«Робототехника: конструирование и программирование»
методическая разработка

Данная статья будет полезна учителям и родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_privit_lyubov_k_chteniyu.docx21.88 КБ

Предварительный просмотр:

Как привить любовь к чтению у учащихся начальной школы.

Чтение должно стать для ребенка очень тонким инструментом   овладения       знаниями и вместе с тем источником богатой духовной жизни.

В.А. Сухомлинский

Невозможно переоценить ту огромную роль, которая играет книга в духовном развитии человека. Особенно велико ее значение в период наиболее интенсивного становления личности – в детские годы. В последние годы не только педагоги, детские писатели, но и родители ищут пути к активизации воспитательного потенциала книги и чтения. Задача учителя заключается в том, чтобы воспитать у учащихся интерес к литературе и литературному чтению. Приобщая ребенка к чтению и создавая культ книги в школе и дома, мы должны всегда помнить слова педагога В. А. Сухомлинского, который верил и с большой убежденностью говорил о воспитательной силе книги: «Книга - это могучее оружие, без неё я был бы немым или косноязычным, я не мог бы сказать и сотой доли того, что надо сказать и что я говорю. Умная, вдохновенная книга решает судьбу человека». Необходимо уделять внимание воспитанию у наших детей правильной образной речи, обогащать их словарь, учить понимать и чувствовать красоту языка подлинно художественных литературных произведений. Чтобы побудить ребенка к чтению, надо сам процесс чтения представить как чудо - показать в знакомом незнакомое, в обычном - необычное, изумить таящимся в нем богатством возможностей.

При обучении младших школьников чтению стоит задача вооружить их механизмом чтения и затем совершенствовать его навык, правильность, беглость, сознательность и выразительность. Сам процесс чтения литературного произведения остается ведущей деятельностью. При диагностике за критерий принимается проверка техники чтения, хотя этот метод не отображает полную картину владения учеником способом чтения. С момента перехода от обучения чтению к обучению литературному чтению усложняются и расширяются цели и задачи, стоящие перед педагогом. Цель  учителя – это формирование грамотных читателей и приобщение детей к литературе. Грамотный читатель – это такой читатель, у которого сформирован тип правильной читательской деятельности.Это понятие включает в себя владение как техникой чтения, так и приемами понимания прочитанного. Понятие «читательская деятельность» включает в себя умение воспринимать литературное произведение эстетически. А это значит – умение видеть и осознавать не только то, что написано, но и как написано. Необходимо учить умению видеть в книге и конкретного собеседника, слышать обращенную к тебе его речь, понимать ее, переживать и осваивать, чего без книги нельзя. Еще один момент, который определяет грамотного читателя – это знание книг и умение их самостоятельно выбрать.      Эффективное значение имеет систематическое посещение учащихся библиотеки, но не классом, а индивидуально – в удобное для каждого ученика время и с личностно осознаваемой целью. Если названные условия не соблюдаются, учащиеся, овладев грамотой и даже получив некоторые литературоведческие знания, читательской самостоятельностью не овладевают, выбирать и читать книги для себя не хотят и не умеют и их надо переучивать. Переучивать намного сложнее, чем сразу учить правильно, так как пропущен этап, на котором они с приобретением техники чтения должны были увидеть в книге собеседника и практически понять, зачем люди читают, и убедиться, что и им самим не просто интересно, но очень нужно читать разные книги для себя. При оценке уровня сформированности навыка чтения у младших школьников чрезвычайно важно проследить, создаются ли надлежащие условия для использования этого навыка как общеучебного. Хорошо поручать читать печатный или рукописный текст разным ученикам, особенно тем, кто имеет слабую или среднюю подготовку. Если чтение текстов, задач не доверять слабым и средним ученикам или проводить нерегулярно, то ясно, что это отрицательно сказывается на всей работе, связанной с формированием полноценного навыка чтения у младших школьников. Непременным условием успешности формирования полноценного навыка чтения являются регулярно проводимые разнообразные формы чтения . Интересный прием организации чтения – «жужжащее чтение». Обязательное условие: использовать его нужно не для чтения текста домашнего задания, а для нарабатывания техники чтения. Поэтому книгу, интересную для себя, каждый выбирает из классной библиотеки или приносят из дома. Такой прием не только помогает формировать технику чтения у детей, развивать их читательские интересы. Само умение читать – это творческое общение с детской книгой, т. е. с теми мудрецами и художниками слова, чей опыт представляет огромную ценность для формирования человеческой личности, особенно личности ребенка. На своих занятиях полезно учить я детей чтению–общению, чтобы они научились читать–думать, читать–чувствовать, читать–жить. Самостоятельное детское чтение не должно выпадать и из поля внимания родителей. Имеются в виду не какие-то контрольно принудительные меры, а создание особой атмосферы и условий, благоприятствующих домашнему самостоятельному чтению младшего школьника. Руководить детским чтением невозможно без учета их возрастных и индивидуальных особенностей. В соответствии с этими особенностями формировать читательский интерес у  учащихся начальной школы.Процесс всей учебно-воспитательной работы должен быть пронизан постоянным знакомством учащихся с детскими книгами и обращением к книгам при каждом удобном случае. Работая с детской книгой, надо стремиться  приучать детей к соблюдению последовательности читательских действий: чтение любой книги надо предварять коллективным рассматриванием 1-й и 4-й страницы ее обложки. Дети вчитываются в название книги (заглавие и фамилию автора), рассматривают иллюстрации, сопоставляя их с названием книги, чтобы дать предварительный прогноз о возможном ее содержании. Затем они упражняются в самостоятельном умении найти и выбрать в книге то произведение, которое каждому из них хотелось бы прочитать, и только после этого обучаются вдумчивому прочтению понравившегося произведения с последующей проверкой своих читательских ожиданий.

Здорово организовать уголок чтения «Читай-ка», где организуется выставка книг, тема занятия кружка и вывешивается список литературы, который надо прочитать к занятию, новости из мира литературы. В уголке чтения отмечаются самые активные читатели. Все это позволяет ненавязчиво вводить детей в разнообразный мир книг, будить интерес к книгам, создавать условия для осознания детьми своих личных возможностей при осуществлении читательской деятельности. Для формирования у детей положительной мотивации обращения к книгам соблюдать и некоторые педагогические условия: – поощрять ребенка за любой видимый успех;

  • создавать ситуации для проявления детьми успехов в читательской деятельности, когда ребенок прилагает усилия;
  • – вести  разъяснительную работу с родителями, которым даю рекомендации, как они могут  формировать интерес к чтению у детей.

Распространенной формой работы учителя активно используется игра-инсценирование. Она базируется на содержании конкретного литературного произведения. Распределяются роли, готовятся декорации, костюмы, развивается сюжет игры, отбирается содержание ролевых высказываний. Инсценирование литературного произведения может протекать и в свободной форме, когда содержание творчески меняется, а сюжет и роли сохраняются. Минуты поэзии посвящаются творчеству поэтов, любимым стихотворениям, определенной дате или временам года. Работая над лирическими произведениями,дети развиваются как читатели. Они тянутся к хорошим стихам, много заучивают наизусть, выразительно читают. Тем самым у детей развиваются выразительные навыки, артистические способности. Литературные праздники занимают особое место в творческом воспитании и развитии детей. Литературные праздники как бы закрепляют и обобщают многообразные впечатления, знания и умения детей, они включают в себя разные виды детской деятельности: чтение, рассказывание, пение, танцы, игры, инсценировки.

Подбор художественных произведений для чтения надо осуществлять  таким образом, чтобы на их основе можно удовлетворять эстетические потребности детей и развивать нравственную культуру. Книга призвана раскрывать перед ребенком идеалы справедливости, добра, честности, мужества, сострадания; формировать правильное отношение к людям, к самому себе, к своим правам и обязанностям, поступкам, к труду, к природе. Иначе говоря, для чтения должны быть предложены художественные произведения, проверенные временем, вошедшие в сокровищницу русской и зарубежной литературы, произведения детской классической литературы и произведения из традиционного круга детского чтения. При этом художественные произведения должны быть разнообразны по тематике, по жанрам, по авторским именам, по формам художественной речи. Мы много говорим о воспитательной роли литературы, о том, что хорошая книга учит добру. Но ведь не только прочитанное, а уже сама любовь к чтению, невозможность жить без книги, потребность искать и находить в ней друга, советчика, черпать материал для размышлений – все это одна из важнейших целей воспитания. Ведь у человека, который с детства приучен к чтению, любит книгу, просто не может быть в жизни пустот, когда некуда себя деть. Задача подлинного искусства пробуждать добрые чувства, и оно  это  делает. Заставить ребенка насильно читать нельзя. Ребенок имеет право не читать, имеет право и читать. Это ставит его перед выбором более важным: быть полноценным членом общества или не быть, погрязнуть в безнравственности или подниматься до высот культуры и двигать ее вперед. Самому ребенку с его малым жизненным опытом этот выбор осуществить сложно. Он не знает его последствий. Помочь ему в этом – задача педагогов, родителей, писателей, издателей, библиотекарей, кто верит в силу чтения и болеет душой за возрождение культуры и интеллектуальной мощи России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Конструирование и программирование моделей LEGO VE DU – как средство формирования УУД»

Игра – важнейший спутник детства. Конструктор ЛЕГО позволяет учиться играя и обучаться в игре....

Материалы участника XVI Всероссийской научно-практической конференции для руководящих и педагогических работников «Теория и практика развития навыков конструирования, программирования и технического творчества у обучающихся» (28 февраля 2018 г.)

Материалы участника XVI Всероссийской научно-практической конференции для руководящих и педагогических работников «Теория и практика развития навыков конструирования, программирования и техничес...

Конспект занятия по робототехнике с элементами конструирования и программирования

Тема занятия. ЛевОбразовательные цели: Естественные науки. Изучение процесса передачи движения модели «Рычащий лев». Ознакомление с работой коронного зубчатого колеса в этой модели. Изучен...

"Робототехника и Легоконструирование". Базовый уровень. "Палитра блоков программирования EV3"

quot;Палитра блоков программирования EV3"   Набор Lego Mindstorms EV3 предназначен для конструирования и программирования роботов в средней и старшей школе, а также в кружках робототех...

"Робототехника и Легоконструирование". Повышенный уровень. "Программирование роботов"

 Чтобы научить вас программировать роботов , потребуется не одно занятие. поэтому это занятие поможет вам лучше понять, как начать и что нужно изучить именно вам.      ...

Мастер-класс для воспитателей «Новые виды конструирования как средство для всестороннего развития детей дошкольного возраста в условиях ФГОС. LEGO – конструирование и робототехника»

Повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе активной педагогической работы по конструктивно-модельной деятельности....

Мастер-класс для воспитателей «Новые виды конструирования как средство для всестороннего развития детей дошкольного возраста в условиях ФГОС. LEGO – конструирование и робототехника»

Повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе активной педагогической работы по конструктивно-модельной деятельности....