Разработка внеурочного занятия "Святость семьи и родного очага"
план-конспект занятия (3 класс)
Разработка занятия по курсу внеурочной деятельности "Православная культура" (3 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
svyatost_semi_i_rodnogo_ochaga.docx | 26.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 1 имени Героя Советского Союза Е.И.Стерина»
Методическая разработка по курсу внеурочной деятельности
«Православная культура» на тему:
«Святость семьи и родного очага»
Подготовила:
учитель начальных классов
Зуськова Марина Викторовна
Рославль
2019 год
Цели и задачи занятия:
- показать значение семьи, домашнего тепла;
- формировать у обучающихся представления о семье, как о людях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге;
- воспитывать уважение к родным, гордость за свою семью, желание заботиться о близких людях;
- формировать положительное отношение, уважение к семьям одноклассников;
- совершенствовать семейное творчество и сотрудничество семьи и школы;
- развивать речь, умение рассуждать.
Планируемые результаты.
Предметные – понимать особенности семейных традиций в православной культуре.
Метапредметные - уметь работать с различными источниками, рассуждать, делать выводы, анализировать, проводить исследовательскую деятельность.
Личностные - испытывать чувства доброжелательности, понимания и сопереживания своим родным; осознавать свою роль в семье и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах христианской семьи.
Оборудование: презентация, детские рисунки о семье.
Ход занятия
- Организационный момент. Активизация опорных знаний.
(Звучит музыка Френка Дюваля«Вальс дождя»).
Учитель: Посмотрите как ласково нам улыбается солнышко. Улыбнитесь друг другу. Прикоснитесь друг к другу ладошками. Что исходит от солнышка и от ваших рук? (Тепло)
- Сообщение темы занятия.
Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы поговорим о чем-то приятном, светлом, согревающем душу каждого человека. А вот о чем, вы узнаете, посмотрев следующий видеоролик.
Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? (О семье.)
Тепло нам бывает не только от солнечных лучей или от ладошек. Очень часто мы говорим «Тепло родного очага». Как вы понимаете выражение “родной очаг”? (Дети высказывают свои мысли и чувства.)
В толковом словаре Ожегова написано, что ОЧАГ – это устройство, для разведения и поддержания огня. Первобытный человек ценил очаг больше всего. Именно вокруг очага люди стали возводить стены, крышу – словом строить дом. Вокруг очага, от которого исходило тепло, собиралась семья. В современном мире очаг заменили батареями, а выражение “родной очаг” осталось.
А что такое семья?
Дети высказывают своё мнение.
Учитель: У каждого из нас есть своя семья, родительский дом, где нас ждут, помнят и за всё простят. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению. И где бы мы ни были, мы всегда помнили о своей семье, о близких нам людях: о родителях, сёстрах и братьях, бабушках и дедушках. Семья – совсем как маленькая Вселенная; создать хорошую семью нередко бывает труднее, чем, скажем, написать книгу, сделать открытие.
Семья - это взрослые и дети, которые живут вместе. Замечательно, если она большая. Однако семья может быть и маленькая: например мама и сын. Но если они любят друг друга, внимательны и заботливы, то это хорошая, настоящая семья.
- Работа по теме занятия.
Стихотворение Золтана Зелка “Какой хороший вечер”.
Какой хороший вечер!
Как хорошо быть вместе!
С газетой папа дремлет,
Готовит мама ужин.
Под крышей пар в кастрюльке
Насвистывает песню,
А мотылёк прозрачный
Под яркой лампой кружит.
Глаза мои закрылись…
Раскрыть бы их пошире,
Глядеть бы удивлённо,
Да открывать мне лень их.
Весь мир исчез.
Лишь мама
Посередине мира.
И я, уже уснувший,
У мамы на коленях.
Учитель: Хотелось ли вам жить в такой семье? Почему?
Учитель: Вот ещё одна семья (дети разыгрывают сценку).
Сценка про дочку
Действующие лица: мама, папа, бабушка, дочка.
Мама
Доченька! Доченька!
Сделай одолжение!
Покорми братика
Сливочным печеньем!
Дочка
Надоело, мама, мне братом заниматься,
На качелях я хочу в парке покататься!
Папа
Доченька! Милая!
Убери в квартире!
На твоём столе давно
Горы мусора и пыли!
Дочка
Если очень нужно вам – уберите сами!
Три часа уже решаю трудное заданье!
Бабушка
Внученька, родная!
Едем мы на дачу.
Без тебя на даче
Наш котёнок плачет.
Внучка
Я на дачу не хочу! Всё мне надоело!
Ведь полоть я не умею, а малина не поспела.
Все вместе (кроме девочки): Что поделать с девочкой, подскажите нам, может показать её нужно докторам?
Дети высказывают своё мнение.
Учитель: У каждого в семье должны быть свои обязанности. А есть ли у вас дома свои обязанности? Какие?
Дети рассказывают о том, какие обязанности возложены на них в семье.
Учитель: Давайте поиграем в веселую игру – “Распределение обязанностей в семье”.
- 1 ряд - мамы
- 2 ряд - папы
- 3 ряд – дети
Учитель называет обязанности, если это обязанность мамы, то встает 1-й ряд - встают и сразу садятся и т.д.
Вопросы для игры:
1) Готовить обед.
2) Отремонтировать утюг.
3) Собирать портфель.
4) Мыть посуду.
5) Ухаживать за цветами.
6) Застилать постель.
7) Убирать квартиру.
8) Погулять с младшим братиком или сестренкой.
9) Сделать покупки в магазине.
10) Оберегать тепло родного очага.
Где бы мы ни были, мы всегда помним о своей семье, о близких нам людях: о родителях, сёстрах и братьях, бабушках и дедушках. Семья – совсем как маленькая Вселенная; создать хорошую семью нередко бывает труднее, чем, скажем, написать книгу, сделать открытие. Раз семья - Вселенная, пусть маленькая, должны существовать и загадки Вселенной. И они действительно существуют. На каждую загадку есть разгадка и некоторые из них мы попытаемся сегодня разгадать!
«Загадки о домочадцах» (Слайд загадки)
- Кто на свете для ребенка
Всех мудрее и добрее?
Руки чьи всегда в работе?
Седина в чьих волосах?
Кто, забыв дела, заботы,
Приходила к нам на днях? (Бабушка).
- Кто в очках сидит с газетой,
Все читает: то и это?
Кто в субботу спозаранку
Уезжает на рыбалку?
Домино кто обожает,
А политиков ругает? (Дедушка).
3. В гараже кто пропадает,
Меры времени не знает?
Говорит: «Приду сейчас!» -
Ждем его четвертый час!
Кто зарплату в дом приносит?
Мусор раз в году выносит? (Папа).
4. Кто всегда с утра пораньше
Гладит, вяжет, моет, шьет?
Кто рукой в окно помашет?
Кто от радости поет?
В парикмахерскую мчится
Этот кто-то иногда. (Мама).
- У кого друзья повсюду,
Телевизор тоже друг?
Кто не любит мыть посуду,
Чистить вредный едкий лук?
Кто, на улице гуляя,
Счет минутам не ведет?
Кто, параграфа не зная,
Смело на урок идет? (Сын).
- У кого всегда в порядке
Книжки, ручки и тетрадки?
Маме кто всегда поможет?
Кто белье в комоде сложит?
Кто польет в горшках цветы?
С телефоном кто на «ты»? (Дочь).
Физминутка
Ну-ка, ребята, дружно все вместе
Мы станцуем танец на месте.
Но для начала, но для порядка
Сделаем вместе морскую зарядку.
Руки на плечи друг друга положим,
Влево качнемся и вправо тоже.
Как на волнах, нас море качает,
Ветер морской нас обдувает.
Ветром сорвало парус на рее,
Ну-ка подтянем, канаты дружнее!
Еще раз подтянем, ведь мы не устали,
У нас мореходы сидят в этом зале.
В бинокль осмотрим просторы морские.
Все море спокойно, стихла стихия.
Тогда для веселья в ладошки похлопаем,
Ножками вместе дружно потопаем.
Если каждый член семьи занят своим делом, то в доме царят уют, тепло, гармония. Там, где все заботы по дому лежат на одних плечах, как правило, селятся раздражение и непонимание.
В народных пословицах и поговорках говорится о том, как непросто поддерживать семейный очаг, семейное тепло.
Следующий наш конкурс называется «Пословица недаром молвится». Из набора слов, которые вы сейчас получите в конвертах, составьте пословицу.
1. семья, месте, и, Когда, сердце, на, вместе.
2. до, Семейные, беды, нелады, доведут.
3. трясти, Дом, не, вести, рукавом.
4. каша, родной, и, гуще, семье, В.
5. детей, они, нас, а, на, мы, походим, Не, на.
Даны пословицы: «Когда семья вместе, и сердце на месте».
«Семейные нелады доведут до беды».
«Дом вести – не рукавом трясти».
«В родной семье и каша гуще».
«Не мы на детей походим, а они на нас».
Чтобы всем в нашем доме было хорошо и тепло, надо сформулировать законы семьи, а помогут нам в этом слова на карточках. Возьмите эти карточки и прикрепите их на доску.
Дети размещают на доске “бревна”, на которых написаны слова:
- ТЕПЛО
- ЗАБОТА
- УВАЖЕНИЕ
- ПОМОЩЬ
- ПОНИМАНИЕ
- ДОБРОТА
- ЛЮБОВЬ
- РАДОСТЬ
- УЮТ
- СЧАСТЬЕ
- ДРУЖБА
- ВЕРНОСТЬ
- МИР
- ТРАДИЦИИ
В результате выстроен “дом”. На “крыше” написано слово “семья”.
Построим дом уютный для семьи своей,
В нем дверь откроем настежь для друзей.
Чтоб в доме том, все очень дружно жили
Кирпичики любви, добра и уваженья
Мы в стены дома заложили.
Мы построили дом, в котором тепло. Соберите в ладони это тепло. Пусть его будет много. Почувствуйте его. Поделитесь своим теплом друг с другом и передайте его со свечой. Давайте зажжем семейный очаг нашего класса. (Ученики передают горящую свечу друг другу).
Пусть в ваших семьях всегда царят понимание и любовь!
Семья – это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слезы и смех,
Взлет и падение, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.
Семья – это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом –
Сердце навеки останется в нем!
Звучит музыка Франка Дюваля«Вальс дождя»
Что может быть семьи дороже?
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!
Отец и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно впятером.
Малыш для старших как любимец,
Родители - во всем мудрей,
Любимый папа - друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье.
Что может быть ее дороже
На этой сказочной земле.
Ежегодно в нашей стране 8 июля отмечается День семьи, любви и верности. Издревле покровителями семьи на Руси были святые Петр и Феврония.
Видеоролик «Молитва о семье».
- Итог занятия.
Наше занятие подходит к концу. Продолжите пожалуйста фразу: Сегодня я узнал (понял)….
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание в 4 классе "Тепло родного очага"
Родительское собрание "Тепло родного очага" проводилось в 4 классе, как итог проекта "Моя семья". Дети и родители сделали совместно большую работу: написали сочинения на тему проекта, нарисовали рисун...
Классный час "Тепло родного очага"
Этот материал может быть использован как первый классный час в учебном году, так и мероприятие, посвященное семье....
Праздник"Свет родного очага"
Праздник подготовлен для родителей на семейный вечер в рамках внеклассного мероприятия....
Классный час "Тепло родного очага"
Методическая разработка для учащихся 3-4 классов о ценности семьи, русских традиций и обрядов....
Тепло родного очага.
Пояс...
« Обобщающее занятие по теме "Родной очаг" «Родные просторы»
« Обобщающее занятие по теме "Родной очаг" «Родные просторы» ( Истоки)...
Методическая разработка внеурочной деятельности "Мой край-родная Белгородчина"
Данная разработка раскрывает историю Белгородчины, дает познать интересные факты, и приориты на родной Белгородчине...