Игровая познавательная программа "Тайны Гиппократа"
методическая разработка (4 класс)
Игровая познавательная программа "Тайны Гиппократа" адресована учащимся 4-5х классов. В форме интерактивной игры участники выполнеяют конкурсные задания и соревнуются мужду командами. По ходу игры дети узнают об истории развития медецины, о строении человеческого организва и основах здорового образа жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tayny_gippokrata_stsenariy.docx | 32.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
Центр детского (юношеского) технического творчества
Кировского района Санкт-Петербурга
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Методическая разработка
Досуговая игровая программа
« Тайны Гиппократа»
Автор: Александрова Е.В. педагог-организатор, Горшкова М.В. педагог-организатор, Диканская Н. Е., педагог-организатор
Санкт-Петербург 2018
«ТАЙНЫ ГИППОКРАТА»
Титульный слайд, музыка на вход
Приветствие ведущего, разделение на команды АВИЦЕННА, АСКЛЕПИЙ и ГИППОКРАТ, представление жюри и объяснение правил игровой программы.
На столах таблички с названием команды, ручка и лист бумаги.
- Символы медицины
Чаша
Происхождение чаши как символа врачевания связывают с целительным действием воды и традицией приготовления лекарств в ритуальной чаше. Народные сказания сохранили такие выражения: «чаша жизни», «чаша терпения», «испить чашу до дна», «пусть дом будет как полная чаша». Символ чаши со змеей также связывают с историей ядов и противоядий. Лекарства часто имели сложный состав и включали в себя змеиный яд, который хранили в специальных чашах.
Символ – Змея.
За тысячу лет до нашей эры культ змеи как символа мудрости, науки и познания возник у древних греков. Существует такая легенда.
Однажды знаменитый целитель Асклепий был приглашен во дворец критского царя Миноса, чтобы воскресить его умершего сына. На своем посохе Асклепий неожиданно увидел змею и убил её. Тотчас появилась другая змея с целебной травой во рту и воскресила убитую. Асклепий воспользовался этой травой и вернул к жизни умершего мальчика. Змея символизирует смерть и бессмертие, добро и зло, змеиный яд может убить, но его используют и в приготовлении противоядий и лекарств.
Символ – Посох.
Посох – символ мудрости, врачу рекомендовалось иметь посох, поскольку больные больше доверяли опытным и пожилым людям. В верхней части хранили ароматические средства для предотвращения заражения. Кроме того, считалось, что врач должен прийти к больному, где бы тот ни находился – в лесу, в горах, пустыне – и посох символизировал стойкость и выносливость врача-путника. С практической точки зрения посох мог быть еще и орудием защиты от диких зверей, разбойников и буйных больных.
Символ – Красный крест.
В октябре 1863 года «Международный комитет помощи раненым» организовал в Женеве конференцию, в которой приняли участие представители 16 стран. По этому случаю был выбран отличительный знак комитета – аналог швейцарского флага – красный крест на белом фоне, а само сообщество было переименовано в Международный Комитет Красного Креста. В России было создано Российское Общество Красного Креста. Деятельность этих организаций направлена на оказание помощи всем раненым на поле боя без исключения, людям, попавшим в заложники и ставшим жертвами терактов или стихийных бедствий. Врачи из разных стран спешат на помощь туда, где необходимы медикаменты и чистая питьевая вода. Движение Красного Креста призвано защищать жизнь и здоровье людей и обеспечивать уважение к человеческой личности. Общество красного креста не участвует в политической жизни человека. Вне зависимости от национальности, вероисповедания и политических взглядов человека общество помогает всем без исключения.
Первое конкурсное задание
«Символы медицины»
ВОПРОСЫ :
- Почему символ змеи одновременно означает и смерть и жизнь?
- С целительным свойством, какого вещества связывают чашу?
- Зачем врачу нужен был посох?
Красный полумесяц
Во время русско-турецкой войны 1877—1878 годов Османская империя отказалась использовать эту эмблему. Красный крест вызывал у турок негативные ассоциации с крестоносцами. Османская империя заявила о своем намерении использовать в качестве защитной эмблемы красный полумесяц вместо красного креста, сообщив при этом, что будет уважать красный крест, используемый неприятелем. За Османской империей последовали другие страны, где большая часть населения исповедует ислам.
Женевская конвенция 1929 года признала красный полумесяц в качестве второй защитной эмблемы.
На 25-й международной конференции Красного Креста, состоявшейся в октябре 1986 г., было утверждено новое название организации - Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца (МККК).
Звезда жизни
Звезда жизни изображается в виде синей снежинки. Этот знак появился в США, где его называют «Star of life». Звезда жизни – американская эмблема скорой медицинской помощи. Каждый луч звезды жизни обозначает отдельную функцию экстренной медицинской службы: обнаружение, оповещение, отклик, оказание помощи на месте, помощь во время транспортировки, транспорт для последующей помощи. В ее центре обычно изображают посох Асклепия.
Медицина с петухом и змеей
Изображение петуха и змеи как символов врачевания существовало со времени Древнего Китая. Считалось, что наиболее тяжелым периодом болезни является ночное время, и если больной слышал утренний крик петуха, все надеялись, что кризис миновал, и больной пойдет на поправку. Золотой петух появился на гербе французских врачей.
Жюри оценивает выступление (максимально 5 баллов), возможны дополнительные вопросы ведущего за бонусный балл.
II. Великие имена медицины.
Асклепий
Легендарная личность, бог врачевания. Асклепий не только исцелял больных, но и возвращал умерших к жизни. Однако это нарушало мировой порядок, и чтобы люди не перестали бояться смерти, Зевс убил Асклепия молнией. В храмах Асклепия держали змей, священным животным также считался петух. Дочери Асклепия – Панакея и Гигиея.
Гиппократ
Родился около 460 г. до н.э. - древнегреческий врач, философ и реформатор античной медицины. Труды Гиппократа стали основой дальнейшего развития клинической медицины, он первым ввел в практику индивидуальный подход к больному и его лечению, понятие об анамнезе, то есть сбору сведений о течении заболевания, прежних болезнях организма.
Гиппократ полагал, что болезни не ниспосланы богами, а обусловлены вполне объяснимыми причинами, например, воздействием окружающей среды. Он также выдвинул четыре принципа лечения: не вредить больному, противоположное лечить противоположным, помогать природе, щадить больного. С именем Гиппократа связано представление о высоком моральном облике и образце этического поведения врача. Гиппократу приписывается текст этического кодекса древнегреческих врачей («Клятва Гиппократа»), который стал основой обязательств, принимавшихся впоследствии врачами во многих странах.
Абу Али Ибн Сина – Авиценна
Родился в 980 году .Он обладал невероятными способностями - изучил арабский язык, в возрасте десяти лет знал наизусть Коран. Позже он учился геометрии, арифметике, астрономии – и наконец обратился к медицине. В возрасте 17 лет Авиценна был уже известным врачом в Бухаре, и его пригласили ко двору правителя, который был тяжело болен. Авиценне удалось в короткий срок вылечить правителя, и в благодарность за это молодой ученый получил разрешение пользоваться дворцовой библиотекой, одной из богатейших на Ближнем и Среднем Востоке.
В целом ученый оставил огромное наследие из которых до нас дошли только около 240 – это многотомный «Канон врачебной науки», книги по логике, риторике, музыке, физике, математике и другим наукам.
Второе конкурсное задание
«Клятва Гиппократа»
Каждая команда получает текст «Клятвы», в котором пропущены слова. Нужно вставить слова из рамки в текст, изменив форму слова. «Клятвы» сдаются жюри на проверку, за каждое верное слово – 1 балл. Ведущий зачитывает текст «Клятвы».
III. Из истории медицины
Слайд-шоу презентации с комментариями картинок:
- Древний Египет,
- Медицина Востока,
- Знахарство на Руси,
- Монастыри (2 слайда),
- Процедура кровопускания,
- Лечение подагры и карикатура на зубного врача
- Пиявки – гирудотерапия,
- «Черная смерть» и доктор Чума
- Аптеки
- Карета скорой помощи
Карета скорой помощи
- Консилиум врачей
Эстафета «Бегом к здоровью»
Участвуют все три команды одновременно, выстраиваются в колонны напротив стульев, эстафета проводится на скорость Победитель получает 10 баллов, за второе место – 7 баллов, третье – 5
Человеческий организм – загадочный, сложнейший механизм, который способен не только совершать физические действия, но и чувствовать, мыслить. Общий обзор организма человека показывает, что из семи миллиардов проживающих на Земле нет абсолютно похожих внешне людей, однако строение организма на 99 % у всех одинаково. Несмотря на то, что наш организм «работает» на нас все его процессы происходят без нашего участия. Сознательно мы ими не управляем, мы замечаем только сбой в их работе ( болезни, боли и т.д). Как и любой механизм , особенно такой сложный, требует нашего внимания, ухода - того , что называют профилактикой и здоровым образом жизни.
- Сердечно- сосудистая система
В нее входят капилляры, артерии, вены, сердце. Основной функцией системы является перекачка крови ,в основном , при помощи сердца, доставление ее ко всем органам.
- Пищеварительная система
Удовлетворяет потребность в пище и перерабатывает питательные вещества в необходимую энергию
- Кожный покров
Кожа защищает тело от воздействий окружающей среды. Состоит из кожи, волос, ногтей и микромышц, которые удерживают волосы.
- Лимфатическая система
Главная функция – извлечение и транспортирование лимфы по организму. Лимфа отвечает за очистку крови и организма в целом. Состоит из сосудов, узлов и капилляров.
- Скелетно-мышечная система
Состоит из скелета человека, в котором все кости и суставы поддерживаются мышцами . Предназначена для движения.
- Репродуктивная система.
Отвечает за продолжение рода.
- Нервная система
Нервная система несет в организме ответственность за информацию об организме и окружающей среде. Разделена на периферическую и центральную.
Четвертое конкурсное задание
«Диагностика»
Проводится на экране
Как я уже говорила, наше тело сложнейший механизм, функционирование которого зависит от слаженной работы каждого органа. А какие вы знаете названия органов ? Отлично. А сейчас мы проверим, знаете ли вы где они находятся .
Пятое конкурсное задание
«Строим человека»
Все команды выстраиваются друг за другом. По команде каждый участник подбегает к магнитной доске, берет из контейнера часть тела и прикладывает ее на нужное место. Так вся команда по очереди добегает и «собирает» человека». Победила та команда, которая правильно расположила все части тела на манекене
Пока жюри подсчитывает баллы и подводит итоги, ведущий проводит опрос «бабушкиных методов». Награждение команд, на экране заставка «В здоровом теле – здоровый дух», музыка на выход.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль игровой деятельности в формировании познавательной активности младших школьников сельской школы
Презентация к проекту исследовательской работы по теме "Активизация познавательной активности младших школьников сельской школы"...
Развитие познавательной активности через игровые формы деятельности
Среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникающий в процессе учения. Он не только активизирует умственную деятельность в данный момент, но и направ...
"В гостях у Айболита" - игровая познавательная программа
В данной разработке в игровой форме дети знакомятся с простейшими правилами оказания первой медицинской помощи и правилами сохранения здоровья....
Конкурсно-игровая познавательная программа "Весёлые поварята"
Уже в начальных классах в игровой форме нужно готовить детей к осознанному выбору профессии. Данное внекласное мероприятие позволяет расширить и углубить представления о различных профессиях, в частно...
Сценарий игровой – познавательной программы для младших школьников «День пиратов».
Сценарий разработан для учителей начальных классов, педагогов дополнительного образования....
Игровое познавательное мероприятие по ПДД с презентацией для учащихся 1-4 классов «Есть сигналы светофора, подчиняйся им без спора!»
Цель: формирование у детей младшего школьного возраста умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде.Задачи:1. Усвоение первоначальных знаний о правилах безопасного по...
Игровая познавательная программа "День космонавтики"
Игровая программа "Будущие космонавты" для учащихся начальных классов посвящена Дню космонавтики. Игровые задания направлены на сплочение коллектива класса, способствуют развитию внимания, п...