Формы организации внеурочной деятельности младших школьников (из опыта работы)
статья
Представлен опыт работы по организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formy_org_vd.doc | 26.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Формы организации внеурочной деятельности младших школьников
(из опыта работы)
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования дает определение внеурочной деятельности, которое вы видите на экране. Внеурочная деятельность является необходимой и обязательной составляющей образовательного процесса.
Внеурочная деятельность в начальной школе
- осуществляется через организацию работы курсов внеурочной деятельности по пяти направлениям развития личности, а также работу кружков и воспитательную деятельность классного руководителя;
- реализуется через Программу духовно-нравственного развития и воспитания на основе плана воспитательной работы и рабочих программ внеурочной деятельности;
- включает мероприятия по направлениям, определенным ФГОС НОО, с учетом уклада школьной жизни.
Рассмотрим основные формы организации внеурочной деятельности в начальной школе.
- Семейные мероприятия.
Одна из наиболее распространенных и проверенных временем форм работы. В начальных классах Лицея - это цикл мероприятий под общим названием «Родительский дом – начало начал».
1 класс
- День рождения класса. Театрализованное поздравление с 1 сентября.
- Праздник «Мы школьниками стали».
- Мини-проект «Зимующие птицы» (изготовление кормушек вместе с папами).
- Прощание с Азбукой.
- Праздник для мам и пап «Наши любимые».
- Интегрированный урок игры и игрушки.
2 класс
- День пожилого человека. Совместное чаепитие с бабушками (дедушками).
- «Я хочу с тобой поделиться». Мастер – классы бабушек (дедушек).
- Праздник для бабушек и дедушек.
- Папа, мама, я – спортивная семья.
3 класс
- Фольклорный праздник «Осенние посиделки».
- Выставка семейных работ – поделок, сделанных своими руками.
- Классные часы «Школьные успехи моих родителей», «Профессии моих родителей».
- Праздник «Наша дружная семья».
4 класс
- Составление классного фотоальбома семейных фотографий.
- Мини – проект «Моя семья в годы Великой Отечественной войны».
- «Я хочу с тобой поделиться». Мастер – классы родителей.
- Выпускной в начальной школе.
Ежегодно при участии родителей проводятся:
- день именинников;
- Марафон добрых дел;
- поход выходного дня;
- День матери;
- конкурс поделок «Чудо – овощ»;
- выставка – конкурс рисунков;
- Новогодний праздник.
Семейные мероприятия позволяют формировать детско-родительский коллектив, помогают устанавливать дружеские отношения между всеми членами семьи, а также между школой и семьей. Кроме того, непосредственно в часы внеурочной деятельности включается не только время, отводимое на проведение мероприятия, но и время, затраченное на его подготовку (выполнение творческих работ, разучивание стихов, репетиции и т.д.).
- Заполнение портфолио.
Портфолио представляет собой специальную подборку работ, демонстрирующую уровень достижения каждым учеником планируемых результатов начального общего образования. Работа с портфолио может начинаться во втором полугодии 1 класса с оформления основных разделов и страниц. Важно, чтобы эта обязанность не перекладывалась на родителей, ребенок должен принимать активное участие в создании личной папки достижений, пусть и под руководством (с помощью) учителя и родителей. Впоследствии ученик пополняет свою папку различными наградами (сертификатами, дипломами и т.п.) и творческими работами.
Структура портфолио разнообразна и может включать в себя следующие разделы: «Мой мир» (в данном разделе ребенок рассказывает о себе, своей семье, друзьях, увлечениях, городе, в котором живет), «Моя школа» (рассказ о той школе, диагностические работы, странички из читательского дневника, проектные задания), «Мои достижения», «Мое творчество» (сочинения, рассказы, сказки, стихи, написанные самим ребенком).
Как показывает практика, у детей, систематически пополняющих свое портфолио, повышается самооценка и мотивация к учебной и внеучебной деятельности.
- Экскурсии.
Преимущества данной формы организации внеурочной деятельности:
- новый опыт вызывает интерес и активизирует любознательность младшего школьника;
- слушание рассказа экскурсовода и рассматривание экспозиции сочетаются с практической деятельностью, что способствует закреплению полученных знаний;
- неуверенные в себе, застенчивые дети в неформальной обстановке часто раскрепощаются;
- дети с удовольствием вспоминают состоявшиеся экскурсии, рассказывают родителям и друзьям о том, что узнали нового и необычного.
Возникающие трудности:
- к сожалению, не каждая семья может позволить себе отпустить ребенка на платную экскурсию (а таких экскурсий большинство);
- в некоторых населенных пунктах мест, куда можно сходить с классом на экскурсию, либо очень мало, либо нет вообще, поэтому приходится отправляться в ближайший, более крупный город. Для этого необходимо найти транспорт и согласовать документы на перевозку детей в ГИБДД, что зачастую весьма проблематично.
Какой выход?
- Если некоторые дети не могут посетить платное мероприятие, для них можно подобрать другую форму работы соответствующей тематики (проектная деятельность, постановка спектакля, чтение и обсуждение книги и т.п.). В рабочих программах внеурочной деятельности в таких случаях заранее прописываются альтернативные занятия.
- При возникновении проблем с перевозкой детей можно попробовать поискать другую транспортную организацию или заменить поездку виртуальной (заочной) экскурсией.
- Экологические уроки.
Уроками такую форму организации внеурочной деятельности можно назвать лишь условно. Материалы экоуроков размещаются и становятся доступными для скачивания после регистрации на указанном сайте. В комплект методических материалов включены рекомендации по проведению экоурока, яркая, качественная компьютерная презентация и приложения для распечатки.
Название «экоуроки» говорит само за себя: это занимательный разговор о серьезных экологических проблемах в сочетании с игровыми элементами и командной (групповой) формой работы.
Экоуроки способствуют формированию экологического мышления, бережного отношения к природным ресурсам.
- Диагностические занятия.
Каждая из Подпрограмм ООП подразумевает наличие соответствующих критериев и проведение мониторинга достижения планируемых результатов. Поставить в расписание дополнительные часы, отводимые на диагностику сформированности универсальных учебных действий, духовно – нравственного развития и т.д. невозможно, поэтому удобно проводить необходимые мониторинговые процедуры в рамках внеурочной деятельности.
Помимо названных, наиболее удачными и возможными для использования в практической деятельности, на наш взгляд, являются такие формы организации внеурочной деятельности, как:
по спортивно – оздоровительному направлению
- этические беседы о здоровом образе жизни,
- встречи с медицинскими работниками и инспекторами ГИБДД,
- подвижные и малоподвижные (настольные) игры в помещении и на свежем воздухе,
- день здоровья,
- «Веселые старты» и различные спортивные соревнования,
- поход;
по социальному и духовно – нравственному направлениям
- библиотечное занятие,
- день именинников,
- календарные праздники,
- добровольческие акции;
по интеллектуальному направлению
- интеллектуальное состязание,
- викторина,
- предметные конкурсы («Русский медвежонок», «Кенгуру» и т.д.),
- онлайн – олимпиады (интернет – платформа «Учи.ру» https://uchi.ru/),
- практикум;
по общекультурному направлению
- литературная игра,
- конкурс чтецов,
- проектная работа,
- слушание литературных произведений,
- театрализация,
- самостоятельная работа с художественными произведениями,
- анализ художественных и живописных произведений.
Такое разнообразие форм организации внеурочной деятельности прежде всего позволяет избежать чрезмерной нагрузки младших школьников, дает возможность каждому ребенку проявить себя творческой личностью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экскурсия, как одна из форм организации познавательной деятельности младших школьников во внеурочное время
Экскурсии создают условия для работ исследовательского характера, что помогает развитию творческой инициативы и целенаправленному использованию энергии младших школьников. Наряду с и...
Обобщение опыта работы по теме "Детское научное общество как одна из форм организации исследовательской деятельности младших школьников"
Современное общество нуждается в человеке, способном самостоятельно мыслить, ставить перед собой и обществом новые задачи и находить их решения. Поэтому столь громко звучит сейчас требование реализаци...
Доклад на тему "Духовно-нравственное воспитание как одно из важнейших направлений организации исследовательской и проектной деятельности младшего школьника"(из опыта работы)
Цель данного мероприятия формирование основ нравственности младших школьников средствами внеурочной деятельности, становление субъектной позиции младших школьников....
КТД как форма организации внеурочной деятельности младших школьников.
Коллективное творческое воспитание - особый способ организации жизнедеятельности детей и взрослых, предполагающий совместную деятельность и направленный на улучшение совместной жизни. КТД - это дела н...
"Духовно-нравственное воспитание как одно из важнейших направлений организации исследовательской деятельности младшего школьника"(из опыта работы)
Выступление отражает опыт работы младших школьников по духовно- нравственному воспитанию....
Домашняя работа по математике как одна из форм организации учебной деятельности младших школьников
Проблемы с домашним заданием, безусловно, существуют, но это разрешимые проблемы, и решить их для себя – задача каждого педагога. Подходить к решению проблемы домашнего задания без учета накопле...
Группы продленного дня как форма организации внеурочного времени младших школьников
Статья посвещена теме организации групп продленого дня для младших школьников...