Путь к успеху. Отчет о проведении эксперимента в начальной школе
статья на тему
Предварительный просмотр:
Отчёт о проведении эксперимента
« Путь к успеху ».
Каждому ребёнку, пришедшему в школу, хочется хорошо учиться, а нам хочется как можно лучше научить своих учеников. Дети приходят с разными способностями, с разным складом ума, с разным уровнем воспитания. В 1 классе ещё сложно прогнозировать перспективы развития ученика. В 2 классе уже легче выделить группу детей, которым необходимо с первых дней предложить задания повышенного уровня сложности, чтобы у них не пропал интерес к учёбе и группу, которой надо протягивать руку помощи. Путь к достижению положительного результата может быть только путём "от успеха к успеху ". Для ученика важно постоянно, на каждом уровне чувствовать свою успешность. Это возможно только в том случае, если уровень сложности заданий соответствует уровню возможностей ребёнка.
Вся параллель 3 классов была разделена в 2007/2008 учебном году на три потока по каждому предмету.
При разделении учитывались индивидуальные особенности ребёнка, его способности, темп работы, умение работать самостоятельно.
1 группа учащихся:
Дети, которые хорошо усваивают материал, умеют работать самостоятельно, Имеют «вкус» к творческим заданиям. Все контрольные работы предлагаются на более высоком уровне и с дополнительными заданиями поискового и творческого характера.
2группа учащихся:
Дети не сразу усваивают обязательный материал, но с интересом относятся к предмету. Имеют трудности при выполнении самостоятельных заданий. Объём работы выстраивается по усмотрению учителя, но не ниже стандарта. Важно учить самоконтролю и самооценке.
3группа учащихся:
Это ребята, которые медленно усваивают обязательный материал, испытывают трудности в организации самостоятельной работы. Темп работы - медленный. Основной акцент в деятельности учащихся должен делаться не на быстрый темп, а на его осмысление.
В зависимости от своих возможностей и способностей ученик может
обучаться:
Например: 1 группа - по русскому языку.
- группа - по литературе.
- группа - по математике.
Возможен переход из одной группы в другую. Он происходит по результатам собственных достижений ученика.
Цель: Создание максимально комфортных условий для детей при переходе на обучение в потоке.
Задачи: 1. Организовать режим обучения каждого учащегося.
2.Осуществлять педагогическое сопровождение детей и наблюдение за их
эмоциональным состоянием.
3. Проводить работу с родителями, направленную на объяснение целей
эксперимента.
Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что разделение на группы, станет благоприятным условием для максимального развития каждого ребенка.
Методы исследования: Анализ, опрос, наблюдение.
Участники эксперимента: учащиеся 3 классов(47 человек), учителя (30 педагогов).
В «Начале работы мы сталкивались с определёнными трудностями:
- На этапе разделения классов на группы.
Мы не имели чётких критериев отбора. Разделение шло по результатам тестов, контрольных работ.
- При организации процесса обучения.
Возникали сложности с расписанием. Дети не могли разобраться в какой они
группе.
- Разъяснение целей и задач эксперимента родителям.
Родители привыкли к традиционному обучению и вначале не понимали
смысл эксперимента.
Учащиеся тоже сталкивались с определёнными трудностями:
1. Смена учителя.
2. Обучение в новых коллективах (смешанные по составу группы, установление межличностных отношений).
Все проблемы решались в ходе эксперимента совместно с учителями, администрацией, психологами, родителями, детьми.
План работы:
После адаптационного периода мы наметили план воспитательной работы, направленный на сплочение 3 классов как единого коллектива.
- Проведение совместных праздников. Работа проводилась как по классам,
так и в смешанных группах. - Организация совместных поездок.
Во время поездок мы смогли осуществлять индивидуальное наблюдение за общением между детьми во внеучебной обстановке.
3. Организация совместных творческих дел, в ходе которых прослеживалось
умение работать вместе, на общий результат.
Результаты работы:
В ходе эксперимента удалось:
- Сплотить коллектив (у детей не возникает нежелания работать вместе.
Завязались дружеские отношения между учениками разных классов) - Произошло сплочение родительского коллектива. Проведение
совместных праздников позволило родителям увидеть возможности
детей других классов. - У некоторых детей и их родителей снизилась тревожность по
отношению к учёбе.
Вызывают опасения следующие моменты:
1. Снижение активности некоторых детей, как в обучении, так и в проведении внеклассных мероприятий.
2. В целях сохранения класса как коллектива, на наш взгляд, необходимо в расписание включить 1-2 урока в неделю всем классом.
Выводы:
В ходе эксперимента максимально положительный результат получили дети,
обучающиеся в 3 группе.
Повысилась успеваемость, учебная мотивация, самоконтроль, самооценка.
Считаем, что из-за повышения уровня развития у многих детей, необходимо пересмотреть состав групп, причём существует необходимость ещё в одной группе, т.к. появилось много детей способных учиться во 2 группе.
Предполагаем, что в 4 классе продолжение эксперимента полностью подтвердит нашу гипотезу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение образовательных и информационных технологий при выполнении учебного эксперимента в начальной школе
В статье описано использование информационных технологий при выполнении учебного лабораторного эксперимента на уроках окружающего мира в начальных классах...
Работа с лабораторным оборудованием. Изучаем окружающий мир: естественно-научный эксперимент в начальной школе.
На уроках естествознания в начальных классах естественнонаучным и техническим вопросам, как правило, уделяется недостаточно внимания. В то же время многие школьники увлекаются именно этими вопросами.К...
Ситуация успеха на уроках русского языка в начальной школе
Что такое успех и ситуация успеха? Как помочь ребенку почувствовать себя успешным на уроках русского языка в начальной школе?...
Презентация на тему: "создание ситуаций успеха и неуспеха на уроках в начальной школе"
Презентация на тему: "создание ситуаций успеха и неуспеха на уроках в начальной школе"...
Опыты и эксперименты в начальной школе
Сборник опытов и эксперементов! Для реализации научно-исследовательской деятельности в рамках предмета "окружающий мир"....
Мастер-класс "Применение образовательных и информационных технологий при выполнении учебного эксперимента в начальной школе"
В современном школьном образовании при переходе на стандарты нового поколения большое внимание уделяется системно-деятельностному подходу к обучению....
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов "Ситуация успеха в учебно-воспитательном процессе в начальной школе"
Создание ситуаций успеха является созидающим приёмом педагогического воздействия, т.к. практическая организация этих ситуаций оказывает положительное влияние на развитие ребёнка. Практические приёмы....