Союз учителя,родителей и детей.
статья по теме
В данной статье описывается опвт работы с родителями и приведены некоторые рекомендации для родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soyuz_pedagoga_roditeley_i_uchashchikhsya_shkola5.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Союз педагога, родителей и учащихся
И.В. Банщикова,
учитель начальных классов
высшей категории,
классный руководитель 2 класса
МОУ СОШ №5 г. Киржач
Люди общались всегда, общаются сегодня и будут общаться в будущем. Общение школьных и домашних воспитателей имеет свои особенности. Их общение – усвоение педагогического опыта, знаний, которые учитель и родители передают друг другу, ведь учитель и родители воспитывают ребенка в специфических условиях: один – в школе, планомерно, обдуманно, другие – дома, где воспитание более «таинственно» и свободно. Учителя приобретают в лице родителей добрых и надежных помощников.
Однако, чтобы учителя и родители понимали друг друга, необходимы взаимное желание к установлению истины, новый тип отношений, своеобразные правила общения:
- Умение войти в контакт, сосредоточить на себе внимание партнера.
- Взаимное уважение.
- Понимание должно завершаться «развивающим» советом и готовностью партнера действовать самостоятельно.
- Обе стороны благодарны за общение.
- Придерживаться « открытого» общения.
- Умение говорить и слушать партнера.
- Умение отражать мысли и чувства партнера по общению.
- Ребенок является главной целью общения.
В младших классах родители обычно оказывают учителю большую помощь, которая касается как учебной, так и воспитательной работы с классом. Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и родителями. Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми важно представлять коллектив как единое целое. Это способствует единению, сплочению, установлению взаимопонимания между родителями и детьми, созданию комфортных условий. Следовательно, целесообразно значительную часть воспитательной работы организовывать одновременно с учащимися и родителями.
Из своего опыта я знаю, что определяющую роль в создании союза педагогов и родителей, в установлении сотруднического взаимодействия между ними выполняет педагог. Вся атмосфера взаимодействия, общения педагога с родителями должна показать, что педагог нуждается в родителях, в объединении усилий, что родители – его союзники, и он не может обойтись без их совета и помощи. Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству с ним, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Учителю необходимо терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы. Следует начинать работу и взаимодействие с теми, кто желает участвовать в жизни класса, поддерживает педагога, даже если таких родителей будет меньшинство.
Формы взаимодействия педагогов и родителей – это способы организации их совместной деятельности и общения. Целесообразно сочетание коллективных (родительские собрания и проведение совместных внеклассных мероприятий), групповых (взаимная работа учителя с родителями на уроке и помощь в проведении урока) и индивидуальных (посещение семей на дому, беседы, консультации) форм взаимодействия. Все эти формы я использую в своей педагогической практике.
Но особо важной формой, считаю я, является взаимодействие педагога с родительским комитетом. От того, насколько слаженно и ответственно подходит в своей деятельности родительский комитет, зависят атмосфера в классном коллективе, взаимоотношения родителей друг с другом, общение взрослых и детей. Хорошо организованный родительский комитет может выполнять в классе различные функции. Одной из главных является помощь родительского комитета в организации учебно – воспитательного процесса.
Ещё одна функция – оказание помощи классному руководителю во внеклассной работе. Родительский комитет помогает в организации праздников, экскурсий, поездок. Польза в решении этого вопроса огромна: эти мероприятия интересны не только детям, но и самим родителям – увидеть своего ребенка в непривычной обстановке, проанализировать его поведение, отношение к происходящему, просто пообщаться со своим ребенком и другими детьми.
Поступая в первый класс, и дети, и родители испытывают определенные затруднения, поэтому на первом собрании я провожу опрос семей и задаю только два вопроса: « Какую помощь вам может оказать учитель?» и «Какую помощь вы можете оказать учителю и школе?» Ответы самые разные: озеленение и оформление класса, организация экскурсий и походов, помощь в ремонте класса и школы, выполнение одноразовых поручений классного руководителя. Ни один из родителей не остается в стороне, каждый готов внести свою лепту.
Путем анкетирования родителей я определяю темы родительских всеобучей, которые проходят каждую последнюю среду месяца. Вот некоторые из них:
- Как помочь ребенку стать самостоятельным?
- Мальчик – не девочка, девочка – не мальчик.
- Развитие памяти.
- И все - таки он невнимательный.
- Значение режима дня для младшего школьника.
В моей практике есть день открытого урока. В этот день я провожу уроки, где использую нетрадиционные формы, стремясь показать свое мастерство и раскрыть способности детей. Самая популярная форма- урок-путешествие, позволяющая ребенку проявить себя в необычной ситуации.
На родительском собрании мы оговариваем план работы на год. Намечаем работу по следующим направлениям:
- Учебно-воспитательный процесс. В рамках данного направления мы проводим: «Конкурс дневника», « День открытых дверей класса», «Конкурс на лучшую книгу, тетрадь», «Рождественская ярмарка».
- Хозяйственно-бытовые вопросы. Например, ремонт классной мебели, ремонт кабинета.
- Досуговые мероприятия: совместное празднование Нового года, поездки в кинотеатр, экскурсии в музеи, походы по родному краю, встречи с интересными людьми.
Четкая и хорошая работа приносит свои плоды. Школьники всегда рады тому, что их родители приходят на уроки и внеклассные мероприятия, участвуют в совместных праздниках и походах и гордятся участием родителей в жизни класса и школы.
Существует убеждение: нет родителей, равнодушных к успехам и неудачам своих детей. Каждая крупица неравнодушия должна быть замечена учителем и пущена в ход, чтобы ребенку было хорошо. Родители обязаны в это поверить! Поддержка, готовность помочь, доброе слово – это дождь в засуху, поэтому так важно сотрудничество учителей, учеников и родителей.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Десять заповедей для родителей
1.Принимайте ребенка таким, какой он есть.
2. Никогда не приказывайте по прихоти.
3.Никогда не принимайте решение в одиночку.
4.Собственное поведение родителей – самый решающий фактор в воспитании детей.
5.Говорите обо всем без боязни и сохраняйте доверие к тому, кто задает каверзные вопросы и противоречит.
6.Не допускайте никаких излишеств в подарках детям.
7.Во всем нужно действовать собственным примером.
8.Объединяйтесь, когда нужно преодолеть какие-то трудности, все делайте сообща.
9.Держите двери дома открытыми.
10.Устранитесь в положенное время.
Советы мамам и папам
- Для установления взаимосвязи с детьми, для того чтобы найти с ними общий язык, - СМОТРЕТЬ ДЕТЯМ В ГЛАЗА! Пусть ваш взгляд будет открытым и любящим.
- Для ребенка ВАЖЕН ФИЗИЧЕСКИЙ КОНТАКТ. Не обязательно целовать и обнимать ребенка – достаточно дотронуться до его руки, похлопать по плечу, взъерошить волосы – ваше прикосновение делает его более уверенным в себе, особенно важен такой контакт, когда ребенок болен, устал, когда ему грустно.
- Важно не количество времени, проведенного с ребенком, а КАЧЕСТВО ОБЩЕНИЯ. Надо уметь ВДУМАТЬСЯ в то, что хочет, ВСЛУШАТЬСЯ В ЕГО СЛОВА.
Памятка отцам
1. Не будьте безучастны к воспитанию вашего ребенка – это аукнется в будущем.
2. Воспитывайте ребенка не только словом, сколько собственным примером.
3. Уважайте в ребенке человека, не позволяйте себе его унижать – иначе ребенок, став взрослым, скопирует Ваше поведение по отношению к Вам.
4. Постарайтесь быть сдержанным и справедливым. Тем самым вы сможете получить зеркальное отражение в своем ребенке вами проявляемые качества.
5. Борясь с вредными привычками ребенка, не забывайте бороться со своими.
6. Воспитывайте в мальчиках мужественность, в отношениях с дочерью подчеркивайте ее женственность.
7. Проявляете терпение в воспитании – нельзя получить все сразу. Воспитание – это процесс, плоды которого мы пожинаем в старости.
8. Не используйте в воспитании унижение, которое остается в памяти ребенка надолго и возвращается словами «Ты опять…?», «Ты как всегда…?» и т.п.
9. Учитесь радоваться успехам и достижениям своего ребенка, но реально подходите к их оценке.
10. Искренне любите своего ребенка. И он ответит вам любовью.
11. Помните! Создавая положительные традиции своего дома сегодня, вы проецируете будущие устои и нравы построения семейных отношений вашего ребенка завтра.
Дети советуют родителям
- Не балуйте меня. Вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что необязательно удовлетворять все мои запросы. Я просто испытываю вас.
- Не бойтесь быть твердым со мной. Я предпочитаю иметь дело с сильными людьми, если меня любят. Это помогает мне лучше определить свое место в жизни.
- Если вы будете давать обещания, которые не можете выполнить, это разрушит мою веру в вас.
- Иногда я говорю или делаю что-то только затем, чтобы просто позлить вас, - не поддавайтесь на провокации, а то кто поручится, что позже я не попытаюсь достичь еще больших «побед»?
- Не расстраивайтесь слишком сильно, если у меня сорвалось грубое слово в ваш адрес. Я не имел в виду ничего плохого… Я просто хотел, чтобы вы пожалели о том, что сделали мне больно.
- Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать сам. Ведь вам не понравится, если я захочу вас использовать в качестве прислуги.
- Не подвергайте слишком часто испытанию мою честность. Этим вы можете спровоцировать меня на ложь…
- Относитесь ко мне как к своему другу. Тогда я тоже стану великодушным. Запомните, я учусь, подражая вам, а не подчиняясь нравоучениям.
- Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю слишком откровенные вопросы. Если вы не будете на них отвечать, я стану искать информацию на стороне, и вы увидите, что я вообще перестану задавать вопросы.
- Никогда не отвечайте на мои глупые и бессмысленные вопросы. Иначе когда-нибудь вы сделаете неприятное открытие и узнаете, что я просто морочил вас, желая, чтобы вы постоянно мною занимались.
- Никогда не говорите, будто вы совершенно непогрешимы. А то это даст мне ощущение тщетности попытки сравняться с вами.
- Не беспокойтесь о том, что мы проводим вместе слишком мало времени. Значение имеет то, как мы его проводим.
- Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойства. Иначе я буду бояться еще больше. Родители, покажите мне, что такое мужество, если оно у вас есть.
- Да, я могу успешно развиваться без вашей поддержки и одобрения, но к похвалам обычно привыкаешь… А вот уместному нагоняю, никогда не привыкнешь…
- И кроме того, я вас люблю. Пожалуйста, попытайтесь ответить и мне любовью тоже.
Литература:
1. В.П.Шульгина «25 встреч с родителями или разговор на заданную тему».
2.И.Ф.Яценко, С.И. Чупина « Родительские собрания».
3.М.И.Рожков, Л.В. Байбородова «Организация воспитательного процесса в школе».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Советы учителя родителям первоклассника.
Совет первый. Самое главное, что вы можете подарить своему ребенку - это ваше внимание. Выслушайте все его рассказы о школе, задавайте уточняющие вопросы и помните: то, что кажется вам не очень важны...
Полезные ссылки для учителей, родителей и детей
Ссылки, которые я часто использую для подготовки уроков, внеклассных мероприятий и родительских собраний...
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ГЛАВНЫЕ УЧИТЕЛЯ - РОДИТЕЛИ»
МОУ ДОД «ЯМАЛЬСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА»МЫСКАМЕНСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ Составитель: Ермолович Л.Г. ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ГЛАВНЫЕ УЧИТЕЛЯ - РОДИТЕЛИ» «Родители, -...
ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ - СОВМЕСТНАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ, РОДИТЕЛЕЙ, ДЕТЕЙ.
Презентации, проекты вошли в школьную жизнь и сейчас без них невозможно представить урок, школу....
Тренинговые формы работы с родителями как фактор гармонизации отношений учитель- родитель и ребенок-родитель
В данной статье проводится анализ проведения родительских собраний с применением тренинговой технологии для гармонизации детско- родительских отношений и учитель- родитель. Расскрыты особе...
Родительское собрание в конце 2 четверти "Успех обучения ребенка в успешном сотрудничестве учителя, родителей и детей"
Цель собрания Познакомить родителей с результатами за вторую четверть. Выявить представления родителей об организации учебной работы детей дома; Дать рекомендации родителям о том, как формироват...
Успех обучения ребенка в успешном сотрудничестве учителя, родителей и детей
Родительское собрание...