Программа внеурочной деятельности Шахматы 3 класс.
рабочая программа (3 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности «Шахматы» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и программы курса «Шахматы в школе» для начальных классов общеобразовательных учреждений. /Е.А. Прудникова.–М.: Просвещение, 2017.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vneurochnoy_deyatelnosti_shahmaty_3_klass.docx | 31.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа внеурочной деятельности «Шахматы» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и программы курса «Шахматы в школе» для начальных классов общеобразовательных учреждений. /Е.А. Прудникова.–М.: Просвещение, 2017.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Программа «Шахматы» предусматривает достижение школьниками начальных классов в процессе обучения определённых результатов — личностных, метапредметных и предметных.
Личностные результаты освоения программы отражают индивидуальные качества, которые учащиеся должны приобрести в процессе освоения программного материала. К личностным результатам относят:
- формирование основ российской гражданской идентичности;
- ориентацию на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации;
- наличие чувства прекрасного;
- формирование основ шахматной культуры;
- понимание важности бережного отношения к собственному здоровью;
- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;
- готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
- уважительное отношение к иному мнению;
- приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками;
- воспитание этических чувств доброжелательности, толерантности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств и обстоятельств других людей и сопереживания им;
- умение управлять своими эмоциями;
- дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- формирование навыков творческого подхода при решении различных задач, стремление к работе на результат;
- оказание бескорыстной помощи окружающим.
Метапредметные результаты освоения программы характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД): познавательных, коммуникативных и регулятивных.
Познавательные УУД:
- умение с помощью педагога и самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры;
- владение способом структурирования шахматных знаний;
- способность выбрать наиболее эффективный способ решения учебной задачи в конкретных условиях;
- умение находить необходимую информацию;
- способность совместно с учителем ставить и формулировать задачу, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого или поискового характера;
- умение моделировать, а также владение широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач;
- способность строить логические цепи рассуждений, анализировать и просчитывать результат своих действий, воспроизводить по памяти информацию, устанавливать причинно-следственные связи, предвидеть реакцию соперника, сопоставлять факты, концентрировать внимание, находить нестандартные решения.
Коммуникативные УУД:
- умение находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования различных позиций;
- способность формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, вести дискуссию, - обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;
- умение донести свою точку зрения до других и отстаивать собственную позицию, а также уважать и учитывать позицию партнёра (собеседника);
- возможность организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
Регулятивные УУД:
- умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Предметные результаты освоения программы характеризуют умения и опыт обучающихся, приобретаемые и закрепляемые в процессе освоения курса «Шахматы».
В результате освоения обязательного минимума знаний при обучении по данной программе обучающиеся начальной школы (1-4 классы) должны:
- приобрести знания из истории развития шахмат, представления о роли шахмат и их значении в жизни человека;
- владеть терминологией шахматной игры, понимать функциональный смысл и направленность действий при закреплении изученного шахматного материала;
- приобрести навык организации отдыха и досуга с использованием шахматной игры.
Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности
К концу второго года обучения обучающиеся должны:
- уметь видеть нападение со стороны партнера, защищать свои фигуры, нападать и создавать угрозы;
- защищать свои фигуры от нападения и угроз;
- решать шахматные задачи на тактику и видеть следующие тактические угрозы в партиях: двойной удар, связку, ловлю фигуры, сквозной удар, мат на последней горизонтали, открытый и двойной шахи;
- ставить мат одинокому королю ладьей и королем;
- разыгрывать шахматную партию с партнером от начала и до конца, правильно выводя фигуры в дебюте;
- реализовывать большое материальное преимущество.
Содержание курса внеурочной деятельности
Теоретические основы и правила шахматной игры
История шахмат
Шахматная игра как спорт в международном сообществе. Чемпионы мира по шахматам. Современные выдающиеся отечественные и зарубежные шахматисты.
Базовые понятия шахматной игры
Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о травмах и способах их предупреждения. Правила поведения шахматистов, шахматный этикет. Шахматные соревнования и правила их проведения.
Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам. Основные термины и понятия в шахматной игре: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король); ход и взятие каждой фигурой, нападение, защита, начальное положение, ход, взятие, удар, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья, ценность шахматных фигур, сравнительная сила фигур, стадии шахматной партии, основные тактические приёмы; шахматная партия, запись шахматной партии, основы дебюта.
Практико-соревновательная деятельность
Данный вид деятельности включает в себя конкурсы решения позиций, спарринги, соревнования, шахматные праздники.
Формой организации курса внеурочной деятельности является кружок «Шахматы».
Вид деятельности: познавательная деятельность.
Тематическое планирование курса внеурочной деятельности
№ п/п | Виды деятельности | Распределение часов |
Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры | ||
1. | Сведения из истории шахмат | 1 |
2. | Базовые понятия шахматной игры | 20 |
Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность | ||
3. | Конкурсы решения позиций | 4 |
4. | Соревнования | 8 |
5. | Шахматные праздники | 1 |
Общее количество часов | 34 |
Приложение
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Дата проведения |
1. | Из истории шахмат. Чемпионы мира по шахматам и выдающиеся шахматисты мира. | 07.09.18 |
2. | Шахматные фигуры (повторение). | 14.09.18 |
3. | Нападение в шахматной партии. Шах и защита от него. Рокировка (повторение). | 21.09.18 |
4. | Мат. Пат. Мат в один ход (повторение). Мат одинокому королю королем и ладьей. | 28.09.18 |
5. | Защита в шахматной партии: уход из-под нападения, уничтожение атакующей фигуры, защита фигуры. | 05.10.18 |
6. | Защита в шахматной партии: перекрытие, контрнападение. | 12.10.18 |
7. | Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? | 19.10.18 |
8. | Тактический прием «двойной удар». | 26.10.18 |
9. | Тактический прием «связка». | 02.11.18 |
10. | Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? | 16.11.18 |
11. | Тактический прием «ловля фигуры». | 23.11.18 |
12. | Тактический прием «сквозной удар». | 30.11.18 |
13. | Мат на последней горизонтали. | 07.12.18 |
14. | Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? | 14.12.18 |
15. | Тактический прием «открытый шах». | 21.12.18 |
16. | Тактический прием «двойной шах». | 28.12.18 |
17-20. | Шахматный турнир. | 11.01.19, 18.01.19, 25.01.19, 01.02.19 |
21. | Основы игры в дебюте: дебютные ловушки. | 08.02.19 |
22-23. | Основы игры в дебюте: атака на короля. | 15.02.19, 22.02.19 |
24-25. | Основы эндшпиля: реализация большого материального преимущества. | 01.03.19, 15.03.19 |
26-28. | Основы анализа шахматной партии. | 22.03.19, 05.04.19, 12.04.19 |
29. | Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? | 19.04.19 |
30-33. | Шахматный турнир. | 26.04.19, 17.05.19, 18.05.19, 24.05.19 |
34. | Шахматный праздник. | 25.05.19 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся 1класса «Умники и умницы» Автор программы: учитель начальных классов Зыбанова Татьяна Павловна МКОУ «СОШ №23» п. Айхал, Мирнинский район.
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интелл...
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...
Рабочие программы для 2 и 4 класса программы внеурочной деятельности у рок русского языка 4 класс
Содержатся программы с прописанными УУД...
Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности . Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)
Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности .Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)...
Сценарий занятия для обучающихся 1-2х классов по внеурочной деятельности в рамках программы внеурочной деятельности «Разноцветные лучики » на тему «Краски осени»
Тип занятия: комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике).Возрастная категория: 7- 8 лет.Целевые установки: формирование у детей посредством творческой деятельности представлен...