Экскурсия в весенний лес
учебно-методический материал (4 класс)
Тема нравственно-экологического воспитания мне представляется очень важной и актуальной. Ответственность за полноценное экологическое образование и природоохранное воспитание принадлежит школе. Целью данного внеклассного мероприятия является воспитание у детей чувства ответственности за сохранение природы; выработка правил поведения на природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Экскурсия в весенний лес | 29.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Экскурсия в весенний лес
Цели экскурсии:
о учить детей наблюдать изменения в природе;
о прививать интерес к природе;
о отработать правила поведения на природе;
о воспитывать у детей чувство ответственности за сохранение природы;
о развивать речь детей.
Предварительная подготовка:
Выучить наизусть отрывки из стихотворений русских поэтов.
Ход экскурсии
1. Вводная беседа
Ребята, где мы с вами находимся? Вам здесь нравится? Гуляя по лесу, я часто вспоминаю различные стихотворения. Может быть, с вами тоже это происходит? Сейчас ребята (назвать четырех заранее подготовленных детей) прочитают вам отрывки из стихотворений русских поэтов, а вы внимательно их послушайте и сравните. (Дети читают наизусть четверостишия.)
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.
Юный лес в зеленый дым одетый,
Теплых гроз нетерпеливо ждет.
Все весны дыханием согрето,
Все кругом и любит, и поет.
В глуши лесной, в глуши зеленой,
Всегда тенистой и сырой,
В крутом овраге под горой
Бьет из камней родник студеный.
Понравились вам отрывки из стихотворений? Что общего у всех этих четверостиший? (Они все о лесе.)
А как выглядит лес в этих стихотворениях? Какие различия вы нашли? (В них описан лес в разные времена года.)
О каком времени года говорится в первом отрывке? Докажите. (Аналогично разбираются остальные четверостишия.)
А какое время года сейчас?
Какой сейчас месяц, год и число?
Какая погода стоит на дворе?
Как выглядит лес 10 апреля?
- Признаки весны
о с чего начинается весна?
о чем покрыта земля? Какие произошли изменения?
о изменились ли деревья?
о что можно сказать о птицах?
о почему произошли в природе все эти изменения?
- Правила поведения в природе
Еще до начала экскурсии с ребятами необходимо провести беседу о правилах поведения на природе, а сейчас нужно их повторить.
- Как нужно вести себя на природе?
- Где вы можете ходить?
- Что можете делать?
- Чего нельзя делать на природе?
Существуют основные правила поведения в природе, которые могут усвоить школьники начальных классов.
- Не ломай ветви деревьев и кустарников.
Каким может быть обоснование этого правила?
Дерево - живое существо, ветви вместе с листьями играют важную роль в жизни растений. Например, листья участвуют в дыхании растения. Сообщить детям о питании растения "из воздуха" с помощью листьев: на свету (из углекислого газа и воды) в них образуются необходимые растению, животным и человеку питательные вещества (крахмал, кислород). Какое же право мы имеем бессмысленно обламывать ветки, мешать растению жить? К тому же листья выделяют в воздух кислород, задерживают пыль, не случайно там, где много растений, легко дышится. Мы должны помнить и о красоте растений, которую можем нарушить, обламывая ветви. Это правило относится и к цветущей черемухе, другим деревьям и кустарникам, которые особенно часто страдают из-за своей красоты.
2. Не повреждай кору деревьев!
Известно, что ребята нередко вырезают на коре деревьев надписи, например, свои имена, делают другие отметины. Это нарушает красоту природы и очень вредит деревьям (через ранку вытекает сок, могут проникнуть под кору микробы и грибы трутовики, которые вызывают заболевания и даже гибель дерева).
3. Не рви в лесу, на лугу цветов.
Пусть красивые растения остаются в природе! Помни, что букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.
Сбор дикорастущих растений на букеты - очень мощный фактор воздействия человека на природу. Его часто недооценивают, считая, что вред, наносимый при этом растительному миру, не заслуживает внимания. Однако, именно давняя привычка рвать цветы привела к исчезновению очень многих растений в местах, часто посещаемых людьми (сон-трава, венерин башмачок, стародубка и другие). Жертвами нашей "любви" к цветам стали не только изначально редкие растения, но и когда-то вполне обычные, даже массовые виды, такие как ландыш. Вот почему было бы неверно ориентировать учащихся на сбор маленьких, скромных букетиков, противопоставляя их "огромным букетам-веникам". Важно показать какой вред природе могут нанести люди, если сорвут даже по одному-единственному цветку. Ведь от красоты луга не останется и следа, если там побывает класс учеников любителей "скромных букетиков". Важно, чтобы ребята осознали простые истины: выросший на лугу цветок находится здесь "у себя дома", он связан с другими обитателями луга. Например, к цветку прилетают насекомые, которые питаются его нектаром. После цветения появляются плоды и семена. Они попадают в почву, где из семян вырастают новые растения... Имеем ли мы право срывать цветок для того только, чтобы некоторое время полюбоваться им? Конечно, нет. Для этого специально выращивают красивые растения в садах, на клумбах, в оранжереях и т.д. А красивые дикорастущие цветы должны оставаться в природе.
4. Из лекарственных растений можно собирать только те, которых в вашей местности много. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе,
Лекарственные растения - ценнейшее природное богатство, к которому нужно относиться бережно. Количество некоторых из них из-за массового сбора резко уменьшилось (валериана, ландыш, плаун и др.). Поэтому дети могут заготавливать те растения, которые многочисленны (горец птичий, пастушья сумка, тысячелистник и др.). Но и эти растения нужно собирать так, чтобы в местах сбора большая их часть оставалась нетронутой.
5. Съедобные ягоды, орехи собирай так, чтобы не повреждать веточек
6. Не сбивай грибов, даже ядовитых.
Помни, что грибы очень нужны в природе. У некоторых ребят формируется отрицательное отношение к несъедобным, а особенно ядовитым грибам. Встречая такие грибы, дети стараются уничтожить их (сбить, раздавить), нередко мотивируя это тем, что такими грибами могут отравиться животные или люди. Известно, что грибы, в том числе и несъедобные для человека, являются компонентом леса. Своей подземной частью - грибницей - они срастаются с корнями деревьев, кустарников, трав, обеспечивая их водой, минеральными солями, ростовыми веществами. Для животных грибы служат пищей и лекарством. Грибы являются санитарами леса: они участвуют в разложении растительных остатков. Не менее важно и то, что грибы украшают лес. Именно мухомор, как известно, является одним из самых красивых наших грибов.
7. Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых.
8. Не разоряй гнезда шмелей.
Шмели - насекомые, численность которых в последнее время повсеместно резко сократилась. Причина этого - широкое, неумеренное использование в сельском хозяйстве ядохимикатов, к которым шмели очень чувствительны; уничтожение шмелиных гнезд при сенокошении; выжигание сухой травы на лугах. Усугубляет тяжелое положение шмелей разорение их гнезд ради меда, который, кстати, невкусен, или просто ради забавы. А ведь шмели являются единственными опылителями бобовых растений. Без них не было бы в лесах и на лугах клевера, люцерны, чины, горошка и так далее.
9. Не разоряй муравейники
10. Береги лягушек, жаб и их головастиков
11. Не убивай змей, даже ядовитых
Все они нужны в природе. А из яда ядовитых змей человек получает ценнейшее лекарство.
12. Не лови диких животных и не уноси их домой
Известно, что ящерицы, ежи, некоторые рыбы, птицы нередко оказываются жертвой любви ребят к "нашим меньшим братьям", которая выражается в том, что этих животных ловят, приносят домой (или в школу) и пытаются содержать в неволе. Чаще всего такие попытки заканчиваются гибелью животных, так как условия неволи не могут заменить им естественной природной среды. Важно убедить ребят в том, что лучшим "домом" для диких животных служит лес, луг, водоем и т.д., а в нашем доме или живом уголке школы можно содержать лишь тех животных, которые привыкли к жизни в этих условиях, появились на свет в неволе, которых специально разводят для содержания рядом с человеком.
13. Не подходи близко к гнездам птиц
По твоим следам их могут отыскать и разорить хищники. Если случайно окажешься возле гнезда, не прикасайся к нему, сразу же уходи. Иначе птицы- родители могут насовсем покинуть гнездо. Особенно часто дети приносят домой или в класс уже оперившихся, но не умеющих летать птенцов, которых они считают "выпавшими из гнезда". Обычно это оказываются так называемые слетки, т.е. птенцы, уже покинувшие гнездо (слетевшие с него) и подрастающие, которые учатся летать. Родители подкармливают их. Пойманные ребятами птенцы, как правило, быстро погибают в неволе.
14. Не разоряй муравейники
15. Если у тебя есть собака, не пускай ее гулять в лесу или в парке весной или в начале лета. Она легко может поймать плохо летающих птенцов и беспомощных детенышей зверей.
16. В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву. От вытаптывания погибают многие растения, насекомые.
17. Не шуми в лесу, в парке
Шумом ты отпугнешь животных, помешаешь им, а сам увидишь и услышишь гораздо меньше.
18. Не жги весной траву на лугу.
Весной с сухой травой обгорают ростки молодой травы, погибают подземные части многих растений, в результате некоторые из них совсем исчезают с лугов. Погибают от огня многие насекомые, гнезда шмелей, птиц. Пожар может перекинуться на лес, на постройки человека.
19. Не оставляй в лесу, парке, на лугу, у реки мусора. Никогда не выбрасывай мусор в водоемы.
Это одно из самых простых и в то же время самых важных правил. Мусор, оставляемый людьми буквально повсюду, обезображивает лицо природы. Выбрасывая мусор в водоемы, или даже просто оставляя его на берегу, откуда он потом легко попадает в воду, мы можем принести несчастья другим людям.
Таковы основные правила поведения в природе, которыми могут овладеть обучающиеся в начальных классах. Этот список не окончательный. В будущем, он может быть дополнен, а формулировки будут уточняться.
Усвоив экологические правила и сформировав на их основе убеждения в необходимости следовать этим правилам, поступки ребят не будут наносить вред природе.
4. Подведение итогов экскурсии.
Понравилась ли вам экскурсия?
Какие открытия вы сделали сегодня?
Почему в лесу нужно ходить по тропинкам, а не где вам захочется?
Как нужно относиться к растениям, животным и почему?
Зачем нужен лес?
Заключительное слово воспитателя.
- Чтоб могли леса цвести,
И сады, и реки
Все живое береги
Ты на этом свете.
Ты природу полюби,
Каждую травинку,
С птицами давай дружи,
Береги былинку.
Мусор, друг, не оставляй
В лесу на полянке,
Реки ты не засоряй,
Бой объявим склянке.
Не неси домой ежа,
Бабочку не трогай,
Школьник, помни ты всегда -
Их не так уж много.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экскурсия в весенний лес
знание особенностей жизни природы;формирование доброжелательного отношения к миру леса;развитие чувства прекрасного через восприятие живописи и музыки, чувства ответственности и любви к природе....
урок окружающего мира в 1 классе по теме: "Пробуждение природы .Весенняя экскурсия"программа "Школа 2100"
В этом уроке представлено полное описание урока-экскурсии, расписаны задания , которые будут выполнять дети ....
Экскурсия 2 -х классов "Весенние явления в жизни природы"
Данная работа выполнена учащимися 2-х классов (выступала Шевченко Анастасия) для школьной научно-практической конференции "Экотуризм" Наш проект называется "весенние явления в жизни п...
"Весенняя экскурсия в природу"
I. Организация учащихся в начале урока.Перемена пролетела,Дверь певуче заскрипела. Мы вошли тихонько в классИ урок начнем сейчас.II. Вводная беседа в классе. (слайд №2)- Ребята, сегодня мы идем н...
Учитель здоровья. Урок " Весенняя экскурсия"
Технологическая карта к уроку по предмету окружающий мир в 2 классена тему «Весенняя экскурсия. Лекарственные травы».Организационная информацияПредметОкружающий мирКласс2Тема«Весенняя экскурсия. Лекар...
Урок окружающего мира (экскурсия) «Весенние изменения в неживой и живой природе» 3 класс.
Урок позволит провести наблюдение за весенними изменениями в живой и неживой природе, установить их взаимосвязь; сформировать понятия: первоцвет, сокодвижение, потепление, таяние снега, оттаивани...
Весенняя экскурсия в природу. 1 класс.
Экскурсия в окрестности школы, с целью познавания изменений в живой и неживой природе....