Развивающая программа "Путь к успеху"
рабочая программа (русский язык, 2 класс) по теме
Развтие мыслительной деятельности на уроках русского языка у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной пассивностью
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razv_prog.docx | 37.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное среднее общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №77 п.Казачьи Лагери
Развивающая программа «Путь к успеху»
Составила: педагог-психолог
Щербакова О.В.
Пояснительная записка
56% детей, поступивших в школу, имеют трудности в обучении: нет системы знаний, много пробелов в усвоении учебного материала, низкий уровень познавательных и психических процессов, наблюдается дисграфия, дислалия, а также из-за психологических причин (рассогласования между отдельными сторонами психического развития - мотивационной и операциональной), из-за слабого здоровья, отсутствия первого звена образования, нарушения родительских функций, отклонений в поведении возникает пассивная защитная функция организма, что приводит к отставанию в школьных навыках.
Отставание в развитии лексико-грамматической стороны речи затрудняет работу в структурном построении предложения, у школьников с нарушением слухового восприятия много ошибок на грамматические правила.
Считаю мини-программу «Путь к успеху» актуальной и своевременной. В программу входят занимательные упражнения и дидактические игры, которые способствуют активизации познавательной и интеллектуальной деятельности на занятиях по русскому языку.
Цель - преодоление школьной дезадаптации.
Задачи:
1.Развитие и коррекция психологических функций.
2.Формирование навыков активного, осознанного, правильного использования и понимания языковых средств как в устной, так и
в письменной речи.
3.Способствовать формированию фонематического слуха, орфографической зоркости.
4.Формировать стремление к успеху, самостоятельности.
Методическое сопровождение
Нарушение письма - составляет значительный процент среди других нарушений речи, встречающихся у младших школьников. В основе этих ошибок лежат серьезные причины: несформированность фонетико-фонематической и лексико- грамматической сторон речи. Ликвидировать пробелы знаний по русскому языку поможет подборка коррекционно-развивающих заданий, построенных на занимательном материале. Познавательные упражнения, дидактические игры помогут увлечь, мобилизировать внимание, активизировать деятельность детей; улучшить успеваемость; дадут возможность повысить самооценку, почувствовать уверенность в своих силах. В случае затруднения младшим школьникам предлагается направляющая помощь в форме таблиц, наглядныхсхем, упражнения на компьютере.
Коррекционно-развивающая программа по русскому языку «Путь к успеху» состоит из 24 занятий для групповой работы. Время проведения занятия рассчитано на 40 минут 1 раз в неделю. В процессе занятия используется пальчиковая гимнастика для развития ловкости, снятия морального напряжения; комплекс упражнений для улучшения умственной деятельности, дидактические игры, а также точечный массаж в педагогике для развития тонкой моторики, снятия мышечных спазм, переутомления.
Ожидаемые результаты:
1.Повышение школьной мотивации, образовательного ценза.
2.Активизация познавательной и интеллектуальной деятельности.
Рекомендации родителям:
-контроль за посещением учащихся и выполнением домашних заданий;
-совместная подготовка домашних заданий;
-планирование деятельности, введение строгого распорядка дня;
-систематические поручения;
-расширение познавательного климата семьи;
-поощрение за выполненную работу.
Тематическое планирование
№ Тема Срок
1 «Предложение»
Цель: способствовать развитию умения слушать, чувствовать и понимать интонационную законченность предложения; развивать фонемное восприятие.
2 «Прописная буква»
Цель: формирование умения писать имена собственные; коррекция познавательных процессов.
3 «Слово. Ударение»
Цель: развитие фонематических обобщений в процессе упражнений по фонематическому анализу и синтезу слов; формирование умения анализировать морфологическую структуру слова, выделять части слова; увеличить словарный запас по теме «Зоопарк», «Дикие животные». Оборудование: картинки с животными.
4 «Безударные гласные»
Цель: обогащение активного словаря; расширение кругозора, активизировать мыслительную деятельность; развивать слуховое и зрительное восприятие.
5 «Парные звонкие и глухие согласные»
Цель: формирование умения писать парные звонкие и глухие согласные; коррекция познавательных процессов.
6 «Непроизносимые согласные»
Цель: закрепить правописание орфограммы; обогащать активный словарь; активизация познавательных процессов.
7 «Удвоенные согласные»
Цель: развивать фонемное восприятие; закрепить правописание орфограммы; обогащать активный словарь; активизация познавательных процессов.
8 «Мягкии знак»
Цель: закрепить правописание мягкого знака; развивать фонематические обобщения в процессе упражнений по звуковому анализу и синтезу слов; коррекция слуховой памяти и слухового восприятия; способствовать расширению словарного запаса; формирование умения различать на слух твердые и мягкие фонемы.
9 «Разделительный мягкий знак»
Цель: закрепить правописание орфограммы; развивать фонематические обобщения в процессе упражнений по звуковому анализу и синтезу слов; развивать слуховую память и слуховое восприятие; расширять словарный запас.
10 «Твердый знак»
Цель: развивать орфографическую зоркость; коррекция познавательных процессов.
11 «Правописание чк,чн, нч»
Цель: закрепить правописание орфограммы; коррекция познавательных процессов.
12 «Правописание жи-ши»
Цель: развивать орфографическую зоркость; коррекция познавательных процессов.
13 «Правописание ча-ща»
14 «Правописание чу-щу»
15 «Родственные слова»
Цель: способствовать формированию понятия о родственных словах; упражнять в подборе родственных слов; активизировать мыслительную деятельность; обогащать активный словарь.
16 «Приставки»
Цель: закрепление правописание приставок; развивать речеслуховую и зрительную память, фонематическое восприятие; обогащать активный словарь; коррекция познавательных процессов. Оборудование: карточки со схемами.
17 «Суффикс»
18 «Предлоги»
Цель: способствовать закреплению предлогов в экспрессивной речи и на письме; уточнение семантики предлогов В и НА, их сходства и различия; развитие анализа структуры предложения на слова, фонематического анализа и синтеза.
19 «Имя существительное»
20 «Склонение существительного»
21 «Имя прилагательное»
22 «Глагол»
23 «Не с глаголами»
24 «Местоимения»
Литература:
1. Арутюнов А.Р. Игровые занятия на уроках русского языка./А.Р.Арутюнов –М.: Русский язык, 1987-361с.
2. Бакурина Т.Н. Упражнения в правописании слов с безударными гласными в корне/Т.Н.Бакурина// Начальная школа. –2002- №2-С.56
3.БогоявленскийД.Н. Психология усвоения орфографии./Д.Н.Богоявленский –М., 1966
4. Богоявленский Д.Н. Психологические принципы усвоения орфографии, обучение орфографии/Д.Н.Богоявленский// Начальная школа. –2003 - №4-С.39
5. Бондаренко А.А. Парные звонкие и глухие согласные// Начальная школа. –1996.- №9-С.78
6. Булохов В.Я. Орфографические ошибки и пути повышения грамотности учащихся//Начальная школа. –2002- №1-С.90
7. Возрастная и педагогическая психология/ Под ред. М.В.Гамезо –М.: Просвещение, 1991-271с.
8. Волина В.В. Занимательное азбуковедение./В.В.Волина –М.: Просвещение, 1991- 276с.
9. Гальперин П.Я. и др. Проблемы формирования знаний знаний и умений у школьников// Вопросы психологии,- 1983 -№5-С.64
10. Грабчикова Е.С. Работа над безударными гласными на уроках русского языка/Е.С.Грабчикова// Начальная школа. –1999. №3
11. Двухжилова Л.В. Обучение правописанию безударных гласных в корне слов/Л.В.Двухжилова//Начальная школа. –1998. №2
12.ЕраткинаВ.В.Работа над непроверяемыми написаниями/В.В.Ераткина//Начальная школа. –1999. №6
13. Жедек П.С., Тимченко М.И. Списывание в обучении правописанию/П.С.Жедек, М.И.Тимченко// Начальная школа. –1999. №8
14. Журжина Ш.В., Козлова В.П. Изучение темы. Правописание безударных гласных в корне слов во 2 классе./Ш.В.Журжина,В.П.Козлова –М.:Просвещение, 1977-361с.
15. Захарова И.В. Работа со словами с непроверяемыми написаниями/И.В.Захарова//Начальная школа. –1993. -№11- С.25
16. Клопова А.И. Развитие интереса к изучению русского языка//Начальная школа. –1988. №11
17. Кустарева В.А. Активизация учебной деятельности школьников и их речевая культура/В.А.Кустарева//Начальная школа. 1993.- №5-С.73
18. Лаптева Л.С. Как легче запомнить слова с непроверяемым написанием/Л.С.Лаптева//Начальная школа. –2004. -№8-С.58
19. Леонтьев А.Н. К теории развития психологии ребенка./А.Н.Леонтьев –М.:Просвещение, 1974.-290с.
20. Львов М.Р. и др.. Методика обучения русскому языку в начальных классах/М.Р. Львов , Т.Г. Рамзаева ,. Светловская –М.: Просвещение, 1987-.267с.
21. Львов М.Р. Обучение орфографии в начальных классах/М.Р.Львов//Начальная школа. –1984. №12-С.67
22. Львов М.Р. Правописание в начальных классах/М.Р.Львов. –М.: Просвещение, 1990-361с.
Занятия по русскому языку «Весёлая грамматика»
Занятие №1. Тема: «Предложение»
Цель: способствовать развитию умения слушать, чувствовать и понимать интонационную законченность предложения; развивать фонемное восприятие.
Оборудование: карточки с изображением точки, картина «Осень».
I. Организационный момент.
а) Вступительное слово о величие русского языка.
б) Беседа по вопросам:
- Из чего состоит наша речь? (из предложений)
- Какие предложения бывают по цели высказывания?
-Назовите по два слова, обозначающих предмет и действие предмета.
- Составьте из этих слов предложение; к каждому слову поставьте вопрос.
II. Основная часть.
1) Работа над смысловой и интонационной законченностью предложения.
- Послушайте текст.
Наступила осень идут дожди дуют ветры трава желтеет цветы вянут опадают листья
- Понравился вам рассказ? (Нет)
- Понятен рассказ? (Нет)
- Почему не понятен рассказ?
(Читали быстро, без остановок, в рассказе не было смысла)
/Читаю текст ещё раз/ Наступила. Осень идут. Дожди дуют. Ветры трава желтеет. Цветы. Вянут, опадают листья.
- Что вы услышали?
(Рассказ совсем не понятен, потому, что делались неправильные остановки, разрывались предложения)
Наступила осень. Идут дожди. Дуют ветры. Трава желтеет. Цветы вянут. Опадают листья.
/Понятен ли смысл предложений рассказа? Да./
- Чтобы понять смысл рассказа, очень важно уметь правильно произносить предложения, делать остановку в конце предложения.
Происходит «взлет» и «понижение» голоса.
Наступила осень.
- На каком слове голос «взлетает»? (наступила)
- На каком слове голос «падает»? (осень)
2) Графический диктант на листочках (1 на доске).
Прочитать текст. Задание: показать точку, если закончено предложение. Ребята работают в школьном саду. Девочки сажают вишни. Мальчики чистят садовые дорожки.
- Сколько изобразили схем предложений? Как пишется начало предложения? О чем еще нужно помнить, когда пишешь предложения?
ФИЗ.МИН.
/Упражнения для активизации умственной деятельности/
3) Д/И «Смотри, считай, отгадывай!». Работа в тетрадях по аналогии.
Задание: записать текст по цепочке с комментированием, объяснить правописание всех орфограмм. Разобрать по членам предложения. Изобразить графически на доске.
Алёша искал в лесу грибы вдруг в кустах (за)шуршали листья мальчик испугался это был ёж.
III. Заключение.
Занятие №2. Тема: «Прописная буква»
Цель: формирование умения писать имена собственные; коррекция познавательных процессов.
I. Организационный момент.
- Догадайтесь, чем сегодня мы будем заниматься в гостях у «Весёлой Орфографии?»
Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше всех букв - подруг.
Смотрят с почтеньем
На букву подруги.
Но почему? За какие заслуги?
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней быть и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города.
Буква большая - совсем не пустяк:
В букве большой уважения знак!
Итак, о чем поведала вам королева «Орфография»?
/О правописании большой буквы/
II. Основная часть.
- Вспомните, какие слова пишутся с Б.б.
Имена собственные: имена, фамилии, отчества людей, клички животных, географические названия.
1) Рифмованные упражнения.
Таня, Ваня, Петя, Галя, Лена, Мила, Нина, Валя, Коля, Ира, Алексей И Серёжа, и Андрей! Никогда не забывайте, Имя буквой выделяйте!
- Какие имена запомнили? Записать по памяти «Кто больше?». Проверка. Задание: записать с комментированием по цепочке текст на доске. Кошка Маришка,
Котёнок Тишка, Щенок Дружок, Цыпленок Пушок Все их клички по одной Пишут с буквы прописной.
2)Лингвистическое задание (устно)
/Определи на слух слова одинаковые по звучанию, но разные по написанию/
Собирала Маргаритка Возвращаясь под вечер с поля,
маргаритки во дворе. потеряла серёжку Поля.
Ту серёжку нашёл Серёжка, Прибежал постучал в окошко: - Отыскалась твоя серёжка.
- Что вы услышала? Докажите правописание слов.
ФИЗ.МИН.
д/и «Игра в слова»
Дети встали в круг. Как только ведущий называет имя собственное, дети ловят мяч. Кто мяч поймал неправильно, выбывает из игры.
3) Работа с деформированным текстом.
Волги, на, заливные, берегах, луга.
Задание: составьте предложение из слов. Запишите с проговариванием про себя шёпотом. Подчеркните имя собственное.
/взаимная проверка, гимнастика для глаз/
4) Самостоятельная работа.
Придумайте имена собственные и запишите их.
Город , планета , река , деревня , фамилия
/проверка/
III. Заключительная часть.
- Понравилось вам в гостях у Орфографии?
- Как вы думаете, знания правописания заглавной буквы пригодятся вам в жизни? Почему?
Занятие №3 Тема: «Морфология»
Цель: развитие фонематических обобщений в процессе упражнений по фонематическому анализу и синтезу слов; формирование умения анализировать морфологическую структуру слова, выделять части слова; увеличить словарный запас по теме «Зоопарк», «Дикие животные». Оборудование: картинки с животными.
I. Организационный момент.
II. Основная часть.
1. Сообщение темы занятия.
- Сегодня мы будем говорить о диких животных, которые живут в северных и южных странах.
- Представьте себе, что мы идем на экскурсию в очень интересное место. Куда? Об этом вы узнаете, когда отгадаете слово, зашифрованное на этой схеме.
- оо - о - - 7 б. /текст загадки/
- Слово зоопарк - сложное слово, оно состоит из двух частей.
- Какие это части? (300, ПАРК)
- Как по другому назвать зоопарк? (ЗООСАД)
- Какая общая часть этих двух слов: зоопарк, зоосад? (300)
- Что значит 300? (зоологический)
- А что такое зоологический парк? (Парк для животных)
2. Развитие фонематического анализа и синтеза, /картинки с изображением животных/
Итак, мы входим в зоопарк.
а)Сначала мы будем смотреть животных, которые обитают в наших лесах. Отгадайте, кто это?
- В названии этого животного звук JI слышен между О и К? (волк)
/картинка выставляется на полку/
- В названии какого животного после зв. А слышен Я? (заяц)
- Третий по счету зв. С? Кто это? (лиса)
- Перед СЬ слышится О? Кто это? (лось)
- В нашем зоопарке звери живут со своими детёнышами. /Устно/ У волка - волчата. У зайца - зайчата
У лисы - лисята. У лося - лосята.
- Послушайте ещё раз названия животных и скажите какая общая часть этих слов? (ATА, ЯТА)
- Назовите слова, в которых вы напишите ЯТА?
- Назовите слова, в которых напишите AT А? Почему? /ча - ща пишется с А, хоть зв. Ч,Щ мягкий/
- Какой звук в этих звукосочетаниях может изменяться: зайчата - зайчатки - зайчаток - зайчаткам; лисята - лисятки - лисяток - лисяткам? (зв. А)
- Значит какая часть слова А? (окончание)
- Для чего служит окончание? (для связи слов в предложении)
- А меняется AT, ЯТ? (Нет)
- Какая это часть слова? (суффикс)
- Для чего служит суффикс? (для образования новых слов)
- Что показывает суффикс AT, ЯТ в этих словах, что они обозначают? (Названия детёнышей животных)
- Запишите в тетрадях названия детёнышей животных под суффиксом AT слева ЗАЙЧАТА, ВОЛЧАТА
- справа ЯТ - ЛИСЯТА, ЛОСЯТА
б) - А теперь мы пойдем смотреть животных, которые живут в жарких странах.
Отгадайте, кто это?
Это очень интересное слово, в котором 7 звуков, все согласные мягкие, а все гласные - это звук И.
- и- - и - и хищники
- Что значит хищник?
- Какие хищники есть в нашем зоопарке?
- В названии этого самого сильного зверя всего 3 звука. Кто же это? (Лев) Царь зверей, самый гордый и опасный, /выставляется картинка/
Лев - это он, а если она? (Львица)
- А как называется детёныш льва и львицы? (Львята)
- В другой клетке хищник тоже очень свирепый. В его названии 4 звука. Кто это? (Тигр)
В клетке тигр, тигрица и детки - тигрята.
- Какой суффикс пишется в словах ТИГРЯТА, ЛЬВЯТА? В следующей клетке кто? /загадка про слона/ слонята Запишите слова с суффиксом ЯТ под диктовку.
в) Разгадывание ребусов. Игра «Путаница»
Соединив буквы по линиям, можно прочитать пословицу. Запишите пословицу в тетрадь.
«Волка ноги кормят»
Как вы понимаете эту пословицу?
ФИЗ.МИН. Игра «Изобрази животных» Мы пошли в далекий лес Очень много там чудес Что мы делали не скажем,
А что видели покажем (заяц прыгает, лиса крадется, медведь переваливается)
г) Составление рассказа - описания «Медведь» Вот и подошло к концу путешествие по зоопарку.
- Что за зверь находится в клетке? Кто в лесу глухом живет, Неуклюжий, косолапый,
Летом ест малину, мед А зимой сосёт он лапу? МЕДВЕДЬ /На доске следующие записи/
ОПОРНЫЕ СЛОВА ФОРМА, ВЕЛИЧИНА
морда вытянутая, продолговатая
глаза маленькие, хитрые
мех бурый, густой
хвост короткий
походка
(как передвигается) косолапый, медлительный, переваливается
Чем питается? мед, малина, ягода, рыба
Где живет и зимует? лес, берлога
- Составим рассказ о медведе по опорным словам.
/Проверка/
III. Заключительная часть.
Занятие №4
Тема: « Слово и слог»
Цель: обогащение активного словаря; расширение кругозора, активизировать мыслительную деятельность.
I. Организационный момент.
- Сегодня занятие необычное.
Сказочные герои проведут игры-шутки со словами и в слова. Определить самого активного, сообразительного и старательного сможем по наибольшему количеству жетонов.
II. Основная часть.
Старт : - Из чего состоят слова? - Как переносятся слова?
1. «Буква потерялась»
- о - ры, - елка, зе - ра, ко - ра
2. «Слоговое лото»
Составьте слова со слогами: ба, бо, бу, бы, бин, ки, ты, га, ты, ки.
(баки, боты, бумага, бинты, быки)
3. «Наоборот» - антонимы (слова с противоположным значением) маленький - большой
черный - белый медленный - быстрый сказка - быль «Задом наперед» пилот - толип верблюд - дюлбрев саламандра - арднамалас
4. Образовать из слов одной части речи:
синонимы (различаются по звучанию, но разные по значению) храбрый - смелый, мужественный говорить - сообщать, толковать
омонимы (одинаковые по звучанию, но разные по значению)
лук - огородное растение
лук - оружие, спортивный снаряд
ключ - предмет для отпирания и запирания замка
ключ - родник
коса - заплетённые волосы
коса - сельскохозяйственное орудие
коса - длинная узкая отмель
5. Анаграммы ( загадки с перестановкой букв в слове для образования другого)
Легко дыша в моей тени, Меня ты летом часто хвалишь, Но буквы переставь мои -
И целый лес ты мною валишь. /липа - пила/
Я - дерево в одной стране, Найдешь в лесах меня ты всюду, Но слоги переставь во мне -
И воду подавать я буду. /сосна - насос/
- логарифмы (загадка, в которой задуманное слово получает различное
значение от выбрасывания или прибавления буквы)
Вдоль по проволоке мчусь
Ночи я и дни,
А с конца меня прочтут -
Тигру я сродни. /Ток - кот/
Лижу я на земле, Прибитая к железу, Но буквы переставь
В кастрюлю я ползу /шпала - лапша/
ФИЗ.МИН.
Игра «Полслова за вами»
Дети стоят в кругу и перебрасывают друг другу мяч.
Ведущий слово начинает, другой продолжает.
ТЕЛЕФОН, ТЕЛЕГРАФ,ТЕЛЕЖКА, ТЕЛЕГРАММ, ТЕЛЕСКОП
6. «Добавь словечко»
На листочках «Молчанка» /саморегуляция, самоконтроль; проверка/ Едет он на двух колесах, На одной ноге кружится,
Не буксует на откосах. Беззаботна, весела,
И бензина в баке нет. В пестрой юбке танцовщица,
Это мой ( велосипед) Музыкальная (юла)
Идет спокойно, не спеша - На столе передо мной
Пусть видят все, как хороша! закружился шар земной.
Удобна и прочна рубаха, Арктика, экватор, полюс...
В которой ходит (черепаха) Уместил всю Землю (глобус)
7. «Чемпион по скороговоркам» - 6 чел.
/Дети тянут билет, читают скороговорку, запоминают её и повторяют вслух/ Выбывает тот, кто ошибся 3 раза, а) Сначала читают все запись на доске:
На дворе трава, Во поле - поле затопали кони,
На траве дрова. От топота копыт пыль по полю летит.
б) Соревнование.
1. Архип осип, Осип охрип.
2. Водовоз вез воду из - под водопровода.
3. Сшила Сашке шапку.
4. Шел Фрол по шоссе к Саше в шашки играть.
5. Бобр добр до бобрят.
6. Около кола колокола колоколят. III. Заключительная часть.
Подсчет жетонов. Победителю вручается медаль.
Занятие № 5
Тема: « Приставки»
Цель: закрепление правописание приставок; развивать речеслуховую и зрительную память, фонематическое восприятие; обогащать активный словарь; коррекция познавательных процессов. Оборудование: карточки со схемами.
Ход занятия
I. Организационная часть.
Вступительное слово о путешествии в страну Орфографию.
II. Основная часть:
1. Беседа о приставках
- Прочитайте слова, написанные на доске: прибежал, приехал, прилетел.
- Какая общая часть в словах? (при)
- Какая это часть слова? (приставка)
Именно приставки создают особую выразительность глаголов, указывают на разнообразные оттенки его проявлений, придают порой словам разговорную окраску.
- Какой оттенок значения вносит приставка ПРИ в слова ПРИБЕЖАЛ, ПРИЕХАЛ, ПРИЛЕТЕЛ? (Значение сближения)
В русском языке очень много приставок и служат они для образования новых слов.
2. Тренинг памяти.
Возьмите листочки и попробуйте их вспомнить, напишите, никуда не подглядывайте. Тем самым проверите свою память.
/взаимная проверка, 1 -2 вслух/ Оказывается не только корень, но и маленькие приставочки могут быть говорящими.
Например, В - означает движение внутрь, ВЫ - изнутри, ЗА - начало, ДО - завершение действия.
- О чем необходимо помнить, если записываются слова с приставками?
/ Правило 2-3чел./
3. Лингвистические задания: А) «Игра с приставками»
Я буду называть вам только приставки, а вы попробуйте догадаться, что с ними нужно делать, к какому слову приставить? Представьте себе, что вы сидите перед телевизором.
- Я вам говорю: В -! Что вы сделаете? (Включим телевизор)
- А если я скажу: Пере - ? (Переключить на другую программу)
- Вы-? (Выключим)
- Какой вывод можно сделать из этой игры?
(Каждая приставка несет определенный смысл, благодаря этому мы понимаем друг друга).
Б) Образуйте и напишите однокоренные слова по цепочке, прибавив к ним приставки: при, раз, до, вы, под, от, по, из (учить)
В) Работа с текстом
Дорога (с)вернула (в)лес. Собака (по)бежала (по)следам зайца.
- Объясните правописание выделенных орфограмм.
- Чем приставка отличается от предлога?
- Прочитайте 1 предложение. Сколько слов?
- Как слова пишутся в предложении?
Составьте схему предложения. .
Опишите по цели высказывания (повествовательное) Запишите текст по памяти, опираясь на схемы.
/Взаимная проверка/
Г) I в-т ход II в-т бег
Вы за
по ка пере ать
Определи какой корень пропущен в словах?
Образуйте новые слова. Назови слова подходящие по схеме
Д) Самостоятельная работа
(За)ревел медведь (со)сна,
И в густом л.су,
Вздрогнув, стукнула с.сна
Ш.шкою л.су.
Спиши, вставив пропущенные буквы. Объясни правописание орфограмм,
выдели приставку.
III. Заключительная часть.
Занятие №6
Тема: «Предлоги»
Цель: способствовать закреплению предлогов в экспрессивной речи и на письме; уточнение семантики предлогов В и НА, их сходства и различия; развитие анализа структуры предложения на слова, фонематического анализа и синтеза.
Оборудование: карта страны «Грамматика»; карточки с предлогами (до, в, над, с); перфокарты. I. Организационный момент.
Королева Орфографии из страны Грамматики приготовила сюрприз. Отгадайте, с жителями какого города совершим путешествие? II. Основная часть.
1) Сообщение темы.
- Подберите нужные слова и прочитайте предложения, /карточки с предлогами/
Дошёл школы. Нашёл лесу. Летали водой. Упал дерева.
- Назовите ещё раз пропущенные слова. Что это за слова? (предлоги)
- Сегодня совершим путешествие по станциям «Весёлой Грамматики» вместе с жителями города «Предлоги»
2) Грамматическая сказка.
- А вы знаете? Почему маленькие слова стали называться предлогами? Жили в одной из городов Грамматики Предлоги. Были они такие драчуны и забияки, что один раз так сильно поссорились с существительными, то те очень обиделись на задир.
Когда с Предлогами рядом ставили Существительное и Местоимение, они так далеко отодвигались от них, что между ними умещались Прилагательные. Предлоги поссорились с обидчивыми словами. Переехали в другой дом и перестали разговаривать с соседями. Постепенно они совсем отдалились. Так предлоги стали отдельными словами.
Раз уж случилась такая ссора навек, решила королева Орфографии в книгу Правил записать это событие, ставшее потом правилом.
- Что это за правило?
/Предлоги - это слово и с другими словами пишется раздельно/
- А почему? /Между предлогом и словом можно поставить вопрос/
- Итак, в путь.
Необходимо занять место в весёлом поезде.
3) Коррекция внимания. Подчеркните предлоги.
- Перед вами билеты. Кто верно выполнит задание, тот получит жетон. У кого больше всех жетонов, тот будет считаться почетным гостем Морфологии.
на об фи у из ко над при в ка от
4) Коррекция мышления (шуточные вопросы - загадки)
Наш поезд скоростной , произносим волшебные слова и окажемся на станции «Отгадай-ка» 1-2-3 скорый поезд нас домчи.
Напишите, как называется хвойное дерево, которое состоит из четырёх предлогов, /с -о- с-на/
Из каких двух предлогов можно составить название домашнего животного? (к-от), а из трёх? (к-о-за)
5) 1-2-3 скорый поезд нас домчи! ст. «Любознайка»
а) Выделение предлогов из речи и уточнение его значении.
Рассмотрите картинки, на которых нарисованы грибы в корзине, ложка в
стакане, цветы в вазе.
- Какое слово я повторяла при назывании картинок? (В)
-Что обозначает слово В? (Оно обозначает, что один предмет находится внутри другого предмета)
- Ответьте на вопросы. Где стоят книги? (Книги стоят на полке, на шкафу)
- Какое слово повторяется несколько раз? (НА)
- Что обозначает это слово? (Что предмет находится сверху другого предмета).
6) Работа с перфокартами. Вставьте нужные предлоги.
I в-т II в-т
лететь лесом вышел дому
идти товарищем сошёл крыльца
шагать дороге пошёл двору
говорить животном зашёл ворота
(взаимная проверка) 6. Волшебные слова, ст. «Запоминайка»
Дополните предложение. Записать с комментированием, подчеркнуть предлоги.
Каток залили перед
Дети гуляли около
- О чем надо помнить, когда пишешь предлоги?
III. Подведение итога. Подсчет жетонов.
Занятие №7 Тема: «Мягкий знак»
Цель: закрепить правописание мягкого знака; развивать фонематические обобщения в процессе упражнений по звуковому анализу и синтезу слов; коррекция слуховой памяти и слухового восприятия; способствовать расширению словарного запаса; формирование умения различать на слух твердые и мягкие фонемы.
Оборудование: карточки со словами сосулька, вьюга, метель; картинки с изображением медведя и сосульки.
I. Организационная часть.
- Сегодня на занятии предлагаю уделить внимание букве - помощнице. Ваша задача узнать её.
II. Основная часть.
1. Беседа о мягком знаке. Шарады.
В русском языке много слов. Например возьмем слова БАНКА. В середине
его два твердых согласных. А есть другое слово, которое отличается от слова
БАНКА только тем, что у него Н - мягкий.
Произнесите это слово. Правильно, БАНЬКА.
Как раз для таких случаев ученые изобрели букву - помощницу.
Это мягкий знак.
Записать отгадки шарад с комментированием. Я с JI смягчен - под землей бываю каменный и бурый. А с твердым - в комнате любой в геометрической фигуре? (уголь-угол) С твердым J1 я на стене книги например на мне, но как только JI смягчите, сразу в танец превратите (полка - полька)
2. Рифмовые упражнения.
- Для чего нужен мягкий знак? (Для показателя мягкости согласных) 1уч. Мягкий знак, мягкий знак-
Без него нельзя никак!
Без него не написать тридцать, двадцать, десять, пять. 2уч. Вместо шесть получил шест, Вместо есть напишем ест, Станут пенками пеньки, Уголками - угольки, Банька в банку превратится. Педагог - вот что может получится.
Если будем забывать мягкий знак в словах писать. Сам по себе Б отдельный звук не обозначает, но вместе с согласным передает его мягкость.
3. Словарная работа.
Выделение мягких согласных из слов - отгадок.
Запись слов - отгадок с комментированием и проговариванием.
- Отгадайте кто это?
Летом бродит без дороги между сосен и берез. А зимой он спит в берлоге, от мороза прячет нос. (медведь)
- Назовите последний звук в слове (ть)
- А как мы напишем слово? (медведь)
- Какую букву надо писать в корне слова? (Б) Почему? (Проверочное слово медведи, последний звук мягкий согласный)
- Почему в этом слове после М - Е?
/Записали у доски/
У нас под крышей белый гвоздь висит.
Солнце взойдет, гвоздь упадет. /Сосулька/
- Какой мягкий согласный в этом слове? (ЛЬ)
- Какой по счету этот звук? (5)
- Какую букву надо написать после б.Л? Почему?
Запись слова. Составьте и запишите предложение из 3 слов. Подчеркните гл.члены предложения.
4. Развитие звукобуквенного анализа и синтеза слов.
а) Развитие фонематического синтеза.
- Отгадайте слово:
сначала ЛЬ, потом Д, потом И, потом Н, потом А /ЛЬДИНА/ - записать, Ь
б) Развитие фонематического анализа.
- Отгадайте. Это слово - часть суток, чтобы узнать это слово, вы должны задать вопросы о звуках и буквах этого слова.
Дети: -Сколько звуков в слове?
Сколько букв? ДЕНЬ
в) Звукобуквенный анализ. День - 1 слог.
д- согл.зв., мягк. е - глас.зв., удар. н - согл., мягк. 3 зв., 4 б.
Физ. Минутка
5. Работа со словосочетаниями.
- О каком времени года напоминают вам слова: метель, вьюга, сосульки?
/о зиме/
-Назовите зимние месяцы. Какие мягкие согласные звуки слышатся в конце этих слов? (РЬ, РЬ, ЛЬ)
-В декабре уже морозы, правда, не такие сильные, как в январе.
-Как можно по другому сказать вместо МОРОЗЫ В ДЕКАБРЕ ? (декабрьские
морозы)
- В слове декабрьские после какой б. написан Ь? (Р)
- В феврале становится уже теплее, иногда бывают даже оттепели; как называют оттепель в феврале? (февральская оттепель)
- В слове февраль после какой б. пишется Ь? (Л) Почему?
- Запись родственных слов по цепочке, выделить корень: декабрь - декабрьский, январь - январский, февраль - февральский. -Почему не пишется Ь? ( Р ТВ.зв.)
6. Работа с текстом.
Известный русский поэт А.Блок написал очень красивое стих-е о зиме. Оно написано на доске, но некоторые слова в нём зашифрованы. Снег да снежные узоры, В поле в (5-2), разговоры, В п(4-4) часов уж т(4-2). Д(4-4) - к(6-4), снежки, салазки: Вот она зима.
/вьюга, пять, тьма, день, коньки/ Дети выходят к доске и вписывают слова в текст. Затем выразительно читают. Списать, подчеркнуть Ь.
III. Подведение итогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Создание коррекционно-развивающей среды - залог успеха в обучении младших школьников"
Методические рекомендации по коррекционно-развивающему обучению....
Коррекционно - развивающая программа для первоклассников «Тропинка к успеху»
Целью данной программы является оказание психологической поддержки первоклассникам на первичном этапе обучения, создание благоприятного психологического климата и эмоционального комф...
Коррекционно - развивающее занятие для гиперактивных детей младшего школьного возраста "Шаги к успеху"
Актуальность работы заключается в том, что на данном этапе у младших школьников бывает недостаточно развиты навыки самоконтроля и саморегуляции своего поведения, эмоционального состония, что в свою оч...
Учебно-методическое пособие. Программа коррекционно-развивающих занятий по профилактике социальной дезадаптации у первоклассников с ослабленным здоровьем «Путь к успеху!»
Данная программа предполагает коррекцию имеющихся проявлений социальной дезадаптации, которые были выявлены в ходе констатирующего эксперимента, в индивидуальной и групповой форме у первоклассников с ...
Статья "Шесть шагов к ситуации успеха в коррекционно-развивающей работе логопеда"
Статья "Шесть шагов к ситуации успеха в коррекционно-развивающей работе логопеда"...
Учебно-методическое пособие. Программа коррекционно-развивающих занятий по профилактике социальной дезадаптации у первоклассников с ослабленным здоровьем «Путь к успеху!»
анная программа предполагает коррекцию имеющихся проявлений социальной дезадаптации, которые были выявлены в ходе констатирующего эксперимента, в индивидуальной и групповой форме у первоклассников с о...
Содержание коррекционно-развивающей программы профилактики отклоняющегося поведения младших школьников «Путь к успеху» (4 классы)
Содержание коррекционно-развивающей программы профилактики отклоняющегося поведения младших школьников«Путь к успеху»(4 классы)...