Выборочное изложение по Скребицкому "Пусть птицы выводят птенцов"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Выборочное изложение по Скребицкому "Пусть птицы выводят птенцов"  

 

Цели:

 

- Образовательные цели

  • создать и закрепить представление о выборочном изложении
  • научиться писать выборочное изложение

- Развивающие цели

  • формирование речевого умения определять основную тему текста на этапе выяснения общего понимания текста
  • формирование речевого умения определять основную мысль текста на этапе выяснения общего понимания текста
  • формирование речевого умения систематизировать рабочий материал на этапе составления плана
  • формирование коммуникативных универсальных  действий: умения слушать, вступать в диалог, доказывать свою точку зрения
  • формирование умения отбирать информацию на заданную тему
  • формирование умения определять основную мысль предстоящего выборочного изложения
  • формирование умения систематизировать собранный материал
  • формирование умения располагать собранный материал в нужной последовательности
  • формирование умения использовать выразительные речевые средства исходного текста
  • формирование речевого умения корректировать, исправлять написанное на этапе проверки написанного изложения

- Воспитательные цели

  • воспитание у детей уважительного отношения друг к другу, взаимовыручку и дружелюбие в процессе групповой работы
  • воспитание у детей интереса к окружающему миру
  • воспитание у детей бережного отношения к природе

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vyborochnoe_izlozhenie.docx743.14 КБ

Предварительный просмотр:

Выборочное изложение

Цели:

 

- Образовательные цели

  • создать и закрепить представление о выборочном изложении
  • научиться писать выборочное изложение

- Развивающие цели

  • формирование речевого умения определять основную тему текста на этапе выяснения общего понимания текста
  • формирование речевого умения определять основную мысль текста на этапе выяснения общего понимания текста
  • формирование речевого умения систематизировать рабочий материал на этапе составления плана
  • формирование коммуникативных универсальных  действий: умения слушать, вступать в диалог, доказывать свою точку зрения
  • формирование умения отбирать информацию на заданную тему
  • формирование умения определять основную мысль предстоящего выборочного изложения
  • формирование умения систематизировать собранный материал
  • формирование умения располагать собранный материал в нужной последовательности
  • формирование умения использовать выразительные речевые средства исходного текста
  • формирование речевого умения корректировать, исправлять написанное на этапе проверки написанного изложения

- Воспитательные цели

  • воспитание у детей уважительного отношения друг к другу, взаимовыручку и дружелюбие в процессе групповой работы
  • воспитание у детей интереса к окружающему миру
  • воспитание у детей бережного отношения к природе 

Скребицкий «Пусть птица выводит птенцов»

1. Ребята отправились с лесником в лес убирать хворост. 2. Он остался от зимней рубки леса.

 3. Хорошо в эту пору в лесу. 4. Лес казался прозрачным. 5. Он умылся весенней водой. 6. Ветки осин украсились длинными серёжками. 7. Зеленели молодые берёзки.

 8. Мальчики добрались до вырубки. 9. На краю вырубки была большая куча хвороста.10.  Вдруг что-то захлопало, зашумело. 11. Из хвороста вылетела большая пёстрая птица. 12. Внизу было гнездо. 13. Там лежали крупные светлые яйца.

14. Лесник поправил гнездо и повёл ребят на другой конец вырубки. 15. Пусть птица выводит птенцов.

1 этап: Организационный момент

Рано солнышко встаёт
И спешит скорей в обход.
– Как, ребятушки, живете?
– Как здоровье, как животик?
– Одолела вас дремота?
– Шевельнуться неохота?
– Всем командую: “Подъём!”
– Мы уроки проведём.

Ребята, давайте проверим, готовы ли вы к уроку?

Слайд

Ребята, посмотрите на слайд, на нём изображены различные предметы. Найдите среди них те, которые не должны быть у вас сейчас на уроке. Кто нашёл, поднимает руку.

(Один предмет – один ученик).

Должны быть: пенал, тетрадь.

Не должно быть: телефон, бананы, мяч, ножницы

Ребята, на каких уроках вам понадобится мяч и ножницы? (мяч – физ-ра, ножницы – труды). Верно, у нас урок русского языка. Лишние предметы вас не должны отвлекать от работы.

2 этап: Постановка речевой задачи

Ребята, на сегодняшнем уроке мы будем учиться писать выборочное изложение. Любую ситуацию из вашей жизни, любое прочитанное вами произведение можно рассказать по-разному – можно рассказать подробно, т.е. близко к тексту, а можно кратко, выбрав при этом только одну часть текста, т.е. выборочно изложить какую-то часть текста в соответствии с данной темой.

Выборочное изложение – это вид изложения, при котором требуется пересказать в соответствии с заданием не весь текст, а какую-то его часть, то есть отобрать материал, связанный с определённым персонажем, темой, явлением.

При выборочном изложении нужно выделить в тексте отдельные темы, вычленить материал, относящийся к той или иной теме, построить высказывание на основе собранного материала и передать его подробно.

Давайте приведём примеры.

Составьте небольшой устный рассказ о весне. Расскажите, какая бывает весной погода, какие изменения происходят в природе, как ведут себя весной растения.

А выделите из своего рассказа только то, что касается погоды весной.

Ребята, это и будет выборочным пересказом. Я задала вам тему – погода весной, и вы из исходного текста о весне вычленили только то, что касалось заданной темы.

И сейчас мы будем делать то же самое, только с другим текстом.

3 этап: Предъявление исходного текста

Прочитайте текст про себя.

Теперь прочитает текст ученик.

Слайд

4 этап: Проведение первичного анализа и краткой беседы 

с целью проверки общего понимания детьми содержания текста

О чём говорится в этом рассказе?

Куда пошли ребята с лесником?

Каким увидели ребята лес?

Что случилось на краю вырубки?

Почему лесник увёл детей на другой конец вырубки?

В чём хотел убедить автор в этом тексте?

5 этап: Деление текста на смысловые части, их прочтение, анализ (смысловой и языковой) и их озаглавливание

Ребята, как вы думаете, сколько частей в данном тексте? (4)

Как вы это определили? (по абзацам)

Давайте разберём и озаглавим каждую часть

1 часть:

Ребята отправились с лесником в лес убирать хворост. Он остался от зимней рубки леса.

О чём говорится в первой части?

Почему весной лес очищают от хвороста?

Что же лавное в этой части?

Как можно её озаглавить? (на помощь леснику)

2 часть

Хорошо в эту пору в лесу. Лес казался прозрачным. Он умылся весенней водой. Ветки осин украсились длинными серёжками. Зеленели молодые берёзки.

О чём рассказывается во второй части?

Найдите строчки, где говорится о лесе.

Почему лес показался ребятам прозрачным?

Как вы понимаете значение выражения «он умылся весенней водой»?

Почему так сказано о лесе?

Как преобразились деревья весной?

Какие яркие выразительные слова использует писатель, чтобы показать, как изменился весенний лес?

Что же главное хотел сказать нам писатель, описывая весенний лес?

Как же можно озаглавить эту часть?

3 часть

Мальчики добрались до вырубки. На краю вырубки была большая куча хвороста.  Вдруг что-то захлопало, зашумело. Из хвороста вылетела большая пёстрая птица. Внизу было гнездо. Там лежали крупные светлые яйца.

О чём говорится в этой части? (ребята увидели гнездо)

Куда пришли мальчики? (на вырубку) 

Что значит слово «вырубка»?

Какое слово использует писатель, говоря о том, как мальчики пришли к вырубке? (добрались)

Почему автор использовал слово «добрались», а не «пришли»?

Какое слово точнее передаёт, что они долго шли? 

Где жила птица?
Почему птица улетела с появлением детей?
Что увидели дети в куче хвороста?
Что же главное хотел нам сказать писатель? (обнаружена находка)
Как можем озаглавить? (находка)

4 часть

Лесник поправил гнездо и повёл ребят на другой конец вырубки. Пусть птица выводит птенцов.

О чём говорится в этой части? (лесник спас гнездо от детей)

Что сделал лесник с гнездом?

Куда повёл лесник детей?

Почему лесник отвёл детей на другой конец вырубки? (чтобы они не разрушили гнездо)

Почему птиц нельзя тревожить? (чтобы они спокойно выводили своих птенцов)

Как мы можем озаглавить данную часть? (спасение гнезда)

6 этап: Этап обобщения

О чём же идёт речь в рассказе Скребицкого ? (Ребята пошли помогать леснику, лесник спас птиц от вмешательства)
Почему рассказ называется "Пусть птица выводит птенцов"?
В чём хотел убедить нас Скребицкий в своём рассказе (не мешать жителям природы)

7 этап: Уточнение речевой задачи

Писать изложение вы будете не по всему расскажу.

Тема нашего изложения - неожиданная находка.

8 этап: Определение границ темы выборочного изложения

Отбор материала, который относится к этой теме и исключение материала, не относящегося к этой теме.

Ребята, как вы думаете, о чём же мы должны писать в изложении по теме "неожиданная находка" - о том, как ребята нашли гнездо.
Ребята, подумайте и посмотрите, в какой же части текста находится материал по этой теме. (В 3 части)
Прочитайте предложения, которые относятся к нашей теме.
О чём, ребята, не следует писать?
Как вы думаете, какие же предложения нам следует исключить? (2, 3, 4, 5, 6, 7, 13, 14) Почему они не относятся к теме? (Описание леса и т.д.)

9 этап: Работа над последовательностью изложения

Отбор средств, которые бы соединили предложения между собой.

Как вы думаете, с чего мы должны начинать наше изложение?
Можно ли начать сразу с предложения "мальчики добрались до вырубки"?
Ребята, а почему нельзя вот так начинать сразу? (Читателю будет непонятно, как дети оказались на вырубке)
Лучше начать с предложения "ребята отправились ..."(1 предложение)

10 этап: Составление устного выборочного изложения

Теперь ребята, давайте попробуем устно составить наше изложение.

«Неожиданная находка»

Весной ребята отправились в лес помогать леснику убирать хворост. На краю вырубки лежала большая куча хвороста. Вдруг то-то зашумело, захлопало. Это из хвороста вылетела большая пёстрая птица. Внизу ребята увидели гнездо с крупными светлыми яйцами.


11 этап: Написание детьми выборочного изложения

Приступаем к написанию выборочного изложения.

После написания

Ребята, внимательно перечитайте своё изложение. Выделите слоги, поставьте ударение, подчеркните орфограммы.

~  ~


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока: « Выборочное изложение « Первое знакомство»

                       Конспект урока русского языка  в 4 классе.Изложение...

Разработка урока русского языка по теме: выборочное изложение.

В разработке показана методика, позволяющая учить выборочному изложению учащихся 3 класса....

Выборочное изложение (4 класс)

Конспект урока выборочного изложения в 4 классе по рассказу Ю. Нагибина "Зимний дуб"...

Анализ текста. Выборочное изложение.

Анализ текста.Автор: Д. Мамин-СибирякНазвание: « Оленёнок»...

Выборочное изложение по тексту Д. Мамин-Сибиряк «Емеля-охотник»

Оленёнок      Старик оглянулся и присел. В десяти саженях от него, под кустом жимолости стоял тот самый желтенький теленок, за которым он бродил целых три дня....

Изложение " Пусть птица выводит птенцов"

В материале представлен текст для обучения учащихся 3 классов письменному пересказу текста. Текст знакомит учащихся с жизнью растений и животных, с бережным отношением к природе. К тексту прилаг...

Выборочное изложение по Сребицкому "Пусть птицы выводят птенцов" (презентация)

Выборочное изложение по Сребицкому "Пусть птицы выводят птенцов"  Цели: - Образовательные целисоздать и закрепить представление о выборочном изложениинаучиться писать выборочн...