Программа кружка "Веселый пластилин"
рабочая программа (1 класс)

Минеева Ольга Семёновна

Предлагаемая программа имеет художественную направленность. Занятие в кружке "Веселый пластилин" позволит влиять на трудовое и эстетическое воспитание, рациоанльно использовать свободное время учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_veselyy_plastilin.doc139.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №6 с кадетскими классами»

Принята педсоветом                                                     Утверждена решением

Протокол от ________№___                              ШМО классных руководителей

                                                                                        Протокол от______ №___

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

художественной направленности

Кружка «Веселый пластилин»

Возраст обучающихся 7-8 лет

Срок реализации 1 год

Автор:

Минеева О.С.

Учитель 1 категории

                                            Кстово, 2018 год.

Содержание

Стр.

1

Пояснительная записка

1-4

2

Цели и задачи программы

4-5

3

Содержание программы:

5-7

3.1

Учебный план дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Веселый пластилин»

3.2

Содержание учебно- тематического плана

4

Планируемые результаты освоения программы

8-9

5

Календарный учебный график дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

9

6

Условия реализации программы

10

7

Формы аттестации и контроля.

10

8

Список литературы

11-12

9

Нормативные документы

12

1.Пояснительная записка.

Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетную проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне – развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Занятия в кружке «Веселый пластилин» позволяет существенно влиять на трудовое и эстетическое воспитание, рационально использовать свободное время учащихся.

Программа раскрывает перед ребенком многогранные возможности декоративно прикладного творчества, приобщает к большому и разнообразному миру искусства, удовлетворяет потребности детей в общении со своими сверстниками, а также желание реализовать свои организаторские способности.

Предлагаемая программа имеет художественную направленность, которая является важным направлением развития и воспитания. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.

                                                             

Ведущая идея программы – создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.

                               Актуальность программы.    

   Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).

Работа с пластилином имеет большое значение для всестороннего развития ребёнка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребёнка, воспитывает усидчивость, художественный вкус, умение наблюдать, выделять главное.

Ученые пришли к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием импульсов от рук, а точнее от пальцев. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук, а это, в свою очередь, подготовка руки ребенка к письму.

Образовательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребёнка. Лепка из пластилина расширяет кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни, нравственных представлений.

                                         Новизна программы.

     Новизна данной программы заключается в применении нетрадиционных техник рисования на занятиях по внеурочной деятельности для развития творческих способностей учащихся, формирования универсальных учебных действий и духовно-нравственного развития учащихся в условиях внедрения ФГОС.                  

Отличительные особенности программы.

Системно-деятельностный и личностный подходы в начальном обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.

Программа  «Веселый пластилин» предусматривает большое количество развивающих заданий поискового и творческого характера.

     Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет возможность принять самостоятельное решение о выборе задания, исходя из степени его сложности. Он может заменить на более простое или сложное выполнение поделки.

Педагогическая целесообразность программы.

Педагогическая целесообразность программы «Веселый  пластилин» объясняется тем, что в ней основной материал — пластилин, а основным инструментом является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Техника работы с пластилином хороша тем, что она доступна детям разного школьного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми.

Адресат программы.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа предназначена для обучения детей в возрасте от 7до8 лет. Занятия по программе проводятся с объединением детей  одного возраста с постоянным составом. Учащиеся набираются по желанию. Число учащихся в объединениях 20 человек.

Формы организации образовательного процесса.

       В процессе обучения школьников   используются  следующие методы и приемы:

-репродуктивный:

-объяснительно-иллюстративный;

-метод проблемного изложения;

-частично-поисковый

  • создание игровой ситуации в начале занятия и во время проведения анализа детских работ;
  • сравнение нескольких вариантов композиционных решений;
  • использование заранее подготовленного наброска;
  • использование для набросков шаблонов и трафаретов;
  • показ последовательности работы, приемов нанесения пластилина;
  • дополнение работ природным, бросовым материалом, бисером,   бусинками и.т.д;
  • использование художественных, литературных и музыкальных произведений.

           При ознакомлении учащихся с техникой рисования пластилином учитель использует следующие формы работы:

  • беседы по ознакомлению с искусством;
  • занятия по рисованию и лепке;
  • интегрированные занятия;
  • организация выставок;
  • индивидуальная работа. 

Способы организации занятий

По способу организации детей и характеру их деятельности занятия могут быть:

индивидуальными,

коллективными — в сотворчестве с взрослыми или сверстниками,

  • комплексными (интегрированными), когда они сочетаются с другими видами художественной и познавательной деятельности.

Срок освоения программы.

Программа рассчитана на 1 год занятий. Количество часов за год составляет 33 часа.

Режим занятий.

Работа кружка осуществляется 1 раз в неделю и включает в себя 1 занятие по 35  минут.

         2. Цель программы.

  Всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами лепки из пластилина.

Задачи программы:

Обучающие:

  • Знакомить детей с основными видами лепки;
  • Формировать умения следовать устным инструкциям;          
  •  Формировать художественно-пластические умения и навыки работы с пластилином;
  • Создавать композиции с изделиями, выполненными из пластилина.

Развивающие:

  • Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
  • Развивать конструктивное мышление и сообразительность;
  • Формировать эстетический и художественный вкус.
  • Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.

Воспитательные:

  • Вызвать  интерес к декоративно-прикладному искусству.
  • Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
  • Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
  • Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

                              3. Содержание программы.

3.1 Учебный план дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы « Веселый пластилин »

Срок реализации программы: 1 год.

                                  Содержание кружка.

Введение. История возникновения пластилина. Материал для занятий. Вспомогательные инструменты и приспособления для занятий. Инструктаж по технике безопасности.

   Выполнение элементов : «шар», «конус», «жгут», «валик». Знакомство с  техникой  «мазки» и эффектами «рельефность», «мраморность», «пушистость». Создание несложных картин на темы: «Незабудки» (цветы), « Ветка рябины» (ягоды и листья), «Живые яблочки на ветках» (птицы), « Осенние деревья».

   Аппликация из пластилина. Барельеф. Дополнительный материал для украшения. Оформление картин в рамки. Создание  более сложных картин с использованием всех изученных приемов, элементов, эффектов на темы:

а) Мир птиц: «Петушок с семьей», «Пингвины на льдине», «Совушка – сова», «Павлин».

б) Обитатели морей: «Мир моря», «Осьминог», «Кашалотик – кашалот».

в) Мир животных: « Три поросенка», «Панда», «Разные коты», «Жираф», «Мишка косолапый».

Выставка детских работ.

3.2. Календарно-тематическое планирование.

№ п/п

Дата

                   Тема занятия

1

                              Введение ( 2ч)

Вводное занятие. История возникновения пластилина. Правила работы с пластилином.

2

Материал, вспомогательные предметы для работы.

3

                               Первый  раздел ( 8ч).

Прием «мазки». Изготовление фона для картины способом смешивания цветов ( эффект «мраморности»).

4

«Незабудки». Элемент «шар».

5

«Незабудки». Элемент «жгут» (раскатывание, скручивание).Змейка в незабудках.

6

«Ветка рябины». Элемент «жгут» .Изготовление фона картины и контура веток.

7

«Ветка рябины». Элементы «шар», «валик». Изготовление листьев и ягод.

8

«Живые яблочки на ветках». Прием скатывания, расплющивания.

9

«Живые яблочки на ветках». Прием деления на части с помощью стека. Эффект «рельефности».

10

«Осенние деревья». Эффекты «пушистости» и «мраморности».

11

                              Второй раздел (23 ч)

Использование различных приемов и эффектов при создании картин из пластилина.

 «Петушок с семьей».

12

Использование различных приемов и эффектов при создании картин из пластилина. Оформление картины в рамку.

«Петушок с семьей».

13

Использование различных приемов и эффектов при создании картин из пластилина.

«Пингвины на льдине».

14

Использование различных приемов и эффектов при создании картин из пластилина. Оформление картины в рамку.

«Пингвины на льдине».

15

Использование различных приемов и эффектов при создании картин из пластилина.

«Мир моря».

16

Использование различных приемов, эффектов и дополнительного материала (бисера) для украшения  картин из пластилина.Оформление картины в рамку.

«Мир моря».

17

Использование различных приемов и эффектов при создании картин из пластилина.

«Три поросенка».

18

Использование различных приемов и эффектов при создании картин из пластилина. Оформление картины в рамку.

«Три поросенка».

19

Использование различных приемов и эффектов при создании картин из пластилина.

«Кашалотик – кашалот».

20

Использование различных приемов и эффектов при создании картин из пластилина. Оформление картины в рамку.

«Кашалотик – кашалот».

21

Использование различных приемов и эффектов при создании картин из пластилина.

 «Панда».

22

Использование различных приемов и эффектов при создании картин из пластилина. Оформление картины в рамку.

«Панда».

23

Использование различных приемов и эффектов при создании картин из пластилина.

«Совушка  - сова»

24

Использование различных приемов и эффектов при создании картин из пластилина. Оформление картины в рамку.

«Совушка – сова».

25

Использование различных приемов и эффектов при создании картин из пластилина.

26

Использование различных приемов и эффектов при создании картин из пластилина.

«Разные коты».

27

Использование различных приемов, эффектов  и дополнительного материала (бисер, бусинки)при создании картин из пластилина. Оформление картины в рамку.

«Разные коты».

28

Использование различных приемов и эффектов при создании картин из пластилина.

«Павлин».

29

Использование различных приемов ,эффектов  и дополнительного материала ( бисер, перья) при создании картин из пластилина. Оформление картины в рамку.

«Павлин».

30

Использование различных приемов и эффектов при создании картин из пластилина. Коллективная творческая работа.

«Мишка косолапый»

31

Использование различных приемов и эффектов при создании картин из пластилина. Коллективная творческая работа.

«Осьминог».

32

Использование различных приемов и эффектов при создании картин из пластилина. Коллективная творческая работа.

«В зоопарке»

33

Картинная галерея. Выставка работ учащихся.

4.Планируемые результаты.

Личностные,  метапредметные и предметные результаты освоения программы кружка:

Личностные результаты освоения программы кружка «Пластилиновая живопись»:

а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;

б) воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;

в) развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;

г) формирование духовных и эстетических потребностей;

д) овладение различными приёмами и техниками пластилинографии;

е) воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;

ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы.

Метапредметные результаты освоения курса кружка «Пластилиновая живопись»:

Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными, регулятивными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, изобразительным искусством. Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс.

Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

• проговаривать последовательность действий на занятии;

• учиться работать по предложенному плану;

•учиться совместно с преподавателем и другими учащимися  давать эмоциональную оценку своей деятельности на занятии;

Познавательные УУД:

• ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью преподавателя;

• делать предварительный отбор необходимой информации из различных источников (рисунок, таблица, видеофрагмент, репродукция);

• добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;

• перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего коллектива;

• сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.);

Коммуникативные УУД.

• Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

а) донести свою позицию до собеседника;

б) оформить свою мысль в устной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).

• Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

• Совместно договариваться о правилах общения .

          Предполагаемые результаты:

1. Получение детьми необходимых знаний и практических навыков для создания оригинальных изделий из пластилина.

2. Участие в выставках детского творчества.

3. Изготовление подарков своими руками.

4. Распространение технологии за пределами школы.

5. Приобщение детей к искусству.

         Учащиеся научатся:

1. Свободно владеть лепным материалом.

2. Применять исходные формы (приемы) и умение  выполнять их любых размеров и пропорций.

3. Правильно использовать приемы доработки исходных форм.

4. Использовать плоские рисованные изображения для создания объемных форм.

5. Пользоваться схемами с условными обозначениями, технологической картой в своей работе.

6.  Получат возможность укрепить мелкую моторику пальцев рук.

7. Видеть пропорции и объем.

8. Фантазировать и развивать объемное мышление.

                                 

5. Календарный учебный график дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Веселый пластилин»

Год обучения

                     Месяц обучения

Всего обученных недель

    1 год

сентябррь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

4

4

2

4

3

4

4

4

4

       33ч

       

6. Условия реализации.

Кружок «Веселый пластилин» располагается в кабинете №1.

Для успешной работы в кружке нужно следующее материально – техническое обеспечение:

Для учащихся:

1. Досочки.

2. Стеки.

3. Тряпочка.

4. Пластилин.

5. Картон для основы.

6. Схемы-опоры.

7. Таблицы-памятки.

8. Технологические карты.

9. Образцы работ.

10. Трафареты, шаблоны.

Технические средства:

1.Интерактивная доска

2.Магнитная доска

7. Формы проведения промежуточной и итоговой аттестации.

  • Составление альбома лучших работ.
  • Проведение выставок работ учащихся.
  • Участие в районных выставках и конкурсах.

8. Список литературы:

Для учителя:

1. Давыдова Г.Н. Пластилинография. Анималистическая живопись.Часть 1.- М.:Изд.

   «Скрипторий 2003», 2008г.

2. Давыдова Г.Н. Пластилинография. Детский дизайн. Часть 2.- М.:Изд. «Скрипторий 2003»,

    2013г.

3. Конышева Н.М. Лепка в начальных классах. – М.:Просвещение,1985г.

4. Лаптева Т.Е. Пластилиновые чудеса.Забавные человечки . –М. Просвещение,2011г

5. Новиковская О.А. Ум на кончиках пальцев. – М.: АСТ;СПб:Сова,2006г.

6. Проснякова Т.Н. Бабочки: Энциклопедия технологий прикладного творчества.-Самара:

   Изд. «Учебная литература», Изд.дом «Федоров»,2006.-48с.

6. Ткаченко Т.Б., Стародуб К.И. Лепим из пластилина. – Ростов-на-Дону: Изд.

   «Феникс»,2003г.

7. Узорова О., Нефёдова Е. Физкультурные минутки.-М.:ООО «Издательство Астрель –

    АСТ-Ермак», 2004.

7.Фрейдман О. Пластилиновые фигурки животных. – М.:Эксмо:Донецк:СКИФ, 2011г

9. Нормативные документы.

Рабочая программа по кружку «Веселый пластилин» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

1.Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273 – ФЗ от 29  декабря 2012года.

2. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» № 373 от 6 октября 2009 г.

3. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. — М., «Просвещение», 2010г.

4. Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование./ (В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.); под ред. В.А. Горского. –М.:Просвещение,2011г. (Стандарты второго поколения).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полного ) образования по английскому языку с учётом авторской программ

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и  примерной  программы среднего (полног...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...