Путь к успеху
статья
Предварительный просмотр:
Профилактическая работа с подростками девиантного поведения в Государственном казенном общеобразовательном учреждении Московской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. «Вдохновение» в рамках программы "Путь к успеху" по направлению "Азбука здоровья: профилактика вредных привычек
Буянова Людмила Юрьевна - воспитатель
Разделы: Социальная педагогика, Коррекционная педагогика
Актуальность
Изменения в политической и социально-экономической ситуации в России, социальная дифференциация, происходящая в молодёжной среде, оказали и продолжают оказывать негативное влияние на подрастающее поколение.
В России вновь имеет место нищета, беспризорность, правовая незащищенность несовершеннолетних. Молодёжь вынуждена адаптироваться к подобным условиям, и результаты вживания в окружающую среду на лицо: ранняя алкоголизация, потребление наркотических, токсических, психотропных веществ, нежелание учиться, работать, бродяжничество.
Среди молодежи усилился нигилизм, демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым поведение, чаще и в крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Темпы роста подростковой преступности заметно опережают темпы роста правонарушений в других возрастных группах.
В последнее десятилетие для России безнадзорность и правонарушения в подростковой среде превратились в проблему, представляющую серьёзную угрозу здоровью населения, социальной сфере и правопорядку.
Так как подростковый возраст характеризуется бурными процессами физического развития, полового созревания и формирования личности. Подросток начинает осознавать себя личностью, сравнивает себя с окружающими, сверстниками, что стимулирует его к самовоспитанию. В это время формируется и даже может резко измениться его характер. Подросткам нравятся острые ощущения, они любопытны, не могут прогнозировать, стремятся к независимости. Все это относится к подростковому возрасту вообще. Но есть определенная категория подростков, у которых перечисленные качества проявляются резче, что приводит их к противостоянию с окружающими, к конфликтам с ними даже к противоправным действиям.
Они не любят трудиться, не способны к волевым усилиям, систематическим занятиям, часто нарушают дисциплину, конфликтуют с учителями, со сверстниками, с родителями, иногда бросают школу, курят, пьют, бродяжничают, употребляют наркотики, нарушают законы и считают себя неудачниками. Такие подростки относятся к “группе риска”. Эта группа несовершеннолетних выделенная на основании определенного набора социально-демографических, личностных и психологических признаков, характеризуется большой склонностью к злоупотреблению ПАВ, безнадзорным образом жизни, совершением правонарушений.
Для более успешной профилактической работы с подростками “группы риска” необходимо помнить о причинах, порождающих различные формы отклонений, такие как:
- социально-педагогическая запущенность, когда подросток ведёт себя неправильно в силу своей невоспитанности, отсутствия у него позитивных знаний, умений, навыков или в силу испорченности неправильным воспитанием, сформированностью у него негативных стереотипов поведения;
- глубокий психический дискомфорт, вызванный неблагополучием семейных взаимоотношений, отрицательным психологическим микроклиматом в семье, систематическими учебными неуспехами, не сложившимися взаимоотношениями со сверстниками в коллективе, неправильным (несправедливым, грубым, жестоким) отношением к нему со стороны родителей, учителей, товарищей и т.д.;
- отклонения в психическом и физическом состоянии здоровья, возрастные кризисы;
- отсутствие условий для самовыражения, разумного проявления внешней и внутренней активности; занятости полезными видами деятельности; позитивных и значимых социальных и личных, жизненных целей и планов;
- отсутствие твердых образцов поведения и моральных границ, ослабление социального контроля способствуют росту отклоняющегося и саморазрушающего поведения в подростковой среде. В связи с этим возникла необходимость вести эффективную работу по профилактике безнадзорности, правонарушений и злоупотребления психоактивными веществами.
Поэтому так важно сегодня создать среду, свободную от условий, деформирующих сознание подростка, порождающих отклоняющееся поведение.
Работа по профилактике правонарушений предполагает целый комплекс социально-профилактических мер, направленных на психолого-педагогическую коррекцию личности “трудного” подростка, а также мер по восстановлению его социального статуса в коллективе сверстников.
Решать эти задачи невозможно в одиночку. В создавшихся условиях необходимо объединить усилия педагогов, социальных работников, психологов, родителей, работников правоохранительных органов.
Немаловажная роль в воспитании, организации занятости, профилактике правонарушений среди несовершеннолетних отводится работе с подростками оказавшимися в трудной жизненной ситуации в детских домах.
Как показывает многолетний опыт практической деятельности по профилактике преступлений и правонарушений, при организации профилактической работы, как правило, недооценивается роль дополнительного образования.
Деятельность в сфере дополнительного образования увеличивает пространство, в котором подростки могут развивать свою активность, демонстрировать те качества, которые часто остаются невостребованными основным образованием. Интеграция основного и дополнительного образования может дать положительный эффект в работе по предупреждению преступлений и правонарушений.
Одним из приоритетных направлений деятельности по работе с трудными подростками должно являться создание единого воспитательного пространства, что и делают педагоги детского дома.
Социально-реабилитационный центр предназначен для временного проживания и социальной реабилитации детей и подростков в возрасте от 3 до 18 лет, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в экстренной социальной помощи. Ребёнок в СРЦ обычно находится до полугода. За это короткое время не всегда удается преодолеть все негативные последствия его противоестественной жизни. Но есть возможность хотя бы приобщить его к другим формам взаимоотношений между людьми: без угроз, оскорблений, физических расправ. Он должен понять, что можно жить в обществе, в котором нет насилия, где люди уважительно и по доброму относятся друг к другу. Важнейшая задача работников СРЦ – показать ребенку, что существует мир, в котором его понимают, принимают, хотят ему добра, пытаются создать условия для того, чтобы он, в свою очередь, принял новую систему социальных отношений, освоился в ней и захотел жить в соответствии с ней.
Вся деятельность детского дома нацелена на коррекцию и реабилитацию детей.
Одним из важных вопросов с которым приходится сталкиваться во время реабилитации подростков попавших в детский дом , это то, что у многих из них имеются вредные привычки, т.е. привязанность к употреблению ПАВ: курение, алкоголизм и наркомания.
Эти вредные привычки детей чаще всего возникают из-за невнимательности взрослых, когда ребенок предоставлен самому себе, и некому объяснить ему, чего делать не следует, а сам ребенок, естественно, ничего такого не замечает.
Поэтому, как правило, в подростковом возрасте, ребенок приобретает все более серьезные дурные привычки. Профилактика вредных привычек подростков должна проводиться в каждой семье, и была бы более действенной, если бы взрослые, подающие пример своему ребенку, сами не были подвержены влиянию таких привычек.
Ведь переходный возраст – это период конфликтных отношений подростков со взрослыми. Это естественно, потому что подростковый возраст – это своего рода второе рождение ребенка, когда физическое развитие организма и созревающий интеллект побуждают подростка примерять на себя новую общественную роль и бросать вызов старшим.
В это время подросток пытается обрести свое взрослое “Я”. Эти поиски своего нового “Я”, а также моральные и физические искания могут приводить к стрессам и возникновению трудностей в общении со взрослыми. Выглядя взрослыми и уже не чувствуя себя детьми, подростки очень переживают, что их не воспринимают как взрослых и что в силу возраста они все еще ограничены в свободе действий.
В общественной жизни подростка важным моментом являются их личные привязанности. В этом возрасте они стремятся развивать отношения со своими ровесниками. Характер этих отношений может быть самым разным: от крепкой дружбы до принадлежности к одной группе или команде. Такое поведение возникает из потребности действовать независимо от взрослых и быть принятым среди сверстников: начинают одинаково одеваться, сбиваться в группы, придумывать свои шутки и собственный жаргон, использовать в своем поведении так называемые атрибуты взрослой жизни(косметика, манеры поведения, сигареты, спиртные напитки и т.п.). Но знания подростков о влиянии алкоголя и табака и наркотиков на организм человека не удерживают их от проб этих веществ.
Знание психологических особенностей детей подросткового возраста позволило мне разработать направление “Азбука здоровья: профилактика вредных привычек”.
Цель:
Сформировать у воспитанников детского дома представление об опасности воздействия алкоголя, курения и наркомании на здоровье и жизнь человека.
Задачи:
- повысить уровень информированности детей о проблеме наркомании, табакокурении и алкоголизма;
- дать представление о возможных способах отказа от нежелательного воздействия алкоголя, наркотиков и курения, умение сказать “Нет”;
- изменить отношение детей к вредным привычкам;
- формировать мотивацию к сохранению здоровья.
Этапы реализации направления:
Первый этап – организационный (сентябрь) – непосредственное планирование с учетом обстановки и рекомендаций специалистов, изучение потребностей и запросов детей, выявление особенностей развития ребёнка, сформированности у него определенных личных качеств, уровня развития знаний, умений и навыков. (Приложение 1)
Второй этап – деятельностный(октябрь-апрель) – координация действий, осуществление запланированных мероприятий, разработка системы контроля за их реализацией.
Третий этап – итоговый(май) – анализ работы, отчет (Приложение 2). Планирование на следующий год с учетом рекомендаций, выработанных в результате анализа.
Кадровое обеспечение:
Психологи социально-психологической службы ГКОУ МО "Вдохновение";
Социальные педагоги,
Педагоги-организаторы;
Школьные психологи;
Классные руководители;
Педагоги дополнительного образования;
Специалисты, работающие в области профилактики злоупотребления подростками психоактивными веществами (ПАВ);
Методы работы:
В работе с подростками девиантного поведения применяю разнообразные методы (вовлечение в деятельность, стимулирование, увлечение, доверие, сотрудничество и т.д.), но наиболее эффективными считаю следующие:
Метод переубеждения (предоставление воспитанникам убедительных аргументов, включение их в критический анализ своих поступков);
Метод переключения (занятия подростка трудом , учебой, спортом, новой общественной деятельностью).
Формы работы:
Групповая работа;
Мини-лекции, дискуссии;
Мозговые штурмы (Метод мозгового штурма — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения) ;
Беседы, встречи;
Ролевые игры;
Просмотр и обсуждение видеофильмов, презентаций;
Индивидуальные консультации;
Тесты, анкетирование;
Экскурсии;
Конкурсы;
Праздники;
Спортивные мероприятия.
Ожидаемый результат:
Усвоение детьми понятия устойчивого здорового развития личности, что табак, алкоголь и наркотики – вещества, приносящие вред здоровью;
Приобретение навыков и умений выхода из кризисных ситуаций.
Используемая литература:
Вострокнутов Н.В. Антинаркотическая профилактическая работа с несовершеннолетними групп социального риска: руководство для специалистов соц.практик/ Министерство образования и науки РФ.-М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004.
Воронова Е.А. Здоровый образ жизни в современной школе: программы, мероприятия, игры. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.
Матвеева Е.М. Азбука здоровья: профилактика вредных привычек. Воспитательная работа в классах коррекции. 5-9 классы. – М.: Глобус, 2007.
Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Высоцкая Н.В. Подростки XXI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях: 8-11 классы. – М.: ВАКО, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитательная система школы "Путь к успеху"
PUT_K_USPEHU.jpg...
Программа «Путь к успеху».
Разработана в результате обобщения опыта работы по профилактике с детьми «группы риска», направленная на адаптацию этих детей в социуме, на формирование личностных нравственных качеств &la...
Современные средства обучения - путь к успеху.
Средств обучения много, среди них необходимо найти то, что эффективнее сейчас, сегодня, на этом уроке. С появлением в школе ноутбуков уроки стали интереснее, результативнее....
Путь к успеху. Отчет о проведении эксперимента в начальной школе
Модель разноуровневого обучения....
Программа "Путь к успеху", 2 класс
Программа для обучения родителей "Путь к успеху", 2 класс...
Программа воспитательной работы "На пути к успеху"
Программа воспитательной работы в начальной школе....
Развивающая программа "Путь к успеху"
Развтие мыслительной деятельности на уроках русского языка у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной пассивностью...