Программа внеурочной деятельности "занимательная математика"
рабочая программа по теме
Программа по внеурочной деятельности " Занимательная математика" Содержание курса. Темтическое планирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_zanimatelmatematika.docx | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 89
Рассмотрен протокол № «___» _______ 201_г. | СОГЛАСОВАН Зам. директора по УР _________/ Разживина Н.И. «___» ________ 201_г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ № 89 ________ /В.П.Чадина Приказ №______от «___» ________ 201_г. |
Программа курса
« Занимательная математика»
внеурочной деятельности
Составил учитель высшей категории
Осипова Светлана Викторовна
Челябинск, 2012г.
Пояснительная записка
Программа курса «Занимательная математика» по внеурочной деятельности разработана на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
- Приказ МО РФ № 373 от 06.10.2009 « Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г. / Мин - во образования и науки Рос. Федерации.- М.: Просвещение 2011.
- Письмо МОиН Челябинской области от 23.05 2011 №16- 02/2388 « Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования общеобразовательных учреждений Челябинской области»
- Письмо МОиН Челябинской области от 18.07.2011 №4286 «О введении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования общеобразовательных учреждений Челябинской области в 2011-2012 учебном году»
- Приложение к письму МОиН Челябинской области от 18.07 2011 №103/4275 «Об организации образовательного процесса в начальной школе в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2011-2012 учебном году»
- Письмо МОиН Челябинской области от 1.02.2012 №103/651 «О внесение изменений в основные образовательные программы начального общего образования общеобразовательных учреждений Челябинской области»
- Приложение к письму МОиН Челябинской области от 10.07 2012 №24/5135 «Об организации образовательного процесса в начальной школе в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2012-2013 учебном году»
- Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011г. № 03-296;
- Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование [Текст]: учебное издание / под ред. В. А. Горского. – М.: Просвещение, 2010
- Авторская программа Т.А. Носовой « В мире математической мысли»/ Носова Т. А. Математика после…: книга для учителя (текст) / Т.А. Носова. – Челябинск: Цицеро, 2011
- Характеристика программы курса по направлению и видам деятельности
Данная программа курса «Занимательная математика» была разработана Т.А. Носовой в 1998 году с целью выявления и развития способностей и склонностей к занятиям математикой у учащихся начальной школы. После экспериментальной апробации в течении года в МОУ прогимназии №133 г. Челябинска она рецензирована и квалифицирована как авторская лабораторией математического образования Челябинского института дополнительного образования (повышение квалификации) работников просвещения в мае 1999 года. Использование данной программы на индивидуальных и групповых занятиях позволило разработать на базе её трехуровневую модель обогащения математического образования младших школьников, одобренную и рекомендованную для внедрения членом-корреспондентом АСПН Г.Н. Сериковым в 2001 г. Поскольку основным содержанием деятельности учащихся является освоение математических способов ориентации в действительности (понятий, способов действия, моделей и пр.), позволяющих решать занимательные (нестандартные) математические задачи, данную программу можно отнести к программам общеинтеллектуального и общекультурного направлений, определенных ФГОС. При этом основными видами внеурочной деятельности, реализуемой в рамках данной программы, является познавательная и игровая деятельность.
1.2 Актуальность, особенности программы
Необходимость разработки данной программы вызвана двумя причинами. Во-первых, необходимостью сохранять и продолжать отечественные традиции развития математического стиля мышления учащихся, как ценного социального опыта. А во-вторых, проблемами, сопровождающимися попытки ознакомить учащихся младших классов с широким кругом стержневых математических идей на уроках по предмету.
Основной особенностью данной программы является то, что она построена на использовании так называемых занимательных (нестандартных0 математических задач. Эти задачи, определенная классификация которых в соответствии возрастными особенностями учащихся определила содержательные линии программы, предполагается использовать в процессе внеурочной деятельности, организованной на основе интерактивного подхода. Такой подход опирается на активное использование связей между элементами различных систем (коммуникативных связей между учащихся, содержательных связей между различными разделами математики как науки и учебного предмета и т. п. ) и направлен на активизацию этих связей. Соответственно, интерактивными должны быть и формы организации занятий, и используемые приемы (олимпиады и командные математические состязания, математические бои, групповая работа, проектные задачи и др.)
- Цели и задачи программы
Исходя из понимания того, что с одной стороны, существует типическая предрасположенность к формированию математического стиля мышления, а с другой – познакомить с таким социальным опытом и социальной ценностью хотелось бы каждого, мы можем рассчитывать на достижение результатов трех разных уровней.
Первый уровень результата – приобретение ребёнком знаний о таком социальном опыте, как Математические Способы Ориентации в Действительности.
Второй уровень- приобретение ребёнком опыта позитивного отношения к такой социальной ценности, как Математические Способы Ориентации в Действительности.
Третий уровень – приобретение ребёнком опыта самостоятельного социального действия в сфере применения Математических Способов Ориентации в Действительности.
Это значит, что целью использования программы является предоставление учащимся возможности реализовать себя в деятельности, связанной с решением нестандартных математических задач в соответствии с их уровнем интереса к этой деятельности.
Эта цель достигается за счет решения трех основных задач, которые по смыслу тесно пересекаются с тремя типами обогащения в модели Дж. Рензулли:
Первая такая задача – выявление и развитие интереса к математике . Средствами её решения являются; насыщенность курса различными видами олимпиадных задач ( занимательных по форме и по содержанию), проведение занятий в виде состязаний ( например, олимпиад различных видов) или игр ( в первую очередь игр со стратегией), соприкосновение учащихся на занятиях со стержневыми математическими понятиями и важными математическими идеями ( которые дают возможность взглянуть на математику не просто, как «страну Цифирию», но как на интересную и серьёзную область знания) и поддержания мотивации к занятиям.
Когда первая задача выполнена, появляется возможность параллельно приступить к решению второй - обучению в сфере выявленного интереса, формирование навыков (здесь уже отпадает необходимость в занимательности и в состязательности, т. к. такой ребёнок уже ответил для себя на вопрос : интересна ли ему математика, и нужна ли она ему). Решение второй задачи достигается за счёт насыщенности программы различными подходами к решению одного и того же типа нестандартных заданий, что позволяет учащимся выбрать для себя наиболее понятный , удобный и наиболее приемлемый в соответствии с особенностями своего мышления.
Третьей задачей является создание условий для самостоятельной положительной и творческой деятельности в сфере избранного интереса.
Учащиеся, достигшие такого уровня отношения к математике, имеют возможность реализовать своё стремление в подготовке к олимпиадам и при участии в них. Это и олимпиады для выпускников начальной школы, которые ежегодно проводятся в управлении образования. Это и олимпиада «Кенгуру». С этой же целью ежегодно в феврале – марте проводится открытая математическая олимпиада МОУ прогимназии № 133 для младших школьников Центрального района. Кроме того, для желающих попробовать свои силы в решении математических мини – олимпиад в течение учебного года создан банк текстов таких олимпиад, разработанных В.В. Таракановым, В.Н. Русановым, и др.
Другой возможностью для реализации интеллектуального и творческого потенциала учащихся является использование на уроках такого вида творческих заданий, как составление задач-аналогов в конце изучения каждой темы. Составленные учащимися задания могут быть использованы при проведении предметной недели.
Надо иметь в виду, что готовность отдельного учащегося работать на каком – то из уровней – явление, изменяющееся во времени. Поэтому решение трех взаимосвязанных задач осуществляется параллельно за счёт всего перечисленного арсенала методов и приёмов.
Ценностными ориентирами содержания курса являются:
— формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
— освоение эвристических приёмов рассуждений;
— формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
— развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
— формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие гипотезы;
—формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
— привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях;
- Распределение часов по основным разделам программы
курса «Занимательная математика» по внеурочной деятельности
Программа предназначена для работы с учащимися 1-4 классов. Срок реализации программы – 4 года.
По программе 1 час в неделю, 33часа в год в 1 классе, 34 часа в год в 2-4 классе.
Нормативный часовой объём программы представлен в следующей таблице:
Год обучения | Наполняемость группы | Продолжительность занятия | Периодичность в неделю | Часов в неделю | Часов в год |
1 год | 25 человек | 1 час | 1 раз | 1 час | 33 ч. |
2 год | 25 человек | 1 час | 1 раз | 1 час | 34ч. |
3 год | 25 человек | 1 час | 1 раз | 1 час | 34 ч. |
4 год | 25 человек | 1 час | 1 раз | 1 час | 34 ч. |
Всего с 1 по 4 класс | 135ч. |
Все учебные часы распределены по темам следующим образом:
1 год обучения
Тема | Количество часов по авторской программе | Количество часов по КТП |
Логические задачи | 7 | 7 |
Психологические тесты | 1 | 1 |
Комбинационные задачи | 5 | 5 |
Некоторые задачи ТРИЗ | 1 | 1 |
Графы | 1 | 1 |
Комбинаторные задачи | 2 | 2 |
Задачи, решаемые с помощью буквенных выражений | 1 | 1 |
Алгебраические задачи типа « Фазаны и кролики» | 2 | 2 |
Задачи на планирование действий | 4 | 4 |
Задачи на расстановку стульев | 1 | 1 |
Интеллектуальные игры | 7 | 7 |
Задачи геометрического содержания | 1 | 1 |
Итого: | 33 | 33 |
- год обучения
Тема | Количество часов по авторской программе | Количество часов по КТП |
Логические задачи | 9 | 9 |
Психологические тесты | 2 | 2 |
Задачи на четность и признаки делимости | 1 | 1 |
Виды математических олимпиад | 3 | 3 |
Комбинаторные задачи | 2 | 2 |
Задачи, решаемые с помощью буквенных выражений | 1 | 1 |
Алгебраические задачи типа « Фазаны и кролики» | 2 | 2 |
Задачи на планирование действий | 4 | 4 |
Задачи на расстановку стульев в квадратной комнате | 1 | 1 |
Интеллектуальные игры | 6 | 6 |
Задачи геометрического содержания | 3 | 3 |
Итого: | 34 | 34 |
1.5 Формы и методы работы с учащимися
На занятиях по программе курса «Занимательная математика» внеурочной деятельностие используются, наряду с репродуктивным, такие методы работы, как проблемный и частично-поисковый, как творческий в сочетании с алгоритмическим, индуктивный в сочетании с дедуктивным и практический в сочетании со словесным. Кроме того, используются такие методы и приемы, как создание ситуации успеха, проблемной ситуации, проблемного диалога с детьми , организация поиска недостающего способа действий и моделирование способа действия. Используются на уроках задания – ловушки и некорректные задачи (с недостающими или лишними данными), позволяющие формировать самоконтроль самооценку учащихся. Используется на занятиях и работа в парах и группах различного состава, которая позволяет учащимся выполнять с помощью товарищей задания, которые они не смогли выполнить самостоятельно, т.е. в зоне ближайшего развития.
Кроме того, при реализации программы используются групповые формы работы, основным элементом которых является игровая педагогика. При этом игры, интеллектуальные по содержанию. Носят по преимуществу соревновательный характер. Придерживаясь интерактивного подхода к организации занятий, мы подразумеваем обязательное использование педагогом таких форм и приёмов, как рейтинговая мини- олимпиады, командные состязания, математические бои и проектная работа по составлению задач – аналогов.
1.6 Планируемые результаты изучения курса
Участвуя в организованной педагогом на занятиях деятельности, дети получат представление:
- о многообразии разделов математики, как науки и учебного предмета;
- о многообразии нестандартных задач и возможности классифицировать их соответствующим разделам математики, по отношению требований и решения (корректные, недоопределённые или открытые, переопределенные или противоречивые);
- О многообразии способов решения задач (логический,, арифметический, комбинаторный, алгебраический, графический и др.);
- О формах и правилах проведения математических состязаний ( олимпиады, командного состязания, математического боя).
Дети получат возможность научиться решать нестандартные задачи определенных разновидностей (комбинационные, комбинаторные, логические, геометрические задачи на четность и др.) подходящими методами.
Дети получат возможность на практике в процессе индивидуальной или групповой работы применять умения:
- определять разновидность, к которой относится нестандартная задача ( по разделу математики и корректности);
- подбирать подходящий метод решения задачи;
- находить все возможные решения задачи;
- оформлять процесс рассуждения, которым были найдены решения, в виде решения задачи;
- аргументировать правильность выбранного хода решения или отсутствие решения в противоречивых задачах.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы
Личностными результатами изучения данного курса являются:
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности;
- умения преодолевать трудности – качества весьма важные в практической деятельности любого человека;
- воспитание чувства самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Читать и пересказывать текст.
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий на уроке.
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
1.7 Критерии результативности
Опираясь на идеи трехуровневого обогащения образовательных программ Дж. Рензулли и учитывая то, что мы предлагаем учащемуся образовательные формы, нацеленные на достижение определенного уровня результата присвоения социального опыта в соответствии с его интересом к этому опыту, мы выделяем три уровня отношения ребёнка к организуемой нпми деятельности.
1 уровень. Отношение к деятельности, как к общей ориентировочной или досуговой. На этом этапе ученик выступает в роли « слушателя», «зрителя»,который соприкасается, знакомится с данной сферой деятельности, не заинтересован в том , чтобы каким –то образом принимать в ней участие.
- уровень Отношение к деятельности, как к жизненно необходимой, без которой невозможна реализация способностей. На этом уровне ученик выступает в роли «исполнителя», стремится к формированию под руководством педагогов и с помощью родителей умений и навыков, без которых не возможна реализация в данной сфере деятельности.
- уровень Отношение к деятельности, как к сфере выбранного интереса и самореализации. На этом уровне ребёнок выступает в роли 2исследователя», «творца», «организатора своих побед», сам ( насколько это позволяют возрастные особенности0 ставит перед собой задачи и ( опираясь на помощь педагогов и родителей) успешно из решает.
Применительно к данной программе качественно оцениваться эти уровни будут следующим образом:
1 уровень Ребёнок с удовольствием посещает занятия, но выполняет задания занимательного и соревновательного характера. Тетрадь, как правило, не ведёт, задачи не классифицирует. Поэтому к задаче, подобно решенной ранее, относится, как к совершенно новой. Как только требуется приложить усилия (подумать). Чтобы довести решение задачи до конца. Интерес к ней гаснет. Поэтому ему постоянно необходима поддержка учителя или товарищей по группе ( при совместной деятельности).
2 уровень Ребёнок настойчиво доводит до конца решение предложенных учителем заданий, ведёт тетрадь, классифицирует задачи по типам и методам решения. Выполняет задания не только занимательного и соревновательного характера. Овладев способом решения задач определенного типа, уверенно применяет его в дальнейшем. В то же время избегает творческих заданий
( например, сочинение собственных задач) и выступления на олимпиадах уровня выше классного.
- уровень Ребёнок не только целенаправленно и настойчиво овладевает методами решения различных задач, но и стремиться применить полученные знания: помогает товарищам, выступает хорошим организатором в командных состязаниях, стремиться участвовать во всех возможных математических олимпиадах и интеллектуальных конкурсах, с удовольствием сочиняет задачи аналоги ( участвует в составлении школьных сборников таких задач), самостоятельно «прорабатывает» сборники олимпиадных задач ( и может предложить учителю и товарищам «что-то новенькое»), а так же читает на уровне своего возраста популярные и занимательные книги по математике (о чем свидетельствует уровень его математической эрудиции).
Уровень отношения ребёнка к деятельности, организуемой педагогом на занятиях, оценивается на основании педагогического наблюдения и заносится в мониторинговую карту. В клетках выставляется уровень1.2 или 3 для каждого ребёнка на начало учебного года, конец первого полугодия и конец учебного года.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей будут представлены в международном математическом конкурсе – игре «Кенгуру», в предметных олимпиадах.
1.8 Содержание программы курса «Занимательная математика» 1 года обучения
Тема | Теория (понятия, теоретические сведения) | Практика |
Логические задачи | Посылка, вывод, умозаключение, истинное высказывание, ложное высказывание, противоречие, шкала, логический квадрат, «открытый» логический квадрат, множество решений задачи. | Решение задач на сравнение путем нанесения объектов на выбранную шкалу. Решение логических задач путём построения устной цепочки рассуждений. Решение логических задач построением логического квадрата – таблицы объекты- свойства». Нахождение нескольких решений таких задач в случае недостатка данных. Определение логического значения высказывания (истина или ложь) в зависимости от ситуации задачи. Решение задач типа «выбрать не глядя» методом рассуждения «в худшем случае» |
Психологические тесты | Тест, зрительно- пространственный тест, варианты ответа | Работа с тестом вообще. Развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать, искать недостающий или соответствующий элемент и т. д. |
Комбинационные задания | Сумма чисел, магический квадрат, перебор вариантов, прямая, отрезок, квадрат, треугольник, трапеция, окружность, пересечение фигур, разбиение фигуры прямой или отрезком на части. | Расстановка чисел в клетках данных фигур в соответствии с заданным условием путём перебора вариантов. Расположение на рисунке пересекающихся фигуры требуемым образом. Разбиение данной фигуры прямыми на равные части или на заданное количество частей. Разделение заданного количества предметов на заданное количество частей с наименьшим количеством разрезов на части. Устное составление задач – аналогов. |
Виды математических олимпиад. | Личное и командное состязание, правила проведения и подведения итогов. | Проведение личных и командных математических состязаний с соблюдением всех требований и правил. |
Некоторые задачи ТРИЗ | Решение несложных задач перебором небольшого числа вариантов, умение отказаться от методов проб и ошибок в случае большого числа возможных вариантов. | |
Графы | Граф, вершина и рёбра графа. | Решение задач построением графа ( объекты – вершины, связи между ними – ребра графа) |
Комбинаторные задачи | Комбинаторика, возможные варианты, упорядоченный перебор всех возможных вариантов, таблица – как способ упорядочить перебор | Решение простейших комбинаторных задач упорядоченным перебором всех возможных вариантов. Составление задач- аналогов. |
Задачи, решаемые с помощью буквенных выражений | Равенство. Действия с равенствами. | Решение задач на равновесие составлением простейших равенств и действий над равенствами. |
Алгебраические задачи типа « Фазаны и кролики» | Отличительные признаки задач типа «Фазаны и кролики» | Решение задачи тип « Фазаны и кролики» упорядоченным перебором всех возможных вариантов с помощью таблицы |
Задачи планирование действий | Оптимальное решение – решение с минимальными затратами или за минимальное количество ходов | Поиск методов проб и ошибок оптимального решения задачи на планирование действий и схематическое изображение найденного плана действий. |
Задачи на расстановку стульев в квадратной комнате | Решение задач на расстановку различного количества стульев вдоль стен прямоугольной комнаты методом заполнения различно количества углов комнаты. Составление задач- аналогов. | |
Интеллектуальные игры | Условие игры, правила проведения турнира. | Знакомство с правилами несложных игр, тренировки в парах, проведение групповых турниров. |
Задачи геометрического содержания | Простейшие геометрические фигуры (прямая, отрезок, треугольник, прямоугольник, квадрат, ромб, окружность, круг) геометрическая головоломка, лента Мебиуса и её свойства | Решение задач геометрического содержания из сборников олимпиадных и нестандартных задач для младших школьников |
1.9 Содержание программы курса « Занимательная математика» 2 года обучения
Тема | Теория (понятия, теоретические сведения) | Практика |
Логические задачи | Посылка, вывод, умозаключение, истинное высказывание, ложное высказывание, противоречие, шкала, логический квадрат, «открытый» логический квадрат, множество решений задачи, корректность задачи (существование и единственность решения), недоопределенность и переопределенность данными | Решение задач на сравнение путем нанесения объектов на выбранную шкалу. Решение логических задач путём построения устной цепочки рассуждений. Решение логических задач построением логического квадрата – таблицы объекты- свойства». Нахождение нескольких решений таких задач в случае недостатка данных. Определение логического значения высказывания (истина или ложь) в зависимости от ситуации задачи. Решение задач типа «выбрать не глядя» методом рассуждения «в худшем случае» Устное составление задач- аналогов. |
Психологические тесты | Тест, зрительно- пространственный тест, варианты ответа | Работа с тестом вообще. Развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать, искать недостающий или соответствующий элемент и т. д. |
Задачи на четность и признаки делимости | Понятие четного и нечетного числа. Признаки четных и нечетных чисел. Свойства четных и нечетных чисел. | Распознавание четных и нечетных чисел. Определение признаков четности и нечетности чисел. Использование свойств четных и нечетных чисел при решении простых задач. |
Виды математических олимпиад. | Личное и командное состязание, олимпиада–марафон - правила проведения и подведения итогов. | Проведение личных и командных математических состязаний, олимпиады - марафона с соблюдением всех требований и правил. |
Некоторые задачи ТРИЗ | Решение несложных задач перебором небольшого числа вариантов, умение отказаться от методов проб и ошибок в случае большого числа возможных вариантов. | |
Графы | Граф, вершина и рёбра графа. | Решение задач построением графа ( объекты – вершины, связи между ними – ребра графа) |
Комбинаторные задачи | Комбинаторика, возможные варианты, упорядоченный перебор всех возможных вариантов, таблица – как способ упорядочить перебор | Решение простейших комбинаторных задач упорядоченным перебором всех возможных вариантов. Составление задач- аналогов. |
Задачи, решаемые с помощью буквенных выражений | Равенство. Действия с равенствами. | Решение задач на равновесие составлением простейших равенств и действий над равенствами. |
Алгебраические задачи типа « Фазаны и кролики» | Отличительные признаки задач типа «Фазаны и кролики» | Решение задачи тип « Фазаны и кролики» упорядоченным перебором всех возможных вариантов с помощью таблицы |
Задачи планирование действий | Оптимальное решение – решение с минимальными затратами или за минимальное количество ходов | Поиск методов проб и ошибок оптимального решения задачи на планирование действий и схематическое изображение найденного плана действий. |
Задачи на расстановку стульев в квадратной комнате | Методика заполнения углов прямоугольной комнаты при решении задач «на расстановку стульев», стул « в углу» - стоит у обеих стен одновременно | Решение задач на расстановку различного количества стульев вдоль стен прямоугольной комнаты методом заполнения различно количества углов комнаты. Составление задач- аналогов. |
Интеллектуальные игры | Условие игры, правила проведения турнира. | Знакомство с правилами несложных игр, тренировки в парах, проведение групповых турниров. |
Задачи геометрического содержания | Простейшие геометрические фигуры (прямая, отрезок, треугольник, прямоугольник, квадрат, ромб, окружность, круг) геометрическая головоломка, лента Мебиуса и её свойства | Решение задач геометрического содержания из сборников олимпиадных и нестандартных задач для младших школьников |
Календарно – тематическое планирование 1 года обучения
№ | Дата | Тема урока | Количество часов | Теория | Практика |
Логические задачи | 7 | 2 | 5 | ||
1. | Вводное занятие | 1 | |||
2. | Логические задачи на сравнение | 1 | |||
3. | Логические задачи, решаемые цепочкой рассуждения | 1 | |||
4. | Логический квадрат | 1 | |||
5. | Открытые логические квадраты | 1 | |||
6. | Простейшие задачи на истинность и ложность | 1 | |||
7. | Задачи типа «Выбрать не глядя» | 1 | |||
Психологические тесты | 1 | 0,2 | 0,8 | ||
8. | Зрительно-пространственные тесты | 1 | |||
Комбинационные задачи | 5 | 1 | 4 | ||
9. | Задачи на расставление | 1 | |||
10. | Задачи на расположение | 1 | |||
11. | Задачи на размещение | 1 | |||
12. | Задачи на разбиение | 1 | |||
13. | Задачи на разделение | 1 | |||
Некоторые задачи ТРИЗ | 1 | 0,2 | 0,8 | ||
14. | Некоторые задачи ТРИЗ | 1 | |||
Графы | 1 | 0,2 | 0,8 | ||
15. | Задачи на понятие графа | 1 | |||
Комбинаторные задачи | 2 | 0,5 | 1,5 | ||
16. | Решение комбинаторных задач упорядоченным перебором вариантов | 1 | |||
17. | Решение комбинаторных задач с помощью таблицы | 1 | |||
Задачи, решаемые с помощью буквенных выражений | 1 | 0,2 | 0,8 | ||
18. | Задачи на равновесие | 1 | |||
Алгебраические задачи типа «Фазаны и кролики» | 2 | 0,5 | 1,5 | ||
19. | Задачи типа «Фазаны и кролики» | 1 | |||
20. | Комбинаторное решение | 1 | |||
Задачи на планирование действий | 4 | 1 | 3 | ||
21. | Задачи на переправы | 1 | |||
22. | Коржи на сковородке | 1 | |||
23. | Разделение без весов | 1 | |||
24. | Поиск фальшивой монеты | 1 | |||
Задачи на расстановку стульев | 1 | 0,2 | 0,8 | ||
25. | Практическое решение задач на расстановку стульев | 1 | |||
Интеллектуальные игры | 7 | 2 | 5 | ||
26. | Ним | 1 | |||
27. | Крестики-нолики с вариантами | 1 | |||
28. | Карты и краски | 1 | |||
29. | Геометрический ним | 1 | |||
30. | Игры на необычных досках Дожд. | 1 | |||
31. | Игры на шахматной доске | 1 | |||
32. | Рэндзю | 1 | |||
Задачи геометрического содержания | 2 | 0,5 | 1,5 | ||
33. | Геометрические головоломки | 1 |
Календарно – тематический планирование 2 года обучения
№ | Дата | Тема урока | Количество часов | Теория | Практика |
Логические задачи | 9 | 3 | 6 | ||
1. | Вводное занятие | 1 | |||
2. | Система неравенств и ось для логических задач на сравнения | 1 | |||
3. | Рассуждения, посылка, вывод, умение сделать запись. | 1 | |||
4. | Логический квадрат – удобная конструкция посылок. | 1 | |||
5. | Корректные и некорректные задачи. | 1 | |||
6. | Противоречие. Отсутствие решения | 1 | |||
7. | Недоопределённость. Множество решений | 1 | |||
8. | Простейшие задачи на истинность и ложность | ||||
9. | Задачи типа «выбрать не глядя» | ||||
Психологические тесты | 2 | 0,5 | 1,5 | ||
10. | Зрительно-пространственные тесты | 1 | |||
11. | Задачи Зака | 1 | |||
Задачи на четность и признаки делимости | 1 | 0,2 | 0,8 | ||
12. | Понятие четного и нечетного числа | 1 | |||
Виды математических олимпиад | 3 | 0,5 | 2,5 | ||
13. | Командные математические состязания | 1 | |||
14. | Личное состязание – самая распространенная олимпиада. | 1 | |||
15 | Олимпиада - марафон | 1 | |||
Комбинаторные задачи | 2 | 0,5 | 1,5 | ||
16. | Отличие упорядоченного перебора вариантов от метода проб и ошибок. | 1 | |||
17. | Таблица для упорядоченного перебора вариантов | 1 | |||
Задачи, решаемые с помощью буквенных выражений | 1 | 0,2 | 0,8 | ||
18. | Задачи на равновесие. Действия с неравенствами. | 1 | |||
Алгебраические задачи типа «Фазаны и кролики» | 2 | 0,5 | 1,5 | ||
19. | Задачи типа «Фазаны и кролики» | 1 | |||
20. | Комбинаторное решение | ||||
Задачи на планирование действий | 4 | 1 | 3 | ||
21. | Задачи на переправы | 1 | |||
22. | Коржи на сковородке | 1 | |||
23. | Разделение без весов | 1 | |||
24. | Поиск фальшивой монеты | 1 | |||
Задачи на расстановку стульев в квадратной комнате | 1 | 0,2 | 0,8 | ||
25. | Практическое задание на расстановку стульев | 1 | |||
Интеллектуальные игры | 6 | 2 | 4 | ||
26. | Ним | 1 | |||
27. | Крестики – нолики с вариантами | 1 | |||
28. | Карты и краски | 1 | |||
29. | Геометрический ним | 1 | |||
30. | Игры на необычных досках. Додж | 1 | |||
31. | Игры на шахматной доске. | 1 | |||
Задачи геометрического содержания | 3 | 0,5 | 2,5 | ||
32. | Задачи на концы и промежутки | 1 | |||
33. | Задачи на разрезание и складывание фигур | 1 | |||
34. | Геометрическое головоломки ( танграм, сложи квадрат и пр.) | 1 |
Материально – техническое обеспечение программы «Занимательная математика»
Наименование объектов и средств материально – технического обеспечения | Примечания |
Технические средства обучения | |
Рабочее место учителя Персональный компьютер Ксерокс Мультимедийный проектор Экспозиционный экран | |
Список литературы | |
Носова Т. А. Математика после…: книга для учителя (текст) / Т.А. Носова. – Челябинск: Цицеро, 2011 Носова Т.А. Универсальный инструмент ( занимательные математические задачи как средство формирования УУД и не только) : методическое пособие ( Текст) / Т.А. Носова. – Челябинск: Цицерон, 2011 Айзенк Г. Универсальные тесты, профессора Айзенка. – СП6 : «Стелла»,1996 Зак А.З. Как развивать логическое мышление: 800 занимательных задач для детей 6-15 лет. М: АРКТИ, 2001 Все задачи «Кенгуру – 2010» Задачи, решение, итоги – СП6 . – 2010 Дробышева Ю. А. олимпиады по математике: 1-4 классы. – М.: Издательство «Первое сентября», 2003. Козлова И.Г. Задачи повышенной трудности по математике для начальной школы: учебно – методическое пособие / И.Г. Козлова. – Челябинск: АБРИС, 2010. Левитас Г.Г. Нестандартные задачи на уроках математики в 1 классе. – М.: Илекса, 2004 Левитас Г.Г. Нестандартные задачи на уроках математики в 2 классе. – М.: Илекса, 2004 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности"Занимательная математика" 1-4 кл.
Программа внеурочной деятельности...
Программа внеурочной деятельности "Занимательная математика"
Программа внеурочной деятельности "Занимательная математика" 2 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика" в 1 классе .
Рабочая программа...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика" во 2 классе .
Рабочая программа...
программа внеурочной деятельности "Занимательная математика"
Пояснительная записка Рабочая программа курса «Занимательная математика» составлена на основе:· Федерального государственного образовательного стан...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика". 1-4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика" для учащихся 1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения ...