Экологическое воспитание
материал

Курошева Лариса Васильевна

Экологическре воспитание 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologich_kultura.doc389 КБ
Microsoft Office document icon sogobu-_shkala-internat.doc401 КБ
Файл otchyot_po_ekologii_2018_god.docx721.19 КБ

Предварительный просмотр:

СОГБОУ «Вяземская школа - интернет для детей с ограниченными возможностями здоровья»

     

Программа

«Экологическая культура в эстетическом воспитании»

Авторы программы: Калашникова Н.Л.

                           Курошева Л.В.

Ручкина Т.А.

Голышевская Л.В

  Пустынникова Н.Н

Румянцева М.В

                                       2018-2022г

«Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облаков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой пространства. С тех пор мысль и красота идут рядом, вознося и возвеличивая человека. Но это облагораживание требует больших воспитательных возможностей».

                                                                                  В.А.Сухомлинский

   Пояснительная записка

       

     Программа по освоению детьми образовательной области «Экологическая культура в эстетическом воспитании», рассчитана  на  5  лет и предусматривает проведение музыкальных занятий 1 раз в неделю,  уроков «Чтения», (связанных с тематикой художественно-эстетического воспитания), согласно КТП и воспитательных мероприятий.

Данная программа «Экологическая культура в эстетическом воспитании» представляет внутренний нормативный документ и является основным для оценки качества образовательного процесса в СОГБОУ «Вяземская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Программа разработана в соответствии с:

 - Законом РФ «Об образовании»;

- Стандартом,  разработанного на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка;

- Национальной доктриной образования в РФ;

- Концепцией модернизации российского образования.

Актуальность программы: Сегодня остро стоит проблема сохранения окружающей среды.  В наши дни тысячи людей тянутся к природе, но не все способны сохранить ее красоту. Мы хотим сделать деревню, в которой  находится наша школа, чистой и красивой.

Экологическое воспитание помимо воспитания гуманного отношения к природе (развитие экологической культуры, нравственное воспитание), формирования системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие), предполагает также развитие эстетических чувств (умения видеть и чувствовать красоту природы, восхищаться ею, желания сохранить ее), определяющих и обусловливающих, прежде всего заинтересованное отношение к природе.

Эстетические чувства детей тесно взаимосвязаны с нравственными. Ребенок одобряет прекрасное и доброе, осуждает безобразное и злое, в жизни, искусстве, литературе. При этом, прежде чем научить детей видеть красоту в природе и сопереживать ей, надо развивать их эмоциональную сферу, поскольку чувства особенных детей-школьников недостаточно устойчивы и глубоки, носят избирательный и субъективный характер.

Цель программы - создание  благоприятных  условий  для  полноценного  проживания  ребенком  детства,  формирование  основ  базовой  культуры  личности,  всестороннее  развитие творческих, музыкальных, психических  и  физических  качеств  в  соответствии  с  возрастными  и  индивидуальными  особенностями,  подготовка  к  жизни  в  современном  обществе,  отношение к учебе. Программа «Экологическая культура в эстетическом воспитании» обеспечивает развитие личности детей школьного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей и должна быть направлена на решение следующих задач:

   

  Задачи.

  1. Создать благоприятные условия развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
  2. Обеспечить преемственность целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках школьных образовательных программ «Чтение», «Музыка и пение», а так же мероприятий, проводимых во внеурочное время.
  3. Подготовить  детей  к  восприятию  музыкальных  и литературных образов  и  представлений.
  4. Заложить  основы  гармонического  развития  (развитие  слуха,  голоса,  внимания,  движения,  чувства  ритма  и  красоты  мелодии,  развитие  индивидуальных  способностей.)
  5. Приобщать  детей  к  русской  народно-традиционной  и  мировой  музыкальной и художественной культуре.
  6. Развивать  коммуникативные  способности обучающихся.
  7. Научить  детей  творчески  использовать литературные и  музыкальные  впечатления  в  повседневной  жизни.
  8. Познакомить  детей  с  разнообразием  музыкальных  форм  и  жанров  в  привлекательной  и  доступной  форме.
  9. Познакомить  детей  с  разнообразием  литературных  форм  и  жанров  в  привлекательной  и  доступной  форме.
  10. Обогатить  детей  музыкальными  знаниями  и  представлениями  в  музыкальной  игре.
  11. Развивать  детское  творчество  во  всех  видах  музыкальной деятельности.
  12. Расширять кругозор обучающихся в произведениях русских, советских, российских и зарубежных авторов.
  13. Развивать устную и письменную речь обучающихся (пересказ, составление связного текста, изложение, отзыв на прочитанное произведение).
  14. Развитие творческого потенциала обучающихся.
  15. Развитие образного, ассоциативного мышления.
  16. Развитие самостоятельности и творческой активности.

Образовательная область  Программы «Экологическая культура в эстетическом воспитании».

В результате изучения  предметов «Чтение», «Музыка и пение», а так же  во внеурочной деятельности,  у обучающихся будут сформированы основы художественной культуры.  А так же будут сформированы представления о специфике художественных произведений, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства и литературы.

Сущность экологической культуры – органическое единство экологически развитого сознания и поведения. Экологическое воспитание осуществляется в результате целенаправленного обучения. Учащиеся в процессе изучения различных предметов обогащаются экологическими знаниями. Нравственное и эстетическое воспитание сосредоточивает внимание детей на бережном отношении к природе, любви к ней, умении наслаждаться ее красотой.

Общественно-полезный труд приучает школьников к природоохранительной работе.

Эта взаимосвязь и обусловленность разнообразных видов деятельности определяют систему экологического воспитания, которое реализуется на уроках, во внеурочной деятельности, в процессе общественно-полезного труда природоохранительного характера. С природоохранительной деятельностью детей неразрывно связана краеведческая работа. Она приучает школьников соблюдать правила поведения в местах отдыха, в лесах и на реках, вести наблюдения за состоянием природы...

Школьникам важно осознать, что деятельность человеку в природе должна быть направлена одновременно и на ее использование и на сохранение.


Реализация эстетического, экологического  и художественного образования в различных видах деятельности предусматривает:

1.Развитие интереса к различным видам искусства (вокальному, инструментальному, сценическому и художественному чтению стихов и прозы);

2.Формирование основ художественного мышления, художественного мировидения, художественной ментальности, эмоционально – чувственного отношения к предметам и явлениям действительности;

3. Развитие потребности в художественном творчестве (изобразительном, художественно – речевом, музыкально-пластическом);

4.Приобщение детей к лучшим образцам отечественного и мирового искусства, воспитание у детей уважения, эмоционально-ценностное отношение к искусству как общественно признанному делу;

5.Содействие возникновению у ребенка уверенности. Продукт его творческой деятельности (танец, стихотворение, сочинение, песня и т.п.), интересен другим (родителям, родным и близким, сотрудникам образовательного учреждения и т.п.).

Вся эта работа проводится не только педагогами во время уроков, но так, же  и воспитателями во внеурочное время. Учебные и воспитательные мероприятия перекликаются по своему содержанию. Педагоги и воспитатели работают в тесной взаимосвязи, преследуя единый конечный результат.


 В основу реализации программы «Экологическая культура в эстетическом воспитании» положены следующие принципы:

  1. Принцип свободного выбора обучающимися доминирующего, любимого вида деятельности, при обязательном влиянии педагога и с учетом реальной возможности дальнейшей вариативности такого выбора;
  2. Принцип развития художественно – творческих способностей детей в постижении истины эмоционального мира при скоординированном влиянии педагога (вербальная, эмоциональная и духовная ориентация);
  3. Принцип ценностных ориентаций, их практическое, повседневное воздействие;
  4. Принцип ретрансляционный, предполагает ретрансляцию эмоционального опыта от человека к человеку;
  5. Принцип сезонности – построение и корректировка познавательного материала содержания программы с учетом природных и климатических особенностей данной местности;
  6. Принцип интеграции различных видов искусства и художественной деятельности, а так же трудовых навыков.
  7. Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным, доступным для детей, этот принцип формирует у обучающихся желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.

 Особенности художественно-эстетического развития обучающихся  в рамках комплексной общеобразовательной программы «Экологическая культура в эстетическом воспитании».

Первая особенность: природа родного края выступает как средство экологического и духовно-нравственного воспитания и развития личности ребенка. Каждая природная форма обладает своим собственным неповторимым обликом, возникает не сама по себе, а как отклик на многообразие мира.

«Голоса природы» передают глубокую скорбь, печаль, беззаботное веселье, юмор. Природа способствует созданию различных состояний и образов, как в литературе, так и в музыке.

Вторая особенность: акцент сделан на отечественную, зарубежную и региональную художественную культуру на своеобразие народного художественного творчества. (В программе используются литературные и музыкальные произведения российских, русских, зарубежных и смоленских авторов).

Третья особенность:  Народная культура - это поэтический и философский мир. В ней – душа народа. Эстетически полноценное включение народной культуры в процесс эстетического воспитания и развития, обучающихся на уроках «Чтения», «Музыка и пение» представляет собой актуальную проблему данной программы «Экологическая культура в эстетическом воспитании»

Содержание программы «Экологическая культура в эстетическом воспитании» построено как системное овладение обучающимися ценностями природы, искусства, региональной художественной культуры и развитие художественно – творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности, а так же в трудовом воспитании.

Работа по освоению экологической культуры, при изучении ценностей художественного наследия, протекает в тёплой, доверительной обстановке. Главное при этом не объем учебного материала, а «погружение» в образ, постижение его духовной сути.




Предварительный просмотр:


СОГБОУ «Вяземская школа - интернет для детей с ограниченными возможностями здоровья»

     

Программа

«Экологическая культура в эстетическом воспитании»

                                                                                               Авторы программы: Калашникова Н.Л.

                                                                                                                                                             Курошева Л.В.

                                                                                                                                                             Ручкина Т.А.

                                                                                                                                                             Голышевская Л.В.

                                                                                                                                                             Пустынникова Н.Н.

                                                                                                                                                             Румянцева М.В.

                                                     

                                                                                                2018-2022г.г.

                                                                                                   

«Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облаков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой пространства. С тех пор мысль и красота идут рядом, вознося и возвеличивая человека. Но это облагораживание требует больших воспитательных возможностей».

                                                                                  В.А.Сухомлинский

   Пояснительная записка

       

     Программа по освоению детьми образовательной области «Экологическая культура в эстетическом воспитании», рассчитана  на  5  лет и предусматривает проведение музыкальных занятий 1 раз в неделю,  уроков «Чтения», (связанных с тематикой художественно-эстетического воспитания), согласно КТП и воспитательных мероприятий.

Данная программа «Экологическая культура в эстетическом воспитании» представляет внутренний нормативный документ и является основным для оценки качества образовательного процесса в СОГБОУ «Вяземская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Программа разработана в соответствии с:

 - Законом РФ «Об образовании»;

- Стандартом,  разработанного на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка;

- Национальной доктриной образования в РФ;

- Концепцией модернизации российского образования.

Актуальность программы: Сегодня остро стоит проблема сохранения окружающей среды.  В наши дни тысячи людей тянутся к природе, но не все способны сохранить ее красоту. Мы хотим сделать деревню, в которой  находится наша школа, чистой и красивой.

Экологическое воспитание помимо воспитания гуманного отношения к природе (развитие экологической культуры, нравственное воспитание), формирования системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие), предполагает также развитие эстетических чувств (умения видеть и чувствовать красоту природы, восхищаться ею, желания сохранить ее), определяющих и обусловливающих, прежде всего заинтересованное отношение к природе.

Эстетические чувства детей тесно взаимосвязаны с нравственными. Ребенок одобряет прекрасное и доброе, осуждает безобразное и злое, в жизни, искусстве, литературе. При этом, прежде чем научить детей видеть красоту в природе и сопереживать ей, надо развивать их эмоциональную сферу, поскольку чувства особенных детей-школьников недостаточно устойчивы и глубоки, носят избирательный и субъективный характер.

Цель программы - создание  благоприятных  условий  для  полноценного  проживания  ребенком  детства,  формирование  основ  базовой  культуры  личности,  всестороннее  развитие творческих, музыкальных, психических  и  физических  качеств  в  соответствии  с  возрастными  и  индивидуальными  особенностями,  подготовка  к  жизни  в  современном  обществе,  отношение к учебе. Программа «Экологическая культура в эстетическом воспитании» обеспечивает развитие личности детей школьного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей и должна быть направлена на решение следующих задач:

   

  Задачи.

  1. Создать благоприятные условия развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
  2. Обеспечить преемственность целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках школьных образовательных программ «Чтение», «Музыка и пение», а так же мероприятий, проводимых во внеурочное время.
  3. Подготовить  детей  к  восприятию  музыкальных  и литературных образов  и  представлений.
  4. Заложить  основы  гармонического  развития  (развитие  слуха,  голоса,  внимания,  движения,  чувства  ритма  и  красоты  мелодии,  развитие  индивидуальных  способностей.)
  5. Приобщать  детей  к  русской  народно-традиционной  и  мировой  музыкальной и художественной культуре.
  6. Развивать  коммуникативные  способности обучающихся.
  7. Научить  детей  творчески  использовать литературные и  музыкальные  впечатления  в  повседневной  жизни.
  8. Познакомить  детей  с  разнообразием  музыкальных  форм  и  жанров  в  привлекательной  и  доступной  форме.
  9. Познакомить  детей  с  разнообразием  литературных  форм  и  жанров  в  привлекательной  и  доступной  форме.
  10. Обогатить  детей  музыкальными  знаниями  и  представлениями  в  музыкальной  игре.
  11. Развивать  детское  творчество  во  всех  видах  музыкальной деятельности.
  12. Расширять кругозор обучающихся в произведениях русских, советских, российских и зарубежных авторов.
  13. Развивать устную и письменную речь обучающихся (пересказ, составление связного текста, изложение, отзыв на прочитанное произведение).
  14. Развитие творческого потенциала обучающихся.
  15. Развитие образного, ассоциативного мышления.
  16. Развитие самостоятельности и творческой активности.

Образовательная область  Программы «Экологическая культура в эстетическом воспитании».

В результате изучения  предметов «Чтение», «Музыка и пение», а так же  во внеурочной деятельности,  у обучающихся будут сформированы основы художественной культуры.  А так же будут сформированы представления о специфике художественных произведений, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства и литературы.

Сущность экологической культуры – органическое единство экологически развитого сознания и поведения. Экологическое воспитание осуществляется в результате целенаправленного обучения. Учащиеся в процессе изучения различных предметов обогащаются экологическими знаниями. Нравственное и эстетическое воспитание сосредоточивает внимание детей на бережном отношении к природе, любви к ней, умении наслаждаться ее красотой.

Общественно-полезный труд приучает школьников к природоохранительной работе.

Эта взаимосвязь и обусловленность разнообразных видов деятельности определяют систему экологического воспитания, которое реализуется на уроках, во внеурочной деятельности, в процессе общественно-полезного труда природоохранительного характера. С природоохранительной деятельностью детей неразрывно связана краеведческая работа. Она приучает школьников соблюдать правила поведения в местах отдыха, в лесах и на реках, вести наблюдения за состоянием природы...

Школьникам важно осознать, что деятельность человеку в природе должна быть направлена одновременно и на ее использование и на сохранение.


Реализация эстетического, экологического  и художественного образования в различных видах деятельности предусматривает:

1.Развитие интереса к различным видам искусства (вокальному, инструментальному, сценическому и художественному чтению стихов и прозы);

2.Формирование основ художественного мышления, художественного мировидения, художественной ментальности, эмоционально – чувственного отношения к предметам и явлениям действительности;

3. Развитие потребности в художественном творчестве (изобразительном, художественно – речевом, музыкально-пластическом);

4.Приобщение детей к лучшим образцам отечественного и мирового искусства, воспитание у детей уважения, эмоционально-ценностное отношение к искусству как общественно признанному делу;

5.Содействие возникновению у ребенка уверенности. Продукт его творческой деятельности (танец, стихотворение, сочинение, песня и т.п.), интересен другим (родителям, родным и близким, сотрудникам образовательного учреждения и т.п.).

Вся эта работа проводится не только педагогами во время уроков, но так, же  и воспитателями во внеурочное время. Учебные и воспитательные мероприятия перекликаются по своему содержанию. Педагоги и воспитатели работают в тесной взаимосвязи, преследуя единый конечный результат.


 В основу реализации программы «Экологическая культура в эстетическом воспитании» положены следующие принципы:

  1. Принцип свободного выбора обучающимися доминирующего, любимого вида деятельности, при обязательном влиянии педагога и с учетом реальной возможности дальнейшей вариативности такого выбора;
  2. Принцип развития художественно – творческих способностей детей в постижении истины эмоционального мира при скоординированном влиянии педагога (вербальная, эмоциональная и духовная ориентация);
  3. Принцип ценностных ориентаций, их практическое, повседневное воздействие;
  4. Принцип ретрансляционный, предполагает ретрансляцию эмоционального опыта от человека к человеку;
  5. Принцип сезонности – построение и корректировка познавательного материала содержания программы с учетом природных и климатических особенностей данной местности;
  6. Принцип интеграции различных видов искусства и художественной деятельности, а так же трудовых навыков.
  7. Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным, доступным для детей, этот принцип формирует у обучающихся желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.

 Особенности художественно-эстетического развития обучающихся  в рамках комплексной общеобразовательной программы «Экологическая культура в эстетическом воспитании».

Первая особенность: природа родного края выступает как средство экологического и духовно-нравственного воспитания и развития личности ребенка. Каждая природная форма обладает своим собственным неповторимым обликом, возникает не сама по себе, а как отклик на многообразие мира.

«Голоса природы» передают глубокую скорбь, печаль, беззаботное веселье, юмор. Природа способствует созданию различных состояний и образов, как в литературе, так и в музыке.

Вторая особенность: акцент сделан на отечественную, зарубежную и региональную художественную культуру на своеобразие народного художественного творчества. (В программе используются литературные и музыкальные произведения российских, русских, зарубежных и смоленских авторов).

Третья особенность:  Народная культура - это поэтический и философский мир. В ней – душа народа. Эстетически полноценное включение народной культуры в процесс эстетического воспитания и развития, обучающихся на уроках «Чтения», «Музыка и пение» представляет собой актуальную проблему данной программы «Экологическая культура в эстетическом воспитании»

Содержание программы «Экологическая культура в эстетическом воспитании» построено как системное овладение обучающимися ценностями природы, искусства, региональной художественной культуры и развитие художественно – творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности, а так же в трудовом воспитании.

Работа по освоению экологической культуры, при изучении ценностей художественного наследия, протекает в тёплой, доверительной обстановке. Главное при этом не объем учебного материала, а «погружение» в образ, постижение его духовной сути.

Тема,

сроки

Непосредственно-образовательная

 деятельность на уроках  «Музыка и пение»

Непосредственно-образовательная

 деятельность на уроках «Чтения»

Непосредственно-образовательная

 деятельность во внеурочное время.

Формы итоговых

мероприятий

Январь

«Зима»

Познакомить детей с зимними играми, забавами, песнями, хореографическими зарисовками, классической и современной музыкой, посвященной зиме, Рождеству, Крещению.

Разучивание произведений русских и советских поэтов о природе, о зиме.  Подготовка к сочинению «Как я провел зимние каникулы», «Чем я могу помочь птицам зимой».

Подготовка рисунков к выставке «Зимушка - зима».

«У зимы на Святки - свои порядки»

Выставка рисунков о зиме и зимних каникулах. Выступление в муз .школе п.Семлево «Рождество - в гости к нам пришло».

Лучшие сочинения.

Соревнования.

Февраль

«День защитника Отечества»

Подбор литературного, музыкального, игрового материала. Разучивание песен для военно-спортивного праздника. Разучивание песен к Масленице.

Открытый интегрированный урок (чтение-музыка) «Зима недаром злится»

Разучивание стихов об армии, о героях былых времен. Презентация «История Российских орденов».

Открытый интегрированный урок (чтение-музыка) «Зима недаром злится»

Подготовка к конкурсу плакатов и рисунков «Служу Отечеству!»,

Разучивание колядок к празднику Масленицы.

Подготовка к смотру песни и строя.

Музыкально-спортивный праздник «Надежные наши защитники».

Линейка День защитника Отечества.

Обрядовый праздник «Прощай, Масленица».

Март

«8 Марта»

Разучивание литературного музыкального, песенного, танцевального, игрового материала.

Разучивание стихов и прозы о женщине - матери. Составление связного рассказа «Моя мама лучше всех»

Подготовка к линейке: привлечение обучающихся к изготовлению открыток- сувениров, разучивание стихов.

Линейка «Мама – солнышко мое»

Апрель

«Весна»

 Познакомить детей с  играми, песнями, хореографическими зарисовками, литературными произведениями классической и современной музыкой по данной тематике. Подготовка к фестивалю.

Разучивание стихов о природе. Подготовка к сочинениям: «Знаете, каким он парнем был?»

Реммастерская «Живи книга!».

Подготовка к спортивному празднику.

Обновление кормушек для птиц на территории школы.

Фестиваль в г.Смоленске.

«Веселые старты».

Викторина «День птиц».

Выставка «Книжкины именины».

Экскурсия в детскую библиотеку г. Вязьма.

Май

«День Победы»

Разучивание музыкального, литературного фото- и видео- материала  для освещения данной темы.

Подготовка к последнему звонку. Разучивание песен, танцев к

«Дню Пионерии».

Знакомство с музыкально-литературным материалом, созвучным с темой.

Привлечение обучающихся для участия в мероприятиях, посвященных Дню Победы. Разучивание стихов, слов песен.

Беседа: «Из одного металла льют медаль за боль, медаль за труд».

Конкурс сочинений «Учительница первая моя».

Подготовка к конкурсу рисунков «Наши деды и отца».

Разучивание стихов к тематическим линейкам.

Линейка «Этот Великий день».

 Общешкольная линейка «Последний звонок».



Предварительный просмотр:

СОГБОУ «Вяземская школа- интернет для детей с ограниченными возможностями здоровья»

ОТЧЁТ

«Экологическая культура в эстетическом воспитании»

Новый рисунок (1)

                                                Авторы программы: Калашникова Н.Л.

                                                                             Курошева Л.В.

                                                                          Ручкина Т.А.

                                                                                 Голышевская Л.В                                                          Пустынникова Н.Н.

                                                                             Румянцева М.В

2018-202г

«Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облаков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой пространства. С тех пор мысль и красота идут рядом, вознося и возвеличивая человека. Но это облагораживание требует больших воспитательных возможностей».

В.А.Сухомлинский

Цель программы - создание  благоприятных  условий  для  полноценного  проживания  ребенком  детства,  формирование  основ  базовой  культуры  личности,  всестороннее  развитие творческих, музыкальных, психических  и  физических  качеств  в  соответствии  с  возрастными  и  индивидуальными  особенностями,  подготовка  к  жизни  в  современном  обществе,  отношение к учебе. Программа «Экологическая культура в эстетическом воспитании» обеспечивает развитие личности детей школьного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей и должна быть направлена на решение следующих задач:

  Задачи.

  1. Создать благоприятные условия развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
  2. Обеспечить преемственность целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках школьных образовательных программ «Чтение», «Музыка и пение», а так же мероприятий, проводимых во внеурочное время.
  3. Подготовить  детей  к  восприятию  музыкальных  и литературных образов  и  представлений.
  4. Заложить  основы  гармонического  развития  (развитие  слуха,  голоса,  внимания,  движения,  чувства  ритма  и  красоты  мелодии,  развитие  индивидуальных  способностей.)
  5. Приобщать  детей  к  русской  народно-традиционной  и  мировой  музыкальной и художественной культуре.
  6. Развивать  коммуникативные  способности обучающихся.
  7. Научить  детей  творчески  использовать литературные и  музыкальные  впечатления  в  повседневной  жизни.
  8. Познакомить  детей  с  разнообразием  музыкальных  форм  и  жанров  в  привлекательной  и  доступной  форме.
  9. Познакомить  детей  с  разнообразием  литературных  форм  и  жанров  в  привлекательной  и  доступной  форме.
  10. Обогатить  детей  музыкальными  знаниями  и  представлениями  в  музыкальной  игре.
  11. Развивать  детское  творчество  во  всех  видах  музыкальной деятельности.
  12. Расширять кругозор обучающихся в произведениях русских, советских, российских и зарубежных авторов.
  13. Развивать устную и письменную речь обучающихся (пересказ, составление связного текста, изложение, отзыв на прочитанное произведение).
  14. Развитие творческого потенциала обучающихся.
  15. Развитие образного, ассоциативного мышления.
  16. Развитие самостоятельности и творческой активности.

Сущность экологической культуры – органическое единство экологически развитого сознания и поведения. Экологическое воспитание осуществляется в результате целенаправленного обучения. Учащиеся в процессе изучения различных предметов обогащаются экологическими знаниями. Нравственное и эстетическое воспитание сосредоточивает внимание детей на бережном отношении к природе, любви к ней, умении наслаждаться ее красотой.

Общественно-полезный труд приучает школьников к природоохранительной работе.

Эта взаимосвязь и обусловленность разнообразных видов деятельности определяют систему экологического воспитания, которое реализуется на уроках, во внеурочной деятельности, в процессе общественно-полезного труда природоохранительного характера. С природоохранительной деятельностью детей неразрывно связана краеведческая работа. Она приучает школьников соблюдать правила поведения в местах отдыха, в лесах и на реках, вести наблюдения за состоянием природы...

Школьникам важно осознать, что деятельность человеку в природе должна быть направлена одновременно и на ее использование и на сохранение.

 В основу реализации программы «Экологическая культура в эстетическом воспитании» положены следующие принципы:

  1. Принцип свободного выбора обучающимися доминирующего, любимого вида деятельности, при обязательном влиянии педагога и с учетом реальной возможности дальнейшей вариативности такого выбора;
  2. Принцип развития художественно – творческих способностей детей в постижении истины эмоционального мира при скоординированном влиянии педагога (вербальная, эмоциональная и духовная ориентация);
  3. Принцип ценностных ориентаций, их практическое, повседневное воздействие;
  4. Принцип ретрансляционный, предполагает ретрансляцию эмоционального опыта от человека к человеку;
  5. Принцип сезонности – построение и корректировка познавательного материала содержания программы с учетом природных и климатических особенностей данной местности;
  6. Принцип интеграции различных видов искусства и художественной деятельности, а так же трудовых навыков.
  7. Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным, доступным для детей, этот принцип формирует у обучающихся желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.

Содержание программы «Экологическая культура в эстетическом воспитании» построено как системное овладение обучающимися ценностями природы, искусства, региональной художественной культуры и развитие художественно – творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности, а так же в трудовом воспитании.

Работа по освоению экологической культуры, при изучении ценностей художественного наследия, протекает в тёплой, доверительной обстановке. Главное при этом не объем учебного материала, а «погружение» в образ, постижение его духовной сути.

ЯНВАРЬ-начало года.E:\фотки к отчету\WP_20180119_08_23_42_Pro.jpg

Вся работа была построена на зимнюю тематику, а именно:

1.«Зима»

Познакомить детей с зимними играми, забавами, песнями, хореографическими зарисовками, классической и современной музыкой, посвященной зиме, Рождеству, Крещению.E:\фотки к отчету\P80130-170402.jpg

E:\фотки к отчету\P80130-134447.jpgE:\Новая папка\P71205-151714.jpg

2.Подготовка рисунков к выставке «Зимушка - зима».

E:\фотки к отчету\P80129-142535.jpg

«У зимы на Святки - свои порядки»

E:\Новая папка\P80123-180538.jpg

E:\фотки к отчету\P80129-131118.jpg

3.Интегрированный урок «Поёт зима-аукает», проведённая педагогами  Калашниковой Н.Л. и Курошевой Л.В.E:\фотки к отчету\WP_20180116_09_37_35_Pro.jpg

4. Выставка рисунков о зиме и зимних каникулах. Выступление в муз .школе п.Семлево «Рождество - в гости к нам пришло».

E:\фотки к отчету\P80130-171038.jpg

5.Акция-Всемирный день «Спасибо»

E:\фотки к отчету\WP_20180116_09_26_49_Pro.jpg

E:\фотки к отчету\WP_20180116_09_21_31_Pro.jpg

E:\фотки к отчету\WP_20180116_15_10_03_Pro.jpg

6.Конкурс «Самый креативный снеговик»

E:\фотки к отчету\P80130-134021.jpgC:\Users\1\Desktop\фотки по КТД 7 семья\ктд 7 семья\IMG_20180130_151446.jpg

7.Акция - «Всемирный день без интернета»

E:\фотки к отчету\P80129-142514_1.jpg

8.Просмотр презентаций: «Снятие блокады Ленинграда», «Это раздаётся в Бухенвальде колокольный звон…»E:\фотки к отчету\WP_20180116_09_36_14_Pro.jpg

Февраль- Слава армии родной в день её рожденья.

1. «День защитника Отечества»

Подбор литературного, музыкального, игрового материала. Разучивание песен для военно-спортивного праздника. Разучивание песен к Масленице.

Открытый интегрированный урок (чтение-музыка) «Зима недаром злится»2. Подготовка к конкурсу плакатов и рисунков «Служу Отечеству!», проведение конкурса – строя  и песни.D:\ВасинаСВ\DSC01597.JPG

3.Вахта Памяти «И помнит мир спасённый»

4. Разучивание колядок к празднику Масленицы. Обрядовый праздник «Прощай, Масленица».C:\Users\1\Desktop\фотки по КТД 7 семья\ктд 7 семья\IMG_20180218_130312.jpg

5.Просмотр и обсуждение кинохроники «День победы в Сталинградской битве»

6. Выставка открыток «С днем рождения,Снеговик» на базе центральной детской библиотеки города Вязьмы.

7.Проект «Лучшие рецепты блинов» (Изготовление книжки –раскладушки»

8. Интеллектуальная игра «Знатоки русского языка»

9. Галерея снежных фигур!E:\Новая папка\P80130-154522.jpg

C:\Users\1\Desktop\фотки по КТД 7 семья\ктд 7 семья\IMG_20180127_174031.jpg

Март-месяц женщин Земли!

1.Подготовка к линейке: привлечение обучающихся к изготовлению открыток- сувениров, разучивание стихов.C:\Users\1\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20180306_170226.jpg

2. Линейка «Мама – солнышко мое»C:\Users\1\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20180228_154619.jpg

3.Беседа-презентация о вреде наркотиков.

4.Конкурс «Мисс – Весна»

5.Выставка книг любимых писателей о природе.

C:\Users\1\Desktop\фотки по КТД 7 семья\ктд 7 семья\IMG_20180214_140415.jpg

6.Акция «Творим добро!» (Поездка с концертом и подарками в Дом-интернат для инвалидов», город Вязьма.

7. Экскурсия на Богородицкое поле, возложение гирлянды, сделанной руками воспитанников.

8.Выставка рисунков «Сохраним планету Земля»F:\Camera\IMG_20180324_144645.jpg

Апрель – войди в природу другом!

  1. Изготовление книжки – раскладушки  «Самые необычные супы»
  2. День Земли (Субботник по уборке территории)
  3. Проект «Школьный двор»
  4. День пожарной охраны! (Встреча с руководителем АНОДП

 М. А.Файзрахмановым)D:\ВасинаСВ\IMG_4051.JPG

  1. Открытое занятие «Огонь-друг, Огонь-враг!»
  2. Выставка изготовленных детьми знаков о противопожарной безопасности.

7.Фестиваль в г.Смоленске.«Веселые старты».Викторина «День птиц».

8. «Книжкины именины».

9.Экскурсия в детскую библиотеку г. Вязьма по ознакомлению с  книгами по экологии нашего района.

10. Обновление кормушек для птиц на территории школы.

Май – мы вместе!

1.Всемирный День солнца! (Конкурс рисунков на асфальте «Пусть всегда будет солнце!»F:\Camera\IMG_20180506_130502.jpg

2.Подвиг в камне и бронзе. Благоустройство братской солдатской могилы в д. Киево Вяземского района.

3. Изготовление и возложение гирлянды Памяти к мемориалу ополченцам – бауманцам на 252 километре трассы Москва – Минск.

4. День посадки леса(каштаны, сирень)

5. Конкурс плакатов – лозунгов «День без табака»

6. Подведение итогов по благоустройству школьной территории.

    Вывод

Применение нашей программы способствовала:

1.Обогощение словарного запаса обучающихся;

2.Толерантности детей.

 3.Бережного отношения  к природе, людям труда, престарелым , одноклассникам, детям младшего школьного возраста.

4.Надеямся, что наша программа будет способствовать, в дальнейшем, улучшению учебного и воспитательного процесса в школе-интернате.

Инициативная группа: Калашникова Н.Л.

Курошева Л.В.

Ручкина Т.А.

Голышевская Л.В

Пустынникова Н.Н

Румянцева М.В


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологические проекты – уникальная форма экологического воспитания в начальной школе

Материал содержит описание различных экологических пректов в начальной школе...

Изучение понятий «экологическая культура», «экологическое воспитание и образование»

Статья о  понятиях «экологическая культура», «экологическое воспитание и образование»...

Проект по экологическому воспитанию «Юный помощник экологов» (формирование экологической культуры)

Предлагаю Вам проект по экологическому воспитанию «Юный помощник экологов». Проект рассчитан на детей преимущественно младшего и среднего школьного возраста. Основным критерием эффективности экологиче...

Открытое мероприятие по экологическому воспитанию "Путешествие по экологической тропе" во 2 классе

Данное мероприятие учит учащихся бережно относится к окружающему миру, ценить и любить природу....

Образовательный (педагогический) проект по экологическому воспитанию школьников «Экологическая сказка»

В результате реализации проект "Экологическое воспитание школьников" докажет, что проведённые нами мероприятия, облегчают усвоение, закрепление знаний о природе и повышают мотивацию обучения...

Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня.

Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дняЭкологическое воспитание младших школьниковв группе продлённого дня....

Экологическое воспитание как средство формирования основ экологической культуры

Цели и задачи экологического воспитания. Возможности школы в формировании экологической культуры. Практическая деятельность детей. Работа с родителями....