Классный час "Мой класс"
план-конспект занятия (4 класс)
Предварительный просмотр:
Классный час
«Мой класс – мои друзья»
(4 класс)
Цель: формировать у учащихся представление о дружбе как о важнейшей нравственной ценности.
Задачи:
-формировать навыки конструктивного поведения в дружеских отношениях;
-развивать внутренний интонационный слух, коммуникативные способности, ассоциативное мышление;
-воспитывать чувство сопричастности друг к другу, понимание и уважение собственного достоинства.
-способствовать развитию дружеских отношений в классном коллективе;
- воспитывать чувство коллективизма, толерантного отношения друг к другу;
- способствовать развитию эмоциональной сферы личности.
Формируемые УУД:
Познавательные УУД:
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- осознавать познавательную задачу;
- читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах заданий;
- устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Регулятивные УУД:
- уметь работать по предложенным инструкциям.
- уметь излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.
- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
Коммуникативные УУД:
- уметь работать в паре и в коллективе; уметь рассказывать о своих результатах.
- уметь работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран; электронная презентация, листы формата А-3, цветные карандаши, ножницы, клей, заготовки заданий, «цветик – семицветик», клубок ниток, диск с записями Игоря Крутого, песни «Если с другом вышел в путь»
Ход мероприятия.
I. Организационный момент
Учитель. Посмотрите, пожалуйста, друг на друга, улыбнитесь и начнём нашу работу. (Слайд 3)
Интересный урок сегодня у нас,
К нему готовился каждый из вас.
Чтоб умными быть надо многое знать,
Уметь думать, логически рассуждать.
II. Актуализация знаний. Вступительное слово учителя:
(На фоне музыки Игоря Крутого «Друг»)
Посмотрите на экран. Прочитайте тему сегодняшнего мероприятия.
Учитель. У нас сегодня с вами проект, который мы с вами решили назвать «Мой класс – мои друзья» Почему мы выбрали сегодня эту тему?
(Ответы детей)
Учитель. Сегодня мы ещё раз поговорим о дружбе. Но прежде мне бы хотелось вам рассказать такую притчу. (Слайд 4)
Высоко-высоко в горах жил пастух. Однажды в ненастную ночь к нему постучали трое.
– Хижина у меня маленькая, войдет только один. А кто вы? – спросил пастух.
– Мы – дружба, счастье и богатство. Кому открыть дверь – выбирай сам!
Пастух выбрал дружбу. Вошла дружба, пришло счастье, появилось и богатство.
III. Постановка проблемы.
Учитель. Ребята, какая проблема стояла перед пастухом? (Ответы детей.)
– Какое решение он принял? (Ответы детей.)
– Значит ли это, что дружба каждому человеку просто необходима? (Ответы детей.)
– О дружбе размышляли во все времена. О ней письменно и устно излагали свои мысли и поэты, и писатели, и ученые, и философы, и крестьяне, и дворяне. Например, философ Сократ говорил так: «Никакое общение между людьми невозможно без дружбы». И мы сегодня скажем лучшие слова о дружбе, о друзьях.
IV. Погружение в проект. Работать мы с вами будем в командах. На команды вы разделились по собственному желанию. (Слайд 5)
Команд у нас три:
1команда. Исследователи!
2команда. Эксперты!
3команда. Законодатели!
Учитель. Начнем мы наш разговор с одной из версий возникновения слова друг.
(Ученица читает стихотворение.)
Когда еще никто не знал ни слова-
Ни “здравствуйте”, ни “солнце”, ни “корова”, –
Соседям древний человек привык
Показывать кулак или язык
И корчить рожи, (что одно и тоже),
Но, словом стал гортанный звук,
Осмысленней лицо, умнее руки,
И человек придумал слово “друг”,
Стал друга ждать и тосковать в разлуке.
Ему спасибо за друзей моих.
Как жил бы я, что делал бы без них?
Друзей – людей, которых я люблю,
Я никогда ничем не оскорблю.
V. Беседа с учащимися.
Учитель. Да, слово друг известно давно. Но всех ли людей, которые нас окружают в школе, на секциях, в кружках, можно назвать друзьями?
- Кого мы называем другом?
- Какие качества у него будут главными?
- Каких друзей нам хотелось бы иметь?
VI. Организация деятельности:
Задание №1 (Слайд 6)
Учитель. На эти и другие вопросы мы сегодня постараемся ответить. А в самом начале я предлагаю вам всем составить ассоциограмму к слову ДРУГ.
( На доске на цветной бумаге написано слово – ДРУГ)
VII. Осуществление деятельности.
От каждой команды выходит к доске один ученик и прикрепляет слова, с которыми у них ассоциируется слово «друг» и объяснят свой выбор.
На доске: ДРУГ – добрый, надёжный, преданный, заботливый, верный, умный.
Учитель. Молодцы! Вы прекрасно справились с заданием, подобрали очень точные слова, характеризующие человека, которого по праву можно назвать другом.
Когда между людьми возникает взаимная привязанность друг к другу, желание быть рядом, помогать - тогда и начинается дружба.
Дружба – главное чудо всегда,
Сто открытий для нас таящее,
И любая беда не беда.
Если рядом друзья настоящие!
Физминутка (Слайд 7)
Звучит песня “ Если с другом вышел в путь...” (дети подпевают и выполняют танцевальные движения)
Учитель. Да, только с другом нам хорошо, только с ним мы можем всего добиться и преодолеть любые преграды.
В ходе подготовки к нашему мероприятию вы объединились в группы, чтобы выполнить полученное задание- исследование. Давайте послушаем и оценим результат вашей работы, который мы объединим в наш проект «Мой класс – мои друзья» Вы согласны с этим предложением? Начинаем!
Чтобы стать хорошим другом, иметь верных и преданных друзей, человек должен знать историю слова, его лексическое значение.
Задание №2 (Слайд 8)
1команда – наши исследователи. Задание, которое они получили, называется: энциклопедия одного слова.
Они сами сейчас об этом расскажут.
Выступление учащихся.
«Исследователи» Мы представляем результат работы группы “Исследователи ”. Наша команда работала со словарями, подбирала
различные пословицы и поговорки о дружбе и друзьях. Всего нашли …. пословиц. Это пословицы разных народов. Мы хотим зачитать те из них, которые особенно нам понравились.
Исследователи представляют своё задание по плану:
- Лексическое значение слова «ДРУГ» (в толковом словаре).
- Слова-родственники (однокоренные).
- Слова-друзья (в словаре синонимов).
- Слова-враги (в словаре антонимов).
- Слово в русском фольклоре (в пословицах, загадках, скороговорках, песнях).
Учитель. Оцените работу «исследователей».
Одноклассники оценивают работы показывая карточки:
Зелёная – было интересно, понравилось;
Жёлтая – не заинтересовало, не понравилось.
Учитель.
Пословицы недаром молвятся:
Без них прожить никак нельзя
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья.
После представления своей работы дети её оформляют.
Учитель. Все человеческие отношения содержат в той или иной степени элементы дружбы. Дружба - это привязанность между людьми, возникающая вследствие взаимного уважения, веры друг в друга, общности интересов и взглядов.
Обычно дружат люди, похожие друг на друга, сходство характеров облегчает им взаимное понимание. Недаром говорится: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты».
Это не просто слова. Сейчас наши эксперты докажут это на примере двух ситуаций.
Задание №3 (Слайд 9)
2 команда – наши эксперты.
Эксперты. Нашей команде, команде экспертов было предложено разобрать две ситуации, ответить на вопрос:
- Как поступили бы мы на месте героев и сделать выводы. Вот что у нас получилось.
Первая ситуация
Два друга готовятся к зачёту по истории. У одного из них, Александра, лекции в полном порядке. У другого, Сергея, записи отсутствуют, однако он нуждается в них не меньше. Не остается ничего другого, как на время попросить лекции у Александра. Но Александр отказывает товарищу в просьбе, мотивируя отказ тем, что сам еще не готов к экзамену.
Вторая ситуация
Когда со мной случалось горе,
Подняться не хватало сил,
Рук подоспевшее подспорье
Всегда в друзьях я находил.
А в счастье было тяжело -
Друзья стояли в стороне,
Завидуя и сожалея,
Что помогли когда-то мне.
Могут ли друзья познаваться в радости?
Эксперты представляют свою точку зрения и делают выводы.
1.Народная мудрость гласит: друзья познаются в беде, но пользоваться плодами чужого труда, быть иждивенцем тоже плохо.
2. Истинная дружба проходит испытание не только горем, бедой, но и радостью. Настоящий друг никогда не будет завидовать успехам товарища, наоборот, он искренне разделит его радость.
Учитель. Оцените работу «экспертов».
– А сейчас, ребята, мы предлагаем вам в группах обсудить ситуации: “Как бы вы поступили? (ситуации предлагаются по очереди каждой команде)
(Слайд 10)
1. Твой друг не сделал домашнее задание и просит твою тетрадь, чтобы его списать.
2. Твой друг употребляет плохие слова и выражения.
3. Твой друг получает плохие отметки за четверть, и тебе запрещают с ним дружить.
4. Твой друг совершает плохой поступок, и об этом узнают все, в том числе и ты.
5. Ты идёшь по улице. Два твоих друга забрали у твоей одноклассницы шапку.
6. Ты спешишь к подруге (другу) поиграть на компьютере, а навстречу тебе идёт группа одноклассников делать генеральную уборку в классе. Как ты поступишь?
Выступление учащихся от каждой команды.
Учитель. Дружба учит бескорыстной заботе о благе другого, преодолению собственного эгоизма, сочувствию, сопереживанию, состраданию. Друг разделит ваши радости, заботы, поможет решить проблемы.
Но не всякий умеет быть другом. До дружбы надо дорасти. Не может быть другом тот, кто самолюбив и хочет обязательно играть в дружбе главную роль. Другом не может быть тот, кто не умеет искренне, бескорыстно, не завидуя, радоваться успеху друга.
Задание №4 (Слайд 11)
3 команда – наши «законодатели»
Ребятам этой команды надо было разработать свод законов о дружбе.
Давайте послушаем их.
Выступление учащихся.
Мы достаточно долго разрабатывали свод законов о дружбе. Сначала нам показалось, что это достаточно легко, но это не так. И поэтому мы, как в Государственной Думе их несколько раз переделывали и вот что у нас получилось.
Дети зачитывают законы дружбы, которые они придумали.
Учитель. Оцените работу «законодателей».
Учитель. А я, ребята хочу прочитать вам законы дружбы, которые выработал со своими учениками великий педагог Василий Александрович Сухомлинский.
- Не оставляй друга в беде. Отвернуться от друга в тяжелую для него минуту значит нравственно готовить себя к предательству.
- Дружба - это нравственное обогащение человека. Обретая надежного друга, ты умножаешь свои силы, становишься морально чище, богаче, красивее.
- Дружба - это вера в человека и требовательность к нему. Чем глубже твоя вера, тем выше должна быть требовательность, тем больше ты обязан, должен.
- Быть требовательным в дружбе - значит иметь мужество разорвать ее, если друг предает то, во имя чего построена дружба. Беспринципность опустошает дружбу.
- Умей сделать так, чтобы вас с другом объединяло единство духа, идеалов. Подлинная дружба предохраняет от эгоизма, учит презирать корыстолюбие.
Учитель. Я думаю, что эти законы переплетаются с теми, которые составили вы. Теперь самое главное, чтобы они вами соблюдались.
Но, а сейчас у меня для вас есть небольшая загадка. На листочках написаны местоимения Я, ТЫ, МЫ, но между ними не хватает каких-то знаков. Как вы думаете – каких?
Правильно, здесь не хватает + и = ! Объясните свой выбор.
(Ответы учеников)
Давайте проверим, так ли это.
Я сейчас задам вам несколько вопросов, если вы отвечаете на этот вопрос «положительно», то загибаете на своей руке пальчик, если ответ «отрицательный», то пальчик не загибаете.
(Слайд 12)
1. Замечаешь ли ты, какое настроение у ребят, когда приходишь в
класс?
2. Приятно ли тебе называть одноклассников по имени?
3. Во время ссоры ты стараешься обидеть одноклассника?
4. Если кого-то из ребят незаслуженно в чём-то обвинил учитель,
ты заступишься за одноклассника?
5. Если одноклассник попросил в чём-то помочь ему, ты сделаешь это?
А теперь вместе найдём ключ к этому тесту.
Возможное решение:
4-5 баллов - ты хороший товарищ.
3 балла - ещё немного присмотрись к себе, у тебя всё получится.
1-2 балла - всё зависит только от тебя, хочешь быть лучше, изме-
ни себя сам..
-У кого получилось 4 - 5 баллов?
Учитель. Посмотрите, сколько в нашем классе заботливых, чутких, внимательных ребят. Это меня очень радует.
Сейчас я каждому даю волшебный цветок: цветик – семицветик. Впишите в каждый его лепесток пожелание своему другу, а кому именно, напишите в серединке цветка, а затем прикрепите цветок на доску.
(На фоне музыки Игоря Крутого «Друг»)
Учитель. Посмотрите, какая красивая полянка дружеских пожеланий у нас с вами получилась!
Ребята, а хотите еще рассказать о своем друге?
Задание №5 (Слайд 13)
Я предлагаю сделать это в необычной форме, в форме синквейна.
Синквей от французского слова 5 – стихотворение из 5 строк, которые строятся по определенным правилам:
- 1-я строка – одно слово, обычно существительное или имя человека
- 2-я строка – описание этого в двух словах – 2 прилагательных
- 3-я строка – описание действия – 3 глагола
- 4-я строка – фраза из 4 слов, показывающая отношение к теме
- 5-я (последняя) строка – это одно слово, которое повторяет суть темы.
Давайте, попробуем! Те, кто справится с заданием, могут прочитать свое творение и оформить его на своих проектах.
Учащиеся сочиняют синквейн и по желанию их зачитывают.
(Звучит тихая мелодия Игоря Крутого «Друг»)
Учитель. Хочется верить, что этот проект заставил вас еще раз задуматься о значимости дружбы, о том, каким надо быть человеком, чтобы рядом всегда были друзья.
Дети и учитель читают стихотворение:
Учитель.
Я хочу пожелать вам:
Никогда не меняйте друзей!
Их нельзя разменять как монету.
Вы поймете это поздней-
Ближе друга на свете нету.
1ученик.
Никогда не теряйте друзей,
Ту потерю ничем не измеришь.
Старый друг не вернется к тебе.
Новым другом его не заменишь.
2ученик.
И не стоит друзей обижать:
Станет раной на сердце обида.
Хоть друзья и умеют прощать,
Дверь в их сердце будет закрыта.
3ученик.
Дружбу надо беречь всегда,
Это чувство длиннее века.
Лучший друг не предаст никогда,
Просто преданней нет человека!!!
Учитель.
Дружба не знает границ, она соединяет сердца не только близко живущих людей, но и тех, кого разделяют тысячи километров. Что же помогает этим людям поддерживать связь и отношения?
Письма, телефон – сотовая связь, фото и видеосъемка
А также Интернет. Связь, которая как паутина опутала весь мир.
VIII. Рефлексия. (Слайд 14)
На сегодняшнем проекте я предлагаю вам сплести нашу паутинку дружбы. Давайте встанем в круг. У меня в руках клубок. Надо передавать клубок друг другу так, чтобы нить клубка переплеталась, как паутинка и при этом, передавая клубок, другу надо сказать хорошие добрые слова!
Дети плетут паутинку.
IX. Продукт проектной деятельности
Учитель. На этом наш проект можно считать завершённым. Давайте на доску вывесим наши работы.
Я вам желаю, чтобы те зёрнышки дружбы, которые мы с вами заложили в начальной школе, упали в плодородную землю и в 5 классе проросли, дали свои плоды, а вы, ребята, остались такими же дружными, добрыми, отзывчивыми, верными друзьями, чтобы в любую минуту, если понадобится вы пришли на помощь друг другу! Закончу я наш проект такими строчками
(Слайд 15)
Землю обмотали тоненькие нити,
Нити параллели и зеленых рек,
Совершите чудо, руку протяните
Надо чтобы в дружбу верил
Каждый человек!
СПАСИБО ЗА УРОК!
Приложение 1: презентация
Каждый учитель знает, что одной из самых важных задач воспитания детей – является сплочение детского коллектива. Данный урок-проект способствует развитию дружеских отношений в классном коллективе, развивает коммуникативные способности, ассоциативное мышление, чувство сопричастности друг к другу, понимание и уважение собственного достоинства, развивает чувство коллективизма, толерантного отношения друг к другу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА «КЛАСС- ВТОРАЯ СЕМЬЯ»
Как организовать воспитательную работу в классе? Каким содержанием его наполнить? На что обратить внимание? Какими средствами воспитывать во всех отношениях достойного человека? Как же сде...
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ. Средства, формы и способы воспитательной работы с классом. (из опыта работы) Ермилова Н.Н., классный руководитель 4в класса
Как сформировать портрет выпускника начальной школы? Какие средства, формы и способы применить, чтобы организовать деятельность классного коллектива? Применение акт...
Программа классного руководителя "Класс доброты"
С 2014 г. я разработала программу классного руководителя "Класс доброты". Целью моей программы является формирование у детей социально-нравственных ценностей; привлечение к самостоятельной д...
Подборка классных часов для 2 класса. Классные часы 2 класс.
Уникальная помощь классному руководителю начальной школы. Различная тематика классных часов во 2 классе: о дружбе, о книге, о правилах поведения в библиотеке, о правде и лжи, о добре, ... и многое дру...
Классный уголок класса
Как оформить уголок класса...
Конспект классного часа "Мы разные? Мы классные?" (3 класс)
Цели: формирование представления учащихся о празднике, развитие чувства патриотизма, любви к Родине, чувства гордости за свою страну на примере героических поступков людей в военное время....
Конспект классного часа "Традиции - семейные и классные" (2 класс)
Цель: углубление представления обучающихся о ценности семьи и соблюдении добрых традиций, объединяющих родных и близких.Оборудование: презентация, раздаточный материал.Подготовительная работа: пр...