Родительское собрание "Ваш ребёнок пятиклассник"
статья (4 класс)
В данной статье говорится о переходных моментах из начальной школы в среднее звено и их преодоления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание «Ваш ребенок – пятиклассник»
Люди вместе могут совершить то, чего не в силах сделать в одиночку: единение умов и рук, сосредоточение сил может стать почти всемогущим.
Д. Уэбстер
Лучше зажечь свечу, чем всю жизнь проклинать темноту.
Ф. Абрамов
Окончена начальная школа, ваши дети повзрослели, у них начинается новая, интересная взрослая жизнь. Какой она будет — во многом зависит не только от школы, но и от пап и мам. Очень хочется, чтобы новая жизнь ваших детей не отдалила вас друг от друга, а, наоборот, сблизила, сделала вас хорошими друзьями. Много будет трудностей у ваших детей, но не меньше будет радостей и побед! Очень хочется, чтобы вы бережно относились к большим огорчениям и маленьким радостям ваших детей, знали о них и помогали детям переживать трудные минуты их жизни.
В который раз все мы вместе будем учиться преодолевать трудности, учиться падать, набивая как можно меньше шишек, учиться радоваться успехам своих собственных детей и победам их сверстников.
Мы, педагоги, открыты для общения, наши школьные специалисты дадут вам квалифицированную консультацию, вы всегда получите в школе исчерпывающий ответ на самый, казалось бы, неразрешимый вопрос.
В первую очередь, для вас всегда открыты двери кабинета директора, его заместителей, всех людей, которым поручено помогать семье в воспитании детей.
Четвертый год обучения в младших классах завершает первый этап школьной жизни ребенка. Четвероклассники – это выпускники начальной школы. Именно этот факт во многом определяет те акценты, которые расставляют взрослые во взаимодействии с детьми данного возраста. Перспектива перехода в среднюю школу заставляет взрослых обращать первостепенное внимание на сформированность у четвероклассников учебных умений и навыков.
Переход из начального в среднее звено школы является переломным, кризисным периодом в жизни каждого школьника. Любой учитель скажет, что начало 5-го класса — сложный этап, и не только для ребенка, но и для учителей, и для родителей. Проблем много, и они не ограничиваются рамками учебного процесса, а связаны также с организацией жизни в школе в целом и с психологической атмосферой в семье.
Возраст учащихся 5-го класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости — главного личностного новообразования младшего подростка.
Путь осознания себя сложен, стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех, кто до этого привычно оказывал на ребенка влияние, и это в первую очередь семья, родители. Внешне это отчуждение проявляется в негативизме — стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Отсюда — конфликты с взрослыми. Ребенок (младший подросток) пытается найти собственную уникальность, познать собственное «Я». По этой же причине подросток ориентирован на установление доверительных отношений со сверстниками. В дружбе происходит моделирование социальных взаимоотношений, усваиваются навыки рефлексии последствий своего или чьего-то поведения, социальные нормы взаимодействия людей, моральные ценности.
Именно в виду психологической ценности отношений со сверстниками происходит постепенная замена ведущей учебной деятельности (что было характерно для младшего школьника) на ведущую деятельность общения. Таким образом, у подростка в стенах школы постепенно меняются приоритеты.
Умственная активность младших подростков велика, но вот способности развиваются только в деятельности, которая вызывает положительные эмоции. Успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения. Оценки при этом играют важную роль: высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка. В противном случае неизбежен внутренний дискомфорт и даже конфликт. Учитывая физиологические особенности возраста (рассогласование темпов роста и развития различных функциональных систем организма) можно понять и крайнюю эмоциональную нестабильность подростков.
Таким образом, переходя из начальной школы в среднюю, ребенок подвержен не только внешним, но и внутренним изменениям.
Упражнение «Экзамен для родителей»
Давайте попробуем сравнить, чем же отличается жизнь четвероклассника от жизни пятиклассника.
Родителям предлагается ответить на ряд вопросов. Они могут быть оформлены на своеобразных «билетиках» — цветных самоклеящихся листочках, которые можно закрепить на доске.
Некоторые вопросы — парные: ответы обоих родителей должны следовать друг за другом и затем сравниваться. Другие ответы — одиночные: ответ дается одним родителем. Поэтому необходимо заранее на билетиках пронумеровать каждый вопрос:
№ 1. Сколько учебных предметов изучалось вашим ребенком в 4-м классе?
№ 1. Сколько учебных предметов изучается вашим ребенком в 5-м классе?
№ 2. Какова недельная учебная нагрузка была у вашего ребенка в 4-м классе?
№ 2. Какова недельная учебная нагрузка у вашего ребенка в 5-м классе?
№ 3. Сколько учителей обучало вашего ребенка в 4-м классе?
№ 3. Сколько учителей обучает вашего ребенка в 5-м классе?
№ 4. Кто «новенький» в классе?
№ 5. Какой учебный день недели является самым трудным, напряженным (с большим количеством уроков)?
№ 6. Сколько времени в среднем тратил ваш ребенок на подготовку домашних заданий в 4-м классе?
№ 6. Сколько времени в среднем тратит ваш ребенок на подготовку домашних заданий в 5-м классе?
№ 7. Какие факультативные курсы были у детей в 4-м классе?
№ 7. Какие факультативные курсы у детей в 5-м классе?
Классный руководитель и первый учитель выступают в роли экспертов. По мере ответа родителей они либо подтверждают их правильность, либо дают верный ответ на поставленный вопрос.
Родители по очереди передают друг другу «сердечко» — символ откровенности — и говорят о трудностях своего ребенка.
В большинстве случаев пятиклассники указывают на то, что в школе стало сложнее, потому что:
• очень много разных учителей (их надо запомнить, привыкнуть к требованиям каждого);
• непривычное расписание уроков (новый режим);
• много новых кабинетов, которые неизвестно как расположены;
• нередко появляются новые дети в классе;
• новый классный руководитель;
• имеют место проблемы со старшеклассниками (например, в столовой, на перемене).
Выступление психолога
Для пятиклассника, приходящего в школу 1 сентября, все оказывается новым. И поэтому возникает необходимость в адаптации — привыкании к новым условиям обучения.
Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от его интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях. Поэтому среди трудностей школьной жизни детей:
– возросший темп работы: дети, не умеющие быстро писать, не успевают;
– возросший объем работы как на уроке, так и дома;
– новые требования к оформлению работ;
– необходимость самостоятельно находить дополнительную информацию (литературу) и работать с ней.
В случае трудностей адаптации о них могут свидетельствовать следующие признаки:
1. Усталый, утомленный внешний вид ребенка.
2. Нежелание ребенка делиться своими впечатлениями о проведенном дне.
3. Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
4. Нежелание выполнять домашние задания.
5. Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
6. Жалобы на те или иные события, связанные со школой.
7. Беспокойный сон.
8. Трудности утреннего пробуждения, вялость.
9. Постоянные жалобы на плохое самочувствие.
В случае незавершенности процесса адаптации, неуспешной адаптации говорят о дезадаптации — реакции на неумение решать задачи, поставленные самой жизнью. Ее виды:
1) Интеллектуальная — нарушение интеллектуальной деятельности. Отставание в развитии от сверстников.
2) Поведенческая — несоответствие поведения ребенка правовым и моральным нормам (агрессивность, асоциальное поведение).
3) Коммуникативная — затруднения в общении со сверстниками и взрослыми.
4) Соматическая — отклонения в здоровье ребенка.
5) Эмоциональная — эмоциональные трудности, тревожность, переживания по поводу проблем в школе.
Таким образом, наша единая задача заключается в создании условий для успешного обучения выпускников начальной школы в среднем звене. Самое главное — помочь ребенку в ситуации адаптации к средней школе, обеспечить его дальнейшее поступательное развитие, его психологическое благополучие.
Для того чтобы понять, какая помощь требуется ребенку, важно знать, с какими трудностями он сталкивается, какие проблемы имеют место в теперешней ситуации. Для этого давайте обратимся к результатам диагностики.
Сравнительный анализ уровня усвоения учебной программы
в 4-м классе и за I четверть 5-го класса
Родителям предлагается ознакомиться с гистограммами, отражающими средний балл успеваемости каждого ребенка за 4-й класс и I четверть 5 класса.
По данным психологов, ситуация адаптации вызывает повышенную тревожность, как школьную, так и личностную, а зачастую и страхи. Например, усиливается страх не соответствовать ожиданиям окружающих, который в этот возрасте сильнее, чем страх самовыражения. Постоянный страх не соответствовать ожиданиям окружающих приводит к тому, что и способный ребенок не проявляет в должной мере своих возможностей.
Трудности и страхи в отношениях с учителями испытывают от трети до половины всех пятиклассников. В свою очередь, родители, нацеливая своих детей «работать на оценку», все больше провоцируют школьные страхи, связанные с неуверенностью в своих силах, тревогой по поводу негативных оценок.
Мы, взрослые, должны максимально помочь детям в решении совершенно определенных задач: принятии и понимании новой системы требований, налаживании отношений с педагогами, нахождении своего места в классном коллективе и в школе.
И в большинстве случаев это оказывается возможным в случае следования определенным «золотым правилам воспитания». Ваши дети будут приносить вам только радость и непременно стремиться к лучшему.
Золотые правила воспитания для родителей
· Любите своего ребенка, и пусть он никогда не усомнится в этом.
· Принимайте ребенка таким, какой он есть, — со всеми достоинствами и недостатками.
· Опирайтесь на лучшее в ребенке, верьте в его возможности.
· Стремитесь понять своего ребенка, загляните в его мысли и чувства; почаще ставьте себя на его место.
· Создайте условия для успеха ребенка; дайте ему возможность почувствовать себя сильным, умелым, удачливым.
· Не пытайтесь реализовывать в ребенке свои несбывшиеся мечты и желания.
· Помните, что воспитывают не слова, а личный пример.
· Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, особенно не ставьте их в пример. Помните, что каждый ребенок неповторим и уникален.
· Не рассчитывайте на то, что ребенок вырастет таким, как вы хотите.
· Помните, что ответственность за воспитание ребенка несете именно вы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Ребёнок учится читать"
Данное родительское собрание может быть проведено во 2-4 классах с целью развития у родителей интереса к формированию у детей желания читать....
Родительское собрание: «Адаптация пятиклассников к условиям обучения в среднем звене»
Все, что происходит со школьником в данный период, способствует его взрослению и развитию самостоятельности, он учится организовывать свою деятельность, оценивать себя, строить взаимоотношения н...
Методическая разработка родительского собрания "Адаптация пятиклассников"
Данная разработка поможет учителям начальных классов и классным руководителям 5-х классов в подготовке родительского собрания "Адаптация пятиклассников"....
Родительское собрание на тему "Ваш ребёнок пятиклассник"
Хорошие методические рекомендации - советы для родителей будущих пятиклассников....
Ваш ребёнок - пятиклассник"
В документе представлено родительское собрание в 4 классе...
Презентация для родителей "Ваш ребёнок-пятиклассник"
Данная презентация содержит информацию для родителей какие измениения происходят с возрастными измениениями ребенка и к чему быть готовым...
Родительское собрание "Ваш ребёнок -пятиклассник"
Тема: « Ваш ребенок – пятиклассник. Трудности адаптации пятиклассников в школе»Цель: психологическое просвещение родителей по вопросу адаптации ребенка к средней школе.Задачи: ...