Викторина "Наши пернатые друзья"
план-конспект занятия (1 класс) на тему

Корнева Елена Павловна

В ходе викторины детям предлагаются различные задания на знание различных сведений о птицах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_viktoriny_nashi_pernatye_druzya.docx25.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №36» г. Белгорода

Конспект мероприятия на тему:

Викторина «Наши друзья – птицы»

Выполнили:

учителя начальных классов

Бухалина Н. М.

Журавлева Е. А.

Тетёркина С. П.

Корнева Е. П.

Викторина «Наши друзья – птицы».

Цель:

  1. расширить знания учащихся о многообразии птиц;
  2. систематизировать знания о жизнедеятельности птиц, их взаимоотношениях с окружающей средой, о роли их в жизни человека;
  3. научить школьников осознать необходимость чуткого и бережного отношения к природе.

Оборудование: загадки, карточки, рисунки, музыка «Танец маленьких утят».

Ход игры

  1. Организационный момент

- Рассмотрите рисунки. Догадайтесь, о ком мы будем говорить сегодня.

Представьте себе мир без птиц: рощу без соловья, поле без жаворонка, городскую улицу без милых, вечно снующих воробьёв. Кажется, мы так привыкли к ним, что порой не замечаем. Но они рядом и часто нуждаются в нашем внимании и охране.

- Давайте сегодня поговорим о наших пернатых друзьях и узнаем, какой класс лучше всех знает птиц.

  1.  Проведение викторины
  1. Конкурс загадок
  1. Чик-чирик, к зёрнышкам прыг.

Клюй, не робей! Это кто? (Воробей)

  1. Кто на ветке, на суку

Счёт ведёт: «ку-ку, ку-ку» (Кукушка)

  1. Чернокрылый, красногрудый,

И зимой найдёт приют:

Не боится он простуды –

С первым снегом тут как тут. (Снегирь)

  1. На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит,

Тычет клювом наугад,

Ищет в речке лягушат. (Цапля)

  1. Раздаётся громкий стук

Среди веток тук да тук.

Чистишь дерево, приятель,

Тук-тук-тук ответил (Дятел)

  1. Эта птица – непоседа

Одного с берёзой цвета.

И какая с ней морока,

Коль весь день трещит (Сорока)

  1. Нам в хозяйстве помогает

И охотно заселяет

Деревянный свой дворец

Тёмно-бронзовый (Скворец)

  1. На сосне у птички

И зимой – яички.

И мороз трещит,

И  птенец пищит. (Клёст)

- Какие из этих птиц улетают на зиму в тёплые края? (Скворец, цапля, кукушка)

- Как называются такие птицы? (Перелётные)

  1. Игра «Четвёртый лишний»
  1. Ласточка, ворона, аист, лебедь (Ворона, так как она зимующая, а остальные перелётные)
  2. Стриж, пингвин, кукушка, синица (Пингвин, так как он не летает)
  1. Игра «Угадай, кто это?»

- Составь из букв названия птиц, найдите среди 4 описаний описание этой птицы. Покажите этих птиц на рисунках.

  1. Ласточка день начинает, а соловей кончает. А между ними любит петь эта птица. Своей песни птичка не имеет. В её песне можно услышать и трели соловья, и свист синицы, и стук дятла. Люди давно обратили внимание на ту помощь, которую оказывают человеку эти птицы, защищая растения от опасных насекомых. Уже с 18 века на Руси делали для них деревянные домики. (Скворец)
  2. Клюв у птицы в виде сачка, которым она вылавливает рыбу. Клюв легко растягивается. Взрослая птица может проглотить целиком до 2 килограммов рыбы. Очень интересно эта птица пользуется клювом при выкармливании птенцов. Самец и самка поочерёдно садятся на край гнезда и открывают свой клюв. На дне клюва трепыхается живая рыба. Птенцы опускают клювы туда и ловят рыбу. (Пеликан)
  3. Весит всего 5-6 граммов. Это самые маленькие птички у нас в стране. Зимой птички остаются зимовать в заснеженных лесах. Держатся всегда стайками. Ночами они садятся все вместе на ветку, плотно прижимаются друг к другу и так согреваются. А почему птичка получила такое название? На голове у этой птички ярко-жёлтая полоска. Как будто корона. (Королёк)
  4. Чуть раньше первого снега появляются эти птицы. И народ заметил: прилетели они – значит, завтра, послезавтра выпадет снег. Очень любят семена ясеня. Свист похож на звук флейты – такой же нежный и грустный. (Снегирь)
  1. Игра «Фразеологизмы»

- Людей часто сравнивают с птицами. Попробуйте отгадать, когда так говорят.

Болтливый, как …….сорока

Быстрый, как ………стриж, ласточка

Голосистый, как ….. соловей

Драчливый, как ……петух

Гордый, как ………..орёл

Надутый, как ………индюк

  1. Игра «Птичье лакомство»

- Соедините название птицы с её любимым лакомством.

Дятел

Клёст

Сова

Чайка

Воробей

Цапля

семена сосны, ели

рыба

мыши

зерно

жуки

лягушки

Музыкальная пауза

- Что это за птицы? Представьте, что мы маленькие утята. (Есть домашние утки, есть дикие, например утка-кряква). Давайте выучим танец маленьких утят.

  1. Конкурс-викторина «Птичья жизнь»

- А сейчас мы посмотрим, как хорошо знаете вы птиц и их поведение.

  1. Какая птица может летать хвостом вперёд? (Колибри)
  2. Могут ли птицы работать почтальонами?

Голубиная почта имеет древнюю историю. Во время великой Отечественной войны многие важные донесения передавались через пернатых почтальонов, эти сообщения так и назывались – голубеграммы.

  1. Какие птицы выводят птенцов зимой?

Клёсты. В отличии от других птиц клесты начинают постройку гнёзд и откладку яиц в феврале – марте, а иногда и раньше. Своё гнездо клёст строит в густых ветках ели. В нём, несмотря на снег и мороз, сидит на яйцах самка, а самец невдалеке совсем по-весеннему поёт свою песню. Оказывается, клесты выкармливают птенцов не насекомыми, а семенами шишек ели и сосны. И как раз к концу зимы шишки раскрываются и семена легко вылущиваются.

  1. Почему куры, индейки и некоторые другие зерноядные птицы глотают мелкие камешки?

Они помогают переваривать зёрна. В желудке зёрна трутся о камешки измельчаются. Желудок с камешками заменяет курице зубы.

  1. Какие птицы помогают пасти стада?

Страусы Эму в Австралии. Птица из далека видит хищного зверя и своим поведение предупреждает об опасности.

  1. Какая птица может бегать со скоростью легкового автомобиля? (Страус со скоростью 70 км/ч.)
  2. Поют ли перелётные птицы на чужбине? (Не поют, не вьют гнёзд и не несут яиц)
  3. Эта птица может нырять в воду и бегать по дну. Поэтому её и называют водяной воробей. (Оляпка. Она ловит на дне червей, мальков рыб. Пойманную добычу она выносит на берег и съедает. Ныряет она и когда спасается от врагов.)
  4. За рыжий хохолок эту птицу называют «лесным петушком» (Удод)
  5. Так ещё называют очень полезную кашу (Овсянка)
  1. Игра «На кого похож»

- Узнайте птицу по очертанию.

  1. Задание «Птица в сказке»

- Вспомните сказки, где встречаются птицы.

Лагерлеф «Приключение Нильса с дикими гусями» - гуси

Андерсен «Гадкий утёнок» - лебедь

Милн «Винни-Пух и все-все-все» - сова

РНС «Петушок – золотой гребешок» - петух

Остер «Зарядка для хвоста» - попугай

Бианки «Хитрый лис и умная Уточка» - уточка

Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот» - галчонок

  1. Игра «Зёрнышки»

- Трудно птицам, особенно зимой, найти еду. Представьте, что вы птички. Соберите зёрнышки.

  1. Подведение общих итогов мероприятия.

- Какую пользу приносят птицы?

- Почему их называют друзьями?

Даже исчезновение воробья может привести к необратимым последствиям. Например, в Китае когда-то людям показалось, что воробьи вредят посевам риса. Воробьям объявили настоящую войну: их отстреливали, ловили специальными ловушками, травили. Каждый китаец был обязан сдать определённое количество убитых птиц. И, наконец, настал такой день, когда по всему Китаю невозможно было сыскать ни одного воробышка. В первый год урожай риса действительно был высок. А потом огромные полчища вредителей, размножавшиеся и безнаказанные в отсутствие воробьёв, превращали рисовые поля в бесплодные пустыни. Погиб один урожай, второй, третий. Наступил голод. Вот тогда-то китайцы поняли, что они натворили. Птиц стали завозить из других стран.

Много самых разных птиц и зверей истребили люди. На одних слишком усердно охотились, другим не оставили и клочка леса или степи, где они могли бы жить. В конце концов люди поняли: если не помочь природе, животные будут гибнуть всё больше. Чтобы этого не случилось учёные составили специальную книгу – Красную книгу. В неё записываются редкие животные. В красную книгу нашей страны записаны такие птицы, как даурский журавль, утка мандаринка, белоспинный альбатрос. Красная книга запрещает наносить редким животным какой-либо вред, а людей, которые это делают, наказывают.

Давайте же и мы с вами будем беречь зверей и птиц, окружающих нас, чтобы войдя в лес, мы смогли услышать их голоса. А начать мы можем уже сегодня. Сделав кормушку для птиц, а весной скворечник.

ПОКОРМИТЕ ПТИЦ  (А. Яшин)

Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна —

И не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их — не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

 

Подведение итогов соревнования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поле чудес "Наши пернатые друзья"

Разработка внеклассного мероприятия по окружающему миру...

Презентация "Встреча пернатых друзей

Презентация, которая может быть использована для проведения уроков, внеклассных мероприятий в начальной школе для знакомства с перелетными птицами....

наши пернатые друзья в зимнее время

занятие о зимующих птицах...

Викторина "Наши пернатые друзья"

Данный материал может быть использован на уроках окружающего мира по теме "Наши пернатые друзья", а также во внеклассной работе по расширению знаний детей о птицах....

4 класс. Наши пернатые друзья

Цель:- создать атмосферу доброжелательности, веселья;- обратить внимание детей на трудное существование птиц, воспитыватьбережное к ним отношение;-выявить познавательные интересы детей и развива...

Викторина "Наши пернатые друзья"

Викторина представлена презентацией....

Урок - квн «Окружающий мир» на тему«Птицы – наши пернатые друзья, обижать их нельзя!»

Аннотация: Урок - квн «Окружающий мир» на тему«Птицы – наши пернатые друзья, обижать их нельзя!» Цель – закрепить знание названий пернатых друзей, которые зимуют в нашем городе, уметь различать их по ...