Внеурочная деятельность во 2 классе «Учимся быть читателями»
план-конспект занятия (2 класс)

Федоренко Ирина Николаевна

Внеурочное занятие во 2 классе "Учимся быть читателями". Тема: «Мы в ответе за тех, кого приручили» по произведению «Маленький принц»    Антуана де Сент-Экзюпери.

Урок ориентирован на комплексное развитие личности, диалогичность, рефлексию.

Цели: раскрыть важнейшие проблемы повести; размышлять о вечных вопросах человеческой жизни: о дружбе, ответственности, преданности, любви, о жизни и её ценностях.

Задачи:

обучающая – осознать и осмыслить идейное содержание сказки; постигать философию произведения, его нравственную сторону; учить анализировать художественное произведение; анализировать прочитанное; излагать мысли и рассуждать; уметь обобщать и делать выводы; развивать читательский интерес;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл my_v_otvete_za_teh_kogo_priruchili.docx24.22 КБ
Файл my_v_otvete_za_teh_kogo_priruchili.docx24.22 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Колонтаевская средняя общеобразовательная школа»                                           Льговского района Курской области

Внеурочная деятельность

во 2 классе

 «Учимся быть читателями»

Направление: познавательное

Учитель: Федоренко И.Н.

        

п. Колонтаевка

2014

Тема: «Мы в ответе за тех, кого приручили» по произведению «Маленький принц»    Антуана де Сент-Экзюпери.

Урок ориентирован на комплексное развитие личности, диалогичность, рефлексию.

Цели: раскрыть важнейшие проблемы повести; размышлять о вечных вопросах человеческой жизни: о дружбе, ответственности, преданности, любви, о жизни и её ценностях.

Задачи:

обучающая – осознать и осмыслить идейное содержание сказки; постигать философию произведения, его нравственную сторону; учить анализировать художественное произведение; анализировать прочитанное; излагать мысли и рассуждать; уметь обобщать и делать выводы; развивать читательский интерес;

воспитательная – воспитывать культуру речи учащихся; чуткость, умение дружить; прививать чувство доброты, ответственности;

развивающая – развивать читательский интерес учащихся; развивать коммуникативно-речевые умения.

Вид урока: урок – беседа.

Технология: на диалоговой основе и новых информационных основах

Методы: урок-открытие.

Оборудование: книга А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» , портрет писателя, конверты с заданиями, компьютер, проектор, презентация к произведению, фонограммы песен.

   

           

Сценарий занятия

  1. Организационный момент

Звучит песня «Маленький принц», муз. М.Таривердиева. на фоне музыки звучат слова:

У. – Как часто в жизни бывает, что мы – взрослые – не всегда понимаем своих детей. Да и дети зачастую не понимают нас. Почему так происходит?

   Наверное, каждому из нас в трудные минуты жизни хочется вернуться в своё детство, хотя бы во сне. Закройте глаза, попробуйте мысленно вернуться в детство.

   Если взрослый человек живёт разумом, то ребёнок – душой и интуицией, которую, взрослея, к сожалению, утрачивает.

   Стоит прислушаться к детскому объяснению и пониманию многих вещей, обратиться к детскому мировосприятию, и многие вещи предстанут перед нами в ином свете.

  1. Актуализация знаний. Вхождение в тему.

Ведь если звёзды зажигаются,

Значит это кому-нибудь нужно?

Значит это необходимо,

Чтобы каждый вечер над крышами

Загоралась хоть одна звезда?!

- Эти вопросы задавали сотни мудрецов. И Маленький принц задумчиво говорит: «Хотел бы я знать, зачем звёзды светятся». А вы, ребята, когда последний раз смотрели на звёзды?

Задумались… Сегодня я вас приглашаю к размышлению над  важным, философскими вопросами:

                  - Что значит верная дружба? Для чего живёт человек?

  1. Анализ сказки.

Нашим собеседником будет добрый, мудрый человек – французский писатель Антуан де Сент - Экзюпери и, конечно, главный герой его повести – сказки загадочный Маленький принц.

   

  -  Кому посвятил Экзюпери свою сказку? Прочитайте.  

                                    (Дети читают посвящение)

-  Какая фраза заставила задуматься? (Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто об этом из них помнит).

- Почему? (Взрослые не всегда понимают детей. А если бы они помнили себя маленькими и могли бы рассудить с позиции ребёнка, то быстрее нашли общий язык со своими детьми).

(Взрослые часто утрачивают способность воображения, два мира, две разные планеты, и лишь немногие способны вернуться в страну детства).

- Кем мечтал стать маленький Антуан? (Художником).

- Почему вы так решили?

- Поняли ли его взрослые?

- Почему взрослые не поняли ребёнка?

- Подтвердите ваше мнение словами из текста. ( Взрослые никогда ничего не понимают сами, а для детей очень утомительно без конца им всё объяснять и растолковывать).

- Что взрослые посоветовали после того, как мальчик, уточнив рисунок, объяснили его суть? Прочитайте. (Взрослые посоветовали мне не рисовать……

арифметикой и правописанием..)

- Какую профессию приобрёл автор? (Лётчик)

- Пригодился ли совет взрослых?

- Изменилось ли его мнение о людях? Как он пишет об этом? (На своём пути я много встречал серьёзных людей…не стал думать о них лучше).

- Заметили ли вы, что Антуан де Сент-Экзюпери став взрослым сам себя таковым не считает? Из его слов видно, что он не принадлежит к миру взрослых людей. Для него взрослые – «они», это мир, в котором он не живёт, хотя и общается, соприкасается с ним. Итак, Экзюпери – «взрослый ребёнок» со своим «детским» внутренним миром.

- Как вы думаете, легко ли было автору жить в таком положении? Почему? (Так я жил в одиночестве… поговорить по душам).

  Учитель читает начало второй части. (И вот 6 лет тому назад… где на тысячи миль вокруг не было никакого жилья).

      В исполнении детей звучит колыбельная песня «Лунный кораблик» муз. Синявского.

- Откуда появился Маленький принц?

- Кто помнит золотое правило Маленького принца?

- Какой была его планета?

- Почему мальчик показался автору необыкновенным?

- Так Экзюпери познакомился с Маленьким принцем.

- Что ещё вы знаете о Маленьком принце? (Он живёт на маленькой планетке Б-612. Там росла прекрасная роза.)

Исполнение песни «Волшебный цветок» (муз. Ю. Чичкова, сл. М. Пляцковского).

- Однажды малыш поссорился с ней, и тогда он решил отправиться в путешествие по другим планетам.

- Как вы думаете, зачем он отправился путешествовать? (ответы детей).

- Действительно, поссорившись с розой, Маленький принц почувствовал себя очень одиноко. А ведь он всегда мечтал о настоящем друге. И он отправляется в поисках друга.

- Прежде чем оказаться на планете Земля, Маленький принц облетел много звёзд и планет.

- Кого он встречает? Почему они не стали друзьями Маленькому принцу?

- Почти отчаявшись найти свою мечту, он прилетел на Землю. И, увидев её, он подумал, что здесь он мог бы найти себе друга.

Физкультминутка

   

Дети показывают, как просыпается Земля.

 Раскрываются и тянутся к солнцу цветы, от лёгкого ветерка колышутся деревья и травы.

Продолжение работы по теме

- Какое настроение было у Маленького принца? (Ему было грустно).

- Почему? (Он облетел много планет и звёзд, но друга так и не нашёл).

- На Земле его ждал неожиданный сюрприз.

Показ отрывка из мультфильма

- И, когда Маленький принц понял, что его роза не единственная в мире, он очень огорчился.

- Кого же он встречает? (Лиса)

- Почему Лиса?

Эта встреча очень важна в сказке. Издавна в сказках Лис является символом народной мудрости и знания жизни.

Сценка «Встреча Маленького принца и Лиса»

- О чём они говорят? (Лис просит, чтобы малыш его приручил).

- Как вы понимаете, что значит «приручить»?

- Зачем Лис хотел, чтобы его приручили? Прочитайте. (И живётся мне скучновато …приручи меня)

- Сразу ли согласился Маленький принц? Почему ? (Нет. «У меня мало времени. Мне ещё надо найти друзей и узнать разные вещи).

- Как объясняет Лис, почему у людей нет друзей? Прочитайте.

- Как советует Лис приучить его?

- Как это готовить своё сердце? (Переживать, радоваться, грустить, чувствовать душой)

- Почему Лис говорит, что для того, чтобы приручить кого – то, нужно запастись терпением.

                  - Стал ли Лис другом?

- Помог ли Лис понять Маленькому принцу его ошибку по отношению к розе?

- Почему она для него единственная?

 - Слова только мешают понимать друг друга. Понять другого нужно не только умом, но и душой, сердцем, научиться сопереживать.

   Так Маленький принц приручил Лиса. И вот настал час прощания.

Показ отрывка из мультфильма «Маленький принц»

(Разговор Маленького принца с розами)

- Что понял Маленький принц, глядя на розы?  

И Маленький принц возвратился к Лису.

Дети читают по ролям прощание Маленького принца с Лисом

(С использованием музыки Р. Шумана «Первая утрата»).

Рефлексия

-Какие два важных секрета открывает Лис Маленькому принцу?

(На экране появляются слова: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь. Ты всегда в ответе за тех, кого приручил»

- Как вы это поняли? (быть ответственным, надо быть верным в любви и дружбе, нельзя быть равнодушным)

- Чему нас учит Экзюпери? (Учит видеть сердцем души тех, кто дорог и близок нам. «Любовь и дружба- труд души»)

Недавно у нас с вами состоялся очень важный разговор о дружбе и друзьях. И вы, отвечая на вопросы, говорили, что друг – это тот, кто не предаст, всегда поможет, ему можно всё рассказать. Но так же есть такие, кто в начале своего пути, считал, что дружба – это просто времяпровождение. Что для вас дружба?

Итог занятия

- Маленький принц ушёл, но всегда возвращается к тем, кто всем сердцем принял законы, подаренные Лисом. Тогда для них в ночном небе расцветают звёзды, и среди них та, где живёт Маленький принц, где звучит его смех. Он наполняет сердца людей живой водой, словно музыка, и зажигает в них огонёк любви, огонёк милосердия. И миллионы огоньков сливаются в один ярко горящий костёр любви!

                Звучит песня «Маленький принц», муз. М.Таривердиева. на фоне музыки   звучат слова:

(Маленький принц и Лис  выносят светящееся сердце).

  А по земле царственно ступает доброта. Ведь что может быть красивее доброго сердца, где живут самые милосердные законы.

  Откройте свои сердца навстречу друг другу.

  - Мне хотелось бы, чтобы став взрослыми, вы ещё раз вернулись к сказке. Она ещё многому научит вас. Маленький принц поделится ещё многим тайнами.

Вечером взгляните на небо и спросите себя: «Жива ли та Роза или её уже нет? Вдруг барашек её съел? И вы увидите , всё станет по - другому…

«Ты в ответе за тех, кого приручил» Обнимите маму и папу, подарите им своё сердечко» и тихонечко скажите друг другу  эти слова: « Мы всегда в ответе за тех, кого приручил».

                                                 

               - Ребята, с каким настроением вы уходите с урока?

               - О чём расскажите родителям?

               - Выберите свою звёздочку, которая выражает ваше настроение и прикрепите на наше звёздное небо.

               - Я хочу пожелать вам успехов, спасибо за работу.        

        



Предварительный просмотр:

МБОУ «Колонтаевская средняя общеобразовательная школа»                                           Льговского района Курской области

Внеурочная деятельность

во 2 классе

 «Учимся быть читателями»

Направление: познавательное

Учитель: Федоренко И.Н.

        

п. Колонтаевка

2014

Тема: «Мы в ответе за тех, кого приручили» по произведению «Маленький принц»    Антуана де Сент-Экзюпери.

Урок ориентирован на комплексное развитие личности, диалогичность, рефлексию.

Цели: раскрыть важнейшие проблемы повести; размышлять о вечных вопросах человеческой жизни: о дружбе, ответственности, преданности, любви, о жизни и её ценностях.

Задачи:

обучающая – осознать и осмыслить идейное содержание сказки; постигать философию произведения, его нравственную сторону; учить анализировать художественное произведение; анализировать прочитанное; излагать мысли и рассуждать; уметь обобщать и делать выводы; развивать читательский интерес;

воспитательная – воспитывать культуру речи учащихся; чуткость, умение дружить; прививать чувство доброты, ответственности;

развивающая – развивать читательский интерес учащихся; развивать коммуникативно-речевые умения.

Вид урока: урок – беседа.

Технология: на диалоговой основе и новых информационных основах

Методы: урок-открытие.

Оборудование: книга А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» , портрет писателя, конверты с заданиями, компьютер, проектор, презентация к произведению, фонограммы песен.

   

           

Сценарий занятия

  1. Организационный момент

Звучит песня «Маленький принц», муз. М.Таривердиева. на фоне музыки звучат слова:

У. – Как часто в жизни бывает, что мы – взрослые – не всегда понимаем своих детей. Да и дети зачастую не понимают нас. Почему так происходит?

   Наверное, каждому из нас в трудные минуты жизни хочется вернуться в своё детство, хотя бы во сне. Закройте глаза, попробуйте мысленно вернуться в детство.

   Если взрослый человек живёт разумом, то ребёнок – душой и интуицией, которую, взрослея, к сожалению, утрачивает.

   Стоит прислушаться к детскому объяснению и пониманию многих вещей, обратиться к детскому мировосприятию, и многие вещи предстанут перед нами в ином свете.

  1. Актуализация знаний. Вхождение в тему.

Ведь если звёзды зажигаются,

Значит это кому-нибудь нужно?

Значит это необходимо,

Чтобы каждый вечер над крышами

Загоралась хоть одна звезда?!

- Эти вопросы задавали сотни мудрецов. И Маленький принц задумчиво говорит: «Хотел бы я знать, зачем звёзды светятся». А вы, ребята, когда последний раз смотрели на звёзды?

Задумались… Сегодня я вас приглашаю к размышлению над  важным, философскими вопросами:

                  - Что значит верная дружба? Для чего живёт человек?

  1. Анализ сказки.

Нашим собеседником будет добрый, мудрый человек – французский писатель Антуан де Сент - Экзюпери и, конечно, главный герой его повести – сказки загадочный Маленький принц.

   

  -  Кому посвятил Экзюпери свою сказку? Прочитайте.  

                                    (Дети читают посвящение)

-  Какая фраза заставила задуматься? (Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто об этом из них помнит).

- Почему? (Взрослые не всегда понимают детей. А если бы они помнили себя маленькими и могли бы рассудить с позиции ребёнка, то быстрее нашли общий язык со своими детьми).

(Взрослые часто утрачивают способность воображения, два мира, две разные планеты, и лишь немногие способны вернуться в страну детства).

- Кем мечтал стать маленький Антуан? (Художником).

- Почему вы так решили?

- Поняли ли его взрослые?

- Почему взрослые не поняли ребёнка?

- Подтвердите ваше мнение словами из текста. ( Взрослые никогда ничего не понимают сами, а для детей очень утомительно без конца им всё объяснять и растолковывать).

- Что взрослые посоветовали после того, как мальчик, уточнив рисунок, объяснили его суть? Прочитайте. (Взрослые посоветовали мне не рисовать……

арифметикой и правописанием..)

- Какую профессию приобрёл автор? (Лётчик)

- Пригодился ли совет взрослых?

- Изменилось ли его мнение о людях? Как он пишет об этом? (На своём пути я много встречал серьёзных людей…не стал думать о них лучше).

- Заметили ли вы, что Антуан де Сент-Экзюпери став взрослым сам себя таковым не считает? Из его слов видно, что он не принадлежит к миру взрослых людей. Для него взрослые – «они», это мир, в котором он не живёт, хотя и общается, соприкасается с ним. Итак, Экзюпери – «взрослый ребёнок» со своим «детским» внутренним миром.

- Как вы думаете, легко ли было автору жить в таком положении? Почему? (Так я жил в одиночестве… поговорить по душам).

  Учитель читает начало второй части. (И вот 6 лет тому назад… где на тысячи миль вокруг не было никакого жилья).

      В исполнении детей звучит колыбельная песня «Лунный кораблик» муз. Синявского.

- Откуда появился Маленький принц?

- Кто помнит золотое правило Маленького принца?

- Какой была его планета?

- Почему мальчик показался автору необыкновенным?

- Так Экзюпери познакомился с Маленьким принцем.

- Что ещё вы знаете о Маленьком принце? (Он живёт на маленькой планетке Б-612. Там росла прекрасная роза.)

Исполнение песни «Волшебный цветок» (муз. Ю. Чичкова, сл. М. Пляцковского).

- Однажды малыш поссорился с ней, и тогда он решил отправиться в путешествие по другим планетам.

- Как вы думаете, зачем он отправился путешествовать? (ответы детей).

- Действительно, поссорившись с розой, Маленький принц почувствовал себя очень одиноко. А ведь он всегда мечтал о настоящем друге. И он отправляется в поисках друга.

- Прежде чем оказаться на планете Земля, Маленький принц облетел много звёзд и планет.

- Кого он встречает? Почему они не стали друзьями Маленькому принцу?

- Почти отчаявшись найти свою мечту, он прилетел на Землю. И, увидев её, он подумал, что здесь он мог бы найти себе друга.

Физкультминутка

   

Дети показывают, как просыпается Земля.

 Раскрываются и тянутся к солнцу цветы, от лёгкого ветерка колышутся деревья и травы.

Продолжение работы по теме

- Какое настроение было у Маленького принца? (Ему было грустно).

- Почему? (Он облетел много планет и звёзд, но друга так и не нашёл).

- На Земле его ждал неожиданный сюрприз.

Показ отрывка из мультфильма

- И, когда Маленький принц понял, что его роза не единственная в мире, он очень огорчился.

- Кого же он встречает? (Лиса)

- Почему Лиса?

Эта встреча очень важна в сказке. Издавна в сказках Лис является символом народной мудрости и знания жизни.

Сценка «Встреча Маленького принца и Лиса»

- О чём они говорят? (Лис просит, чтобы малыш его приручил).

- Как вы понимаете, что значит «приручить»?

- Зачем Лис хотел, чтобы его приручили? Прочитайте. (И живётся мне скучновато …приручи меня)

- Сразу ли согласился Маленький принц? Почему ? (Нет. «У меня мало времени. Мне ещё надо найти друзей и узнать разные вещи).

- Как объясняет Лис, почему у людей нет друзей? Прочитайте.

- Как советует Лис приучить его?

- Как это готовить своё сердце? (Переживать, радоваться, грустить, чувствовать душой)

- Почему Лис говорит, что для того, чтобы приручить кого – то, нужно запастись терпением.

                  - Стал ли Лис другом?

- Помог ли Лис понять Маленькому принцу его ошибку по отношению к розе?

- Почему она для него единственная?

 - Слова только мешают понимать друг друга. Понять другого нужно не только умом, но и душой, сердцем, научиться сопереживать.

   Так Маленький принц приручил Лиса. И вот настал час прощания.

Показ отрывка из мультфильма «Маленький принц»

(Разговор Маленького принца с розами)

- Что понял Маленький принц, глядя на розы?  

И Маленький принц возвратился к Лису.

Дети читают по ролям прощание Маленького принца с Лисом

(С использованием музыки Р. Шумана «Первая утрата»).

Рефлексия

-Какие два важных секрета открывает Лис Маленькому принцу?

(На экране появляются слова: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь. Ты всегда в ответе за тех, кого приручил»

- Как вы это поняли? (быть ответственным, надо быть верным в любви и дружбе, нельзя быть равнодушным)

- Чему нас учит Экзюпери? (Учит видеть сердцем души тех, кто дорог и близок нам. «Любовь и дружба- труд души»)

Недавно у нас с вами состоялся очень важный разговор о дружбе и друзьях. И вы, отвечая на вопросы, говорили, что друг – это тот, кто не предаст, всегда поможет, ему можно всё рассказать. Но так же есть такие, кто в начале своего пути, считал, что дружба – это просто времяпровождение. Что для вас дружба?

Итог занятия

- Маленький принц ушёл, но всегда возвращается к тем, кто всем сердцем принял законы, подаренные Лисом. Тогда для них в ночном небе расцветают звёзды, и среди них та, где живёт Маленький принц, где звучит его смех. Он наполняет сердца людей живой водой, словно музыка, и зажигает в них огонёк любви, огонёк милосердия. И миллионы огоньков сливаются в один ярко горящий костёр любви!

                Звучит песня «Маленький принц», муз. М.Таривердиева. на фоне музыки   звучат слова:

(Маленький принц и Лис  выносят светящееся сердце).

  А по земле царственно ступает доброта. Ведь что может быть красивее доброго сердца, где живут самые милосердные законы.

  Откройте свои сердца навстречу друг другу.

  - Мне хотелось бы, чтобы став взрослыми, вы ещё раз вернулись к сказке. Она ещё многому научит вас. Маленький принц поделится ещё многим тайнами.

Вечером взгляните на небо и спросите себя: «Жива ли та Роза или её уже нет? Вдруг барашек её съел? И вы увидите , всё станет по - другому…

«Ты в ответе за тех, кого приручил» Обнимите маму и папу, подарите им своё сердечко» и тихонечко скажите друг другу  эти слова: « Мы всегда в ответе за тех, кого приручил».

                                                 

               - Ребята, с каким настроением вы уходите с урока?

               - О чём расскажите родителям?

               - Выберите свою звёздочку, которая выражает ваше настроение и прикрепите на наше звёздное небо.

               - Я хочу пожелать вам успехов, спасибо за работу.        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочная деятельность. Занятие кружка «Клуб юного читателя». Два великих полководца - два военных гения. Конспект + презентация

Конспект  составлен для внеурочной деятельности + презентация.   У нас проводится  кружок «Клуб юного читателя». Тема занятия:" Два великих полководца - два военных ген...

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс "Учусь создавать проект"

Данная программа составлена на основе программы Р. И. Сизовой и Р. Ф. Селимовой, лауреатов и победителей двух конкурсов "Грант Москвы" в области науки и технологий в сфере образования. Курс "Учусь соз...

Рабочая программа по внеурочной деятельности по курсу : "Буду настоящим читателем"для 3-его класса.

Цель программы: общеинтеллектуальное развитие личности учащихся средствами технологии продуктивного чтения на основе совместной с педагогом и родителями деятельности в процессе чтения....

Рабочая программа по внеурочной деятельности по курсу « Буду настоящим читателем»

Данная методическая разработка представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности, предназначена для работы с учащимися 2 класса....

программа внеурочной деятельности 1 класс "учусь создавать проект"

программа внеурочной деятельности предназначена для учащихся 3 классов, один час в неделю....

Технологическая карта занятия внеурочной деятельности по теме «Кем быть»

Технологическая карта занятия внеурочной деятельностипо теме «Кем быть»...