Духовно-нравственное воспитание
проект
духовность
нравственность
воспитание детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_duhovno-nravstvennoe_vospitanie.docx | 25.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Духовно-нравственное воспитание детей-сирот в условиях детского дома.
Богатство духовной жизни начинается там, где благородная мысль и моральное чувство, сливаясь воедино, живут в высоконравственном поступке" В.А. Сухомлинский
Проблема духовно-нравственного воспитания детей-сирот является актуальной, т.к. речь идет о детях, с ранних лет видевших проявление жестокости, насилия, со стороны родителей, распад семьи, алкоголизм, наркоманию, бродяжничество, что способствует утрате семейной функции передаче детям значимых культурных и жизненных ценностей, снижению уровня духовной культуры большинства воспитанников.
В.А. Сухомлинскому принадлежит заслуга определенных приоритетов духовно-нравственного воспитания ребенка в семье. Именно он обратил внимание на то, что дети, лишенные живого родительского общения не только вырастают жестокими, но и приобретают такие заболевания как "детский госпитализм", который приводит к потере "иммунитета жить в семье". Следовательно, когда ребенок попадает в детский дом, то зачастую связь с семьей теряется. Перед педагогами детского дома появляется задача - передача детям семейно-нравственных ценностей, духовно-нравственных знаний, опыта созидательной и творческой деятельности, духовной жизни. Детский дом для ребенка становится школой подготовки к жизни. Целью педагогов является способность уберечь душу ребенка от жестокости, равнодушия, сделать ее невосприимчивой к негативным явлениям окружающего мира, помочь воспитать в детях такие качества, как милосердие, сострадание. Поэтому задача духовно-нравственного воспитания детей-сирот является одной из ключевых задач в нашей работе.
Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка является организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения детей, развитию взаимоотношений, в процессе которых дети усваивают социально- исторический опыт, получают представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях.
Планируя свою деятельность, воспитателю необходимо помнить, что воспитательный процесс должен планироваться и строиться на взаимосвязи духовного и светского направлений, учитывая при этом возраст воспитанников. Обязательно должна прослеживаться последовательность в развитии личности ребенка, так как детей разного возраста нужно убеждать по разному. Младшим школьникам необходимы примеры из жизни, из книг, а подростком глубокая вера в слово взрослых.
Если опять обратиться к В.А. Сухомлинскому, то он советовал с ребятами старшего школьного возраста размышлять вслух , делиться с ними сомнениями, обращаться за советами. Такая непринужденность рождает доверие, искренность, сближает взрослого и ребенка, открывает путь в его духовный мир.
Каждый ребенок, живущий в детском доме, должен быть любим. Лишенный этого чувства человек, не способен уважать своих близких, не готов дать людям добро. Атмосфера любви и сердечной привязанности, чуткости и заботы воспитателя и детей друг о друге, оказывает сильнейшее влияние на детскую психику, дает широкий простор для проявления чувств ребенка, для формирования и реализации его духовно-нравственных потребностей.
Говоря о содержании духовно-нравственного воспитания, мы говорим о формировании у детей таких качеств личности как гуманизм, милосердие, чуткость, ответственность, трудолюбие, гражданственность, умение управлять своими эмоциями. Известный писатель и педагог С.А. Соловейчик пишет: "Нравственность-граница дозволяемая совестью, а верхней границы нет, верх - духовность, она бесконечна… Будет нравственность, почти наверняка будет и духовность, не будет нравственности - не будет ничего, никакого воспитания"
При планировании работы по духовно-нравственному воспитанию педагогу необходимо помнить о некоторых важных моментах.
Нравственный мир личности включает в себя три уровня:
- мотивационно-побудительный
- эмоционально-чувственный
- рациональный или умственный
Каждый из этих уровне состоит из элементов , которые составляют суть нравственного мира человека. Рассмотрим что включает в себя ка.ждый из этих уровней.
Мотивационно-побудительный уровень - содержит мотивы поступков, нравственные потребности и убеждения. Нравственное воспитание только тогда носит правильный характер, когда в основе лежит побуждение детей к развитию, когда ребенок сам принимает активное участие в своем нравственном развитии. Другими словами, когда ребенок сам хочет быть хорошим. Этот уровень наиболее важный. Именно здесь коренятся истоки поведения человека, приносящие добро или зло, пользу или вред.
Чувственно-эмоциональный уровень состоит из нравственных чувств и эмоций. Эмоции, как известно, бывают положительные и отрицательные. Положительные эмоции - это радость, благодарность нежность, любовь, восхищение и т.д. Но человеку свойственно проявлять и отрицательные эмоции - гнев, зависть, злость, обида, ненависть. Эмоции необходимо облагораживать, культивировать, их нужно воспитывать.
Нравственные чувства: Отзывчивость, сочувствие, сострадание, сопереживание, жалость, непосредственно связаны с эмоциями. Эти чувства приобретаются человеком в результате воспитания и являются важнейшими составляющими доброты. Без нравственных чувств человек не состоится. Ни для кого не секрет, что именно чувства способны подвинуть человека на высокие достижения, могут вести к самоотверженному труду, проявлению мужества, воли, героизма. и мы, взрослые должны помнить о том, что наши чувства по отношению к детям-сиротам могут совершить чудо и изменить то, что нельзя изменить приказом, наказанием, нотациями, бранью.
Рациональный, или умственный уровень содержит моральные знания - понятии о смысле жизни и счастье, добре и зле, чести, достоинстве и долге. Кроме понятий, к моральным знаниям так же относятся принципы, идеалы, нормы поведения, моральные оценки. Первейшая задача взрослых - воспитать в детях глубокое, надежное понимание совести, чтобы оно стало чувством, частицей духовного мира.
Воспитывать в детях нужно все элементы нравственного мира. Нравственные потребности не даются человеку от природы, их необходимо воспитывать, без них невозможна высокая духовность, доброта. К сожалению, дети, находящиеся в нашем детском доме, уже в раннем возрасте были лишены семейного тепла, ласки, любви, доброго человеческого общения. В своей неблагополучной семье они развивались односторонне, что привело к ущербности личности. Не секрет, что потребность, злобность, жадность, безразличие формируют сегодня нравственную сторону наших воспитанников. Поэтому важнейшая задача педагогов детского дома - научить каждого ребенка языку вежливости, правилам хорошего тона, выработать принятые манеры поведения, в основе которых "непременное соблюдение вежливости, любознательности, такта и отсутствие эгоизма". Мы должны стараться создать лучшую в нравственном и умственном отношении "породу" воспитанных людей, способных жить по кодексу человеческой чести. Поэтому задачи воспитательной работы педагога должны заключаться в воспитании духовно-нравственных качеств личности у детей, а именно:
- развитие потенциала души ребенка
- развития природного чувства красоты
- формирование желания познавать мир и приобретать знания.
На первом этапе своей работы с детьми младшего возраста приемлемо обогащать их знаниями, умениями, положительным опытом, а так же донести понимание того, что их любят, ценят, им доверяют. С этой целью можно использовать в работе такие методы, как: убеждение, доверие, взаимодействие, поощрение, рассуждение, личный пример, коллективная работа, ситуация успеха, совместный анализ поступка и др.
Работа по формированию духовно-нравственных качеств в группе необходимо строить параллельно с такими направлениями в работе как
- отношение воспитанников к своему здоровью
- отношение воспитанников к собственной учебной деятельности
- отношение воспитанников к дому где проживает
- отношение воспитанников к окружающим людям старшим и младшим, сверстникам, друзьям
- отношение воспитанников к своей малой и большой родине, исторической памяти своего народа
- отношение воспитанников к другим народам и расам, понимание своей принадлежности к мировой цивилизации
- отношение воспитанников к пониманию значения культурных ценностей в собственной жизни.
Этому способствуют различные мероприятия проводимые во внеурочное время: клубные часы, беседы на этические темы, чтение художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей. Ребятам предлагается решение различных ситуаций, инсценировка небольших по содержанию сценок.
Духовно-нравственное воспитание в детском доме должно строиться не на порицании качеств личности воспитанников, а на поддержке тех положительных черт и качеств характера , которые ему присущи. Воспитанию таких черт и качеств способствует участие воспитанников в тематических творческих фестивалях, конкурсах, на которых дети могут не только свои таланты, но и получить дипломы и грамоты, что поднимает их самооценку, уровень самосознания и значимости в обществе. Кроме этого участие в таких мероприятиях способствует развитию положительного социального контакта.
Организованные тематические мероприятия способствуют улучшению психологической и социальной комфортности детей в группе. Занятия в нашей семейной группе проходят последовательно. В плане они разделяются на разделы.
План работы.
Раздел АЗБУКА И ЭТИКА МОРАЛИ
Форма проведения | Тема мероприятия | Дата |
Познавательная беседа | Основные понятия этики и морали | |
Деловая игра | Азбука этики | |
Ситуативный практикум | Речевой этикет Школьный этикет | |
Деловая игра | Этикет в общественных местах | |
Деловая игра | Праздничный этикет | |
Инсценирование различных ситуаций | Культура поведения |
Раздел КРАСОТА ДУШИ
Форма проведения | Тема мероприятия | Дата |
Познавательная беседа | "Умей чувствовать красоту" | |
Ситуативный практикум | "Красота и безобразие" | |
Громкое чтение | "Тема рассказов "Красота души" | |
Этическая беседе | "Красота жизни" | |
Познавательная беседа | "Гармония - основа красоты" |
Раздел НРАВСТВЕННЫЙ МИР СКАЗОК
Форма проведения | Тема мероприятия | Дата |
Беседа-презентация | "Мир света - мир сказок" | |
Познавательная беседа | "Сказка о вежливости, о дружбе, о взаимопомощи людей" | |
Познавательная беседа | "Добро и зло в сказках" |
Раздел ЧЕМ БОГАТ ЧЕЛОВЕК
Форма проведения | Тема мероприятия | Дата |
Познавательная беседа | "Красивое начало в человеке" | |
Громкое чтение | "Горячее и холодное сердце" | |
Громкое чтение | "Как красивые дела сердца исцеляют" | |
Этическая беседа | "Каждый видит мир по своему" | |
Познавательная беседе | "О наблюдательности и внимательности" | |
Громкое чтение | "Правило человеческого счастья" |
"Серость жизни для детского возраста, для подростка и юноши являются настоящим ядом, вызывающим огромную жажду ярких острых переживаний", говорил С.Т. Шатск5ий . Положительными или отрицательными станут эти переживания зависит от взрослых, которые находятся рядом с ребенком на протяжении всего времени его нахождения в детском доме. Поэтому мы должны очень постараться, чтобы воспоминания из детства были яркими, чтобы проводимая нами работа с детьми в стенах детского дома оставила добрый след в душе каждого ребенка, разбудила в нем внутреннюю позитивную энергию, способствовала их дальнейшему развитию.
Список литературы:
1. Амоношвили Ш.А. Размышление о Гуманной педагогике - М: Издательство Дом Шалвы Амонашвили, 2001.
2. Вентцель К.Н. Этика и педагогика творческой личности: проблемы нравственности и воспитания. Т.2-М., 1992.
3. Германова Е.А. Стимулирование учащихся к духовному развитию //Воспитание школьников- № 3, 2012.
4. Капперев П.Ф. О детских радостях и печалях //Воспитание и обучение - 2001.
5. Лазурский А.Ф. Программа исследования личности в ее отношении к среде //Русская школа - 2012. Кн.
6. Майдер В. Личность педагога в образовательном пространстве. - М: 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся.
ФГОС. Содержательный раздел ООП НОО. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования....
Система деятельности по программе духовно- нравственного развития, воспитания обучающихся « Путешествие к успеху и мечте» : проблемы и пути решения».
Современная педагогика не может существовать без концептуальной идеи инновационного мышления, определяющей направления развития духовности, нравственности и базовых ценностей в условиях образовательно...
ПРОГРАММА ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
СОДЕРЖАНИЕПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ………………………………………………..3 I.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ,ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ……………………………………………6 II. СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГ...
Программа духовно – нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
Программа духовно – нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.Цель программы: воспитание ответственного, инициативного и компетентного граждан...
Духовно - нравственное развитие, воспитание, гражданское становление личности ребенка.
Развитие «способности жить в современном обществе и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека» составляет сущность воспитательного процесса. ...
Духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся на ступени начального общего образования
Трудно сейчас воспитать здорового ребёнка, здорового и телесно и душевно. Многое зависит от родителей, но очень многое зависит и от нас учителей. Первый серьёзный шаг в мир дети совершают, когда перес...
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся MБОУ «Лицей №121» разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного станд...