Выступление "Работа с родителями младших классов"
статья

Котова Ольга Николаевна

Выступление (отчет о работе, опыт работы) на методическом объединении.  "Работа с родителями младших классов"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа с родителями младших школьников

        Воспитание учащихся в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс. Очень важно уже с первого года обучения и воспитания детей в школе сделать родителей соучастниками педагогического процесса. Большие возможности представляет работа с коллективом родителей: широкая педагогическая информация, обмен опытом, создание в необходимых случаях общественного мнения, привлечение родителей к участию в жизни класса. Эта работа ведется в двух направлениях: повышение педагогической культуры родителей и более совершенное в связи с этим выполнение ими обязанностей воспитателей своих детей объединение родителей в сплоченный коллектив, деятельность которого напрвлена на повышение уровня учебно–воспитательной работы со всеми учащимися класса.

        Основная задача этой работы – активизировать педагогическую воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер. Основная форма работы учителя с коллективом родителей – классное родительское собрание. Это общественный орган, определяющий своими решениями задачи, содержание и направления работы родительского коллектива класса в школе и воспитание детей в семье. Родительское собрание сближают учителей и родителей приближают семью к школе, помогают определить наиболее оптимальные пути воздействия в воспитательном воздействии на ребенка.

        В практику вошел опыт некоторых учителей, которые кладут перед родителями тетради ребенка; организуют выставку творческих работ учащегося. Этот способ использую и я.

        По существующему положению классные родительские собрания должны проводиться один раз в четверть. Практика показала, что эффективнее собирать родителей чаще.

        Собрание не должно затягиваться более чем на 1 час – 1 час 30 минут.

        Ведь не всегда беседа с родителями должна быть продолжительной. Иногда бывает достаточно короткого разговора, даже несколько продуманно сказанных слов. Часто беседы с родителями помогают найти правильный подход к ученику.

        Индивидуальная работа с родителями и другими взрослыми членами семьи учащегося сложна и разнообразна. Индивидуальное общение, если оно продумано построено учителем, как правило, результативно.

        Преимуществом индивидуальной работы является то, что находясь наедине с учителем, родители откровеннее рассказывают ему о своих проблемах, затруднениях, иногда касаясь тех внутрисемейных отношений, о которых никогда бы не сказали при посторонних. Родители должны быть уверены, что все доверительно рассказанное учителю останется между ними, что любая откровенность в адрес учащегося, любая оценка его поведения и наклонностей, выказанная учителю, не будет при случае использована ему во вред, разглашена.  

Очень внимательно следует относиться к просьбам, с которыми родители часто обращаются к учителю. Не выполнить просьбу можно только в том случае, если её выполнение может принести вред ребенку. Если же просьба продиктована состоянием здоровья ребенка или другими серьезными обстоятельствам, её следует обязательно учесть в работе.

        Бывают просьбы, не относящиеся к здоровью ученика – пересадить на другую парту, чаще спрашивать на уроках, быть строже, требовательнее иди на оборот, мягче в обращении с детьми, проследить, чтобы ребенка не обижал кто-то из товарищей, и т.д. К этим просьбам, если они не продиктованы чрезмерной заботливостью мамы и папы, тоже следует прислушаться, так как родители хорошо знают своего ребенка.        

        Индивидуальное общение не только дает возможность учителю оказывать влияние на родителей, но и, в свою очередь, во многом помогают ему в выборе правильного подхода к детям.

        У одного ученика часто возникали конфликты с одноклассниками. Некоторые упрекали его в жадности, дразнили, в разговоре с матерью я выяснила, что дома он приучен к неукоснительному порядку в своих вещах и обязательности, спрашивать разрешения, если берешь чужую вещь. Наблюдения за детьми в классе показали, что конфликты возникают с Сашей именно тогда, когда кто-нибудь  передвинет что-то на его парте, возьмет без спроса его вещь. Похвалив его при всех за аккуратность, я на реплику о том, что он жадный напомнила о тех правилах, которые нужно выполнять, беря чужую вещь – вежливо спросить разрешения, аккуратно с ней обращаться, положить на место. Конфликты стали реже.

        Родитель должен почувствовать, что учитель заинтересован в беседе с ним. Поэтому не следует отвечать родителям односложно, говоря, что на все вопросы они получат ответы на родительском собрании. Чтобы рациональнее спланировать работу и наметить индивидуальный подход к каждому родителю, найти пути привлечения семьи к активному участию в делах класса и школы, можно предложить родителям вопросники. Что я и делаю на первом родительском собрании. Кроме традиционных вопросов, типа Ф.И.О д/адреса и места работы родителя, я обязательно прошу сообщать:  

1. каким ласковым именем называют ребенка в семье,

2. Особенности ребенка: характер, темперамент, внимательность, наблюдательность, возбудимость, дисциплинированность, др. качества и привычки.

3. Какие серьезные заболевания перенес ребенок в дошкольные годы.

4. Кто еще кроме родителей принимает участие в воспитании ребенка, ну и конечно -  чем любит заниматься ребенок в свободное время. Какие игры предпочитает, в каких мероприятиях школы вы хотели и могли бы участвовать.

        Просмотрев ответы на вопросы, я еще ни один раз возвращаюсь к этим своеобразным анкетам. Ответы родителей очень помогают в общении с детьми, а так же помогают построить индивидуальную работу в классе. Многие родители удивляются, когда слышат эти вопросы. Но они (родители) должны понимать, что учителю не безынтересна жизнь ребенка вне школы. Многие учителя готовят различного содержания памятки, которые вручают родителям и знакомят их в устной форме. Такие памятки помогают родителям своевременно сориентироваться в новой для них роли – родители школьника, упорядочивают некоторые организационные вопросы, сосредотачивают их внимание на первостепенном.

        Индивидуальные беседы с родителями могут происходить по их инициативе и по инициативе педагога. В беседе с родителями учитель не столько утверждает, сколько советуется, договаривается о совместных действиях, методах и приемах воздействия на ребенка.

        При создании детского коллектива я всегда стараюсь создать и коллектив родителей. Для этого провожу совместные мероприятия: классные  часы, походы, спортивнее состязания. Предлагаю родителям ту или иную поездку.

        Так, работая с предыдущим классом, мы с детьми посетили г. Тобольск, г. Кунгур, г. Сочи, провели множество автобусных экскурсий, выезжали на турбазу, прожили целый месяц в детском центре «Успех» на Верхнем бору.

        А для того, чтобы это организовать, нужен тесный и доверительный контакт с родителями. Многие родители стали дружить семьями, после общения друг с другом. Их объединили общие интересы детей.

        В этом учебном году я организовала поездку детей вместе с родителями в г. Кунгур. Желающих было много. Те из родителей, кто поехал с детьми приобрел новых друзей. Я же увидела детей совершенно в другой обстановке и о некоторых у меня сложилось мнение отличное от предыдущего. Родители сказали, что мы все: и дети, и родители и учитель стали ближе друг к другу.

Закончить свое выступление я хочу словами А. С. Макаренко

        «Семьи бывают хорошие, и семьи бывают плохие. Поручиться за то, что семья воспитает, как следует, нельзя. Говорить, что семья может воспитывать, как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание и организующим началом должна быть школа как представительница государственного воспитания».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы с родителями младших подростков по информационной безопасности детей

Памятка для родителей, которая призвана защитить детей от сетевых угроз и сделать пользование Интернетом максимально полезным....

Материал для работы с родителями младших школьников

Этот материал поможет учителям начальной школы при работе с родителями...

Семья - Ребенок – Школа. Формы и методы работы с родителями младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.

В данной статье даются рекомендации по работе  с  детьми  с тяжелыми нарушениями речи.(из опыта работы учителей - практиков)...

Доклад "Методы работы с родителями младших школьников." (Из опыта работы с семьёй и родителями по духовно-нравственному воспитанию младших школьников).

Духовно-нравственное воспитание - сложный психолого-педагогический процесс перевода объективных требований морали в личные убеждения человека. Чтобы заложить в душу ребёнка  высокие духовные и нр...

Обобщение опыта работы на тему «Разнообразные формы работы с родителями младших школьников»

Обобщение опыта работы на тему «Разнообразные формы работы  с родителями младших школьников»...

Выступление " Работа с родителями"

Формы и методы работы школы с родителями необходимо направлять на повышение психолого-педагогической культуры и знаний родителей, усиление взаимодействия школы и семьи, привлечение родителей к учебно-...