Беседа "Мои права и обязанности"
материал

Дубова Анастасия Викторовна

Беседа "Мои права и обязанности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda_moi_prava_i_obyazannosti.docx28.42 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа:

 «Мои права и обязанности»

Цель: познакомить учащихся с «Конвенцией ООН о правах ребенка и другими документами, отражающими права и обязанности детей.Обобщить знания учащихся о таких понятиях как «право» и «обязанность», показать их единство.Учить применять правовые знания в повседневной жизни.

Задачи: разделить понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей.Воспитывать уважение к правам других людей. Способствовать формированию активной жизненной позиции.

Оборудование:компьютер,презентация «Мои права и обязанности»,цветок «Права и обязанности детей» для игры.

Ход занятия:

1. Игра «Имена»

 Каждый из вас по цепочке должен назвать свое имя и добавить прилагательное, которое начинается на туже букву, что и имя. Например, Наталья – надежная.

2. Интерактивная беседа «Право на имя»

Воспитатель: 

  • Ребята, а имеете ли вы право на свои имена? Как вы считаете?
  • А можете ли вы доказать, что вас зовут именно так, а не иначе?
  • Свидетельство о рождении – это ваш первый документ. А что там еще записано, кто знает?
  • Еще в свидетельстве написано, что вы являетесь гражданами РФ. А это значит, что наше государство защищает ваши права. А какие у детей есть еще права, где они записаны, кто их утверждал?

3. Мини – лекция «Конвенция о твоих правах»

   Воспитатель:  Все права детей всего мира записаны в специальном документе, Конвенции «О правах ребенка». Этот документ приняла 20 ноября 1989 года Организация Объединенных наций. Это авторитетная международная организация возникла после Второй мировой войны, которая отняла у десятков миллионов людей их главное право – право на жизнь. Чтобы не допустить третьей мировой войны, народы всего мира объединились в Организацию Объединенных наций.

   К сожалению, наш мир не стал безопасным: войны, теракты, преступления, аварии, стихийные бедствия, голод и эпидемии. Даже взрослые, сильные люди не могут противостоять этим опасностям, но самыми беззащитными оказываются дети. Они даже в мирной жизни нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых. Чтобы защитить права детей, и была принята Конвенция «О правах ребенка».

   Конвенция – это соглашение. Это значит, что все государства, которые подписали эту Конвенцию, согласились защищать права детей.

   Какие же права есть у всех детей мира?

Воспитатель,читает записи с презентации.

Воспитатель:  Дети имеют право на:

  • Право на жизнь
  • Право на имя при рождении
  • На воспитание в семейном окружении или быть на попечении тех,кто обеспечит им наилучший уход
  • На медицинский уход
  • На достаточное питание и достаточное количество чистой воды
  • Право на отдых
  • Право говорить на своём родном языке,исповедовать свою религию,соблюдать обряды своей культуры
  • Право выражать своё мнение и собираться вместе с целью выражения своих взглядов
  • Дети не должны использоваться в качестве дешёвой рабочей силы
  • Дети-инвалиды имеют право на особую заботу и обучение
  • Право на безопасные условия жизни ,право не подвергаться жестокому или небрежному обращению

  Воспитатель:   Но кроме прав у вас есть и обязанности. Обязанности перед родителями, перед друзьями, перед обществом в целом. И перед учителями и школой. Последние прописаны в таком документе, как «Устав школы». Что такое устав школы? Устав школы – это документ в котором прописаны права и обязанности школьников (презентация).

4. «Консультация»

  Воспитатель:  Когда нарушаются наши права, мы обращаемся за консультацией к юристу. Консультация – это совет, разъяснение, а юристы – это люди, которые хорошо знают законы. Получив юридическую консультацию, мы сможем защитить себя от произвола и самоуправства. Давайте поиграем в игру. Представьте себе, что вы юристы, вы хорошо знаете права детей.

Игра «Разрешается – запрещается»

             Петь, рисовать и танцевать,

            Уроки в школе посещать,

            Свои таланты развивать –

            Это … разрешается.

 

            Эта грань обозначает:

            Мать с ребенком разлучают –

            Это … запрещается.

 

            С мамой дети жить должны,

            Ей цветы всегда дарить –

            Это … разрешается.

 

            Здесь ремень вокруг дитя,

            Как лента, извивается,

            Бить, наказывать – всегда

            Запрещается!

 

            Вот ребенок груз несет,

            Тащит, надрывается,

            В детстве тяжкая работа

            Запрещается!

            Вместе дружно в мире жить.

            С разными детьми дружить –

            Это … разрешается.

 

            Бегать, прыгать и учиться,

            Если заболел – лечиться.

            Это … разрешается.

 

            Этот слабый горбит спину,

            Пред сильным преклоняется.

            Быть рабом у господина

            Строго … запрещается.

5. Разбор ситуаций «Права и обязанности»

 Воспитатель:   У каждого человека есть права, но и есть обязанности, которые не менее важны. А  пользоваться ими можно только тогда, когда не нарушаются права других людей. Уважать права других людей  - обязанность каждого человека. А всегда ли мы это делаем? Предлагаю вам рассмотреть несколько ситуаций и дать оценку поведению героев. Чьи права они нарушают? Какие обязанности не выполняют?

Ситуация 1.

 Мама: Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!

Дочь: Я имею право на отдых и досуг! Я привыкла отдыхать с громкой музыкой.

  • Пожалуйста, разберитесь, кто здесь прав?

Ситуация 2. 

Воспитатель:Саша, ты сегодня дежурный, вытри, пожалуйста, доску.

Саша: Вы не имеете право заставлять меня дежурить! Конвенцией «О правах ребенка» запрещено насилие над детьми.

  • Объясните, пожалуйста, Саше в чем он не прав.

Ситуация  3. 

Воспитатель:Петров, ты опять разрисовал парту в кабинете ! Ведь дети ее только что помыли!

Петров: А что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом – рисованием!

- Разъясните Петрову его права и обязанности.

Давайте выведем простые правила взаимообщения:

  1. Нужно знать свои права.
  2. Нужно уважать права других людей.
  3. Нельзя забывать об обязанностях

 Воспитатель: читает ститхотворение-шутку

Мои права (стихотворение-шутка)

У ребёнка право есть
Кашу манную не есть,
Да ещё просить при этом
Шоколадную конфету.
Право прыгать и шалить,
На салфетку чай пролить,

Драться с братиком подушкой,
Разбросать свои игрушки.
Исчеркать картинки в книжке,
Дёрнуть за ухо братишку,
Вот как много разных прав!
Разве я, друзья, не прав?

Воспитатель: Прав герой этого стихотворения? Почему? (Ответы детей)

Воспитатель: Правильно, это не права, а желания мальчика. Желания у каждого разные и их не обязательно выполнять. А права у всех одинаковые, и если они не исполняются, человеку очень трудно жить. Право – это охраняемая, обеспечиваемая государством естественная возможность что – то делать, осуществлять, иметь. Их не нужно покупать, зарабатывать. Они одинаково принадлежат всем людям. Мы все рождаемся свободными и равными по достоинству и в правах – права человека считаются «всеобщими». Давайте вспомним некоторые из них.

Стихотворение "Наши права".

  1. В своих правах мы все равны:
    И взрослые и дети.
    Все расы, веры, языки – 
    Все люди на планете.
  2. На любовь имеют право
    Все ребята на Земле,
    На заботу и на ласку,
    Право жить в своей семье.
  3. В дом без спроса к вам никто
    Заходить не может.
    Ваши вещи и добро
    Брать не может тоже.
  4. Сохранить своё здоровье – 
    Право есть у нас такое.
    Заболеть, когда случиться – 
    Каждый вправе полечиться.
  5. Если вдруг захочет кто-то
    Запретить ходить вам в школу,
    Знайте сразу – он не прав – 
    Не дано таких им прав.
  6. Никто не может вас пытать,
    Делать больно, обижать.
    Вы запомните одно –
    Бить людей запрещено.
  7. О правах своих послушал
    И запомни крепко их.
    Только знай, что очень нужно
    Уважать права других.
  8. Этих прав лишить не может
    Вас никто и никогда.
    Право каждое поможет
    Быть счастливым вам всегда!

Упражнение собери цветок «Права и обязанности детей»(дети выходят по одному и прикрепляют лепесток на доску,на которых написаны права детей).

Воспитатель: Ребята, а почему человек должен знать свои права? (ответы детей)

Воспитатель:  Человек, который знает свои права и уважает права других людей, уверенно идёт по жизни. Ребята, давайте почувствуем, что значит быть сильным, уверенным человеком.

6. Подведение итогов (рефлексия)        

- Для чего надо знать и соблюдать права и обязанности гражданина России?

-Где записаны эти права?

(Дети получают памятки  с правами и обязанностями в семье.)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание:"Права и обязанности родителей(законных представителей)"

Родительское собрание:"Права и обязанности родителей(законных представителей)"...

Утренник: “Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав”.

Воспитание правового самосознания учащихся....

« Права и обязанности пассажиров. Правила поведения в общественном транспорте»

Цели: Отрабатывать навыки основных правил поведения в общественном транспорте; Развивать логическое мышление, память, внимание;Оборудование: Памятка прав и обязанностей пассажиров; кружки трёх цветов ...

Права и обязанности ребёнка. Права и обязанности родителей.

В статье подробно перечислены основные права и обязанности ребёнка-школьника, а также их родителей....

Ролевое моделирование «Права и обязанности» ( посвященное Всемирному дню прав ребенка (20 ноября), Конвенции «О правах ребенка»)

Ролевое моделирование правовой тематики, посвященное Всемирному дню  прав ребенка (20 ноября), Конвенции «О правах ребенка».Права детей представлены в презентации, в ходе мероприятия ...