Занятие по внеурочной деятельности на тему: «Весенние подвижные игры»
план-конспект занятия (3 класс)
Цель занятия: ознакомление с календарными играми древней Руси.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe-meropriyatie-vneurochnoy-deyatelnosti.doc | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия № 586 Василеостровского района
г. Санкт-Петербурга
3 класс
Занятие по внеурочной деятельности
на тему:
«Весенние подвижные игры»
Составила и провела:
воспитатель группы продленного дня
Голубинова Наталья Владимировна
Тема занятия: Весенние подвижные игры
Цель занятия: ознакомление с календарными играми древней Руси.
Задачи:
- формировать устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны;
- создавать эмоционально положительную основу для развития патриотических чувств;
- познакомить с новой игрой «Ручейки и озёра».
Оборудование: толковые словари Ожегова, кегли, раздаточный материал (ребусы, анаграммы), колокольчик, повязки.
Место проведения: спортивный зал
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
• развитие навыков сотрудничества в группе, организации со сверстниками подвижных игр и элементарных соревнований, осуществления объективного судейства;
• формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
• формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
• совершенствование умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
Предметные результаты:
• овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность
(подвижные игры и т.д.);
Виды деятельности на занятии:
- беседа об истории старинных русских игр;
- разгадывание ребусов, анаграмм, для определения названия игры;
- самостоятельное изучение правил новой игры (работа с деформированным текстом);
- работа с толковым словарём;
- игры.
Ход занятия
1. Объявление темы занятия.
Ведущий 1: Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте!
Давно мы вас поджидаем,
Урок без вас не начинаем,
Я смотрю на ваши лица, хорошо, отрадно мне,
Словно я в огромной дружной и приветливой семье!
Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно?
Всем ли слышно? Всем ли места хватило?
Ведущий 2:Очень часто за событиями и за сутолокой дней
Старины своей не помним, забываем мы о ней.
Хоть и более привычны нам полёты на Луну,
Вспомним добрые обычаи, вспомним нашу старину!
Учитель: Русские народные игры имеют многовековую историю, они передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.
В каждое время года развлечения были разными.
Сегодня речь пойдёт о весенних играх.
2. Разминка
*Игра в общем кругу «Полено»
- Что такое полено?
(Отпиленный и расколотый кусок дерева для топки печей.)
В игре нужно проявить ловкость, сноровку.
На площадке в виде звездочки ставятся 5 кеглей. Играющие, взявшись за руки, идут по кругу. По сигналу они стараются затянуть соседа к середине так, чтобы он ногой сбил полено. Сделавший это, также как и расцепившие руки, выходят из игры, которая продолжается до тех пор, пока не выявится единоличный победитель.
************************************************************************
3. Повторение изученных игр.
Русские игры очень разнообразны, в них заложен дух и история нашего народа. К сожалению, в век компьютеров русские люди забывают народные игры, которые развивают ловкость, силу и стремление к победе.
Вспомним некоторые из них.
*Хороводная русская игра «Идёт матушка Весна»
- Что такое хоровод?
(Хоровод – это самый распространённый, самый древний вид русского танца, обычно состоящий из кругового движения с пением и плясками, который прославлял солнце. Он является важным элементом нашей национальной культуры.)
Учитель сообщает правила игры:
Двое ребят берут друг друга за обе руки и поднимают их вверх. Это – «ворота». Остальные дети берутся за руки, как в хороводе. Все играющие проходят под воротами и говорят такие слова:
Отворяйте ворота
Идёт матушка Весна!
Первым март прошёл,
Всех детей провёл!
А за ним апрель
Отворил нам дверь!
А за ним и май, сколько хошь гуляй,
Сколько хошь гуляй, только не зевай!
С последним словом «ворота» опускают руки и ловят тех детей, которые оказались в это время перед «воротами». Пойманные тоже становятся «воротами». Игра продолжается, пока все дети не будут пойманы. Потом можно выбрать новые «ворота» и начать игру сначала.
***********************************************************************
Учитель: (Задание группам)
Разгадайте название следующей игры, вычеркнув в шифре повторяющиеся буквы.
СФГШОАРФЕСАЛШКИ
* Игра «Горелки»
Цель: развивать у детей выдержку, внимание к слову. Упражнять в быстром беге.
Образуйте к имени существительному ГОРЕЛКИ однокоренное слово, обозначающее водящего в этой игре.
ГОРЕЛЬЩИК
Выберем горельщика с помощью считалочки.
СЧИТАЛОЧКА
Таря-Маря в лес ходила,
Шишки ела — нам велела.
А мы шишки не едим,
Таре-Маре отдадим!
Правила игры: Разновидностей этой игры много. Мы будем следовать таким правилам:
Играющие выстраиваются парами друг за другом – в колонку. Дети берутся за руки. «Горельщик» с платочком становится впереди, шагов на 5-6 от первой пары, лицом к игрокам. Все участники поют или приговаривают:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло!
Глянь на небо,
Птички летят,
Колокольчики звенят.
По окончании песенки, последняя пара бежит к ведущему с разных сторон. Дети выхватывают из рук «горельщика» платочек. Водит игрок добывший платочек.
************************************************************************
* Игра с Солнцем.
Расшифруйте название следующей игры: МЕЦНЛОССАРГИ
СЧИТАЛОЧКА
Мы собрались поиграть.
Ну, кому же начинать?
Раз, два, три –
Это верно будешь ты.
В центре круга – «солнце» (на голову ребенку надевают шапочку с изображением солнце). Дети хором произносят:
Гори, солнце, ярче –
Лето будет жарче,
А зима теплее,
А весна милее.
Дети идут хороводом. На 3-ю строку подходят ближе к «солнцу», сужая круг, поклон, на 4-ю – отходят, расширяя круг. На слово «Горю!» - «солнце» догоняет детей.
************************************************************************
4. Изучение новой игры.
Учитель: Русский народ всегда трепетно относился к природе, прославлял её, в том числе и в играх. Сегодня разучим новую игру “Ручейки и озёра”.
* Проводится подвижная игра “Ручейки и озера”.
1. Работа со словарём
Первая группа найдёт в толковом словаре Ожегова слово «Озеро»
- Озеро - Замкнутый в берегах большой естественный водоём.
Изобразите этот природный объект
Вторая группа найдёт в толковом словаре Ожегова слово «Ручей»
Ручей - Водный поток, текущий струёй.
Изобразите этот природный объект
2. Сейчас вам предстоит изучить правила новой игры «Ручейки и озёра». Для этого предложения нужно расположить по-порядку.
Дети стоят в двух-трёх колоннах с одинаковым количеством играющих в разных частях зала – это ручейки. |
На сигнал «Ручейки побежали!» все бегут друг за другом в разных направлениях (каждый в своей колонне). |
На сигнал «Озёра!» игроки останавливаются, берутся за руки и строят круги - озёра. Выигрывают те дети, которые быстрее построят круг. |
Дополнительные Правила игры:
1. Бегать надо друг за другом, не выходя из своей колонны.
2. Строиться в круг можно только по сигналу ведущей.
************************************************************************
* Игра «КОЛОКОЛЬЧИКИ»
Учитель: Разгадайте название игры ваших сверстников прошлых столетий.
Ключ к разгадке
Ч | К | Ь | О | Л | И |
▲ | ► | ▼ | ╩ | ◄ | ╦ |
► | ╩ | ◄ | ╩ | ► | ╩ | ◄ | ▼ | ▲ | ╦ | ► | ╦ |
К | О | Л | О | К | О | Л | Ь | Ч | И | К | И |
- Что такое колокольчик?
- Колокольчик
1. Звонок в форме маленького колокола.
2. Ударный музыкальный инструмент набор металлических пластинок, звук из которых извлекается ударами деревянных молоточков или при помощи механического устройства.
3. Травянистое растение с лиловыми или тёмно-голубыми цветками, по форме похожими на маленькие колокола.
- У этой игры есть другое название: «Бубенцы». В чём отличие от колокольчика?
- Бубенцы
- Полые металлические шарики с кусочками металла внутри, позванивающие при встряхивании. Бубенцы под дугой.
Жмурки «Жмурки» — старинная игра, которая проводится у всех народов. Она имеет много разновидностей.
Цель игры как можно дольше убегать от «Жмурки»
развивает смелость, координацию движений, чувство пространства,
Это старая русская игра. Играющие встают в круг. На середину выходят двое - один с колокольчиком, а другому завязывают глаза. Все остальные поют:
Дили-дон, дили-дон,
Отгадай, откуда звон.
После этих слов водящий с завязанными глазами должен по звуку колокольчика поймать игрока. Когда участник с колокольчиком пойман, он становится водящим, а второй игрок становится в общий круг.
************************************************************************
6. Рефлексия
Подведение итога:
Ведущий:
- Какая игра вас больше заинтересовала?
- Можно ли игру назвать устным народным творчеством? Почему?
- В народе говорят: “Здоровому всё здорово”. Почему?
(Здоровый человек красив и приятен в общении, легко преодолевает трудности, умеет по-настоящему и работать, и отдыхать.)
- Как вы объясните народную мудрость:
В игре и в дороге узнают людей.
Оцените свою работу:
1. Поднимите руку для кого занятие было увлекательным.
2. Кто узнал на сегодняшнем занятии что-то новое?
Источники
1. Жуков М.Н. Подвижные игры: Учеб. для студ. пед. вузов. — М.: Издательский центр «Академия», 2000.
2. http://tolkslovar.ru/h1924.html
3. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка. - Издательство: Атемп, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеурочная деятельность для начальной школы "Подвижные игры"
Внеурочная деятельность для начальной школы "Подвижные игры", Пояснительная записка, планирование...
Методическая разработка: технологическая карта занятия внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности - «Подвижные игры» 3кл.
Технологическая карта занятия внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности - «Подвижные игры» 3кл....
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1-4 КЛАССОВ «Подвижные игры»
Игра с давних пор составляет неотъемлемую часть жизни человека, она занимает досуг, воспитывает, удовлетворяет потребности в общении, получении внешней информации, дает приятную физическую нагрузку. П...
Внеурочная деятельность по физической культуре "Подвижные игры"
Внеурочная деятельность "Подвижные игры" 3-4 класс по физической культуре....
Программа по курсу внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Подвижные игры» 2 класс
Внеурочная деятельность...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Подвижные игры»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Подвижные игры»...
Конспект занятия по внеурочной деятельности общекультурного направления "Весеннее чудо" 1 класс
Панно "Весеннее чудо " 1 класс...