Ценностные ориентиры содержания учебного предмета окружающий мир
статья по окружающему миру
Статья определяет место предмета «Окружающий мир» в системе предметов, изучающих в начальной школе. На уроках окружающего мира идёт развитие ценностно-смысловой сферы личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_ob_orientirah.docx | 16.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Виноградова Анна Евгеньевна,
учитель начальных классов,
воспитатель ГПД,
ГБОУ школа №341Санкт-Петербурга
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета окружающий мир
Предмет «Окружающий мир» подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира. Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта. А также позволяет сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как свое личное, так и социальное благополучие. Такие рекомендации даются в программе предмета «Окружающий мир».
Предмет «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.
Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России.
Далее рассмотрим несколько уроков из курса, на которых формируется новое отношение к окружающему миру. А именно, во время осенней экскурсии дети учатся правильно, бережно относиться к природе. В конце прогулки по парку составляются «Правила друзей природы». В такой ненавязчивой форме дети сами придумывают законы, которые уже не будут нарушать. При изучении темы «Красная книга» дети не только выявляют растения и животных ближайшего природного окружения, нуждающихся в особо бережном отношении со стороны человека. Под руководством учителя дети обсуждают, как они могут способствовать выживанию животных и растений.
Также на уроках окружающего мира идёт развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма: принятия и уважения ценностей семьи и общества, школы, коллектива и стремления следовать им. Это учащиеся демонстрируют во время презентации проектов «Моя семья», «Моя школа». На данном этапе важно показать суть внимательных и заботливых отношений, взаимопомощи между членами семьи, обсудить, что думают дети о жизни школы, класса, о роли школы в своей жизни. Совместно решить, какие правила поведения следует соблюдать в школе и почему.
При знакомстве с профессиями учитель показывает детям необходимость, важность и значимость любого труда людей. В 4 классе включён блок «История России», при изучении которого учащиеся знакомятся с жизнью предков, учатся ценить то, что отвоёвывали их деды и прадеды.
Выявим ряд ценностей, которые должны вынести учащиеся первой ступени обучения:
- природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
- наука-ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира;
- человечество — мир во всем мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества международное сотрудничество;
- труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие;
- патриотизм — любовь к Родине, своему краю, народу, служение Отечеству;
- социальная солидарность — свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, институтам государства и гражданского общества;
- гражданственность — долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок;
- семья — любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям;
- личность — саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония, самоприятие и самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству, мудрость, способность к личностному и нравственному выбору.
Таким образом, мы рассмотрели основные составляющие курса «Окружающий мир» и значимость этого предмета в формировании ценностных ориентиров учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов
Данные материалы дают объяснение понятию "дифференцированный подход", "индивидуальный подход" в обучении в начальной школе....
Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов начальной ступени
Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и релевантных способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определённые возможности для формирования универсаль...
Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов.
Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и инвариантных способов организации учебной деятельности раскрывает определённые возможности для формирования универсальных учебных дейст...
Формирование УУД учащихся 1 класса через содержание учебных предметов
Презентация по ыормированию УУД учащихся 1 класса через содержание учебных предметов...
ПНШ. Содержание учебного предмета.
Рабочая программа по ИЗО. Содержание учебного материала....
Изучение регионального компонента в содержании учебных предметов.
В Краснодарском крае региональный (национально-региональный) компонент содержательно реализуется посредством преподавания с 1 по 11 класс учебного предмета “Кубановедение”, который являетс...
Формирование ценностных ориентиров содержания учебного предмета «Литературное чтение».
Реализуя Программу формирования универсальных учебных действий для начального общего образования, в своей педагогической практике создаю условия для воспитания основ гражданской идентичности личности ...