«Взаимодействие школы с другими структурами социума для создания благоприятных условий развития одаренности»
статья
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.
Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы — поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.
Школа справляется с этой задачей намного лучше, если учебное заведение имеет благоприятное социально-культурное окружение, т.е. взаимодействует с другими структурами социума для создания благоприятных условий развития одаренности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie_shkoly_s_drugimi_strukturami_sotsiuma.docx | 20.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимодействие школы с другими структурами социума
для создания благоприятных условий развития одаренности
«Давно замечено, что таланты являются всюду и всегда, где и когда существуют условия, благоприятные для их развития» (Г.В.Плеханов)
«Одаренность человека - это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод» (В.А. Сухомлинский)
1.Школа, социум, семья – три неразрывно связанных между собой звена
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.
Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы — поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.
Школа справляется с этой задачей намного лучше, если учебное заведение имеет благоприятное социально-культурное окружение, т.е. взаимодействует с другими структурами социума для создания благоприятных условий развития одаренности.
Недалеко от нашей школы находится ГЦИ, Музей истории города Балаково, музей «Усадьба Мальцевых». Эти структуры социума обеспечивают творческие и познавательные потребности учащихся, развивают и поддерживают интерес учащихся к деятельности определённого направления.
В основе деятельности нашей школы, по развитию одаренности ребенка, лежат принципы активного созидания среды для раскрытия творческих способностей талантливых и одаренных детей, принцип комплексного, всестороннего подхода к решению стратегических проблем развития одаренности у детей.
Результативность работы педагогического коллектива в данном направлении достигнута достаточно высокая.
2. Сотрудничество с Музеем истории города Балаково
Поход в музей предусматривает возможность проводить специальную работу с одаренными детьми с тем, чтобы стимулировать развитие наиболее продвинутых школьников, способствовать их обучению, расширять базу познавательных интересов и интеллектуальных умений, дать возможность остальным учащимся работать в режиме освоения образовательного минимума.
Важным моментом для гармоничного развития и воспитания ребенка является знакомство с музеем. Мы стараемся организовать экскурсии так, чтобы во время посещения музея у ребят не пропал интерес и не одолела скука.
Так как же заинтересовать ребенка, вовлечь его в мир искусства.
В музей мы идём группой, а для ребёнка имеет огромное значение поделиться мнением и впечатлением от увиденного экспоната или картины со своим сверстником, с которым он находится на равных в плане понимания происходящего. Детям легче общаться друг с другом, нежели с взрослыми, которые могут и осудить, и не правильно понять мнение ребенка, и пожурить его за его непосредственные высказывания.
Когда ребенок идет в музей в первый раз, он относится к этому, как очень важному событию своей жизни. И нужно сделать так, чтобы это событие стало радостным. Заранее предупреждаем учащихся, что скоро их ждет интересный поход в музей. Пусть они настраиваются и готовятся. Они могут расспрашивать нас о том, что они смогут увидеть в музее. Если мы не можем ответить на все вопросы, можно ведь вместе с ребятами поискать нужные ответы. Сейчас это довольно просто сделать при помощи интернета. Там же можно найти информацию о самом музее, куда мы собираемся пойти.
Мы знакомим ребят с правилами поведения в музее: все люди ведут себя очень тихо и разговаривают вполголоса.
Конечно, результаты от таких походов не одинаковы для разных детей, но тем не менее, каждый получает что-то полезное для себя. Учащиеся могут не запомнить все факты, которые им сообщили, но, вполне очевидно, что любой поход является в какой-то степени образовательным. У учащихся появится мотивация изучать тот или иной предмет и улучшить свои знания, появятся навыки работы в группе.
Школа на протяжении ряда лет в тесном сотрудничестве работает с Музеем истории города Балаково.
За 4 года учёбы мы посетили
Экскурсии (в музее):
1.Обзорная экскурсия по музею. Включает в себя знакомство со всеми выставками музея
2.«Развитие Балаковского края с середины ХVIII до начала ХХ веков»
3. «Балаково в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» (о балаковцах – участниках Великой Отечественной войны и тружениках тыла)
4.«Мы рождены, чтоб сказку сделать былью» (Материалы выставки отражают наиболее значимые этапы жизни первого космонавта Ю.А. Гагарина. Особое внимание – саратовскому периоду. Отдельный комплекс посвящен нашему знаменитому земляку, человеку яркой и трагической судьбы, Г.Г. Голобокову)
Беседы (в музее и вне музея):
1. Беседа «Старый Балаково». История образования удельного села, основанного староверами, основные этапы его развития до присвоения статуса города, деятельность Совета городских уполномоченных (с презентацией)
2. Беседа «И тыл был фронтом». О самоотверженном труде жителей города Балаково и Балаковского района в годы Великой Отечественной войны
3. Беседа «Награды деда моего» Знакомство с наградной системой России, первые награды, высшая награда СССР, награды Великой Отечественной войны, Герои СССР, балаковцы – Герои Советского Союза
4. Беседа «Вот она какая русская изба!». Формирование четкого представления у детей о крестьянском жилище, орудиях труда, предметах быта и других элементах русской культуры (с презентацией)
5. Беседа «Обереги русской избы». Знакомство с предметами быта, орудиями труда, жилищем, семейными обрядами, традициями и верованиями крестьян конца XIX - нач. ХХ веков, мастер-класс по изготовлению куклы – закрутки (с презентацией)
6.Массовое интерактивное мероприятие «Мы за чаем не скучаем» Знакомство с историей самовара и традициями русского чаепития (с презентацией)
7. Яркая и красочная выставка «Настоящие индейцы. Мифы и реальность» знакомит с военными и ритуальными одеждами, оружием этих племен, мужскими и женскими костюмами, предметами шаманских культов. Здесь вы сможете пострелять из лука, поохотиться на бизона, заарканить мустанга, зайти в традиционное жилище – типи, сфотографироваться в головном уборе вождя племени, познакомиться с гениальным индейским изобретением – знаменитым языком жестов, а также приобрести на память самый известный на сегодняшний день амулет «Ловец снов» и другие сувениры.
Традиционная форма занятий в музее — экскурсия, в настоящее время заменяется и комбинируется с нетрадиционной, проводятся интерактивные занятия, используются современные технологии.
Как показывает практика, обязательно следует учитывать возрастные особенности учащихся при построении занятий. Основой реализации музейной деятельности с детьми являются их психологические особенности.
У школьника данного возраста слабая воля, неустойчивое рассеянное и непроизвольное внимание, в силу чего долгое время они не могут быть усидчивы и долго сосредоточены, поэтому их внимание необходимо переключать с одного вида деятельности на другой. Двигательная активность преобладает над умственной, он не может стоять «по струнке», поэтому даже на экскурсии ему нужны движения. Во время музейного занятия соблюдается двигательная активность.
У школьников преобладает невербальное наглядное восприятие информации, поэтому ребенок не любит растянутых рассказов, предисловий, введений, он должен сразу «перейти к делу», т. е. к экспонатам. Он наблюдателен и любознателен, поэтому в музее необходимо все время организовывать повторение и актуализацию материала экскурсии, т. к. иначе происходит «быстрое выпадение» знания. В силу вышесказанного музейное занятие строится на приоритете зрительных впечатлений, моторно-двигательной активности и коммуникативности. Показ музейного предмета преобладает над рассказом.
Рассказ не превышает 20 мин, а вся экскурсия 1 ч. Группа не более 15 чел. На экскурсии с данной возрастной категорией экскурсоводы создают эффект «погружения в эпоху»: «Представим, что мы вошли…», «Представим, что мы находимся…», «Представим, что мы перенеслись…». Соблюдается главное правило в музее — не стоять долго на одном месте и изучать в движении. Сотрудники музея правильно сочетают множество методов и способов, чтобы избежать монотонности и «сухости» изложения материала для лучшего качества проведения занятия
3. Посещение музеев – всегда больше, чем впечатление.
Почему стоит посещать музеи?
1.Удовлетворение любопытства.
2.Эстетическое наслаждение (посещение музеев развивает в детях эстетический вкус, творческое воображение, умение видеть и ценить прекрасное)
3.Пополнение багажа знаний (После посещения музея дети применяли знания, полученные во время экскурсий, или опирались на них).
4.Дети с пользой проводят свое свободное время.
5.Ребята получают «прививку» от дурного вкуса и асоциального поведения (Раннее приобщение детей к культурным ценностям помогло сформировать правильную грамотную речь, развить воображение, пытливость ума и мышление, усвоить правила этикета, хорошие манеры)
6.Став взрослыми, мои ученики, надеюсь, будут участвовать в культурной жизни города: посещать разнообразные выставки, театры, музеи.
Работа с музеем предусматривает возможность проводить специальную работу с одаренными детьми с тем, чтобы стимулировать развитие наиболее продвинутых школьников, способствовать их обучению, расширять базу познавательных интересов и интеллектуальных умений, дать возможность остальным учащимся работать в режиме освоения образовательного минимума.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание благоприятных условий для развития способностей личности ребёнка
данный материал может быть использован для подготовки выступления по данной теме...
Создание благоприятных условий воспитания учащихся 1 классов в период адаптации к условиям образовательного учреждения по ФГОС
Создание благоприятных условий воспитания учащихся 1 классов в период адаптации к условиям образовательного учреждения по ФГОС...
Воспитательная система класса – создание благоприятных условий для развития нравственной культуры личности ребенка.
Создание воспитательной системы класса, способствует всестороннему развитию личности ребенка и направлено на воспитание нравственного, ответственного, инициативного человека, способного к сотруд...
Создание благоприятных условий для развития творческих способностей младших школьников
Основными задачами педагогической деятельности являются: создание оптимальных условий, выявление задатков развития интересов и способностей каждого школьника, подготовка учащихся к самостоятельному, т...
Взаимодействие семьи и школы, как одно из средств создания благоприятных условий для обучающихся.
В данной статье рассматриваются вопросы о том, как сделать обучение детей в школьных условия наиболее благоприятным при взаимном содействии родителей и школы....
Роль «Российского движения школьников» в создании благоприятных условий для развития личности школьника.
Классный руководитель прогнозирует, анализирует, организует, сотрудничает, контролирует повседневную жизнь и деятельность обучающихся своего класса. Современный классный руководитель в своей деятельно...
Создание благоприятных условий для развития индивидуальных особенностей и способностей каждого ребенка. Рекомендации родителям по выполнению заданий с детьми
Доклад на общешкольное родительское собрание....