Портфолио по воспитательной работе
статья (4 класс)
В этом материале я изложила свою методику и приемы в воспитательной работе с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Человек может стать человеком только путем воспитания. Он — то, что делает из него воспитание. И. Кант
Воспитание школьников – это не дрессировка и не вытачивание нужной детали на станке. Как бы нам это не нравилось, ребенок - самостоятельная личность и вовсе не обязан быть удобным для нас. У него есть свои чувства, проблемы, переживания, он по-своему реагирует на окружающее. Поэтому целью моей воспитательной деятельности уже в течение четырёх лет является создание в классеединого воспитательного пространства, главной ценностью которого является личность каждого ребенка, формирование духовно-развитой, творческой, нравственно и физически здоровой личности,готовой самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки.
Исходя из поставленной цели, моей методической темой является «Формирование личности и детского коллектива в начальной школе».
Для работы над данной темой я выбрала воспитательную программу «Вместе в будущее», задачами которой являются:
-развивать, формировать и воспитывать у воспитанников: познавательную активность, чувство патриотизма, ответственность, бережное отношение к себе, семье, окружающим, природе;
-коммуникативные способности, уважение к правам человека: навыки самоуправления, ответственного отношения к порученному делу.
Так как я являюсь учителем начальных классов то я делю воспитательную работу на 4 этапа:
1 этап– формирование коллектива
2 этап– взаимоотношения между детьми
3 этап – ответственное отношение к своему здоровью
4 этап- поиск решений в жизненных ситуациях
«Изюминкой» в моей воспитательной работе является то, что я на каждом этапе использую разные современные технологии.
На мой взгляд первый этап в воспитательной работе является самым сложным. Всем вам известно, что в первый класс приходят дети разные по психологическим и физиологическим особенностям, но и, конечно, не будем забывать о разном контингенте учащихся. Поэтому главной задачей первого этапа- формирование коллектива.
Для этого я использовала технологию «Коллективно творческие дела И. П. Иванова». Направленность КТД – стремление к общению, к познавательной активности. Результатом КТД является позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная. На этом этапе я использовала различные виды коллективных дел:
- интеллектуальные КТД («Викторина по сказкам», «Брейн-ринг»)
-экологические КТД («Как помочь птицам зимой»
-спортивные КТД («Спортивные соревнования»).
К концу первого этапа дети стали более сплоченными, начали понимать, что такое «коллектив», стали усваивать правила поведения в коллективе.
Отношения в классе развиваются по тем же законам, что и во взрослом обществе, и проходят все стадии формирования коллектива. В любом детском коллективе неизбежно возникает своя иерархия, появляются лидеры и «отверженные». Пока эта система будет выстраиваться, конфликты и спорные ситуации между участниками неизбежны. Поэтому на втором этапе я стала использовать ситуативную технологию. По этой технологии работу выстраиваю так:
1. задавала участникам ссоры вопросы, позволяющие каждому из них описать суть происходящего;
2. давала “пострадавшей стороне” понять, что понимаю его ситуацию;
3. выводила поссорившихся на размышления о том, почему произошла ссора;
4. обсуждала с детьми пути решения произошедшего.
На данном этапе своей работы я использовала дополнительно искусственные конфликтные ситуации, которые дети разбирали под моим контролем. Работа по ситуативным технологиям дала положительную динамику: сгладились конфликты, это привело к удовлетворительному общению между детьми.
Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни. Следовательно, надо научить человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью. Для этого на третьем этапе (когда дети становятся более осознанными к своему здоровью) я использовала здоровье сберегающую технологию. Провожу классные часы на такие темы: «Режим дня», «Вредные привычки», «Секреты здоровья» и тд.
К 10 годам ребёнок приспосабливается к обществу и главная задача учителя на данном этапе помочь ему думать и действовать основываясь на ценностные ориентиры общества, отвечать за свои решения и поступки, тем самым подготавливая обучающихся к переходному возрасту.
Именно в этот период дети, на мой взгляд, уже готовы для решения конкретных жизненных ситуаций. Для этого на четвертом этапе я использовала в воспитательной работе такую технологию, как кейс-метод. Кейс-метод-решения конкретных жизненных ситауций. При использовании данной технологии решаются такие цели, как:
1. Интеллектуальное развитие обучаемых.
2. Осознание многозначности профессиональных проблем и жизненных ситуаций.
3. Приобретение опыта поиска и выработки альтернативных решений.
4. Формирование готовности к оценке и принятию решений.
5. Обеспечение повышения качества усвоения знаний за счет их углубления и обнаружения пробелов.
6. Развитие коммуникативных навыков.
Жизненные ситуации я брала из разных аспектов: отношения между детьми, отношения между взрослыми и детьми.
К концу четвертого этапа дети научились находить несколько путей для решения проблем, анализировать выбранное решение. На мой взгляд, этот метод готовит детей к взрослой жизни, в которой им самим придется решать самостоятельно проблемы.
Результаты своей работы за 4 года я изобразила на графиках. Я бы хотела показать рост познавательной активности и уровень воспитанности.
Могу сказать только одно, что уровень двух этих показателей постепенно рос.
Большое значение в воспитательной работе я уделяю изучению правил дорожного движения. Совместно с ребятами (из своего класса) я провожу разные мероприятия по правилам дорожного движения в начальной школе:
- исценирование сказок по ПДД,
- викторины на знание дорожных знаков,
- игры, загадки, классные часы, тестирование.
На свои мероприятия приглашаю инспекторов ГИБДД. В свою очередь, они также проводят с ребятами разные мероприятия.
Все дети талантливы, только талант у каждого свой и его надо найти. Не бороться с природой ребенка, не переделывать, а развивать то, что уже есть, выращивать то, чего пока нет.
Каждый ребенок уникален. Он проходит свой индивидуальный путь развития, и задача взрослых – помочь ему полнее раскрыть его возможности и способности.
Модель воспитания личности я представляю в форме дерева. Росток дерева – это ребёнок. Чтобы росток превратился в красивое плодородное дерево, нужно питать почву, ухаживать за ним. Для того, чтобы ребёнок сформировался и стал достойной личностью, нужно воспитывать, помогать ему, поддерживать ребёнка во всех его начинаниях.
Особую роль в формировании личности ребёнка в режиме повседневной жизни играют родители. Родители - это корни, которые питают ребёнка на протяжении его жизни любовью, заботой, уважением. Своей задачей считаю привлечение и использование потенциала родителей в воспитании личности ребёнка. За 4 года работы установила доверительные и уважительные отношения, использую в работе как групповые (родительские собрания), так и индивидуальные (беседы по вопросам воспитания, консультации) формы работы с семьей.
Явка родителей на родительские собрания на протяжении четырёх лет достаточно высокая (70-90%), так как стараюсь выбирать интересные и полезные темы для родителей. Родители оказывают помощь во всех делах коллектива, проявляют интерес ко всем успехам и неудачам детей. Проявляют интерес к жизни классного коллектива, активно в нём участвуют (организуют мероприятия, совершают совместные с классом поездки), не остаются равнодушными ко всем проблемам в классе, помогают в их решении, откликаются на все мои просьбы, увлечены делами детей, их творческими, интеллектуальными, спортивными интересами. По моему мнению, классный руководитель способен наладить контакт и установить доброжелательные отношения между родителем и ребёнком.
При использовании различных технологий мне удалось выявить талантливых и творческих детей. Детей я стараюсь вовлекать в разные по уровню мероприятия ещё с первого класса.
Достижения и участия детей:
1 класс- Всероссийская экологическая акция «Хранители воды» (конкурс рисунков), 3 место.
2 класс- «Веселые старты» школьные соревнования, 2 место.
3 класс-городской конкурс «Я- мурманчанин» (конкурс рисунков), 3 место.
-городской конкурс «Великая Отечественная война в Советском Заполярье» (конкурс рисунков), 3 место.
- научно-практическая конференция «Почему мурлыкают кошки».
- школьный уровень, конкурс рисунков «Мой любимый Мурманск», 1 место
- конкурс «Лучший ученик школы», 1 место.
4 класс- областной конкурс «Ёлка-эколят- молодых защитников природы», 2 место.
-научно-практическая конференция «Спать или не спать? Вот в чём вопрос?», «Школьный сленг в речи современных школьников».
- конкурс «Самый интеллектуальный класс начальной школы», 1 место.
Доброжелательная обстановка, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция на желание ребёнка выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление – вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.
Открытое занятие я провела с использованием кейс-метода.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитательная работа План воспитательной работы 3 класс
План воспитательной работы в 3 классе на 20011-2012 учебный год ...
Портфолио по воспитательной работе
Воспитательная работа...
Использование нетрадиционных форм и методов в воспитательной работе – одно из средств оптимизации воспитательного процесса учащихся начальной школы ( из опыта работы)
В статье рассказываю какие формы я использую, как классный руководитель в воспитательной работе в своем классе для того, чтобы детям было интересно и комфортно учиться и находиться в одном...
Статья " Роль портфолио в планировании воспитательной работы в группе продленного дня"
В данной статье раскрывается роль портфолио для повышения самооценки учащихся...
![](/sites/default/files/pictures/2021/05/18/picture-950911-1621302197.jpg)
Описание системы воспитательной работы классного руководителя. План работы воспитательной работы "Путь лидера"
Описание системы работы классного руководителя. Воспитатльная программа "Путь лидера"...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/20/picture-1436713-1668975282.jpg)
«Портфолио обучающихся, как ресурс оценивания образовательных достижений обучающихся с ОВЗ и результатов учебно-воспитательной работы педагогов»
Статья ориентирована на работу с обучающимися с ОВЗ...