Выступление "Работа с родителями младших классов"
статья
Выступление (отчет о работе, опыт работы) на методическом объединении. "Работа с родителями младших классов"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Отчет о работе с родителями младших школьников | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа с родителями младших школьников
Воспитание учащихся в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс. Очень важно уже с первого года обучения и воспитания детей в школе сделать родителей соучастниками педагогического процесса. Большие возможности представляет работа с коллективом родителей: широкая педагогическая информация, обмен опытом, создание в необходимых случаях общественного мнения, привлечение родителей к участию в жизни класса. Эта работа ведется в двух направлениях: повышение педагогической культуры родителей и более совершенное в связи с этим выполнение ими обязанностей воспитателей своих детей объединение родителей в сплоченный коллектив, деятельность которого напрвлена на повышение уровня учебно–воспитательной работы со всеми учащимися класса.
Основная задача этой работы – активизировать педагогическую воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер. Основная форма работы учителя с коллективом родителей – классное родительское собрание. Это общественный орган, определяющий своими решениями задачи, содержание и направления работы родительского коллектива класса в школе и воспитание детей в семье. Родительское собрание сближают учителей и родителей приближают семью к школе, помогают определить наиболее оптимальные пути воздействия в воспитательном воздействии на ребенка.
В практику вошел опыт некоторых учителей, которые кладут перед родителями тетради ребенка; организуют выставку творческих работ учащегося. Этот способ использую и я.
По существующему положению классные родительские собрания должны проводиться один раз в четверть. Практика показала, что эффективнее собирать родителей чаще.
Собрание не должно затягиваться более чем на 1 час – 1 час 30 минут.
Ведь не всегда беседа с родителями должна быть продолжительной. Иногда бывает достаточно короткого разговора, даже несколько продуманно сказанных слов. Часто беседы с родителями помогают найти правильный подход к ученику.
Индивидуальная работа с родителями и другими взрослыми членами семьи учащегося сложна и разнообразна. Индивидуальное общение, если оно продумано построено учителем, как правило, результативно.
Преимуществом индивидуальной работы является то, что находясь наедине с учителем, родители откровеннее рассказывают ему о своих проблемах, затруднениях, иногда касаясь тех внутрисемейных отношений, о которых никогда бы не сказали при посторонних. Родители должны быть уверены, что все доверительно рассказанное учителю останется между ними, что любая откровенность в адрес учащегося, любая оценка его поведения и наклонностей, выказанная учителю, не будет при случае использована ему во вред, разглашена.
Очень внимательно следует относиться к просьбам, с которыми родители часто обращаются к учителю. Не выполнить просьбу можно только в том случае, если её выполнение может принести вред ребенку. Если же просьба продиктована состоянием здоровья ребенка или другими серьезными обстоятельствам, её следует обязательно учесть в работе.
Бывают просьбы, не относящиеся к здоровью ученика – пересадить на другую парту, чаще спрашивать на уроках, быть строже, требовательнее иди на оборот, мягче в обращении с детьми, проследить, чтобы ребенка не обижал кто-то из товарищей, и т.д. К этим просьбам, если они не продиктованы чрезмерной заботливостью мамы и папы, тоже следует прислушаться, так как родители хорошо знают своего ребенка.
Индивидуальное общение не только дает возможность учителю оказывать влияние на родителей, но и, в свою очередь, во многом помогают ему в выборе правильного подхода к детям.
У одного ученика часто возникали конфликты с одноклассниками. Некоторые упрекали его в жадности, дразнили, в разговоре с матерью я выяснила, что дома он приучен к неукоснительному порядку в своих вещах и обязательности, спрашивать разрешения, если берешь чужую вещь. Наблюдения за детьми в классе показали, что конфликты возникают с Сашей именно тогда, когда кто-нибудь передвинет что-то на его парте, возьмет без спроса его вещь. Похвалив его при всех за аккуратность, я на реплику о том, что он жадный напомнила о тех правилах, которые нужно выполнять, беря чужую вещь – вежливо спросить разрешения, аккуратно с ней обращаться, положить на место. Конфликты стали реже.
Родитель должен почувствовать, что учитель заинтересован в беседе с ним. Поэтому не следует отвечать родителям односложно, говоря, что на все вопросы они получат ответы на родительском собрании. Чтобы рациональнее спланировать работу и наметить индивидуальный подход к каждому родителю, найти пути привлечения семьи к активному участию в делах класса и школы, можно предложить родителям вопросники. Что я и делаю на первом родительском собрании. Кроме традиционных вопросов, типа Ф.И.О д/адреса и места работы родителя, я обязательно прошу сообщать:
1. каким ласковым именем называют ребенка в семье,
2. Особенности ребенка: характер, темперамент, внимательность, наблюдательность, возбудимость, дисциплинированность, др. качества и привычки.
3. Какие серьезные заболевания перенес ребенок в дошкольные годы.
4. Кто еще кроме родителей принимает участие в воспитании ребенка, ну и конечно - чем любит заниматься ребенок в свободное время. Какие игры предпочитает, в каких мероприятиях школы вы хотели и могли бы участвовать.
Просмотрев ответы на вопросы, я еще ни один раз возвращаюсь к этим своеобразным анкетам. Ответы родителей очень помогают в общении с детьми, а так же помогают построить индивидуальную работу в классе. Многие родители удивляются, когда слышат эти вопросы. Но они (родители) должны понимать, что учителю не безынтересна жизнь ребенка вне школы. Многие учителя готовят различного содержания памятки, которые вручают родителям и знакомят их в устной форме. Такие памятки помогают родителям своевременно сориентироваться в новой для них роли – родители школьника, упорядочивают некоторые организационные вопросы, сосредотачивают их внимание на первостепенном.
Индивидуальные беседы с родителями могут происходить по их инициативе и по инициативе педагога. В беседе с родителями учитель не столько утверждает, сколько советуется, договаривается о совместных действиях, методах и приемах воздействия на ребенка.
При создании детского коллектива я всегда стараюсь создать и коллектив родителей. Для этого провожу совместные мероприятия: классные часы, походы, спортивнее состязания. Предлагаю родителям ту или иную поездку.
Так, работая с предыдущим классом, мы с детьми посетили г. Тобольск, г. Кунгур, г. Сочи, провели множество автобусных экскурсий, выезжали на турбазу, прожили целый месяц в детском центре «Успех» на Верхнем бору.
А для того, чтобы это организовать, нужен тесный и доверительный контакт с родителями. Многие родители стали дружить семьями, после общения друг с другом. Их объединили общие интересы детей.
В этом учебном году я организовала поездку детей вместе с родителями в г. Кунгур. Желающих было много. Те из родителей, кто поехал с детьми приобрел новых друзей. Я же увидела детей совершенно в другой обстановке и о некоторых у меня сложилось мнение отличное от предыдущего. Родители сказали, что мы все: и дети, и родители и учитель стали ближе друг к другу.
Закончить свое выступление я хочу словами А. С. Макаренко
«Семьи бывают хорошие, и семьи бывают плохие. Поручиться за то, что семья воспитает, как следует, нельзя. Говорить, что семья может воспитывать, как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание и организующим началом должна быть школа как представительница государственного воспитания».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы с родителями младших подростков по информационной безопасности детей
Памятка для родителей, которая призвана защитить детей от сетевых угроз и сделать пользование Интернетом максимально полезным....
Материал для работы с родителями младших школьников
Этот материал поможет учителям начальной школы при работе с родителями...
Семья - Ребенок – Школа. Формы и методы работы с родителями младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.
В данной статье даются рекомендации по работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи.(из опыта работы учителей - практиков)...
Доклад "Методы работы с родителями младших школьников." (Из опыта работы с семьёй и родителями по духовно-нравственному воспитанию младших школьников).
Духовно-нравственное воспитание - сложный психолого-педагогический процесс перевода объективных требований морали в личные убеждения человека. Чтобы заложить в душу ребёнка высокие духовные и нр...
Обобщение опыта работы на тему «Разнообразные формы работы с родителями младших школьников»
Обобщение опыта работы на тему «Разнообразные формы работы с родителями младших школьников»...
Выступление " Работа с родителями"
Формы и методы работы школы с родителями необходимо направлять на повышение психолого-педагогической культуры и знаний родителей, усиление взаимодействия школы и семьи, привлечение родителей к учебно-...