Исследовательский проект "Космический корабль" для птенца
классный час (4 класс)

Старадубова Галина Владимировна

Исследовательская работа с целью сравнения куриного яйца и космического корабля.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Школа с. Новочерниговка»

Озинского муниципального района Саратовской области

Областной профориентационный конкурс детского творчества «Калейдоскоп профессий» (для педагогов)

Методическая разработка внеклассного мероприятия

«Мир профессий»                                   Автор:

Старадубова Галина Владимировна,

учитель начальных классов,

первой квалификационной категории,                                    27.09.1972 г., 89878355310,

school-novochernigov@yandex.ru                                   

Муниципальное общеобразовательное учреждение                                                 «Школа с. Новочерниговка»                                                           Озинского муниципального района Саратовской области,

413611, Саратовская область, Озинский район,                                                  с. Новочерниговка, ул. пл. Революции,4,                                               8(84576)-4-54-76,  school-novochernigov@yandex.ru       

2017 год

Цель: показать значение профессии, трудовой деятельности   в жизни человека.                                                                                                                          Задачи:                                                                                                                                 1. Образовательные                                                                                                                            - расширить представления обучающихся о профессиях.                                                                                  2. Коррекционно – развивающие                                                                                        -  содействовать развитию вербальной памяти, устной речи, обогащению словарного запаса учащихся;                                                                                                    -  способствовать развитию логического мышления  на основе операции    обобщения,                                                                                                   3.Воспитательные                                                                                                                     -  воспитывать трудолюбие,  уважительное и доброе отношение к людям разных   профессий,                                                                                                       Форма: беседа, игровая деятельность, литературно – музыкальная композиция.                                                                                                          Использованные технологии:                                                                                                1. Групповые технологии (каждый участник группы активно работает в течении всего занятия)                                                                                                                           2. Проектная технология (Развивается воображение, творческое мышление, навыки самопрезентации)                                                                                                        3. Информационно-коммуникационные технологии (Расширение кругозора, развитие коммуникативных навыков).                                                                                    4. Компьютерные технологии (Использование мультимедийных технологий)                                                                                                                              5. Игровые технологии (Ролевые, деловые и дидактические игры)                                  ТСО:  - компьютер, мультимедийный проектор, экран                                                                                                                                         Оборудование: картинки с изображением людей различных профессий, семицветик, на лепестках которого написаны названия разных профессий, карточки с буквами, «чёрный ящик» с предметами ( ложка, ручка, книга, карандаш, молоток, клубок, указка, пяльцы, фонендоскоп, косынка, письмо, краски, свисток, пуговицы, пакет с семенами, картофель                   

Личностные УУД:                                                                                                                     – развитие психологической наблюдательности и умения видеть в другом человеке хорошее, принимать разные точки зрения.
Рефлексивные УУД                                                                                                         – планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные УУД                                                                                                 – работа с информацией, сравнение умение доказать.
Коммуникативные УУД                                                                                                       – формирование навыков со сверстниками и взрослыми.

Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята! Вы знаете, для чего мы сегодня собрались в этом зале? Не знаете? Тогда давайте, я расскажу вам сказку, а вы попробуйте догадаться, о чем она.

Жили -были на свете два молотка: Цок-цок и Стук-бряк. Оба и по росту и по весу одинаковые, будто в один день родились. Но если посмотреть на них внимательнее, какие же они были разные.        Цок-цок всегда аккуратный, прямо блестит, а ручка у него гладенькая, словно отполированная – таким приятно работать, а Стук-бряк весь ржавый, вместо ручки - необструганная палка.           Цок-цок вставал рано и сразу принимался за работу – мастерил домики для скворцов, чинил стульчики ребятам, он всегда очень старался. И люди любили его. А Стук-бряк по утрам просыпался долго, лениво потягивался, зевал, потом с неохотой шел к доске. Ударит два раза по гвоздику, тот и согнется.                                                          - Ничего не выходит! Противный гвоздь! – злится Стук-бряк.                      - А ты не злись, постарайся, тогда и выйдет как надо,- говорит ему  Цок – цок.                                                                                                                    - Не выйдет, не выйдет! Я же знаю, что не выйдет!                                                   - А ты спокойненько поставь гвоздь, потом цок-цок! - и готово! Это же очень просто!

Но Стук-бряк не умел стараться. Поэтому его и прозвали Стук- бряк. Никому он добра не сделал. Зато хвастаться очень любил!             - Подумаешь! Очень надо стараться! Да я! – Схватил гвоздь, размахнулся, у-у-ух! Сорвался с рукоятки и вылетел в окно. Долго валялся, никому не нужный. Но однажды увидел его Мастер. Стал его мыть-отмывать, ржавчину оттирать, суконкой шлифовать до блеска, к делу приучать. Теперь и он вставал рано-рано, строил красивые дома для птиц и делал другие полезные вещи. И люди полюбили его. Вышел он однажды прогуляться и повстречал        Цок-цока.                                                                                                                                     - Добрый вечер, - отвечает тот.                                                                                 – Очень знакомое лицо, вот только не припомню, кто ты.                                                                                                        - А присмотрись хорошенько.                                                                                     - Неужели Стук-бряк?                                                                                                - Был когда-то Стук-бряк!                                                                                              - Да ты и впрямь теперь стал Цок-цоком! Как хорошо! Пойдём-ка, вместе построим домик для птиц! И они, взявшись за руки, пошли.                                                                                                                       Вот такая вот, ребята, сказка. О чем она?

Дети: (отвечают) О тудолюбии, старании, мастерстве.

Ведущая: Правильно, вот что значит – умелые руки! Недаром в народе говорится «Труд – умелые руки любит».                                       Сегодня мы поговорим о труде и о профессиях.                                  Учитель:                                                                                                                    Кто готов сегодня трудиться и получать новые знания? Дорогие мои инженеры и милиционеры, пожарные и строители, дизайнеры и художники, учителя и врачи! Я вас так называю, потому что пройдут школьные годы, и вы сделаете свой шаг к выбору профессии.

- Скажите, зачем вы ходите в школу? (чтобы научиться считать, писать, читать, узнать о мире.)

- Для чего нужны эти знания? (чтобы узнавать из книг и журналов интересное, писать письма и т.д., чтобы поступить в институт…)

- Знания вам нужны для получения профессии. И хотя вы еще учитесь в начальной школе, но должны знать, что путь к любой профессии начинается с первого класса. Как можно раньше вы можете узнать какие профессии бывают, определить ту, к которой у вас есть наклонности и… учиться, развивать свои способности на школьных уроках. Для овладения любой профессией нужны знания.

Учитель:

Чему первым делом научится кошка?

Дети:

Хватать.

Учитель:

Чему первым делом научится птица?

Дети:

Летать.

Учитель:

Чему первым делом научится школьник?

Дети:

Читать.

Учитель:

Котенок вырастет кошкой,

Такой же, как все на свете.

Птенец превратится в птицу,
Такую, как все на свете.
А дети читают, а дети мечтают.

И даже их папы и мамы не знают,

Кем станут, кем вырастут дети.

Ученик 1:

В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела,
Так скорей, друзья, за дело.

Ученик 2:

Вы увидите сейчас,
На уроках учат нас –
Наблюдать и познавать,
Слушать, думать, рассуждать.

Ученик 3:

Предлагаем вам мы тему,
Хоть немного знаем все мы:
Книги, чашки, стол и дом
Создал человек трудом.

Ученик 3:

Вот о тех, кто создаёт,
Строит, учит  иль поёт,
Мы сейчас поговорим,
Праздник наш им посвятим.

Учитель:

Тема наша вам ясна? О профессиях она! 

Профессий много в мире есть,  

Их невозможно перечесть.

Сегодня многие важны

И актуальны, и нужны.

И ты скорее подрастай –

Профессией овладевай.

Старайся в деле первым быть

И людям пользу приносить!

Ученик из зала:

Галина Владимировна, а что обозначает слово «профессия»?

Учитель:

Обратимся к толковому словарю, раскроем смысл этого слова.

Профессия – это вид труда, который требует от человека определенной подготовки, знаний и умений. (Выявить знания детей о профессиях помогает игра «Ищи ошибку». Читаем стихотворение В.В.Агафонова, О.Л.Соболевой «Путаница о профессиях». Просим детей найти ошибку и   рассказать, каким делом занимаются люди этих профессий.                                                            В. В. Агафонов, О.Л. Соболева                                                                 ПУТАНИЦА О ПРОФЕССИЯХ (отрывок)                                                             Наш знакомый мальчик Петя
Неплохой парнишка, но...
Говорит, что все на свете
Знает он давным-давно. 
Как-то собрались ребята 
Во дворе у нас гурьбой. 
Санитар,— спросила Ната, —
Это кто еще такой ?
А связист? — спросил Сережа.
Слесарь кто — не знаю тоже...
— Погодите, — крикнул Вова, —
Спросим Петю Иванова.
Петя так сказал: — Друзья!
Вам на все отвечу я!
Все профессии я знаю.
Так! Вниманье! Объясняю!
САНИТАР — на санках мчится,
Ничего с ним не случится!
Он ведь мастер в санном спорте,
Тут со мною вы не спорьте!
По горам, по перевалам
Все идет ГОРНЯК усталый.
Он к горам давно привык,
Покорит он горный пик.
Под морзянки бодрый свист
Свитер свяжет вам СВЯЗИСТ:
Он в вязании на спицах
Лучший наш специалист!
Ищет клады КЛАДОВЩИК
И находит в тот же миг!
А потом он эти клады
Бережно хранит на складе.
Собирает БАНЩИК банки,
А потом хранит в Сбербанке.
Очень ими дорожит,
Банк с ружьем он сторожит.
МЕЛЬНИК стены белит мелом
И рисует между делом —
На асфальте, мелом тоже,
Всем портреты. Так похожи!
В офисе ОФИЦИАНТ
Всем покажет свой талант:
Вмиг бумаги разнесет,
К телефону позовет.
Вот в машинку МАШИНИСТ
Вновь закладывает лист.
Тук-тук-тук! Помчались строчки
От начала и до точки.
Операция идет:
КРОВЕЛЬЩИК здесь кровь сдает.
Кровь вливается больному...
Он уже здоров — и дома.
А ПЕЧНИК печет печенье,
Очень вкусное, с вареньем!
Может булочку испечь.
Ах, была бы только печь!
Дорогие наши дети!
Что здесь перепутал Петя?
Он ошибок мно-о-ого сделал!
Почему же? В чем тут дело?
Помогите поскорее
Разобраться что к чему...
Если Петя подоспеет,
Объясните вы ему!                                                                                                      
Игра «Все работы хороши»

Несколько детей получают картинки с изображением людей различных профессий. Определить человек, какой профессии изображен на картинке и изобразить пантомимой. Все остальные ученики должны догадаться, о какой профессии идет речь.

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_577b7de11e295/user_file_577b7de11e295_1_1.jpeg

Работа в группах

Дети получают картинки. Определить профессию по картинке и перечислить, какими качествами должны обладать люди названных профессий? 

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_577b7de11e295/user_file_577b7de11e295_1_2.jpeg

Ветеринар: должен быть добрым, любить животных, быть ответственным, вежливым, трудолюбивым, знать, как и чем лечить животных, уметь правильно поставить диагноз…
Почтальон: внимательным, ответственным, добрым, трудолюбивым…
Учитель: добрым, любить детей, быть, заботливым, умным, трудолюбивым, вежливым, неравнодушным, знать свой предмет…
Часовщик: трудолюбивым, старательным, вежливым, внимательным…
Милиционер: смелым, решительным, мужественным, ответственным, добрым, честным.

Физкультминутка  «Если хочется тебе, то делай так!»                          (Приложение 1)                                                                                                                    Учитель:А какой труд сейчас важен для вас? (Учиться)                                        Правильно, ваш труд – это учёба. Но уже сейчас многие из вас задумались о том, чем бы они хотели заниматься в будущем, что у них получается лучше всего, к чему есть способности. Сейчас вы мечтаете, кем бы вы могли стать в будущем...                                                           

Сценка «Мечтали дети…»

 (Приложение 2)

Учитель:

А теперь ребята нам пропоют шуточные частушки (Приложение 3)

Сценка «Парикмахер» О.Емельянова (Приложение 4)

Учитель:                                                                                                             Послушайте  стихотворение и подумайте, о чём оно?

                  Подумайте, что было бы,

                Когда б сказал портной:

                - Шить платье мне не хочется.

                Устрою выходной!

                И все портные в городе

                За ним ушли б домой.

                Ходили б люди голые

                По улице зимой.

                Подумайте, что было бы,

                Когда сказал бы врач:

                - Рвать зубы мне не хочется,

                Не буду, хоть ты плачь!

                Больным врачебной помощи

                Не стало б никакой.

                А ты б сидел и мучился

                С подвязанной щекой.

                Подумайте, что было бы,

                Когда б сказал шофёр:

                - Возить не хочется! –

                И выключил мотор.

                Троллейбусы, автобусы

                Засыпало снежком,

                Рабочие на фабрики

                Ходили бы пешком.

                Сказал учитель в школе бы:

                - Мне в нынешнем году

                Учить детей не хочется,

                Я в школу не пойду!

                Тетради и учебники

                Валялись бы в пыли,

                А мы бы неучёными

                До старости росли.

                Подумайте, какая бы

Случилась бы беда!

Но только так не сделает

Никто  и никогда

И люди не окажутся

От нужного труда:

Учитель обязательно

Придёт наутро в класс,

А пекари старательно

Хлеб испекут для вас.

Любое дело выполнят.

Что им не поручи,

Портные и сапожники,

Шофёры и врачи.

Мы все семьёю дружною

В одной стране живём,

И каждый честно трудится

На месте на своём.

         Учитель:

Так о чём же стихотворение?

 Правильно, ребята, жизнь – это труд.                                                                         Так, чья же профессия самая важная и нужная? (Все профессии нужны, все профессии важны)                                                                                              Игра «Чёрный ящик»

В коробке, накрытой тканью, лежат следующие предметы: молоток, ручка, указка, пяльцы, фонендоскоп. На ощупь определить предмет и сказать,  кому он принадлежит.                                                                                             Учитель: А сейчас давайте поиграем. Игра называется «Кто есть кто?». (Приложение 5)                                                                                              Учитель: Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием.                                                                                                                     Учитель: Сейчас я буду произносить фразы соответствующим  тоном, которое принадлежит, определенной профессии вы должны догадаться обладатель какой профессии так говорит.                                                                  Дидактическая игра «Назови профессию» (Приложение 6)                    Учитель: Вот такой замечательный и полезный разговор получился у нас с вами, друзья! Помните о нем, помните, что только трудолюбивые люди в почете всегда и везде. Помогайте своим родителям и учителям, готовьтесь заранее к будущей профессии и тогда из вас выйдут отличные специалисты, настоящие мастера своего дела! А если вы будете очень стараться, то все у вас непременно получится. Помните сказку «Цок-цок и Стук-бряк»? Стоит только захотеть – всему научишься. А кем стать, я думаю, что вы очень скоро решите сами. Все работы хороши – выбирай на вкус!  Выбор будущей профессии – это серьезный и ответственный шаг, который требует подготовки и знаний, от того, правильно ли вы выберите свою будущую профессию, будет зависеть вся ваша дальнейшая жизнь. Я желаю вам, ребята, выбрать свой путь, найти свое место в жизни.

Твердо выбрать, кем быть, вам, друзья, нелегко!

И до финиша плыть еще так далеко.

Так примите пожеланья мои личные,

Чтобы были ваши знанья лишь отличные

И счастливыми бы были дни житейские,

А здоровье ваше было лишь гвардейское.

И запомните вы все в заключение:

Даже рыбку из пруда не поймаешь без труда и терпения.

Но всегда - и как было когда-то,

И сейчас в XXI наш век –

Я хочу пожелать вам, ребята…                                                                                     Чтобы вырос из вас Человек.                                                                          Финальная песня: (на мелодию песни «Круто ты попал…»)  (Приложение 7)                                                                                         Использованная  литература:

  1. Аджиева Е.М., Байкова Л.А., Гребенкина Л.К., Еремкина О.В., Жокина Н.А., Мартишина Н.В. «50 сценариев классных часов», с.153
  2. Минкина А.А., «Покажи себя в полном блеске или как устроится на работу», журнал «Классный руководитель», 1998/3, с.49
  3. Мураева Т. «Чем пахнут ремесла», журнал «Воспитание школьников»,2005/9, с.78
  4. Ромашкова Е.И. «Дом, который построим мы», журнал «Классный руководитель», 1998/5, с.95
  5. Стюбко Н.Н. «Лукошко добрых дел», журнал «Классный руководитель», 2005/8, с.73
  6. Храмова Р. «Славен человек трудом», журнал «Воспитание школьников», 2004/7, с.73



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Школа с. Новочерниговка»

Озинского муниципального района Саратовской области

Областной профориентационный конкурс детского творчества «Калейдоскоп профессий» (для педагогов)

Методическая разработка внеклассного мероприятия

«Мир профессий»                                   Автор:

Старадубова Галина Владимировна,

учитель начальных классов,

первой квалификационной категории,                                    27.09.1972 г., 89878355310,

school-novochernigov@yandex.ru                                   

Муниципальное общеобразовательное учреждение                                                 «Школа с. Новочерниговка»                                                           Озинского муниципального района Саратовской области,

413611, Саратовская область, Озинский район,                                                  с. Новочерниговка, ул. пл. Революции,4,                                               8(84576)-4-54-76,  school-novochernigov@yandex.ru       

2017 год

Цель: показать значение профессии, трудовой деятельности   в жизни человека.                                                                                                                          Задачи:                                                                                                                                 1. Образовательные                                                                                                                            - расширить представления обучающихся о профессиях.                                                                                  2. Коррекционно – развивающие                                                                                        -  содействовать развитию вербальной памяти, устной речи, обогащению словарного запаса учащихся;                                                                                                    -  способствовать развитию логического мышления  на основе операции    обобщения,                                                                                                   3.Воспитательные                                                                                                                     -  воспитывать трудолюбие,  уважительное и доброе отношение к людям разных   профессий,                                                                                                       Форма: беседа, игровая деятельность, литературно – музыкальная композиция.                                                                                                          Использованные технологии:                                                                                                1. Групповые технологии (каждый участник группы активно работает в течении всего занятия)                                                                                                                           2. Проектная технология (Развивается воображение, творческое мышление, навыки самопрезентации)                                                                                                        3. Информационно-коммуникационные технологии (Расширение кругозора, развитие коммуникативных навыков).                                                                                    4. Компьютерные технологии (Использование мультимедийных технологий)                                                                                                                              5. Игровые технологии (Ролевые, деловые и дидактические игры)                                  ТСО:  - компьютер, мультимедийный проектор, экран                                                                                                                                         Оборудование: картинки с изображением людей различных профессий, семицветик, на лепестках которого написаны названия разных профессий, карточки с буквами, «чёрный ящик» с предметами ( ложка, ручка, книга, карандаш, молоток, клубок, указка, пяльцы, фонендоскоп, косынка, письмо, краски, свисток, пуговицы, пакет с семенами, картофель                   

Личностные УУД:                                                                                                                     – развитие психологической наблюдательности и умения видеть в другом человеке хорошее, принимать разные точки зрения.
Рефлексивные УУД                                                                                                         – планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные УУД                                                                                                 – работа с информацией, сравнение умение доказать.
Коммуникативные УУД                                                                                                       – формирование навыков со сверстниками и взрослыми.

Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята! Вы знаете, для чего мы сегодня собрались в этом зале? Не знаете? Тогда давайте, я расскажу вам сказку, а вы попробуйте догадаться, о чем она.

Жили -были на свете два молотка: Цок-цок и Стук-бряк. Оба и по росту и по весу одинаковые, будто в один день родились. Но если посмотреть на них внимательнее, какие же они были разные.        Цок-цок всегда аккуратный, прямо блестит, а ручка у него гладенькая, словно отполированная – таким приятно работать, а Стук-бряк весь ржавый, вместо ручки - необструганная палка.           Цок-цок вставал рано и сразу принимался за работу – мастерил домики для скворцов, чинил стульчики ребятам, он всегда очень старался. И люди любили его. А Стук-бряк по утрам просыпался долго, лениво потягивался, зевал, потом с неохотой шел к доске. Ударит два раза по гвоздику, тот и согнется.                                                          - Ничего не выходит! Противный гвоздь! – злится Стук-бряк.                      - А ты не злись, постарайся, тогда и выйдет как надо,- говорит ему  Цок – цок.                                                                                                                    - Не выйдет, не выйдет! Я же знаю, что не выйдет!                                                   - А ты спокойненько поставь гвоздь, потом цок-цок! - и готово! Это же очень просто!

Но Стук-бряк не умел стараться. Поэтому его и прозвали Стук- бряк. Никому он добра не сделал. Зато хвастаться очень любил!             - Подумаешь! Очень надо стараться! Да я! – Схватил гвоздь, размахнулся, у-у-ух! Сорвался с рукоятки и вылетел в окно. Долго валялся, никому не нужный. Но однажды увидел его Мастер. Стал его мыть-отмывать, ржавчину оттирать, суконкой шлифовать до блеска, к делу приучать. Теперь и он вставал рано-рано, строил красивые дома для птиц и делал другие полезные вещи. И люди полюбили его. Вышел он однажды прогуляться и повстречал        Цок-цока.                                                                                                                                     - Добрый вечер, - отвечает тот.                                                                                 – Очень знакомое лицо, вот только не припомню, кто ты.                                                                                                        - А присмотрись хорошенько.                                                                                     - Неужели Стук-бряк?                                                                                                - Был когда-то Стук-бряк!                                                                                              - Да ты и впрямь теперь стал Цок-цоком! Как хорошо! Пойдём-ка, вместе построим домик для птиц! И они, взявшись за руки, пошли.                                                                                                                       Вот такая вот, ребята, сказка. О чем она?

Дети: (отвечают) О тудолюбии, старании, мастерстве.

Ведущая: Правильно, вот что значит – умелые руки! Недаром в народе говорится «Труд – умелые руки любит».                                       Сегодня мы поговорим о труде и о профессиях.                                  Учитель:                                                                                                                    Кто готов сегодня трудиться и получать новые знания? Дорогие мои инженеры и милиционеры, пожарные и строители, дизайнеры и художники, учителя и врачи! Я вас так называю, потому что пройдут школьные годы, и вы сделаете свой шаг к выбору профессии.

- Скажите, зачем вы ходите в школу? (чтобы научиться считать, писать, читать, узнать о мире.)

- Для чего нужны эти знания? (чтобы узнавать из книг и журналов интересное, писать письма и т.д., чтобы поступить в институт…)

- Знания вам нужны для получения профессии. И хотя вы еще учитесь в начальной школе, но должны знать, что путь к любой профессии начинается с первого класса. Как можно раньше вы можете узнать какие профессии бывают, определить ту, к которой у вас есть наклонности и… учиться, развивать свои способности на школьных уроках. Для овладения любой профессией нужны знания.

Учитель:

Чему первым делом научится кошка?

Дети:

Хватать.

Учитель:

Чему первым делом научится птица?

Дети:

Летать.

Учитель:

Чему первым делом научится школьник?

Дети:

Читать.

Учитель:

Котенок вырастет кошкой,

Такой же, как все на свете.

Птенец превратится в птицу,
Такую, как все на свете.
А дети читают, а дети мечтают.

И даже их папы и мамы не знают,

Кем станут, кем вырастут дети.

Ученик 1:

В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела,
Так скорей, друзья, за дело.

Ученик 2:

Вы увидите сейчас,
На уроках учат нас –
Наблюдать и познавать,
Слушать, думать, рассуждать.

Ученик 3:

Предлагаем вам мы тему,
Хоть немного знаем все мы:
Книги, чашки, стол и дом
Создал человек трудом.

Ученик 3:

Вот о тех, кто создаёт,
Строит, учит  иль поёт,
Мы сейчас поговорим,
Праздник наш им посвятим.

Учитель:

Тема наша вам ясна? О профессиях она! 

Профессий много в мире есть,  

Их невозможно перечесть.

Сегодня многие важны

И актуальны, и нужны.

И ты скорее подрастай –

Профессией овладевай.

Старайся в деле первым быть

И людям пользу приносить!

Ученик из зала:

Галина Владимировна, а что обозначает слово «профессия»?

Учитель:

Обратимся к толковому словарю, раскроем смысл этого слова.

Профессия – это вид труда, который требует от человека определенной подготовки, знаний и умений. (Выявить знания детей о профессиях помогает игра «Ищи ошибку». Читаем стихотворение В.В.Агафонова, О.Л.Соболевой «Путаница о профессиях». Просим детей найти ошибку и   рассказать, каким делом занимаются люди этих профессий.                                                            В. В. Агафонов, О.Л. Соболева                                                                 ПУТАНИЦА О ПРОФЕССИЯХ (отрывок)                                                             Наш знакомый мальчик Петя
Неплохой парнишка, но...
Говорит, что все на свете
Знает он давным-давно. 
Как-то собрались ребята 
Во дворе у нас гурьбой. 
Санитар,— спросила Ната, —
Это кто еще такой ?
А связист? — спросил Сережа.
Слесарь кто — не знаю тоже...
— Погодите, — крикнул Вова, —
Спросим Петю Иванова.
Петя так сказал: — Друзья!
Вам на все отвечу я!
Все профессии я знаю.
Так! Вниманье! Объясняю!
САНИТАР — на санках мчится,
Ничего с ним не случится!
Он ведь мастер в санном спорте,
Тут со мною вы не спорьте!
По горам, по перевалам
Все идет ГОРНЯК усталый.
Он к горам давно привык,
Покорит он горный пик.
Под морзянки бодрый свист
Свитер свяжет вам СВЯЗИСТ:
Он в вязании на спицах
Лучший наш специалист!
Ищет клады КЛАДОВЩИК
И находит в тот же миг!
А потом он эти клады
Бережно хранит на складе.
Собирает БАНЩИК банки,
А потом хранит в Сбербанке.
Очень ими дорожит,
Банк с ружьем он сторожит.
МЕЛЬНИК стены белит мелом
И рисует между делом —
На асфальте, мелом тоже,
Всем портреты. Так похожи!
В офисе ОФИЦИАНТ
Всем покажет свой талант:
Вмиг бумаги разнесет,
К телефону позовет.
Вот в машинку МАШИНИСТ
Вновь закладывает лист.
Тук-тук-тук! Помчались строчки
От начала и до точки.
Операция идет:
КРОВЕЛЬЩИК здесь кровь сдает.
Кровь вливается больному...
Он уже здоров — и дома.
А ПЕЧНИК печет печенье,
Очень вкусное, с вареньем!
Может булочку испечь.
Ах, была бы только печь!
Дорогие наши дети!
Что здесь перепутал Петя?
Он ошибок мно-о-ого сделал!
Почему же? В чем тут дело?
Помогите поскорее
Разобраться что к чему...
Если Петя подоспеет,
Объясните вы ему!                                                                                                      
Игра «Все работы хороши»

Несколько детей получают картинки с изображением людей различных профессий. Определить человек, какой профессии изображен на картинке и изобразить пантомимой. Все остальные ученики должны догадаться, о какой профессии идет речь.

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_577b7de11e295/user_file_577b7de11e295_1_1.jpeg

Работа в группах

Дети получают картинки. Определить профессию по картинке и перечислить, какими качествами должны обладать люди названных профессий? 

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_577b7de11e295/user_file_577b7de11e295_1_2.jpeg

Ветеринар: должен быть добрым, любить животных, быть ответственным, вежливым, трудолюбивым, знать, как и чем лечить животных, уметь правильно поставить диагноз…
Почтальон: внимательным, ответственным, добрым, трудолюбивым…
Учитель: добрым, любить детей, быть, заботливым, умным, трудолюбивым, вежливым, неравнодушным, знать свой предмет…
Часовщик: трудолюбивым, старательным, вежливым, внимательным…
Милиционер: смелым, решительным, мужественным, ответственным, добрым, честным.

Физкультминутка  «Если хочется тебе, то делай так!»                          (Приложение 1)                                                                                                                    Учитель:А какой труд сейчас важен для вас? (Учиться)                                        Правильно, ваш труд – это учёба. Но уже сейчас многие из вас задумались о том, чем бы они хотели заниматься в будущем, что у них получается лучше всего, к чему есть способности. Сейчас вы мечтаете, кем бы вы могли стать в будущем...                                                           

Сценка «Мечтали дети…»

 (Приложение 2)

Учитель:

А теперь ребята нам пропоют шуточные частушки (Приложение 3)

Сценка «Парикмахер» О.Емельянова (Приложение 4)

Учитель:                                                                                                             Послушайте  стихотворение и подумайте, о чём оно?

                  Подумайте, что было бы,

                Когда б сказал портной:

                - Шить платье мне не хочется.

                Устрою выходной!

                И все портные в городе

                За ним ушли б домой.

                Ходили б люди голые

                По улице зимой.

                Подумайте, что было бы,

                Когда сказал бы врач:

                - Рвать зубы мне не хочется,

                Не буду, хоть ты плачь!

                Больным врачебной помощи

                Не стало б никакой.

                А ты б сидел и мучился

                С подвязанной щекой.

                Подумайте, что было бы,

                Когда б сказал шофёр:

                - Возить не хочется! –

                И выключил мотор.

                Троллейбусы, автобусы

                Засыпало снежком,

                Рабочие на фабрики

                Ходили бы пешком.

                Сказал учитель в школе бы:

                - Мне в нынешнем году

                Учить детей не хочется,

                Я в школу не пойду!

                Тетради и учебники

                Валялись бы в пыли,

                А мы бы неучёными

                До старости росли.

                Подумайте, какая бы

Случилась бы беда!

Но только так не сделает

Никто  и никогда

И люди не окажутся

От нужного труда:

Учитель обязательно

Придёт наутро в класс,

А пекари старательно

Хлеб испекут для вас.

Любое дело выполнят.

Что им не поручи,

Портные и сапожники,

Шофёры и врачи.

Мы все семьёю дружною

В одной стране живём,

И каждый честно трудится

На месте на своём.

         Учитель:

Так о чём же стихотворение?

 Правильно, ребята, жизнь – это труд.                                                                         Так, чья же профессия самая важная и нужная? (Все профессии нужны, все профессии важны)                                                                                              Игра «Чёрный ящик»

В коробке, накрытой тканью, лежат следующие предметы: молоток, ручка, указка, пяльцы, фонендоскоп. На ощупь определить предмет и сказать,  кому он принадлежит.                                                                                             Учитель: А сейчас давайте поиграем. Игра называется «Кто есть кто?». (Приложение 5)                                                                                              Учитель: Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием.                                                                                                                     Учитель: Сейчас я буду произносить фразы соответствующим  тоном, которое принадлежит, определенной профессии вы должны догадаться обладатель какой профессии так говорит.                                                                  Дидактическая игра «Назови профессию» (Приложение 6)                    Учитель: Вот такой замечательный и полезный разговор получился у нас с вами, друзья! Помните о нем, помните, что только трудолюбивые люди в почете всегда и везде. Помогайте своим родителям и учителям, готовьтесь заранее к будущей профессии и тогда из вас выйдут отличные специалисты, настоящие мастера своего дела! А если вы будете очень стараться, то все у вас непременно получится. Помните сказку «Цок-цок и Стук-бряк»? Стоит только захотеть – всему научишься. А кем стать, я думаю, что вы очень скоро решите сами. Все работы хороши – выбирай на вкус!  Выбор будущей профессии – это серьезный и ответственный шаг, который требует подготовки и знаний, от того, правильно ли вы выберите свою будущую профессию, будет зависеть вся ваша дальнейшая жизнь. Я желаю вам, ребята, выбрать свой путь, найти свое место в жизни.

Твердо выбрать, кем быть, вам, друзья, нелегко!

И до финиша плыть еще так далеко.

Так примите пожеланья мои личные,

Чтобы были ваши знанья лишь отличные

И счастливыми бы были дни житейские,

А здоровье ваше было лишь гвардейское.

И запомните вы все в заключение:

Даже рыбку из пруда не поймаешь без труда и терпения.

Но всегда - и как было когда-то,

И сейчас в XXI наш век –

Я хочу пожелать вам, ребята…                                                                                     Чтобы вырос из вас Человек.                                                                          Финальная песня: (на мелодию песни «Круто ты попал…»)  (Приложение 7)                                                                                         Использованная  литература:

  1. Аджиева Е.М., Байкова Л.А., Гребенкина Л.К., Еремкина О.В., Жокина Н.А., Мартишина Н.В. «50 сценариев классных часов», с.153
  2. Минкина А.А., «Покажи себя в полном блеске или как устроится на работу», журнал «Классный руководитель», 1998/3, с.49
  3. Мураева Т. «Чем пахнут ремесла», журнал «Воспитание школьников»,2005/9, с.78
  4. Ромашкова Е.И. «Дом, который построим мы», журнал «Классный руководитель», 1998/5, с.95
  5. Стюбко Н.Н. «Лукошко добрых дел», журнал «Классный руководитель», 2005/8, с.73
  6. Храмова Р. «Славен человек трудом», журнал «Воспитание школьников», 2004/7, с.73



Предварительный просмотр:

Приложение 1.

 Физкультминутка  «Если хочется тебе, то делай так!»

   1.  Хочешь стать ты гитаристом, делай так

  Хочешь стать ты пианистом, делай так…

  Если нравится тебе, то и другим ты покажи,

  Если нравится тебе, то делай так…

  2. Хочешь стать ты маляром, то делай так…

  Хочешь поваром ты быть, то делай так…

  Если нравится тебе, то и других ты научи,

  Если нравится тебе, то делай так…

  3. Если хочешь стать спортсменом, делай так..

  Если хочешь быть артистом, делай так…

  Если нравится тебе, то и другим ты покажи,

  Если нравится тебе, то делай так…                                                          

(Приложение 2)

Сценка «Мечтали дети…»

Мечтали дети обо всем на свете

Как-то с классом нашим «А»

Завели беседу мы:

Кем мечтают дети быть?

Где работать и как жить?

1: Я буду археологом!

2: А я - океанографом!

3: Буду я строителем!

4: А я тогда - учителем!

5: Я хочу артисткой быть!

6-7: Мы хотим зверей лечить!

8: Буду я спасателем!

9: А я - изобретателем!

10: Я буду пожарником!

11: Ну а я - начальником!

 Я хочу вести раскопки в поле чистом и на сопке.
И в пустыне южной, и в Сибири вьюжной,
И во всех частях страны
Я предметы старины найду для музеев,
Чтобы ротозеи заглянули в глубину -
Как мы жили в старину.

 Почетна работа учителя,

Хоть хлопотна и утомительна.

Тетрадки надо проверять

И план уроков составлять.

Учить писать, считать.

Заботиться, сердиться,

А иногда – гордиться.

Нелегкий труд, почетный труд,

Но что сказать мне хочется:

Не зря учителей зовут

По имени и отчеству.

8: Профессия спасателя опасна и трудна.

Но именно такая работа мне нужна.

Когда случится вдруг беда,

Приду на помощь я всегда.

И сомневаться нет причин:

Спасать – работа для мужчин.

10: Сегодня я - пожарный,

Серьёзный и отважный.

На даче шланг с водой схватил

И тлеющий костёр залил.

В два счета справился с костром,

Но не подумал об одном:

У папы жарился шашлык...

Теперь поднимет папа крик.

                

3. У меня растут года, будет и семнадцать.

Где работать мне тогда? Чем заниматься?

Нужные работники столяры и плотники.

Дизайнером я стать хочу, салон свой открою.

Яхту, самолет куплю, особняк построю.

11. Дизайнер - это хорошо,
А вот начальник - лучше.

Я в начальники пойду -

Пусть меня научат.

Начальником я стану,

Вот я важный и толстый босс.

В кабинете я заседаю

И решаю любой вопрос.

5. У меня растут года,
Скоро и семнадцать,
Замуж выйду за тебя,
Буду развлекаться.
«Мерседес» подаришь мне,
Дом большой в Майами,
Буду там я в январе,
Зажигать с друзьями.

Ученик:

        Дни, недели пролетят, повзрослеют дети.

        В дядей, тетей превратят годы – не заметят.

Ученик:

Будь банкир ты, будь артист,

Будь ты кем угодно.

Только чтоб душою чист,

Сердцем благороден.

Чтоб живое все любил, чувствовал природу.

Просто б человеком был

Ты, мой друг, все годы!

Приложение 3

Частушки:

Говорю я всем знакомым,

Что хочу быть астрономом.

Не люблю я ночью спать,

Лучше звёзды изучать.

***

Я люблю перед всем классом

На уроках отвечать.

Этот опыт пригодится –

Я хочу артисткой стать!

 ***

Если, Петя, ты потом

Будешь депутатом,

То дневник твой может стать

Жутким компроматом!

  ***

- Пожалей меня, мамуля,

Дай мне школу пропустить!

- Ты ж, сыночек, там директор,

Должен ты на месте быть!

 ***

Я решил, что ни к чему

Боксом заниматься –

Стану я зубным врачом,

Все его боятся.

***

Вовка хвалится ребятам,

Что он станет адвокатом.

А пока не адвокат,

Он колотит всех подряд

  ***

Быть разведчиком хочу я,

Ведь находчив я и смел.

Мама спрятала конфеты,

Я разведал где – и съел!

  ***

Наконец до десяти-то

Научился я считать.

И теперь судьёй по боксу

Я могу уж точно стать.

***

Стану мастером по стрижке

И Лариске отомщу –

Обстригу аж под мальчишку,

А потом тогда прощу.

***

На гимнастику хожу,

Ем лишь раз в неделю.

По секрету вам скажу:

Стать хочу моделью.

***

Чтоб профессий много знать –

Много мы потопали.

А теперь мы вас попросим,

Чтоб вы нам похлопали.

Приложение 4

Сценка «Парикмахер» О.Емельянова

Учитель:                                                                                                                                        То, что я спрошу сейчас,

Отгадать не сложно.

Кто в одном лице у нас

Скульптор и художник?

Люди шапки перед кем

С радостью снимают?

У кого в одной руке

Два ножа сверкают –

Над чужою головой

Вьются словно птахи?

Все вы знаете его

Это…                                                                                                                     Зрители: Парикмахер!

На сцену выходит Парикмахер.

Парикмахер: Да, профессия моя

Широко известна.

Даже Чудо-юдо я

Сделаю прелестным.

Из-за кулисы выходит всклокоченное, страшноватое и очень лохматое существо грязного цвета.                                                                                                                     Парикмахер:                                                                                                                      Я для каждой головы,                                                                                               Подберу прическу.                                                                                                 Парикмахер достает из-за ширмы большую расческу.

Чудо-юдо (испугано): Ой-ой-ой!                                                                                              Парикмахер: Не бойтесь вы! Это же… Расческа!

Парикмахер расчесывает Чудо-юдо.

Парикмахер:                                                                                                        В парикмахерской лет сто

Вы не появлялись.

Вы расскажете потом,

Где вы так свалялись?

Чудо-юдо:

Нелегко в лесу чудить!

Парикмахер:

Ах, какой вы чуня!

Мне придется вас помыть

Ласковым Шампунем!                                                                                                   Парикмахер достает флакон и со всех сторон «намыливает» Чудо-юдо.

Парикмахер:                                                                                              Чтобы в тридцать три ручья

Не текло на сцену,

Обещаю, сразу я

Высушить вас… Феном!

Парикмахер достает фен и с жужжанием направляет его на Чудо-юдо. Затем убирает фен и снова достает расческу.

Парикмахер:                                                                                                  

Я волосики сейчас

Разберу на пряди.

Жаль, не ясно, где у вас

Спереди, где сзади.

(удивленно)

Здесь глаза и здесь глаза!

(строго)

Ну-ка не вертитесь!

Потерпите полчаса,

А потом резвитесь!

Подравняю тут и тут….

Парикмахер убирает расческу, достает ножницы и начинает ими щелкать. Потом подносит зеркало Чуду-юду.                                                                          В яркий цвет покрашу,

И в косички заплету

Шевелюру вашу.

Все готово! На себя

В зеркало взгляните!

Чудо-юдо: Ой-ой-ой! А где же я?

Вы меня верните!

Но когда я окажусь

В облике привычном,

Непременно подружусь

С этим, симпатичным!

Парикмахер: Превращенье отменить,

К счастью, невозможно!

Чудо-юдо:                                                                                                                    С красотой такою жить                                                                                  Чуду-юду сложно!

Как мне прятаться в репьях?

Как в грязи купаться?

Нет, отныне буду я

Просто Чудом зваться!

Приложение 5

Игра «Кто есть кто»

А сейчас давайте поиграем. Игра называется «Кто есть кто?». Сейчас от каждого класса я приглашаю на сцену по три человека. Это у нас будут команды. Классные руководители могут помогать. У меня в руках цветик – семицветик, на лепестках которого написаны названия разных профессий. Оторвите по одному лепестку для каждой команды. А сейчас вы должны показать профессии, которые написаны на вашем лепестке, не произнося ни единого слова. А ребята, сидящие в зале, должны угадать, какую профессию вы изобразили. Задание понятно? У вас есть одна минута на раздумье. А мы с остальными ребятами пока поговорим о различных профессиях. А теперь, посмотрим, как приготовились ребята. Начинает 4 класс.

Защищать в суде всех рад

Наш умелый ... (Адвокат.)

Он финансовый факир,

В банк к себе вас ждёт ... (Банкир)

Расчёт зарплаты - знать пора -

Проводят в срок ... (Бухгалтера)

От вирусов злобных компьютер наш чист:

Программы и файлы спас ... (Программист)

Сочинять законы рад

В Думе нашей ... (Депутат)

Решать проблемы чётко, быстро

Должны в правительстве ... (Министры)

Справедливей всех, друзья,

Споры все решит ... (Судья)

Строгий вид, суровый взор,

Страж закона - ... (Прокурор)

Высока, стройна, как ель,

В платье модном топ-... (Модель)

Вот вам чертёж, где каждый размер

Новой детали дал ... (Инженер)

Мне мигает светофор,

Знает он, что я ... (Шофёр)

Все моря и океан

Покорил наш ... (Капитан)

Замирает в страхе зритель -

В клетке с тигром  ... (Укротитель)

Дупло и берлогу, дом лисий и птичий

Всегда охраняет надёжно ... (Лесничий)

Зарю поёт селу петух -

Коров на луг ведёт ... (Пастух)

У станка он дни и ночи,

Всё умеет, он - ... (Рабочий)

На посту и в дождь и в град,

В бой за нас пойдёт ... (Солдат)


Для солдат своих пример -

Бравый, храбрый ... (Офицер)

Не решит больной задач,

Всех больных полечит ... (Врач)

У слона иль мышки жар -

Их спасёт ... (Ветеринар)

Знает точно детвора:

Кормят вкусно ... (Повара)

Под весенний птичий свист

Пашет землю ... (Тракторист)

Нет тельняшки без полос,

Кто в тельняшке, тот ... (Матрос)

Чтоб амбар наш был с зерном,

Нужен в поле ... (Агроном)

Мебель, хлеб и огурцы

Продают нам ... (Продавцы)

Наших душ, ума строитель -

Мудрый школьный наш ...(Учитель)

Погружался сотни раз

В глубь морскую ... (Водолаз)

В небе синем самолёт,

Управляет им ... (Пилот)

Как воздушная принцесса,

В форме лётной ... (Стюардесса)

Вот уж мал костюмчик мой,

Новый мне сошьёт ... (Портной)

Лесов строительных он житель,

Возводит нам дома ... (Строитель)

Поезд длинный голосист,

Дал сигнал нам ... (Машинист)

Под оркестр поёт наш хор,

Впереди нас - ... (Дирижёр)

Струны гитары, терпенье, талант

Плюс вдохновенье равно ... (Музыкант)

Пел с душою, молодец!

Будешь знатный ты ... (Певец)

Что побоится сделать актёр,

Выполнит смело в кино ...(Каскадёр)

Натянутый холст, краски, треножник -

Пишет с натуры картину ...(Художник)


Почерком быстрым исписан весь лист -

Очерк в газету строчит ... (Журналист)

Сапогам хромым помощник,

Каблуки прибьёт  ... (Сапожник)

Победит огонь коварный

Тот, кого зовут ...(Пожарный)

Секунды зря не тратили,

Детей спасли ... (Спасатели)

К телевизору запчасти

Подберёт нам ... (Телемастер.)

Груши, яблони, крыжовник

Посадил весной ... (Садовник.)

Приложение 6

Дидактическая игра «Назови профессию»

Ведущий:  Сейчас я буду произносить фразы соответствующим  тоном, которое принадлежит, определенной профессии вы должны догадаться обладатель какой профессии так говорит:

- Московское время десять часов пятнадцать минут…

- Принести вам чаю…

- Откройте рот и скажите «А – а – а…»

- Мороженное… сливочное, шоколадное…

- Днем ожидается облачная погода, без осадков, по области туман.

- Осторожно, двери закрываются. Следующая станция – «Комсомольская»

- тема сегодняшнего урока: «Имя прилагательное» 

Приложение 7

Финальная песня: (на мелодию песни «Круто ты попал…»)

В нашем маленьком районе
Есть хороший УПМ,
Обучают там хипово
Ведь давно известно всем
Там крутые есть профессии
Продавцы и повара,
Парикмахер, автослесарь,
В общем, это не игра
В мире много есть профессий
Всех их нам не перечесть,
Но одна из них тревожит
Не дает ни пить, не есть,
Та профессия, в которой
Будет счастлив человек
Сделать выбор должен каждый
Чтоб трудиться целый век.
Круто ты попал в УПМ
Ты – звезда,
Ты – звезда

Давай учись и дерзай. (2 РАЗА)



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Школа с. Новочерниговка»

Озинского муниципального района Саратовской области

Муниципальный конкурс                                          информационно-исследовательских проектов учащихся                              «Этот удивительный мир»

Исследовательский проект:

«Космический корабль» для птенца                                 

                                                      Автор:

                                  Магомедова Алина,                                                                                                       учащаяся 3 класса                                                                               МОУ «Школа с. Новочерниговка»                                

                                                             

                                                            Руководитель:

                                                                         Старадубова Г.В.,

                                                                       учитель начальный классов

                                           

2019 год

Содержание.

I. Введение   _____________________________________________3

II.Основная часть

          1. Теоретическая часть  _______________________________4

  1. Практическая часть  _______________________________5

III. Заключение___________________________________________ 7

      Список литературы_____________________________________7

Тема: «Космический корабль» для птенца (Слайд 1)

I.  Введение.

У моей одноклассницы, каждую весну, родители закладывают яйца в инкубатор (Слайд 2). Перед тем, как заложить яйца в инкубатор они их просвечивают и выбирают только те, в которых есть зародыш птенца. А ещё я узнала, что куриные яйца, которые они собирают в течение нескольких дней,  в холодильник не кладут, а хранят  их при комнатной температуре, т.к. при холодной температуре может погибнуть зародыши. Я увидела, что зародыш, оказывается похож на маленькую точку (Слайд 3). У меня возник интерес, как из этой точки возникает птенец?  Чем он питается? Как дышит? Что пьёт? Куда девается мусор, отходы?  Каким образом он выбрасывает этот мусор, если его нельзя выбросить за скорлупу?                                                                                    Когда мы готовились к празднику День космонавтики, Галина Владимировна рассказала нам о том, как живут космонавты в космическом корабле и какие жизненно-важные проблемы приходится решать им, находясь в космическом корабле (Слайд 4). Меня вдруг поразило то, что условия, в которых живут космонавты на борту космического корабля, подобны тем условиям, в которых живут птенцы в яйце.                                                                                                                              Я задалась целью изучить строение куриного яйца, а именно, основные функции жизнедеятельности.

Возникла гипотеза: что позволяет птенцу существовать и развиваться изолированно в яйце, можно ли куриное яйцо сравнить с моделью космического корабля (Слайд 5).

Я перед собой поставила задачи:

1. Изучить литературу по теме исследования;

2. Рассмотреть особенности его строения;

3. Отработать навыки исследовательской деятельности;

Методы исследования:

  • Изучение справочной литературы
  • Поиск информации в Интернете

  • Экспериментальные опыты;
  • Наблюдение, сравнение

Объект исследования:

Куриное яйцо и модель космического корабля.

Предмет исследования: зародыш внутри яйца и космонавт внутри космического корабля.

II. Основная часть

1.Теоретическая часть.

Прежде чем приступить к практической части исследования, я изучила строение яйца. Самые известные, части яйца – желток, белок и скорлупа. Желток – это сам будущий цыпленок, точнее куриная яйцеклетка, при благоприятных условиях, она может начать развиваться в цыпленка. Однако, для развития цыпленку необходим строительный материал для его тканей и органов. Этот строительный материал он получает из белка яйца через сети специальных сосудов, образовавшейся в самом начале развития зародыша. Скорлупа позволяет яйцу сохранять устойчивую форму и оберегает будущего цыпленка от травм и проникновения микробов. В этом скорлупе помогают два слоя подскорлупных оболочек. Между скорлупой и подскорлупными оболочками находится воздушная камера, которая обеспечивает зародыш цыпленка кислородом.

Кроме того, при более детальном осмотре содержимого сырого яйца можно рассмотреть в белке белые сгустки – канатики, которые позволяют удерживать желток яйца примерно посередине. Это необходимо для того, чтобы зародыш мог получать питательные вещества из белка со всех сторон вокруг себя. Однако при сильной тряске эти жгутики могут отрываться, и тогда желток начинает свободно плавать по яйцу. Естественно, нормально развиваться будущий цыпленок в яйце уже не сможет. В желтке имеется зародышевый диск.

Яйца должны дышать точно так же, как животные! Несмотря на их твердую поверхность, у скорлупы яйца есть тысячи крошечных пор, которые позволяют проникать туда кислороду и выходить излишней влаге. За 21 день, необходимых цыпленку чтобы вылупиться, яйцо поглотит приблизительно 4 литра кислорода и выпустит приблизительно 3 литра углекислого газа и 8 литров водного пара.

2. Практическая часть.

В своей работе я использовала цифровой микроскоп и камеру, с помощью которой я сделала фотографии.

Я провела несколько исследований, результаты которых отразила в таблице (Слайд 6-7):

Проблема

Решение проблемы

Зародыш птенца

космонавт

1. Защита

Скорлупа

надежная металлическая обшивка корабля

2. Воздух для дыхания

Поры в скорлупе, воздушная камера

аппарат для выработки кислорода или живые растения

3. Пища

Желток

запас пищи или доставка ее кораблем с Земли

4. Вода

Белок

аппарат для выработки воды или ее запас

5. Отходы:
а) углекислый газ;
б) продукты обмена веществ

А) поры в скорлупе

Б) аллантоис

 а) утилизация; б) контейнеры-мусоросборники

  1. Проведение опыта.

Толщина скорлупы куриного яйца — доли миллиметра, но попробуйте раздавить его, сжав ладонями с концов. Не так-то легко, правда?  Я проверила на опыте прочность яичной скорлупы. Для этого из сырых яиц я вылила содержимое. Положила скорлупу разными сторонами вверх, на скорлупки - доску, а на доску - грузы. Результаты своих опытов привожу в таблице:                                                                                                                             Таблица № 1. Проверка прочности яйца

Результат:

Расположение яичной скорлупы

Нагрузка, приводящая к разрушению скорлупы

Острыми концами вверх

2кг 850 г

Тупыми концами вверх

2кг 230 г

На боку

1кг 500 г

Яйцо имеет форму эллипсоида (округлая).  Оказывается, что такая форма придаёт яйцу прочность, что немаловажно в тот момент, когда птица высиживает яйца. Архитекторы придают своим зданиям форму яйца, чтобы добиться прочности конструкции.

Вывод: скорлупа яйца - чем не обшивка космического корабля.

Значит, скорлупу яйца можно сравнить с обшивкой космического корабля. Продолжаю эксперимент:

  1. Проведение опыта.

 Я рассмотрела яичную скорлупу через микроскоп и просветила с помощью лампы. На поверхности скорлупы видны небольшие отверстия-поры. Они распределены неравномерно. На толстом конце яйца, эти отверстия расположены чаще, чем на тонком.  Потому что здесь образуется воздушная камера, в которой содержится кислород необходимый для дыхания зародыша.

Результат: зародыш птенца дышит с помощью воздушной камеры и пор в скорлупе.

Вывод: как и космонавт, дышит с помощью аппарата для выработки кислорода, так и зародыш птенца дышит с помощью воздушной камеры и пор в скорлупе.

3.Проведение опыта.

Чем питается зародыш птенца? Я провела палочкой по сырому желтку. Желток растёкся, так как я повредила желточную оболочку,   внутри которой находится желток. Желток – запас питательных веществ, для развивающегося зародыша.

Вывод: зародыш внутри яйца питается, как и космонавт в космическом корабле.

В ходе исследования, у меня возникли вопросы.                                           Например, почему зародыш находится на поверхности желтка. Учитель, в качестве подсказки продемонстрировала детскую игрушку «Ванька– встанька». С её помощью мы с учителем сделали вывод о том, что у игрушки утяжелена нижняя часть. Так и в желтке тоже смещен центр тяжести.

   Тут возник ещё один вопрос, для чего это нужно. И я выяснила, что зародыш при высиживании располагается ближе к телу птицы, где создаётся наиболее благоприятный температурный режим. И в каком бы положении яйцо не лежало, зародыш всегда находится сверху.

4. Какова функция белка в яйце? Я рассмотрела белок. Белок полупрозрачный, белый (поэтому – белок). Оказывается, при расщиплении белка выделяется вода.                                                                                                                                  

Вывод: зародыш внутри яйца получает воду, как и космонавт в космическом корабле.

5. Изучая строение яйца, я узнала, что развивающийся зародыш  складирует токсичные вещества в аллантоис.

Вывод: зародыш внутри яйца складирует токсичные отходы в аллантоис, как и космонавты утилизируют ненужный мусор в контейнеры-мусоросборники.

  III. Заключение. (Слайд 8)

В результате проведённых мною опытов, гипотеза  подтвердилась. Куриное яйцо можно сопоставить с моделью космического корабля, поскольку оно обеспечивает зародыш птенца всем необходимым: водой (белок), пищей (желток), дыхание (поры в скорлупе и воздушный мешок), а так же  удаляет ненужные отходы – (аллантоис), углекислый газ (поры в скорлупе) и задерживает проникновение бактерий (подскорлуповая оболочка, пленка на скорлупе).

И как мы убедились сами, что природа мудрый конструктор и нам есть чему у неё поучиться (Слайд 9-10).

Список литературы

Печатные издания:

  • Ковалёв Н. И. «Почему самовар поет?: Рассказы о простых вещах» - СПб.: Лениздат,1993
  • Михайлов К. Е. Что есть яйцо и как оно живет //Биология, 1999,
  • Николов Т. Долгой путь жизни. – М.: Мир, 1986. №3.
  • Нога Г .С. Наблюдения и опыты по зоологии. – М.: Просвещение, 1979.
  • Феномен жизни (раздел тома «Биология» серии «Энциклопедия для детей»)/Главный редактор М.Д.Аксенова – М.: Аванта + , 2000.

Интернет - ресурсы:

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D                                                http://www.nezabarom.ua/easter/

http://www.yellow-egg.com/wRuss


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система организации исследовательской деятельности в начальной школе как способ развития исследовательских умений младших школьников

Материал из опыта работы учителя, руководителя кружка и классного руководителя по организации исследовательской деятельности в начальной школе....

Исследовательский проект. Тема: Конструирование сценариев уроков музыки, направленных на достижение предметных и метапредметных результатов. Исследовательский проект Тема: Конструирован

Универсальные учебные действия (УУД) широко представлены в музыкальном образовании и воспитании.В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способнос...

Исследовательский проект по теме: «Развитие мотивационной сферы учения через проектно-исследовательскую деятельность учащихся»

Проблемная ситуацияС одной стороны с рождения в ребёнке заложены любопытство, любознательность, способность удивляться и творить.С другой же стороны мы знаем, что, придя в школу первого сентября...

«Формирование у младших школьников интеллектуальных способностей и исследовательских умений и навыков в рамках реализации ФГОС второго поколения во внеурочной и урочной деятельности. Формы организации проектно-исследовательской деятельности учащихся.»

В концепции Федеральных государственных стандартов 2 поколения определено понимание основного результата образования как индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития, достиг...

Птенцы гнезда Петрова

презентация о сподвижниках Петра Великого...

Изложение " Пусть птица выводит птенцов"

В материале представлен текст для обучения учащихся 3 классов письменному пересказу текста. Текст знакомит учащихся с жизнью растений и животных, с бережным отношением к природе. К тексту прилаг...

Почему птенцы кукушки растут в чужих гнёздах?

Почему птенцы кукушки растут в чужих гнёздах?...