ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ И ПРИУМНОЖЕНИЯ КУЛЬТУРНОГО ПОТЕНЦИАЛА
статья
В статье дан краткий обзор педагогических технологий, часть из которых автор рекомендует к использованию урочной и внеурочной деятельности в образовательной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.59 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ И ПРИУМНОЖЕНИЯ КУЛЬТУРНОГО ПОТЕНЦИАЛА
Костенко Анна Александровна
учитель начальных классов ГБОУ школа № 497
г. Сант-Петербург
Ключевые слова: культурное наследие, педагогические технологии, жизненный опыт, методика преподавания.
В статье дан краткий обзор педагогических технологий, часть из которых автор рекомендует к использованию урочной и внеурочной деятельности в образовательной школе.
Культурное наследие – это исторически сложившиеся совокупности воспитательного и социального опыта, норм поведения, общественных традиций, передаваемых из поколения в поколение. Традиция духовного воспитания приучали детей к систематическому труду, передавая все известные навыки, знания и умения, способствовали формированию ответственности за порученное дело.
Жизненный опыт приобретается на протяжении всей истории существования народа. Культурное наследие народа содержит педагогически ценные идеи и веками проверенный опыт воспитания, которые, развиваясь, обогащают мировую педагогическую мысль.
Велика роль народных традиций в воспитании подрастающего поколения. Наиболее значимым периодом в нравственном становлении личности является младший школьный возраст.
Рассмотрим задачи воспитания духовно-нравственной личности на основе приобщения младшего школьника к национальному наследию русской культуры:
- Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций;
- Способствовать осознанию своих культурных и родовых корней;
- Развивать гражданское самосознание;
- Приобщать детей к великому русскому искусству;
- Поднимать уровень музыкальной и художественной культуры детей, развивать сознательное отношение к творческому процессу;
- Вовлекать родителей в учебно-воспитательный процесс, в организацию и проведение массовых мероприятий.
Постижение младшими школьниками народной художественной культуры происходит как стихийно в процессе взаимодействия с окружающей средой, так и целенаправленно в процессе обучения и воспитания в образовательных учреждениях. Изучения народной художественной культуры должно осуществляться в системе, опираясь на возрастные особенности учащихся. Элементы необходимо включать как в урочной, так и во внеурочной деятельности.
Учащиеся должны:
- Дорожить доброй молвой о семье;
- Раскрывать связи между прошлым и настоящим на основе знаний о родословной семьи;
- Находить отличительные черты между городской жизнью и деревенской;
- Использовать приобретенные знания, умения в практической деятельности и в повседневной жизни.
Так, например, на уроках русского языка в качестве текстового образца подбирать материал этнокультурной направленности, способствующий усвоению лексики. Ведь язык тесно связан с национальной культурой. Осваивая язык своего народа, школьник постигает параметры своей культурной идентичности.
На уроках окружающего мира в рубрике «Путешествие в прошлое» необходимо таким образом подбирать материал, чтобы школьники не только знакомились с историческим прошлым своей страны, но и углубляли знания о народной художественной культуре. Чтобы у младших школьников не только формировались чувство прекрасного, но и закладывались определенные моральные принципы, установки.
Наиболее обширно представлен материал в учебниках по литературному чтению, где школьники знакомятся с разнообразным фольклорным материалом. Народные произведения с их щедрой фантазией и поэтическим видением мира наиболее близки к детям.
Русский народ всегда славился своей музыкальностью, любил петь, плясать, играть на музыкальных инструментах. А народные умельцы изготовляли различные музыкальные инструменты: дудочки, гармошки, трещотки, колокольчики.
Человек, который не знает своих корней, не любит свою Родину, не гордится славой и культурой своих предков, не будет уважать традиции, культуру и национальные чувства другого народа. Обращение к народному искусству, включающему духовный опыт народа и выражающему его художественные и эстетические идеи, способствует возрождению в человеке чувства национальной гордости. Поэтому сохранение культурного наследия, народного искусства, его воспроизводство в современной жизни, требует активного и творческого труда.
Этими мотивами самосохранения объясняется тяга к таким традиционными художественными проявлениями как фольклор, ремесло, праздники.
Традиция жива, пока ее чтут, берегут.
Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а значит – и сохранение ее в наших детях. Мы обращаемся к истокам русской культуры не только потому, что это кладезь мудрости, запасник педагогической мысли и нравственного здоровья, но и потому что это наша история. Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая соответствует современным требованиям общества.
Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения определяют основы духовно-нравственной культуры России и дают направление на формирование целостной образовательной среды, включающей внеурочную и внешкольную деятельность, учитывая историко-культурную, этническую и региональную специфику. Важно вести военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения, чтобы не было помыслов для переписывания нашей истории.
В заключении хотелось бы сказать, что только общими усилиями, проводя активную работу с учащимися и их родителями, вовлекая во все урочные и внеурочные мероприятия, можно охранить, приумножить и гордиться нашим культурным потенциалом. Тогда мир будет в наших руках.
Список использованной литературы:
- http://www.grandars.ru/
- http://www.do.teleclinica.ru/
- http://www.rph-expo.ru/
- http://www.base.garant.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Проблема сохранения зрения у младших школьников"
С помощью специальных упражнений можно улучшить работу зрения....
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/20/picture-641560-1482234139.jpg)
Статья "Проблема сохранения здоровья"
На сегодняшней день очень остро стоит проблема сохранения здоровья школьников...
![](/sites/default/files/pictures/2018/07/27/picture-402466-1532669461.jpg)
Внеурочная деятельность: проблемы организации, и её образовательный потенциал в аспекте требований ФГОС.
Одним из главных направлений реализации приоритетного национального проекта «Образование» является переход общеобразовательных учреждений на федеральные государственные образовательные стандарты новог...
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/26/picture-848060-1648314136.png)
Доклад: "Педагогические условия сохранения и приумножения здоровья детей дошкольного возраста"
Здоровье - важнейшая предпосылка правильного формирования характера, развития инициативы, сильной воли, дарований, природных способностей....
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/16/picture-1269479-1600255525.jpg)
«Сохранение духовных и культурных традиций в полиэтнической среде через обучение русскому языку посредством бумагопластики»
laquo;Если ребенок – мигрант намерен обучаться в общеобразовательной школе России, прежде всего он нуждается в помощи по изучению русского языка»...
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/04/picture-1441175-1670174117.jpg)
Создание условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала обучающихся и воспитанников
В статье поднимается важная тема, как приумножить интеллектуальный и творческий потенциал обучающихся....
![](/sites/default/files/pictures/2023/10/31/picture-1493070-1698730584.png)
«Сохранение духовных и культурных традиций в полиэтнической среде через обучение русскому языку посредством бумагопластики»
laquo;Сохранение духовных и культурных традиций в полиэтнической среде через обучение русскому языку посредством бумагопластики»...