Экологический проект "Сберечь планету может каждый!"
проект (1, 2 класс)
Проблема утилизации отходов, несомненно, является одной из важных в современном обществе. Улучшить экологическую обстановку и извлечь выгоду в качестве дешёвого вторсырья поможет раздельный сбор мусора. Переработка части мусора в товарную продукцию, использование неразлагаемых отходов- привлекательный способ обращения с ТБО. Но важно не только организовать места для сбора мусора, необходимо вовлечь в этот процесс население.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razdelnyy_sbor_musora.docx | 609.87 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №19
Г. КРАСНОГОРСКА
Экологический проект
«Сберечь планету под силу каждому!»
Автор:
Мацулевич Е.Н.,
учитель начальных классов
г. Красногорск, 2019
Тема проекта: познавательный, исследовательский
Тип проекта: долгосрочный
Статус проекта: в стадии реализации (начало- 15.05.2019)
Участники проекта: учащиеся , педагоги
Актуальность.
Проблема утилизации отходов, несомненно, является одной из важных в современном обществе.
Согласно отчету Международной финансовой корпорацией (IFC, Группа Всемирного банка), в России ежегодно образуется 55–60 млн. т твердых коммунальных отходов (ТКО). Уровень переработки в России составляет лишь 5–7%, а в странах Европейского союза перерабатывается до 60% ТКО.
В то время, как страны Европы и Америки давно практикуют разделение мусора, извлекая выгоду из вторсырья, в России более 90% мусора направляется на полигоны и несанкционированные свалки, и количество накопленных отходов растет. В настоящее время более 14 700 санкционированных мест размещения отходов занимают и отравляют территорию около 4 млн га (что сопоставимо с территорией Швейцарии и Нидерландов).
Полигоны выводят земельные ресурсы из хозяйственного оборота, загрязняют, почву, подземные воды, негативно влияют на животный мир, ухудшают качество жизни населения, при этом большая часть мусора не разлагается. Сжигание мусора также представляет собой опасность. Выделяемые токсичные вещества, канцерогены, мутагены, попадая в воздух, вызывают тяжелые заболевания.
Наряду с вопросом утилизации отходов стоит вопрос о нехватке природных ресурсов. Использование вторичного сырья способно значительно снизить нагрузку на окружающую среду. Улучшить экологическую обстановку в России и извлечь выгоду в качестве вторсырья может раздельный сбор мусора. Переработка части ТБО в товарную продукцию, использование неразлагаемых отходов- привлекательный способ обращения с ТБО. Но важно не только организовать места для сбора мусора, необходимо вовлечь в этот процесс население.
Новизна проекта
В Красногорске один раз в месяц проводится акция в формате «единого дня», когда на одной из семи площадок, жители могут сдать макулатуру, стекло, металл, пластик, одежду-ветошь и др. вторсырьё. Новизна данного проекта состоит в том, чтобы информировать население города, в частности микрорайона Павшинская Пойма, о значимости каждого человека в раздельном сборе мусора и привлечении людей к ответственности не в отдельные дни, а в ежедневном участии в этом полезном деле.
Цели:
- информирование учащихся о проблемах, создаваемых бытовыми отходами и о преимуществах раздельного мусора.
-привлечение внимания населения Павшинской Поймы к проблеме раздельного сбора мусора, повышение степени сознательности
- формирование основных принципов правильного сбора мусора
Задачи:
- Создание экологического отряда на базе МБОУ СОШ №19 г. Красногорска
- Анкетирование учащихся и взрослого населения микрорайона Павшинской Поймы
- Изучение способов пропаганды раздельного сбора мусора.
- Проведение акций
Ожидаемые результаты:
- увеличение уровня грамотности детей
-формирование экологического отряда, пропагандирующего ответственное отношение к природе
-формирование у населения Павшинской Поймы сознательного отношения к окружающей среде
-расширение у жителей знаний о правильном сборе мусора
Этапы реализации проекта
1 этап- подготовительный
- Определение темы проекта
- Постановка целей, задач
- Изучение литературы и материалов по данной теме
- Выбор форм работы с детьми
- Выбор мероприятий
- Определение ожидаемых результатов
2 этап- основной
Проведенные мероприятия:
- Классный час на тему: "Для чего нужно сортировать мусор?" (Рис.1)
- Формирование экологического отряда "Родничок" на базе МБОУ СОШ №19 г. Красногорска исключительно в добровольном порядке (10 чел.)
- Оформление плаката "Сохраните Землю- наш родной дом" (Рис.8-9 )
- Создание выставки детских рисунков на тему "Раздельный сбор мусора" (Рис.2,7 )
- Работа над поделками "Вторая жизнь ненужных вещей" (Рис.10-11 )
- Составление лозунгов "Сберегите планету!", "Подарите вещам вторую жизнь!", "Думайте о будущем!", "Не делайте природе больно!", "Разделяйте мусор!"
- Составление анкет для опроса населения
- Анкетирование населения Павшинской Поймы (Рис. 12-15)
- Оформление листовок по раздельному сбору мусора для агитации населения (Рис. 16-23)
- Экологическая акция "Сберечь планету под силу каждому!" (Рис. 16-17)
Планируемые мероприятия:
- Увеличение количества членов отряда «Родничок»
- Сбор макулатуры.
- Продолжение акции "Сберечь планету под силу каждому!
- Создание информационно- медийного сопровождения (ролика) для информирования школьников о правильном разделении мусора и их вовлечения в процесс
- Создание плакатов на тему раздельного мусора
- Акция «Использованные батарейки»
- Создание инструкции «Как правильно разделять мусор»
3 этап- заключительный
Анализ результатов проектной деятельности.
Наш проект
Отряд «Родничок» сформирован из 10 человек исключительно на добровольной основе учащихся. (Рис.4-6) На заседаниях отряда (Рис.3) обсуждаются следующие темы:
- проблема загрязнения окружающего мира
- опасность отходов
- обращение с отходами
- утилизация и переработка
Мы разбирались в вопросах:
- Какой мусор бывает?
- Зачем нужно его сортировать?
- Какую выгоду приобретет общество и экология от раздельного сбора мусора?
Основная идея отряда- дать старым вещам новую жизнь.
На мастер-классах делали поделки из бросового материала (Рис. 10-11)
Оформили выставку детских рисунков в защиту природы. (Рис.7 )
Раздельный сбор мусора- система, при которой отходы разделяются по видам дальнейшего использования. Так, переработанный пластик может стать материалом для одежды, хозяйственных товаров, игрушек и многих других вещей, которые мы используем изо дня в день. Из макулатуры можно сделать новую бумажную продукцию, из стекла- стекловату. Органические отходы- прекрасное удобрение. А алюминиевые банки и вовсе можно перерабатывать несколько раз.
Главной целью раздельного сбора мусора является разделение на три основные категории:
- Сухое вторичное сырье (35-45%)
- Влажные биоразлагаемые отходы для компостирования (25-35%)
- Прочие неперерабатываемые отходы
Дети и ранее отчасти были знакомы с раздельным сбором мусора. В здании школы и на ее территории установлены специальные баки для разделения отходов. (Рис. 25-27) Им напомнили, как правильно сортировать отходы, рассказали, как их сортируют в других странах.
На заседании отряда было решено провести анкетирование школьников и взрослого населения микрорайона.
Результаты анкетирования приведены в таблице.
Анкетирование детей 1-4 классов
Вопрос | Результат | Вывод |
Пользуетесь ли Вы контейнерами для раздельного сбора мусора? | 42%- да 58%- нет | Невысокий процент участников раздельного сбора мусора. |
Понимаете ли Вы для чего нужно разделять мусор? | 38%-да 62%- не совсем | Недостаточная информированность младших школьников в необходимости разделять мусор. |
Соблюдаете ли Вы чистоту на улице? | 88%-да 12%-нет | Большинство задумывается о чистоте в общественных местах. |
Готовы ли Вы сортировать отходы при необходимости? | 71%-да 29%-нет | Высокая степень сознательности в случае необходимости. |
Анкетирование взрослого населения Павшинской Поймы
Вопрос | Результат | Вывод |
Часто ли Вы покупаете продукты в пластиковой упаковке? | 62%- часто 48%-редко | Есть необходимость говорить о разделении мусора и опасности пластика |
Пользуетесь ли Вы контейнерами для раздельного сбора мусора? | 52%-да 48%- нет | Низкий уровень сознательности граждан |
Готовы ли Вы приносить утильсырье в пункты приема | 34%- да 66%- нет | Невысокая мотивированность. |
Вы собираете макулатуру? | 3%-да 97%- нет | Очень низкая мотивированность |
Знаете ли Вы как правильно разделять мусор? | 64%-да 36%- нет | Плохая информированность |
На собрании отряда по результатам анкетирования был сделан общий вывод.
Горожанами не осознается масштаб проблемы загрязнения окружающей среды и повторной переработки материалов. Дети младшей школы мало информированы, взрослые не замотивированы. Многие люди и вовсе не знают, как правильно сортировать отходы. Разумеется, участие в раздельном сборе мусора не возможно на 100% из-за несознательности граждан. Но мы понимаем, что успех программы раздельного сбора, безусловно, определяется информационно-разъяснительной работой. Поэтому отряд взял на себя ответственность разобраться в формах, методах и средствах пропаганды и сделать свой вклад в развитие данного направления.
По своей сути, «пропаганда»- это целенаправленное, дифференцированное доведение идей и знаний различного уровня и в различной форме среди широких масс.
Форма пропаганды, т.е. процесс доведения информации:
- конференции, презентации, семенары
- телевизионные
- тематические встречи
- спортивные массовые игры, соревнования
- театрализованные представления
- фотопропаганда, рекламные ролики
- научно-техническая пропаганда (специальные издания литературы, журналов)
- экскурсии
- общественные движения, клубы по интересам
Методы пропаганды (способы, приемы), с помощью которых доводится знание до масс
- метод устного воздействия (традиционный). реализуется в беседах, консультациях
- метод печатного сообщения (открытки, листовки)
- метод наглядного воздействия (плакаты, стенды)
Средства пропаганды – комплекс технической аппаратуры, ТВ, печать, кино, радио…
Отрядом был спланирован ряд мероприятий, направленных на пропаганду раздельного сбора в Павшинской Пойме.
№ | Название мероприятия | Результат проведения |
1 | Оформление листовок на тему «Раздельный сбор мусора» | Оформлено 100 листовок. (Рис.18-23) |
2 | Акция «Сохранить планету может каждый» | Роздано 90 листовок, 10листовок расклеено в подъездах (Рис.16-17) |
3 | Размещение листовок в социальной сети «Вконтакте» в сообществе «Павшинская Пойма Online» | Более 5000 просмотров, 2 репоста (Рис.24) |
4 | Создание информационно- медийного сопровождения (ролика) для информирования школьников о правильном разделении мусора и их вовлечения в процесс | В процессе реализации |
5 | Сбор макулатуры | В процессе реализации |
6 | Создание плакатов на тему раздельного мусора | В процессе реализации |
7 | Акция «Использованные батарейки» | В процессе реализации |
8 | Создание инструкции «Как правильно разделять мусор» | В процессе реализации |
Заключение
Президентом был озвучен вопрос о создании инфраструктуры для раздельного сбора мусора и России предстоит большая работа в этом направлении. Наблюдая за стартовавшей программой раздельного мусора, видно, что, несмотря на огромные старания некоторых отдельно взятых людей, вся наша страна и наш город пока что плохо справляются с сортировкой мусора. В первую очередь это происходит из-за того, что люди не осознают масштабов проблемы. Необходимо формировать культуру раздельного сбора мусора среди населения.
Сегодня редко кто задумывается, что произойдёт с бутылкой из-под воды или пластиковым пакетом, который оказался на свалке. Но завтра эту глобальную экологическую проблему будут решать уже наши дети. Нужно их научить уже сегодня уважать природу, окружающий мир. И показать это нужно на своем примере. Если не перейти на раздельный сбор, через 10 лет площадь свалок будет равен двум Азовским морям. Наша главная задача- не допустить этого!
Выводы:
- Раздельный сбор мусора – это наиболее привлекательный способ обращения с отходами.
- Успех программы по разделению мусора зависит от добросовестности и сознательности участников процесса.
- Каждый может внести свой вклад в сохранение экологии и сортировать мусор.
- Необходимо прививать культуру сортировки мусора в каждой семье.
Экологический отряд только начал свою работу. Мы будем продолжать пропагандировать раздельный сбор мусора через создание социальных роликов, инструкций по сортировке бытовых отходов.
Приложение
Рис.1 Рис.2 Рис.3 Рис.4
Рис.5 Рис.6
Рис.7 Рис.8
Рис.9
Рис.10 Рис.11
Рис.12 Рис.13 Рис.14 Рис.15 Рис.16 Рис.17 Рис.18 Рис.19Рис.20 Рис.21 Рис.22 Рис.23 Рис.24 Рис.25 Рис.26 Рис.27Рис.28
Литература и интернет-ресурсы
1. Отходы в россии: мусор или ценный ресурс? Сценарии развития сектора обращения с твердыми коммунальными отходами
http://gov.cap.ru/UserFiles/orgs/GrvId_63/ifc_waste_in_russia_report.pdf
2. Вишневский Д. Что происходит с мусором? М.: АСТ, 2016. — 48 с. — (Почемучкины книжки).
3. Вениаминов С.С., Червонов А.М. Космический мусор - угроза человечеству. Москва, Изд-во Инст. космич. исследований РАН, 2012, 192 стр. - ISSN 2075-6836
4. Романов В.И. Новый мусор как угроза захламления и отравления планеты. М.: Издание МСЭС, 2017. — 210 с. — ISBN 978-5-7255-0817-4.
5. http://inkrasnogorsk.ru/novosti/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сочинять физкультминутки может каждый.
В статье рассказывается о проекте "Сочинять физкультминутки может каждый"....
Конспект занятия кружка "Юный эколог".Экологический марафон"Планета Земля - наш общий дом", посвященный общероссийским дням защиты от экологической опасности.
Занятие проводится с целью привлечения внимания обучающихся к проблемам охраны окружающей природы.В ходе занятия обучающиеся реализуют социально-значимый проект.Детям предлагается совершить путе...
"По экологическим тропинкам планеты"
Формирование экологических знаний, активной, гуманной позиции по отношению к природе, повышение экологической культуры учащихся1. Развитие наблюдательности, внимания, мышления,...
внеклассное экологическое мероприятие "Планета в опасности"
Человек ,живя на земле, создавая и созидая предметы жизнидеятельности, пользуясь её ресурсами, создал большую угрозу для планеты . Вырубка лесов, осушение болот, изменение русла рек, охота на животных...
Развитие творческих способностей и духовно-нравственное воспитание школьников средствами курса внеурочной деятельности «Маленький художник», или рисовать может каждый
В данной статье представлен опыт организации духовно-нравственного воспитания, творческого развития младших школьников, удовлетворения их образовательных потребностей и интересов на занятиях курса вне...
Артикуляционная гимнастика. Выполнять может каждый!
В данной публикации представлены артикуляционные упражнения, которые выполнять может каждый!...
Экологическая игра "Планета наш дом"
Экологическая квест игра для учащихся начальной школы(3-4 классы)...