Формирование ценностных ориентиров содержания учебного предмета «Литературное чтение».
статья (1, 2, 3, 4 класс)
Реализуя Программу формирования универсальных учебных действий для начального общего образования, в своей педагогической практике создаю условия для воспитания основ гражданской идентичности личности на базе: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.statya_lubnevskaya_inna_leonidovna.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 1, город Воронеж».
Формирование ценностных ориентиров содержания учебного предмета
«Литературное чтение».
Реализуя Программу формирования универсальных учебных действий для начального общего образования, в своей педагогической практике создаю условия для воспитания основ гражданской идентичности личности на базе: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;
восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа.
В течение длительного времени учащиеся класса вели работу над проектом «Богатыри Руси. Илья Муромец».
Цель исследования: показать сходство характера современного человека и персонажей русских былин. Почётно ли в наше время быть богатырём?
Не просто мощным физически, но сильным духом, направлять силу на добро, защиту справедливости? Каков он современный богатырь?
Дети открыли новые знания, слово само "Богатырь" действительно происходит от др. -тюркского "багатур", то есть "храбрый воин", но еще до этого заимствования в древнерусском языке слову "богатырь" соответствовали слова "храбр", "храбор", "удалец" - герой русских былин, защитник русской земли, совершающий воинские подвиги, отличающийся особой силой, удальством, умом. Наши герои жили на земле русской и до того, как начали называться богатырями. А слово "богатырь" встречается в летописях с 13 в. Любимый русский богатырь - Илья Муромец - крестьянский сын со спокойной уверенностью в себе и чуждой аффектации силой. Он стоит во главе богатырской заставы, преграждающей путь врагам (эта тема формировалась ещё в условиях монгольского нашествия). Защита Родины - не единственное, хотя и очень уважаемое народом дело Богатырей. Они еще и великие труженики. Так, первый подвиг, который совершил Илья Муромец после исцеления, это корчёвка пней и расчистка поля для пашни.
Многие учащиеся и их родители придерживаются мнения, что слово «богатырь» - старое славянское слово, состоит из двух составляющих - "бог" - это понятно, и "тырить" - нести (это в наше время слово тырить приобрело смысл красть, тащить). Таким образом получаем - человек несущий в себе бога, то есть обладающий огромной внутренней духовной силой, которая без труда увеличивает силу физическую, даже в слабом теле. Сильный физически человек - это просто культурист, качек, ничего общего с богатырем не имеющий, ибо выше физических возможностей своего тела он не "прыгнет"...
Лишь того удостоит Господь быть её защитником, чья душа очистилась страданием, а сила молодецкая смирилась перед Божией волей. Да и сама болезнь, переносимая с терпением, может оказаться первым подвигом настоящего богатыря.
Невозможное – возможно. К примеру: российские параолимпийцы показали это, получив столько медалей и заняв первое место. Глядя на параолимпийцев, испытываешь восхищение силой воли и мастерством этих людей. Они доказали, что возможности человека безграничны.
В воинской служебной и боевой деятельности воля и волевые качества имеют особое значение: без проявления этих качеств военнослужащие не могут решать сложные задачи, связанные с преодолением множества различных препятствий, достигнуть победы в современном бою. Не случайно, что именно для военных профессий требования к выраженности и проявлению воли закреплены в законодательных актах (законах РФ по военным вопросам, указах Президента РФ, Общевоинских уставах Вооруженных Сил РФ, приказах и директивах Министра Обороны ВС РФ). Военнослужащие обязаны проявлять храбрость, дисциплинированность, решительность, мужество, настойчивость.
«В наше время почётно быть богатырём!» - утверждают мои ученики. Продуктом исследовательской деятельности стал DVD-фильм.
Исследовательская работа Авдеевой Екатерины - лауреат Всероссийского фестиваля исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио». Результаты работы были размещены на официальном сайте Всероссийского Фестиваля «Портфолио ученика»: http://project.1september.ru.
Проект предполагал обязательность взаимного обмена и критики. Исследование связано с открытием мира "Сказки о рыбаке и рыбке".
Работа закончилась для исследователей обнаружением нового смысла крылатого выражения "у разбитого корыта".
После чего возникли собственные интерпретации детей:
-Непрочны чужие богатства и власть.
Учащиеся самостоятельно выбирают вид деятельности, основываясь на собственных интересах и увлечениях. Дети объединились в творческие группы, выбрали темы: «Составление гнезд родственных слов», «Рисунки, передающие состояние моря», «Обогащение словаря», «Драматизация фрагментов сказки (наизусть)», «Коллективное составление образа-портрета старухи». «Почему в названии сказки не упоминается старуха?».
Пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка и над своей речью начинается с использования словаря. Результатом работы учащихся стало введение в активный словарь детей слов, упомянутых в сказке: землянка, невод, молвит, откуп, выкуп, простофиля, сварливая баба; светелка, столбовая дворянка, душегрейка, маковка, кичка, чупрун, белены объелась, бояре, невежа, быть на посылках.
Одно из самых важных свойств в деле выявления проблем – способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон. Для развития умения видеть проблемы, предлагаю задание: посмотрите на мир чужими глазами. Например, посмотрите на мир глазами золотой рыбки или глазами старухи.
Естественно, если смотреть на один и тот же объект с разных точек зрения, то обязательно увидишь то, что ускользает от традиционного взгляда и часто не замечается другими. Для этого выполняем следующие упражнения:
составь сказку от имени другого персонажа представьте, что вы на какое-то время стали корытом старухи, морем.
Используя данную концовку (…поняла старуха: не в богатстве счастье…), составь сказку. В процессе работы над проектами ученики выдвинули собственную точку зрения на проблему идейного смысла произведения: в пушкинской сказке судьба старика отделена от судьбы старухи; он так и остается простым крестьянином-рыбаком, и чем выше старуха поднимается по «социальной лестнице», тем тяжелее становится гнет, испытываемый стариком.
Старуха у Пушкина наказана не за то, что она хочет жить барыней или царицей, а за то, что, ставши барыней, она бьет и «за чупрун таскает» своих слуг. Мужа-крестьянина посылает служить на конюшню; владычицей морскою она хочет быть для того, чтобы рыбка золотая служила ей и была у неё на посылках.
Это придает сказке Пушкина глубокий прогрессивный смысл. Это произведение актуально в современной жизни.
Проектная работа «Как басни Ивана Андреевича Крылова могут помочь мне и моим сверстникам». Группа учащихся класса - лауреаты Всероссийского фестиваля исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио». Результаты работы были размещены на официальном сайте Всероссийского Фестиваля «Портфолио ученика»: http://project.1september.ru Проектная работа направлена на решение конкретной проблемы: воспитание учащихся через драматизацию басен И.А. Крылова, создание DVD-продукта. Аналитическая группа ребят отметила актуальность и современность проблемы. Исследовательская группа провела интервьюирование, анкетирование, респондентами, которых являлись представители разной возрастной категории: от дошкольника-до директора школы. Анализ результатов был представлен в рейтинговой таблице. Проанализировав ответы респондентов, можно сказать, что интересны басни И. А. Крылова. Все 200 басен вспомнить невозможно.
Выбор респондентов выпал на 5 басен, которые известны всем возрастным категориям:
- Ворона и Лисица.
- Зеркало и Обезьяна.
- Мартышка и очки.
- Мышь и Крыса.
- Стрекоза и Муравей.
Художественно-творческая группа приготовила иллюстрации к басням. После технической проверки (не допускались работы, где к помощи привлекались взрослые) прошла выставка. Исследовательская группа провела художественно- лингвистический анализ, выбранных произведений.
Тезисы исследовательской работы Горбунова Ильи.
В ходе работы меня заинтересовала загадка басни
И. А. Крылова «Ворона и лисица».
Я попытался взглянуть на неё другими глазами.
Мы долго спорили с одноклассниками о том, кто нам симпатичен.
Катя Авдеева утверждала, что Ворону нужно пожалеть. Потому, что каждый из нас может оказаться на её месте. Приводила примеры, когда обманывают детей, стариков. Хитростью и лестью, заманивая в психологическую ловушку.
Диме Скоробогатову очень нравится Лисица, потому что она может справиться с любой жизненной ситуацией. Пусть она льстит, пусть ловчит, но она сыта. А раньше была очень голодна. Лесть не вредна и не низка - она блестящее оружие борьбы с глупостью. Перед нами не просто осмеяние глупости – перед нами месть за унижение всех, волею обстоятельств поставленных ниже, в менее выгодные условия, кому кусок сыра не достался, хотя они, может, имеют, куда большие права.
А мне не симпатичен никто, потому что Лиса нарушает нормы поведения, а Ворона очень глупая.
Мы стали додумывать сюжет басни…
Юля Воробьёва говорила: «А вдруг у Лисицы, которую ты осуждаешь, есть потомство? Ей нужно быть сытой, чтобы кормить малюток». Мне тогда стала жалко Лисицу. Я представил, как она бедная не может найти себе корм и идёт на унижение.
Я долго думал, но не находил ответа. Когда я спросил у Инны Леонидовны, то она сказала, что пусть тебе поможет ответить на эти вопросы сама жизнь. Только нужно быть добрее к людям.
Особое значение имела подготовка к созданию DVD-фильма по басням Ивана Андреевича Крылова.
Кастинг на роли. Выбор режиссёра. Изготовление элементов костюма. Видеосъёмка. Представление социально- значимого продукта детям-учащимся НШ, родителям на собрании, участие в научном обществе. Был дан открытый урок «Мудрость и мораль басен И. А. Крылова» для слушателей государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) Воронежского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования. Участие во Всероссийском фестивале исследовательских и творческих работ учащихся. Публикация.
Реализуя гуманитарные проекты, учащиеся класса развивали лингвистические способности, универсально-учебные действия. Сформировали социально-перцептивные способности: умение быстро вступать и выходить из общения, грамотно и чётко строить свою речь в процессе общения, использовать в общении невербальные средства, использовать идеи других участников для выдвижения собственных идей.
Сформировали перцептивно-рефлексивные способности: умение проследить и оценить свою деятельность в составе группы и деятельность других, проанализировать ход игры, занятия и причины возникших затруднений, умение взять инициативу в свои руки и затем передать ее другому участнику команды.
Участники проектной деятельности вели работу с мультимедиа-сообщениями (включающими текст, иллюстрации, аудио- и видеофрагменты, ссылки). Анализировали содержания, языковых особенностей и структуры мультимедиа-сообщения; определение роли и места иллюстративного ряда в тексте. Конструировали небольшие сообщения.
Овладели навыками ведения диалога в различных учебных и бытовых ситуациях общения (включая компьютерные способы коммуникации), соблюдая правила речевого этикета. Создание информационных объектов как иллюстраций к прочитанным художественным текстам (рисунков, фотографий, видеосюжетов). Провели защиту презентация (письменная и устная) с опорой на тезисы и иллюстративный ряд на компьютере.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация «Формирование ценностных ориентиров на уроках в начальной школе» часть 1
Формирование ценностных ориентиров на уроках рассмотрено с позиции УМК «Школа России».Рассматриваются основополагающие принципы УМК. Отдельное внимание уделено принципу ценностных ориентиров, который ...
Презентация «Формирование ценностных ориентиров на уроках в начальной школе» часть 2
Формирование ценностных ориентиров на уроках рассмотрено с позиции УМК «Школа России».Рассматриваются основополагающие принципы УМК. Отдельное внимание уделено принципу ценностных ориентиров, который ...
Презентация «Формирование ценностных ориентиров на уроках в начальной школе» часть 3
Формирование ценностных ориентиров на уроках рассмотрено с позиции УМК «Школа России».Рассматриваются основополагающие принципы УМК. Отдельное внимание уделено принципу ценностных ориентиров, который ...
Презентация «Формирование ценностных ориентиров на уроках в начальной школе» часть 4
Формирование ценностных ориентиров на уроках рассмотрено с позиции УМК «Школа России».Рассматриваются основополагающие принципы УМК. Отдельное внимание уделено принципу ценностных ориентиров, который ...
Формирование ценностных ориентиров у младших школьников на примере личностных универсальных учебных действий.
Статья рассказывает о формировании ценностных ориентиров у младших школьников на примере личностных универсальных учебных действий в УМК "Школа 2100"...
Формирование ценностных ориентиров в 1 Г классе казачьей направленности (Из опыта работы)
Возрождение казачества на Кубани....
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета окружающий мир
Статья определяет место предмета «Окружающий мир» в системе предметов, изучающих в начальной школе. На уроках окружающего мира идёт развитие ценностно-смысловой сферы личности....