"Школа вежливых наук."
классный час по теме
Разработка внеклассного мероприятия для учащихся начальных классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkola_vezhlivyh_nauk._1klass..doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий внеклассного мероприятия:
«Школа вежливых наук».
- Цели: формировать у учащихся ценностную ориентацию, способность формировать нравственные суждения;
- развивать умения отличать “плохое” от “хорошего”;
- формирование этических норм поведения в обществе и общения друг с другом;
- развитие эмоционально-ценностной сферы учащихся.
- выявить представления детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг;
• способствовать успешному протеканию процессов самопознания и самосозидания личностей учащихся;
• содействовать формированию дружного коллектива.
Оборудование: пословицы и поговорки о доброте и вежливости, сочинения детей на тему: «Что такое доброта?», рисунки детей «Спешите делать добро», фонограммы песен: «Дружба», мультимедийный проектор.
Учитель: Уважаемые гости, ребята. Тема нашего мероприятия: «Школа вежливых наук».
Сегодня мы собрались с вами, чтобы поговорить о самых важных качествах человека. О доброте, о вежливости, о дружбе, мы научимся дарить людям радость, будем учиться общаться, дружить.
Мы поговорим об уважительном и заботливом отношении к окружающим, об очень важных и нужных качествах для человека. Создадим себе хорошее настроение. И для начала – улыбнитесь всем окружающим.
Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей
Но зло творится без труда
Добро творить трудней.
Рождает зверя зверь
Рождает птица птицу
От доброго - добро
От злого - зло родится.
Добро, коль не было б оно мало
Гораздо лучше, чем большое зло.
Вежливость – одно из важнейших качеств воспитанного человека. До 16 века «вежа» означало «знаток», - тот, кто знает правила приличия, формы выражения доброго отношения к людям.
Правила вежливости
- В вежливости проявляется отношение к другим людям. Вежливый человек не причиняет другому неприятностей и обид.
- Вежливый человек всегда здоровается и прощается.
- Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость.
- Вежливый человек приветлив и внимателен к другим.
(Дети по цепочке читают правила).
А.Яшин “С добрым утром”
Я люблю, когда при встрече
Мы знакомым и родным:
“С добрым утром!”,
“Добрый вечер!”,
“Доброй ночи!” –
говорим.
Если к чаю иль к обеду
В дом войдём,
Не любо, что ль,
поклоняясь, сказать соседям:
“Чай да сахар!”,
“Хлеб да соль!”
Не от тяги к суесловью
И сложилось не вчера
Это братское, с любовью
Пожелание здоровья,
Пожелание добра.
И живётся вроде лучше,
И на сердце веселей,
Коль другим благополучья
Пожелаешь на земле.
Игра «Вежливо – невежливо»
Учитель: Попробуем определить, какие вы «знатоки» правил вежливости. Для этого проведём игру «Вежливо – невежливо». Я буду называть ситуацию, а вы должны определить, вежливыми или невежливыми были действия в ней. Если вежливыми были действия, то поднимаете руку, а если нет, то – хлопаете в ладоши.
- Поздороваться при встрече… (вежливо).
- Толкнуть, не извиниться… (невежливо).
- Не встать, обращаясь к взрослому…
- Помочь поднять упавшую вещь…
- Не уступить место пожилому…
- Пропустить вперёд девочек, когда вы заходите в класс, в раздевалку…
- Выкрикивать с места во время урока...
Учитель: А теперь поговорим о поступках с позиции вежливого человека. Определите правильность решения ситуации.
Ситуации:
- Одна девочка жаловалась маме:
- Во дворе один мальчишка зовёт меня Галка.
- А как ты его зовёшь? – спросила мама.
- А я ему просто кричу: «Эй, ты!»
Права ли Галя?
- Когда Игорь вышел на спортивную площадку, обогнавшая его Наташа показала язык. Слава шутливо щёлкнул его по затылку.
Каким будет настроение у Игоря?
Учитель: Не только слова должны быть у нас вежливыми, но и поступки должны быть такими, чтобы за них не приходилось краснеть ни нам, ни родителям, ни друзьям.
Было лето,
Пели птички…
Павлик ехал в электричке.
Вдруг на станции Фили
Две девчонки в дверь вошли.
Не толкаются девчонки,
Скромно стали в уголке
И беседуют в сторонке
На английском языке.
Павлик понял:
“Иностранки!
Это видно по осанке!
Может быть, они туристки,
В первый раз у нас в стране?”
И с трудом он по-английски
Произнес: – Позвольте мне
Пригласить вас на скамью!
Ну, а сам я постою!..
Было лето,
Пели птички…
Две девчонки в электричке
Сели около окна.
– Между прочим,
Мы москвички, –
Улыбается одна.
Павлик крикнул:
– Как же так!
Значит, я
Попал впросак?!
И теперь не пьет,не ест он!
Посочувствуем ему:
Уступил девчонкам место
Неизвестно почему!
Поэтическая игра «Словарь вежливых слов».
Растает ледяная глыба
От слова доброго (спасибо).
Зазеленеет старый пень
Когда услышит (добрый день).
Если больше есть не в силах
Скажем маме мы (спасибо)
Мальчик вежливый и развитый
Говорит при встрече (здравствуйте).
Когда нас бранят за шалости,
Говорим (прости, пожалуйста).
И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят (до свидания)!
Товарищи, твердите
С утра по словарю:
Спасибо, извините,
Позвольте, разрешите,
Я вас благодарю.
Учитель: «Доброта»…- что скрыто за этим словом? Давайте послушаем стихотворение, которое прочитает нам Улви.
Добрым быть совсем,
Совсем не просто,
Не зависит доброта
От роста,
Не зависит доброта
От цвета.
Доброта – не пряник,
Не конфета.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет,
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.
Ребята у меня к вам вопрос.
- Для чего человеку нужны руки? (ответы детей – разные).
- А можно с помощью рук общаться?
- Да.
- Какими бывают наши руки? (добрыми).
- Да.
- А злыми?
- Тоже.
Задание:
Потрогайте руки друг друга. Что можно о них сказать?
- Они теплые, нежные, ласковые, добрые, мирные.
- Что еще можно сказать?
- Может ли человек обидеть другого, если у него такие добрые руки?
- А какие руки бывают, когда они злые?
- Холодные, колючие, вредные, плохие.
- Могут ли руки помочь подружиться?
- Да.
Пусть тепло ваших рук передается друг другу, согревает сердца и души, делает их добрее.
- А вы любите делать добрые дела?
(ответы детей).
- А какие добрые дела вы можете сделать …для своей мамы, для друга, для одноклассника, для учителя?
Ведущая:
Ребята, а дать списать – это доброе дело?
- (ответы детей).
- Быть добрым человеком просто, если добро делать от души, искренне и нужно помнить;
∙ Чтобы ты не делал, ты всегда должен помнить, что живешь на свете не один.
∙ Тебя окружают люди, твои близкие, твои товарищи.
∙ Ты должен вести себя так, чтобы им было легко и приятно жить рядом с тобой.
Но ситуации бывают разные. Давайте посмотрим.
Ситуация 1.
Нарядная, оживленная женщина входит в автобус, увидев её, рядом поднимается мальчик.
- Садитесь, пожалуйста!
- Ну что ты, спасибо, не надо.
- садитесь, пожалуйста, садитесь. Я всегда пожилым людям уступаю.
В чём не прав мальчик?
(Ответы детей: указывать, подчёркивать на возраст женщины нетактично).
Ситуация 2.
Две девочки, проходя мимо мальчика, рассыпали яблоки из пакета. Наклонились, собирают. Мальчик, внимательно наблюдая, говорит: «Вон там поднимите, пожалуйста, за стул закатилось».
В чем в этой ситуации заключается ошибка мальчика? А как бы вы поступили?
(Ответы детей).
Учитель: Ребята, мне хочется верить, что после нашей беседы в ваших сердечках добра станет намного больше, что вы станете более бережно относиться не только к близким, но и ко всему живому.
Тренинг «Паутина»
А сейчас я предлагаю всем разбиться на маленькие группы и поделиться друг с другом с теплом ваших сердец. ( Каждая группа получает клубок ниток и, передавая друг другу конец нитки, плетут «паутину» добра и тепла).
Учитель:
Не стой в стороне равнодушно.
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому-то, кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живёшь ты не зря.
Молодцы, ребята! Я вижу, вы хорошие знатоки правил вежливости, научились совершать добрые поступки. А научились ли вы дружить? Знаете ли вы, что такое дружба?
Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадет,
А если и споткнется вдруг,
То встать ему поможет друг!
Всегда в беде надежный друг
Ему протянет руку.
Что такое дружба? Каждый знает?
Может быть, и спрашивать смешно?
Слово «дружба» что обозначает?
Может быть, поход вдвоём в кино,
Может быть, хороший пас в футболе,
Может быть, подсказку у доски,
Может быть, защиту в драке школьной
Или просто средство от тоски?
Ну, а может быть, молчанье в классе,
Если друг плохое совершит?
Скажем, Коля стены разукрасил,
Михаил всё видел, но молчит.
Разве это дружба, если кто-то
Дроби дома не хотел решать:
Заниматься не было охоты,
А дружок даёт ему списать…
Учитель: Согласны ли вы с такой трактовкой дружбы?
Что такое дружба, каждый знает?
Может быть, и спрашивать смешно?
Ну а всё же, что обозначает
Это слово? Значит что оно?
Дружба — это если друг твой болен
И не может в школу приходить, —
Навещать его по доброй воле,
Школьные уроки приносить,
Терпеливо объяснять заданья,
На себя взять часть его забот.
Отдавать ему своё вниманье
Дни, недели, месяц или год...
Если друг твой что-то, к сожаленью.
Плохо сделал или же сказал,
Надо честно, прямо, без сомненья
Правду высказать ему в глаза.
Может быть, понять он всё не сможет,
Может быть, обидится он вдруг.
Всё равно сказать ты правду должен,
Ведь на то и нужен лучший друг.
Дружба в радости и дружба в горе.
Друг последнее всегда отдаст.
Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит,
Тот, кто не обманет, не предаст.
Ребята, давайте с вами попробуем открыть секреты дружбы.
(Правила записываются на доске: не ссориться, уступать, помогать, быть вежливым, внимательным и т. д.)
• Уступать
• Не бояться просить прощения, если обидел друга
• Не грубить
• Не злиться
• Не жадничать
• Помогать другу
• Быть честным
Молодцы, но согласитесь, иногда бывает, что мы ссоримся. Ребята, а почему это происходит? А что нужно сделать, чтобы никогда не ссориться?
Учитель: Дружбу надо ценить. Ведь не зря говорят: «Нет друга - ищи, а нашел - береги».
После ваших открытий у меня настроение стало таким приподнятым, что захотелось вместе с вами спеть. А вам?
Клип «Дружба».
Законы дружбы.
- Если выполнять эти законы, тогда всем, кто рядом с нами, будет тепло и радостно. А вам, ребята, понравилось наше занятие?
- Кому не понравилось, потопайте ногами, а кому понравилось, похлопайте в ладоши! Начали.
А сейчас мы все произнесем клятву. Для этого надо всем встать.
Клянемся вежливыми быть.
Всегда спасибо говорить.
Добрый день и до свидания,
Нет в мире лучше звания.
Клянемся добрыми мы быть,
А лень и грубость позабыть.
Учится этикету, науку помнить эту.
Клянемся добрыми мы быть.
- А теперь, как вежливые ребята, что вы скажите вашим старшим товарищам?
(Спасибо)
- Что нового вы узнали сегодня?
- Что вспомнили?
- Мы прощаемся с вами.
Всего вам доброго!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности в 1 классе "Школа вежливых наук"
Дополнительная образовательная программа общекультурного направления расчитана на 1 год обучения....
школа вежливых наук
Планирование кружка "Школа вежливых наук" 1 класс...
Рабочая программа курса «Школа вежливых наук» ( внеучебная деятельность )
Курс «Школа вежливости» реализует духовно - нравственное направление во внеурочной деятельности в 1 классе в рамках федерального государственного образовательного стандарта о...
Программа "Школа вежливых наук"
Программа внеурочной деятельности по ФГОС НОО социальног направления. Программа расчитана на 4 года обучения для 1-4 классов....
Проект "Школа вежливых наук"
Данный проект поможет спланировать работу по воспитанию навыков культурного поведения в 1-4 классах....
Рабочая программа по организации внеурочной (кружковой) деятельности в условиях внедрения ФГОС «Школа вежливых наук» (духовно-нравственное направление)
Рабочая программа по организации внеурочной (кружковой) деятельности в условиях внедрения ФГОС «Школа вежливых наук» (духовно-нравственное направление)...
Школа вежливых наук
воспитание основных навыков культурного поведения младших школьников...