Союз учителя,родителей и детей.
статья по теме

Банщикова Ирина Владимировна

В данной статье описывается опвт работы с родителями и приведены некоторые рекомендации для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soyuz_pedagoga_roditeley_i_uchashchikhsya_shkola5.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Союз педагога, родителей и учащихся

 И.В. Банщикова,

 учитель начальных классов

 высшей категории,

 классный руководитель 2 класса

МОУ СОШ №5 г. Киржач

Люди общались всегда, общаются сегодня и будут общаться в будущем. Общение школьных и домашних воспитателей имеет свои особенности. Их общение – усвоение педагогического опыта, знаний, которые учитель и родители передают друг другу, ведь учитель и родители воспитывают ребенка в специфических условиях: один – в школе,  планомерно, обдуманно,  другие  – дома, где воспитание более «таинственно» и свободно. Учителя приобретают в лице родителей  добрых и надежных помощников.

Однако, чтобы учителя и родители понимали друг друга, необходимы взаимное желание к установлению истины, новый тип отношений, своеобразные правила общения:

  • Умение войти в контакт, сосредоточить на себе внимание партнера.
  • Взаимное уважение.
  • Понимание должно завершаться «развивающим» советом и готовностью партнера действовать самостоятельно.
  • Обе стороны благодарны за общение.
  • Придерживаться « открытого» общения.
  • Умение говорить и слушать партнера.
  •  Умение отражать мысли и чувства партнера по общению.
  • Ребенок является главной целью общения.

В младших классах родители обычно оказывают учителю большую помощь, которая касается как  учебной, так и воспитательной работы с классом. Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и родителями. Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми важно представлять коллектив как единое целое. Это способствует единению, сплочению, установлению взаимопонимания между родителями и детьми, созданию комфортных условий. Следовательно, целесообразно значительную часть воспитательной работы организовывать одновременно с учащимися и родителями.

        Из  своего опыта я знаю, что определяющую роль в создании союза педагогов и родителей, в установлении сотруднического взаимодействия между ними выполняет педагог. Вся атмосфера взаимодействия, общения педагога с родителями должна показать, что педагог нуждается в родителях, в объединении усилий, что родители – его союзники, и он  не может обойтись без их совета и помощи. Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству с ним, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Учителю необходимо терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы. Следует начинать работу и взаимодействие с теми, кто желает участвовать в жизни класса, поддерживает педагога, даже если таких родителей будет меньшинство.

        Формы взаимодействия педагогов и родителей – это способы организации их совместной деятельности и общения. Целесообразно сочетание коллективных (родительские собрания  и проведение совместных  внеклассных  мероприятий), групповых (взаимная  работа учителя  с родителями  на  уроке  и  помощь  в проведении  урока)  и  индивидуальных (посещение  семей  на  дому,  беседы, консультации)  форм взаимодействия. Все  эти  формы  я использую  в  своей  педагогической  практике.

Но  особо важной формой, считаю  я,  является  взаимодействие педагога  с родительским комитетом. От того, насколько слаженно и ответственно подходит в своей деятельности родительский комитет, зависят атмосфера в классном коллективе, взаимоотношения родителей друг с другом, общение взрослых и детей. Хорошо организованный родительский комитет может выполнять в классе различные функции. Одной из главных является помощь родительского комитета в организации учебно – воспитательного процесса.

Ещё одна функция – оказание помощи классному руководителю во внеклассной работе.  Родительский комитет помогает в организации праздников, экскурсий, поездок. Польза в решении этого вопроса огромна:  эти мероприятия интересны не только детям, но и самим родителям – увидеть своего ребенка в непривычной обстановке, проанализировать его поведение, отношение к происходящему, просто пообщаться со своим ребенком и другими детьми.

Поступая в первый класс, и дети, и родители испытывают определенные затруднения, поэтому на первом собрании  я  провожу  опрос семей  и  задаю  только два вопроса: « Какую помощь  вам может оказать учитель?» и  «Какую помощь вы можете оказать учителю и школе?» Ответы самые разные: озеленение  и оформление класса, организация экскурсий и походов, помощь в ремонте класса и школы, выполнение одноразовых поручений классного руководителя. Ни один из  родителей не остается в стороне, каждый готов внести свою лепту.

Путем анкетирования родителей я определяю темы родительских всеобучей, которые проходят каждую последнюю среду месяца. Вот некоторые из них:

  • Как помочь ребенку стать самостоятельным?
  • Мальчик – не девочка, девочка – не мальчик.
  • Развитие памяти.
  • И все - таки он невнимательный.
  • Значение режима дня для младшего школьника.

          В  моей  практике  есть  день открытого урока. В этот день я провожу уроки, где  использую нетрадиционные  формы, стремясь показать свое мастерство и раскрыть способности детей. Самая  популярная  форма-  урок-путешествие, позволяющая  ребенку  проявить  себя в  необычной  ситуации.

        На  родительском собрании мы оговариваем план работы на год. Намечаем работу по следующим направлениям:

  • Учебно-воспитательный процесс. В рамках данного направления мы проводим: «Конкурс дневника», « День открытых дверей класса», «Конкурс на лучшую книгу, тетрадь», «Рождественская ярмарка».
  • Хозяйственно-бытовые вопросы. Например, ремонт классной мебели, ремонт кабинета.
  • Досуговые мероприятия: совместное празднование Нового года, поездки в кинотеатр, экскурсии в музеи, походы по родному краю, встречи с интересными людьми.

Четкая и хорошая работа приносит свои плоды. Школьники всегда рады тому, что их родители приходят на уроки и внеклассные мероприятия, участвуют в совместных праздниках и походах и гордятся участием родителей в жизни класса и школы.

Существует убеждение: нет родителей, равнодушных к успехам и неудачам своих детей. Каждая крупица неравнодушия должна быть замечена учителем  и пущена в ход, чтобы ребенку было хорошо. Родители обязаны в это поверить! Поддержка, готовность помочь, доброе слово – это дождь в засуху, поэтому так важно сотрудничество учителей, учеников и родителей.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Десять заповедей для родителей

1.Принимайте ребенка таким, какой он есть.

2. Никогда не приказывайте по прихоти.

3.Никогда не принимайте решение в одиночку.

4.Собственное поведение родителей – самый решающий фактор в воспитании детей.

5.Говорите обо всем без боязни и сохраняйте доверие к тому, кто задает каверзные вопросы и противоречит.

6.Не допускайте никаких излишеств в подарках детям.

7.Во всем нужно действовать собственным примером.

8.Объединяйтесь, когда нужно преодолеть какие-то трудности, все делайте сообща.

9.Держите двери дома открытыми.

10.Устранитесь в положенное время.

Советы мамам и папам

  1. Для установления взаимосвязи с детьми, для того чтобы найти с ними общий язык, - СМОТРЕТЬ ДЕТЯМ В ГЛАЗА! Пусть ваш  взгляд будет открытым и любящим.
  2. Для ребенка ВАЖЕН ФИЗИЧЕСКИЙ КОНТАКТ. Не обязательно целовать и обнимать ребенка – достаточно дотронуться до его руки, похлопать по плечу, взъерошить волосы – ваше прикосновение делает его более уверенным в себе, особенно важен такой контакт, когда ребенок болен, устал, когда ему грустно.
  3. Важно не количество времени, проведенного с ребенком, а КАЧЕСТВО ОБЩЕНИЯ. Надо уметь ВДУМАТЬСЯ в то, что хочет, ВСЛУШАТЬСЯ В ЕГО СЛОВА.

Памятка отцам

1. Не будьте безучастны к воспитанию вашего ребенка – это аукнется в будущем.

2. Воспитывайте ребенка не только словом, сколько собственным примером.

3. Уважайте в ребенке человека, не позволяйте себе его унижать – иначе ребенок, став взрослым, скопирует Ваше поведение по отношению к Вам.

4. Постарайтесь быть сдержанным и справедливым. Тем самым вы сможете получить зеркальное отражение в своем ребенке вами проявляемые качества.

5. Борясь с вредными привычками ребенка, не забывайте бороться со своими.

6. Воспитывайте в мальчиках мужественность,  в отношениях с дочерью подчеркивайте ее женственность.

7. Проявляете терпение в воспитании – нельзя получить все сразу. Воспитание – это процесс, плоды которого мы пожинаем в старости.

8. Не используйте в воспитании унижение, которое остается в памяти ребенка надолго и возвращается словами «Ты опять…?», «Ты как всегда…?» и т.п.

9. Учитесь радоваться успехам и достижениям своего ребенка, но реально подходите к их оценке.

10. Искренне любите своего ребенка. И он ответит вам любовью.

11. Помните! Создавая положительные традиции своего дома сегодня, вы проецируете будущие устои и нравы построения семейных отношений вашего ребенка завтра.

Дети советуют родителям

  • Не балуйте меня.  Вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что необязательно удовлетворять все мои запросы. Я просто испытываю вас.
  • Не бойтесь быть твердым со мной. Я предпочитаю иметь дело с сильными людьми, если меня любят. Это помогает мне лучше определить свое место в жизни.
  • Если вы будете давать обещания, которые не можете выполнить, это разрушит мою веру в вас.
  • Иногда я говорю или делаю что-то только затем, чтобы просто позлить вас, - не поддавайтесь на провокации, а то кто поручится, что позже я не попытаюсь достичь еще больших «побед»?
  • Не расстраивайтесь слишком сильно, если у меня сорвалось грубое слово в ваш адрес. Я не имел в виду ничего плохого… Я просто хотел, чтобы вы пожалели о том, что сделали мне больно.
  • Не делайте для меня и за меня то, что  я в состоянии сделать сам. Ведь вам не понравится, если я захочу вас использовать в качестве прислуги.
  • Не подвергайте слишком часто испытанию мою честность. Этим вы можете спровоцировать меня на ложь…
  • Относитесь ко мне как к своему другу. Тогда я тоже стану великодушным. Запомните, я учусь, подражая вам, а не подчиняясь нравоучениям.
  • Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю слишком откровенные вопросы. Если вы не будете на них отвечать, я стану искать информацию на стороне, и вы увидите, что я вообще перестану задавать вопросы.
  • Никогда не отвечайте на мои глупые и бессмысленные вопросы. Иначе когда-нибудь вы сделаете неприятное открытие и узнаете, что я просто морочил вас, желая, чтобы вы постоянно мною занимались.
  • Никогда не говорите, будто вы совершенно непогрешимы. А то это даст мне ощущение тщетности попытки сравняться с вами.
  • Не беспокойтесь  о том, что мы проводим вместе слишком мало времени. Значение имеет то, как мы его проводим.
  • Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойства. Иначе я буду бояться еще больше. Родители, покажите мне, что такое мужество, если оно у вас есть.
  • Да, я могу успешно развиваться без вашей поддержки и одобрения, но к похвалам обычно привыкаешь… А вот уместному нагоняю, никогда не привыкнешь…
  • И кроме того, я вас люблю. Пожалуйста, попытайтесь ответить и мне любовью тоже.

Литература:

1. В.П.Шульгина «25 встреч с родителями или разговор на заданную тему».

2.И.Ф.Яценко, С.И. Чупина  « Родительские собрания».

3.М.И.Рожков, Л.В. Байбородова «Организация воспитательного процесса в школе».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы учителя родителям первоклассника.

Совет первый. Самое главное, что вы можете подарить своему ребенку - это ваше внимание. Выслушайте все его рассказы о школе, задавайте уточняющие вопросы и помните: то, что кажется вам не очень важны...

Полезные ссылки для учителей, родителей и детей

Ссылки, которые я часто использую для подготовки уроков, внеклассных мероприятий и родительских собраний...

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ГЛАВНЫЕ УЧИТЕЛЯ - РОДИТЕЛИ»

МОУ ДОД «ЯМАЛЬСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА»МЫСКАМЕНСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ  Составитель: Ермолович Л.Г. ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ГЛАВНЫЕ УЧИТЕЛЯ  - РОДИТЕЛИ»  «Родители, -...

ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ - СОВМЕСТНАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ, РОДИТЕЛЕЙ, ДЕТЕЙ.

Презентации, проекты вошли в школьную жизнь и сейчас без них невозможно представить урок, школу....

Тренинговые формы работы с родителями как фактор гармонизации отношений учитель- родитель и ребенок-родитель

В данной статье проводится  анализ проведения родительских собраний с применением тренинговой технологии для гармонизации детско- родительских отношений  и учитель- родитель. Расскрыты особе...

Родительское собрание в конце 2 четверти "Успех обучения ребенка в успешном сотрудничестве учителя, родителей и детей"

Цель собрания Познакомить родителей с результатами за вторую четверть. Выявить представления родителей об организации учебной работы детей дома; Дать рекомендации родителям о том, как формироват...