Развивающая программа "Путь к успеху"
рабочая программа (русский язык, 2 класс) по теме

Щербакова Ольга Владимировна

Развтие мыслительной деятельности на уроках русского языка у  детей младшего школьного возраста  с интеллектуальной  пассивностью

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razv_prog.docx37.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное среднее общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №77 п.Казачьи Лагери

Развивающая программа «Путь к успеху»

Составила: педагог-психолог

Щербакова О.В.

Пояснительная записка

56% детей, поступивших в школу, имеют трудности в обучении: нет системы знаний, много пробелов в усвоении учебного материала, низкий уровень познавательных и психических процессов, наблюдается дисграфия, дислалия, а также из-за психологических причин (рассогласования между отдельными сторонами психического развития - мотивационной и операциональной), из-за слабого здоровья, отсутствия первого звена образования, нарушения родительских функций, отклонений в поведении возникает пассивная защитная функция организма, что приводит к отставанию в школьных навыках.

Отставание в развитии лексико-грамматической стороны речи затрудняет работу в структурном построении предложения, у школьников с нарушением слухового восприятия много ошибок на грамматические правила.

Считаю мини-программу «Путь к успеху» актуальной и своевременной. В программу входят занимательные упражнения и дидактические игры, которые способствуют активизации познавательной и интеллектуальной деятельности на занятиях по русскому языку.

Цель - преодоление школьной дезадаптации.

Задачи:

1.Развитие и коррекция психологических функций.

2.Формирование навыков активного, осознанного, правильного использования и понимания языковых средств как  в устной, так и

в письменной речи.

3.Способствовать формированию фонематического слуха, орфографической зоркости.

4.Формировать стремление к успеху, самостоятельности.

Методическое сопровождение

Нарушение письма - составляет значительный процент среди других нарушений речи, встречающихся у младших школьников. В основе этих ошибок лежат серьезные причины: несформированность фонетико-фонематической и лексико- грамматической сторон речи. Ликвидировать пробелы знаний по русскому языку поможет подборка коррекционно-развивающих заданий, построенных на занимательном материале. Познавательные упражнения, дидактические игры помогут увлечь, мобилизировать внимание, активизировать деятельность детей; улучшить успеваемость; дадут возможность повысить самооценку, почувствовать уверенность в своих силах. В случае затруднения младшим школьникам предлагается направляющая помощь в форме таблиц, наглядныхсхем, упражнения на компьютере.

Коррекционно-развивающая программа по русскому языку «Путь к успеху» состоит из 24 занятий для групповой работы. Время проведения занятия рассчитано на 40 минут 1 раз в неделю. В процессе занятия используется пальчиковая гимнастика для развития ловкости, снятия морального напряжения; комплекс упражнений для улучшения умственной деятельности, дидактические игры, а также точечный массаж в педагогике для развития тонкой моторики, снятия мышечных спазм, переутомления.

Ожидаемые результаты:

1.Повышение школьной мотивации, образовательного ценза.

2.Активизация познавательной и интеллектуальной деятельности.

Рекомендации родителям:

-контроль за посещением учащихся и выполнением домашних заданий;

-совместная подготовка домашних заданий;

-планирование деятельности, введение строгого распорядка дня;

-систематические поручения;

-расширение познавательного климата семьи;

-поощрение за выполненную работу.

Тематическое планирование

№        Тема        Срок

1        «Предложение»

Цель: способствовать развитию умения слушать, чувствовать и понимать интонационную законченность предложения; развивать фонемное восприятие.        

2        «Прописная буква»

Цель: формирование умения писать имена собственные; коррекция познавательных процессов.        

3        «Слово. Ударение»

Цель: развитие фонематических обобщений в процессе упражнений по фонематическому анализу и синтезу слов; формирование умения анализировать морфологическую структуру слова, выделять части слова; увеличить словарный запас по теме «Зоопарк», «Дикие животные». Оборудование: картинки с животными.        

4        «Безударные гласные»

Цель: обогащение активного словаря; расширение кругозора, активизировать мыслительную деятельность; развивать слуховое и зрительное восприятие.        

5        «Парные звонкие и глухие согласные»

Цель: формирование умения писать парные звонкие и глухие согласные; коррекция познавательных процессов.        

6        «Непроизносимые согласные»

Цель: закрепить правописание орфограммы; обогащать активный словарь; активизация познавательных процессов.        

7        «Удвоенные согласные»

Цель: развивать фонемное восприятие; закрепить правописание орфограммы; обогащать активный словарь; активизация познавательных процессов.        

8        «Мягкии знак»

Цель: закрепить правописание мягкого знака; развивать фонематические обобщения в процессе упражнений по звуковому анализу и синтезу слов; коррекция слуховой памяти и слухового восприятия; способствовать расширению словарного запаса; формирование умения различать на слух твердые и мягкие фонемы.        

9        «Разделительный мягкий знак»

Цель: закрепить правописание орфограммы; развивать фонематические обобщения в процессе упражнений по звуковому анализу и синтезу слов; развивать слуховую память и слуховое восприятие; расширять словарный запас.        

10        «Твердый знак»

Цель: развивать орфографическую зоркость; коррекция познавательных процессов.        

11        «Правописание чк,чн, нч»

Цель: закрепить правописание орфограммы; коррекция познавательных процессов.        

12        «Правописание жи-ши»

Цель: развивать орфографическую зоркость; коррекция познавательных процессов.        

13        «Правописание ча-ща»        

14        «Правописание чу-щу»        

15        «Родственные слова»

Цель: способствовать формированию понятия о родственных словах; упражнять в подборе родственных слов; активизировать мыслительную деятельность; обогащать активный словарь.        

16        «Приставки»

Цель: закрепление правописание приставок; развивать речеслуховую и зрительную память, фонематическое восприятие; обогащать активный словарь; коррекция познавательных процессов. Оборудование: карточки со схемами.        

17        «Суффикс»        

18        «Предлоги»

Цель: способствовать закреплению предлогов в экспрессивной речи и на письме; уточнение семантики предлогов В и НА, их сходства и различия; развитие анализа структуры предложения на слова, фонематического анализа и синтеза.        

19        «Имя существительное»        

20        «Склонение существительного»        

21        «Имя прилагательное»        

22        «Глагол»        

23        «Не с глаголами»        

24        «Местоимения»        

Литература:

1. Арутюнов А.Р. Игровые занятия на уроках русского языка./А.Р.Арутюнов –М.: Русский язык, 1987-361с.

 2. Бакурина Т.Н. Упражнения в правописании слов с безударными гласными в корне/Т.Н.Бакурина// Начальная школа. –2002- №2-С.56

3.БогоявленскийД.Н. Психология усвоения орфографии./Д.Н.Богоявленский –М., 1966

4. Богоявленский Д.Н. Психологические принципы усвоения орфографии, обучение орфографии/Д.Н.Богоявленский// Начальная школа. –2003 - №4-С.39

5. Бондаренко А.А. Парные звонкие и глухие согласные// Начальная школа. –1996.- №9-С.78

6. Булохов В.Я. Орфографические ошибки и пути повышения грамотности учащихся//Начальная школа. –2002- №1-С.90

7. Возрастная и педагогическая психология/ Под ред. М.В.Гамезо –М.: Просвещение, 1991-271с.

8. Волина В.В. Занимательное азбуковедение./В.В.Волина –М.: Просвещение, 1991- 276с.

9. Гальперин П.Я. и др. Проблемы формирования знаний знаний и умений у школьников// Вопросы психологии,-  1983 -№5-С.64

10. Грабчикова Е.С. Работа над безударными гласными на уроках русского языка/Е.С.Грабчикова// Начальная школа. –1999. №3

11. Двухжилова Л.В. Обучение правописанию безударных гласных в корне слов/Л.В.Двухжилова//Начальная школа. –1998. №2

12.ЕраткинаВ.В.Работа над непроверяемыми написаниями/В.В.Ераткина//Начальная школа. –1999. №6

13. Жедек П.С., Тимченко М.И. Списывание в обучении правописанию/П.С.Жедек, М.И.Тимченко// Начальная школа. –1999. №8

14. Журжина Ш.В., Козлова В.П. Изучение темы. Правописание безударных гласных в корне слов во 2 классе./Ш.В.Журжина,В.П.Козлова –М.:Просвещение, 1977-361с.

15. Захарова И.В. Работа со словами с непроверяемыми написаниями/И.В.Захарова//Начальная школа. –1993. -№11- С.25

16. Клопова А.И. Развитие интереса к изучению русского языка//Начальная школа. –1988. №11

17. Кустарева В.А. Активизация учебной деятельности школьников и их речевая культура/В.А.Кустарева//Начальная школа. 1993.- №5-С.73

18. Лаптева Л.С. Как легче запомнить слова с непроверяемым написанием/Л.С.Лаптева//Начальная школа. –2004. -№8-С.58

19. Леонтьев А.Н. К теории развития психологии ребенка./А.Н.Леонтьев –М.:Просвещение, 1974.-290с.

20. Львов М.Р. и др.. Методика обучения русскому языку в начальных классах/М.Р. Львов , Т.Г. Рамзаева ,. Светловская –М.: Просвещение, 1987-.267с.

21. Львов М.Р. Обучение орфографии в начальных классах/М.Р.Львов//Начальная школа. –1984. №12-С.67

22. Львов М.Р. Правописание в начальных классах/М.Р.Львов. –М.: Просвещение, 1990-361с.

Занятия по русскому языку «Весёлая грамматика»

Занятие №1. Тема: «Предложение»

Цель: способствовать развитию умения слушать, чувствовать и понимать интонационную законченность предложения; развивать фонемное восприятие.

Оборудование: карточки с изображением точки, картина «Осень».

I.        Организационный момент.

а)        Вступительное слово о величие русского языка.

б)        Беседа по вопросам:

-        Из чего состоит наша речь? (из предложений)

-        Какие предложения бывают по цели высказывания?

-Назовите по два слова, обозначающих предмет и действие предмета.

-        Составьте из этих слов предложение; к каждому слову поставьте вопрос.

II.        Основная часть.

1)        Работа над смысловой и интонационной законченностью предложения.

-        Послушайте текст.

Наступила осень идут дожди дуют ветры трава желтеет цветы вянут опадают листья

-        Понравился вам рассказ? (Нет)

-        Понятен рассказ? (Нет)

-        Почему не понятен рассказ?

(Читали быстро, без остановок, в рассказе не было смысла)

/Читаю текст ещё раз/ Наступила. Осень идут. Дожди дуют. Ветры трава желтеет. Цветы. Вянут, опадают листья.

-        Что вы услышали?

(Рассказ совсем не понятен, потому, что делались неправильные остановки, разрывались предложения)

Наступила осень. Идут дожди. Дуют ветры. Трава желтеет. Цветы вянут. Опадают листья.

/Понятен ли смысл предложений рассказа? Да./

-        Чтобы понять смысл рассказа, очень важно уметь правильно произносить предложения, делать остановку в конце предложения.

Происходит «взлет» и «понижение» голоса.

Наступила осень.

-        На каком слове голос «взлетает»? (наступила)

-        На каком слове голос «падает»? (осень)

2)        Графический диктант на листочках (1 на доске).

Прочитать текст. Задание: показать точку, если закончено предложение. Ребята работают в школьном саду. Девочки сажают вишни. Мальчики чистят садовые дорожки.

-        Сколько изобразили схем предложений? Как пишется начало предложения? О чем еще нужно помнить, когда пишешь предложения?

ФИЗ.МИН.

/Упражнения для активизации умственной деятельности/

3) Д/И «Смотри, считай, отгадывай!». Работа в тетрадях по аналогии.

Задание: записать текст по цепочке с комментированием, объяснить правописание всех орфограмм. Разобрать по членам предложения. Изобразить графически на доске.

Алёша искал в лесу грибы вдруг в кустах (за)шуршали листья мальчик испугался это был ёж.

III. Заключение.

Занятие №2. Тема: «Прописная буква»

Цель: формирование умения писать имена собственные; коррекция познавательных процессов.

I.        Организационный момент.

-        Догадайтесь, чем сегодня мы будем заниматься в гостях у «Весёлой Орфографии?»

Буква обычная выросла вдруг,

Выросла выше всех букв - подруг.

Смотрят с почтеньем

На букву подруги.

Но почему? За какие заслуги?

Ставится буква у строчки в начале,

Чтобы начало все замечали.

Имя, фамилия пишутся с нею,

Чтобы заметней быть и виднее,

Чтобы звучали громко и гордо

Имя твоё, имя улицы, города.

Буква большая - совсем не пустяк:

В букве большой уважения знак!

Итак, о чем поведала вам королева «Орфография»?

/О правописании большой буквы/

II.        Основная часть.

-        Вспомните, какие слова пишутся с Б.б.

Имена собственные: имена, фамилии, отчества людей, клички животных, географические названия.

1) Рифмованные упражнения.

Таня, Ваня, Петя, Галя, Лена, Мила, Нина, Валя, Коля, Ира, Алексей И Серёжа, и Андрей! Никогда не забывайте, Имя буквой выделяйте!

-        Какие имена запомнили? Записать по памяти «Кто больше?». Проверка. Задание: записать с комментированием по цепочке текст на доске. Кошка Маришка,

Котёнок Тишка, Щенок Дружок, Цыпленок Пушок Все их клички по одной Пишут с буквы прописной.

2)Лингвистическое        задание (устно)

/Определи на слух слова одинаковые по звучанию, но разные по написанию/

Собирала Маргаритка        Возвращаясь под вечер с поля,

маргаритки во дворе.        потеряла серёжку Поля.

Ту серёжку нашёл Серёжка, Прибежал постучал в окошко: - Отыскалась твоя серёжка.

-        Что вы услышала? Докажите правописание слов.

ФИЗ.МИН.

д/и «Игра в слова»

Дети встали в круг. Как только ведущий называет имя собственное, дети ловят мяч. Кто мяч поймал неправильно, выбывает из игры.

3)        Работа с деформированным текстом.

Волги, на, заливные, берегах, луга.

Задание: составьте предложение из слов. Запишите с проговариванием про себя шёпотом. Подчеркните имя собственное.

/взаимная проверка, гимнастика для глаз/

4)        Самостоятельная работа.

Придумайте имена собственные и запишите их.

Город        , планета        , река        , деревня        , фамилия        

/проверка/

III. Заключительная часть.

-        Понравилось вам в гостях у Орфографии?

-        Как вы думаете, знания правописания заглавной буквы пригодятся вам в жизни? Почему?

Занятие №3 Тема: «Морфология»

Цель: развитие фонематических обобщений в процессе упражнений по фонематическому анализу и синтезу слов; формирование умения анализировать морфологическую структуру слова, выделять части слова; увеличить словарный запас по теме «Зоопарк», «Дикие животные». Оборудование: картинки с животными.

I.        Организационный момент.

II.        Основная часть.

1.        Сообщение темы занятия.

-        Сегодня мы будем говорить о диких животных, которые живут в северных и южных странах.

-        Представьте себе, что мы идем на экскурсию в очень интересное место. Куда? Об этом вы узнаете, когда отгадаете слово, зашифрованное на этой схеме.

-        оо - о - - 7 б.        /текст загадки/

-        Слово зоопарк - сложное слово, оно состоит из двух частей.

-        Какие это части? (300, ПАРК)

-        Как по другому назвать зоопарк? (ЗООСАД)

-        Какая общая часть этих двух слов: зоопарк, зоосад? (300)

-        Что значит 300? (зоологический)

-        А что такое зоологический парк? (Парк для животных)

2.        Развитие фонематического анализа и синтеза, /картинки с изображением животных/

Итак, мы входим в зоопарк.

а)Сначала        мы будем смотреть животных, которые обитают в наших лесах. Отгадайте, кто это?

-        В названии этого животного звук JI слышен между О и К? (волк)

/картинка выставляется на полку/

-        В названии какого животного после зв. А слышен Я? (заяц)

-        Третий по счету зв. С? Кто это? (лиса)

-        Перед СЬ слышится О? Кто это? (лось)

-        В нашем зоопарке звери живут со своими детёнышами. /Устно/ У волка - волчата. У зайца - зайчата

У лисы - лисята. У лося - лосята.

-        Послушайте ещё раз названия животных и скажите какая общая часть этих слов? (ATА, ЯТА)

-        Назовите слова, в которых вы напишите ЯТА?

-        Назовите слова, в которых напишите AT А? Почему? /ча - ща пишется с А, хоть зв. Ч,Щ мягкий/

-        Какой звук в этих звукосочетаниях может изменяться: зайчата - зайчатки - зайчаток - зайчаткам; лисята - лисятки - лисяток - лисяткам? (зв. А)

-        Значит какая часть слова А? (окончание)

-        Для чего служит окончание? (для связи слов в предложении)

-        А меняется AT, ЯТ? (Нет)

-        Какая это часть слова? (суффикс)

-        Для чего служит суффикс? (для образования новых слов)

-        Что показывает суффикс AT, ЯТ в этих словах, что они обозначают? (Названия детёнышей животных)

-        Запишите в тетрадях названия детёнышей животных под суффиксом AT слева ЗАЙЧАТА, ВОЛЧАТА        

-        справа ЯТ - ЛИСЯТА, ЛОСЯТА

б)        - А теперь мы пойдем смотреть животных, которые живут в жарких странах.

Отгадайте, кто это?

Это очень интересное слово, в котором 7 звуков, все согласные мягкие, а все гласные - это звук И.

-        и- - и - и        хищники

-        Что значит хищник?

-        Какие хищники есть в нашем зоопарке?

-        В названии этого самого сильного зверя всего 3 звука. Кто же это? (Лев) Царь зверей, самый гордый и опасный, /выставляется картинка/

Лев - это он, а если она? (Львица)

-        А как называется детёныш льва и львицы? (Львята)

-        В другой клетке хищник тоже очень свирепый. В его названии 4 звука. Кто это? (Тигр)

В клетке тигр, тигрица и детки - тигрята.

-        Какой суффикс пишется в словах ТИГРЯТА, ЛЬВЯТА? В следующей клетке кто? /загадка про слона/ слонята Запишите слова с суффиксом ЯТ под диктовку.

в)        Разгадывание ребусов. Игра «Путаница»

Соединив буквы по линиям, можно прочитать пословицу. Запишите пословицу в тетрадь.

«Волка ноги кормят»

Как вы понимаете эту пословицу?

ФИЗ.МИН. Игра «Изобрази животных» Мы пошли в далекий лес Очень много там чудес Что мы делали не скажем,

А что видели покажем (заяц прыгает, лиса крадется, медведь переваливается)

г)        Составление рассказа - описания «Медведь» Вот и подошло к концу путешествие по зоопарку.

-        Что за зверь находится в клетке? Кто в лесу глухом живет, Неуклюжий, косолапый,

Летом ест малину, мед А зимой сосёт он лапу? МЕДВЕДЬ /На доске следующие записи/

ОПОРНЫЕ СЛОВА        ФОРМА, ВЕЛИЧИНА

морда        вытянутая, продолговатая

глаза        маленькие, хитрые

мех        бурый, густой

хвост        короткий

походка

(как передвигается)        косолапый, медлительный, переваливается

Чем питается?        мед, малина, ягода, рыба

Где живет и зимует?        лес, берлога

-        Составим рассказ о медведе по опорным словам.

/Проверка/

III. Заключительная часть.

Занятие №4

Тема: « Слово и слог»

Цель: обогащение активного словаря; расширение кругозора, активизировать мыслительную деятельность.

I.        Организационный момент.

-        Сегодня занятие необычное.

Сказочные герои проведут игры-шутки со словами и в слова. Определить самого активного, сообразительного и старательного сможем по наибольшему количеству жетонов.

II.        Основная часть.

Старт : - Из чего состоят слова? - Как переносятся слова?

1.        «Буква потерялась»

-        о - ры, - елка, зе - ра, ко - ра

2.        «Слоговое лото»

Составьте слова со слогами: ба, бо, бу, бы, бин, ки, ты, га, ты, ки.

(баки, боты, бумага, бинты, быки)

3.        «Наоборот» - антонимы (слова с противоположным значением) маленький - большой

черный - белый медленный - быстрый сказка - быль «Задом наперед» пилот - толип верблюд - дюлбрев саламандра - арднамалас

4.        Образовать из слов одной части речи:

синонимы (различаются по звучанию, но разные по значению) храбрый - смелый, мужественный говорить - сообщать, толковать

омонимы (одинаковые по звучанию, но разные по значению)

лук - огородное растение

лук - оружие, спортивный снаряд

ключ - предмет для отпирания и запирания замка

ключ - родник

коса - заплетённые волосы

коса - сельскохозяйственное орудие

коса - длинная узкая отмель

5. Анаграммы ( загадки с перестановкой букв в слове для образования другого)

Легко дыша в моей тени, Меня ты летом часто хвалишь, Но буквы переставь мои -

И целый лес ты мною валишь.        /липа - пила/

Я - дерево в одной стране, Найдешь в лесах меня ты всюду, Но слоги переставь во мне -

И воду подавать я буду.        /сосна - насос/

- логарифмы (загадка, в которой задуманное слово получает различное

значение от выбрасывания или прибавления буквы)

Вдоль по проволоке мчусь

Ночи я и дни,

А с конца меня прочтут -

Тигру я сродни.        /Ток - кот/

Лижу я на земле, Прибитая к железу, Но буквы переставь

В кастрюлю я ползу        /шпала - лапша/

ФИЗ.МИН.

Игра «Полслова за вами»

Дети стоят в кругу и перебрасывают друг другу мяч.

Ведущий слово начинает, другой продолжает.

ТЕЛЕФОН, ТЕЛЕГРАФ,ТЕЛЕЖКА, ТЕЛЕГРАММ, ТЕЛЕСКОП

6.        «Добавь словечко»

На листочках «Молчанка» /саморегуляция, самоконтроль; проверка/ Едет он на двух колесах,        На одной ноге кружится,

Не буксует на откосах.        Беззаботна, весела,

И бензина в баке нет.        В пестрой юбке танцовщица,

Это мой ( велосипед)        Музыкальная (юла)

Идет спокойно, не спеша -        На столе передо мной

Пусть видят все, как хороша!        закружился шар земной.

Удобна и прочна рубаха,        Арктика, экватор, полюс...

В которой ходит (черепаха)        Уместил всю Землю (глобус)

7.        «Чемпион по скороговоркам» - 6 чел.

/Дети тянут билет, читают скороговорку, запоминают её и повторяют вслух/ Выбывает тот, кто ошибся 3 раза, а) Сначала читают все запись на доске:

На дворе трава,        Во поле - поле затопали кони,

На траве дрова.        От топота копыт пыль по полю летит.

б) Соревнование.

1.        Архип осип, Осип охрип.

2.        Водовоз вез воду из - под водопровода.

3.        Сшила Сашке шапку.

4.        Шел Фрол по шоссе к Саше в шашки играть.

5.        Бобр добр до бобрят.

6.        Около кола колокола колоколят. III. Заключительная часть.

Подсчет жетонов. Победителю вручается медаль.

Занятие № 5

Тема: « Приставки»

Цель: закрепление правописание приставок; развивать речеслуховую и зрительную память, фонематическое восприятие; обогащать активный словарь; коррекция познавательных процессов. Оборудование: карточки со схемами.

Ход занятия

I.        Организационная часть.

Вступительное слово о путешествии в страну Орфографию.

II.        Основная часть:

1.        Беседа о приставках

-        Прочитайте слова, написанные на доске: прибежал, приехал, прилетел.

-        Какая общая часть в словах? (при)

-        Какая это часть слова? (приставка)

Именно приставки создают особую выразительность глаголов, указывают на разнообразные оттенки его проявлений, придают порой словам разговорную окраску.

-        Какой оттенок значения вносит приставка ПРИ в слова ПРИБЕЖАЛ, ПРИЕХАЛ, ПРИЛЕТЕЛ? (Значение сближения)

В русском языке очень много приставок и служат они для образования новых слов.

2.        Тренинг        памяти.

Возьмите листочки и попробуйте их вспомнить, напишите, никуда не подглядывайте. Тем самым проверите свою память.

/взаимная проверка, 1 -2 вслух/ Оказывается не только корень, но и маленькие приставочки могут быть говорящими.

Например, В - означает движение внутрь, ВЫ - изнутри, ЗА - начало, ДО - завершение действия.

-        О чем необходимо помнить, если записываются слова с приставками?

/ Правило 2-3чел./

3.        Лингвистические задания: А) «Игра с приставками»

Я буду называть вам только приставки, а вы попробуйте догадаться, что с ними нужно делать, к какому слову приставить? Представьте себе, что вы сидите перед телевизором.

-        Я вам говорю: В -! Что вы сделаете? (Включим телевизор)

-        А если я скажу: Пере - ? (Переключить на другую программу)

-        Вы-?        (Выключим)

-        Какой вывод можно сделать из этой игры?

(Каждая приставка несет определенный смысл, благодаря этому мы понимаем друг друга).

Б) Образуйте и напишите однокоренные слова по цепочке, прибавив к ним приставки: при, раз, до, вы, под, от, по, из (учить)

В) Работа с текстом

Дорога (с)вернула (в)лес. Собака (по)бежала (по)следам зайца.

-        Объясните правописание выделенных орфограмм.

-        Чем приставка отличается от предлога?

-        Прочитайте 1 предложение. Сколько слов?

-        Как слова пишутся в предложении?

Составьте схему предложения.        .

Опишите по цели высказывания (повествовательное) Запишите текст по памяти, опираясь на схемы.

/Взаимная проверка/

 Г) I в-т ход        II в-т бег

Вы                за        

по        ка        пере        ать

Определи какой корень пропущен в словах?

Образуйте новые слова. Назови слова подходящие по схеме

Д) Самостоятельная работа

(За)ревел медведь (со)сна,

И в густом л.су,

Вздрогнув, стукнула с.сна

Ш.шкою л.су.

Спиши, вставив пропущенные буквы. Объясни правописание орфограмм,

выдели приставку.

III. Заключительная часть.

Занятие №6

Тема: «Предлоги»

Цель: способствовать закреплению предлогов в экспрессивной речи и на письме; уточнение семантики предлогов В и НА, их сходства и различия; развитие анализа структуры предложения на слова, фонематического анализа и синтеза.

Оборудование: карта страны «Грамматика»; карточки с предлогами (до, в, над, с); перфокарты. I. Организационный момент.

Королева Орфографии из страны Грамматики приготовила сюрприз. Отгадайте, с жителями какого города совершим путешествие? II. Основная часть.

1)        Сообщение        темы.

-        Подберите нужные слова и прочитайте предложения, /карточки с предлогами/

Дошёл        школы. Нашёл        лесу. Летали        водой. Упал        дерева.

-        Назовите ещё раз пропущенные слова. Что это за слова? (предлоги)

-        Сегодня совершим путешествие по станциям «Весёлой Грамматики» вместе с жителями города «Предлоги»

2)        Грамматическая        сказка.

-        А вы знаете? Почему маленькие слова стали называться предлогами? Жили в одной из городов Грамматики Предлоги. Были они такие драчуны и забияки, что один раз так сильно поссорились с существительными, то те очень обиделись на задир.

Когда с Предлогами рядом ставили Существительное и Местоимение, они так далеко отодвигались от них, что между ними умещались Прилагательные. Предлоги поссорились с обидчивыми словами. Переехали в другой дом и перестали разговаривать с соседями. Постепенно они совсем отдалились. Так предлоги стали отдельными словами.

Раз уж случилась такая ссора навек, решила королева Орфографии в книгу Правил записать это событие, ставшее потом правилом.

-        Что это за правило?

/Предлоги - это слово и с другими словами пишется раздельно/

-        А почему? /Между предлогом и словом можно поставить вопрос/

-        Итак, в путь.

Необходимо занять место в весёлом поезде.

3)        Коррекция внимания. Подчеркните предлоги.

-        Перед вами билеты. Кто верно выполнит задание, тот получит жетон. У кого больше всех жетонов, тот будет считаться почетным гостем Морфологии.

на об фи у из ко над при в ка от

4)        Коррекция мышления (шуточные вопросы - загадки)

Наш поезд скоростной , произносим волшебные слова и окажемся на станции «Отгадай-ка» 1-2-3 скорый поезд нас домчи.

Напишите, как называется хвойное дерево, которое состоит из четырёх предлогов, /с -о- с-на/

Из каких двух предлогов можно составить название домашнего животного? (к-от), а из трёх? (к-о-за)

5)        1-2-3 скорый поезд нас домчи! ст. «Любознайка»

а) Выделение предлогов из речи и уточнение его значении.

Рассмотрите картинки, на которых нарисованы грибы в корзине, ложка в

стакане, цветы в вазе.

-        Какое слово я повторяла при назывании картинок? (В)

-Что обозначает слово В? (Оно обозначает, что один предмет находится внутри другого предмета)

-        Ответьте на вопросы. Где стоят книги? (Книги стоят на полке, на шкафу)

-        Какое слово повторяется несколько раз? (НА)

-        Что обозначает это слово? (Что предмет находится сверху другого предмета).

6)        Работа с перфокартами. Вставьте нужные предлоги.

I в-т        II в-т

лететь        лесом        вышел        дому

идти        товарищем        сошёл        крыльца

шагать        дороге        пошёл        двору

говорить        животном        зашёл        ворота

(взаимная проверка) 6. Волшебные слова, ст. «Запоминайка»

Дополните предложение. Записать с комментированием, подчеркнуть предлоги.

Каток залили перед        

Дети гуляли около        

-        О чем надо помнить, когда пишешь предлоги?

III. Подведение итога. Подсчет жетонов.

Занятие №7 Тема: «Мягкий знак»

Цель: закрепить правописание мягкого знака; развивать фонематические обобщения в процессе упражнений по звуковому анализу и синтезу слов; коррекция слуховой памяти и слухового восприятия; способствовать расширению словарного запаса; формирование умения различать на слух твердые и мягкие фонемы.

Оборудование: карточки со словами сосулька, вьюга, метель; картинки с изображением медведя и сосульки.

I.        Организационная часть.

- Сегодня на занятии предлагаю уделить внимание букве - помощнице. Ваша задача узнать её.

II.        Основная часть.

1. Беседа о мягком знаке. Шарады.

В русском языке много слов. Например возьмем слова БАНКА. В середине

его два твердых согласных. А есть другое слово, которое отличается от слова

БАНКА только тем, что у него Н - мягкий.

Произнесите это слово. Правильно, БАНЬКА.

Как раз для таких случаев ученые изобрели букву - помощницу.

Это мягкий знак.

Записать отгадки шарад с комментированием. Я с JI смягчен - под землей бываю каменный и бурый. А с твердым - в комнате любой в геометрической фигуре? (уголь-угол) С твердым J1 я на стене книги например на мне, но как только JI смягчите, сразу в танец превратите (полка - полька)

2.        Рифмовые упражнения.

-        Для чего нужен мягкий знак? (Для показателя мягкости согласных) 1уч. Мягкий знак, мягкий знак-

Без него нельзя никак!

Без него не написать тридцать, двадцать, десять, пять. 2уч. Вместо шесть получил шест, Вместо есть напишем ест, Станут пенками пеньки, Уголками - угольки, Банька в банку превратится. Педагог - вот что может получится.

Если будем забывать мягкий знак в словах писать. Сам по себе Б отдельный звук не обозначает, но вместе с согласным передает его мягкость.

3.        Словарная работа.

Выделение мягких согласных из слов - отгадок.

Запись слов - отгадок с комментированием и проговариванием.

-        Отгадайте кто это?

Летом бродит без дороги между сосен и берез. А зимой он спит в берлоге, от мороза прячет нос. (медведь)

-        Назовите последний звук в слове (ть)

-        А как мы напишем слово? (медведь)

-        Какую букву надо писать в корне слова? (Б) Почему? (Проверочное слово медведи, последний звук мягкий согласный)

-        Почему в этом слове после М - Е?

/Записали у доски/

У нас под крышей белый гвоздь висит.

Солнце взойдет, гвоздь упадет.        /Сосулька/

-        Какой мягкий согласный в этом слове? (ЛЬ)

-        Какой по счету этот звук? (5)

-        Какую букву надо написать после б.Л? Почему?

Запись слова. Составьте и запишите предложение из 3 слов. Подчеркните гл.члены предложения.

4.        Развитие звукобуквенного анализа и синтеза слов.

а)        Развитие фонематического синтеза.

-        Отгадайте слово:

сначала ЛЬ, потом Д, потом И, потом Н, потом А /ЛЬДИНА/ - записать, Ь

б)        Развитие фонематического анализа.

-        Отгадайте. Это слово - часть суток, чтобы узнать это слово, вы должны задать вопросы о звуках и буквах этого слова.

Дети: -Сколько звуков в слове?

Сколько букв?        ДЕНЬ

в)        Звукобуквенный анализ. День - 1 слог.

д- согл.зв., мягк. е - глас.зв., удар. н - согл., мягк. 3 зв., 4 б.

Физ. Минутка

5.        Работа со словосочетаниями.

-        О каком времени года напоминают вам слова: метель, вьюга, сосульки?

/о зиме/

-Назовите зимние месяцы. Какие мягкие согласные звуки слышатся в конце этих слов? (РЬ, РЬ, ЛЬ)

-В декабре уже морозы, правда, не такие сильные, как в январе.

-Как можно по другому сказать вместо МОРОЗЫ В ДЕКАБРЕ ? (декабрьские

морозы)

-        В слове декабрьские после какой б. написан Ь? (Р)

-        В феврале становится уже теплее, иногда бывают даже оттепели; как называют оттепель в феврале? (февральская оттепель)

-        В слове февраль после какой б. пишется Ь? (Л) Почему?

-        Запись родственных слов по цепочке, выделить корень: декабрь - декабрьский, январь - январский, февраль - февральский. -Почему не пишется Ь? ( Р ТВ.зв.)

6.        Работа с текстом.

Известный русский поэт А.Блок написал очень красивое стих-е о зиме. Оно написано на доске, но некоторые слова в нём зашифрованы. Снег да снежные узоры, В поле в (5-2), разговоры, В п(4-4) часов уж т(4-2). Д(4-4) - к(6-4), снежки, салазки: Вот она зима.

/вьюга, пять, тьма, день, коньки/ Дети выходят к доске и вписывают слова в текст. Затем выразительно читают. Списать, подчеркнуть Ь.

III. Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Создание коррекционно-развивающей среды - залог успеха в обучении младших школьников"

Методические рекомендации по коррекционно-развивающему обучению....

Коррекционно - развивающая программа для первоклассников «Тропинка к успеху»

Целью  данной программы является оказание психологической поддержки первоклассникам  на первичном этапе обучения, создание благоприятного психологического климата  и эмоционального комф...

Коррекционно - развивающее занятие для гиперактивных детей младшего школьного возраста "Шаги к успеху"

Актуальность работы заключается в том, что на данном этапе у младших школьников бывает недостаточно развиты навыки самоконтроля и саморегуляции своего поведения, эмоционального состония, что в свою оч...

Учебно-методическое пособие. Программа коррекционно-развивающих занятий по профилактике социальной дезадаптации у первоклассников с ослабленным здоровьем «Путь к успеху!»

Данная программа предполагает коррекцию имеющихся проявлений социальной дезадаптации, которые были выявлены в ходе констатирующего эксперимента, в индивидуальной и групповой форме у первоклассников с ...

Статья "Шесть шагов к ситуации успеха в коррекционно-развивающей работе логопеда"

Статья "Шесть шагов к ситуации успеха в коррекционно-развивающей работе логопеда"...

Учебно-методическое пособие. Программа коррекционно-развивающих занятий по профилактике социальной дезадаптации у первоклассников с ослабленным здоровьем «Путь к успеху!»

анная программа предполагает коррекцию имеющихся проявлений социальной дезадаптации, которые были выявлены в ходе констатирующего эксперимента, в индивидуальной и групповой форме у первоклассников с о...

Содержание коррекционно-развивающей программы профилактики отклоняющегося поведения младших школьников «Путь к успеху» (4 классы)

Содержание коррекционно-развивающей программы профилактики отклоняющегося поведения младших школьников«Путь к успеху»(4 классы)...