать, что то, что нравится мне, далеко не всегда может нравиться другим. Умение быть благодарным своим родителям за заботу и внимание, которые родители проявляют по отношению к ним. | Умение выделять нравственные явления, анализировать их, сравнивать, оценивать, переносить на себя. Установление причинно-следственных связей. |
19 | «Ученье – свет, а неученье – тьма» (О добросовестном отношении к учёбе) | 1 | беседа | Какую роль играет образование в жизни людей? «Век живи – век учись» | Умение составлять маленький план – свой собственный распорядок дня. Это первый этап по формированию самоконтроля. Ежедневный самоконтроль – залог будущего успеха. | Формирование основ гражданской идентичности личности. Осознание того, какое значение имеет для человека учение. Умение в составлении плана и последовательности действий. |
20-21 | Как быть прилежным и старательным | 2 | беседа | Какое значение имеет выражение «прилежный, старательный ученик»? Почему мы даём положительную оценку этим качествам человека? Что нужно для того, чтобы стать прилежным и старательным? | Умение соблюдать режим дня, ответственно относиться к выполнению порученного дела. Умение трудиться так, чтобы ощутимы были результаты твоего труда. | Умение распределять рабочее время, т. к. это залог будущего успеха в жизни. Умение планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью. |
22-23 | Наш труд в классе | 2 | 1. беседа 2. Практическая работа | Формирование у детей нравственного опыта, представление о труде для всех. Нужен ли труд? Нравится ли труд детям? На каких литературных героев вы хотите быть похожими? | Формирование желания и умения поддерживать чистоту и порядок в своём классе, учиться распределять работу между собой, добросовестно выполнять свою работу. Быть справедливым в оценке своего труда и труда товарища. . Формулирование правил дружной работы. | Формирование ответственности не только за себя, но и за других. Осознание того, что только в общественном труде рождается чувство коллективизма. Умение работать в группе, учитывая мнения одноклассников, отличные от собственных. |
24 -25 | Мой ежедневный труд дома | 2 | Урок - беседа | Важность труда дома. В чём состоит важность такого труда? Как он важен для окружающих? Дом – это лицо хозяина! | Формирование умения выполнения обязанностей по дому, в умении помогать взрослым. Составление списка обязанностей по дому и того, что дети могут и должны делать сами. | Умение приносить пользу людям через трудовые умения и привычки трудиться, которые каждый приобрёл дома и в классе. |
26-27 | Культура внешнего вида | 2 | беседа | Что означает культура внешнего вида и культуры? Почему внешний вид не только твоё личное дело? Составление списка Мойдодыра – защитника чистоты и гигиены. | Умение следить за своим внешним видом. Умение одеваться по виду деятельности. | Умение указывать своим внешним видом уважение не только к себе, но и к другим людям, т. к. чистота – друг опрятности, красоты и здоровья.
|
28-29 | Каждой вещи – своё место | 2 | беседа с элементами инсценировки | Инсценировка рассказа Л. Воронковой «Маша - растеряша» Правила организованного собранного ученика. Аккуратность – это нравственное качество.
| Умение организовывать своё рабочее место дома и в школе, сдерживать обещания, быть ответственным за выполнение любого поручения. | Умение быть аккуратным не только через отношение к личным вещам, но и соблюдением определённых правил поведения в общении с людьми. |
30 | Умей ценить время – своё и чужое | 1 | Просмотр фильма «Сказка о потерянном времени» | Значение времени для человека. Что значит «ценить время»? Обсуждение сказки Е. Шварца «Сказка о потерянном времени» | Умение распределять и беречь время. Распорядок дня. | Осмысление соответствующих понятий через конкретные представления. Через отношение ко времени – своему и чужому – умение понять и своё отношение к другим людям. |
31-32 | Как вести себя дома и на улице? (Обобщающие) | 2 | Экскурсия в автогородок | Правила поведения на улице. Правила поведения дома. Твой подъезд, твой двор. Ты идёшь гулять. | Умение вести себя дома, на улице. Составление правил поведения. Культура поведения. | Умение осмысливать собственные поступки и действия на конкретных примерах поведения на улице и дома. |
33 | Как приветствовать людей и знакомиться с ними | 1 | беседа (обобщающий) | Этикет – что это такое? Зачем он нужен младшему школьнику? Внешние правила знакомства и приветствия. Краткий справочник «Правила этикета» (составитель Л. Васильева – Гангнус) Формы знакомства и приветствия за столом. | Уметь обращаться к собеседнику, выбирая формы обращения на «ты» и «вы», самопредставление младших старшим, на доброжелательность, улыбку, умение чётко назвать себя. | Умение пользоваться внешними правилами знакомства и приветствия, т. к. они являются простым упражнением приучения к существующим порядкам и традициям, являются элементарными правилами культуры поведения. |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«ШКОЛА ВЕЖЛИВЫХ НАУК» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА
2 класс
№/п | Тема занятия | Кол-во часов |
I четверть Школьный этикет (9 часов) | ||
1-2 | Что такое школьная дисциплина | 2 часа |
3 | Люби книгу | 1 час |
4-5 | Твоя школа. | 2 часа |
6-7 | Твой класс. | 2 часа |
8-9 | Соблюдение чистоты и порядка. | 2 часа |
II четверть Правила общения (8 часов) | ||
10-11 | Внимательность к окружающим. | 2 часа |
12 | Обязательность, дал слово - держи его. | 1 час |
13 | Как ты разговариваешь с товарищами | 1 час |
14 | Доброжелательность в общении. | 1 час |
15-16 | Поступки твои и других (их оценка). | 2 часа |
17 | Правдивость, честность. | 1 час |
III четверть О трудолюбии. Культура внешнего вида (9 часов) | ||
18-19 | Правило «Учусь все делать сам». | 2 часа |
20-21 | Помогаю другим своим трудом дома и в школе. | 2 часа |
22-23 | Что значит быть бережливым? | 2 часа |
224-25 | Как ты выполняешь правила личной гигиены. | 2 часа |
26 | Одежду нужно беречь. | 1 час |
IV четверть Внешкольный этикет (8 часов) | ||
27 | Правила поведения в кино. | 1 час |
28 | Правила поведения в театре. | 1 час |
29 | Правила поведения в музее. | 1 час |
30 | Правила поведения на выставке. | 1 час |
31 | Меня пригласили на день рождения | 1 час |
32-33 | Бережное отношение к природе. | 2 часа |
34 | Чему нас научили уроки нравственности | 1 час |
35 | Экскурсия в кукольный театр | 1час |
36 | Экскурсия в картинную галерею | 1час |
37 | Экскурсия в краеведческий музей | 1час |
Календарно-тематическое планирование
«Школа вежливых наук»
3 класс
Задачи: 1. Способствовать усвоению младшими школьниками круга обязанностей и правил поведения в школе и дома.
2. Научить различать добро и зло, давать правильную оценку различным поступкам, уважать чужое мнение, будучи несогласным, с ним.
3. Раскрыть сущность правильного вежливого отказа, несогласия общения с разными людьми, сострадание к чужому горю.
№ | Ч | Дата | Тема | УУД |
Раздел №1. Культура общения | ||||
1. | 1 | Этикет разговора. | Умение знакомиться со сверстниками и взрослыми. Недопустимость обидных действий знакомящихся. | |
2. | 1 | Обращение к разным людям. | Волшебные слова, правила приличия- что это такое? | |
3. | 1 | Обращение к разным людям. | Волшебные слова, правила приличия- что это такое? | |
4. | 1 | Вежливый отказ, несогласие. | Требования к поведению, тон и формы обращения к товарищам, родным, близким людям. | |
5. | 1 | Этикетные ситуации. | Поступки справедливые и несправедливые, их характеристика. | |
6. | 1 | Этикетные ситуации. | Поступки справедливые и несправедливые, их характеристика. | |
7. | 1 | Афоризмы. | Значение взаимопомощи и ее мотивация. Важность бескорыстного отношения к окружающим | |
8. | 1 | Разговор по телефону. | Волшебные слова, правила приличия- что это такое? | |
9. | 1 | Играем роль воспитанного человека. | Волшебные слова, правила приличия- что это такое? | |
Раздел № 2. Самовоспитание | ||||
10. | 1 | Что значит быть вежливым? | Вежливость как личное качество в общении. Уважение мнения других. | |
11. | 1 | Мои достоинства и недостатки. | Умение самостоятельно оценивать и контролировать свои поступки, оценивать и исправлять слабые стороны в своем поведении | |
12. | 1 | Мои достоинства и недостатки. Уроки самокритики. | Умение самостоятельно оценивать и контролировать свои поступки, оценивать и исправлять слабые стороны в своем поведении | |
13. | 1 | Большое значение маленьких радостей. | Тон и стиль речи в общении и поведении. | |
14. | 1 | О хороших и дурных привычках. | Понятие «Справедливость», его смысл и содержание, связь с общими делами и поступками. Поступки справедливые и несправедливые, их характеристика | |
15. | 1 | О хороших и дурных привычках. Уроки самокритики. | Понятие «Справедливость», его смысл и содержание, связь с общими делами и поступками. Поступки справедливые и несправедливые, их характеристика | |
16. | 1 | Афоризмы о самовоспитании. | Вежливость как правило поведения. Предупредительность, уважительность, тактичность, воспитанность. | |
Раздел № 3. Общечеловеческие нормы нравственности | ||||
17. | 1 | Заповеди: как мы их исполняем. | Вежливость как личное качество в общении. Уважение мнения других. | |
18. | 1 | О сострадании и жестокосердии. | Основные правила вежливости в жизни Что значит быть заботливым | |
19. | 1 | О сострадании и жестокосердии. | Основные правила вежливости в жизни Что значит быть заботливым | |
20. | 1 | Лгать нельзя, но если...? | Понятия «честность» и «правдивость» как основа нравственного поведения человека, его нравственные важнейшие качества. | |
21. | 1 | Лгать нельзя, но если...? | Понятия «честность» и «правдивость» как основа нравственного поведения человека, его нравственные важнейшие качества. | |
22. | 1 | Всегда ли богатство - счастье? | Значение взаимопомощи и ее мотивация. Важность бескорыстного отношения к окружающим | |
23. | 1 | Всегда ли богатство - счастье? | Значение взаимопомощи и ее мотивация. Важность бескорыстного отношения к окружающим | |
24. | 1 | Спешите делать добро. | Как встретить и отметить праздник. Подарки к торжествам и праздникам. Правила поведения в гостях. | |
25. | 1 | Спешите делать добро. Изготовление подарков ветеранам. | Любовь к Родине, её традициям и обычаям. Патриотизм. | |
26. | 1 | Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. | Умение самостоятельно оценивать и контролировать свои поступки, оценивать и исправлять слабые стороны в своем поведении | |
Раздел № 4. Как сердцу высказать себя. Другому, как понять тебя? | ||||
27. | 1 | «Как сердцу высказать себя?» | Сдержанность и скромность в общении как правила культуры нравственного поведения | |
28. | 1 | В трудной ситуации, попытаемся разобраться. Разыгрывание ситуаций. | Понятия «честность» и «правдивость» как основа нравственного поведения человека, его нравственные важнейшие качества. | |
29. | 1 | В трудной ситуации, попытаемся разобраться. | Понятия «честность» и «правдивость» как основа нравственного поведения человека, его нравственные важнейшие качества. | |
30. | 1 | «И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать». | Понятие «Справедливость», его смысл и содержание, связь с общими делами и поступками. Поступки справедливые и несправедливые, их характеристика | |
31. | 1 | «Думай хорошо - и мысли созревают в добрые поступки». | Понятие «Справедливость», его смысл и содержание, связь с общими делами и поступками. Поступки справедливые и несправедливые, их характеристика | |
32. | 1 | Диалоги о хороших манерах, добре и зле. | Значение взаимопомощи и ее мотивация. Важность бескорыстного отношения к окружающим. | |
33. | 1 | Афоризмы. | Значение взаимопомощи и ее мотивация. Важность бескорыстного отношения к окружающим | |
34. | 1 | Чему мы научились на уроках этики. | Развитие навыков поведения, как навыков общения | |
35 | Экскурсия в кукольный театр | Развитие навыков поведения, как навыков общения | ||
36 | Экскурсия в картинную галерею | Развитие навыков поведения, как навыков общения | ||
37 | Экскурсия в краеведческий музей. | Развитие навыков поведения, как навыков общения |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
« ШКОЛА ВЕЖЛИВЫХ НАУК» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 4 КЛАССА
Задачи: 1. Познакомить детей с понятием корректного и галантного человека, с нравственным содержанием древних мифов, афоризмами.
2. Научить приемам самоконтроля и самовоспитания.
3. Раскрыть сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми, положительных моральных качеств в достойном поведении.
№ | Ч | Дата | Наименование разделов и тем. | Примечание |
9 | Раздел №1. Культура общения | |||
1. | 1 | Традиции общения в русской семье. «Домострой». | ||
2. | 1 | Культура общения в современной семье. | ||
3. | 1 | Культура общения в современной семье. | ||
4. | 1 | О терпимости к ближним. | ||
5. | 1 | О терпимости к ближним. | ||
6. | 1 | Культура спора. | ||
7. | 1 | Этикетные ситуации. | ||
8. | 1 | В мире мудрых мыслей. | ||
9. | 1 | В мире мудрых мыслей. | ||
7 | Раздел №2 . Самовоспитание | |||
10. | 1 | «Познай самого себя». Тестирование. | ||
11. | 1 | Самовоспитание. | ||
12. | 1 | Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю. | ||
13. | 1 | Как я работаю над собой. | ||
14. | 1 | О терпении. | ||
15. | 1 | Конец каждого дела обдумай перед началом. | ||
16. | 1 | «Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри». | ||
10 | Раздел №3 . Общечеловеческие нормы нравственности | |||
17. | 1 | Об источниках наших нравственных знаний. | ||
18. | 1 | Совесть - основа нравственности. | ||
19. | 1 | «Чем ты сильнее, тем будь добрее». | ||
20. | 1 | «Досадно мне, что слово честь забыто». | ||
21. | 1 | Заветы предков. | ||
22. | 1 | Россияне о любви к Родине. | ||
23. | 1 | Твоя малая родина. | ||
24. | 1 | «Мой первый друг, мой друг бесценный». | ||
25. | 1 | Афоризмы о совести, о родине, о дружбе. | ||
26. | 1 | «Приветливость - золотой ключик, открывающий сердца людей». | ||
8 | Раздел №4. Искусство и нравственность | |||
27. | 1 | Нравственное содержание древних мифов. | ||
28. | 1 | За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев. | ||
29. | 1 | Положительные герои в былинах и сказках. | ||
30. | 1 | Отрицательные герои в литературных произведениях. | ||
31. | 1 | «Зло, как и добро, имеет своих героев». | ||
32. | 1 | Искусство и нравственность. | ||
33. | 1 | «Вот человек. Что скажешь ты о нём?» | ||
34. | 1 | Обзор курса этикета. | ||
Повторение | ||||
35 | Чему мы научились на уроках этики. | |||
36 | Экскурсия в кукольный театр | |||
37 | Экскурсия в картинную галерею |
Список литературы
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.
- Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности. / Э.Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников.-2004-2007.- №1-9.
- Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост.Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 с.
- Примерная программа воспитания и социализации обучающихся 9 начальное общее образование) [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 50 с.
- Суслов В.Н. Этикет учусь правилам поведения. 1-4 классы. Тесты и практические задания / В.Н.Суслов. - М.: Просвещение, 2010. 68 с.
- Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И.А.Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. 108 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
классный час "Праздник вежливых наук"
показать детям, что вежливость - это проявление уважения к людям и выражается она в словах, тоне, жестах, мимике, поведении....
Программа внеурочной деятельности в 1 классе "Школа вежливых наук"
Дополнительная образовательная программа общекультурного направления расчитана на 1 год обучения....
школа вежливых наук
Планирование кружка "Школа вежливых наук" 1 класс...
Путешествие во вселенную «Вежливых наук» занятие по правилам этикета
конспект занятия по правилам этикета...
"Школа вежливых наук."
Разработка внеклассного мероприятия для учащихся начальных классов....
СЦЕНАРНАЯ РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА ПО ЭТИЧЕСКОЙ ГРАММАТИКЕ "В СТРАНЕ ВЕЖЛИВЫХ НАУК" НА ТЕМУ "ПОВЕДЕНИЕ В ГОСТЯХ И ЗА СТОЛОМ"
СЦЕНАРНАЯ РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА ПО ЭТИЧЕСКОЙ ГРАММАТИКЕ" В СТРАНЕ ВЕЖЛИВЫХ НАУК" НА ТЕМУ "ПОВЕДЕНИЕ В ГОСТЯХ И ЗА СТОЛОМ" 3 класс...
Рабочая программа курса «Школа вежливых наук» ( внеучебная деятельность )
Курс «Школа вежливости» реализует духовно - нравственное направление во внеурочной деятельности в 1 классе в рамках федерального государственного образовательного стандарта о...