ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Занимательная математика»
календарно-тематическое планирование

Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. В этом может помочь программа внеурочной деятельности «Занимательная математика», расширяющий математический кругозор и эрудицию обучающихся, способствующий формированию познавательных универсальных учебных действий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

   

 ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Занимательная математика»

Срок реализации – 1 год

    

Руководитель:

 Учитель начальных классов

Крышкова Лариса Сергеевна

2017 – 2018 учебный год

Пояснительная записка

Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. В этом может помочь программа внеурочной деятельности «Занимательная математика», расширяющий математический кругозор и эрудицию обучающихся, способствующий формированию познавательных универсальных учебных действий.

Внеурочная деятельность предназначена для развития математических способностей обучающихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

Внеурочная деятельность «Занимательная математика» направлена на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.

Программа внеурочной деятельности

Направление внеурочной деятельности.

Отличительные особенности программы внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность «Занимательная математика» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью в факультатив включены подвижные математические игры, последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия; что приводит к передвижению учеников по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты, и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации факультатива целесообразно использовать принципы игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в группах и в парах постоянного и сменного состава. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.

«Занимательная математика» входит во внеурочную деятельность по направлению «Общеинтеллектуальное развитие личности». Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько средства компьютерного моделирования позволяют визуализировать, анимировать способы действий, процессы, например движение, математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности.

В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходство и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер изменений и на основе этого формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу — это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться самому находить выход-ответ.

Внеурочная деятельность отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика» и не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, в программе содержатся полезная и любопытная информация, занимательные математические факты, способные дать простор воображению.

Цель программы внеурочной деятельности:

 - формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

Задачи программы:

— освоение эвристических приёмов рассуждений;

— развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

— наблюдение, сравнение, обобщение и нахождение простейших закономерностей, использование догадок, построение и проверка простейших гипотез;

— привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

Возраст детей, участвующих в реализации программы внеурочной деятельности: 7-8 лет.

Сроки реализации программы внеурочной деятельности

Продолжительность реализации программы: в течение учебного года занятия два раза в неделю (66 ч – 1 класс).

Формы занятий: программа внеурочной деятельности предусматривает использование следующих форм проведения занятий:

  • беседы;
  • ролевые игры;
  • выставки;
  • конкурсы;
  • инсценировка сказок;
  • проектная деятельность.

Режим занятий:

  • периодичность: 2 часа в неделю продолжительностью 25 минут;
  • общее количество – 66 часа.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы внеурочной деятельности:

 Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются:

— развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

— развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности — качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

— воспитание чувства справедливости, ответственности;

— развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделе «Универсальные учебные действия».

Предметные результаты отражены в содержании программы.

Универсальные учебные действия:

— сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;

— моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;

— применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;

— анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;

— включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;

—выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;

— аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;

— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

—контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Формы подведения итогов реализации программы внеурочной деятельности:

Учет знаний и умений для контроля освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов:

  • открытые занятия;
  • выставки творческих работ;
  • итоговое тестирование, позволяющее определить уровень развития коммуникативных навыков, эмоциональное состояние обучающихся.

Учебный план внеурочной деятельности

п/п

Разделы программы

Количество часов

часов

1 год

1

Числа. Арифметические действия. Величины.

18

2

Мир занимательных задач

23

3

Геометрическая мозаика

25

20

Всего часов:

66

Учебно-тематическое планирование внеурочной деятельности

1-й год обучения

пп

Разделы программы

и темы учебных занятий

Всего часов

В том числе

Теория

Практика

1

Числа. Арифметические действия. Величины.

18

4

14

1.1.

Названия и последовательность чисел от 1 до 20.

1

1.2

«Весёлый счёт» — игра-соревнование.

ками.

1

1.3

Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков.

1

1.4

Игра с игральными кубиками. «Чья сумма больше?»

1

1.5

Числа от 1 до 10.

1

1.6

Игра - «Математическое домино».

1

1.7

Решение и составление ребусов, содержащих числа.

1

1.8

Игра - «Отгадай число и месяц рождения»;

1

1.9

Игры с набором «Карточки-считалочки».

1

1.10

Работа с палитрой — основой с цветными фишками и комплектом

заданий к палитре.

1

1.11

Игра «Крестики-нолики».

1

1.12

Игра «Крестики-нолики на бесконечной доске».

1

1.13

Игра «Морской бой».

1

1.14

Решение нестандартных задач.

1

1.15

Игра «Муха» («муха» перемещается по командам «вверх», «вниз», «влево», «вправо» на игровом поле 3 × 3 клетки).

1

1.16

 Игра - «Сбор плодов»

1

1.17

Составление картинки с заданным разбиением на части.

1

1.18

Составление картинки с частично

заданным разбиением на части.

1

2.

Мир занимательных задач

23

11

12

2.1

Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданной

последовательностью шагов (по алгоритму).

1

2.2

Построение собственного рисунка и описание его шагов.

1

2.3

Игра - «Счастливый случай».

1

2.4

Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин).

1

2.5

Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, для ответа на заданные вопросы

1

2.6

Выбор необходимой информации, содержащейся на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы

1

2.7

 Игра - «Какой ряд дружнее?»

1

2.8

Старинные задачи.

1

2.9

Логические задачи.

1

2.10

Игры с мячом: «Наоборот»

1

2.11

Задачи на переливание.

1

2.12

Составление аналогичных задач и заданий.

1

2.13

Игры с мячом: «Не урони мяч»

1

2.14

Задачи, решаемые способом перебора.

1

2.15

«Открытые» задачи и задания.

1

2.16

Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных.

1

2.17

Игра - «Задумай число».

1

2.18

Игра - «Отгадай задуманное число».

1

2.19

Построение конструкции по заданному образцу.

1

2.20

Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями.

1

2.21

Задачи с некорректными данными.

1

2.22

Задачи, допускающие несколько

способов решения

1

2.23

Игра соревнование – «Веселый счет».

1

3.

Геометрическая мозаика

25

11

14

3.1

Пространственные представления.

1

3.2

Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз».

1

3.3

Маршрут передвижения. Точка начала движения, число, стрелки 1→ 1↓, указывающие направление движения.

1

3.4

Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму) — «путешествие точки» (на листе в клетку).

1

3.5

Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.

1

3.6

Геометрические узоры. Закономерности в узорах.

1

3.7

Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.

1

3.8

Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, уголки, спички).

1

3.9

Конструкторы Лего - игра «Геометрические тела».

1

3.10

Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции.

1

3.11

Игра с конструкторам «Кубики».

1

3.12

Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции.

1

3.13

Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.

1

3.14

Игра с конструкторам «Полимино».

1

3.15

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.

1

3.16

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

1

3.17

Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте.

1

3.18

Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).

1

3.19

Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб.

1

3.20

 Игра - «Сложи квадрат».

1

3.21

Моделирование из проволоки.

1

3.22

Создание объёмных фигур из развёрток.

1

3.23

Шкала линейки. Сведения из истории математики: история возникновения линейки.

1

3.24

 Игра-соревнование «Весёлая геометрия».

1

3.25

Игра – «Математическая карусель».

1

Всего часов:

66

36

30

Содержание программы внеурочной деятельности

«Занимательная математика»

1-й год обучения

Числа. Арифметические действия. Величины

Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков. Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа.

Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления, числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.

Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.).

Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.

Числа-великаны (миллион и др.). Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо, и справа налево.

Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).

Занимательные задания с римскими цифрами.

Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.

Форма организации обучения — математические игры:

— «Весёлый счёт» — игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры: «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения»;

— игры: «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»;

— игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч»;

— игры с набором «Карточки-считалочки» — двусторонние карточки: на одной стороне — задание, на другой — ответ;

— математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление»;

— работа с палитрой — основой с цветными фишками и комплектом

заданий к палитре по темам: «Сложение и вычитание до 100» и др.;

— игры: «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др., конструкторы «Часы».

Универсальные учебные действия:

— сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;

— моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;

— применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;

— анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;

— включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;

—выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;

— аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;

— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

—контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Теория: 4

Практика: 14

Мир занимательных задач

Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия.

Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи.

Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания.

Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий.

Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.

Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания.

Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных.

Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.

Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в

условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.

Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».

Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.

Универсальные учебные действия:

— анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять

условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);

— искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;

—моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации;

— конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;

— объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;

—воспроизводить способ решения задачи;

— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

— анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;

— оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);

— участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи;

— конструировать несложные задачи.

Теория: 11

Практика: 12

Геометрическая мозаика

Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо»,«вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения, число, стрелки 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму) — «путешествие точки» (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.

Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.

Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.

Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).

Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).

Форма организации обучения — работа с конструкторами:

—моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков;

—танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат»1. «Спичечный» конструктор2;

—конструкторы Лего. Набор «Геометрические тела»;

—конструкторы «Танграм», «Спички», «Полимино», «Кубики»,

«Паркеты и мозаики», «Монтажник», «Строитель» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».

Универсальные учебные действия:

—ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;

— ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения;

—проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);

—выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;

—анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции;

— составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции;

—выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции;

— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

— объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии;

— анализировать предложенные возможные варианты верного решения;

—моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток;

— осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.

Список литературы:

1 Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 1991.

2. Математика и конструирование: электронное учебное пособие для начальной

школы. — М.: ООО «ДОС», 20010.

3. Таблицы для начальной школы. Математика: в 6 сериях. Математика вокруг нас: 10 п.л. формата А1 / Е.Э. Кочурова, А.С. Анютина, С.И. Разуваева, К.М. Тихомирова. — М. : ВАРСОН, 2010.

4. Плакат «Говорящая таблица умножения» / А.А. Бахметьев и др. — М. : Знаток, 2009.



Предварительный просмотр:

Содержание

Пояснительная записка к программе внеурочной деятельности

для 1класса…………………………………………………………………..2

Тематический план учебной программы 1 класс………………………...3

Пояснительная записка к программе внеурочной деятельности

для 2 класса………………………………………………………………….4

Тематический план учебной программы 2 класс………………………...5

Пояснительная записка к программе внеурочной деятельности

для 3 класса…………………………………………………………………6

Тематический план учебной программы 3 класс………………………..7

Пояснительная записка к программе внеурочной деятельности

для 4 класса…………………………………………………………………8

Тематический план учебной программы 4 класс………………………..9

Планируемые результаты освоения программы внеурочной

деятельности……………………………………………………………….10

Качества личности, которые могут быть развиты в результате реализации

программы внеурочной деятельности…………………………………..11

Контрольно-измерительные материалы……………………………...…12

Внеклассные мероприятия………………………………………………..22

Список литературы для учителя……………………………………...….32

Список литературы для обучающихся………………………………….32

Пояснительная записка

к программе внеурочной деятельности для 1класса

   Целью образования в начальной школе является выявление и развитие способностей каждого ученика на основе личностного ориентированного подхода в обучении и воспитании и постепенного перехода к личностно-деятельностному, формирование духовно богатой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями, способной адаптироваться к условиям новой жизни.

   Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение. Они обогащают представление юного читателя о прошлом и настоящем нашей Родины, помогают усвоить высокие нравственные принципы народа, раскрывают красоту подвига человека.

   Произведения устного народного творчества способствуют развитию у детей образного мышления, обогащают их речь.

   Читая пословицы и поговорки, дети усваивают мудрость трудового народа, его многовековой опыт.

   Загадки способствуют развитию сообразительности, умению сравнивать, сопоставлять. Большое воспитательное значение имеют сказки. Их образность, эмоциональность содействуют развитию эстетического вкуса у детей.

   К.И. Чуковский писал о цели сказок: «Она заключается в том, чтобы какою угодно ценою воспитать в ребёнке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою… Сказочники хлопочут о том, чтобы ребёнок с малых лет научился мыслить, участвовать в жизни воображаемых людей и зверей и вырвался бы этим путём за узкие рамки эгоценрических интересов и чувств».

    Воспитательной целью лицея является способствование формированию социально-ценностных отношений обучающихся. Одной из основных задач:

приобщить детей к общечеловеческим ценностям, способствовать развитию креативности («творческости») как черты личности.

За основу данной разработки взята программа Кудиной Г.Н., Новлянской З.Н. «Литература как предмет эстетического цикла».

   Цель заключается в том, чтобы пробудить, воспитать, укрепить в восприимчивой детской душе эту драгоценную способность сопереживать, сострадать и сорадоваться, без которой человек не человек. Только эта способность, привитая с раннего детства и доведённая в процессе развития до высочайшего уровня, создавала и будет впредь создавать Бестужевых, Некрасовых, Чеховых, Горьких.

  Эта программа приохотит детей к посильным занятиям наукой, к чтению книг, научит ценить и понимать прекрасное.

   Программа подскажет, не только чему учить, но и как учить. Поэтому она полезна учителям, воспитателям детских садов, родителям, желающим помочь своим детям успешно учиться.

  Программа рассчитана на 33 часа.

  Основными формами учёта знаний являются предметные недели, КВНы, викторины, тесты по прочитанному произведению и итоговое тестирование за весь курс обучения.

Тематический план учебной программы

1 класс

№ п/п

Темы занятий

Кол-во

часов

Ι

Устное народное творчество

10

1.1

Загадки

1

1.2

Загадки о временах года, о птицах, животных, растениях

1

1.3

Сочини сам загадку

1

1.4

Колыбельные песни

1

1.5

Песни, потешки и небылицы

1

1.6

Пословицы и поговорки

1

1.7

Надо ли, чтобы все желания исполнялись? Тема: размышление о жизни

1

1.8

Мой друг. Моя любимая игрушка

1

1.9

Какие черты характера мы ценим в людях?

1

1.10

Н. Носов «Заплатка», В.Осеева «Сыновья»

1

ΙΙ

Литература – искусство слова

6

2.1

Жанры. Язык

1

2.2

Зритель и ролевая игра

1

2.3

Начало сказки

1

2.4

Окончание сказки

1

2.5

Позиция читателя-зрителя, актёра, автора и героя

1

2.6

Мы сочиняем сказки

ΙΙΙ

Театр и литература

17

3.1

Театр. Побасёнка

1

3.2

Настроение читателя

1

3.3

Составление словаря настроений

1

3.4

Словарь настроений

1

3.5

Основное настроение и его оттенки. Радостное настроение

1

3.6

Радостное настроение и его оттенки

1

3.7

Рассказчик-герой

1

3.8

Разные рассказчики в тексте

1

3.9

Зимняя сказка. Праздник читательских удовольствий

1

3.10

«Моя снежинка». Обсуждение детских сочинений

1

3.11

Настроение и его оттенки. Таинственное настроение

1

3.12

Коллективная творческая работа. Зимнее настроение. Снег

1

3.13

Обсуждение детских сочинений

1

3.14

Праздник читательских удовольствий

1

3.15

Большая Родина моя

1

3.16

Москва. Кремль – сердце нашей Родины

1

3.17

Мой родной дом. Моя семья

1

Пояснительная записка

к программе внеурочной деятельности для 2 класса

   Основная задача предлагаемой программы – это воспитание эстетически развитого читателя, способного к пониманию позиции автора художественного текста и собственному суждению о произведении и жизненных явлениях, в нём отражённых.

    В основе всей программы лежит исходное отношение «автор – художественный текст – читатель». Освоение этого отношения – непрерывный процесс практической литературной деятельности самих школьников то в авторской, то в читательской позиции.

    Основные задачи программы, в каждой из выделенных позиций, различны, но все обеспечивают единое литературное развитие ребёнка- читателя.

Первая – понять произведение так, как понимал его сам автор, постараться

             увидеть картину мира «глазами» автора.

Вторая – включить в произведение свой, чужой для автора жизненный и

               культурный контекст, т.е. выработать свою точку зрения на то, что

              изображает и выражает автор, согласиться с ним или вступить в

              спор и увидеть условный мир произведения своими «глазами» –

              «глазами» читателя.

  Обе эти задачи реализуются через специфический диалог между автором и читателем, диалог «заочный», опосредуемый художественным текстом: через «сотворчество понимающих».

     Во втором классе особенно важным становится практическое освоение закона художественной формы как средства выражения мыслей и чувств автора. Это освоение осуществляется путём работы с целостной структурой художественного текста, постепенно усложняющегося. А рабочим материалом служат малые жанры народного творчества: считалка, потешка, скороговорка, загадка, небылица, побасёнка.

   Предлагаемая программа служит лишь основной стартовой площадкой для собственного творчества учителя.

     Программа рассчитана на 34 часа.

Тематический план учебной программы

2 класс

п/п

Тема занятия

Кол-во

часов

І

Введение

2

1.1

Автор – художественный текст – читатель

1

1.2

Точка зрения автора, рассказчика и читателя. Настроение и его оттенки

1

ІІ

Устное народное творчество

8

2.1

Устное народное творчество. История происхождения жанров

1

2.2

Характер героя в оценке рассказчика. «Каша из топора» русская народная сказка

1

2.3

Характер героя в оценке рассказчика. Проблема жанра «сказка». «Айога» нанайская сказка

1

2.4

Ритм – основа искусства

1

2.5

Ритм в искусстве слова

1

2.6

Структура жанра «считалка»

1

2.7

Сочини свою считалку

1

2.8

Обсуждение детских считалок

1

ІІІ

Что такое ритмический рисунок?

9

3.1

Ритмический рисунок в авторской поэзии

1

3.2

Изменение ритмического рисунка, как выразительного средства поэтической речи

1

3.3

Структура жанра «потешка»

1

3.4

Сочини свои потешки

1

3.5

Обсуждение детских потешек

1

3.6

Запись текста как средства выразительности

1

3.7

Структура жанра «скороговорка»

1

3.8

Сочини скороговорку

1

3.9

Конкурс «скороговорителей»

1

ІV

Что такое звуковой рисунок?

15

4.1

Звуковой рисунок в авторской поэзии

1

4.2

Одушевление стихий М. Матерлинк «Синяя птица»

1

4.3

Сравнение жанров «потешка» и «скороговорка»

1

4.4

Структура жанра «загадка»

1

4.5

Сочинение загадок

1

4.6

Обсуждение. Коллективная творческая работа

1

4.7

Звуковой рисунок и сравнение в авторской поэзии

1

4.8

Сравнение и метафора в авторской поэзии

1

4.9

Структура жанра «побасёнка»

1

4.10

Сочини свою побасёнку

1

4.11

Обсуждение детских побасёнок

1

4.12

Что смешит в басне? Басня, сказка, побасёнка, пьеса; их сходство и различие

1

4.13

Структура жанра «небылица»

1

4.14

Сочини свои небылицы

1

4.15

Обсуждение детских небылиц. Наше творчество. Заключительный урок

1

     

Пояснительная записка

к программе внеурочной деятельности для 3 класса

   Основная цель предлагаемой программы – воспитание эстетически развитого читателя, способного понимать позицию автора художественного текста и порождать собственное суждение о произведении и жизненных явлениях, в нём отражённых.

  Исходным для данной программы можно считать отношение «автор - художественный текст – читатель». Это отношение и осваивается в процессе практической литературной деятельности самих школьников, которые работают то в авторской, то в читательской позиции. Для успешной работы в каждой из этих позиций школьнику нужна и литературно-критическая оценка (т.е. работа в позиции «критика»), и владение законом художественной содержательной формы. Этот закон ребёнок осваивает в позиции «теоретика».

  Перед культурным читателем стоят задачи, разрешимые только через специфически «заочный» диалог между автором и читателем. Работы эстетически развитого читателя заключаются не только в чтении и получении удовольствия, но и постоянном «вычитывании», интерпретации толковании текста, составлении своеобразной «читательской партитуры». То есть позиция «непосредственного» читателя сливается с позицией «критика», работа «критика» нередко становится преобладающей хотя бы на время.

   Работая в позиции «автор-художник», ребёнок сам пытается сочинить литературные и художественные произведения. Эта работа в программе – ведущая. Её следует рассматривать как главное условие широкого литературного развития читателя, реализуя принцип «от маленького писателя – к большому читателю». Авторство нужно ребёнку для развития воображения, эмоционально-эстетической сферы и овладения речью, как средством передачи мыслей, чувств, внутреннего мира человека.

   Работа детей в авторской позиции требует от педагога создания в классе определённых условий. Эти условия не очень сложны, но обязательны. Во-первых, в письменных детских работах творческого характера нельзя оценивать грамотность.

   Можно выпускать журналы «Читательские мнения», «Размышления о жизни», «Наши сочинения».

     Программа рассчитана на 34 часа.

Тематический план учебной программы

3 класс

№ п/п

Темы занятий

Кол-во

часов

Ι

Вводные уроки

7

1.1

Вводный урок. Наше творчество. Обсуждение сочинений

1

1.2

Автор – художественный текст – читатель

1

1.3

«В осеннем лесу». Обсуждение детских сочинений

1

1.4

Точка зрения автора и рассказчика

1

1.5

«Моя любимая книга». Классное сочинение

1

1.6

«Моя любимая книга». Обсуждение детских сочинений

1

1.7

Ритмический рисунок в авторской поэзии

1

ΙΙ

Рифма

14

2.1

Ритм, рифма, звук как средства выразительности

1

2.2

Краски, звуки и запахи осени

1

2.3

«Приметы осени». Классное сочинение

1

2.4

Обсуждение детских сочинений

1

2.5

Акцентное вычитывание лирического стихотворения. И.Бунин «Листопад»

1

2.6

Конкурс чтецов

1

2.7

Выразительные возможности слов «первый» и «последний».

Коллективная творческая работа

1

2.8

«Первый»… «Последний»… Обсуждение детских сочинений

1

2.9

Акцентное вычитывание эпического текста. Г.-Х. Андерсен «Гадкий утёнок» (домашнее чтение)

1

2.10

Проверка домашнего чтения. Г.-Х. Андерсен «Гадкий утёнок»

1

2.11

Отзыв о сказке. Г.-Х. Андерсен «Гадкий утёнок». Классное сочинение

1

2.12

Выразительные возможности слов «шорох», «шелест», «лепет», «шум»

1

2.13

«Шелест».  «Шум». Классное сочинение

1

2.14

«Шелест».  «Шум». Обсуждение детских сочинений

1

ΙΙΙ

Малые жанры народного творчества

12

3.1

Малые жанры народного творчества. Повторение. Поиграем в угадайку

1

3.2

Считалка. Потешка

1

3.3

Скороговорка. Загадка

1

3.4

Побасёнка. Небылица

1

3.5

Обсуждение детских сочинений в малых жанрах народного творчества

1

3.6

Акцентное вычитывание эпического текста. В. Гаршин «Лягушка-путешественница»

1

3.7

Отзыв о сказке. В. Гаршин «Лягушка-путешественница». Классное сочинение

1

3.8

Отзыв о сказке. Обсуждение детских сочинений

1

3.9

Встреча со сказкой. Праздник читательских удовольствий

1

3.10

Акцентное вычитывание лирического стихотворения. А.А. Фет «Мама! глянь-ка из окошка…»

1

3.11

Отзыв о стихотворении. А.А. Фет «Мама! глянь-ка из окошка…»

1

3.12

Наше творчество. Конкурс весёлых сказочников

1

Пояснительная записка

к программе внеурочной деятельности для 4 класса

   Эта программа начинается в первом классе и рассчитана на все четыре года обучения в начальной школе. Основные принципы и методы, отличающие обучение по данной программе, подробно описаны в «Пояснительных записках» (для 1кл., 2 кл., 3 кл.). Стоит обратить внимание на те новые задачи, которые поставит перед его учениками четвёртый год обучения.

   На протяжении всего четвёртого года обучения продолжается начатое ранее движение «сквозь жанры»: дети выводят законы построения протяжной песни, сказки, народной драмы.

   Овладев такими сложными жанрами устного народного творчества, они уже готовы к работе с разными по жанровому составу произведениями авторской литературы; во-вторых, к усвоению сложнейшего понятия родового деления литературы.

   Введение – и достаточно раннее – понятия «род литературы» имеет чрезвычайно важное значение для становления читателя.

   Изучение народных песен, прежде всего протяжных, позволит «открыть» основные черты лирики; на материале народных сказок «открывается» понятие «эпос»; знакомство с народной драмой «Лодка» позволит ввести понятие «драма».

   Логическим завершением всей этой работы станут уроки, на которых дети сравнивают три произведения с одной и той же тематикой, но относящиеся к разным родам литературы.

   Ещё один вид творческой работы будет введён в четвёртом классе – работа со словом, с его значением и формой.

     Программа рассчитана на 34 часа.

Тематический план учебной программы

4 класс

№ п/п

Темы занятий

Кол-во

часов

Ι

Введение

8

1.1

Вводный урок. Наше творчество. «В осеннем лесу». Обсуждение сочинений

1

1.2

Определение типа текста

1

1.3

М.М. Пришвин «Лесная капель»

1

1.4

Снимаем кино. К.Г. Паустовский (фронтальная проверка домашнего чтения, план пересказа)

1

1.5

Ритмический рисунок в авторской поэзии (повторение)

1

1.6

«Что я чувствую и представляю, когда звучит слово…» (обсуждение сочинений)

1

1.7

Акцентное вычитывание эпического текста. А.П. Чехов «Ванька»

1

1.8

О рассказе А.П. Чехова «Ванька» (классное сочинение- отзыв)

1

ΙΙ

Малые жанры народного творчества

17

2.1

Пословица

1

2.2

Народная песня

1

2.3

Структура жанра «протяжная песня»

1

2.4

Акцентное вычитывание протяжной песни «Матушка, матушка, что во поле пыльно»

1

2.5

Детские песни

1

2.6

Коллективная и индивидуальная творческая работа «Сочините песенки»

1

2.7

Праздник читательских удовольствий. Встреча со сказкой. Театр

1

2.8

Народные сказки: волшебные, бытовые, о животных

1

2.9

Структура жанра «волшебная сказка»

2

2.10

Структура жанра «волшебная сказка»

2.11

Конкурс сказителей волшебной сказки

1

2.12

Творческая работа «В стиле волшебной сказки» (классное сочинение)

1

2.13

Структура жанра «сказка о животных»

1

2.14

Структура жанра «бытовая сказка»

1

2.15

Конкурс сказителей бытовой сказки

1

2.16

Сходство и различие авторской и народной сказки

1

2.17

А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»

1

ΙΙΙ

Роды литературы. Эпос. Лирика

7

3.1

Эпос. Лирика

1

3.2

Структура жанра «народная драма»

1

3.3

Инсценировка народной сказки «Золотой серпок» коллективная творческая работа

1

3.4

Роды литературы. Эпос. Лирика. Драма

1

3.5

«Весна в моём дворе», «Между мартом и апрелем» (классное сочинение)

1

3.6

«Весна в моём дворе» (обсуждение сочинений)

1

3.7

«Секрет для будущего года» (классное сочинение). Наше творчество. Заключительный урок

1

Планируемые результаты

освоения программы внеурочной деятельности

Освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

  • владеть навыками сознательного, беглого, правильного и выразительного чтения целыми словами;
  • понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему, уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать её своими словами;
  • передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого (с изменением лица рассказчика, от имени одного из персонажей) пересказа; придумывать начало повествования или его возможное продолжение и завершение;
  • составлять план к прочитанному (полный, краткий, картинный);
  • вводить в пересказы-повествования элементы описания, рассуждения, цитирования;
  • выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;
  • самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;
  • знать название темы и сюжеты 2-3 произведений фольклорных жанров, а также литературных произведений писателей-классиков;
  • знать не менее 6-7 народных сказок, уметь их рассказывать;
  • знать пословицы, 2-3 крылатых выражения, понимать их смысл и объяснять, в какой жизненной ситуации можно употребить каждую из них;
  • уметь полноценно слушать, осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т.е. быстро схватить, о чём идёт речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, фактами и доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;
  • давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы.

Качества личности, которые могут быть

развиты в результате реализации

программы внеурочной деятельности

  • развитие речевой культуры, речевых навыков, навыков чтения;
  • умение постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное;
  • обучающиеся овладевают приёмами выразительного чтения, решая разнообразные коммуникативные задачи, возникающие при чтении;
  • творческая деятельность и эмоционально-чувственное отношение к действительности, которая поможет воспринимать художественное произведение на основе проявления собственных творческих способностей.

Контрольно-измерительные материалы

1класс

  Прочитай текст.

   Под лучами майского солнышка всё быстро растёт. Отцвели лёгкие белые подснежники. В лугах развернулся пёстрый ковёр из трав и листьев. Налились на черёмухе бутоны. Приятным ароматом повеяло от дерева.

  Утром грянули холода. Утренний туман не поднялся колечком с лесной полянки. Он замер и лёг инеем на землю. Тишина в лесу. Птицы молчат. Они боятся застудить горлышко. Одна кукушка кричит с раннего утра до позднего вечера.

Ответь на вопросы, отметив (۷) верный вариант ответа.

  1. О каком времени года говорится в тексте?

 о  лете   об осени  о весне

  1. Что отцвело в мае?

белые подснежники

душистая черёмуха  

пёстрый ковёр из трав

  1. От какого дерева повеяло приятным ароматом?

берёзы    липы    черёмухи

  1. Когда грянули холода?

ночью    вечером     утром

  1. Куда лёг туман инеем?

на деревья     на землю     на лесную полянку

  1.  Почему молчат птицы в лесу?

потому что боятся застудить горлышко

потому что в лесу тишина

потому что утренний туман лёг инеем на землю

  1. Кто кричит с раннего утра до позднего вечера?

кукушка     сойка     птицы

  1. Какое название больше всего подходит к тексту?

Майское утро.       Утренний туман.    Цветёт черёмуха.

2 класс

   Прочитай текст.

   В сумерках возвращался я из лесу домой, гляжу, по дороге ёж топает. Он тоже меня заметил, фыркнул и свернулся клубком: попробуй,  тронь! Закатил я колючего зверька в кепку, принёс домой и назвал Фомкой.

   В комнате Фомка развернулся, стал углы обследовать, норку искать. Вскоре нашёл за печкой старый валенок и забрался в него. А на этом валенке любил дремать толстый рыжий кот Барин.

   Всю ночь до рассвета кот где-то бродил, а утром вернулся и хотел лечь на валенок, но вдруг почуял что-то неладное, выгнул спину другой, мяукнул и вскочил на середину комнаты. Старый валенок ожил: чихал, пыхтел, фыркал, а в довершение всего из него выкатился какой-то серый колючий клубок. Со страху кот прыгнул на шкаф, и я подумал: теперь Барину спокойной жизни не будет.

   День, другой, третий  кот и ёж сторонились друг друга, а недели через три пообвыкли и помирились. После этого каждый вечер часам к девяти Фомка начинал стучать по блюдцу лапами: молока требовал. На зов ежа являлся кот, и частенько приятели ужинали вместе. Фомка и Барин стали настоящими друзьями.

Ответь на вопросы, отметив (۷) верный вариант ответа.

1.О чём рассказывает в этом тексте?

о том, как живут в лесу ежи

 о том, как кот Барин невзлюбил ежа

 о том, как подружились ёж и кот

 о том, как ёжик напал на кота          

 2. Где произошла встреча кота с ежом?

на дороге     в комнате     в лесу      на крылечке

3. В какое время произошла встреча кота с ежом?

  в сумерках      на рассвете      вечером     ночью

4. Кот испугался и прыгнул на шкаф, потому что:

 он всю ночь до рассвета где-то бродил

 ёжик хотел его ударить

 ёжик, забравшись в валенок, начал чихать, фыркать

 он любил дремать на старом валенке

5. Выбери правильное утверждение.

 Кот и ёж помирились через три дня.

 Фомка никогда не просил молока.

 Сначала рассказчик не верил, что кот и ёж подружатся.

 Кот Барин не любил спать на старом валенке.

6. Как ты понимаешь выражение сторонились друг друга?

 боялись друг друга

 старались не встречаться

 прятались друг от друга

 ссорились друг с другом

7. Укажи, в каком порядке происходили события.    Цифра  1 уже стоит, поставь цифры 2, 3, 4.

    Ёж и кот стали друзьями.

    Кот испугался ежа.

    Рассказчик принёс домой ежа.

    Ёж забрался в старый валенок.

8. Главным образом автор хотел:

рассказать, чем кормить ежей

описать первую встречу кота и ежа

рассказать о том, что ёж и кот могут подружиться

описать поведение лесных ежей в домашних условиях

9. Какое предложение помогает лучше понять основную мысль текста?

Всю ночь до рассвета кот где-то бродил.

День, другой, третий  кот и ёж сторонились друг друга.

Фомка и Барин стали настоящими друзьями.

Со страху кот прыгнул на шкаф.

10. Какое название больше других подходит к истории, рассказанной автором?

Колючая находка.

Как подружились ёж и кот.

Первая встреча.

Старый валенок.

3 класс

Прочитай текст.

НАВОДНЕНИЕ В ЛЕСУ

    С зайцем случилось вот что. Заяц жил на островке среди  широкой реки. Река кругом его островка с треском сбрасывала лёд. В тот день он спокойно спал у себя под кустом.

   Солнце пригревало его, и косой не заметил, как вода в реке стала быстро прибывать. Он проснулся только тогда, когда почувствовал, что шкурка его промокла снизу.

  Вскочил – а вокруг него уже вода. Началось наводнение. Заяц убежал на середину островка: там было ещё сухо.

  Но вода в реке прибывала быстро. Островок становился всё меньше и меньше. Заяц метался с одного конца на другой.

   Так прошли весь день и вся ночь.

   На следующее утро из воды торчал только крошечный кусочек островка. На нём стояло сухое дерево. Заяц бегал кругом его толстого ствола.

    А на третий день вода поднялась уже до самого дерева. Заяц стал прыгать на дерево, но каждый раз обрывался и шлёпался в воду.

   Наконец ему удалось вскочить на толстый нижний сук. Заяц примостился на нём и стал терпеливо дожидаться конца наводнения: вода в реке больше уже не прибывала.

   С голоду помереть он не боялся: кора старого дерева была очень жёсткая и горькая, но всё-таки в пищу ему годилась.

   Ветер качал дерево так сильно, что заяц еле держался на суку. По широкой реке под ним плыли деревья, брёвна, сучья, солома.

   Три дня просидел заяц на дереве. Наконец, вода спала, и он спрыгнул на землю.                                                                                      

        (В. Бианки)

Часть А

Выполни задания, отметив (۷) верный вариант ответа.

1. В какое время года происходили события, описанные в данном тексте?

зимой          весной           летом          осенью

2. Какое явление в природе описано в тексте?

иней           снегопад         ливень        наводнение

3. Кто главный герой произведения? Напиши. _________________

4. Где жил заяц?

в поле под кустом                 на островке среди широкой реки

у реки под деревом               на дереве, стоящем в воде

5. Чего не заметил косой?

как вода в реке стала быстро прибывать

что шкурка  промокла снизу

как он очутился на острове

что островок становился всё меньше

6. Как прибывала вода в реке?

величаво             бурно           быстро           медленно

7. Заяц стал прыгать на дерево, потому что    

надоело бегать по островку

вокруг уже была вода, и ему негде было спастись

захотелось погрызть кору этого дерева

решил там отдохнуть

8. Почему заяц не боялся умереть с голоду, сидя на дереве?

потому что он был не голоден

потому что он спускался поесть

потому что он мог есть кору старого дерева

потому что он взял с собой запасы еды

9. Как заяц дожидался конца наводнения?

терпеливо            трясясь          с нетерпением          со страхом

10. Сколько времени просидел заяц на дереве?

четыре  дня        три дня         два дня         один день

Часть В

1. Укажи, в каком порядке встречаются в тексте данные предложения.

    Цифра  1 уже стоит, поставь цифры 2, 3, 4, 5, 6, 7.      

Солнце согревало его, и косой не заметил, как вода в реке стала быстро прибывать.

Наконец, вода спала, и он спрыгнул на землю.                                                                                      

А на третий день вода поднялась уже до самого дерева.

Началось наводнение.

Заяц жил на островке среди  широкой реки.

Островок становился всё меньше и меньше.

Наконец ему удалось вскочить на толстый нижний сук.

2. 1) Закончи предложение.

Река кругом его островка с треском ________________________________

 2) Как называется это явление: ледоход, заморозки, ледостав. Нужное подчеркни.

3. Выпиши предложение, в котором описывается поведение зайца, когда вода быстро прибывала.________________________________________________ _______________________________________________________________

4. Перечисли, что проплывало по широкой реке во время наводнения.

_________________________________________________________________________________________________________________________________

Часть С

1. Когда тебе особенно было страшно за зайца? Напиши.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Как ты думаешь, почему заяц попал в такую ситуацию? Напиши об этом.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Итоговый тест

по литературному чтению за 4 класс

1. На что опирается человек, когда строит планы на будущее?

а) на фантазию, мечты;

б) на советы друзей;

в) на опыт, личную память.

2. Кого богатырь Илья Муромец выпустил из подвала?

а) Елену Прекрасную;

б) тридцать витязей;

в) Добрыню Никитича и Алёшу Поповича;

г) тридцать девушек.

3. В каком возрасте П.П. Ершов написал сказку «Конёк-горбунок»?

а) в 16 лет;     в) в 20 лет;

б) в 18 лет;     г) в 24 года.

4. Чем занимался старик с сыновьями в сказке «Конёк-горбунок»?

а) сеяли рожь;                   в) сеяли пшеницу;

б) пасли лошадей;             г) разводили пчёл.

5. Как А.С. Пушкин называл свою няню?

а) ласточкой;

б) нянюшкой;

в) голубкой.

6. Укажи значение слова «алчный»

а) жадный;           в) скудный;

б) глупый;           г) печальный.

7. О чём договорились Ашик-Кериб и Магуль-Мегери?

а) что он попросит у её отца её руки;

б) что он будет семь лет странствовать в поисках богатства;

в) что он добудет для неё волшебное ожерелье.

8. Кто является автором стихотворения «Листопад»?

а) А.С. Пушкин;              в) И.С. Никитин;

б) И.А. Бунин;                 г) Н.А. Некрасов;

9. Что делала жаба в начале «Сказки о жабе и розе»?

а) отдыхала после удачной охоты;

б) охотилась;

в) купалась.

10. Почему в сказе «Серебряное копытце» девочку назвали Дарёнкой?

а) от слова «дарить»;

б) от слова «драть»;

в) от слова «бурёнка»;

г) от слова «даль».

11. Укажи значение слова «тувалет»

а) комплект дорогой одежды;

б) стол с зеркалом и всеми принадлежностями;

в) набор украшений.

12. Какие сказки ты знаешь?

а) литературные;

б) народные;

в) литературные и народные;

13. Кто написал сказ «Серебряное копытце»?

а) С.Т. Аксаков;

б) В.М. Гаршин;

в) П.П. Бажов;

г) В.Ф. Одоевский

14. Назовите главную мысль «Сказки о потерянном времени»:

а) иногда лучше потратить немножко времени, чтобы потом его сберечь;

б) настоящие старики – те или доктора, или мастера, или академики, или учителя;

в) человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет.

15. Кто является автором рассказа «Главные реки»?

а) В.Ю. Драгунский;

б) Н.Н. Носов;

в) Е.Л. Шварц;

г) В.В. Голявкин.

16. Закончи пословицу «Кто грамоте горазд, тому…»:

а) не пропасть;

б) понадобятся очки;

в) нужно много читать.

17. Где проводил осень композитор Эдвард Григ?

а) на берегу Женевского озера;

б) в лесах около Бергена;

в) на окраине Стокгольма.

18. Какую игру  В. Брюсов называет вечерней?

а) прятки;

б) палочка-выручалочка;

в) лото;

г)жмурки.

19. Укажи значение слова «сайма»

а) рыбацкая стоянка;

б) рыбацкая лодка;

в) рыбацкая сеть.

20. М.М. Пришвин «Выскочка». От какого слова произошло имя собаки?

а) от слова «Бия»;

б) от слова «Байкал»;

в) от слова «виться» (она была очень подвижная).

21. В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Почему маме-стрижихе было так трудно?

а) она одна кормила детей;

б) у неё было слишком много детей;

в) её норка была расположена в неудачном месте.

22. С.А. Есенин «Лебёдушка». Какую картину рисует поэт в начале стихотворения?

а) картину заката;

б) картину рассвета;

в) картину жаркого летнего полдня;

г) картину ясной летней ночи.

23. Г.-Х. Андерсен «Русалочка». О чём говорило количество устриц на хвосте Русалочки?

а) о родовитости;

б) о возрасте;

в) о богатстве.

Ответы к тесту.

10а

11б

12в

13в

14в

15а

16а

17б

18б

19а

20в

21а

22б

23а



Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 «Волшебный карандаш»

1 класс

на 2017-2018 учебный год

Срок реализации 1 год

                                                                                            Подготовил программу  учитель

Крышкова Лариса Сергеевна

Пояснительная записка

Направленность программы 

«Волшебный карандаш» является программой внеурочной деятельности младших школьников художественно-эстетической направленности, предполагает уровень освоения знаний и практических навыков, по функциональному предназначению – учебно-познавательной.

В настоящее время возникла необходимость включения во внеурочную работу по изобразительному искусству всех учащихся. Это обусловлено повышением интереса учащихся к школьному курсу. Внеурочная работа по изобразительному искусству – органичная часть учебного процесса, она дополняет, развивает и углубляет его.

На внеурочной работе несравненно больше, чем на уроке, создаются условия для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся, да и сама внеурочная работа, призванная учитывать личные запросы школьника, стремится к их удовлетворению, требует дифференцированного и индивидуального подхода в обучении.

Эта программа поможет нашим детям освоить азы художественного мастерства, расширить горизонты мировоззрения. Вовсе не обязательно, что каждый из тех, кто посещает занятия в кружке свяжет свою жизнь с творчеством, но согласитесь  понимание гармонии и цвета вполне может пригодиться. Позитивные эмоции и восторг детей – гарантированы! Кроме того, рисование, как и многие другие виды творчества, по мнению психологов, способно объединить родителей и детей духовно. Физиологи же, отмечают , что рисование имеет опосредованное воздействие на развитие определенных центров головного мозга.         Занятия рассчитаны таким образом, чтобы ребенок лучше запомнил, усвоил материал. Руководитель рисует вместе (параллельно) с детьми , показывает, как правильно держать карандаш, кисть, набирать краску.

        Постепенно на смену первым неуверенным наброскам придут вполне зрелые работы, за каждой из которых стоит душа ребенка, его ощущение окружающего мира, энергетика и эмоции.

Нормативно – правовые документы.

Программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с

Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 06.10.2009 №373, Приказом Министерства образования и науки РФ от 22 сентября 2011 г. №2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»,

Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным  приказом Министерства образованияи науки Российской Федерацииот «17»  декабря  2010 г. № 1897,

 Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,

Письмом Минобрнауки №03-296 от 12 мая 2011 г. «Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования», «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4. 1251-03», утвержденными Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 1 апреля 2003 года.

Актуальность
Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:

быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;

быть ориентированными на лучшие конечные результаты.

Программа педагогически целесообразна, так как способствует более   разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.

Цель:

приобщение к искусству;

овладение способами художественной деятельности;

развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка;

формирование чувства  прекрасного, приобщение к культурному наследию;

развитие личности учащихся средствами искусства;

развитие индивидуальности.

Задачи:

Воспитание интереса к изобразительному искусству; обогащение            

нравственного опыта, формирование представлений о добре и зле;

развитие нравственных чувств

Развитие воображения, творческого потенциала ребенка, желания и умения        

подходить к любой своей деятельности творчески, способностей к    

эмоционально ценностному отношению к искусству и окружающему миру,

Освоение первоначальных знаний о пластических искусствах:    

изобразительных, декоративно прикладных, архитектуре и дизайне, их роли  

в жизни человека и общества;

Овладение элементарной художественной грамотой, формирование      

художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных    

видах художественно творческой деятельности;

Совершенствование эстетического вкуса, умения работать разными    

художественными материалами

Сроки реализации программы внеурочной деятельности «Весёлый карандаш»  1 год.

Программа рассчитана :

1 класс -  34 часа (1 час в неделю)

Время занятий – 35 мин.

Участники 1 класс.

Ведущей формой организации занятий является групповая.

Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

занимательность;

сознательность и активность;

наглядность;

доступность;

индивидуальный подход к учащимся.

Ожидаемые результаты:

Личностные универсальные учебные действия:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные универсальные учебные действия:

-  принимать и сохранять учебную задачу;

-  учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

-  планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и заданной области.

Познавательные универсальные учебные действия:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников;

-  проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

-  осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

-  адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

-  формулировать собственное мнение и позицию;

-  задавать вопросы.

Способами определения результативности внеурочной деятельности являются

наблюдение за работой учеников, устный фронтальный опрос, беседа.

Формой подведения итогов в каждом классе могут служить выставки продуктов детского творчества по каждому разделу. создание портфолио.

Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий

Выставки:

 однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;

 постоянные - проводятся в помещении, где работают дети;

тематические - по итогом изучения разделов, тем; итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.

Создание портфолио является эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся.

Портфолио – это сборник работ и результатов учащихся, которые демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.

В портфолио ученика включаются фото и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, продукты собственного творчества,

материала самоанализа, схемы, иллюстрации, эскизы и т.д.

 Кроме того, теоретические данные по каждой теме можно оформить а слайдовую презентацию по направлениям и в дальнейшем использовать на уроках по смежным темам в «Технологии», «Изобразительном искусстве», «Окружающем мире», «Музыке», «Физической культуре».

Тематический план

№ п/п

Тема внеурочной деятельности

Количество часов

в 1 классе

теория

практика

1

Рисование на тему

3

15

2

Рисование по памяти и представлению

1

3

3

Декоративное рисование

2

8

4

Резерв

1

5

Всего

34

Содержание программы внеурочной деятельности

Рисование на тему – 18 часов

«Как я провел лето...». В сказочном лесу... «Дары осени». «Правила дорожные знать каждому положено». «Три медведя». «Фантастические животные». «Снеговик спешит на карнавал». «Новогодняя ёлка с игрушками». «Птицы – наши друзья». «Подводное царство». «Красота вокруг нас». «Вселенная глазами детей». «Зайчик на лужайке». «Родина моя». «День победы». «Весенний пейзаж». «В предчувствии летних каникул»

Основные методы и технологии

технология  разноуровневого обучения;

развивающее обучение;

технология  обучения в сотрудничестве;

коммуникативная технология.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных  качеств школьника

Рисование по памяти и представлению –4 часов

Рисуем котёнка, зайчика. Рисуем сову. Ежик с яблоком. Рисуем гусеницу.

Основные методы и технологии

технология  разноуровневого обучения;

развивающее обучение;

технология  обучения в сотрудничестве;

коммуникативная технология.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных  качеств школьника

Декоративное рисование – 10 часов

Забавный орнамент. Осеннее дерево. «Осенние сказки лесной феи». Новогодняя открытка «Дед Мороз». «Мороз рисует узоры». Знакомство с хохломской росписью. Поздравительная открытка к 23 февраля. Конкурс на самый красивый фантик. Поздравительная открытка к 8 Марта.

Основные методы и технологии

технология  разноуровневого обучения;

развивающее обучение;

технология  обучения в сотрудничестве;

коммуникативная технология.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных  качеств школьника

Резерв – 1 часа

Условия реализации программы.

   В современном мире особое значение приобретает проблема творчества; способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе.
   Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности и т.п. - все то, что в совокупности и составляет творческие способности.
   Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия.
   Вот такое творческое начало искусство и воспитывает в человеке, и в этой своей функции оно ничем не может быть заменено. По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую фантазию оно занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности.

Список рекомендуемой литературы:

для учителя:

В.С.Кузин,Э.И.Кубышкина Изобразительное искусство в начальной школе.

В.С.Кузин,Э.И.Кубышкина Раскраски.

Ф.Левин. Домашние животные. Шаг за шагом.

Л. А. Неменской «Искусство и ты». – Волгоград: Учитель, 2006                                      

Серия «Школа рисования для малышей».

Серия «Искусство детям»

М. Трофимова «И учеба, и игра. Изобразительное искусство.

А.А.Фатеева. Рисуем без кисточки.

для детей:

В.С.Кузин,Э.И.Кубышкина Раскраски.

Календарно -тематическое

планирование внеурочной деятельности в 1 классе

№ п/п

Дата

Тема занятия

Кол. час

Примечание

1.

Творческие работы на тему:  «Как я провел лето...»

1

2.

В сказочном лесу...

1

3.

  Рисунки на тему «Дары осени»

1

4.

  Забавный орнамент

1

5.

 Осеннее дерево

1

6.

  «Осенние сказки лесной феи»

1

7.

Конкурс рисунков на тему: «Правила дорожные знать каждому положено»  

1

8.

Мои любимые животные (лепка).

1

9.

Иллюстрация к сказке «Три медведя»

1

10.

Конкурс рисунков на тему: «Фантастические животные»

1

11.

Рисуем котёнка

1

12.

Рисуем зайчика

1

13.

«Снеговик спешит на карнавал»

1

14.

Новогодняя открытка «Дед Мороз»

1

15.

Конкурс рисунков на тему: «Новогодняя ёлка с игрушками»  

1

16.

«Мороз рисует узоры»

1

17.

 «Снежное дерево»  

1

18.

Знакомство с хохломской росписью.

1

19.

Ежик с яблоком

1

20.

Рисуем сову

1

21.

Конкурс рисунков на тему: «Птицы – наши друзья»

1

22.

Поздравительная открытка к 23 февраля

1

23.

 «Подводное царство»

1

24.

Поздравительная открытка к 8 Марта

1

25.

Конкурс на самый красивый фантик

1

26.

Рисование на тему: « Красота вокруг нас» (гуашь)

1

27.

 Рисунки на тему: «Вселенная глазами детей» (гуашь, набрызг)

1

28.

Рисуем гусеницу. (гуашь)

1

29.

«Зайчик на лужайке» (гуашь)

1

30.

Рисование на тему «Родина моя» (У реки…) (гуашь)

1

31.

Рисунки на тему: «День победы»

1

32.

«Весенний пейзаж».

1

33.

Рисунки на тему: «В предчувствии летних каникул»

1

34

Резерв

«Чему мы  научились  за год»

1

Пример викторины:

1. О каком художественном промысле поется в русской народной песне?

 Как над Волгой яр хмель Над кусточком вьется.

 Перевился яр хмель

 На нашу сторонку.

 Как на нашей на сторонке

 Житье пребогато –

Серебряные листья,

 Цветы золотые.

(Хохлома.)

2. Какое слово здесь лишнее?

 Акварель, сангина, пастель, кисть.

 (Кисть.)

3. Как называют художника, рисующего животных?

 (Анималист.)

4. Её делают из древесины, тряпичного сырья, и художнику без нее не обойтись.

(Бумага.)

5. Отгадайте загадку:

Палочка волшебная

Есть у меня, друзья,

Палочкою этой

Могу построить я:

Башню, дом и самолет

И большущий пароход.

(Карандаш.)

6. Есть такая пословица: «Что написано пером, того не вырубишь топором».

Можете ли вы назвать предмет, которым легко «вырубить», например, карандашный штрих?

(Ластик.)

7. Каким словом можно назвать картины с изображением городской улицы, леса, дороги посреди поля, горы?(Пейзаж.)

8. Какое слово здесь зашифровано: м ю т н р а т р о?(Натюрморт.)

9. Какое слово здесь лишнее?

Кисть, палитра, мрамор, акварель, холст.(Мрамор.)

10. «В этой картине изображена сокровенная глубина елового леса, ленная чаща с ее сумраком, тишиной. На переднем плане – темная гладь

поверхности омута, с неподвижно лежащими на ней осенними листьями. Рядом с омутом – белый камень, на котором сидит…» (В. М.

Васнецов «Аленушка».)

11. На рисунке изображены молоток, пила, гвозди. К какому жанру относится произведение? (Натюрморт.)

12. Вид изобразительного искусства, в котором художник создает объемные изображения, называется… (скульптура).

13. Какое слово здесь лишнее?

Архитектор, портрет, здание, зодчий, строительство.(Портрет.) Пример тестирования:

Фамилия участника ___________________________________________________

Из предложенных ответов выберите правильные и подчеркните.

п/

п

Вопрос Ответы Баллы

1. Художник И. И. Шишкин рисовал: А) натюрморты

Б) пейзажи

В) портреты

2. Композиция рисунка – это: А) проведение

тонких линий

Б) карандашный

набросок

В) размещение

предметов на листе

бумаги

3. Основными элементами городецкой росписи являются: А) купавки

Б) розы

В) ромашки

Г) розаны

4. Дымковская игрушка расписывается: А) по золотисто-

охристому фону

Б) голубому фону

В) белому фону

Г) красному фону

5. Основными видами изобразительного искусства являются: А) скульптура

Б) рисование

В) живопись

Г) лепка

Д) графика

При подведении итогов выявляются две позиции:

1) неточность ответа, которая оценивается как ноль баллов

2) точность ответа оценивается в 1 баллОбщий подсчет баллов:

Первый уровень…………………………………….. меньше 4 баллов

Второй уровень ………………………………………от 5 до 6 баллов

Третий уровень ……………………………………....от 7 до 8 баллов

I уровень (фрагментарно-исполнительский)

Тестируемый имеет представление об изобразительном искусстве, но в пределах обыденного его понимания. Знания его неглубоки, а вот интерес к

конкретным навыкам и умениям в определенных видах изобразительного искусства выражен сильнее. Этому обучающемуся надо, посоветовать,

больше заниматься художественно-творческой деятельностью, для того, чтобы почувствовать вкус к самому творческому процессу.

II уровень (художественного мастерства)

Тестируемый неплохо ориентируется в области изобразительного искусства, владеет общими искусствоведческими знаниями и хорошо знаком со

спецификой отдельных видов народных промыслов, хорошо ориентируется в видах изобразительного искусства.

III уровень (творческий)

У тестирующего есть глубина представлений о природе художественного процесса, и он хорошо знаком со средствами выразительности

изобразительного искусства, с его видами. У него есть интерес к различным видам деятельности (изобразительной, декоративно-прикладной и

художественно-конструктивной).

Пример кроссворда:

4 5 6

1

2

7

1

0

3 8 9По горизонтали: 1- название красок, изобразительного материала; 2- рисунки к тексту сказок, рассказов, стихотворений и т. д.; 3 – элемент

городецкого узора.

По вертикали: 4 – название народного промысла; 5 – живописное произведение, самостоятельное по назначению; 6 – подготовительный рисунок к

произведению, отражающий поиски наилучшей композиции; 7 – название красок, изобразительного материала; 8 – принадлежность художника; 9 –

известный художник-анималист; 10 – инструмент художника, изобразительный материал.

Ответы на кроссворд. По горизонтали: гуашь, иллюстрация, купавка. По вертикали: гжель, картина, эскиз, акварель, палитра, Ватагин, карандаш

Материально-техническая база.

Литература.

1. Горичева В.С., Нагибина М.И. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. Популярное пособие для родителей и педагогов/ Художники

М.В.Душин, В.Н.Куров. – Ярославль: «Академия развития», «Академия и К°», 1998.

2. Давыдова Г.Н. Пластилинография - 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2006.

3. Изобразительное искусство. 1-4 классы: упражнения, задания, тесты/ авт.-сост. О.В.Свиридова. – Волгоград: Учитель, 2009.

4. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. – М.: Мозаика – Синтез, 2005.

5. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». – М.: «КАРАПУЗ-

ДИДАКТИКА», 2007.

6. Мелик – Пашаев А.А. Ребёнок любит рисовать : Как способствовать художественному развитию детей / Александр Мелик –Пашаев, Зинаида

Новлянская. – М.: Чистые пруды, 2007.

Оборудование для работы кружка: ножницы, кисточка, клей, клеенка, набор цветной бума


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности "Занимательная математика"

Программа внеурочной деятельности "Занимательная математика" 2 класс...

Программа внеурочной деятельности "занимательная математика"

Программа по внеурочной деятельности " Занимательная математика"  Содержание курса. Темтическое планирование...

программа внеурочной деятельности "Занимательная математика"

Пояснительная записка Рабочая программа курса «Занимательная математика» составлена на основе:·        Федерального государственного образовательного стан...