Статья "Проблема сохранения здоровья"
статья по зож на тему
На сегодняшней день очень остро стоит проблема сохранения здоровья школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проблема сохранения здоровья | 8.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Санина Е.В.
Учитель начальных классов
МБОУ Новобатайская СОШ № 9,
с.Новобатайска
Ростовской области
Проблема сохранения здоровья учащихся и привития навыков здорового образа жизни.
"Ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие”.
Аристотель
Перед школой сейчас стоит много важных задач. Школа должна прежде всего работать над созданием человека, живущего в гуманистически ориентированном обществе. Основой школьного образования выступает личность ученика. Важной задачей современной школы является нравственное, физическое и психологическое воспитание ребенка. Сознание ребенка как губка быстро впитывает и плохое, и хорошее .Проблема состояния физического и психического здоровья подрастающих поколений является поистине глобальной. Перед общеобразовательными учреждениями стоит задача найти наиболее эффективные и действенные формы работы по формированию и утверждению здорового образа жизни, должна вестись работа, направленная на сохранение, укрепление и улучшение качества здоровья детей.
Задачи:
- популяризация преимуществ здорового образа жизни;
- увеличение количества детских спортивно-оздоровительных клубов, привлечение учащихся;
- разработка и внедрение в жизнь системы “выращивания” учащихся, показывающих спортивные результаты;[3]
- развитие системы экскурсионной, туристической работы.
Актуальность темы: новизна и сложность задач, объем и характер предстоящей работы, отсутствие методических рекомендаций требуют вариантов решений этой проблемы. Назрела необходимость создания благоприятных условий с целью развития каждой личности.
Прямые призывы к ведению здорового образа жизни и запреты, угрозы и запугивания не только безрезультатны, но и вредны, так как вызывают скрытое противодействие у детей [3] .
Умственный потенциал включает физическое функционирование и начинает именно с него. Быть физически, умственно и социально совершенным – это прекрасно. Всем детям, которым предоставляется этот шанс, очень нравится быть физически совершенными [6 ]. Физический интеллект является первым и самым основным видом человеческого интеллекта.
Неутешительные данные статистики свидетельствуют о том, что длительное время наблюдается тенденция ухудшения здоровья детей всех возрастов [1]. Психологи-практики отмечают нарушение интеллектуального, эмоционального и личностного развития учащихся, растущую агрессивность и жестокость в их взаимоотношениях с другими детьми и взрослыми. Эти негативные явления взаимосвязаны и обусловлены множеством экономических и социальных причин, а также образом жизни[4]. Известно, что проблема формирования образа жизни может решаться с разных позиций посредством:
- просветительской деятельности;
- изучения особенностей своего организма;
- изменения установки по отношению к себе и окружающей действительности;
- формирования позиции признания ценности здоровья и чувства ответственности за него.
Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров. Создание благоприятной психологической атмосферы поддерживает познавательную активность учащихся[4]. Для этого необходимо сотрудничество учеников и учителя, включение всех в коллективные формы деятельности, создание творческой атмосферы, умелое применение поощрения и наказания в случае необходимости. Эмоциональность речи учителя, познавательные игры, необычная форма преподнесения материала также способствуют повышению уровня мотивации учащихся. Если мы хотим благополучия своим питомцам, то должны объединить усилия школы, родителей, социума, государства. Ведь семья – ячейка государства, общества, где закладывается семейное воспитание, залог будущей самодостаточности детей.
Физическое воспитание – часть образа жизни человека. Оно опирается на научные данные о физических и психических возможностях организма, на специальную материально-техническую базу, способствующую их проявлению и развитию. Она как часть общей культуры направлена на гармоническое развитие всех природных сущностных сил и морального духа человека.
Развивающая функция состоит в совершенствовании физических сил, включая мышечную и нервную систему, психические процессы; руки и ноги; гибкость и стройность тела, глаз и ухо, способность ориентироваться в пространстве в экстремальных ситуациях, адаптироваться к изменяющимся условиям.
Воспитательная функция направлена на укрепление выносливости и закалки морального духа человека. Древние говорили: “в здоровом теле – здоровый дух”. Физическое здоровье обеспечивает ощущение полноты и радости жизни, успех в труде и творческой деятельности.
В современных условиях главной целью работы школы стало не столько обучение, сколько воспитание ученика, развитие не столько интеллекта, сколько личности ребенка. Здоровье – это социально-психологическая категория. От здоровья общества зависит здоровье каждого его члена.
Объективным показателем, определяющим возможности для здорового образа жизни, служит состояние здоровья. Возможность вести здоровый образ жизни зависит:
- от пола, возраста и состояния здоровья;
- от условий обитания (климат, жилище);
- от экономических условий (питание, одежда, работа, отдых);
- от наличия полезных привычек (соблюдение гигиены, закаливание);
- от отсутствия вредных привычек (курение, пьянство, малоподвижный образ жизни и т.д.).
Таким образом, мы можем сделать вывод, что здоровье человека, не страдающего врожденными или приобретенными заболеваниями, нужно в первую очередь охранять и укреплять; здоровье человека, имеющего недуги, нуждается в коррекции.
Образ жизни личности можно считать здоровым, если эта личность активно существует в условиях благоприятного психофизического пространства. Самая большая ответственность педагога – обеспечить оптимальные условия для развития каждого ученика. Как сказал известный французский педагог Селестен Френе: “Цель воспитания – максимальное развитие личности”[3].
Научить школьников осознавать себя полноценной, здоровой личностью, ориентированной на благородные социально значимые цели, и является гуманной нравственной задачей для педагогов, психологов, социологов, медиков[2]. При этом стоит учитывать гиперактивный, деятельный характер. Необходимо не только обеспечить нравственное просвещение, но создать условия, когда они смогут активно реализовать свою позицию в общении с близкими людьми, становясь носителями нравственного, здорового – в физическом и психическом понимании этого слова – образа жизни.
Открытие “Я” – это знание о своем знании своей самости.
Цукерман
Человек есть личность не по природе, а по духу.[5] Учитель может сделать для сохранения и укрепления здоровья школьников больше, чем работник системы здравоохранения, так как учитель имеет возможность предупреждения, профилактики заболевания путем привития навыков здоровьесберегающей компетентности и желания заниматься физической культурой и спортом, а врач имеет дело (наряду с другими объективными факторами) только с последствиями неправильного образа жизни. Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, здоровьесберегающая компетентность, физическая культура и спорт, здоровье школьников, здоровьесберегающая деятельность, физическое воспитание в школе. Одним из ключевых направлений развития общего образования является здоровье школьников. Перед системой образования поставлена конкретная цель – воспитание в процессе образования у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни, соответствующих стратегий поведения.
Проблема состояния физического и психического здоровья подрастающих поколений является сегодня поистине глобальной. Перед общеобразовательными учреждениями стоит задача найти наиболее эффективные формы работы по формированию и утверждению здорового образа жизни, должна вестись работа, направленная на сохранение, укрепление и улучшение качества здоровья детей. Личность развивается под воздействием внутренних движущих сил (потребностей, мотивов, желаний, интересов и т.д.). Обучение ориентировано на получение формальных результатов, а не на развитие личности. Таким образом, имеющиеся проблемы обуславливают необходимость модернизации системы среднего образования в соответствии с современными требованиями развития общества и условиями интеграции в мировое образовательное пространство» [1]. Для достижения поставленной цели необходима ориентация всех педагогов на ответственное отношение к своему здоровью и здоровью обучающихся, формирование компетентности педагогов в области здоровья и здорового образа жизни с целью внедрения этих принципов в образовательный процесс, вооружение их методикой формирования здорового образа жизни как компонента образования и как средства самосовершенствования. Для организации работы по данным направлениям необходимо решение вопросов программно-методического обеспечения с учётом накопленного позитивного опыта, внедрение в образовательный процесс педагогических технологий, способствующих формированию навыков здоровьесберегающего поведения как основы здорового образа жизни обучающихся и педагогов. То есть представляется целесообразным использование в процессе обучения здоровьесберегающей образовательной технологии - системы, создающей максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.)
Древняя пословица гласит:
У кого есть здоровье,
у того есть надежда.
А у кого есть надежда
у того есть всё.
Литература:
1.Зайцев. Г.К. Школьная валеология.// Педагогические основы обеспечения здоровья учащихся и учителей. 2-е издание. СПб.: Акцидент, 1998 – 159 с. 2. Лихачев. Б.Т Педагогика.// Курс лекций: Учебное пособие для студентов ВУЗ. М.: Юрайт, 1998 – 464 с.
3. . Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка. М.: Педагогика, 1992 – 160 с.
4. . Соковня-Семенова И.И Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь: Учебное пособие: для студентов ССУЗ. М.: Изд-во “Академия”, 1999 – 208 с
5. Соловейчик С.Л. Педагогика для всех. М.: Изд. Первое сентября, 2000, с 496
6. Нравственность. Здоровье. Семья: Методическое пособие для учителя. Часть I . Основы нравственного выбора. Отв. ред. А.С. Белкин. Екб: Изд-во УрГУ, 2000 – 280 с.
7. Нравственность. Здоровье. Семья: Методическое пособие для учителя. Часть II . Ценностные ориентации семьи. Отв. ред. А.С. Белкин. Екб: Изд-во УрГУ, 2001 – 324 с.
8 Цукерман. Г.А. Психология саморазвития. 1995
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сохранение здоровья и формирование потребности в здоровом образе жизни
Автором (Бедриной М.А.) предложеныконкретные направления по здоровьесбережению из опыта работы учителя начальной школы. Данная работа дает возможность изменить атмосферу урока, пов...
Урок окружающего мира Тема: Строение тела человека и главные правила сохранения здоровья. Цели: Показать, что здоровье человека - его важнейшее богатство. Познакомить с внешним и внутренним строением тела человека.
Тема: Строение тела человека и главные правила сохранения здоровья.Цели: Показать, что здоровье человека - его важнейшее богатство. Познакомить с внешним и внутренним строением тела человека. Совместн...
Здоровье учащихся как основа эффективного обучения. Теория сохранения здоровья младших школьников.
Выступление на ШМО о необходимости сохранеия здоровья учащихся....
«Дневник здоровья» как одна из форм работы по сохранению здоровья»
В последнее время обоснованную тревогу вызывает состояние здоровья школьников. Но, к сожалению, местом формирования здоровья ребёнка сегодня является не семья, где опыт родителей ч...
Родительское собрание «Сохранение здоровья и развитие мотивации к здоровому образу жизни в семье и школе»
Родительское собрание «Сохранение здоровья и развитие мотивации к здоровому образу жизни в семье и школе»...
Статья "Сохранение здоровья учащихся и формирование навыков здорового образа жизни"
Статья "Сохранение здоровья учащихся и формирование навыков здорового образа жизни"...